DOI: 10.18522/2500-3224-2017-1-280-290
В.Ю. Апрыщенко, А.Е. Иванеско
История - это выбор, или Несколько штрихов к портрету Вячеслава Савчука
Аннотация. 23 января 2017 г. исполнилось 70 лет Вячеславу Сергеевичу Савчуку, известному ростовскому медиевисту и историографу, кандидату исторических наук, доценту кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ. Данная публикация посвящена его научной, преподавательской и издательской деятельности.
В сфере научных интересов В.С. Савчука находятся история полабо-прибалтийских славян, славяно-германские отношения эпохи Средневековья, немецкая историография XX в., история европейской и отечественной интеллектуальной культуры.
В.С. Савчук окончил исторический факультет Воронежского государственного университета, работал в Калужском педагогическом институте. В 1979 г. В.С. Савчук перешел на работу в Ростовский государственный университет, где стал ведущим лектором курсов истории Средневековья и историографии всеобщей истории. В 1984 г. В.С. Савчук защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы истории полабо-прибалтийских славян (VI-XII вв.)».
В.С. Савчук является организатором и председателем Ростовского регионального отделения Российского общества интеллектуальной истории, редактором сборника научных статей «Человек второго плана в истории» и альманаха истории идей "Cogito".
Ключевые слова: 70-летний юбилей В.С. Савчука, Южный федеральный университет, история полабо-прибалтийских славян, немецкая историография, Российское общество интеллектуальной истории, Ростовское региональное отделение.
Апрыщенко Виктор Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, [email protected].
Иванеско Антон Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, [email protected].
History is a Choice, or a Few Strokes to the Portrait of Vyacheslav Savchuk
V.Yu. Apryshchenko, A.E. Ivanesko
Abstract. 23 January 2017 marks 70 years of Vyacheslav Sergeyevich Savchuk, Rostov known medievalist and historiographer, PhD (History), Associate Professor of the Department of foreign history and international relations, SFedU. This publication is devoted to his research, teaching and publishing.
V.S. Savchuk's research interests include the history of Polabian-Pomeranian Slavs, Slavic-German relations of the Middle Ages, the German historiography of the XX century, history of European and national intellectual culture.
V.S. Savchuk graduated from the History faculty of Voronezh State University, worked in Kaluga Pedagogical Institute. In 1979, V.S. Savchuk went to work at Rostov State University, where he became a main lecturer in the courses of the Middle Ages history and the World History historiography. In 1984, V.S. Savchuk defended his PhD thesis on the topic "Problems of the History of the Polabian-Pomeranian Slavs (VI-XII centuries)".
V.S. Savchuk is the organizer and chairman of the Rostov regional branch of the Russian Society of Intellectual History, editor of the collection of research papers "Man of the Second Plan in History" and the anthology of the history of ideas "Cogito".
Keywords: 70th anniversary of V.S. Savchuk, Southern Federal University, history
of the Polabian-Pomeranian Slavs, German historiography, Russian Society of Intellectual
History, Rostov regional branch.
Apryshchenko Victor Yu., Doctor of Science (History), Professor, Director of Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].
Ivanesko Anton E., Candidate of Science (History), Associate Professor, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, [email protected].
23 января 2017 г. исполнилось семьдесят лет кандидату исторических наук, доценту Института истории и международных отношений ЮФУ Вячеславу Сергеевичу Савчуку.
Одним Вячеслав Сергеевич известен как исследователь истории славяногерманских отношений и признанный знаток немецкой историографии, для других он - прежде всего талантливый педагог, на протяжении десятилетий читающий основной курс лекций по истории европейского Средневековья, для третьих -основатель и бессменный руководитель Ростовского отделения Российского общества интеллектуальной истории, организатор серии широко известных научных конференций «Человек второго плана в истории» и нескольких издательских проектов, заслуживших имя и авторитет в академическом сообществе.
Всё сказанное - верно, однако сегодня бесспорно одно - Вячеслав Сергеевич, будучи серьезным ученым, принципиальным и требовательным коллегой и при этом добрым другом, является не просто интеллектуалом, знакомящим ростовских исследователей и студентов с новыми достижениями мировой гуманитаристики, но и хранителем традиций ростовской исторической школы с ее профессиональной саморефлексией и устойчивым интересом к «кухне» исследователя, способам и механизмам формирования и репрезентации нашего знания о прошлом, интеллектуальной культуре в самом широком смысле этого понятия.
