Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУВИНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУВИНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнография / музей / коллекция / Тува / экспедиция / бытовая культура / традиции / тувинцы / сойоты / ethnography / museum / collection / Tuva / expedition / household culture / traditions / Tuvinians / Soyots

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гущина Елена Геннадьевна, Титова Татьяна Алексеевна

В статье описывается история этнографических коллекций, собранных в XX в. С.А. Теплоуховым (1912г.) и Н.В. Зориным (1955г.) в экспедициях на территории Тувы. Примечательно, что в дореволюционный период Сибирь и Дальний Восток были одним из основных направлений этнографических исследований ученых Казанского университета, тогда как в советское время это была единственная экспедиция в данный регион. Этот факт напрямую отразился и на целях экспедиций, и на составе коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FORMATION OF THE TUVAN COLLECTIONS OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF THE KAZAN UNIVERSITY

The article based on archival materials describes the ethnographic collections found in the 20th century by Teplouhov (1912) and Zorin (1955) on expeditions in the territory of Tuva. It should be noted that in the pre-revolutionary period Siberia and the Far East were one of the main objects of ethnographic research of scientists at Kazan University, whereas in Soviet times it was only one expedition to the region. This fact directly influenced the objectives of the expeditions and the collections found during the expeditions.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУВИНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 39 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-92-95

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУВИНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гущина Е.Г., Титова Т.А.

Аннотация. В статье описывается история этнографических коллекций, собранных в XX в. С.А. Теплоуховым (1912г.) и Н.В. Зориным (1955г.) в экспедициях на территории Тувы. Примечательно, что в дореволюционный период Сибирь и Дальний Восток были одним из основных направлений этнографических исследований ученых Казанского университета, тогда как в советское время это была единственная экспедиция в данный регион. Этот факт напрямую отразился и на целях экспедиций, и на составе коллекций.

Ключевые слова: этнография, музей, коллекция, Тува, экспедиция, бытовая культура, традиции, тувинцы, сойоты.

HISTORY OF THE FORMATION OF THE TUVAN COLLECTIONS OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF THE KAZAN UNIVERSITY

Guschina E.G., Titova T.A.

Abstract: The article based on archival materials describes the ethnographic collections found in the 20th century by Teplouhov (1912) and Zorin (1955) on expeditions in the territory of Tuva. It should be noted that in the pre-revolutionary period Siberia and the Far East were one of the main objects of ethnographic research of scientists at Kazan University, whereas in Soviet times it was only one expedition to the region. This fact directly influenced the obj ectives of the expeditions and the collections found during the expeditions.

Keywords: ethnography, museum, collection, Tuva, expedition, household culture, traditions, Tuvinians, Soyots.

Город Казань исторически был местом, через которое проходили активные торговые и культурные связи с Сибирью, Средней и Восточной Азией, Кавказом и Закавказьем. И одной из исследовательских задач, поставленных перед Императорским Казанским университетом, было изучение Востока России и сопредельных стран. Этнографические и антропологические исследования в университете активно начинают развиваться с 70-х гг. XIX в., что обусловлено открытием Общества естествоиспытателей и Общества археологии, истории и этнографии.

Этнографическое изучение народов Сибири актуализируются в первой четверти XX в. и напрямую связано с именем Б. Ф. Адлера - крупного этнографа, географа и музейного деятеля. В 1911 г. он возглавил кафедру географии и этнографии Казанского Императорского университета. Для Б. Ф. Адлера Сибирь была одним из основных направлений научных исследований, он хорошо знал этот регион: был в экспедициях, работал ассистентом в отделе этнографии Сибири Лейпцигского этнографического музея. По инициативе Б. Ф. Адлера и при его всесторонней поддержке при кафедре географии и этнографии начинает работать студенческий кружок по изучению Сибири, организуются научные экспедиции в этот регион.

В 1912г. Б. Ф. Адлер рекомендует направить студента Сергея Теплоухова вместе с «прикомандированным к нему» препаратором Зоологического кабинета Я. К. Коксиным для антропологических работ и сбора этнографических и зоологических коллекций в Минусинский край. Обосновывая необходимость и значимость работ в этом крае, Б. Ф. Адлер отмечает, что этот регион давно интересует исследователей, т.к.

