Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1752
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косников С.Н., Королёв Д.А., Чивви Е.Н., Разумова Д.Ю.

Данная статья раскрывает все аспекты развития и становления торговли, от первобытных основ, до современных технических оборудований, которые позволяют упростить нашу жизнь. Стоит отметить, что история раскрывает те факты, которые важны для всего мира, поэтому необходимо рассматривать данную проблему не только с точки зрения различных авторов, но и государств. Предметом данной статьи выступает многообразие экономических отношений, выступающих в различные временные промежутки. Цели работы можно выделить следующие: рассмотреть маркетплейс как будущее электронной коммерции, проанализировать и сделать выводы исходя из нынешнего экономического положения в современном мире. Методами к исследованию данной статьи являлись: анализ, синтез, индукция, дедукция. Результат данной работы показал, что все удобства, которые мы сейчас можем наблюдать, является естественным процессом эволюции, которая позволила человечеству достигнуть технического прогресса. Полученные результаты позволяют увидеть технические тенденции нашего общества и выступают в качестве предлога для рассмотрения новых инноваций. Вывод проделанного исследования следующий: маркетплейсы являются будущим в современных реалиях, потому что их достоинства приносят пользу как производителю, так и потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF E-COMMERCE IN RUSSIA AND ABROAD

This article reveals all aspects of the development and formation of trade, from the primitive foundations to modern technical equipment that simplify our lives. It is worth noting that history reveals those facts that are important for the whole world, so it is necessary to consider this problem not only from the point of view of various authors, but also states. The subject of this article is the variety of economic relations that occur at different time intervals. The objectives of the work can be distinguished as follows: to consider the marketplace as the future of e-commerce, to analyze and draw conclusions based on the current economic situation in the modern world. The methods for the study of this article were: analysis, synthesis, induction, deduction. The result of this work has shown that all the amenities that we can observe now are a natural process of evolution that has allowed humanity to achieve technological progress. The results obtained allow you to see the technical.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

EDN: JPJFHW

C.Н. Косников - к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики, Кубанский государственн ий аграрный университет, Краснодар, Россия, snkosnikov@gmail.ru,

S.N. Kosnikov - candidate of economics, associate professor, department of economic cybernetics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.А. Королёв - обучающийся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, daniil_korolyov@rambler.ru,

D.A. Korolev - student of the faculty of management, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

E.Н. Чивви - обучающийся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, egor.chivvi@bk.ru,

E.N. Chivvi - student of the faculty of management, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.Ю. Разумова - обучающийся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, daria.razumova.04@mail.ru,

D.Yu. Razumova - student of the faculty of management, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ THE HISTORY OF E-COMMERCE IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация. Данная статья раскрывает все аспекты развития и становления торговли, от первобытных основ, до современных технических оборудований, которые позволяют упростить нашу жизнь. Стоит отметить, что история раскрывает те факты, которые важны для всего мира, поэтому необходимо рассматривать данную проблему не только с точки зрения различных авторов, но и государств. Предметом данной статьи выступает многообразие экономических отношений, выступающих в различные временные промежутки. Цели работы можно выделить следующие: рассмотреть маркетплейс как будущее электронной коммерции, проанализировать и сделать выводы исходя из нынешнего экономического положения в современном мире. Методами к исследованию данной статьи являлись: анализ, синтез, индукция, дедукция. Результат данной работы показал, что все удобства, которые мы сейчас можем наблюдать, является естественным процессом эволюции, которая позволила человечеству достигнуть технического прогресса. Полученные результаты позволяют увидеть технические тенденции нашего общества и выступают в качестве предлога для рассмотрения новых инноваций. Вывод проделанного исследования следующий: маркетплейсы являются будущим в современных реалиях, потому что их достоинства приносят пользу как производителю, так и потребителю.

