Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ШОРЦЕВ: УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ'

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ШОРЦЕВ: УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / культура / шорцы / традиции / история / small indigenous ethnic groups / culture / Shorts / traditions / history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Антон Вячеславович

В данной статье обращается внимание на историю и культуру шорцев – коренного малочисленного народа Сибири, определяются уникальные черты и присущие им традиции. Автор делает акцент на необходимости сохранения культурного своеобразия шорцев, а также отмечает факт влияния русских на межэтническую интеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND CULTURE OF THE SHORTS: UNIQUE FEATURES AND TRADITIONS

This article draws attention to the history and culture of the Shorts, a small indigenous ethnic group of Siberia and identifies the unique features and traditions inherent in them. The author focuses on the need to preserve the cultural identity of the Shorts and notes the fact of the influence of Russians on interethnic integration.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ШОРЦЕВ: УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ»

Библиографический список

1. Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 годы. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1963. 419 с.

2. Бутанаев В. Я. Слово краткое о земляке - профессоре Н. Ф. ^танове (1862-1922 гг.), исследователе тюрков Саяно-Алтая // Мир Евразии. 2017. № 4 (39). С. 8-15.

3. Асочаков В. А. К 50-летию образования Хакасского уезда // Учёные записки. Вып. XIX. Серия Историческая. № 5. Абакан, 1974. С. 5-17.

4. Митюков М. А. Автономная область (Понятие и государственно-правовой статус) // 50 лет Хакасской автономной области: материалы научной конференции, посвящённой 50-летию Хакасской автономной области. Абакан, 1981. С. 21-27.

5. Митюков М. А. О разработке проектов положений об автономных областях РСФСР в 1930-1932 гг. // Учёные записки. Вып. XIX. Серия Историческая. № 5. Абакан, 1974. С. 18-28.

6. Мамышева Е. П., Наумкина В. В. Хакасия: эволюция политико-правового статуса (1917-1930 гг.) // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 4 (32). С. 44-52.

7. Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1987. 359 с.

8. Артамонова Н. Я. Георгий Игнатьевич и Эразм Георгиевич Итыгины (по материалам личного фонда К. М. Патачако-ва) // Архивные документы в системе объектов научного знания. Материалы III Межрегиональной научно-практической «Книжное издательство «Бригантина», 2018. С. 100-106.

9. Артамонова Н. Я. Жизнь и деятельность Г. И. Итыгина сквозь призму воспоминаний сына // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. № 2(32). С. 91-95.

10. Патачаков К. М. Люди земли Хакасской: учебное пособие. Абакан: Хакасское отделение Красноярского кн. изд-ва, 1990. С. 6-11.

11. Патачаков К. М. Председатель уревкома // Жизнь, отданная народу (историко-биографические очерки). Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1969. С. 76-82.

© Кышпанаков В. А., 2024

УДК 39(=512.155)

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ШОРЦЕВ: УНИКАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ

Леонов Антон Вячеславович,

магистрант

Научный руководитель — Л. В. Анжиганова, доктор философских наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В данной статье обращается внимание на историю и культуру шорцев — коренного малочисленного народа Сибири, определяются уникальные черты и присущие им традиции. Автор делает акцент на необходимости сохранения культурного своеобразия шорцев, а также отмечает факт влияния русских на межэтническую интеграцию.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, культура, шорцы, традиции, история.

HISTORY AND CULTURE OF THE SHORTS: UNIQUE FEATURES AND TRADITIONS

Leonov Anton Vyacheslavovich,

graduate student

Scientific supervisor — L. V. Anzhiganova, D. in Philosophy, Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

This article draws attention to the history and culture of the Shorts, a small indigenous ethnic group of Siberia and identifies the unique features and traditions inherent in them. The author focuses on the need to preserve the cultural identity of the Shorts and notes the fact of the influence of Russians on interethnic integration. Key words: small indigenous ethnic groups, culture, Shorts, traditions, history.

Шорцы являются тюркоязычным народом, проживающим в Кемеровской области. Район проживания именуется как Горная Шория. Часть шорцев проживает и в Республике Хакасия. Шорцы, которые не утратили свою традиционную культуру, язык, расположились в горной тайге в улусах по реке Мрассу и притоку Пызасу [1, с. 89].

Как этнос шорцы сформировались в У1-1Х вв. за счёт смешения кетов и тюр-ских племён.

