УДК 281.9+93/94
ИСТОРИЯ ДОНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И ПРИХОДОВ второй половины XIX — XX ВВ. В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
И. В. Крючков
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Статья содержит анализ историографической базы по теме храмостроительства и восстановления церквей на Дону во второй половине XIX — ХХ вв. Актуальность исследований в данной области объясняется повышенным интересом к церковной истории как извне — со стороны общества, так и изнутри — со стороны самой Русской православной церкви. Региональная историография находится в стадии формирования. Значительное число лакун в донской церковной истории обусловлено практически полным отсутствием соответствующих исследований в советский период. История отдельных храмов остается мало разработанной областью в рамках региональной церковной истории. Однако новые работы, посвященные этой теме, актуализируют необходимость регулярно отслеживать и систематизировать разрозненные публикации. Результаты представленного исследования адресованы историкам, краеведам, преподавателям, обучающимся.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Донская епархия, Ростовская епархия, храм, церковный приход, социальное служение.
THE HISTORY OF THE DON ORTHODOX CHURCHES AND PARISHES OF THE SECOND HALF OF THE XIX — XX CENTURIES IN THE WORKS OF MODERN RESEARCHERS
I. V. Kryuchkov
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The article contains an analysis of the historiographical base on the topic of church building and restoration in the Don region in the second half of the XIX — XX centuries. The relevance of research in this area is explained by the increased interest in Church history both from outside — from society, and from within — from the Russian Orthodox Church itself. Regional historiography is in the process of formation, and the Don Church history contains a lot of lacunae, taking into account the almost complete absence of relevant research during the Soviet period. The analysis has showed that the history of Orthodox temples remains a poorly developed area within the framework of regional church history, but dynamically filled with new works. This actualizes the need to monitor the achievements in this area in relation to the Don region and systematize disparate publications. The results of the presented research are addressed to historians, local historians, teachers and students.
Keywords: Russian Orthodox Church, Don diocese, Rostov diocese, church, parish, social service.
Введение. Русская православная церковь после прихода к власти большевиков в 1917 году оказалась на грани уничтожения, поскольку новое правительство строило атеистическое государство, а духовенство считало реакционной силой. В 1922 году, когда население Дона страдало от жесточайшего голода, началась кампания по изъятию церковных ценностей и расколу духовенства. Документы высших партийных и советских органов власти и управления свидетельствуют о стремлении новых функционеров дискредитировать и уничтожить церковь, одновременно укрепляя собственное финансовое положение [1]. И если до революции храм был почти в каждом селе и в каждой станице, то к началу Великой Отечественной войны в Ростовской области действовало всего два культовых сооружения [2]. Остальные закрыли, превратили в
кинотеатры, столовые, склады и т. п. В годы Великой Отечественной войны государство смягчило
политику в отношении церкви, но период так называемой «хрущевской оттепели» ознаменовался не только закрытием, но и массовым сносом православных храмов. С конца 1980-х годов отношение государства к церкви ощутимо меняется в положительную сторону. Восстанавливаются разрушенные монастыри и храмы. Этот процесс продолжается до сих пор. Расширяющаяся многогранная деятельность Русской православной церкви вызывает интерес и дискуссии в современном обществе [3]. Научному осмыслению в наши дни подвергаются вопросы социального служения не только под сенью Русской православной церкви вообще, но и в рамках деятельности приходов отдельных донских православных церквей [4-7]. Начиная восстановление храма, обращаются к его истории, ведут поиск сведений о внешнем виде и внутреннем убранстве.
Исследования, посвященные храмовому строительству и жизни приходов, актуальны как в социальном отношении, так и в научном. Церковь — это не только стены. Храм объединяет людей (приход, то есть клир и мирян), и приходская жизнь представляет не только практический, но и научный интерес, являясь важной составляющей истории Русской православной церкви в ее региональном аспекте. Региональные исследования сегодня особенно актуальны, поскольку на этом уровне выявляется много лакун. Учитывая, что региональная историография жизни Русской православной церкви находится в стадии активного формирования, важно регулярно отслеживать достижения в этой области.
Основная часть
Методологическая основа и географические рамки. Работа базируется на традиционных принципах исторической науки (историзма, научной объективности, системности) и традиционных методах научного исторического исследования. Географические рамки — это территории Донской и Новочеркасской епархии (с 1943 г. — в составе Ростовской епархии).
Историографический анализ. На сегодняшний день доступны справочные и учебные издания, содержащие информацию о донских храмах — об их строительстве до революции, о разграблении (изъятии церковных ценностей) и закрытии в советский период [2]. В работе А. В. Шадриной о храмах Азовского района Ростовской области приводятся составы причтов церквей, восстановленные на основе публикаций в «Донских епархиальных ведомостях» и архивных документов — клировых ведомостей [8].
Помимо трудов, обобщающих сведения из истории церквей Донской епархии или Донской области, опубликованы работы, посвященные храмам столицы Войска Донского — Новочеркасска [9-11], а также других поселений [12]. В них история строительства храмов и дальнейшей жизни приходов освещается более подробно.
