«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
В.П. Буданова
Аннотация. В статье рассматриваются основные содержательные линии курса Истории древнего мира в российских школьных учебниках. Особенности структуры и содержания курса определяются с позиций цивилизационного подхода, который, с точки зрения автора, активирует его образовательные и воспитательные возможности.
Ключевые слова: историческое образование, цивилизационный подход, первобытная эпоха, древний Восток, Греция, Рим, «речные», «морские», «закрытые» цивилизации.
Summary. The article deals with the main content lines of the course of Ancient History in the Russian school text-books. Features of the structure and the content of the course are defined from the positions ofcivilizational approach that activates its educational opportunities.
Keywords: historical education, civilizational approach, primeval epoch, ancient East, Greece, Rome, "river", "marine", "closed" civilizations.
28
Входя в XXI век, Россия продолжает путь демократических преобразований, поиск наиболее эффективных средств реализации современных экономических, политических и социальных программ. Но кардинальное обновление страны возможно только при условии высвобождения творческого потенциала людей. Сегодня в России особенно социально востребована свободная, творческая, знающая, нацеленная на созидательный ритм жизни, личность. Ее формирование является целью новых образовательных реформ, создания новых образовательных моделей, концептуальных конструкций, педагогических технологий и методических систем.
В этом процессе особое место занимает совершенствование исторического образования, ибо изучение истории формирует личность молодого человека,
обогащает его внутренний мир, укрепляет его гражданскую и жизненную позиции, умение ориентироваться в сложностях современного мира. Познанная и правильно понятая история в конечном итоге определяет миропорядок в глобальном развитии человечества. Она подчиняет своей власти даже тех, кто не хочет ее знать, кто считает, что история - это квинтэссенция сплетен, учебник разочарования, что лучше считать горох, чем изучать историю. Степень включенности в исторический тезаурус - фундамент прогрессивных преобразований России XXI века.
Общая цель, которую ставит современная школа, - развитие личности, приобщение учащихся к мировым культурным традициям, воспитание патриотизма и гражданского самосознания. Изучение истории - одно из средств достиже-
Преподаватель XX
3 / 2013
ния этой цели. Задача курса «История Древнего мира» - привлечь образовательные возможности истории в становлении личности, развить способности учеников к восприятию прошлого человечества, сформировать основы гуманистической культуры, а также расширить информационное поле, в котором живет современное молодое поколение. Опираясь на материалы по истории Древнего мира, учитель имеет возможность формировать умение сравнивать исторические явления в различных цивилизациях, давать им самостоятельную оценку, учить подростков отстаивать свои взгляды на исторические явления, события и личности, оперировать датами, определять местоположение исторических событий.
Общая цель курса «История Древнего мира» - дать школьникам знания о взаимодействии человека с окружающей природной средой, об экономическом развитии древних обществ, о различных формах социального и политического строя, показать роль выдающихся личностей Древнего мира, процесс становления таких идей и институтов, как демократия, республика, деспотия, мировые религии, законы, моральные нормы. На конкретном материале утверждается представление о самоценности каждого из народов древности, его позитивном вкладе в генотип развития человеческого общества.
Основой научно-методической концепции курса «История Древнего мира» является цивилизационный подход. В учебниках в доступной для понимания учащихся 5-го класса форме вводится понятие «цивилизация». Сначала она рассматривается как определенный этап общественного развития, наступивший после «варварства», а впоследствии (на примере истории Древней Греции и Древнего Рима) через факты, образы и смыслы -
как определенный уровень развития человека, общества и государства. В центре внимания оказываются комплексные характеристики древних обществ с особым акцентом на культуре, религии, человеке, его поведении, образе жизни, ментальности, повседневности Таким образом, в процессе обучения формируется системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира.
