ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
УДК 340.1
М.А. Куцая
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В РОССИИ
to the question on definition of the concept
of state-confessional relations in russia
В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования понятийного аппарата в сфере государственно-конфессиональных отношений, проблемы правового регулирования взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в современной России.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, свобода совести, конфессия, церковь.
The paper deals with topical issues of the conceptual apparatus in the state-confessional relations, problems of legal regulation of relations between the state and religious associations in modern Russia.
Key words: state-confessional relations, freedom of conscience, confession, church.
В соответствии с нормами, содержащимися в отношения (то есть, по сути, оперируя данным по-
Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N° 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами субъектов Российской Федерации в части, касающейся деятельности религиозных объединений, Российская Федерация является светским государством. Указанные нормативные акты являются правовой основой для формирования модели взаимоотношений между властными структурами и религиозными организациями, которых в России, как поликонфессиональном и по-лиэтниче ском го сударстве, большое количе ство.
Необходимость разработки современной вероисповедной политики, отвечающей интересам и потребностям общества и государства, признают как представители государственных структур, так и религиозные деятели всех конфессий, действующих в поликонфессиональном пространстве страны, не говоря уже о специалистах, ученых, предметом исследования которых являются взаимоотношения между религией и политикой. Здесь мы исходим из того, что взаимосвязь между религией и политикой в обществе, в котором политика и власть государственно структурированы, складывается в разных формах, при этом доминируют отношения между церковью, религиозной организацией и государством.
Однако при ближайшем анализе взаимоотношений между церковью и государством мы сталкиваемся с тем, что, выстраивая, развивая, изменяя, оптимизируя государственно-конфессиональные
нятием), законодатель до сих пор не дал ему определение, в том числе и в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Законодательно не определено само понятие «конфессия», под которым можно подразумевать и систему вероучения, и вероисповедание, и совокупность религиозных объединений одного вероучения. Некоторые исследователи отмечают, что понятие «конфессия» более корректно, в связи с тем, что у религиозных объединений мусульман, буддистов, иудаистов, ряда других не существует понятия «церковь» [7, С. 67].
Анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации показал, что понятие «государственно-конфессиональные отношения» упоминается лишь в нескольких документах. Так, в 2001 году Институтом государственно - конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве был разработан проект Концепции государственной политики «Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального подхода» в целях обеспечения согласованности усилий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию и развитию их отношений с религиозными объединениями (государственно-конфессиональных отношений), направленных на обеспечение условий реализации
Куцая Марина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры специальных дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Куцая М.А., 2017
Статья получена: 26.08.2016. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
гражданами Российской Федерации свободы вероисповедания, а также условий сохранения и развития духовно-нравственного потенциала многонационального народа Российской Федерации1.
Понятие «государственно-конфессиональные отношения» также упоминается в постановлении Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (в ред. от 22.02.2016 № 129) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 -2020 годы)»», где, в частности, указывается, что «реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации столкнулись в 90-е годы со значительными трудностями, обусловленными внешними и внутренними вызовами и угрозами. В этот период имели место тенденции этнотерриториального обособления, что привело как к росту несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, так и к росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения»2.
Распоряжением Правительства от 23 декабря 2015 г. № 2648-р утвержден План мероприятий по реализации в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в котором одной из основных задач называется совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся регулирования вопросов, связанных с созданием условий развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов3.
Пункт 6 указанного Плана предусматривает разработку и издание памятки для федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с национальными и религиозными объединениями.
Для организации взаимодействия с религиоз-
ными объединениями распоряжением Президента от 07.02.2004 № 47-р (в ред. от 15.01.2016 № 6-рп) утверждается состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации4.
Таким образом, анализ нормативных актов показывает, что на сегодняшний день не выработан единый понятийный аппарат в сфере государственно-конфессиональных отношений, это понятие юридически не закреплено.
Как следствие, среди исследователей данной проблемы также отсутствует общая точка зрения относительно определения этого понятия, возможно, по причине их анализа «преимущественно с философско-политологических или сугубо теологических позиций» [1, С. 6].