Отмеченное обстоятельство тем более любопытно, что Вячеслав Сергеевич не является «ростовцем» ни по рождению или фамилиарным корням, ни с точки зрения его становления как гуманитария-профессионала. А потому его ранняя семейная история, насколько мы в состоянии ее охватить, достойна отдельного, пусть и небольшого, сюжета.
В.С. Савчук родился 23 января 1947 г. в с. Борки Остерского района Черниговской области. Его родные, жившие в Киеве, в годы военного лихолетья вынуждены были из-за голода переселиться в сельскую местность. Хотя его детство прошло на Украине, в различных селах Черниговской и Сумской областей, но в семье всегда говорили по-русски. И тем не менее украинский язык Вячеслав Сергеевич знает хорошо и всегда в шутку любит напомнить о своем украинском происхождении. Мать, Галина Андреевна (в девичестве - Паламарчук), в большей мере, чем отец, Сергей Михайлович Савчук, оказала влияние на детей (у Вячеслава Сергеевича еще две старшие сестры). Как подчеркивает сам В.С. Савчук, представления о человеческой порядочности, чести и достоинстве, политические убеждения и круг гуманитарных интересов - всё это формировалось в детстве и юности под непосредственным воздействием Галины Андреевны. Авторов этой статьи всегда восхищала та сложная интонация светлой грусти, сыновьей привязанности и глубокого духовного родства, с которой Вячеслав Сергеевич говорит о маме - даже сейчас, по прошествии многих лет после кончины Галины Андреевны. Знаток литературы, всю жизнь писавшая стихи «для домашнего употребления», мать привила Вячеславу Сергеевичу вкус к чтению и собиранию домашней библиотеки, говоря шире - к гуманитарному знанию.
Материнское влияние сказалось и на политических взглядах В.С. Савчука, на его достаточно критическом отношении к советской культуре и политической действительности и резко отрицательном - ко всякому проявлению авторитаризма, будь то большевистский режим или навязываемые научные догмы. Вячеслав Сергеевич часто пересказывает воспоминания матери, пронесенные ею через всю жизнь: какое оцепенение охватило всех в их крымском доме (семья тогда жила в Никитском ботаническом саду, близ Ялты), когда ее отец, придя с работы, сказал, что «красные взяли Перекоп»; как ее бабушка и мать тревожно ждали известий о своих сыновьях (и братьях) Петре Петровиче и Димитрии Петровиче Троицких («дяде Пете и дяде Мите» для 8-летней Гали), офицерах Добровольческой армии; как «дядя Митя» за двадцать минут до отхода из Ялты французского линкора забрал с корабля свои чемоданы, не желая покидать родную землю и уходить в эмиграцию; как он поверил «честному» обещанию большевиков и пошел на регистрацию «белых» офицеров и как больше никто его уже ни живым, ни мертвым не видел...
Хотя сам Вячеслав Сергеевич не является человеком воцерковленным, а причисляет себя к сомневающимся (и в вере, и в атеизме), но он с глубоким уважением относится к искренне верующим людям. Ведь среди его близких было много представителей православного духовенства. Его дед (со стороны отца), Михаил Иванович Савчук, был священником и в 1930 г. был сослан на Север, на лесоповал. Много было духовенства и со стороны матери. Двоюродный брат его бабушки, Владимир Алексеевич Троицкий (в монашестве Иларион), репрессированный в 1920-е гг., был причислен в 2000 г. Русской православной церковью к лику священномучеников.
В 1964 г. Вячеслав Сергеевич с золотой медалью окончил Нижне-Смородинскую среднюю школу Поныровского района Курской области и поступил на исторический факультет Воронежского государственного университета, где повстречал еще одного человека, оказавшего решающее влияние на его становление как историка и интеллектуала.
