Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1960-1976ГГ.)'

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1960-1976ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарипов Нахтулло

В статье на основе источников и литературы прослеживается развитие дорожного строительства Кулябского региона в 1946-1960 гг.В 60-70 -ых годах в Кулябском регионе, началось восстановление запущенных участков дорог. Особое внимание уделялось, строительству дорог местного значения. Автор основное внимание уделяет строительству магистральных и местных дорог, их значение для развития экономики региона. Статья базируется в основном на архивных источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1960-1976ГГ.)»

SCHOOLS AS THE SIMPLEST AND GENERAL CENTERS OF EDUCATION IN EPOCH OF

SELJUKIDS

Kazem Bayat, Mirganova N.R. Schools were the initial centers of education in the epoch of Seljukids in Iran, Movaraunahr and in Khorasan, which implemented education and training in low degrees. The main function of schools was training of children in reading of Qur'an and other religious and literary books. By revealing the features of school's functioning in Seljukid's epoch, the author gives particular attention to the methods of teaching in Seljukid's schools.

Key words: school, education, teacher, Seljukids, student, method.

Сведения об авторах: Козем Баят Хайдаркули - аспирант кафедры таджикской истории Таджикского национального университета, Тел: (+992) 915 147099, e-mail: bayat1@yahoo.com$

Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 5584538, e-mail: niginaraufovna@mail.ru

Information about authors: Kazem Bayat Haidarkuli, PhD student, Tajik History Chair, Tajik National University, tel.: (+992) 915 147099, e-mail: bayat1@yahoo.com.

Mirganova Nigina Raufovna, PhD in pedagogics, associate professor, Head of Science and innovation Center, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 93 5584538, e-mail: niginaraufovna@mail. ru

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ (1960-1976гг.)

Шарипов Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

В 60-х-70-х гг. автомобильные дороги являлись сложными транспортными сооружениями. Рациональное и плановое использование автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и грузов во многом зависело от правильной эксплуатации автомобильных дорог. Основными задачами дорожной службы являлись обеспечение безопасного движения автомобилей с установленными скоростями движения и нагрузками; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений и предохранения их о преждевременного износа, охрана дорог; повышение эксплуатационных качеств, увеличение работоспособности и сроков службы дорог; создание необходимых удобств для пассажиров и водителей; организация движения. В этом периоде руководство республики уделяли очень большое внимание строительству и развитию автодорожной сети в Таджикистане. Перед дорожным хозяйством тогда были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

Для эффективного руководство дорожным хозяйством республики в 1962 году был создан «Таджикдорстройтрест». На самом деле это способствовало интенсивной механизации дорожных работ. 3 июля 1963 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР принял соответствующий указ №72, который установил размеры денежных отчислений на дорожное строительство.1

В эти годы исполкомов районов республики получили полномочие управлятразличные отрасли хозяйством района. В том числе дорожного хозяйства. Например с 1-го апреля 1964 года были образованы Линейно эксплуатационное управление местных дорог (ЛЭУ) и районные Дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ) местных дорог при райисполкомах, что дало положительные результаты.2 Одновременно руководством республики перед дорожным

1 Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). -Душанбе Граф-полиграф, 2010. - С. 25.

2 Там же. -С.25

хозяйством были поставлены серьезные задачи. В том числе упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания. С целью выполнения вышепоставленных задач местное дорожное хозяйства кулябских группы районов приняли неотложные меры. В дорожном хозяйстве были привлечены рабочих строителей из местных кишлаков и посёлок. Например в начале 1964 году начался строительство автомобильной дороги на участке села Рахмон Берды колхоза Карла Маркса - село Чинор - село Мугуло колхоза имени Кирова общей протяженностью 4 км. Для безопасности на этой дороге в населенных пунктах и хлопковых полях были посажены тутовые деревья.3 В этом же году строительство продолжалось в Московском и Кулябском районах. ДЭУ №35 Московского района начал капитальный ремонт автодороги Пархар - колхоза «40-лет Октября» село Саманчи протяжением 26 км. Стоит отметить, что во время строительство жители села Саманчи оказывали всестороннюю помощь работникам ДЭУ. Строительство дороги закончилось 5-сентября 1964 года.4

