Научная статья на тему 'История детства: "открытие" повседневной жизни'

История детства: "открытие" повседневной жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
572
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ДЕТСТВО / ДЕТИ / ПРИЗРЕНИЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / HISTORIOGRAPHY / CHILDHOOD / CHILDREN / CHARITY / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слезин Анатолий Анатольевич

Рецензируются книги, издание которых автор считает заметным достижением последних лет в изучении истории детства в XX веке. По мнению рецензента, книги Т. М. Смирновой и П. П. Щербинина позволяют составить довольно подробное представление как о повседневной жизни детей, так и о социальной политике государства в первой половине XX века. Отмечены широта источниковой базы монографических исследований, уход от ошибочных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Childhood: the “Discovery” of Everyday Life

Books the publication of which the author considers notable achievements of recent years in the study of the history of childhood in the XX century are reviewed. According to the reviewer, the books by T. M. Smirnova and P. P. Scherbinin make it possible to form a fairly detailed representation of both the everyday life of children and the social policy of the state in the first half of the 20th century. The breadth of the source base of monographic studies, leaving erroneous stereotypes are noted.

Текст научной работы на тему «История детства: "открытие" повседневной жизни»

Слезин А. А. История детства : «открытие» повседневной жизни / А. А. Слезин // Научный диалог. — 2019. — № 8. — С. 422—428. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-422-428.

Slezin, A. A. (2019). History of Childhood: the "Discovery" of Everyday Life. Nauchnyi dialog, 8: 422-428. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-422-428. (In Russ.).

Ш VjAf ллы.'ицмшнлалыиии^

fJBSCO Я8Г ■ -..........-........

УДК 94:376.6"191/194"(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-422-428

wihofscieuci: I ERIH J Uk

U L к 1 С И1 S ------Р

Pvnicmc JUS DlRUHJU' bLIBRflRT,

История детства:

«открытие» повседневной жизни

© Слезин Анатолий Анатольевич (2019), orcid.org/0000-0002-9559-7553, Researcher ID А-8944-2018, SPIN-code 4509-5506, доктор исторических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет» (Тамбов, Россия), anatoly.slezin@yandex.ru.

Рецензируются книги, издание которых автор считает заметным достижением последних лет в изучении истории детства в XX веке. По мнению рецензента, книги Т. М. Смирновой и П. П. Щербинина позволяют составить довольно подробное представление как о повседневной жизни детей, так и о социальной политике государства в первой половине XX века. Отмечены широта источниковой базы монографических исследований, уход от ошибочных стереотипов.

Ключевые слова: историография; детство; дети; призрение; попечительство.

Изучение истории детства — один из магистральных путей постижения таких важнейших проблем отечественной истории, как взаимоотношения государства, общества и личности, формирование гражданского общества, преемственность исторических эпох. К сожалению, актуальность изучения дореволюционного и советского опыта только растет в связи с утратой многих прежних достижений детской и молодежной политики в постсоветской России.

Как профессионального историка, меня не может не радовать, что современные авторы все больше отходят от заложенной в конце прошлого века традиции бесконечно противопоставлять «идеальное» и реальное детство. Ведь «чрезмерная концентрация на разоблачении "мифа о счастливом советском детстве" мешает исследователям увидеть ситуацию во всей ее многогранности, в том числе оценить положительные моменты и в со-

ветской системе охраны материнства и детства, закономерности в развитии этой системы, понять ситуацию в контексте общемировых тенденций в данной области» [Смирнова, 2015, с. 31]

Одной из наиболее интересных книг о детях первых десятилетий советской власти является книга Т. М. Смирновой «Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни 1917— 1940 гг.» [Смирнова, 2015]. В первую очередь в ней привлекает источниковедческий раздел. Вынужденная объяснять коллегам, что исследования зарубежных авторов отнюдь не являются «зарубежными источниками», Т. М. Смирнова подробно характеризует использованные фонды Государственного архива Российской Федерации (Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, Народного комиссариата просвещения РСФСР, Всероссийского общества «Друг детей» и др.), привлекает внимание к Коллекции материалов по истории Московской опытно-показательной школы-коммуны им. П. Н. Лепешинского в Московском музее образования.