История Древнего мира изучается в рамках общеобразовательной школы дважды. Первый раз в 5-м классе по хронологическому принципу, в доступной для школьников образно-эмоциональной форме, с упором на антропологический аспект, а также разумное сочетание политической и социально-экономической тематики. Второй раз основные сквозные проблемы истории Древнего мира изучаются в 10-м классе в рамках курсов «Обществознания», а также «Истории России и мира», «Истории мировых цивилизаций». Здесь проблемы социально-политической, экономической и культурной истории Древнего мира рассматриваются на более высоком теоретико-методологическом уровне. Подобная система двух концентров - элементарного в младшем звене и систематического в старшем - дает оптимальное, не фактологическое или социологическое, а цивилизационно-гуманитарное освещение исторических событий.
Согласно Федеральному типовому учебному плану, составленному на основе Обязательного минимума содержания основного общего образования, на изучение истории Древнего мира в 5-м классе отводится 68 часов. Структурно курс разделен на четыре части: Жизнь первобытных людей (5 ч.), Древний Восток (18 ч.), Древняя Греция (20 ч.) и Древний Рим
29
30
(17 ч.). На вводные и итоговые занятия отводится 8 часов.
Современный этап развития пости-дустриального общества с его экологическими катастрофами, экономическими и демографическими кризисами особенно актуализирует изучение истории первобытного общества.. Выделяются две темы соответственно стадиям присваивающего (собиратели и охотники) и производящего (земледельцы и скотоводы) хозяйства. «Вызов» природы и «ответ» человека, находящегося в процессе сапиента-ции; выделение городов, как поселений особого типа; преддверие становления государства, как символа коллективной жизни и реальной власти; усложнение стратификации человеческой общности; отделение ремесла от сельского хозяйства; совершенствование материальной культуры; эволюция представлений человека о мире; наследие первобытной эпохи - ключевые идеи и опорные содержательные линии данного раздела. Для подростка, выросшего в эпоху информационной революции, Интернета и компьютерных технологий, особое значение приобретает также знание о существенном скачке на рубеже варварства и цивилизации в плане передачи информации. С появлением письменности «Человека слушающего» вытеснил «Человек читающий». Базовый для данного раздела материал включает такие опорные понятия и термины, как, например, «человеческое стадо», «австралопитек», «питекантроп», «каменный век», «человек разумный», «неандерталец», «родовая община», «расы», «искусство», «религия», «неолитическая революция».
Пожалуй, в наибольшей степени вариативность изложения истории Древнего мира проявляется в разделе по Древнему Востоку. Выделяются три принципа, три подхода изложения материа-
ла - монографический (страноведческий) (Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Са-плин. История древнего мира. М.: Дрофа), проблемно-монофафжческий (А.А. Вига-син, ГИ. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М.: Просвещение; Ф.А. Михайловский. История Древнего мира. М.: Русское слово; А.В. Акулов, А.Б. Ванькова, И.А. Долотова, О.А. Родионов. История древнего мира. М.: Центр гуманитарного образования; С.В. Колпаков, Н.А Селунская. История Древнего мира. М.: Дрофа), а также сравнительно-исторический (В.И. Уколова, Л. П. Мари-нович. История Древнего мира. М.: Просвещение). В каждом подходе к изложению учебного материала есть свои преимущества, но, возможно, что-то остается и «за кадром». Но именно в этом многообразии раскрывается возможность реализовать вариативность учебного процесса, индивидуальный, творческий стиль учителя при сохранении общего «смыслового стержня» самой истории Древнего Востока. Восток эпохи древности трактуется как цивилизационно-историческое, а не географическое понятие.
В данном разделе продолжается изучение возникновения цивилизаций, начатое уроками по истории первобытного общества. Последовательно рассматриваются первые речные цивилизации (Месопотамия и Египет, или Египет и Месопотамия). Учащиеся получают представление о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций, о влиянии географического фактора на историческое развитие общества, о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин. Детализируются представления о государстве на Востоке (восточная деспотия, города-государства), структуре общества (фараон, жрецы, армия, вельможи), дается характеристика
Преподаватель ^
3 / 2013
первых в истории цивилизации законов (законы Хаммурапи). На примере Древнего Египта и Месопотамии рассматривается рождение первых в истории человечества школ, научных знаний, литературных произведений и памятников искусства, отрабатываются такие понятия, как «культура», «скульптура», «иероглиф» и др. Дается представление об историческом значении и основных достижениях первых «речных» цивилизаций, в том числе изобретении папируса и колеса, создании иероглифического письма, монументальных сооружений (пирамиды, зиккураты), первых государств, законов, регулярной армии, появлении в древности первого языка международного общения и сложной религии).