Также в это время, в Кулябском районе начался строительство автомобильной дороги Хонабад - Тугарак, протяженностью 36 км, общей сметной стоимостью который составил 728,3 тыс. рублей. Автомобильная дорога начинается от Хонабада до населенного пункта Гулистон, (выход на магистрал Душанбе - Куляб -172 км). Дорога проходила между хлопковых полей и через населенные пункты колхозов имени Амиршоева, Ленинград, Щталова и Жданова, в чем и заключается ее очень важное экономическое значение. Строительство ее, начатое в 1964 году, продолжалось и в 1965 году, однако из-за трудности с финансированием, строительство не было закончено в намеченный срок.

Еще раз отмечаем важность и необходимость Указа Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 1-июня 1959 года «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий в хозяйственных организаций в строительстве и ремонте местных автомобильных дорог». Была установлено, что к участию в строительстве и ремонте местных автомобильных дорог привлекаются все колхозы, совхозы, промышленные, транспортные строительные и другие предприятия и хозяйственные организации, расположенные как в сельской местности, так и в городах, независимо от их подчинённости.

Основываясь этим, а также внесение изменения в данном указе (Указ Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 3-июля 1963г.) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Таджикской ССР в августе и сентябре 1965 года своевременно сообщило объемы долевого участия в строительство и ремонте местных дорог на 1966 год.

Большинство организаций районов добровольно выполняли Указ, внося ежеквартально суммы долевого участия в счет установленного им на год плана.

Уже в 1965 году в Кулябском районе начался строительство автомобильной дороги Ханабад - Тугарак.

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Таджикской ССР на строительство автодороги Ханабад - Тугарак в Кулябском районе на участке к. Ханабад - к. Чок-Темир протяжением 23,4 км, выделял средств сметной стоимостью 464,9 тыс. рублей.5

По состоянию на 1-го января 1966 по этому объекту тогда ещё было выполнено 84,5 тыс. рублей. Далее планом подрядных работ в 1966 году было предусмотрено строительство этой дороги в сумме 250 тыс. рублей.6

Так, как объект был важным для связи между районами руководством министерства принял неотложение меры по финансовому обеспечению объема. Таким образом Минтрансдорхоз выделил средств в сумме 150 тыс. рублей за счет остатка централизованных денежных средств, образуемых по участию предприятиями и организациями г. Душанбе. Остальную же сумму 100 тыс. рублей Кулябский район профинансировал за счет участия колхозов, совхозов, предприятий и других организации района.7 На строительство и

3 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, л. 42.

4 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, л. 125.

5 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.66, Л.28.

6 Там же Л.28.

7 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1,Д.66, Л.28.

реконструкцию местных дорог с твёрдым покрытием в 1965 году Восейский ДЭУ №34 и Московский ДЭУ №35 на каждые 2км выделяли около 30 тыс. рублей.8

В 1966 году началось строительство автомобильной дороги на участке от г. Куляба до села Зираки. Дорога имело нефтеванное покрытие. В этом же году здесь были проделаны работы по расширению отдельных узких мест дороги. В тот время дорожно-строительным управлением №3 велась работы по капитальному ремонту этой дороги в направлении Зираки -Муминабад с устройством нефтеванного покрытия, которые они продолжились в 1967 году. Всего же за 1966-1967 гг. предусматривалось капитально ремонтировать 30 км этой дороги. Кроме того к концу будущего года на дороге был построен железобетонный мост через село Лянгар.9 Всего в 1966г. Кулябский ДЭУ №38 при участии колхозов и совхозов района было построено и реконструировано 127 км. дороги местного значения. В этом же году в Московском ДЭУ №35 было построено и реконструировано более 90 км. дороги местного значения.10

ДЭУ №44 в 1966 году завершил строительство автомобильной дороги Пархар-село Арча протяженностью 23 км.11

В 1967 году предусматривался строительство дороги Дангара - Пушинг - Кангурт. Однако в связи с его высокой стоимостью (1-миллион 108 тысяч рублей) и отсутствием возможностей пятилетним планом это было не возможно. Поэтому эксплуатационному линейному управлению республиканских дорог, в обслуживании которого находится это дорого, было дано указание о систематическом ремонте и надзоре за ней.

