Научная статья на тему 'История и современность медийного ландшафта Швейцарии'

История и современность медийного ландшафта Швейцарии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
881
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРИЯ / МЕДИАЛАНДШАФТ / СМИ / ОНЛАЙН-МЕДИА / АРДЖУН АППАДУРАИ / SWITZERLAND / MEDIA LANDSCAPE / MASS MEDIA / ONLINE MEDIA / ARJUN APPADURAI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвиенко В.В.

В статье рассмотрен и проанализирован медийный ландшафт Швейцарии, представляющий собой уникальное пространство («сверхтекучую субстанцию») со сложным языковым строением, лидирующем положением в мире по количеству периодических печатных изданий на душу населения, стремительным развитием онлайн-медиа и отход от традиционных СМИ, а также нетипичным размещением рекламы. Дается развернутое определение медиаландшафта по версии А. Аппадураи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современность медийного ландшафта Швейцарии»

Матвиенко В.В. ©

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики

филологического факультета РУДН

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ МЕДИЙНОГО ЛАНДШАФТА ШВЕЙЦАРИИ

Аннотация

В статье рассмотрен и проанализирован медийный ландшафт Швейцарии, представляющий собой уникальное пространство («сверхтекучую субстанцию» со сложным языковым строением, лидирующем положением в мире по количеству периодических печатных изданий на душу населения, стремительным развитием онлайн-медиа и отход от традиционных СМИ, а также нетипичным размещением рекламы. Дается развернутое определение медиаландшафта по версии А. Аппадураи.

Ключевые слова: Швейцария, медиаландшафт, СМИ, онлайн-медиа, Арджун Аппадураи.

Summary

The media landscape in Switzerland, which is a unique space ("superfluid substance") with a complex linguistic structure, leading position in the world in the number of periodicals per capita, the rapid development of online media and a departure from the traditional media? as well as atypical advertise is reviewed and analyzed in the article. Detailed definition of media landscape according to A. Appadurai is also give.

Keywords: Switzerland, media landscape, mass media, online media, Arjun Appadurai.

Медийный ландшафт - это динамическая совокупность всех медиа в целом либо на определенной территории (страна, область, город и т.д.), их распространенность и востребованность населением. При определении медийного ландшафта учитываются тиражи, периодичность выхода, форма собственности каждого конкретного средства массовой информации. Таким образом, анализ совокупности собранных данных позволяет выявить лидирующие виды СМИ и сделать прогноз дальнейшего развития медиаландшафта.

Термин впервые был предложен американским философом, социологом и антропологом индийского происхождения Арджуном Аппадураи в 1986 году. А. Аппадураи предлагает теорию строения современного социума в виде конструкта «воображаемых миров» - социально сконструированного сообщества, воображаемого людьми, воспринимающими себя его частью.

Аппадураи выделяет пять уровней этого воображаемого, виртуального пространства:

• этнопространство, сформированное глобальными потоками людей - туристов, трудовых мигрантов, беженцев и переселенцев;

• медиапространство или медиаландшафт, сформированный СМИ и новыми медиа;

• технопространство, сформированное доступными обществу на данный момент технологиями;

• финансовое пространство, создаваемое денежными потоками;

• пространство идей, состоящее из государственных идеологий и обычно противостоящих им идеологий общественных движений [1].

Медиаландшафт, по Аппадураи, является в современном мире некоей «сверхтекучей субстанцией», пронизывающей все общество и являющейся неотъемлемой частью повседневной жизни. Средства массовой коммуникации вследствие этого превращаются в решающий фактор отвлеченной (imaginative) жизни людей в современном мире.

Исследуя медиаландшафт отдельного государства, в данном случае, Швейцарии, следует начать с языкового состава населения. Швейцария является страной со сложным языковым

© Матвиенко В.В., 2014 г.

строением. Несмотря на то, что 94 % населения - швейцарцы, в стране нет общего единого языка. Самая крупная языковая группа - германошвейцарцы (немецкий язык, 65 %), затем по численности идут франкошвейцарцы (французский язык, 18 %), италошвейцарцы (итальянский язык, 10 %). В стране также проживают ретороманцы - романши и ладины, составляющие около 1 % населения, разговаривающие на четвертом официальном языке Швейцарской Конфедерации - реторманском [2].

