Научная статья на тему 'История формирования инженерных дисциплин, создания специальных кафедр и факультета водных сообщений в Петербургском институте инженеров путей сообщения (1809-1930)'

История формирования инженерных дисциплин, создания специальных кафедр и факультета водных сообщений в Петербургском институте инженеров путей сообщения (1809-1930) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ШЛЮЗОВАННЫЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / WATERWAYS COMMUNICATIONS / HYDRAULIC ENGINEERING CONSTRUCTION / LOCKED WATERWAYS / HARBOR STRUCTURES / ART OF CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапеев А. М., Кононов В. В.

В статье приводятся сведения о формировании и развитии специальных и общеинженерных дисциплин и становлении факультета водных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives brief information about forming and developing special and general engineering disciplines and establishing faculty of water communications.

Текст научной работы на тему «История формирования инженерных дисциплин, создания специальных кафедр и факультета водных сообщений в Петербургском институте инженеров путей сообщения (1809-1930)»

II университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации

6. РГИА. Ф. 190. — Оп. 4, 1899-1918 гг.

7. Сборник декретов по Народному комиссариату путей сообщения от 1 января 1919 г. — М.: Изд. НК ПС, 1919. — Кн. 1. — 219 с.

8. Марухин В. Ф. История речного судоходства в России (Х1Х век, волжский бассейн). — М.: Орехово-Зуевский пед. ин-т, 1996. — 410 с.

9. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. — СПб.: Тип. МПС, 1900. — 372 с.

10. Транспортная стратегия Российской Федерации: Всерос. конф., Москва, 3 декабря 2003 г. — М., 2003. — 28 с.

А. М. Гапеев,

д-р техн. наук, проф., СПГУВК;

В. В. Кононов

канд. техн. наук, СПГУВК

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН,

СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТА ВОДНЫХ СООБЩЕНИЙ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1809-1930)

HISTORY OF ESTABLISHING ENGINEERING DISCIPLINES, CREATING SPECIAL DEPARTMENTS AND FACULTY OF WATER COMMUNICATINS IN ST. PETERSBURG INSTITUTE OF ENGINEERS OF WAYS OF COMMUNICATIONS (1809-1930)

В статье приводятся сведения о формировании и развитии специальных и общеинженерных дисциплин и становлении факультета водных сообщений.

The article gives brief information about forming and developing special and general engineering disciplines and establishing faculty of water communications.

Ключевые слова: водные пути сообщения, гидротехническое строительство, шлюзованные водные пути, портовые сооружения, строительное искусство.

Key words: waterways communications, hydraulic engineering construction, locked waterways, harbor structures, art of construction.

Формирование специальных и общеинженерных дисциплин

История подготовки инженеров-строителей для водного транспорта начинается с момента создания в России первого транспортного высшего учебного заведения — Института Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений, преобразованного в 1864 г.

в Петербургский институт инженеров путей сообщения (ПИИПС). Согласно Манифеста, подписанного императором Александром I 2 декабря 1809 г., Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в Управле -ние водяных и сухопутных сообщений, образован Корпус инженеров путей сообщения и

о X 3

третьей части курса строительное искусство — внутренние водные сообщения.

Строительное искусство, как и курс построений, считалось главным предметом инженерного образования. При десятибалльной системе оценки знаний баллы по нему умножались на 3. Изучение дисциплины сопровождалось демонстрацией моделей зданий, гидротехнических сооружений, каналов, шлюзов, мостов и других инженерных сооружений. В дальнейшем эта дисциплина пополнилась новым разделом «О мастерствах», в котором рассматривались: технология обработки дерева и металлов, литейное производство, производство кровельных, штукатурных и других видов строительных работ. В 1850/51 учебном году курс состоял из пяти разделов: общие начала строительного искусства; сухопутные сообщения (железные дороги, шоссе и мосты); внутренние водные сообщения; приморские и другие гидротехнические сооружения; составление проектов, смет, пояснительных записок, технических и денежных отчетов. На базе разделов, относящихся к сопротивлению материалов и теории инженерных конструкций, был создан самостоятельный курс строительная механика. Большое значение в научном развитии и изучении дисциплины имела механическая лаборатория, открытая в 1853 г.