92

«разнообразие физико-географических условий останавливало здесь с глубокой древности волны передвигающихся различных народов, а изолированность края сберегла их культуру и особенности в виде многочисленных археологических памятников, а также современных инородцев». Б. Ф. Адлер подчеркивает, что наиболее интересны для антропологических и этнографических исследований «народы, живущие в Саянских горах, на границе Монголии в Уряханском крае и носящие название «сойот»». На тот момент сойоты не были определены к какой-то определённой группе народов ни по лингвистической, ни по антропологической классификациям: «с одной стороны они родственны монголам-тюркам, с другой стороны финнам. Выяснение этого вопроса год от года становится еще более трудным, т.к. увеличивающиеся сношения с другими народами уничтожает особенности этих уникальных инородцев». К этому времени С. А. Теплоухов уже совершал ряд экспедиций по поручению Общества естествоиспытателей и имел опыт проведения полевых работ [Guschina, Titova, Kozlov, 2015: 692].

Одной из задач экспедиции был сбор этнографических, антропологических и археологических коллекций. Причем Б. Ф. Адлер понимал, что запрашиваемая им сумма у Общества естествоиспытателей - 400 р., недостаточна для закупки предметов, и предлагал дать С. А. Теплоухову из личных средств некоторую сумму на эти нужды, но с тем условием, что собранный материал поступит в личное распоряжение самого Б. Ф. Адлера. Он подчеркивал, что собранные коллекции большей частью будут пожертвованы в Географический кабинет «в память 25-летия» кафедры географии и этнологии Казанского университета. Все дублетные экспонаты Б. Ф. Адлер планировал передать в Гамбургский музей народоведения, с которым у него были устоявшиеся связи. Совет Общества естествоиспытателей поддержал проект экспедиции и выделил требуемую сумму [ГА РТ, ф. 39, оп. 1, д. 79: л. 68].

С. А. Теплоухов отлично справился с поставленной перед ним задачей, о чем отчитался в своем докладе «Поездка в Уряханский край (Монголия)» на собрании членов ОЕ: «Докладчик, охарактеризовав природу края с демонстрацией некоторых представителей фауны, указал, что холмистые степи Урянхая (на которых ветры сдувают зимою снег) и постепенность в смене степной растительности создали особенно хорошие условия для кочевой жизни и с глубоких времен привлекали в Урянхай разнообразные кочевые племена. Изолированные степные котловины Урянхая скрывали кочевников, попавших сюда в разное время. Позднее произошло смешение. И теперь туземцы этого края сойоты не представляют строго выраженный физический тип; они потомки тюркских, монгольских и финских племен... доклад иллюстрировался фотографиями, этнографическими, археологическими и зоологическими коллекциями» [ГА РТ, ф. 39, оп. 1, д. 81: л. 11.]. С.А. Теплоухов предоставил сведения об административном управлении, основных занятиях населения, типах жилищ и одежд, семейном быте и обычаях, религиозных верованиях.

Во время экспедиции С. А. Теплоухов собрал большую этнографическую коллекцию. В Этнографический музей при кафедре географии и этнографии было передано 178 предметов, характеризующую традиционную культуру сойотов Урянхайского края. Среди предметов можно выделить традиционную мужскую и женскую одежду и аксессуары (головные уборы, халаты, шубы, штаны и кафтаны, украшения и кисеты), бытовую утварь (корыта, ступы, разнообразные сосуды и чаши, ложки и черпаки), предметы для выделки кожи (валики, скребки, палки, ножи и ножницы), мебель (люльки, столики, ящики), музыкальные инструменты (кобыз, скрипка, балалайка), а также отдельные предметы шаманского культа [ЭМУ, оп. 172.].

К сожалению, успешное развитие этнографии в Казанском университете было прервано в 1930-е гг. в связи со сложившейся в стране политико-идеологической ситуацией. Кафедра этнографии и географии была реорганизована. Интенсивность исследований резко снизилась. Оставшиеся в Казанском университете

профессиональные этнографы вынуждены был переключиться на изучение природы Среднего Поволжья, и лишь в послевоенное время смогли продолжить этнографические исследования под руководством Е. П. Бусыгина и Н. В. Зорина. Главным объектом исследования этнографов Казанского университета становится население Среднего Поволжья. Исключение составляет экспедиция 1955 г. в Туву Н. В. Зорина, целью которой было пополнение коллекционного собрания Этнографического музея Казанского университета. По результатам экспедиции этнографами Казанского университета была подготовлена статья «Тувинские коллекции в Этнографическом музее Казанского университета» в «Советской этнографии», в которой авторы кратко сопоставили коллекции С. А. Теплоухова и Н. В. Зорина [Воробьев Н. И., Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., 1957]. Следует отметить, что коллекцию С. А. Теплоухова авторы статьи называют тувинской.