По количеству периодических печатных изданий на душу населения Швейцария день занимает одно из первых мест в мире. Сегодня в стране выпускается около 200 основных ежедневных газет, их суммарный тираж - 3,2 млн. экз. при общей численности населения в 7 580 000 чел. До сих пор выходят в свет старейшие газеты в Швейцарии «Neue Zurcher Zeitung» (год основания - 1750) и «Der Bund» (год основания - 1850).

Из немецкоязычных ведущими на сегодняшний день в Швейцарии являются бульварная газета «Blick» (275 тыс. экз.), выходящие в Цюрихе хорошо информированная «Tages-Anzeiger» (259 тыс. экз.) и «Neue Zurcher Zeitung» (139 тыс. экз.).

Среди франкоязычных лидируют бульварная «Le Matin» (187 тыс. экз.), «Le Temps» (97 тыс. экз.), «Vingt-quatre heurers» (97 тыс. экз.), «Tribune de Geneve» (65 тыс. экз.).

Среди италоязычных — «Corriere del Ticino» (24 тыс. экз.).

Стоит отметить преимущественно региональный характер прессы, продиктованный сложным языковым составом и административным делением страны. Среди всего разнообразия газетного рынка только несколько бульварных изданий выходят на нескольких языках (в частности, бесплатная газета «20 Minuten», распространяемая в общественном транспорте) [3].

Наибольшей популярностью пользуется бульварная и желтая пресса. В связи с общим сокращением читательской аудитории только флагман желтой прессы газета «Blick» не столкнулась с сокращением тиражей. В то же время, аудитория важнейших газет немецкой части страны в период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. сократилась довольно заметно. Такие крупные газеты, как «Tages-Anzeiger», «Mittelland Zeitung», «Berner Zeitung» и «Neue Zurcher Zeitung» лишились 7-11 тысяч читателей. Похожим образом складывается и ситуация на рынке воскресных газет. Тираж популярной газеты «Sonntags Zeitung» за последние три года упал на 8,6 %. Удержать свои позиции смогли только популярная бернская газета «Berner Zeitung» (её тираж — 163 тыс. экз.) и пользующийся значительным спросом иллюстрированный журнал бульварного толка «Schweizer Illustrierte» (255,7 тыс. экз.). Главный информационный журнал Швейцарии «Facts» прекратил свое существование в связи с финансовыми трудностями. Однако общая негативная тенденция потери читателей не действует в западной франкоязычной Швейцарии. 13 тысяч читателей потеряла только «Tribune de Geneve», газеты «Le Matin», «24 Heures», «Le Temps», «Le Nouvelliste» и «La Liberte» напротив, увеличили свои аудитории [3].

В сфере печатных СМИ так же намечается тенденция слияния отдельных предприятий в крупные медиаконцерны, что позволяет обеспечивать финансовую независимость и стабильность прессы, а также содействует плюрализму.

Крупнейшим медиаконцерном в Швейцарии является «Tamedia». Сфера влияния медиаконцерна «Tamwdia» распространяется на всю западную часть Швейцарии, регионы Берна, Тургау и Цюриха. В 2007 г. компания увеличила свои активы - приобрела «Espace Media Group» с двумя крупными ежедневными газетами «Bund» и «Berner Zeitung». В 2009 г. «Тамедиа» прочно укрепилась во франкоязычной части страны. Медиаконцерну принадлежат несколько газет и специализированных журналов, а так же несколько радиостанций и телеканалов.

Второе место на швейцарском медиарынке удерживает «NZZ-Группе». Штаб-квартира концерна находится в Цюрихе, где выходит и главное издание - ежедневная «Neue Zuercher Zeitung», известная не только в Швейцарии, но и далеко за ее пределами. С аббревиатурой «NZZ» выходит целый ряд газет и журналов: «NZZ am Sonntag», «NZZ Folio», «NZZ Fokus», «NZZ Campus», «NZZ Chronik», «NZZ Format (TV)», «NZZ Standpunkte». Также в Цюрихе издаются 3 специализированных журнала: «ReiseBlick», «artUN-Dreise и «Z - Die schoenen Seiten». Кроме того, «NZZ-Группе» владеет двумя влиятельными ежедневными газетами, с помощью которых она охватывает аудиторию центральной и восточной Швейцарии.