Abstract. This article reveals all aspects of the development and formation of trade, from the primitive foundations to modern technical equipment that simplify our lives. It is worth noting that history reveals those facts that are important for the whole world, so it is necessary to consider this problem not only from the point of view of various authors, but also states. The subj ect of this article is the variety of economic relations that occur at different time intervals. The objectives of the work can be distinguished as follows: to consider the marketplace as the future of e-commerce, to analyze and draw conclusions based on the current economic situation in the modern world. The methods for the study of this article were: analysis, synthesis, induction, deduction. The result of this work has shown that all the amenities that we can observe now are a natural process of evolution that has allowed humanity to achieve technological progress. The results obtained allow you to see the technical.

Ключевые слова: маркетплейс, электронная коммерция, потребитель, производитель, Россия.

Keywords: marketplace, e-commerce, consumer, manufacturer, Russia.

Начиная с первобытных времен, люди занимались обменом ресурсов, сначала в их первозданном природном виде, а в последствии и продуктами собственного труда. Примеров первобытной меновой торговли достаточно много, например, археологам удавалось находить примитивные инструменты, сделанные из обсидиана и вулканического стекла, за несколько тысяч километров от места их изготовления. Данный факт свидетельствует о том, что торговля и предпринимательство существовали много лет назад и с тех пор развиваются вместе с человеческой цивилизацией [1].

Время неумолимо шло вперёд, человек менял место собственного обитания и непрестанно развивался, вместе с ним, также развивались торговля и иные виды коммерческой деятельности, особенно ярко это развитие заметно в эпоху великих географических открытий, когда бизнес стал, поистине, всемирным явлением из-за интересов которого даже начинались кровопролитные войны, целью которых, как правило, было получение ресурсов и рынков сбыта. Следует отметить и тот факт, что ведение коммерческой деятельности во все времена было очень рискованным и, в некоторых случаях, даже опасным для жизни.

В научных кругах, очень часто историю возникновения и развития электронной коммерческой деятельности не отделяют от истории развития интернета в целом. Сама электронная торговля, как правило, рассматривается исключительно в виде деятельности осуществляемой только с использованием сити интернет.

Было бы не верно отрицать важность интернета как инструмента электронной коммерции. На сегодняшнем этапе развития данного сектора экономики трудно себе представить электронной коммерцию без интернета и его коммерциализации.

Однако, с другой стороны, несмотря на свою неповторимость и незаменимость в современных условиях интернет является далеко не единственным средством ведения электронной коммерческой деятельности. Электронная коммерция способна жить и без интернета, например, при помощи закрытых сетей, для которых не требуется наличие интернета и даже компьютеры [2].

К примеру, все большую популярность обретают типы электронной коммерции, построенные исключительно на базе мобильных телефонов и сетей. Они обозначаются названием мобильная коммерция или же «m-commerce».

Современные отечественные источники описывают исключительно период активного развития электронной коммерции, который составляет всего лишь несколько десятилетий. Рассматривать историю электронной коммерции в данном ключе нецелесообразно, потому что можно увидеть множество проблем, которые требуют решения, следовательно, в

первую очередь, обращать внимание нужно именно на них, потому что история электронной коммерции насчитывает более сорока лет научного и технологического прогресса

Изучая историю электронной коммерции, ее можно разделить на две большие части:

1. электронная коммерция до появления интернета;

2. электронная коммерция после появления интернета.

Своим появлением данная отрасль экономики обязана бурным развитием систем автоматизации банковских операций, созданию системы банковских карт, а также систем авторизованных систем управления складскими ресурсами организации и торговли авиабилетами [3].

Годом «рождения» электронной коммерции является 1960 год, когда компания IBM и American Airlines создали систему, позволяющую корпоративным клиентам отслеживать количество мест на рейсах, выбирать их и даже заказывать в последствии получая их, либо по почте, либо в самом аэропорту.

В западных источниках развитие электронной коммерции связывается также с развитием систем электронной передачи данных так называемой EDI (Electronic Data Interchange), которая возникла в сфере торговли и транспортной логистики. Именно начало использования EDI положило начало новому ветку истории электронной коммерции. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия все больше компаний стали вводить в использование EDI для ведения собственной деятельности что в дальнейшем повлекло за собой следующий виток в истории электронной коммерции.