Что касается дороги от Кангурта до Бальджуана протяжением 27 км, обслуживающей местные нужды района, то передача её в сеть республиканских дорог с финансированием из госбюджета было нецелесообразна.

Вопрос выделение средств на строительство дорог к совхозам и внутри их рассматривалс я Министерством сельского хозяйства. При выделении этим Министерством средств и обеспечении проектно-сметной документации подрядные организации Министерства транспорта и дорожного хозяйства могли, выполнит строительство дороги Джемерген (ферма №5) совхоза Дангара.12

20 ноября 1967 начался строительство автомобильной дороги колхоза имени Ленина в Восейском районе протяженностью 30 км. Ширина проезжей части дороги 8 метров, а черное покрытие 6 метров. Проект этой дороги был составлен институтом «Таджикдорпроект» Минтрансдорхоза Таджикской ССР. ДЭУ №34 (начальник С. Одинаев) и совместными участиями колхозников района выполнили работу по строительству в срок.13

Кроме строительства новых автомобильных дорог, дорожные участки также занимались ремонтом и эксплуатации старых дорог. С 1-го января по 1-го октября 1968 года (за 9-месяцев) ДСУ №4 произвел капитальный ремонт в Московском районе в сумме 123,6 тыс. рублей. Это сумма было направлено в следующее:

a) Автодорога в колхозе «Дружба» Московского района на сумму 13.9 тыс. рублей.

b) Автодорога райцентр Московский - село Чубек 104. Тыс. рублей

c) Райцентр Московский-совхоз Митен -Тугай.

ё) Автодорога Пархар - 5.7 тыс. рублей.14

В связи с тем, что очередность ремонта дорог местного значения устанавливается непосредственно исполкомами соответствующих районов, Министерство транспорта и дорожного хозяйства дал указание Пархарскому ДЭУ №44 местных дорог по согласованию с Пархарским райисполкомам оказать помощь колхозу имени Ламанова этого района в нефтевании автодороги от правления колхоза до его участки «1-е мая».15

По рассказу председателя Таджикдотребсоюза- Ф. Турсуновым в 1968 году подрядно-строительными организациями Минтрандорхоза осуществлялся строительство автодороги в колхозе «Гайрат» Дангаринского района на её участие от правления колхоза до села Кзыл-Бузор протяженностью 14 км (выход на магистрал Дангара - Курган-Тюбе). При наличии средств финансирования включении продолжении строительства этой дороги Дангаринским

8 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3,Д.10, Л.181.

9 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.35.

10 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.10, Л.19.

11 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, д.29, Л.19.

12 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.34.

13 ЦГА РТ Ф.1595,Оп.1, Д. 66, Л.133.

14 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д. 89, Л.46.

15 ЦГА РТ Ф.1595,Оп.3, Д.25, Л.33.

райисполкомам в планподрядных работ на 1968 год. В этом году были выполнены работы по устройству нефтеванного её покрытия.16

В 1968 году закончилась строительство автомобильной дороги в колхозе имени Киров и Карл Маркс Восейского района и колхоза «Дружбы» Московского района.17

Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень. Решениями съездов партии и руководством союзного министерства предусматривалось дальнейшее развитие всех видов транспорта, в том числе транспортно-дорожного строительства. Большое внимание было уделено повышению качества строительства, улучшению содержания существующих дорог и культуре обслуживания транспорта.

Так, как автодорога между селами Ховалинг и Чукурак Восейского района был грунтовым. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Таджикистана была выделена средства в 1969 году дорога полностью было асфальтировано.