Когда В.С. Савчук учился на первом курсе, он сначала хотел специализироваться по античной истории у Александра Иосифовича Немировского, организовавшего студенческий кружок по древней истории, активным участником которого стал Вячеслав Сергеевич. Хотя В.С. Савчук не стал учеником Немировского в узком смысле этого слова, но дружеские отношения с ним сохранялись до смерти профессора в 2007 г. Однажды, когда Слава Савчук на заседании кружка делал доклад о работах ученых ГДР по древней истории, его выступление случайно услышал Анатолий Евсеевич Москаленко и решил «переманить» понравившегося ему студента. Анатолий Евсеевич оказался опытным «соблазнителем»; он знал, чем привлечь молодого историка: А.Е. Москаленко предложил В.С. Савчуку подготовить критико-библиографический обзор трудов по истории южных и западных славян, вышедших за последние годы в университетских изданиях, и пообещал его вскоре опубликовать.
Очень скоро, буквально через полгода-год, отношения между А.Е. Москаленко и В.С. Савчуком стали по-настоящему дружескими, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте. И эта дружба продолжалась без малого 20 лет, вплоть до кончины Анатолия Евсеевича в 1984 г. Очень многое их объединяло: и неподдельный интерес к истории, и любовь к книгам (более того - к собиранию систематических домашних библиотек), и редкий дар коммуникабельности. Даже человеческие «слабости» были у них похожими: оба были завзятыми футбольными болельщиками, оба благоговели перед представительницами прекрасного пола, оба, несмотря на несомненную эрудицию, не умели (а может быть, и не хотели) сосредоточиться в своей многообразной деятельности лишь на главном.
С ностальгией вспоминая время своего общения с семьей Москаленко, Вячеслав Сергеевич любит рассказывать, как, приезжая в 70-е гг. из Калуги в Москву, он приходил в их небольшую московскую квартиру, и начиналось многочасовое общение, затягивавшееся часто чуть ли не до утра. Обсуждение подготовленной статьи или раздела диссертации «плавно» переходило в разговор о новых изданиях и о том, кому какую книгу удалось достать (настоящая удача в эпоху книжного дефицита); беседы на научные и «околоакадемические» темы внезапно прерывались спорами заядлых футбольных фанатов; уже за полночь они могли сесть играть в шахматы или затеять острую политическую дискуссию. Во втором или даже в третьем часу ночи их общение обычно прерывала Анна Николаевна Москаленко: «Анатолий, не пора ли и тебе, и Славке ложиться спать?»1.
На старших курсах воронежского истфака Вячеслав Сергеевич прочно вошел в число лучших студентов. Его академические успехи были вознаграждены студенческой ознакомительной практикой в Ягеллонском университете (Краков) и престижной стипендией имени Карла Маркса. Вскоре В.С. Савчук получил также предложение поехать в целевую аспирантуру в Польшу, от которого он, как это ни странно, отказался. Тому были две причины: с одной стороны, он не хотел на три года оставлять больную мать, а с другой стороны, подобная поездка была возможна лишь при условии вступления в ряды КПСС (в заграничную, пусть и в стране «народной демократии», аспирантуру рекомендовалось направлять только партийных). Подумав некоторое время и посоветовавшись с родными, Вячеслав Сергеевич отказался от столь заманчивой перспективы, сославшись на болезнь матери. В этом решении совсем еще молодого человека, как нам кажется, проявилось важное человеческое качество В.С. Савчука, которое и сейчас его определяет - неготовность поступиться принципами ради желания кому-то понравиться, личной выгоды или карьерного успеха.
В годы учебы в Воронежском университете ярко проявились и творческие таланты Вячеслава Сергеевича, который активно участвовал в художественной самодеятельности: студенческих концертах и «капустниках», а также в издании стенной
1 Об этом более подробно рассказал сам В.С. Савчук своему другу и старшему коллеге Н.П. Мананчико-вой. См.: [Мананчикова, 2007].
газеты «Аврора» и рукописного журнала «Трубадур». Перебравшись в Ростовский государственный университет, В.С. Савчук не изменил своей любви к «самоделке», и выпускники исторического факультета РГУ всех поколений прекрасно помнят живые театрализованные вечера-посвящения в студенты, непременным участником которых становился Вячеслав Сергеевич.
В 1969 г. после окончания исторического факультета Воронежского университета В.С. Савчук был принят на работу в качестве лаборанта кафедры истории Средних веков и зарубежных славянских народов и в течение двух лет, до того, как получил предложение из Калужского педагогического института, добросовестно исполнял полагающиеся по должности обязанности.