В разделе строительного искусства «Внутренние водные сообщения» излагались следующие основные вопросы: естественные судоходные пути; искусственные судоходные пути (каналы и плотины); эксплуатация водных путей сообщения. Раздел «Приморские и другие гидротехнические сооружения» включал изучение следующих вопросов: приливы и отливы, действие моря на берега; наружные портовые сооружения (волнорезы, молы и маяки); внутренние портовые сооружения (судостроительные эллинги и сухие доки).

«Курс прикладной (практической) механики», введенный в учебные планы в 1822 г., также считается важным специальным предметом инженерного образования. Первоначально он содержал сведения о воде, воздухе и тепле как источниках движения, общие принципы устройства машин и отдельных механизмов, применявшихся в то время в строительстве, а начиная с 1844 г. в учебных планах

// университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации

предусматривалось проведение практических занятий по составлению проектов устройства механизмов различных наименований. В 1851 г. в курсе появились новые разделы: о водоотливных и землечерпательных машинах; о пароходах, а в начале 1860-х гг. он пополнился разделами: общие начала механики; аэростатика; аэродинамика.

Курс прикладной механики 1860-х гг. состоял из трех частей: общей части; гидравлики; приложения гидравлики к инженерному делу. В общей части рассматривалась теория и устройство паровых машин и машин для подъема и перемещения грузов, в гидравлике — движение воды в трубах, реках и каналах, а в третьей части механики стали изучать элементы гидрометрии, турбины, насосы и другие гидравлические машины. Для проведения практических занятий по дисциплине в институте была создана гидравлическая лаборатория, открытие которой состоялось в 1855 г.

Образование специализированных кафедр и становление водного факультета

В связи со значительным увеличением изучаемых разделов в профилирующих курсах инженерного образования в 1864 г. произошло их разделение на самостоятельные дисциплины и в институте были созданы специализированные кафедры. На базе курса строительного искусства созданы кафедры: строительного искусства; строительной механики; внутренних водных путей и морских сооружений; сухопутных сообщений (шоссе, мосты и железные дороги), а курс прикладной механики был разделен на кафедры: гидравлики и водоснабжения; паровые машины и паровозы.

Кафедра строительного искусства преподавала дисциплину «Общие начала строительного искусства», в которой изучались применяемые в то время строительные материалы, основания и фундаменты, строительные машины и ведение строительных работ. С 1884/85 учебного года кафедра вела самостоятельные курсы: строительные материалы; технология строительных материалов; основания сооружений; осушение и орошение.

Кафедра строительной механики проводила занятия по следующим разделам курса:

университета в о д н ы х коммуникаций

Рис. 1. Диаграмма выпуска инженеров водных путей сообщения в ЛИИПС (1923-1930)

жений и инженерных конструкций — д. т. н., проф. М. Ф. Клочанов (1923-1930).

Первым деканом факультета водных сообщений был избран Нестор Платонович Пузыревский, д. т. н., проф., крупнейший специалист в области гидротехники, именем которого в 1925 г. был назван кабинет курсового проектирования факультета, а после него — д. т. н., проф. Борис Юлианович Ка-линович (1927-1929).

На водном факультете Ленинградского института инженеров путей сообщения в то время образовалось два отделения: речное и

морское. Первый выпуск инженеров водных путей сообщения состоялся в 1923 г., а с 1924 г. в удостоверениях об окончании института начали указывать название факультета. Выпуски инженеров первых лет были сравнительно небольшими из-за последствий Гражданской войны, но они постепенно увеличивались (рис. 1). С 1920 г. начали создаваться рабочие факультеты и проводилась огромная работа по подготовке к поступлению в институт рабочей и крестьянской молодежи. С 1923 по 1930 г. на водном факультете ЛИИПС было подготовлено 570 инженеров для водного транспорта.

Список литературы

1. Ляхницкий В. Е. 130 лет высшей технической школы водного транспорта. — М.: Водный транспорт, 1939.

з 2. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. 1809-1959 гг. — Л.:

пдо випо мпс, 1960.

3. Ляхницкий В. Е., Сурин А. А. Тимонов В. Е. История развития гидротехники и водоснабжения: учеб. пособие. — Л.: ЛИИЖТ, 1959.

4. Гапеев А. М., Кононов В. В. История гидротехники и гидротехнического факультета СПГУВК: учебное пособие. — СПб.: СПГУВК, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.