«АЦ Медиен Группе» - лидер в производстве локальных региональных СМИ. Медиаконцерну принадлежат около двадцати ежедневных и еженедельных газет, несколько специализированных изданий и ряд локальных радио- и телестанций. Сфера ее влияния -северо-западные кантоны Швейцарии. Объемы капитала «АЦ Медиен Группе» значительно меньше, чем у «Тамедиа» и «NZZ-Группе», но в своем регионе компания - абсолютный монополист на рынке СМИ. Ей принадлежит популярная ежедневная газета «Mittelland Zeitung», которая до недавнего времени считалась третьей по тиражу ежедневной газетой Швейцарии [4, 27].

Тенденции конвергенции и укрупнения бизнеса прежде всего связаны с продолжающимся уменьшением количества публикуемых рекламных объявлений и с ростом популярности «интернет-прессы». Все газеты имеют хорошо развитые интернет-сайты и могут быть оперативным источником информации, поэтому печатные версии изданий постепенно перестают интересовать население.

Радио- и телевещание ведется на немецком (в действительности 80% «немецкоязычного» телевидения производится на диалектах, очень сильно отличающихся от «литературного» немецкого языка), французском и итальянском (в кантоне Граубюнден - также на ретороманском) языках [3].

Идея общенационального телевидения в Швейцарии изначально была обречена на провал все по той же причине языкового состава населения. Телевидение в Швейцарии в основном имеет форму собственности акционерного общества. «Швейцарское общество радиовещания и телевидения»(«Schweizerische Radio- und Fernsehgesellschaft SRG SSR idee suisse»), созданное в 1931г. зависимо от государственных дотаций, поскольку собственного финансирования на развитие предприятия не хватает. Если в 2000 году прибыль SRG SSR составила 24,5 млн шв. франков, то уже в 2002 году его убытки составили 4,4 млн шв. франков. К такому результату привели как неблагоприятная экономическая ситуация в стране и отсутствие рекламы, так и рост количества освобожденных от абонементной платы категорий потребителей телесигнала. В связи с этим в 2004 году государство вынуждено было выделить на поддержку SRG SSR более 30 млн шв. франков. Каждый швейцарец платит годовой сбор за пользование теле- и радиоприемниками, однако национальные каналы не пользуются интересом среди населения с учетом того, что на территории Швейцарии свободно принимаются сигналы телеканалов соседних стран, прежде всего Г ермании, а также Франции и Италии. К примеру, швейцарские немецкоязычные телеканалы «SF1» и «SF2» (выпускаются входящей в «SRG» компанией «SF DRS») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому другие свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телеканалов [5].

Частное телевещание, в отличие от частного радиовещания, не смогло закрепиться в Швейцарии. Частные телеканалы «TV-З» и «Tele-24», завоевавшие почти 3 % швейцарской телеаудитории, не сумели выйти на уровень рыночной самоокупаемости и их работа было в 2002 году прекращена. В начале ноября 2003 года в Швейцарии стартовала ещё одна попытка наладить частное телевидение. Федеральный совет (правительство страны) выдал соответствующую лицензию телеканалу «Y-1». Лицензия на вещание была выдана на 10 лет и давала право на общенациональную трансляцию немецкоязычных программ. К началу 2005 года завоевать заметную нишу на рынке швейцарских электронных СМИ каналу так и не удалось [6]. Вместо этого в стране получила распространение модель «симбиоза» элементов частного и общественного телевещания. В ее основе находится сотрудничество с «SRG» четырех ведущих частных издательских корпораций («Rainier», «Neue Zurcher Zeitung», «Jean Frey» и группы «Basler Zeitung»). Совместно они выпускают комплекс программ под общим названием «Presse TV» [3].