Работая в Воронеже, Вячеслав Сергеевич активно продолжал заниматься славяногерманскими отношениями в Средние века и восточногерманской историографией. В первые годы после окончания университета он подготовил две статьи, опиравшиеся на материалы его диплома, одна из которых была вскоре опубликована в сборнике Института славяноведения и балканистики АН СССР [Савчук, 1973].
Вообще в 1970-е гг. В.С. Савчуку удалось заявить о себе как о серьезном специалисте в области славяно-германских отношений в эпоху Средневековья. Этому во многом способствовали его участие в работе Всесоюзных конференций историков-славистов и научные контакты с такими известными учеными, как Е.В. Гутнова, В.Д. Королюк, Г.Г. Литаврин, Е.П. Наумов, Г.Э. Санчук, М.М. Фрейденберг и Л.В. Горина. Во второй половине 1970-х гг. В.С. Савчук существенно расширил проблематику своих исследований и стал активно привлекать для историографического анализа работы западногерманских историков. Причем Вячеслав Сергеевич стремился - насколько позволял официальный дискурс - подчеркнуть (для всех теперь очевидные) положительные достижения «буржуазных» ученых-славистов [Савчук, 1979].
Медиевистика в 1970-1980-х гг. была не только профессиональным, но и человеческим выбором ученого, стремившегося дистанцироваться от академической догмы. Она была чем-то значительно большим, чем просто история Средневековья. В рамках именно медиевистики зародились многие важные и перспективные подходы, научные направления и школы, во многом определившие ситуацию в современной исторической науке. Вероятно, эти дополнительные степени свободы и привлекали В.С. Савчука в предмете его академического интереса [Вдовченков, 2009].
В 1979 г. начинается ростовский период жизни Вячеслава Сергеевича. Не будучи знакомым ни с одним из ростовских историков, Вячеслав Сергеевич быстро «вписался» в коллектив исторического факультета Ростовского государственного университета, деканом которого тогда был профессор Александр Иванович Козлов. Как, вероятно, и на всех исторических факультетах той поры, среди тех, кто встретил молодого преподавателя в Ростове-на-Дону, были и ортодоксальные коммунисты, стоявшие на страже «завоеваний» официальной идеологии, и те, кто, не желая
числить себя «бойцом идеологического фронта», стремились найти себя в преподавании, насколько это было возможно, свободном от идеологических клише, и те, кто умело лавировал между этими двумя «интеллектуальными типами».
Вячеслав Сергеевич, рассказывая о своих первых годах в Ростове, всегда с признательностью вспоминает об участии в его профессиональной судьбе А.И. Козлова, который не только настоял на приглашении в университет еще неостепененного ученого, но и помог «выбить» для него отдельную, пусть и небольшую, комнату в университетском общежитии. В реалиях того времени это было большим прогрессом в решении «квартирного вопроса», который позволил В.С. Савчуку перевезти в Ростов свои вещи и - уже тогда весьма обширную - библиотеку.
Строго говоря, библиотека Вячеслава Сергеевича - это особый феномен, достойный отдельного рассказа. Трудно найти такое стоящее внимание историка научное издание, которое отсутствовало бы в легендарной библиотеке В.С. Савчука, чем регулярно пользуются его коллеги и студенты. Более того, допущенные в этот «региональный филиал Александрийской библиотеки» получают не только вожделенную монографию или сборник, но и развернутый библиографический комментарий от «главного хранителя», его ценный профессиональный или просто житейский совет. Во всяком случае, для авторов этих строк посиделки за книгой и чаепития у Вячеслава Сергеевича на кухне - одно из самых ярких и важных студенческих воспоминаний.
Достаточно быстро Вячеслав Сергеевич смог установить добрые отношения со многими из своих новых коллег - как на профессиональной почве, так и на основании общих взглядов и интересов (в частности, библиофильских). Особенно он дорожит памятью о дружбе с такими незаурядными учеными и людьми, как Михаил Абрамович Люксембург, Юрий Венедиктович Кнышенко, Эммануил Георгиевич Алавердов и Юрий Ефимович Журавлев.