В середине и конце 80-х электронная коммерция активно проникала во все сферы общественной жизни, особенно в туристическую сферу, тогда компьютерные сети смогли связать множество подотраслей туристической деятельности, таких как:

- авиасообщение;

- туристические агентства;

- отели;

- фирмы по прокату автомобилей;

Все это позволило многократно увеличить прибыль в данной сфере, ведь именно благодаря интернету и вырос спрос на туристические услуги.

В 1989 году интернет стал приобретать более привычные для нас черты, к примеру, единый стандарт глобальной гипертекстовой системы. В том же году был основан предтече первого центра дилинга бизнесы, связанные с электронной коммерцией, вышли на рынки ценных бумаг.

C возникновением интернет пространства у предпринимателей со всего мира возникли самые невероятны возможности взаимодействия между собой, казавшиеся нереальными еще 20 лет назад, однако за совокупностью возможностей последовали новые общественные вызову техническому прогрессу.

Речь идет об электронной коммерции, которой явился запрет на использование сети интернет для ведения коммерческой деятельности вплоть до 1990 года. Данный запрет не позволял в полной мере реализовать потенциал электронной коммерции, что в свою очередь очень сильно тормозило ее развитие [4].

Однако экономика развивается, переживая различные финансовые циклы, так уже в 1990 году к торговой деятельности в интернет сети были допущены первые крупные частные компании. Само же управление интернетом, до этого находившегося под строгим контролем американского правительства было передано в руки частных компаний.

Начиная с 1992 года конгресс США полностью разрешил ведение электронной экономической деятельности в интернет сетях, данное событие стало крупным толчком в развитии общемировой электронной коммерции. В 1993 году появляются первые технологические основы будущих электронных денег, которые являются неотъемлемой частью электронного предпринимательства и в наши дни. В 1994 году возникла первая в мире платежная система.

1995 год стал прорывным в мире электронной коммерции, ведь именно в 1995 году была основана Компания Amazon ставшая первой полностью «e-commers компанией», которая на данный момент является самым крупным маркетплей-сом, доля которой на рынке электронной коммерции в США составляет 40 %.

В том же 95-ом году был основан первый онлайн банк Bank of Amerika на всегдашний день его клиентская база составляет 2 миллиона человек. Хотелось бы отметить, что первоначально электронная коммерция осуществлялась при помощи классических инструментов таких как:

- почта;

- телефонные линии;

Так, самой первой формой электронной коммерции стали сделки по системе B2C, которые проходили следующим образом: в интернет пространство была перенесена старая добрая система MOTO (Mailorder - TelephoneOrder) сделок.

Заказ осуществлялся следующим образом, клиент оставлял заявку на сайте предпринимателя, затем ему звонил менеджер, совершалась оплата путем банковской карты, и доставка осуществлялась, либо почтовой службой, либо курьерской. К данному типу ведения коммерческой деятельности в интернете можно отнести любой вид бизнеса, предназначенный для конечных пользователей:

- интернет-магазины;

- банковские услуги для частных лиц через Интернет;

- онлайн-аукционы;

- онлайн-обучение;

- оплата и размещение рекламы в Интернете;

В этот же промежуток времени активно началось развитие сегмента C2C рынка, позволяющее взаимодействовать между собой уже физическим лицам, ярким примером подобного формата электронной коммерции являются всевозможные онлайн агрегаторы объявлений онлайн аукционы. C2C является наиболее распространённым типом онлайн коммерции на сегодняшний день, именно благодаря системе ведения онлайн бизнеса по такому принципу, появилось многообразие видов электронной коммерции, которые окружают нас каждый день начиная от вызова сантехника по объявлению с популярного агрегатора объявлений и заканчивая покупкой автомобиля в другой стране через онлайн аукцион.