Кроме указанных тем и направлений в разделе «Древний Восток» школьных учебников присутствуют материалы, посвященные цивилизациям Восточного Средиземноморья (Ближнего Востока, Западной Азии). На уроках, посвященных истории Финикии и Древней Палестины, учащиеся получают представление о важнейших культурных достижениях и вкладе финикийцев и древних евреев в мировую культуру (создание первого алфавита, библейских мифов и сказаний). Формируется образ Библии как исторического источника.
В условиях распространения терроризма, периодически вспыхивающих локальных военных конфликтов востребованной сюжетной линией курса по истории Древнего мира остается тема появления первых в истории человечества военных империй. В разделе «Древний Восток» дается характеристика развития государств Западной Азии в условиях открытия и начала обработки железа. Учащиеся получают представление о последствиях использования железа (новшества в военном деле, железное оружие,
стенобитное орудие, конница как особый род войск), о расширении ареала цивилизаций (усиление государства, завоевания, ограбление побежденных стран, массовые казни и переселения). В учебниках раскрываются содержательные особенности таких понятий, как «военная держава», «империя», «дипломатия», «цари-завоеватели», «сатрапия».
Традиционно раздел завершается темой посвященной эре наступления железного века в Индии и Китае. Этот довольно сложный блок материалов имеет свою цивилизационную и терминологическую специфику (Веды, буддизм, варно-кастовая система, первые ткани из хлопка, шахматы, цифры, индуизм, арии, санскрит, йога, даосизм, Великая Китайская стена, конфуцианство, шелк, бумага, компас, порох, чай, Великий шелковый путь). В доступной форме в учебниках излагаются педагогически отобранные материалы о становлении и развитии двух великих «речных» цивилизаций - Китайской и Индийской. Разумеется, особенно акцентируется внимание на относительной «закрытости» этих цивилизаций и значительном их вкладе в мировую культуру.
Третий раздел школьных учебников по истории Древнего мира посвящен Древнегреческой «морской» цивилизации. Общая характеристика позволяет показать, что она возникла гораздо позднее, чем древневосточные, и многое заимствовала у своих соседей (египтян и финикийцев). Это дает ключ к пониманию того, что Древняя Греция представляет собой, с одной стороны, новый виток цивилизационного развития человечества, а с другой - его особую модель -западную. Ведущей идеей раздела является тезис о том, что появление Древнегреческой цивилизации стало началом разделения двух регионов - Запада и Востока. Эти положения определили и основ-
31
32
ную специфику наполнения материалом данного раздела практически в каждом учебнике, а также основные дидактические задачи. В разделе раскрыта стержневая для курса проблема характеристики объективных причин, способствующих формированию специфической модели развития Древнегреческой цивилизации. Дано также общее представление о крито-микенском периоде (минойская культура, ахейская цивилизация), показано возникновение античной (полисной) цивилизации. Отмечу также, что все учебники тщательно прорабатывают тему полиса, как особой формы общины, общины-государства, в основе которой лежит античная форма собственности, совмещавшая частную и государственную собственность. Выделены два типа полиса - Афины и Спарта, которые сыграли важную роль в истории всего греческого мира. Учебники помогают учащимся разобраться с такими понятиями, как «гражданин», «демократия», «аристократия», «тирания», «олигархия». В материал раздела включена также тема древнегреческой колонизации с характеристикой ее причин и своеобразных результатов (рассеяние цивилизации, расширение представлений эллинов о мире, развитие товарно-денежных отношений). Более подробно рассматривается колонизация северо-восточного побережья Черного моря и отношение колонистов с местным населением, вводятся такие понятия как «скифы» и «варвары».
