Научная статья на тему 'Детское движение на переломе российской истории: пристальный взгляд из архива'

Детское движение на переломе российской истории: пристальный взгляд из архива Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТАМБОВСКИЙ КРАЙ / ДЕТСТВО / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / НЭП / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / REVIEW / CHILDREN’S MOVEMENT / TAMBOV REGION / CHILDHOOD / THE FIRST WORLD WAR / REVOLUTION / THE CIVIL WAR / NEW ECONOMIC POLICY / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демидова Елена Игоревна

В статье рецензируется сборник документов «Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.)», изданный в издательстве «Грамота» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Сборник является плодом многолетних архивных поисков и комментаторской работы коллектива исследователей из Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и Тамбовского государственного технического университета. С точки зрения рецензента, сборник интересен не только краеведам, но всем, кто интересуется историей детского движения в период его становления, является своеобразным призывом к государственным и общественным структурам всесторонне поддерживать современное детское движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a review of the collection of documents “Children’s Movement in Tambov Region (1914-1945)” issued by “Gramota” Publishers with the financial support of the Russian Fund of Fundamental Research. The publication is a result of the long-term archival search and analytical work of a research group from the State Archives of Socio-Political History of Tambov Region and Tambov State Technical University. From the reviewer’s viewpoint, the book is aimed not only at specialists in regional studies but at those interested in the history of the children’s movement in its initial period. The publication is a kind of appeal to state and social structures to give an overall support to the modern children’s movement.

Текст научной работы на тему «Детское движение на переломе российской истории: пристальный взгляд из архива»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-9.34

Демидова Елена Игоревна

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ПЕРЕЛОМЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АРХИВА

В статье рецензируется сборник документов "Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.)", изданный в издательстве "Грамота" при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Сборник является плодом многолетних архивных поисков и комментаторской работы коллектива исследователей из Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и Тамбовского государственного технического университета. С точки зрения рецензента, сборник интересен не только краеведам, но всем, кто интересуется историей детского движения в период его становления, является своеобразным призывом к государственным и общественным структурам всесторонне поддерживать современное детское движение. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/9/34.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 9(95) C. 157-163. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

РЕЦЕНЗИИ

УДК 93/94; 329.052

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-9.34

В статье рецензируется сборник документов «Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.)», изданный в издательстве «Грамота» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Сборник является плодом многолетних архивных поисков и комментаторской работы коллектива исследователей из Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и Тамбовского государственного технического университета. С точки зрения рецензента, сборник интересен не только краеведам, но всем, кто интересуется историей детского движения в период его становления, является своеобразным призывом к государственным и общественным структурам всесторонне поддерживать современное детское движение.

Ключевые слова и фразы: рецензия; детское движение; Тамбовский край; детство; Первая мировая война; революция; Гражданская война; нэп; Великая Отечественная война.

Демидова Елена Игоревна, д.и.н., профессор

Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова demidova-elena@yandex. т

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ПЕРЕЛОМЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ АРХИВА

Объектом исследования гуманитарных наук дети стали лишь во второй половине XX века. В последние годы появилось немало интересных исследований, раскрывающих историю детства [3-6; 11]. С нашей точки зрения, наиболее систематизированный взгляд на историю молодежного и детского движения продемонстрировали в своем учебном пособии В. А. Кудинов, Д. А. Омельченко, О. В. Попова [5]. Проблемы детского движения на Тамбовщине получили подробное освещение в трудах Ю. П. Прокудина [10] и П. П. Щербинина [17-19]. Но в целом история детства остается проблемой малоизученной. Относительно исследования детства позднего имперского и раннего советского периодов отметим фрагментарность тематического поля, отражение лишь отдельных направлений проблематики, таких как участие подростков в военных событиях, школьная повседневность, помощь детей фронту. «Белым пятном» остаются поведенческие практики, личностное восприятие событий во многом переломного времени. В этой связи хочется особенно приветствовать выход в свет сборника документов «Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.)», изданного в издательстве «Грамота» (директор - Д. Н. Рябцев) (см. Фото 1) [1].

Авторами-составителями сборника являются доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и философия» Тамбовского государственного технического университета А. А. Слезин, директор Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО), кандидат исторических наук М. М. Дорошина, заведующая отделом архива И. И. Муравьева, старший научный сотрудник С. В. Вавилова.