Вскоре после переезда в Ростов Вячеслав Сергеевич связал свою судьбу с Галиной Владимировной Мишиной, работавшей в Москве в ЦГАОРе (ныне - Государственный архив РФ) и ставшей на многие годы хранительницей его домашнего очага. Близкие друг другу по интеллектуальной культуре, разделяющие общие нравственные ценности и политические взгляды, они умеют создать атмосферу тепла и уюта в их доме. В своей квартире, стены которой уставлены книжными стеллажами, они не раз организовывали встречи с гостями и учеными, посещавшими исторический факультет Ростовского университета для участия в конференциях и чтения лекций, но ставшими друзьями их семьи, такими как Людмила Павловна Лаптева и Алла Львовна Ястребицкая, Лорина Петровна Репина и Павел Юрьевич Уваров, Ольга Игоревна Варьяш и Марина Владимировна Винокурова, Михаил Дмитриевич Карпачев и Андрей Германович Глебов, Елена Анатольевна Вишленкова и Юрий Петрович Зарецкий, Нина Ивановна Девятайкина и Ирина Александровна Краснова, Клаус Лампе и Роберт Андерсен, и многими другими. Во время таких живых и неизменно оставляющих теплые чувства встреч Вячеслав Сергеевич и Галина Владимировна всегда делятся не только воспоминаниями о прошлом, но и своими
мыслями о прочитанном, увиденном и услышанном, о планах на будущее. Вячеслав Сергеевич очень любит фотографировать своих гостей, и семейный альбом, а точнее множество альбомов, заполнены фотографиями таких встреч.
Середина 1980-х гг. - важная точка на профессиональном пути Вячеслава Сергеевича: в 1984 г. он защитил в Ленинградском госуниверситете кандидатскую диссертацию «Проблемы истории полабо-прибалтийских славян (VI-XII вв.)», которая подводила итог его многолетним исследованиям и завершила процесс признания академическим сообществом его профессиональной квалификации. В сфере его научных интересов в это время находятся различные аспекты данной проблематики: феномен раннего города, формы земельной собственности и тенденции этнического развития полабо-прибалтийских славян [см., например, Савчук, 1987].
В преподавании также всё сложилось удачно: В.С. Савчук успешно ведет занятия по любимому им предмету. В первые годы своей работы на истфаке РГУ он читает лекционный курс истории Средних веков студентам вечернего и заочного отделений и ведет семинарские занятия у «дневников», и довольно быстро Вячеслав Сергеевич становится основным преподавателем средневековой европейской истории, каковым и остается по сей день.
В 1990-е гг. В.С. Савчук устанавливает прочные деловые, а затем и дружеские контакты с целым рядом немецких коллег - Клаусом Гебелем, Эдзардом Обендиком и Клаусом Лампе. Вячеслав Сергеевич в 1994 г. проходит стажировку в Дортмундском университете, несколько раз находится в ФРГ в научных командировках, читает лекции немецким студентам.
Эти контакты и поездки позволили В.С. Савчуку собрать большой материал о жизни и научном наследии немецких историков, занимавшихся изучением средневековой восточной колонизации и славяно-германских отношений. В работах Вячеслава Сергеевича на рубеже и в начале 2000-х гг. всё более явственно проявляется эволюция его научных интересов в сторону анализа ведущих тенденций развития немецкой исторической науки ХХ в. - причем через призму личных и профессиональных судеб германских историков [Савчук, 2004; 2005; 2006; 2013]. В.С. Савчук в этих публикациях удачно объединяет подходы персональной истории и анализа историографической культуры.
«Нулевые» годы и 2010-е позволили Вячеславу Сергеевичу реализовать и свои организаторские способности. Он с момента создания возглавляет Ростовское региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории, является организатором ряда всероссийских конференций «Человек второго плана в истории» и активным участником нескольких успешных издательских проектов -одноименного конференции сборника научных статей и альманаха истории идей "Cogito". Предметом профессиональной гордости Вячеслава Сергеевича на этом поприще стала реализация проекта в сотрудничестве с питерским издательством «Алетейя» [В тени великих ... 2010; Слава и забвение ... 2014].
В Ростове Вячеслав Сергеевич окончательно сформировался как историк интеллектуальной культуры, находя себя в исследованиях и европейской, главным образом немецкой, историографии, и изучении российской гуманитарной традиции. Эволюция исследовательских интересов является естественным процессом, свойственным любому думающему и сомневающемуся ученому. Она может осуществляться как под воздействием внешней, часто - политической или идеологической - конъюнктуры, так и вследствие развития самой науки, изменения логики и практик историописания. Нам хорошо известны примеры первого случая эволюции научных интересов - очень многие исследователи истории (понятно, какой) партии в 1990-е гг. переквалифицировались в специалистов по истории общественных движений и идеологий, вслед за политическим трендом увлекаясь вначале классическим либерализмом, потом - консервативным либерализмом и, наконец, консервативной мыслью и консерваторами.