Так как история в подростковом возрасте лучше усваивается через личности и судьбы отдельных людей, в разделе богато представлены исторические и мифологические персонажи. Они влияли на ход событий, создавали, индивидуализировали образ времени. Это боги и герои греков, царь Минос, сказитель Гомер, реформаторы Солон, Клисфен, Ли-
кург, Перикл, философы Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, оратор Демосфен, Александр Македонский. В учебниках особое внимание отводится сюжетам победы греческой демократии над восточной деспотией (битвы и сражения греко-персидских войн), македонским завоеваниям, становлению и распаду империи Александра Македонского.
Доминирующая содержательная линия учебников связана также и с системой ценностей, выработанной Древнегреческой цивилизацией, состоянием умов, настроений и ментальности древних греков. В разделе углубляется понятие «культура», которое понимается как социально обусловленное и отраженное в результатах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, к самому себе. Акцентируется внимание на специфике древнегреческой культуры, характерные черты которой - свободолюбие, наличие разнообразных мнений, ярко выраженное личностное начало, соревновательность. Последняя фаза Древнегреческой цивилизации - эпоха эллинизма - рассматривается как время рождения нового мира, когда империи Александра Македонского удалось пусть ненадолго объединить Восток и Запад. Синтез научных знаний, накопленных в Древней Греции и на Востоке, дал стимул для дальнейшего развития математики, астрономии, ботаники, географии. Синтез достижений в ремесленном производстве открыл возможность создать новые виды продукции (рельефная керамика, пергамен, узорные ткани) позволил совершенствовать кораблестроение и начать строительство маяков (Фаросский маяк). В разделе значительно представлены основные достижения Древней Греции, вклад греков в развитие мировой науки (открытия в астрономии, медицине, географии), искусства (совершенная
Преподаватель
3 / 2013
архитектура и скульптура, первый театр, трагедии, комедии), показано становление гражданского общества (демократия, гражданин, полисный патриотизм), превращение спорта в приоритетный компонент повседневной жизни греков.
Завершает курс «История Древнего мира» раздел о Древнем Риме. В этой финальной части курса практически все учебники сохраняют традиционную последовательность изложения учебного материала. Замечу, что значительное место отводится политической истории (устройство республики, устройство и идея империи, начала городского самоуправления). Именно поэтому контексты политических действительностей формируются через такие понятия, как «патриции», «плебеи», «сенат», «республика», «народный трибун», «право вето», «триумф», «провинция», «ветеран», «диктатор». Центральное место отводится конкретизации тех изменений в римской государственности, которые оказали сильное влияние на сознание людей. Переход к империи рассматривается как создание новой цивилизационной общности, которая объединила множество народов в рамках единого политического целого. Система ценностей римлян (политика, военное дело, законодательство, занятие земледелием, историография) представлена в образах таких ярких личностей, как Нума Помпилий, Сервий Туллий, Ганнибал, Тиберий и Гай Гракхи, Гай Марий, Сулла, Юлий Цезарь, Цицерон, Октавиан Август, Флавии, Траян, Марк Аврелий, Диоклетиан, Константин Великий. Ее раскрывают и такие ключевые события римской истории, как основание города Рима, войны с вольсками и этрусками, Самнитские и Пунические войны, восстание Спартака, завоевание Галлии, диктатура Цезаря, войны с германцами, распространение христиан-
ства, распад империи, строительство новой столицы - Константинополя.
Считаю необходимым отметить и то, что история Римской цивилизации, как она представлена в большинстве учебников, в силу особенной интенсивности и плодотворности политического и культурного творчества римлян (впрочем, как и греков) остается замечательным заповедным полем для наблюдений и заключений, с помощью которых выверяется опыт новых поколений. На фоне глобализации, мультикультурации, диалога культур живой интерес учащихся вызывает, как правило, обращение к наследию Древнего Рима. Подход к миру с позиций плюрализма не исключает римское наследие в качестве фундамента современной европейской цивилизации (основа романских языков, римское право, города, устройство республики, идея империи, городское управление, строительство дорог, водопровод, арки, купола, военное и ораторское искусство, организация образования, Рим как образ Вечного Города, христианство и церковь). Важной концептуальной линией разделов о Риме в указанных учебниках является стремление показать культурные и духовные ценности, выработанные Римской цивилизацией. Они дают не только яркие образцы гражданского героизма и служения отечеству, питают культуру подрастающего поколения, формируют сознание современных молодых людей, но могут помочь утвердить самобытное, уникальное отношение к миру, научить видеть иные культурные действительности, иной социально-культурный контекст.