Данный творческий коллектив известен, прежде всего, новаторскими подходами к познанию молодежного движения [2; 14-16]. В частности, широкую известность получил подготовленный ими двухтомник об истории тамбовского комсомола [14; 15]. В новом сборнике также можно встретить немало документов, раскрывающих историю ВЛКСМ. Вековой юбилей комсомола значительно повышает актуальность книги. Здесь союз молодежи показан, прежде всего, как шеф пионеров. Много важных нюансов в публикуемых документах могут заметить те, кто интересуется взаимоотношениями комсомола с другими молодежными и детскими объединениями. Но первоочередное внимание в сборнике все же отдано иным вопросам: организации детских объединений, детскому мировосприятию, детской повседневности. Составители наглядно демонстрируют: «Нюансы и детали, которыми так часто пренебрегают, на самом деле позволяют значительно ближе приблизиться к анализу ситуации, чем поверхностный по сути "взгляд с высоты птичьего полёта"» [13, с. 146].

Как известно, Президент России В. В. Путин в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства объявил в стране Десятилетие детства (2018-2027 гг.). Уверена, что внимание к проблемам детства должно усилиться и с научных позиций. Оценка потенциала и качества детства, его комплексное

изучение - необходимые условия осуществления эффективной государственной политики, ориентированной на сбережение народа. Педагоги, социологи, психологи, культурологи и, конечно, историки должны переосмыслить многие стереотипы, сложившиеся как на внутридисциплинарных, так и на междисциплинарном уровнях. Рецензируемый сборник является важным шагом на этом пути.

Фото 1

Содержание сборника высоко оценил Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), выделив авторам-составителям издательский грант. Фонд разослал сборник по всем центральным и ведущим региональным библиотекам страны. Это наглядно подтверждает, что, хотя книга подготовлена на тамбовском материале, ее необходимо считать важнейшей публикацией по истории детского движения и в целом социально-политической истории первой половины XX века. Она даёт возможность составить объективное представление о роли и месте детского движения и во время Первой и Второй мировых войн, и между ними. Те документы, которые хранятся в региональных архивохранилищах, подчас имеют высочайшую научную ценность, так как позволяют рассмотреть прошлое на микроуровне, значит, наиболее приближенно к истине. Ценность книги, разумеется, значительно повышает безукоризненное следование «Правилам издания исторических документов» [9]. Редакционные заголовки, которыми снабжены документы, содержат их общую характеристику. Книга содержит профессионально подготовленные перечни использованных архивных фондов, публикуемых документов, примечания, именной указатель, список сокращений.

Высокий уровень подготовки сборника выдержали и издатели. Отлично выполнена корректура. Привлекают внимание обложка, многочисленные иллюстрации и вклейки с фотографиями.

Сборник неслучайно начинается с 1914 года. Начало прошлого века связано с превращением Детства из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. В это время возникли самые различные детские сообщества: сельскохозяйственные союзы, ученические организации, клубы, творческие и физкультурные кружки, скауты. С началом Первой мировой войны наладился довольно тесный диалог между патриотическими детскими общественными организациями и государством. Государство уступило часть воспитательных функций общественным структурам. К 1916 г. относится создание первой государственной структуры по поддержке детских общественных организаций: «Особой подкомиссии по вопросу о скаутизме» при Комиссии по физическому воспитанию [4, с. 361-362].

Символично, что исторический период, который рассмотрен в сборнике, затрагивает как дореволюционные, так и советские годы. Когда этот же коллектив подготовил книгу о Перестройке [8], некоторые общественные деятели разглядели на обложке колючую проволоку. На самом деле на обложке были изображены нити шва, который условно скрепляет советскую и постсоветскую историю. Рецензируемой в этой статье книгой авторы также хотели показать, что в России был и есть единый исторический процесс. История Российской империи, история СССР, история Российской Федерации для них - звенья единой Истории Отечества.