Содержание книги показывает, что в первые послереволюционные годы не столько формировалась новая система материнства и детства, сколько разрушалась дореволюционная система. Красивые лозунги («Дети — наше будущее» и т. п.) мало соответствовали реальному положению детей. Вместе с тем автор отнюдь не отрицает те гигантские усилия, которые предпринимали представители власти по продолжению сложившейся традиции. Большое внимание уделено изучению деятельности Чрезвычайной Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, организации работы по охране материнства и детства на местах. Т. М. Смирнова показывает, что распределение социальной активности по различным регионам было неравномерным. Крайне противоречиво развивалось взаимодействие общества и власти в деле защиты детей.

Интересен опыт стимулирования общественной активности в области охраны детства. Граничившая с героизмом работа педагогов детских домов и приемников, думается, заслуживает даже большего внимания. Не может оставить равнодушным вдумчивого читателя глава о борьбе советского правительства за спасение детей от голода в 1921—1923 годах. В корне отвергая упрощенные подходы к изучению истории, Т. М. Смирнова заставляет читателей не столько негодовать, сколько понимать изучаемое время, сопереживать его персонажам.

Всегда хочется приветствовать и публикацию самих исторических источников. Во всяком случае, думается, исследователи будут благодарны Т. М. Смирновой за использование в качестве приложения статистических данных по губерниям о численности детдомовцев и их обеспеченности

продовольствием, медицинским обслуживанием и предметами повседневного использования. Правда, возникает вопрос: почему такое внимание в книге уделено только данным 1921 года?

П. П. Щербинин в своей научно-популярной книге о повседневной жизни детей и подростков [Щербинин, 2017] первую главу посвятил теоретическим проблемам изучения детской повседневности, попытался определить как хронологические, так и сословно-правовые границы детства.

В книге выявлены особенности повседневной жизни семей призванных на войну в 1914—1918 годах солдат и офицеров, их социальной поддержки. Автор весьма сожалеет, что в свое время о многом не спросил своих бабушек и дедушек и теперь пытается восстановить картину долгие годы придаваемой забвению военной эпохи с помощью доступных источников. Кстати, то, что даже само название «Вторая отечественная война» долго не упоминалось в нашей стране, войну клеймили «империалистической», «несправедливой» и т. п. (а чаще вообще старались стереть из народной памяти), повышает ценность научной реконструкции событий столетней давности.

Интересной получилась глава о проявлениях детского патриотизма в условиях Первой мировой войны. Автор рассказывает о бегстве детей на фронт, помощи детей разведывательным службам, сбору пожертвований детьми.

Книга не просто убеждает читателей в том, что война способствовала росту случаев девиантного поведения, в том числе и криминальных проявлений в детском социуме. Первая мировая война воспринимается как фактор создания условий для криминальной эксплуатации детей: вовлечения их в преступные отношения, расцвета детской проституции, формирования криминального сознания.

Поскольку это была первая по-настоящему современная война XX века, насущно необходимым выглядит изучение проблем милитаризации детского сознания. Автор рассматривает детей как объект пропаганды. Как отражение военной повседневности, изучены детские игры и рисунки.

Вместе с тем П. П. Щербинин не забывает про созидательный потенциал детского и юношеского движения. Книга убеждает, что наряду с тимуровцами, юннатами, бойцами строительных отрядов советского времени мы по праву должны обращаться к опыту ученических трудовых дружин Второй отечественной войны. Поэтому особенно хочется приветствовать начало разработки темы помощи детей-учащихся фронту и тылу в изучаемый в книге период.

Не будет преувеличением назвать новаторской книгу П. П. Щербинина «"Пустите детей ко мне...": "дети беды" и попечительство до и после 1917 года» [Щербинин, 2018]. Название книги заставляет вспомнить Евангелие от Матвея: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (От Матфея 19:14). В данной книге П. П. Щербинин обращается к судьбам лишенных «традиционного детства» юных жителей российской провинции. Это — «подкидыши» (младенцы, которых матери подбрасывали, приносили или оставляли у частных домов, учреждений и т. п.); «обычные» дети-сироты; дети-инвалиды по зрению, глухонемые, физически и психически «дефективные» дети; беспризорники (потерявшие родителей, связь с родными и домом); беженцы; дети-преступники. В силу специфики изучаемого времени в отдельную категорию автор выделяет детей-сирот дворянского, купеческого и духовного сословий. Понятна логика автора, не рассматривающего судьбы «столичных» (петербургских и московских) сирот. Ведь их повседневная жизнь, социальные возможности, финансовое положение принципиально отличались как в Российской империи, так и в советской России. Сосредоточение внимания на Тамбовской губернии позволило автору соединить общие вопросы с микроисторическими исследованиями отдельных учреждений и их практик призрения детей и подростков. В книге подробно исследован вопрос об эффективности сословных, правовых, групповых, профессиональных и иных механизмов социальной защиты и поддержки «детей беды». Причем, с моей точки зрения, наиболее удачен подход, позволивший показать влияние реформирования системы социального призрения и практик «социального государства» как до, так и после 1917 года.