Как отмечает сам Н. В. Зорин, участники экспедиции «собрали интересный материал, характеризующий громадные изменения, происшедшие в Туве за последние десятилетия, привезли с собой много фотоснимков, рисунков, национальные костюмы, обувь, бытовые предметы» [Воробьев, Бусыгин, Зорин, 1957: 164]. Данная экспедиция проходила в центральных районах Тувинской автономной области (Кызыльский, Улуг-Хемский, Кая-Земский и Тандинский). В Этнографический музей Казанского университета была передана коллекция из 15 предметов, а также записи горлового пения и 17 книг «тувинской национальной и переводной литературы» [ЭМУ, оп. 230.]. Среди привезенных предметов большая часть - элементы костюма (халаты, обувь, головные уборы).

H. В. Зорин, обладая прекрасным художественным видением мира, во время экспедиции сделал ряд прекрасных фотографий советской Тувы. Сопоставляя свои фотографии с фотографиями С. А. Теплоухова, Н. В. Зорин подчеркивал изменения в традиционном быту тувинского населения, произошедшие в советское время. Так, он отмечал, что традиционные жилища тувинского населения чум (в Тодже) и юрты, но «в настоящее время появились населенные пункты, состоящие из срубных жилых и хозяйственных построек. Юрты сохраняются лишь в качестве подсобного жилища, как на отдельных усадьбах, так и на летних пастбищах» [Воробьев, Бусыгин, Зорин, 1957, 164].

Коллекции С. А. Теплоухова и Н. В. Зорина представляют собой интересные собрания, которые до сих пор не проанализированы и не атрибутированы на должном уровне и нуждаются в анализе этнологов, занимающихся изучением тувинского населения.

Список литературы:

I. Guschina E., Titova T., Kozlov V. "Research in Natural Historical Value of East Region of Russia and Siberia": a Role of Society of Scientists at the Kazan University in Development of Ethnography in the First Quarter of the XX Century //Bylye Gody. - 2015. -Vol.37. - Is. 3. - pp. 689-696.

2. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 39. Оп. 1. Д. 79. Л.

68.

3. ГА РТ. Ф. 39. Оп. 1. Д. 81. Л. 11.

4. Этнографический музей Казанского университета. Оп. 172. № 1-178.

5. ЭМУ. Оп. 230. № 1-21.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Гущина Елена Геннадьевна, кандидат исторических наук, директор Этнографического музея, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Казань, Россия. Электронный адрес: egguschina@mail.ru

Титова Татьяна Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Электронный адрес: tatiana.titova@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Elena Guschina, Ph.D., Director of the Ethnographic Museum, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation, egguschina@mail.ru

Titova Tatyana Alekseevna, Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History of Tatarstan, Archeology and Ethnology, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation, tatiana.titova@rambler.ru

УДК 391 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-95-104

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ АЛТАЙЦЕВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белекова Э.А.

Аннотация: в статье предпринята попытка исторической реконструкции процесса формирования, изучения этнографических предметов алтайцев в фондах музеев Российской Федерации.

Ключевые слова: алтайцы, этнографические предметы, предметы культа, комплектование, музеи.

FORMATION OF THE COLLECTION OF ALTAI ETHNOGRAPHIC OBJECTS AT MUSEUMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Belekova E.A.

Abstract: the contributor made an attempt to reenact the forming of altai ethnographic items at museums of Russia.

Keywords: altai people, ethnographic objects, items, sacred objects, acquisition, museums

По официальным данным Госкомстата и Минкультуры России в Российской Федерации насчитывается более 2600 федеральных, региональных и муниципальных музеев.

Музейное дело в России имеет более 300-летний путь развития. За всю историю российские музеи сформировали уникальный музейный фонд и накопили бесценный опыт сохранения и популяризации национального культурного и природного наследия, которые представляют собой мощный и уникальный информационный ресурс, отражающий многочисленные аспекты жизни страны в хронологических рамках с древнейших времен до наших дней.

Богатое наследие древних культур Горного Алтая на сегодняшний день известно всему миру. Ведущие музеи страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Музей археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН и другие - хранят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.