В первом разделе сборника показана специфика детского движения в 1914-1921 гг. В первую очередь опубликованные документы иллюстрируют патриотический подъем в начале войны, которую современники называли Второй Отечественной войной. Очень интересен документ «Отчет об организации и ходе работ трудовой дружины учеников Тамбовского реального училища за период с 1 по 31 июля 1916 г.» [1, с. 20-26]. Он показывает, что во время войны было популярно движение юношей и девушек в помощь семьям военнослужащих

и ветеранам (подобное советским тимуровцам и нынешним волонтерам). Актуально и сегодня звучат выводы авторов отчета: «Итак, по-видимому, материальные результаты работы дружинников учащихся довольно ничтожны. И, тем не менее, это не должно смущать: для нас, педагогов, гораздо важнее и ценнее те "невесомые", не поддающиеся переводу на язык цифры результаты, которые, безусловно, имеются налицо. В самом деле, ведь эти юноши отдали на благое дело целый месяц из своего законного летнего досуга, отказались от удобств жизни в семье, недоедали и недосыпали, и все это не из-за каких-то корыстных расчетов -труд был представлен с их стороны совершенно даром - цель имелась в виду возвышенно альтруистическая - помощь оставшимся без кормильцев семьям призванных на войну. В то время, как некоторые из их товарищей, вероятно, изнывали от праздности и безделья, наполняя вечерами улицы, бульвары и городские сады, они жили в обстановке, быть может, и неприглядной с виду, но здоровой, в атмосфере укрепляющего физического труда» [Там же, с. 26].

При всем том негативном влиянии революционных событий на детей нельзя отрицать, что именно потрясения Великой русской революции во многом стимулировали повышение социальной активности юношества. В революционной Тамбовской губернии самым заметным объединением детей и подростков стал Центральный комитет учащихся губернского центра. В первые месяцы после революционного Февраля, как показывают документы сборника, наряду с всеобщей эйфорией в общественных настроениях молодежи присутствовали поиски способов служения демократическому отечеству, форм и методов осуществления принципов демократии внутри самого союза. Было немало созидательных предложений, но преобладали радикально разрушительные настроения. В связи с этим, скорее всего, надо согласиться с составителями сборника: «Хотя вину за дискредитацию демократии учащиеся возлагали на правительство, интеллигенцию, политические партии, но только не на себя, это и благодаря им ситуация к лету 1917 года изменилась настолько, что про-диктаторские настроения все больше вытесняли демократические» [Там же, с. 6].

В книге раскрыты подробности повседневной жизни молодежи, особенности их участия в политическом процессе в революционное время, во многом поучительные для тех, кто не прочь решить современные проблемы радикальным путем.

В отличие от многих публикаций авторы представляют всю палитру мнений. Например, подробно рассказывается об организации Союза коммунистической учащейся молодежи [Там же, с. 56-58]. Статья «Пора проснуться» содержит призыв к учащимся активно участвовать в строительстве новой советской школы: «"Обывательщина" свила себе гнездо в юных душах учащейся молодежи, - она как бы погружена в непробудную спячку. Проснитесь же, товарищи, время не ждет. Стройте свои крепкие организации, стройте новую школу сейчас же, ибо вы можете быть отброшены назад неимоверно быстрым ходом жизни» [Там же, с. 70].

Публикуется и документ о том, как Центральный комитет учащихся обращался ко всему русскому обществу с протестом против большевистских репрессий: «Всей силой своего негодования Центральный комитет протестует против дикого насилия, учиненного военно-революционным комитетом над учениками средних и высших учебных заведений гг. Москвы и Петрограда» [Там же, с. 36]. Опубликовано обращение тамбовских семинаристов в правление Тамбовского общества попечения о детях об устранении недостатков в деятельности духовных школ [Там же, с. 36-37]. Семинаристы требовали заменить среднюю школу, носящую сословный характер, общеобразовательной и всесословной, выступали за свободный доступ реалистов и семинаристов, кончивших общеобразовательный курс первых четырех классов семинарии, во все высшие учебные заведения, за право чтения всех разрешенных общей цензурой книг, право посещать публичные библиотеки, участие воспитанников в выборе книг для составления фундаментальной библиотеки, за свободу товарищеских собраний для решения своих нужд, свободу кружков с целью самообразования [Там же].

Интересен документ о том, как тамбовские школьники всерьез готовились к организации партизанских отрядов для противодействия немецким агрессорам [Там же, с. 43-46].

Вопреки сложившемуся мнению показано, что в 1918 г. деятельность юношеских объединений приобрела более созидательный характер. Образовывались детские площадки, временные школы ликвидации неграмотности, летние библиотеки, были организованы «Дом учащихся», общество взаимопомощи, потребительские лавки. В отличие от 1917 года, не ставились задачи отмены занятий.

