Научная статья на тему 'История государственно-конфессиональных отношений в России'

История государственно-конфессиональных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-конфессиональные отношения / государство / религиозные объединения / церковь / state-confessional relations / state / religious associations / church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куначева Ф.Г., Джазаева И.А.-А.

История взаимодействия государства с религиозными объединениями связана с историей православия и других конфессий в России. Можно выделить три периода в истории государственно-конфессиональных отношений, существенно отличающиеся друг от друга, но, при этом, не противоположные друг другу, подготавливающие почву для событий, происходящих в последующем периоде. Государственно-конфессиональные отношения характеризуют отношения государства с религиозными объединениями разных конфессий и деноминаций. Усиление внимания властей к проблемам религиозных объединений требует формирования особого подхода со стороны государства к регулированию государственно-конфессионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of state-confessional relations in Russia

The history of interaction between the state and religious associations is connected with the history of Orthodoxy and other confessions in Russia. It is possible to distinguish three periods in the history of state-confessional relations that differ significantly from each other, but, at the same time, are not opposite to each other, preparing the ground for events taking place in the subsequent period. State-confessional relations characterize the relations of the state with religious associations of different faiths and denominations.

Текст научной работы на тему «История государственно-конфессиональных отношений в России»

Этнография, этнология и антропология

Ethnography, ethnology and anthropology

Куначева Ф.Г.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Джазаева И.А.-А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

История государственно-конфессиональных отношений в России*

Реализация гражданами конституционных предписаний, гарантирующих свободу совести и свободу вероисповедания, предполагает существование и деятельность различных религиозных объединений, представляющих собой устойчивые коллективные образования со своими целями, задачами и функциями, а также практическими средствами их реализации. И.А. Куницын предлагает определить государственно-конфессиональные отношения, как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, с одной стороны, и конфессиями или отдельными религиозными объединениями, действующими на территории страны , — с другой [1].

Государственно-конфессиональные отношения регулируются как нормами права государственного происхождения, так и внутрирелиги-озными установлениями. Однако к правовым отношениям светского государства и религиозных объединений применяются только государственно-правовые нормы, поскольку нормам внутрирелигиозных установлений государство не придает юридического характера. Проблемы

© Куначева Ф.Г., Джазаева И.А.-А., 2022.

трансформации подхода государства к взаимодействию с конфессиональной сферой обусловлена возросшим влиянием, которое оказывает религия на жизнь современного российского общества [2, с. 13]. Рост этого влияния с одной стороны является показателем развития прав и свобод личности, усиления автономии религиозной сферы, конструктивного взаимодействия между религиозными организациями обществом и государством. С другой стороны, усиление влияния религии может стать причиной проблем, которые приведут к угрозам личности, обществу и государству. В связи с чем, закономерность усиления внимания властей к проблемам религиозных объединений требует формирования особого подхода со стороны государства к регулированию государственно-конфессионального взаимодействия [3, с. 78].

Становлении государственно-конфессионального взаимодействия проходило в три периода, первый период (X в. до 1918 г.) был связан с государственным статусом Русской Православной церкви, для второго -атеистического периода, было характерно отделение церкви от государства и третий период связан с установлением в России режима советского государства. М.Л.Воронкова предлагает первый период условно разделить на четыре подпериода: первый, связан с принятием христианства, с Киевской Русью, когда православие становится государственной религией, церковь и государство развиваются как фактически равноправные партнёры; второй подпериод относится к монголо-татарскому игу, тогда церковь выступала в качестве посредника между татарами и Русью; третий подпериод (XV-XVII вв.), время автономности церкви и её неоднозначного развития, альтернативных процессов во взаимоотношениях с государством. Четвертый подпериод обусловил судьбу церкви в XX в. Петр I упразднил патриаршество, сделав церковь частью бюрократической системы. С этого времени «государство контролировало церковь, а император юридически считался ее главой [4, с. 80]. Следующий период был связан с установлением в России атеистической идеологии. В 1917 г. духовенство само предприняло попытку реформирования церкви. С 1943 по 1958 гг. во время Великой Отечественной войны политика партии по отношению к Русской православной церкви и другим конфессиям несколько изменилась в лучшую сторону: допускается строительство общецерковных соборов, убираются ограничения на внекультовую деятельность православных, решаются проблемы по массовым богослужениям и церемониям, открываются храмы. С 1958 по 1975 гг., для Русской Православной церкви вновь наступило сложное время, половина возвращенных ей храмов, монастырей, духовных семинарий была отобрана, аннулирована регистрация значительной части религиозных общин иных конфессий, нормативно-правовые акты, принятые Советом Министров СССР, подрывали экономическую основу функционирования религиоз-