Вячеслав Сергеевич - пример иной эволюции исследовательских интересов. Начав как историк славяно-немецкого средневековья, переместившись в область классической историографии, а затем придя в сферу истории интеллектуальной культуры, он демонстрирует непреходящий интерес к «историографии с человеческим лицом». Для него история - это, прежде всего, текст, писанный ученым, испытывающим воздействие самых разных факторов и сил: интеллектуальных, идеологических, институциональных, поэтических, наконец; а потому она никогда не может быть сведена к какой-то заданности и схеме, обусловленной логикой, господствующей теорией или идеологическими установками. Это всегда открытое поле коммуникации на предмет прошлого и нашего к нему отношения, свойственных нам сейчас способов его представлять и говорить о нем.
Такой взгляд на «ремесло историка» Вячеслав Сергеевич прививает и своим студентам. На протяжении многих лет читая основные курсы по истории Средних веков и по историографии всеобщей истории (что уж говорить, это не самые простые для преподавания дисциплины), он, как нам кажется, учит понимать, а не заучивать, критически относиться к предмету, а не следовать авторитетам, быть чуткими к новому в научной практике и нечувствительными к конъюнктуре. Это понимание невозможно без осознания разных, часто - противоположных, но одинаково легитимных, точек зрения. Будучи сам либеральных взглядов, принимая или, по крайней мере, стараясь понять разные точки зрения, он учит тому, что история -это выбор, а не предначертанность.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
В тени великих: образы и судьбы. Сборник научных статей / отв. ред. Л.П. Репина. СПб.: Алетейя, 2010. 400 с.
Вдовченков Е.В. Два юбилея Вячеслава Сергеевича Савчука // Археология, Древний мир и Средние века: сборник научных статей / под ред. В.Е. Максименко,
Е.В. Вдовченкова. Вып. 3. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2009. С. 8-9.
Мананчикова Н.П. Жизненный путь историка: к юбилею В.С. Савчука // Человек второго план в истории: сборник научных статей / отв. ред. Н.А. Мининков. Ростов н/Д: DSM Group, 2007. С. 343-366.
Савчук В.С. Некоторые вопросы экономического развития полабских славян в работах историков ГДР // Вопросы историографии и источниковедения славяногерманских отношений. М.: Наука, 1973. С. 25-43.
Савчук В.С. Проблема раннего города полабско-прибалтийских славян в современной немецкой историографии // Проблемы истории античности и средних веков / под ред. Ю.М. Сапрыкина. М.: Издательство Московского университета, 1979. С. 92-108.
Савчук В.С. Полабские и поморские славяне в VIII—XII вв. // История южных и западных славян: Курс лекций. М.: Издательство Московского университета, 1979. С.112-117.
Савчук В.С. К вопросу о социальном строе полабских славян // Проблемы социальной истории и культуры средних веков / под ред. Г.Л. Курбатова. Л.: Издательство ЛГУ 1987. С. 18-29.
Савчук В.С. Герман Аубин и его место в исторической науке Германии ХХ века // Человек второго плана в истории: сборник научных статей / отв. ред. Н.А. Мининков. Ростов н/Д: АзовПечать, 2004. Вып. 1. С. 133-159.
Савчук В.С. Немецкий историк Рудольф Кёчке: долгий путь к признанию // Человек второго плана в истории: сборник научных статей / отв. ред. Н.А. Мининков. Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2005. Вып. 2. С. 297-321.
Савчук В.С. Герберт Людат - историк славяно-германских отношений // Вопросы истории славян. Вып. 17 / отв. ред. С.В. Кретинин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2006. С. 189-210.
Савчук В.С. Славяно-германские отношения средневековой эпохи в трактовке Вальтера Шлезингера // Вопросы истории славян: сборник научных трудов. Вып. 21 / отв. ред. Н.П. Мананчикова. Воронеж: Изд.-полиграф. центр Воронежского госуниверситета, 2013. С. 75-98.
Слава и забвение: парадоксы биографики. Сборник научных статей / отв. ред. Л.П. Репина. СПб.: Алетейя, 2014. 544 с.