Сборник демонстрирует разнообразие детских интересов в годы, когда, как кажется после изучения пропагандистских материалов, вообще не было детского досуга. Привлекают внимание документы о распространении языка «эсперанто» и об организации бюро труда [Там же, с. 48] об организации кассы взаимопомощи и кооператива учащихся [Там же, с. 49], о проведении детского праздника [Там же, с. 51-52], о собрании театрального кружка [Там же, с. 53]. Творческую направленность детского движения подтверждают проекты детских колоний [Там же, с. 63-66], клубов для детей от 8 до 14 лет [Там же, с. 68-69].

Интересно обоснование развития принципов самоуправления в губернской газете «Известия Тамбовского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» за 18 мая 1919 г.: «Ребенок, почувствовав себя ответственным, с одной стороны, невольно приучается внимательно относиться к делу, за которое он берется, а с другой - получает неисчислимый источник радостей. Разве не радость для подростка лет 10-12, напр., заведовать библиотекой своего клуба. Тогда сами книги приобретают для него особенную ценность, становятся живыми, близкими. Или разве не радость для какого-нибудь малыша лет 8 быть, положим, дежурным по клубу, сколько хлопот, сколько удовольствий» [Там же, с. 68]. Организаторы детского движения в условиях Гражданской войны подчеркивали: «Вся жизнь ребенка должна быть обставлена таким образом, чтоб окруженной любовью и лаской он свободно мог проявлять свои творческие способности, гармонично развиваясь как физически, так и духовно» [Там же] (орфография документа сохранена. - Е. Д.).

Удивляет дискуссия по проблеме преподавания Закона Божьего. Большинство учащихся поддержали резолюцию за сохранение его обязательного преподавания, подчеркивая, что «православие, будучи исторической верой народа, неискоренимо и таит в себе связующее звено русской национальности, а кроме того, заключает в себе и положительные истины религиозного знания и нравственного воспитания» [Там же, с. 42].

Особое внимание обращает на себя информация об организации 1-й Тамбовской русской дружины скаутов [Там же, с. 66]. Ведь именно в форме реорганизованного скаутинга зарождалось пионерское движение (в том числе и в Тамбовской губернии).

Большое внимание уделено созидательным делам тамбовских пионеров в годы нэпа: организации первых пионерских лагерей, движению юных корреспондентов, налаживанию краеведческой деятельности, помощи детям Ленинграда, пострадавшим от наводнения, борьбе с детской беспризорностью, связям с детскими зарубежными организациями и Красной Армией. Интересны документы, посвященные необычным формам работы пионеров: товарищеским судам, пионерским коммунам и кооперативам. Примечательно, что руководители первых пионерских отрядов явно стремились учитывать возрастные особенности подшефных, применяли разнообразные формы «оживления» детских мероприятий, создавали атмосферу игры, романтики. Самый удивительный факт, иллюстрирующий «гримасы» нэпа: в небольшом уездном городке Кирсанове в 1924 г. работал пионерский торговый ларек [Там же, с. 153].

В сборнике приведено и множество документов, откровенно показывающих специфику пионерской деятельности в 1930-е гг., когда, к сожалению, воспитательная работа во многом только усиливала конфронтацию. Но, к чести составителей, они не забывают про созидательные свершения участников детского движения и этого периода. С моей точки зрения, читателей в первую очередь должны привлечь обстоятельства борьбы с хулиганством и безнадзорностью среди детей и подростков [Там же, с. 463]. Показаны усилия пионеров по ликвидации неграмотности, их активное участие в культурно-массовой и спортивно-оздоровительной деятельности.

Авторы раскрывают не только влияние политических репрессий на детское движение, но и показывают стремления освободиться от их наследия. Примечателен в этой связи документ «Из выступления 3-го секретаря Тамбовского обкома ВЛКСМ С. А. Деревягина на 2-м пленуме обкома ВЛКСМ об ошибках, допущенных при исключении из рядов ВЛКСМ и пионерской организации» от 22 марта 1938 г.: «Пионерские организации копируют комсомольские организации в вопросе исключения. Если у пионера посадили дядю или отца, его тоже исключают из пионеров. Это неверно. Мы должны воспитывать детей и воспитывать их в школе, а за это дело, в первую очередь, отвечает комсомол» [Там же, с. 460].