37 Ethnography, ethnology and anthropology

ных организаций (Постановления Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР», от 6 ноября 1958 г. «О налоговом обложении доходов монастырей», от 16 октября 1958 г. «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и др.). Обеспечение устойчивости отношений между государством и религиозными объединениями наступает в 1970-е гг. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», были исключены отдельные ограничения финансового характера. Реальные перемены начали происходить только в середине 1980-х гг. [5, с. 38]. В целом этот период был очень тяжёлым для всех религиозных конфессий. Государство сначала ввело свободу совести, но затем фактически попыталось уничтожить все конфессии. Это крайне негативно повлияло на развитие нашего общества в духовно-нравственном смысле. Третий период начинается в 1990 г., когда был сформирован Комитет по свободе совести, вероисповедания и благотворительности, входивший в состав вновь избранного Верховного Совета РСФСР, на который были возложены контрольно-распорядительные функции в отношении религиозных объединений. Именно этот орган разработал новое законодательство в области государственно-церковных отношений. С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции в России был установлен режим светского государства (ст. 14). 26 сентября 1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, история взаимодействия государства и религиозных объединений в России разнообразна. Наша страна прошла периоды государственного статуса православной церкви и атеизма, установления порядка, при котором гарантировалась свобода совести, религиозного выбора и отправления религиозных обрядов, несмотря на последующее проведение контрреформ, способствовавших качественному изменению представлений о содержании государственно-конфессиональных отношений и в конечном итоге приведших к началу эпохи либерализации, законодательно закрепившей нормы естественного права и конституционного строя.

Библиографический список:

[1] Куницын И.А. Концепция вероисповедной политики России // Интеллект и право. 2009. 16 марта.

[2] Бубнов С.В. Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации:

Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: 2003. 21 с.

[3] Жуков А.В., Младенов В.И., Гаврилова Ю.В. Трансформация взаимодействия государства и религиоз-

ных конфессий в досоветской России. История религий и церкви в России // Философские мировоззрения. [МСФ]. 2022. № 2. С. 78-83.

[4] Воронкова М.Л. История взаимодействия государства и религиозных объединений в России // Ленин-

градский юридический журнал.2012. № 3. С. 77-85.

[5] Солодова Н.В. Государственно-конфессиональные отношения в условиях изменения российской госу-

дарственности (конец XIX в.- начало 1940-х гг.) // Альманах Казачество. 2017. № 27. С. 36-44.

Куначева Ф.Г.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Джазаева И.А.-А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

История государственно-конфессиональных отношений в России

Аннотация. История взаимодействия государства с религиозными объединениями связана с историей православия и других конфессий в России. Можно выделить три периода в истории государственно-конфессиональных отношений, существенно отличающиеся друг от друга, но, при этом, не противоположные друг другу, подготавливающие почву для событий, происходящих в последующем периоде. Государственно-конфессиональные отношения характеризуют отношения государства с религиозными объединениями разных конфессий и деноминаций. Усиление внимания властей к проблемам религиозных объединений требует формирования особого подхода со стороны государства к регулированию государственно-конфессионального взаимодействия.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, государство, религиозные объединения, церковь.

Kunacheva F.G.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History. Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev.

Jazaeva I.A.-A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities. North Caucasus State Academy.

History of state-confessional relations in Russia Abstract. The history of interaction between the state and religious associations is connected with the history of Orthodoxy and other confessions in Russia. It is possible to distinguish three periods in the history of state-confessional relations that differ significantly from each other, but, at the same time, are not opposite to each other, preparing the ground for events taking place in the subsequent period. State-confessional relations characterize the relations of the state with religious associations of different faiths and denominations.

Key words: state-confessional relations, state, religious associations, church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.