Многие использованные в монографии материалы и источники впервые введены в научный оборот. Наиболее полезными по количеству и качеству представленной информации оказались материалы Государственного архива Тамбовской области (фонды Канцелярии Тамбовского губернатора, Тамбовского благотворительного комитета, Канцелярии губернского комиссара Временного правительства, Тамбовской городской управы, Тамбовской городской думы, Козловской городской управы, Тамбовской духовной консистории и др.). Из фондов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области привлечены протоколы собраний женсоветов, партийных групп в детских домах, отчеты комсомольских ячеек о проведении работы в детдомах. В книге также широко использованы статистические и справочные издания, законодательные и делопроизводственные материалы, периодика (около 40 наименований

газет и журналов первой трети XX века). Симптоматично, что у некоторых изданий за минувший век П. П. Щербинин был первым читателем: их страницы оказались неразрезанными. Это еще раз подтверждает, что при всех вздохах «о полной изученности темы» многие источники еще ждут своих исследователей.

С особым трепетом автор относится к материалам личного происхождения. Так, мемуары тамбовского губернатора в 1906—1912 годах Н. П. Муратова позволили автору более точно представить ситуацию в ремесленном приюте для малолетних детей. Воспоминания уездного земского начальника А. Новикова использованы как источник сведений об обычном праве и призрении детей-сирот в тамбовской деревне. Неоднократно цитируются воспоминания воспитателей детских садов первых послереволюционных лет.

В историографическом разделе монографии учтены и проанализированы отечественные и зарубежные исследования по изученной теме, дана критическая оценка вклада предшественников. Рассмотрены понятия и термины данного исследования: «социальное государство», «нацмен» и пр. Немалым достоинством книги является пристальное внимание к зарубежной историографии (библиографический список насчитывает 19 изданий на иностранных языках).

Первая глава монографии «Социальная защита и призрение детей-сирот в Тамбовской губернии во второй половине XIX — начале XX веков» в первую очередь сосредотачивает внимание читателей на роли земского и городского самоуправления. Специальные параграфы посвящены церковному и монастырскому призрению детей в Тамбовской епархии, институту опеки, яслям-приютам и особенностям призрения детей-сирот в годы Русско-японской и Первой мировой войн. По мнению автора монографии, последние два с половиной предреволюционных года были особым периодом, так как наработанная практика и заложенные традиции позволили найти новые достаточно эффективные формы массовой поддержки детей, чьи отцы воевали на фронтах Первой мировой войны, детей-сирот и детей-беженцев. В книге приведено множество примеров, показывающих широкий размах общественного движения в помощь беженцев, но не замалчиваются и проблемы в отношениях местного населения и беженцев. В отличие от модных ныне утверждений о массовой и всесословной поддержке населения благотворительной деятельностью в течение всего военного периода П. П. Щербинин предпочитает говорить правду (иногда «горькую»).

Вторая глава «Социальная политика и дети-сироты в Советской России (1918—1930 гг.): региональные аспекты» посвящена изучению транс-

формации благотворительных учреждений и системы социальной защиты, их кадровому составу в первые годы советской власти.