Основной причиной неудачного опыта частных телеканалов является относительно небольшой процент рекламы, размещаемой на телевидении Швейцарии. Если в Германии на ТВ размещается почти 45 % всей рекламы в стране, то в Швейцарии эта цифра составляет всего 18,1 % (на газеты приходится 43 % от всего объёма рекламы в Конфедерации). Сдерживающим

фактором является и «Закон о телерадиовещании», ограничивающий возможности привлечения рекламодателей. В настоящее время швейцарский «Закон о телерадиовещании» от 21 июня 1991 года проходит стадию совершенствования, его новая версия должна дать больше возможностей для частной деятельности в сфере телевидения и радио, прежде всего в плане привлечения дополнительной рекламы [7].

В последние годы структура швейцарского медиарынка претерпевает существенные изменения. В 2009-2011 гг. медиасфера Швейцарии взяла курс на конвергенцию в рамках основных языковых регионов. Стремительное развитие сектора онлайн-медиа потеснило традиционные СМИ и вызвало заметное перераспределение финансовых, рекламных и кадровых потоков. С целью сокращения расходов это вызвало необходимость слияния редакций радио, телевидения и онлайн-ресурсов. У большинства печатных СМИ появились электронные версии, которые из-за финансовых и экономических трудностей иногда оказывались единственной возможной формой издания. Радио- и телепрограммы стали доступны в Интернете. Кроме того, появились многочисленные новые интернет-издания для различных групп читателей, слушателей и зрителей. Значительная часть аудитории традиционных СМИ переориентировалась на Интернет.

В современном швейцарском сегменте Интернета можно выделить несколько основных типов онлайн-медиа: онлайн-абонементные, онлайн-бульварные, бесплатные онлайн-СМИ, онлайн-порталы телерадиовещателей и провайдеров.

Три первых группы онлайн-медиа (абонементные, бульварные и бесплатные) тесно связаны с соответствующими типами периодики, но имеют собственные редакции и часть информационного контента производят самостоятельно. Онлайн-порталы характеризуются тем, что они заимствуют содержание своего «материнского» СМИ (прежде всего видео- и звуковой материал) или ориентированы на предоставление смешанных услуг (агентства по передаче последних сводок или почтовые сервисы).

Наиболее популярен онлайн-портал - bluewin.ch (711 тыс. посещений в день). Ежедневно к нему обращаются почти 10% населения страны прежде всего для общения по электронной почте или чтения новостей. Контролируется портал крупной швейцарской корпорацией "Свисском" (Swisscom), лидером в сфере телекоммуникаций и мобильной связи.

Крупнейшими онлайн-медиа в Швейцарии на данный момент являются абонементные страницы Tagesanzeiger.ch, nzz online, lematin.ch, сайт бульварной направленности blick.ch, бесплатные онлайн-СМИ 20minuten.ch, 20minutes.ch, порталы телерадиовещателей и провайдеров tsr.ch, rsr.ch, sf.ch, bluewin.ch. Все перечисленные выше интернет-ресурсы насчитывают от 50 до 96 тысяч уникальных посетителей в день [8, 94].

Сайты различных изданий крупных медиакорпораций объединены в сетевые структуры. У двух сайтов tio.ch и 20minuten.ch, объединенных в сеть 20 Minuten Online & Tio.ch Kombi, -более 450 тыс. посетителей ежедневно. Это самое популярное сетевое объединение в швейцарском сегменте Интернета. Второе место занимает сеть швейцарской SRG - RG Netzwerk, включающая в себя 7 сайтов радио- и телепрограмм различных языковых регионов страны. Онлайн-порталы SRG (439 тыс. посещений ежедневно) предоставляют не только информацию, но и развлечения (видео- и аудиоматериалы). Третью позицию занимает сеть «Newsnet National», объединяющая сайты 4 немецкоязычных и 3 франкоязычных газет (baslerzeitung.ch, bernerzeitung.ch, derbund.ch, tagesanzeiger.cli, Tribune de Geneve, LeMatin, 24heures.ch). На четвертом месте - сетевая структура «Swiss Services Network», в которую входят два швейцарских поисковых сервиса search.ch и doodle.ch [8, 95].