В этом же году в Восейском районе были построены автомобильные дороги между селами Киблаи, Табаташ, Яккатут и Муродбахш до центра колхоза «Правда» дорога полностью было асфальтирована.

В сентябре 1969 г Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Московский райисполком произвели ремонт дороги от п. Дашти-Джум до села Лангар, протяженностью 18 км. Во время строительства и ремонта этой дороги кроме работников ДЭУ №34 еще принимали участие работники компартии и жителей района Дашти-Джум. Совместными усилиями строительство было закончено в срок.18

Несмотря на бурные темпы строительства дорог в этот период, отдельные населенные пункты ещё не имели автотранспортного сообщения, многие из дорог были построены методом народной стройки. За период с 1960 по 1970 гг. подвергались реконструкции основные грузонапряженные магистрали республики: Орджоникидзеабад - Дангара - Куляб.19

В 1970 году работники ДЭУ №34 Восейского района выполнили план по строительству и ремонту дорог в сумме 210,5 тыс. рублей.20

На январь 1970 года протяженность дорог в Кулябском регионе было следующим:21

1. Кулябский район (77 км республиканские и 285 км местные дороги)

2. Восейский район (206 км республиканские и 189 км местные дороги)

3. Московский район (13 км республиканские и 151 км местные дороги)

4. Пархарский район (93 км республиканские и 336,7 км местные дороги).

В январе 1971 года Восейскому дорожно-эксплуатационному участку №34 была передана в эксплуатацию следующие автодороги, имеющие районное значение:

а) Сользавод - Карагач протяженностью 10 км в естественном состоянии.

б) Ховалинг - Аэропорт - Чукурак протяженность 5 км в естественном состоянии.

в) госдарога - участка, Правда колхоза имени Ленина протяженностью 2 км, в чёрном покрытии.

г) госдарога - Эшонкудук протяжённостью 7 км с чёрным покрытием в колхозе Коммунизм.22

За первое полугодие 1971 ДЭУ №35 (начальник Ибодуллоева Ш) Московского района выполнил план строительство и ремонта дорог на 140,2 тыс. рублей или 103 %, в том числе по капитальному строительству на 102,6 % текущий ремонт на 105,7 % в том числе в разрезе колхозов на 43,9 тыс. рублей., совхозов - 75 тыс. рублей. В это время велись строительные работы по колхозам имени Ленина, Кирова, и в совхозе имени Фрунзе. Также в строительстве были привлечены работники колхозов и совхозов. В нужных участках дороги вставлялись дорожные знаки.23

В 70-е годы в области автодорожного строительства важнейшими задачами являлись реконструкция и расширение основных направлений сети, дальнейшее повышение доли дорог с

16 Там же. Л.33.

17 Азму иродаи рох,созон// Хакикдти Кулоб. -1968. -10 август

18 ЦГА РТ Ф.1595,Оп.3,Д.2, Л.9.

19 Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). - Душанбе Граф-полиграф, 2010. -С.27

20 Ибро^имов П. Муваффакияти рохсозон//Точикистони Советй. -1970. -19 декабр

21 ЦГА РТ Ф.1595,Оп.3, Д.7, Л.53.

22 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.7, Л.9

23 ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.2, Л.34.

твердым покрытием (с одновременным улучшением его качества), обеспечение регулярности проезда по магистральным направлениям, развитие сети местных дорог в районах республики. Среди объектов дорожного строительства на ближайшую перспективу необходимо назвать дороги Куляб - Нульванд - Калаи-Хумб. Для выполнения поставленных задач было недостаточно квалифицированных дорожных инженеров, в связи с чем, по Постановлению Совета Министров ССР в 1972 году был образован «Автодорожный факультет» при Таджикском политехническом институте, а в 1977 году 23 выпускника названного института получили квалификацию «инженер-строитель автомобильных дорог и мостов в горных условиях».