Некоторые авторы сосредоточиваются на восстановлении истории отдельных церквей, по крупицам собирая сведения даже о храмах небольших населенных пунктов. Научно-исторических работ по данной проблематике мало. К ним относятся труды С. П. Чибисовой [11] и А. В. Шадриной [13].
А. В. Шадриной удалось обнаружить ряд церковно-приходских летописей — уникальных источников по истории приходской жизни, которые велись в каждом приходе Русской православной церкви со второй половины XIX в. [14]. В 1920-е гг. церковные архивы изымались, поэтому таких данных мало и их сохранность невысока.
Большинство работ носят публицистический или краеведческий характер. Они открывают историю храмов небольших населенных пунктов, ранее забытую, не привлекавшую внимание ученых. Пример — статья В. Чарпуховой, посвященная церкви на территории современного Миллеровского района [15]. Ее построили исключительно на средства прихожан и освятили в
конце 1899 года. Этот храм стал центром не только религиозной жизни, но и просветительской деятельности. При нем действовали церковно-приходская школа, библиотека, проводились народные чтения. Однако после 1917 года службы постепенно прекратились, храм лишился колокольни и купола. Здание переоборудовали под клуб. В 1938 году его закрыли, в 1945-м открыли и вновь запретили службы в 1959-м.
Аналогичная статья, написанная Д. Волковым-Рожновым, посвящена уникальному донскому храму — Преображенскому в хуторе Обуховка, о котором старые казаки говорили: «Храм у камышей — это второй Иерусалим, и стоять ему вечно» [16]. Это единственная церковь в Ростовской области (по другим данным — одна из двух [2]), которые оставались действующими к началу Великой Отечественной войны. Колоритное здание возводилось с 1861 по 1864 гг. В 1890 и 1894 гг. его реконструировали. К 1913-му завершили колокольню. Церковь не закрыли даже в годы бескомпромиссных хрущевских гонений. С 1985 года началось восстановление кровли, куполов, интерьера, благоустройство территории. В церкви собраны намоленные иконы из многих святых мест Дона, разгромленных в советский период [16]. Несмотря на столь важное духовное, культурное значение и уникальную историю, полноценного исследования, посвященного данному храму, как и большинству других церквей Дона, не обнаружено. Упомянутые выше статьи — единственные опубликованные попытки восстановления истории отдельных церквей и приходов небольших населенных пунктов Донской и Новочеркасской епархии.
Необходимо обратить внимание на электронные площадки для размещения подобных публикаций и обмена вновь открываемой информацией о церквах и духовенстве региона, в частности, на электронный альманах «Донской временник» (http://http://www.donvrem.dspl.ru). Другие профильные ресурсы: сайт защитников культурно-исторического наследия Ростовской области «Памятники Дона» (https://www.voopiik-don.ru) и сайт истории Донского края «Ростовский берег». К примеру, на последнем размещен цикл статей Е. Студеникиной о храмах станицы Гниловской, ныне поглощенной Ростовом-на-Дону. Одна работа посвящена церкви Серафима Саровского, построенной в 1911 году на средства благотворителей. Храм закрыли и обезглавили в 1930-е годы, открыли в годы Великой Отечественной войны, перестроили до неузнаваемости под музыкальную школу в 1960-е гг. и возродили в 1990-е [17].
История отдельных православных храмов — это часть истории жизни и деятельности церковных приходов на разных этапах развития Русской православной церкви в ее связи с историей общества. До революции церковь вносила значительный вклад в развитие страны своей разноплановой деятельностью — отнюдь не только вероучительной и богослужебной, но и социальной: образовательной, здравоохранительной, благотворительной. Эти направления работы стали активно развиваться во второй половине XIX в., когда Донская и Новочеркасская епархия наряду с внутренними епархиями Российской империи включилась в процесс церковных преобразований 1860-1870-х гг. [18-20]. До революции 1917 года эти инициативы развивались. Но в советский период говорить о регулярной социальной практике церкви уже не приходилось. Ее запретили, и лишь в годы Великой Отечественной войны старания церкви на поприще благотворительности и ее патриотическая деятельность были оценены и одобрены властями. В наше время Русская православная церковь развертывает свою многогранную социальную работу, опираясь на опыт православных приходов дореволюционного периода.
Выводы. Вопросы храмового строительства, жизни и деятельности отдельных церковных приходов на протяжении дореволюционного, советского и современного периодов находят отражение в публикациях донских авторов. Однако судьба отдельных храмов по-прежнему остается малоисследованной областью в рамках церковной истории. Работы, посвященные
L4QQ/J
собственно истории церквей, носят в основном публицистический либо краеведческий характер, характеризуются фрагментарностью, незавершенностью и требуют развития. Таким образом, в теоретическом отношении наименее разработанным аспектом церковной истории Дона остается частная история храмов. Направление представляется очень перспективным и актуальным для дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Бирюкова, Ю. А. Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году / Ю. А. Бирюкова // Церковный вестник : [сайт]. — 24 декабря 2012 г. — URL : http://e-vestnik.ru/analytics/donskoe_duhovenstvo_izyatie_cennostey_1922/ (дата обращения: 15.02.2021).
2. Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920-1930-е годы. Сборник документов / Сост. Л. В. Табуньщикова, А. В. Шадрина. — Ростов-на-Дону : Копицентр, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-87450-749-4
3. Дудукалов, Е. В. Деятельность русской православной церкви по восстановлению системы духовно-нравственного воспитания и взаимодействие с интеллектуальной и политико-административной элитами на региональном уровне (1990-2000-е гг.) / Е. В. Дудукалов, Н. В. Федорова // Стратегии развития общества и социальная работа : мат-лы докладов и сообщений в виде научных статей Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2020. — С. 210-217.
4. Федорова, Н. В. Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60-70-е годы XIX века : дис. ... канд. историч. наук / Н. В. Федорова. — Ростов-на-Дону, 2015. — 319 с.
5. Малаховский, Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие / Е. И. Малаховский. — Ростов-на-Дону : ВООПИК, 2012. — 312 с.
6. Шадрина, А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII века — 1920 г. Справочник / А. В. Шадрина ; отв. ред. А. В. Венков. — Ростов-на-Дону : Антей, 2014. — 440 с. — ISBN 978-5-91365-221-8
7. Шадрина, А. В. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год : сб. документов / А. В. Шадрина, Л. В. Табунщикова. — Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. — 417 с.
8. Храмы Азовского района Ростовской области : справочник / Сост. А. В. Шадрина. — Ростов-на-Дону : Фонд им. священника Илии Попова, 2014. — 207 с. — (Православный Тихий Дон). — ISBN 978-5-91365-219-5.
9. Кирсанов, Е. И. История и возрождение войскового соборного храма в Новочеркасске / Е. И. Кирсанов. — Ростов-на-Дону : Юг, 2001. — 117 с. — ISBN 5-88094-046-2.
10. Азизов, Д. Новочеркасский войсковой кафедральный собор. История, архитектура, святыни / Д. Азизов. — Ростов-на-Дону : Книга, 2002. — 112 с.
11. Чибисова, С. П. История православных храмов Новочеркасска / С. П. Чибисова. — Новочеркасск : [б. и.], 2013. — 391 с. — ISBN 978-5-91951-150-2.
12. Коваленко, Г. Церковная история станицы Митякинской, ее хуторов и окрестных слобод и поселков. Ищите и обрящете / Г. Коваленко, С. Явиц. — [б. м.] : Издательские решения, 2018. — 480 с. — ISBN 978-5-4496-0555-9.
13. Шадрина, А. В. Летопись церквей города Константиновска / А. В. Шадрина ; Российская акад. наук, Южный науч. центр, Ин-т социально-экономических и гуманитарных исследований. — Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. — 402 с. — ISBN 978-5-4358-0042-5.
L4QQ/J
14. Шадрина, А. В. Церковно-приходские летописи Донской и Новочеркасской епархии /
A. В. Шадрина. — Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 2019. — 304 с. — ISBN 978-5904079-75-8.
15. Чарпухова, В. История церкви Казанской Божьей Матери слободы Нижненагольной /
B. Чарпухова // Наш край. — 2017. — № 118 (1/895). — С. 8.
16. Волков-Рожнов, Д. И выстоял храм: о церкви хутора Обуховка / Д. И. Волков-Рожнов // Приазовье. — 2014. — № 23. — С. 12-13. — URL: http://azovlib.ru/index.php/10-123/1194-2016-09-21-09-51-05 (дата обращения: 20.05.2021).
17. Студеникина, Е. Храмы станицы Гниловской. Ч. 3. Храм преподобного Серафима Саровского / Е. Студеникина // Ростовский берег : [сайт]. — URL : http://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/khramy_stanicy_gnilovskoj_ch_3_khram_prepo dobnogo_serafima_sarovskogo/1-1 -0-498 (дата обращения: 01.11.2020).
18. Федорова, Н. В. Проповеди и речи приходского духовенства Донской епархии в 60-70-е гг. XIX века в контексте реализации социальных функций церкви / Н. В. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 3 (65). — Ч. 1. — С. 178-183.
19. Федорова, Н. В. Организация воскресных чтений и школ в Донской и Новочеркасской епархии (1860-1870-е гг.) / Н. В. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 10 (36). — Ч. 1. — С. 183-187.
20. Федорова, Н. В. Деятельность церковно-приходских попечительств Донской и Новочеркасской епархии в сфере благотворительности и общественного призрения в 1860-1870-е гг. / Н. В. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 2 (28). — Ч. 1. —
C. 200-204.
Об авторе
Крючков Игорь Викторович, магистрант кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), igor-krju@mail.ru.
About the Author
Kryuchkov, Igor V., Master's degree student, Department of Orthodox Culture and Theology, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), i gor-krju@mail .ru