Особое место среди швейцарских онлайн-медиа занимают новые интернет-газеты, не имеющие (и не имевшие) бумажных аналогов. В последние годы появилось значительное количество таких онлайн-газет, принадлежащих различным коммерческим, производственным и т.д. предприятиям, а также профессиональным, общественным и др. объединениям. Как правило, аудитория таких интернет-изданий немногочисленна и состоит из сотрудников или участников этих предприятий или объединений. По факту, данные онлайн-ресурсы выполняют функцию корпоративной прессы. Из этого ряда необходимо выделить несколько информационных онлайн-газет, содержание которых носит ярко выраженный общественно-

политический характер. Наибольшее внимание журналистского сообщества в Швейцарии привлекают два таких издания: «Journal21» (www.journal21.ch) и «Infosperber»

(www.infosperber.ch). Оба издания позиционируют себя как качественные СМИ. Журналистский коллектив первого издания, «Journal21», в обращении к читателям обязуется снабжать аудиторию своевременной, правдивой, качественной информацией, подкрепляемой глубоким анализом, расследованиями и комментариями. Другая онлайн-газета - «Infosperber» -стоит на платформе Швейцарского фонда содействия независимой информации, деятельность которого направлена на развитие независимой журналистики в Швейцарии, в частности на поддержку журналистских расследований в общественной и политической сферах. Данный фонд существует лишь на пожертвования заинтересованного читательского сообщества, что говорит о высоком уровне доверия населения [8, 96].

В ноябре 2012 г. ученые Цюрихского университета опубликовали результаты исследования СМИ Швейцарии [9], в котором было отмечено, что финансовая поддержка онлайн-медиа должна стать одним из государственных приоритетов. Одним из аспектов исследования стала проблема зависимости швейцарской журналистики от финансового и промышленного капитала. Эксперты констатировали, что подавляющее большинство швейцарских СМИ представляют интересы конкретных групп и объединений, поэтому значительная часть информации носит субъективный характер. Независимость издания обеспечивается не только за счет соответствующей нормативно-правовой базы, но и во многом благодаря финансовой поддержке. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить СМИ средствами, необходимыми для создания условий независимой работы. Стремительный переход многих изданий в Интернет, вызванный бурным развитием информационных технологий, с одной стороны, и финансовыми последствиями экономического кризиса - с другой, требует, по мнению ученых, особого внимания со стороны государственных структур к развитию этой сферы. В выводах исследования говорится, что наиболее «богатую и разнообразную информацию» предлагают своим читателям онлайн-газеты, стоимость подписки на которые значительно меньше той, что пришлось бы потратить на их бумажные версии. А с учетом бурного развития информационных технологий, приведших к тому, что уже сегодня можно читать газеты в планшетах и телефонах, возникают серьезные основания предполагать, что в скором времени большая часть печатной продукции будет издаваться только в электронном виде. К тому же в Швейцарии общественное мнение настаивает на серьезном отношении к окружающей среде и возможном сокращении расходов на производство бумаги. И общество и власти Швейцарии видят будущее медиаландшафта своей страны в углублении конвергенции и развитии онлайн-медиа.

Литература

1. Цит. по Щербакова А. Глобализация как мегатренд мирового развития / /Геополитика -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/node/1973#.VGB3c3dWHK0

2. Швейцария // Информационный портал «Правый мир» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.right-world .net/countrie s/swiss

3. Средства массовой информации Швейцарии //Российско-швейцарский учебно-научный центр РГГУ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://swiss-ce.rsuh.ru/switzerland/media/

4. Якова Т.С. Медиаландшафт Швейцарии: слияния и поглощения на фоне кризиса// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №2, 2010, С.27.

5. Швейцария: СМИ и ИТ// PolpredCom- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polpred.com/ news/?cnt= 175 &sector= 15&page=3

6. СМИ Швейцарии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zagranitca.narod.ru/index/0-33

7. The Free Online Dictionary and Encyclopedia - TFODE - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.enc.tfode.com/

8. Якова Т.С. Онлайн-медиа в Швейцарии: тенденции и перспективы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №2, 2013, С.91-97

9. University of Zurich - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediapolicy.uzh.ch/ re search/weichenstellungen_en .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.