В 1972 году ДЭУ №4 (начальник Касиров З) провел текущий ремонт 10 километровую дорогу в колхозе имени Амиршоева село Ханабад.24 Спустя год была закончена строительство автодороги Восе - Ховалинг с протяжением 15 км, Ховалинг - Шугнаб, дороги между совхозами Сурхаб и Уртабуз Воейского района.25 Кроме этого ими была построена, 4 моста закончена асфальтирование дороги Куляб - Орджоникидзеабад на участке 137-147 км. Рабочие участка бульдозерист Гулом Шарипов, Султан Мурадов, Гулом Кенджаев, автогрейдеристы Бобо Зарипов, Сафарали Икрамов, строители Раджабали Худоёров, Мизроб Достиев, водители Сабир Курбанов, Абдушин Иван Григорович, прорабы Гафар Наботов и С. Саидов ежедневно выполняли план до 130-140 % . План по строительству дорог и мостов на 1973г. был выполнен на 106%.26 В этот период в основном шли медленными темпами в Московском и Пархарских районах. В 1974г. строилась 7 км дороги в колхозе Амиршоева, закончилось строительство между селами Сармайдан и Лянгар Ленинградского (нынеМуминабад) района.27 Без наличия в этих местах автомобильной дороги, колхозы почти лишены возможности своевременной переброски удобрений на хлопковые поля, а также вывозки урожая хлопка и других сельскохозяйственных грузов, движение автобусов.

В 1975г. была построена 50 км дороги Куляб - Орджоникидзеабад, заасфальтированы дороги района Ленинград - Сангдара - Чордара - Саричашма. Позже произведен текущий ремонт дороги Куляб - Пархар - Пяндж в конце года 20 км этой дороги была заасфальтирована.28 В конце 1976 года закончилось, строительные работы в районе Совет построена 8 км дорога в селе Бурдам, Даъват, Киблаи, Кушкия и 18 км в Кангурте и Балджуан. На строительства этих дорог была выделено 80,7 тыс. руб.29

Дальнейшее развитие строительств дорог и транспорта тесно было связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требовало создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года и погодных условий. Выполнение громадного объема работ по строительству дорог возможно было лишь при резком повышении технического уровня строительства, зависящего в свою очередь от создания соответствующей индустриальной базы, комплексной механизации и автоматизации дорожно-строительных работ, внедрения новых, более прогрессивных методов строительства, повышения производительности труда, снижения себестоимости работ. Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являлся: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

24 Хакикати Кулоб. -1972. -7 март.

25 Холов К. Кушиши ро^созон.// Хакикати Кулоб. -1973. -1 ноябр.

26 Амирова А. Рохдои нав. //Хакикати Кулоб, -1974. -20 декабр.

27 Я^ёев Ш. Азми ро^созон.// Хакикати Кулоб. -1974. -19 сентябр

28 Алиев Б. Назирмадов Р. «Рох,созон»// Хакикати Кулоб. -1975. -23 август

29 Ро^и Ленинй. -1976. -21 декабр

Литература:

1. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, л. 42.

2. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.27, л. 125.

3. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д.66, Л.28.

4. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1,Д.66, Л.28.

5. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3,Д.10, Л.181.

6. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.35.

7. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.10, Л.19.

8. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, д.29, Л.19.

9. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.34.

10. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д. 66, Л.133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.1, Д. 89, Л.46.

12. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.33.

13. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.25, Л.33.

14. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.7, Л.53.

15. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.7, Л.9

16. ЦГА РТ Ф.1595, Оп.3, Д.2, Л.34.

17. ЦГА РТ Ф.1595,Оп.3,Д.2, Л.9.

18. Азму иродаи родсозон// Хакикати Кулоб. -1968. -10 август

19. Роди Ленинй. -1976. -21 декабр

20. Хакикати Кулоб. -1972. -7 март.

21. Холов Кушиши родсозон.// Хакикати Кулоб. -1973. -1 ноябр.

22. Амирова А. Роддои нав. //Хакикати Кулоб, -1974. -20 декабр.