Третий раздел сборника «Детское движение накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)» начинается с документов, показывающих новые формы работы пионеров в конце 1930-х годов: экскурсионные поездки и походы, работу Парка пионеров, детской технической станции, оборонные мероприятия, олимпиады детского творчества. Своевременно составители вспомнили о попытках устранить чрезмерную перегрузку учащихся.

С началом Великой Отечественной войны, как показывают материалы сборника, большинство дел пионеров были направлены на помощь фронту. В первую очередь имеется в виду: обучение неграмотных и малограмотных бойцов в подразделениях всеобщего военного обучения, помощь взрослым в выполнении разнообразных сельскохозяйственных работ, сбор подарков бойцам Красной Армии, средств на сооружение военной техники, лекарственных и пищевых дикорастущих растений, металлолома и бутылок, организация тимуровских отрядов и дружин юных пожарных.

Каждый документ не просто уникален. Он предполагает, что читатель в полном соответствии с принципом историзма должен как бы погрузиться в атмосферу изучаемой эпохи. Только тогда можно, например, понять истинный смысл документа с упоминанием о решении Тамбовского обкома комсомола, обязавшего в 1942 г. каждого учащегося заготовить для Красной Армии не менее 12 кг сушеного картофеля [Там же, с. 558]. Некоторые читатели откровенно улыбаются, не осознавая, что зачастую сушкой картофеля занимались голодающие ребятишки. В отличие от наших «улыбающихся» современников, они осознавали, что этим вносят необходимый вклад в победу над могущественным врагом.

Глубоко символичен последний документ сборника, демонстрирующий широкий масштаб оздоровительной работы среди детей летом 1945 г. Завершая книгу на оптимистической ноте, авторы показали, что даже в самые тяжелые периоды отечественной истории у нас находились люди, готовые отдать все силы на благо детей.

Книга демонстрирует огромный созидательный потенциал детского движения, убеждает, что и в годы самых тяжких потрясений дети стремились помочь Родине, детская активность направлялась на разнообразную познавательную и общественно-практическую деятельность.

Невозможно перечислить все сюжеты, которые освещены в сборнике. Думаю, что каждый, кто интересуется российской историей, открыв эту книгу, найдет для себя немало интересного. Фактически чтение сборника можно сравнить с экскурсией в архив, в котором в роли экскурсоводов выступают исследователи, способные подать материал интересно, но ненавязчиво, пробуждая у самих читателей исследовательский интерес. Считаю, что сборник можно широко использовать в преподавательской практике: и для постижения источниковедческих методик, и как добротный материал для рефератов и статей начинающих исследователей. Огромен его воспитательный потенциал. Причем не только для работы с современными школьниками, но и с детьми будущих поколений. В отличие от многих пропагандистских материалов и педагогических наставлений, эта книга не потеряет актуальности много-много лет.

Список источников

1. Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.): сборник документов / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Грамота, 2017. 724 с.

2. Дорошина М. М., Муравьева И. И., Слезин А. А. «Встряхнулся богатырь»: юношество российской провинции при власти «временных» // История в подробностях. 2017. № 2. С. 38-47.

3. Кленевская Л. К. История развития детского движения. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2009. 159 с.

4. Ковшов Р. В. Исторические предпосылки создания детских общественных организаций в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 355-363.

5. Кудинов В. А., Омельченко Д. А., Попова О. В. История молодежного и детского движения в России. Барнаул, 2013. 384 с.

6. Мартынова В. Ф., Попович Н В. Детское общественное движение: история и современность. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2009. 192 с.

7. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 // Российская газета. 2017. 29 мая.

8. Общественно-политическая жизнь Тамбовской области в 1985-1991 гг. / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Пролетарский светоч, 2013. 664 с.

9. Правила издания исторических документов в СССР / Главархив СССР; ВНИИДАД; АН СССР; Ин-т истории; Государственный комитет СССР по печати; МГИАИ. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М., 1990. 187 с.

10. Прокудин Ю. П. Детское движение на Тамбовщине: между прошлым и будущим // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 5. С. 252-259.

11. Протасова Е. В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941-1945 годах // Научный диалог. 2017. № 10. С. 355-367.

12. Сафонова З. Г., Сафонов Д. А. Детские организации Оренбуржья в XX веке. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2012. 147 с.

13. Слезин А. А. Источниковая база истории раннего комсомола // Genesis: исторические исследования. 2012. № 2. С. 108-148.