Следует отметить, что предки шорцев имели различные наименования: чёрные татары, кондомцы, калары и пр. Предки у них жили родами, имели свои общины под управлением паштыка. Собрание проводилось для решения важнейших задач: принятия христианства, назначения ясаком и др.

К началу XX века шорцы подразделялись на такие группы, как «абинкая» и «шорско-бирюсинская». Отличали данные группы уровень социально-экономического развития, специфика ведения хозяйства, культурные особенности.

В целом в истории этноса шорцев выделяются следующие этапы.

1. Формирование этнографических групп (XVII - нач. XX вв.).

2. Формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного строительства (сер. 1920 гг. - конец 1930 гг.).

3. Ослабление этнической специфики и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. - настоящее время).

Приход русских привёл к завершению процессов межэтнической интеграции. После образования Кузнецкого уезда в XVII веке стал осуществляться первый этап формирования нового этноса, который в XX века стал именоваться «шорским». В 1926 году консолидация в единый народ территориальных групп была окончена [1, с. 91].

В 1924 году произошёл первый Татаро-шорцевский горный съезд с представителями

исполкомов и сельсоветов. В 1925 году на Первом съезде Горной Шории была разработана программа по национальному строительству. В 1926 на законодательном уровне было закреплено национальное самоопределение шорцев. Важнейшее влияние на культуру и самосознание с 1920 года оказало распространение грамотности на базе письменности и единого языка [1, с. 92]. В то же время представленный процесс не был завершён. Дальнейшее освоение природных ресурсов места проживания шорцев, а также значительное сокращение доли шорцев в общей численности поспособствовало ликвидации Горно-шорского района к 1938 году и разделении его на Таштагольский, Кузеде-евский и Мысковский. Данный процесс привёл к улучшению управления районами, их экономическому развитию, но в то же время к замедлению этнического развития самих шорцев. Язык шорцев стал сначала утрачиваться ввиду переселения иных народов, а позже и запрещаться, в основном преподавание велось на русском языке, а учебная литература, пособия уничтожались. Постепенно данный этнос стал угасать.

В период СССР население страны осознало, что территория Горной Шории богата золотом, железной рудой. По этой причине развитие шорцев стало затормаживаться. В период репрессий коренное население практически было уничтожено. Население постепенно осваивало местность, изучая полезные ископаемые.

В 1960 году, после принятого решения со стороны Кемеровского облисполкома по ликвидации колхозов, в Горной Шории стала происходить миграция в крупнейшие города. В 1989 году в Горной Шории стало проживать уже 74 % шорцев. После того как Советский союз распался, началось возрождение культуры шорцев.

Что касается традиционных занятий шорцев, то до 1917 года они увлекались рыболов-

ством, ручным земледелием, скотоводством, торговлей, пушным промыслом, собирательством меда, орехов и ягод. До начала XX века ремеслом занимались практически только женщины. Развитие получили ткачество, плетение, гончарное дело. Распространена была обработка кожи, дерева. Из них шорцы изготавливали лыжи, мебель и иные вещи домашней утвари. Северные шорцы занимались кузнечным делом, добычей железной руды, её плавкой, но с вхождением в состав Российской империи шорцам запрещалось заниматься железным ремеслом. С приходом русских шорцы практически перестали заниматься кузнечным делом.

К началу XX века одежда шорцев шилась в южно-шорских улусах. Жилье - срубные дома с конусообразной крышей, также были распространены полуземлянки, летние шалаши, русские избы. Летом проживали в деревянных постройках, а зимой в пирамидальном строении из бревен, досок. В самом центре жилья был очаг.

По своей религии шорцы считаются православными, в то же время у них почитался культ предков, иные верования, в частности, пантеизм, шаманизм. Культура шорцев берёт начало в далёком прошлом. Племена верили в божество природы, жители поклонялись рекам, горам, озёрам, считая их священными. Дерево, которому они поклонялись - берёза. Шорцы олицетворяли это дерево с каким-то живым существом. Также они верили в духов. К колдунам и целителям приходили в сложные времена (роды, сбор урожая). Шорцы считали, что если разгневать покровителей, то их душа может быть унесена хозяином тайги или гор.

Шаманы знали язык птиц и других животных. Иными словами, они говорили на языке природы.