REFERENCES
V teni velikich: obrazy i sudby [In the shadow of the greats: images and destiny]. Collection of research papers. Ed. by L.P. Repina. St. Petersburg: Aletheia, 2010. 400 p. (in Russian). Vdovchenkov E.V. Dva yubileya Vyacheslava Sergeevicha Savchuka [Two anniversary of Vyacheslav Sergeyevich Savchuk], in: Archeologia, Drevniy mir i Srednie veka.
Ed. by V.E. Maksimenko, E.V. Vdovchenkov. Vol. 3. Rostov-on-Don: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2009. P. 8-9 (in Russian). Mananchikova N.P. Zhiznennyi put' istorika: k yubileyu V.S. Savchuka [The life of the historian: to V.S. Savchuk anniversary], in: Chelovek vtorogo plana v istorii. Ed. by N.A. Mininkov. Rostov-on-Don: DSM Group, 2007. P. 343-366 (in Russian). Savchuk V.S. Nekotorye voprosy ekonomicheskogo razvitiya polabskich slavyan v rabotach istorikov GDR [Some issues of economic development of Polabian Slavs in the works of historians of the GDR], in: Voprosy istoriografii i istochnikovedeniya slavyano-germanskich otnosheniy [Questions of historiography and sources of the Slavic-German relations]. Moscow: Nauka, 1973. P. 25-43 (in Russian).
Savchuk V.S. Problema rannego goroda polabo-pribaltiyskich slavyan v sovremennoi nemetskoi istoriografii [The problem of early cities of Polabian-Pomeranian Slavs in modern German historiography], in: Problemy istorii antichnosti i srednich vekov [Problems of the history of Antiquity and the Middle Ages]. Ed. by Yu.M. Saprykin. Moscow: Moscow University Press, 1979. P. 92-108 (in Russian).
Savchuk V.S. Polabskie i pomorskie slavyane v VIII-XII vekah [Polabian and Pomeranian Slavs in the VIII-XII centuries], in: Istoria yuzhnych i zapadnych slavyan [History of Southern and Western Slavs: Lectures]. Moscow: Moscow University Press, 1979. P. 112-117 (in Russian).
Savchuk V.S. K voprosu o social'nom srtoye polabskich slavyan [On the question of Polabian Slavs social order], in: Problemy social'noi istorii i kul'tury srednich vekov [Problems of social history and culture of the Middle Ages]. Ed. by G.L. Kurbatov. Leningrad: Leningrad University Publ., 1987. P. 18-29 (in Russian). Savchuk V.S. German Aubin i ego mesto v istoricheskoi nauke Germanii XX veka [Hermann Aubin and his place in the historiography of the twentieth century Germany], in: Chelovek vtorogo plana v istorii. Ed. by N.A. Mininkov. Rostov-on-Don: Azov Pechat', 2004. Vol. 1. P. 133-159 (in Russian).
Savchuk V.S. Nemetskiy istorik Rudol'f Kechke: dolgiy put' k priznaniyu [The German historian Rudolf Köchke: the long road to recognition], in: Chelovek vtorogo plana v istorii. Ed. by N.A. Mininkov. Rostov-on-Don: Logos, 2005. Vol. 2. P. 297-321 (in Russian). Savchuk V.S. Gerbert Lyudat - istorik slavyano-germanskich otnosheniy [Herbert Lyudat -historian of the Slavic-German relations], in: Voprosy istorii slavyan [Questions of history of the Slavs]. Vol. 17. Ed. by S.V. Kretinin. Voronezh: Voronezh University Publ., 2006. P. 189-210 (in Russian).
Savchuk V.S. Slavyano-germanskie otnosheniya srednevekovoi epochi v traktovke Val'tera Shlezingera [The Slavic-German relations of the medieval era in the treatment of Walter Schlesinger], in: Voprosy istorii slavyan [Questions of history of the Slavs]. Vol. 21. Ed. by N.P. Mananchikova. Voronezh: Voronezh University Publ., 2013. P. 75-98 (in Russian).
Slava i zabveniye:paradoksy biografiki [Glory and Oblivion: Paradoxes of Biography]. Collection of research papers. Ed. by L.P. Repina. St. Petersburg: Aletheia, 2014. 544 p. (in Russian).