Научная статья на тему 'История епархии история Церкви'

История епархии история Церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурзин Александр Андреевич

Рецензия: История Екатеринбургской епархии / Главацкая Е. М., Мангилева А. В., Манькова И. Л., Мусихин В. А., Нечаев М. Г., Нечаева М. Ю. -Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2010. 552 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История епархии история Церкви»

Рец.: История Екатеринбургской епархии / Главацкая Е. М., Мангилева А. В., Манькова И. Л., Мусихин В. А., Нечаев М. Г., Нечаева М. Ю. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2010. — 552 с., ил.

Появление коллективной монографии «История Екатеринбургской епархии», изданной в местном издательстве в 2010 г., приурочено к 125-летию Екатеринбургской епархии. Монография пополняет ряд подобных исследований, предпринимаемых сегодня различными епархиями Русской Православной Церкви в русле возрождающейся традиции церковного краеведения.

За последнее десятилетие был выпущен ряд книг, посвященных как различным моментам в истории православия на Урале, так и отдельным храмам и монастырям, вышли в свет разнообразные справочные издания, фотоальбомы по храмам и святыням Екатеринбургской епархии. В отличие от предыдущих изданий, в фундаментальной монографии «История Екатеринбургской епархии» впервые делается попытка проследить всю историю Православной Церкви на Урале — от проникновения в регион христианства до наших дней. На основе обширного фактического материала с соблюдением хронологической последовательности история Екатеринбургской епархии раскрывается в книге как история становления и упрочения православия на территории Среднего Урала.

Согласно авторской концепции, по-настоящему активное распространение христианства на Урале начинается после присоединения Сибири к Русскому государству в конце XVI в. (хотя этому предшествовал целый ряд важных исторических событий, относящихся к более раннему периоду, связанных с деятельностью Стефана Пермского, образованием Пермской епархии, крещением в XIV в. Перми Великой при святителе Ионе и т. д.).

В повествовании о начальном этапе христианизации Урала большое место уделено дохристианским языческим верованиям многочисленных коренных народов Урала финно-угорских и тюркских языковых групп, с которыми пришлось столкнуться в крае русским переселенцам и христианским миссионерам. Авторы попытались решить непростую задачу, представив то, что называется ими в книге «духовным опытом» и «религиозным наследием каждого из народов Урала в отдельности, во всех его основных проявлениях» (с. 11).

Описание конкретных исторических обстоятельств христианизации народов Урала переходит в книге в рассказ о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, основой которой становится развивающаяся «монастырская колонизация», включающая в себя строительство храмов, распространение монашества и возникновение первых монастырей в крае. В качестве источника

используются предания об основателях монастырей на Урале (святом Трифоне, святом Далмате Исетском), подробно пересказанные и представляющие особый интерес для читателя. Кроме того, объектом анализа становится повседневная жизнь монахов в ХУ11—Х1Х вв. (что ранее не изучалось), формирование основных центров паломничества в регионе, появление уже к концу XVII в. местночтимых святых, первым из которых стал Симеон Верхотурский.

Известно, что XVIII — первая половина XIX в. ознаменовались решительным поворотом в развитии края, в связи с т. н. петровской индустриализацией, превратившей на последующие столетия горнозаводский Урал в основную металлургическую базу страны. Эти перемены изменили не только социальный и культурный облик края, но и с неизбежностью повлияли на формы и стиль религиозной жизни уральцев, обострив вопрос об отношении горнозаводского населения Урала к христианской вере и Церкви.

Тем не менее авторы монографии более важным для себя посчитали другие обстоятельства, выдвинув на первый план в качестве решающего фактора изменение государственной политики в отношении Церкви и анализ ее последствий. Следуя определению данного этапа как синодального периода в истории Православной Церкви, они сосредотачиваются почти исключительно на внут-рицерковной жизни Пермской епархии, переменах в структуре епархиального управления, реформировании приходской организации, изменениях в жизни и хозяйственной практике монастырей, влиянии на Церковь на Среднем Урале се-куляризационных реформ 1764 г.

Хотя авторы и называют XVIII в. «рубежным для уральского православия» (с. 226), но рассматривают исключительно вопросы территориальной организации епархии, уделяя внимание уменьшению размеров приходов, не обеспеченных достаточным количеством причта, секуляризации монастырских владений, исчезновению женского иночества в регионе, непростым взаимоотношением монастырей с крестьянством, новой политике государства по христианизации коренных народов Урала.

Наряду с этим авторы монографии, говоря о религиозной жизни края, констатируют, что в XVШ—XIX вв. на Среднем Урале продолжался процесс формирования новых традиций, связанных с почитанием уральских святынь, центров паломничества, новым качеством иноческой жизни, связанной, в частности, с появлением в уральских обителях своих старцев.

Растет число храмов (к 1850 г. их было в Пермской епархии свыше 600), основная забота о благоустройстве которых лежала на приходских общинах. Интересный факт — в 1820 г. епископ Иустин просил Святейший Синод, чтобы тот объявил благословение мастеровому Каслинского завода Андрею Щипанову, приобретшему для церкви за свой счет «две ризы и два стихаря парчевых», колокол в 12 пудов, четыре образа.