Завершая чтение последних страниц учебников по истории Древнего мира, остается ответить лишь на два вопроса. Исторические знания, которые дает школа, доступны для восприятия любым человеком, или для этого все-таки нужен
33
ВЕК
34
особый талант, как, например, музыкальный слух? Каков должен быть исторический минимум образованного, культурного человека, но не историка? Это вопросы риторические, но, тем не менее, анализируя новое поколение учебной литературы, важно иметь в виду, что образование XXI в., в том числе историческое, уже сейчас ориентировано не на прямую передачу знаний, но на сам процесс обучения, когда важно овладеть умением учиться и постоянно восстанавливать рамки собственного знания. И если эмоциональную структуру личности формирует литература, мышление организует и упорядочивает математика, то возбуждает жизненный энтузиазм и учит думать все-таки история. Ибо и сегодня она продолжает оставаться, как и во времена Фукидида, «философией в примерах». Можно надеяться, что цивилизационный ракурс в учебниках нового поколения поможет школьнику пройти непростой путь от любопытства к пониманию, где первая ступень - образ истории. Яркие, живые картины древности не только поддерживают интерес к истории, но могут стать основой формирования целостного представления о реальности прошлого, которое невозможно без исторических образов людей и событий, описаний городов и храмов. Иначе история превратится в набор скучных дат и схем, и школьнику трудно будет осилить следующий этап -впечатление от истории. Самая яркая картина и занимательный сюжет скоро забудутся, если они не затронули эмоции и чувства. Удивление, восхищение, сострадание, негодование и лишь то, что не оставило ученика равнодушным, создает и укрепляет знание истории. Сильные эмоции закрепляют след в памяти, однако, знание, даже эмоционально окрашенное, может остаться «копилкой фактов», если не проследить связь между событиями и
Преподаватель
судьбами людей, которая реализует понимание шторми, с ее миссией соединять
прошлое, настоящее и будущее.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Н.В., Ладынин И.А., Неми-ровский А.А., Яковлев В.М. Древний Восток: учебное пособие для вузов / Рук. проекта А.О. Чубарьян. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 654 с.
2. Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И., Чаплыгина Н.А. Древний Рим: учебное пособие для вузов / Рук. проекта А. О. Чуба-рьян. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 686 с.
3. Воробьева О.В. О проблемах и перспективах цивилизационных исследований // ЭНОЖ История. - 2013. - Вып. 2 (18). Теория и методология современной исторической науки / Под ред. Л.П. Репиной, О.В. Воробьевой. Дата публикации 31.05.2013. - URL: http:// www.history.jes.su/issue.2013.2.5.2-18
4. Годер Г. И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. - М., 1985.
5. Древний мир: книга для чтения по истории / Отв. ред. В.П. Буданова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 573 с.
6. История Древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой.
- М.: Наука, ГРВЛ, 1989. - Т. 1-3.
7. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред В.П. Будановой. -М.: ЭКСМО, 1999.
8. Лапп Д. Искусство помнить и забывать.
- М., 2003.
9. Немировский А.И. Рассказы по истории Древнего мира. - М., 1996.
10. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность. - М., 2000.
11. Новиков С.В., Селиванова Л.Л., Стрелков А.В. Древняя Греция: учебное пособие для вузов / Рук. проекта А.О. Чубарьян. - М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 574 с.
12. Следзевский И.В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян.
- М.: МАЛП, 1997. - Вып. 4. - С. 7-19.
13. Штаерман Е.М. Проблема римской цивилизации // Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: МАЛП, 1997. -Вып. 4. - С. 88-110. ■
-3 / 2013