С 1985 года стали возобновляться праздники шорцев. Основными из них являются шорский Новый год, или «Голова года» (вес-

ной), Малтык-Пайрам (18 января), Албаа-Пайрам. Новый год празднуют всю неделю. Малтык-Пайрам - праздник ружья и охоты. Албаа-Пайрам отмечают в июне, празднуя окончание посева травы и посадки овощей. На этом празднике осуществляется обряд благопожелания, ходьба вокруг огня, взявшись за руки. Шаман исполняет танец, играя в бубен. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого посёлка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки [2].

Обычно в такие дни чтят старших, не ругаются, не употребляют вино. Ранее, по древнему обычаю, люди приносили барана шаману, которого в течение года до праздника усердно кормили. После ритуала «очищения души» шорцы молятся и начинают веселиться и гулять. На данном празднике они едят пельмени, внутри которых есть монеты, спички, бумажки с пожеланиями. Каждая вещь, которую шорцы находят в этих пельменях, олицетворяет события, которые произойдут в текущем году. Также шорцы отмечают праздники, которые посвящены сельскому хозяйству, например, Шор-Пайрам. Во времена существования Советского союза население стало отмечать все христианские праздники.

Национальная еда постепенно сменялась русской. Некоторые блюда заимствовались у других народов. До определённого времени у шорцев не было хлеба. Заменял хлеб тертпек, т. е. лепешка из ячменя. С приходом русских шорцы часто обменивали национальные блюда на морковь, картофель и хлеб. На сегодняшний день у шорцев сохранились такие блюда, как талкан (ячменная каша с отрубями), урге - суп-лапша (с шариками из теста), иурге - крупяной суп (крупа обжаривалась на сковороде, что придавало особый вкус), тутлаш - пшеничные жгутики

и пр. В целом в национальную кухню входили наиболее простые блюда из рыбы, мяса, круп, которые отличались сытостью и особым вкусом [3].

Кухню шорцев можно подразделить на три категории: мясные блюда, первые блюда и мучные изделия. Блюда из мяса отличаются необычной рецептурой. Так, национальные пельмени пелбен содержат кедровый орех, а варятся они в молоке. Употребляли шорцы медвежатину, жареную кровь и кровяные колбасы канн, суп тутмаш из мяса или потрохов, токчок (лакомство в виде маленьких шариков), каттаму из яиц, муки и сахара. Также шорцы пили травяные, кисломолочные (айран) и алкогольные напитки (пиво и квас из талкана).

Сегодня шорцы по своей численности являются одним из многочисленных коренных народов, хотя относятся к категории «малочисленных» народов. Численность шорцев составляет около 14 тыс. человек, из них лишь 55 % владеют национальным языком. Большинство современных шорцев не считают себя каким-либо племенем, занимаются сбором кедрового ореха, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота [2].

В настоящее время расширилась география расселения шорцев, охватывающая не только Кемеровскую область (Междуреченск, Новокузнецк), но и Алтайский край, Республику Хакасия. Шорцы сегодня проживают в домах, которые изготовлены из сруба, а в юртах занимаются приготовлением пищи.

С 80-х гг. XX века началось возрождение духовной культуры шорцев, которое воплощалось в возобновлении традиционных обрядов. Так, в 1986 году в селе Чувашка была предпринята попытка возобновить праздник «Пайрам». В этот день люди участвовали в состязаниях, народных играх, в исполнении героических эпосов, в скачках, в стрельбе из лука и пр. Тогда же популярность приобрел спортивный праздник «Ольгудек» (перед сенокосом) [3].

Подводя итог, можно отметить такие уникальные черты культуры шорцев, как своеобразие блюд, особенности в построении жилья, в проведении национальных праздников, преобладание шаманизма с верой в духов природы. Необходимо подчеркнуть, что русские постепенно стали оказывать большое влияние на культуру и быт шорцев. На сегодняшний день происходит ассимиляция шорцев с русскоязычным населением.

Библиографический список

1. Климеев В. М. Проблема этногенеза шорцев // СибСкрипт. 2020. № 7. С 89-92.

2. Традиции и обычаи шорцев. URL: http://xn--80aaacosuvktrav4i.xn--p1ai/index.php/tr2 (дата обращения: 20.12.2023).

3. Традиции шорцев - коренных жителей земли кузбасской. URL: https://tomskayapisanitsa.ru/news1/ohotnich-i-tradicii-shorcev-korennyh-zhitelej-zemli-kuzbasskoj/ (дата обращения: 20.12.2023).

© Леонов А. В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.