Так же в системе электронной коммерции существуют и другие вариации такие как:

- Business-to-consumer (B2C) (бизнес-клиент). В рамках данной системы операции, как правило, розничная торговля осуществляются между организацией и частным лицом, являющимся заказчиком, другими словами потребителем приобретаемого товара или услуги. В данном направлении лидирующую позицию занимают онлайн-магазины;

- Business-to-business (B2B) (бизнес-бизнес). Участниками данного направления является непосредственно коммерческая организация, которая занимается оптовой торговлей в рамках электронной площадки или заключенного электронным способом договора. При этом компания может выступать в различных ролях, быть как производителем, так и потребителем, к примеру, для перепродажи;

- Consumer-to-consumer (клиент-клиент). В экономической системе участниками выступают конечные потребителями, осуществляющие сделки купли-продажи с помощью посредника, которыми выступали интернет-площадки;

Проводились различные исследования, которые могли многое сказать о различных экономиках, в частности, и о России. Так, исследовательское агентство Data Insight выявило, что за 2020 год объем рынка интернет-торговли в Российской Федерации составил 37 млрд долларов (2,7 трлн. рублей), рост рынка - 58 %.

Выявленные данные основываются на весомых аргументах, исходя из них, мы можем сказать, что Россия заняла 9 место по объему торговли посредством интернета. Данный результат был последствием множеством факторов:

- растущее количество интернет-пользователей, которая на данный момент составляет 124 млн человек;

- недавно нас постиг вирус, который распространился по всей планете, поэтому ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, следствием чего большинство людей рассмотрели свой основной вид трудовой деятельности на удаленном формате, которые способствовали увеличению покупок через интернет, именно в этот период, спрос на эти возможности в глазах потребителей сильно поднялся, что дало толчок к новому развитию данного вида деятельности;

- наше общество не стоит на месте и проходит все этапы развития, поэтому тенденция развития электронной коммерции, которая непосредственно связана с взрослением нового поколения пользователей, которые в более полной мере пользуются современными возможностями данного технического прогресса, упрощая тем самым себе жизнь; [5]

B2C принимала различные облики в российском обществе, поэтому вызывает к себе особый интерес, согласно данным Data Insight структура данной отрасли рынка представлена несколькими крупными сегментами:

- eGrocery (включает продажи сервисов по доставке продуктов, а также интернет-магазинов без учета продаж, осуществленных на универсальных интернет-платформах);

- ePharma (охватывает продажи через онлайн-аптеки, резервирование товаров через сайты оффлайн-аптек без учета продаж аптечной продукции через универсальные интернет-магазины и маркетплейсы);

- универсальные маркетплейсы (включает продажи, осуществленные на топ-20 универсальных онлайн площадок, работающих по системе маркетплейса - платформа, которая предоставляет ряд услуг потребителю для выбора того товара, который подойдет ему наилучшим образом исходя из ценового диапазона, размера, ну и конечно же, ни с чем не сравнится время и удобство доставки, которое может перевесить все показатели);

Среди рассмотревших сегментов электронной коммерции наибольшую динамику роста показывает универсальные и многокатигорийные маркетплейсы (на 57 % за 2020 год), общий объем продаж на которых составляет 26 % от всего B2C в России (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура рынка B2C в России, объем продаж

Исходя из рисунка 2, мы можем сделать вывод, что одной из характеристик тенденций современного рынка В2С-торговли в 2020 также стало уменьшение суммы среднего чека.

Углубившись в историю иностранного опыта электронной коммерции, не стоит забывать и отечественный опыт в данной сфере, естественно, что в страны бывшего СССР в том числе и в Россию приходит все с небольшим запозданием, также получилось и с электронной коммерцией. Долгие 70 лет в нашей стране практиковалась плановая экономическая система, со всеми своими преимуществами и недостатками основным, из которых был полный запрет на ведение коммерческой деятельности. Именно поэтому история электронной коммерции в нашей стране началась только после распада СССР и насчитывает сравнительно немного времени.

Начиналось все очень стремительно, электронная коммерция в нашей стране с 1991 года тогда был поднят «железный занавес» и мы узнали, как можно жить по-другому, в том числе, это коснулось компьютерных технологий.