23. Ядёев Ш. Азми родсозон.// Хакикати Кулоб. -1974. -19 сентябр

24. Алиев Б. Назирмадов Р. «Родсозон»// Хакикати Кулоб. -1975. -23 август

25. Ибродимов П. Муваффакияти рохсозон//Точикистони Советй.-1970.-19 декабр

26. Шарифов А. Архитектура автомобильных дорог республики Таджикистан (Пути совершенствования). - Душанбе Граф-полиграф, 2010. -С.27

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЛЯБСКОМ РЕГИОНЕ

1960-1976 гг.

Шарипов Н.

В статье на основе источников и литературы прослеживается развитие дорожного строительства Кулябского региона в 1946-1960 гг.В 60-70 -ых годах в Кулябском регионе, началось восстановление запущенных участков дорог. Особое внимание уделялось, строительству дорог местного значения.

Автор основное внимание уделяет строительству магистральных и местных дорог, их значение для развития экономики региона. Статья базируется в основном на архивных источниках.

Ключевые слова: Таджикистан, Куляб, строительство дорог, эксплуатация.

THE HISTORY OF ROAD CONSTRUCTION IN KULYAB REGION (1960-1976 YEARS)

Sharipov N.

The article analyzes the development of road construction in Kulyab region in 1960-1976 years on the base of sources and literature.

In the 60-70 years, as well as in all branches, national economy, reconstruction of hard roads sterted. The special attention was paid on the construction of roads with a firm covering.

The author paid a great attention to the construction of the roads of local areas, their importance for development of the economy of the region. The article is mainly based on archive source.

Key words: Tajikistan, Kulyab, construction of the roads, usage.

Сведения об авторе: Шарипов Нахтулло - аспирант кафедры истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 947518.

Information about the author: Sharipov Nahtullo, postgraduate, Chair of History, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 947518.

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ ТУРЦИИ

Эмсал Коч

Международная организация фонда «Диалог Евразия»

Демографической ситуации в Турции в данный момент можно только позавидовать: население страны стремительно растет. На сегодняшний день оно составляет 72 миллиона человек, то есть с 2000 года эта цифра увеличилась на 6,7%. Среднегодовой прирост населения в Турции в 1990-2000 гг. составил 1,83%. В период 2000-2010 гг. ожидается падение прироста населения до 1,47%. Согласно этому, предполагается, что к середине 2010 г. численность населения составит 77,9 млн. чел.

Согласно результатам Исследования населения и здравоохранения Турции в 2003г., наблюдается снижение общего темпа рождаемости, вызванного тенденцией роста использования предупреждающих беременность средств. Согласно результатам этих же исследований, уровень смертности среди новорожденных составляет 5,8%, среди детей 0,85% и детей до 5 лет 3,7%. В 2003 г. продолжительность жизни у женщин составила 71, у мужчин 66,4 лет.1

Таблица 1.

Развитие демографических показателей.___

Демографические показатели Единица 1997 2000 2004

Общая численность населения Млн. чел. 62.8 67.8 71.152

Среднегодовой рост населения Из тысячи 17.9 16.6 12.9

Приблиз. уровень рождаемости Из тысячи 23.4 22.2 19.1

Приблиз. уровень смертности Из тысячи 7.1 7.1 6.2

Общий уровень рождаемости Число детей 2.72 2.57 2.21

Уровень смертности новорожденных Из тысячи 45.8 41.9 24.6

Сред. прод-сти жизни рождения ребенка Год 67.4 68.0 71.1

В то время как, согласно всеобщей переписи населения за 1975-ый год, 58% населения проживало в сельской местности, а 41,81% в городах, то согласно переписи 2000-го года, показатели, обусловленные миграционными процессами, изменились и общее количество населения, проживающего в городах, составило 44 млн. чел. - 64%, а проживающего в сельской местности 23,7 млн. чел.- 35%.

1 Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие/А.П.Дурович. - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2005. С.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.