По мнению А.А. Дорской, государственно-конфессиональные отношения в современных условиях - это «процесс взаимодействия государственных органов, конфессиональных организаций и верующей или неверующей личности, осуществляемый на основе международно-правовых стандартов, внутригосударственного законодательства и канонических норм» [2, С. 37].
И.А. Куницын под государственно-конфессиональными отношениями понимает «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, с одной стороны, и конфессиями или отдельными религиозными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, — с другой» [3]. Как видим, исследователь четко очерчивает круг взаимодействующих субъектов данных отношений институционально оформленными субъектами государства (причем речь идет только о государстве - Российской Федерации) и религии, в связи с этим предложенное автором определение недостаточно полно охватывает содержание этих отношений.
М.О. Шахов определяет отношения государства и религиозных объединений как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, включая органы власти и управления, государственные учреждения и организации,
1 Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации: проект от 27.07.2001 г. [Электронный ре-сурс]: http : //www.ateism.ru/articles/concept
2 О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (в ред. от 22.02.2016 № 129) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 35, ст. 4509.
3 План мероприятий по реализации в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : рас-поряжение Правительства от 23 декабря 2015 г. № 2648-р // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II), ст. 257.
4 Состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (в ред. от 15.01.2016 № 6-рп) : распоряжение Президента от 07.02.2004 № 47-р (в данном виде документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
с одной стороны, и религиозных объединений (религиозных организаций, религиозных групп, руководящих или координирующих органов, духовных образовательных учреждений), а также учреждений и предприятий религиозных организаций - с другой стороны [4, С. 9].
О.Н. Петюкова рассматривает государственно-конфессиональные отношения как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм правовых взаимоотношений между государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предприятиями, с одной стороны, и религиозными объединениями, отдельными верующими, с другой стороны [5, С. 32], акцентируя внимание именно на правовом содержании взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В определении, данном Н.В. Володиной, выделяется внешнеполитическая составляющая государственно-конфессиональных отношений, под которой исследователь понимает «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между институтами государства и религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, конфессиональными центрами), одна из составных частей внешней политики государства» [6, С. 20].
Кроме того, само понятие государственно-кон-
фессиональных отношений предполагает взаимодействие двух субъектов этих отношений: государства и церкви. Действительно, данные взаимосвязи складываются в процессе реализации государством и его органами властных функций в отношении религии и церкви (если речь идет о светском государстве).
Однако реалии сегодняшнего времени позволяют включать в этот круг еще и собственно общество как социальное содержимое государства, включающее в себя как верующих людей (в том числе «стихийно» верующих), так и неверующих, неопределившихся, разочаровавшихся и т.п.
Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «государственно-конфессиональные отношения»: это совокупность исторически сложившихся и изменяющихся форм и способов взаимосвязей государственных институтов в широком смысле этого слова, с одной стороны, и религиозных объединений и индивидуальных форм реализации права на свободу совести и вероисповедания - с другой.
Указанные выше проблемы обнаруживают несовершенство российского законодательства о свободе совести и его правоприменения и требуют скорейшего их разрешения, в первую очередь, юридического закрепления дефиниции государственно-конфессиональных отношений, что приведет к реальному обеспечению права на свободу совести и свободу вероисповедания в российском государстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баев В.Г., Крисанов И.А. Государственно-конфессиональные отношения в зеркале современной отечественной юридической литературы // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 6 - 11.
2. Дорская А.А. Эволюция понятия «государственно-конфессиональные отно-шения» в контексте правового развития России //История государства и права. 2012. № 3. С. 34 - 37.
3. Куницын И.А. Концепция вероисповедной политики России // Интеллект и право. 2009. 16 марта.
4. Вероисповедная политика Российского государства / отв. ред. М. О. Шахов. М., 2005. 207 с.
5. Петюкова О.Н. Понятие и содержание государственно-конфессиональных правоотношений // История государства и права. 2011. № 7. С.31 - 35.
6. Володина Н.В. Правовые системы государственно-конфессиональных отно-шений : монография. М., 2009.
7. Лопаткин Р.А., Овсиенко Ф.Г. Вероисповедная политика Российского госу-дарства. М. : Издательство РАГС, 2003. С. 67.