Также стоит рассмотреть перспективные стороны электронной коммерции в нашей стране, а именно маркетплейс. Изначально следует отметить, что же из себя представляет маркетплейс и чем он отличается от классических интернет-магазинов и, самое главное, почему же за ними будущее электронной коммерции.

Рисунок 2 - Структура B2C в России, количество заказов

Большинство «e-commers» предприятий в России на заре данного явления были, как правило, интернет магазинами, занимающимся продажей различных товаров. Рынок услуг в то время был представлен в основном в офлайн сфере, однако, постепенно внедрялся и его онлайн сегмент.

Маркетплейс (торговая площадка) - это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров и услуг через интернет, другими словами продавцы размещают свои товары, а покупатели выбирают лучшие варианты по ценам, характеристикам и другим параметрам, сами маркетплейсы ничего не продают, они являются посредником между потребителем и производителем [6].

Рассмотрим маркетплейс во всем его разнообразии, в онлайн-каналах дистрибуции. Канал дистрибуции- это структура, объединяющая внутренние сбытовые и маркетинговые подразделения организации (производителя) с внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами. В традиционном рынке есть множество производителей и потребителей, которые реализуют свои идеи, для удовлетворения определенных потребностей, при этом рассматриваются различного рода каналы для осуществления этой деятельности:

- прямые (нулевого уровня) (производитель продает непосредственным образом);

- косвенные (одноуровневые, многоуровневые) (розничная и оптовая торговля);

Данная схема очень проста, потому что не рассматривает определенного уклона в сторону технологий, если же мы рассмотрим маркетплейсы, то это совершенно другое, так как это не подразумевает наличие оптового звена в онлайн-цепи.

Основными задачами маркетплейсов являются:

- продвижение товаров;

- работа с логистикой (она позволяет работать с маркетплейсами из любой точки мира);

- привлечении трафика (который в наше время является основой для получения прибыли);

Маркетплейсы такие как: OZON, Wildberries очень пристально следят и делают все возможное для того, чтобы поиск товара был удобным для конечного потребителя.

Так чем же все-таки отличается маркетплейс от обычного интернет-магазина? Самое главное отличие состоит в том, что интернет-магазин всегда представляет собственный бизнес и занимается его развитием, даже если он достаточно крупный, с сотней брендов и богатым ассортиментом - например, магазин техники и электроники «Эльдорадо» или детский магазин «Лада Деталь» и т. п. - этот бизнес «сам себе хозяин».

Маркетплейс же не ориентирован на конкретную компанию, он заинтересован в продажах в целом и выступает посредником между продавцом и покупателем.

Чтобы эта экосистема работала как часы, маркетплейсы диктуют собственные условия, которые должны выполнять обе стороны, например, для продавцов это требования к:

- упаковке;

- карточкам товаров;

- обязательные комиссии;

Для покупателей все проще, достаточно оплатить товар и его привезут в нужное время и место.

Так все же, почему маркетплейсы будут актуальны еще долгие годы?

Первым и основным преимуществом маркетплейсов является относительно низкий порог входа в него, что позволяет привлекать начинающих или опытных бизнесменов к данной нише.

Вторым немаловажным преимуществом является возможность доставки товара по всей территории страны, благодаря массе пунктов выдачи заказов и гибкой системы доставки, потребителю не нужно далеко ходить от своего дома, все находится в шаговой доступности, что выводит данный формат на лидирующие позиции.

Третьим и достаточно актуальным аспектом является параллельный импорт, который дает большой ассортимент товаров.

Таким образом, проведенная нами исследование доказывает всю многогранность данного формата получения товара, это выгодно как производителем, так и потребителем. Спрос на маркетмлейсы растет с каждым годом, поэтому достаточно актуальным является изучение данного направления не только в рамках этой статьи, но также в учебниках, потому что разбираться в этом нужно каждому человеку, мы каждый день сталкиваемся с покупкой определенного вида товара, так если у нас есть возможность упростить себе жизнь, почему бы это не сделать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.