Далеко не бесспорным при этом кажется решение авторского коллектива вывести «за скобки» историю старообрядчества на Урале в качестве темы будущих специальных исследований. Урал несколько столетий оставался одним из основных центров раскола в стране (старообрядцы составляли в «демидовской империи» едва ли не половину населения). Вне контекста этой ситуации во мно-

гом остаются непонятными ни реальное положение Православной Церкви в крае, ни специфика его духовно-религиозной жизни.

В третьей части монографии («Упрочение церковных устоев») объектом исследования становится жизнь созданного в 1833 г. Екатеринбургского вика-риатства, в дальнейшем преобразованного в Екатеринбургскую епархию. Авторы предпринимают попытку проследить ее историю, в том числе сквозь призму биографий епископов, руководивших ей в этот период времени. О содержании этой части можно судить по названиям составляющих ее глав: «Епархиальная организация Среднего Урала», «Приходская жизнь», «Система церковного образования», «Новое поколение уральских монастырей», «Религиозные и общественные организации и православная миссия».

Много места в книге уделено возрождению в данный период женского иночества на Урале. Особая роль здесь принадлежала Таисии (Митрофановой). Родом из семьи мастерового, едва владевшая началами грамоты, она была человеком неординарным. Благодаря ее горячей вере, набожности и целеустремленности после долгих лет непрестанных усилий в Екатеринбурге был учрежден Ново-Тихвинский монастырь, большинство послушниц которого стали выходцами из крестьян и семей горнорабочих. Сама Митрофанова стала игуменьей монастыря, приняв постриг под именем Таисия.

Монастырь сделался опорой для вновь возникающих на Среднем Урале женских иноческих общин (в Туре, Кунгуре, в Каменском заводе, Ирбитском и Шадринском уездах). Чертами уральской женской иноческой общежительнос-ти стали трудовой образ жизни насельниц и активная благотворительность. Сам Ново-Тихвинский монастырь превратился в один из крупнейших центров женского монашества не только на Урале, но и в России, к 1913 г. в монастыре проживало свыше 1000 насельниц, что намного превосходило штатную норму.

Всего же к 1917 г. на Среднем Урале было 32 монастыря, из них 20 женских. Наиболее известным из них оставался Верхотурский Свято-Николаевский монастырь как место упокоения мощей Симеона Верхотурского. По оценкам современников, в начале XX в. монастырь ежегодно посещали до 70 тысяч паломников.

Рубеж XIX-XX вв. был отмечен созданием сложившейся системы общественных религиозных организаций, основным звеном которой были епархиальные комитеты Православного Палестинского общества, отделы Православного миссионерского общества, епархиальные братства и различного рода попечительства. О всеобъемлющем характере этого движения свидетельствует, например, появление в Екатеринбурге и Перми церковно-археологических обществ, ставивших своей целью сохранение и изучение церковной старины, создание церковных музеев, Пермское общество организовывало собственные археологические экспедиции, опубликовав большое количество работ, не потерявших своей научной ценности и поныне.

Заключительная часть монографии посвящена истории Екатеринбургской епархии в XX в. Церковь на Урале разделила трагическую судьбу всей Русской Православной Церкви в XX столетии. По известным причинам именно эта страница в истории Екатеринбургской епархии оставалась практически неизу-

ченной до последнего времени. Коллективу авторов книги пришлось проделать большую, в том числе архивную, работу, чтобы представить произошедшее как целостную картину, центральное место в которой занимает непрерывная борьба государства против Церкви (часто приобретающая форму физического истребления духовенства), мирян, а фактически — против собственного народа.

Достаточно сказать, что во всей Свердловской области к началу Великой Отечественной войны осталось не более 20 зарегистрированных священнослужителей. В послевоенные годы, особенно в хрущевский период, борьба за сохранение Церкви и права верующих на Среднем Урале стала вопросом личного мужества предстоятелей Свердловской епархии, епископов Флавиана, Климента, Платона. Первое за 30 лет открытие нового прихода в Екатеринбургской епархии состоялось в городе Камышлове в 1983 г. Это был молитвенный дом с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Начавшееся в 1990-е гг. возрождение Православной Церкви на Урале ознаменовалось, по утверждению авторов, «ее все возрастающим влиянием на общественно-политическую и культурную жизнь края» (с. 521).

Полиграфическое исполнение книги «История Екатеринбургской епархии» очень удачно - использован богатый фотографический материал (в том числе и дореволюционный), важными составляющими книги выступают карты, дающие наглядное представление об исторических событиях, происходивших в епархии в разные периоды времени. К заслугам авторов следует отнести и то, что, не отступая от строгой научности в обращении с историческими фактами, они стремились избежать сухости в повествовании.

«История Екатеринбургской епархии» - серьезное научное исследование, выполненное коллективом профессиональных историков. «Уральское Православие, - как заключают авторы издания, - стало важной частью Православия Российского, дав стране свой вариант миссионерства, свои традиции монашеской жизни, своих уральских святых, и центры паломничества общероссийской значимости» (с. 520). В той мере, в которой авторам действительно удалось показать это, значение данного издания выходит за рамки сугубо региональной истории.

А. А. Мурзин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.