14. Тамбовский комсомол: грани истории. 1918-1945 / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Пролетарский светоч, 2008. 467 с.

15. Тамбовский комсомол: грани истории. 1946-1991 / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Юлис, 2010. 367 с.

16. Феномен комсомола: середина 1950-х - первая половина 1960-х гг. / под ред. А. А. Слезина. Тамбов: Грамота, 2017. 232 с.

17. Щербинин П. П. Дети-сироты и их призрение в период войн России начала ХХ в. // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Вып. 9 (125). С. 334-341.

18. Щербинин П. П. Дети русско-японской, подростки Первой мировой... Этапы взросления участников революции 1917 г. и Гражданской войны // Центр и периферия. 2015. № 3. С. 18-24.

19. Щербинин П. П. Детская повседневность в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. 256 с.

CHILDREN'S MOVEMENT AT A TURNING POINT IN RUSSIAN HISTORY: A RETROSPECTIVE VIEW

Demidova Elena Igorevna, Doctor in History, Professor Saratov Socio-Economic Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics

demidova-elena@yandex. ru

The article presents a review of the collection of documents "Children's Movement in Tambov Region (1914-1945)" issued by "Gramota" Publishers with the financial support of the Russian Fund of Fundamental Research. The publication is a result of the long-term archival search and analytical work of a research group from the State Archives of Socio-Political History of Tambov Region and Tambov State Technical University. From the reviewer's viewpoint, the book is aimed not only at specialists in regional studies but at those interested in the history of the children's movement in its initial period. The publication is a kind of appeal to state and social structures to give an overall support to the modern children's movement.

Key words and phrases: review; children's movement; Tambov region; childhood; The First World War; revolution; The Civil War; New Economic Policy; The Great Patriotic War.

***

Накануне Дня детских общественных объединений и организаций 18 мая 2018 года в большом зале Администрации Тамбовской области в рамках празднования 100-летия государственной архивной службы России и Десятилетия детства Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области проведена торжественная презентация сборника документов «Детское движение в Тамбовском крае (1914-1945 гг.)», опубликованного при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в издательстве «Грамота» (см. Фото 2).

Особо яркий колорит мероприятию придало неподражаемое мастерство ведущего - доктора политических наук, профессора, председателя Общественной палаты Тамбовской области, председателя Тамбовского регионального отделения Российской ассоциации политической науки В. Ф. Пенькова (см. Фото 3).

С приветственными словами к присутствующим представителям органов государственной власти и местного самоуправления, детских общественных объединений, учреждений образования и культуры, ветеранам обратились: заместитель главы администрации Тамбовской области Н. Г. Астафьева (см. Фото 4), заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Тамбовской областной Думы Л. А. Романина, заместитель начальника управления культуры и архивного дела Тамбовской области В. И. Ивлиева.

Фото 2

Содержание сборника представил научный редактор, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и философия» Тамбовского государственного технического университета А. А. Слезин (см. Фото 5).

Фото 3 Фото 4 Фото 5

В обсуждении книги приняли участие методист-историограф Музея истории детского движения Тамбов-щины областного Центра развития творчества детей и юношества, заслуженный работник культуры РСФСР В. А. Сысоев (см. Фото 6); кандидат исторических наук, заведующий отделом по делам культуры и паломничества Тамбовской епархии протоиерей Виктор Лисюнин (см. Фото 7); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, член Международной Ассоциации исследователей детского движения Ю. П. Про-кудин (см. Фото 8); председатель Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» А. Н. Черемисин.

Украсили праздник концертные номера в исполнении вокальной студии «Звонкие нотки» областного Центра развития творчества детей и юношества (художественный руководитель - О. Н. Хромова), учащихся МАОУ СОШ № 1 «Школа Сколково - Тамбов» Максима Рыбинского и Артема Жиленкова (музыкальный

руководитель - О. В. Строкова), учащейся Тамбовского колледжа искусств Елизаветы Шербины (музыкальный руководитель - В. А. Образцова) (см. Фото 9).

Фото 6 Фото 7 Фото 8

Фото 9

Благодарственное письмо администрации области было вручено авторскому коллективу сборника. Благодарностями управления культуры и архивного дела Тамбовской области были отмечены Тамбовский государственный технический университет за многолетнее сотрудничество; директор издательства «Грамота» Д. Н. Рябцев за высокопрофессиональную работу по его изданию (см. Фото 10).

Фото 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.