Надеюсь, читатели внимательно познакомятся с параграфом о жизни детей-сирот в годы Гражданской войны. П. П. Щербинин представил самое подробное на сегодняшний день исследование «детско-юношеских» сюжетов крестьянского восстания в Тамбовской губернии (знаменитой «антоновщины»). До сих пор нужна определенная смелость, чтобы задать неудобные для историографии вопросы: «Каким образом «антоновщина» повлияла на детское сиротство? В чем причины и поводы "давления" советской власти на детей?». П. П. Щербинин приходит к выводу, что «дети несли полную ответственность за своих родителей, которые часто сами не понимали, в каком статусе они находятся, за что воюют и с кем сражаются» [Щербинин, 2018, с. 239]. Факты, которые приводит автор, иногда просто шокируют. Даже приведенную статистику, как это ни парадоксально, нельзя назвать беспристрастной. Например, не могут не ужасать данные о количестве детей, содержащихся в концлагерях Тамбовской губернии на 1 августа 1921 года: 297 детей до 3-х лет, 758 детей до 5 лет [Щербинин, 2018, с. 245].

Как катастрофу учреждений социального воспитания воспринимает автор монографии период нэпа. Впервые выявлены масштабы голода в начале 1920-х годов в регионе [Щербинин, 2018, с. 255—258]. Подробно изучена организация управления детскими домами, повседневная жизнь их воспитанников. Уместным следует признать обращение к проблемам детей-инвалидов по зрению и слуху («физически-дефективным детям»). Неожиданно (для региональной историографии) весьма подробно изучены проблемы организации домов для детей представителей национальных меньшинств. Тщательно изучена тема материнства и младенчества.

Книга весьма богато иллюстрирована. Но, к сожалению, типографское воспроизведение фотографий не всегда следует признать удачным. Более точными хотелось бы видеть и надписи к иллюстрациям.

Ни одна из указанных книг не создает исчерпывающей картины детства изучаемого периода. Но каждая из них заметно продвигает нас по пути постижения удивительного и противоречивого мира детства, все более отдаляющегося от нас в обыденной жизни XX века.

Хотелось бы, чтобы многие проблемы, рассматриваемые в рецензируемых книгах, воспринимались лишь как объект научного изучения. Но, к сожалению, современная реальность буквально «кричит» об актуальности советского наследия в сфере общественного призрения, развития семейных форм устройства детей-сирот и т. п. «Больным» вопросом остается неразви-

тость в России культуры усыновления, прежде всего в отношении детей-инвалидов. Будем надеяться, что осмысление отечественного опыта XX века в сфере защиты материнства и детства поможет улучшить ситуацию.

Литература

1. Смирнова Т. М. Дети страны Советов : от государственной политики к реалиям повседневной жизни : 1917—1940 гг. / Т. М. Смирнова. — Москва ; Санкт-Петербург : Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 384 с.

2. Щербинин П. П. Повседневная жизнь детей и подростков в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. / П. П. Щербинин. — Тамбов : Принт-Сервис, 2017. — 260 с.

3. Щербинин П. П. «Пустите детей ко мне...» : «дети беды» и попечительство до и после 1917 года / П. П. Щербинин. — Тамбов : Державинский, 2018. — 370 с.

History of Childhood: the "Discovery" of Everyday Life

© Anatoly A. Slezin (2019), orcid.org/0000-0002-9559-7553, ResearcherlD A-8944-2018, SPIN 4509-5506, Doctor of History, Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tambov State Technical University" (Tambov, Russia), anatoly. slezin@yandex.ru.

Books the publication of which the author considers notable achievements of recent years in the study of the history of childhood in the XX century are reviewed. According to the reviewer, the books by T. M. Smirnova and P. P. Scherbinin make it possible to form a fairly detailed representation of both the everyday life of children and the social policy of the state in the first half of the 20th century. The breadth of the source base of monographic studies, leaving erroneous stereotypes are noted.

Keywords: historiography; childhood; children; charity; guardianship.

References

Shcherbinin, P. P. (2017). Povsednevnaya zhizn'detey ipodrostkov vperiodPervoy miro-

voy voyny 1914—1918 gg. Tambov: Print-Servis. (In Russ.). Shcherbinin, P. P. (2018). «Pustite detey ko mne...»: «deti bedy» ipopechitelstvo do ipo-

sle 1917goda. Tambov : Derzhavinskiy. (In Russ.). Smirnova, T. M. (2015). Deti strany Sovetov: ot gosudarstvennoy politiki k realiyam povsednevnoy zhizni. 1917—1940 gg. Moskva; Sankt-Peterburg: Institut rossiyskoy istorii RAN; Tsentr gumanitarnykh initsiativ. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.