некоторых случаях применение техники голографи-ческой памяти позволяет справиться с этими проблемами намного быстрее, чем при использовании стандартных методов.
Нахождение потерянных или забытых вещей также становится более доступным, но для этого надо дополнительно овладеть навыком скольжения по лучу на линии времени. Иногда у обучающихся скольжение включалось совершенно непроизвольно, и они очень быстро начинали применять более сложные техники.
Еще один вид применения этой техники — развитие фотографической памяти. Пока одни ученые спорят, существует или нет этот вид памяти, другие просто развивают эти способности. А с использованием линии времени это получается намного лучше.
Молодость и здоровье. Сотни миллионов людей во всем мире готовы отдать за это все, что у них есть. При соединении данной техники с любой работающей оздоровительной системой, тем более с системами, реально влияющими на замедление процессов старения, мы можем получить эффект, намного превышающий исходные результаты. Почему и как именно — это тема для отдельного разговора. Почему именно голографическая память, а не просто линия времени — для включения процессов омоложения организма необходим целый ряд факторов, которые органично сочетаются в этой технике. Это и измененное состояние сознания, когда подсознательному
(иными словами телесному) разуму можно давать установки на включение определенных физиологических процессов. Это и развитое в процессе тренировки образной памяти яркое воображение. Это и умение видеть и ощущать себя в детстве и в юности, применяемое в упражнениях на оживление и восстановление эйдетической памяти, и другие положительные факторы, гармонично сочетающиеся в данном курсе.
Личная психотерапия и умение забывать ненужное. Все, что касается умения забывать ненужное, очень хорошо описано в книгах И.Ю.Матюгина и его коллег. Применительно к этой технике все эти упражнения делаются "поадресно", на конкретных участках на линии времени, что дополнительно усиливает эффект в тех случаях, где это необходимо.
Развитие феноменальной памяти. При упорядоченном расположении воспоминаний на линии времени скорость достижения конкретных результатов по развитию неординарных свойств памяти также возрастает.
По большому счету курс голографической памяти выходит за рамки обычного развития памяти, затрагивая многие грани работы нашего разума. Соответственно и области применения навыков, полученных при обучении данной программе, могут быть самыми разными. В этой статье сделана попытка хотя бы частично показать некоторые из них, а также основные принципы этого метода развития памяти.
УДК 027 7: 947 в Д МИХАЙЛИНА
Омский государственный технический университет
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОРОКОВЫЕ ГОДЫ
На сегодняшний день не создано глубокого исследования, раскрывающего все этапы формирования библиотеки Омского государственного технического университета. Целью работы является изучение разных аспектов функционирования библиотеки в период сороковых годов: формирование фонда, решение кадровой проблемы, организация практической деятельности. Новизна работы заключается в подробном изучении этапа становления библиотеки.
Сегодня многие преподаватели, сотрудники, студенты пытаются восполнить пробелы в истории университета. Документов, содержащих сведения о первых годах его существования, не много, получить сведения от первых выпускников 1947 г. также оказалось невероятно трудно, поэтому составить полную картину о том периоде времени значительно сложно. Попытаться же собрать то немногое, что было найдено, сегодня представляется очень важным. Нам, молодежи XXI века, необходимо иметь широкое представление о мирной жизни в военные сороковые, понимать, сколько было вложено в создание будущего Омского технического университета. История библиотеки, ее становление и развитие - неотъемлемая часть истории нашего вуза. В единственном
обобщающем труде по истории нашего вуза М. И. Машкарина «Очерки к истории ОмГТУ (19421947 гг.)» тема библиотеки рассматривается лишь в общем. На страницах периодических изданий появляются новые факты из институтской жизни. К сожаленью, библиотеке в этих материалах уделяется незначительное внимание, хотя от работы этого подразделения во многом зависит учебная и исследовательская, студенческая и преподавательская работа любого учебного учреждения. В раскрытии становления библиотеки университета и изучении ее начального этапа развития в сороковых годах заключается важное исследовательское значение данной работы.
История библиотеки начинается с того времени, когда в тяжелых условиях войны в Омск был эваку-
ирован Ворошиловградский машиностроительный вечерний институт, начавший первые занятия уже со второй половины февраля 1942 года. В ноябре того же года он был реорганизован в Омский машиностроительный институт. Первоначально библиотека располагалась на территории школы № 33 на улице Ленина, потом на улице Веры Засулич, и только в 1944 г. она переехала на улицу Долгирева. В 1942 г. библиотека состояла из 2-х комнат, в одной из которых был книжный фонд, в другой — читальный зал на 12 посадочных мест. Будущие высококвалифицированные специалисты — студенты Омского машиностроительного института (первое название ОмГТУ) были постоянными читателями библиотеки: каждая «методичка» и учебник были расписаны вперед на весь семестр.
Через 4 года институт расширил площадь библиотеки до 100 м2, из которых половина была отведена под читальный зал, а другая под книгохранилище и вспомогательные помещения. [ 1 ] Понятно, что в таких условиях было трудно разместить быстро пополняющийся книжный фонд. Как отмечено в годовом отчете о работе института за 1946 учебный год, эта «площадь для наличного фонда является недостаточной, вследствие чего пришлось использовать комнату, отведенную для читального зала, и временно лишить студентов отдельного читального зала». [2]
Действительно, столь маленькие помещения могли с трудом обеспечить потребности студентов и библиотекарей, ведь эвакуированный в Омск фонд библиотеки быстро увеличивался. Сначала он состоял из 4 тыс. экземпляров. [3] Лишь часть книг Воро-шиловградского института переехала в Омск, т.к. учебная литература просто осталась на руках у студентов. При перевозке некоторые книги и журналы оказались испорченными, поэтому их пришлось списать. В среднем фонд ежегодно увеличивался на 3 тыс. экземпляров учебной литературы.
В послевоенное время темпы прироста фонда немного возросли, но долгое время учебники и «методички» приходились по одному экземпляру на поток или группу. Новые поступления собирались по крупицам. Учебники периодически привозили из Харьковского механико-машиностроительного института, из государственных книжных фондов Москвы и Ленинграда, созданных в военные годы специально для комплектования библиотек в оккупированных районах. [4] Помимо этого, книги получали из крупнейших библиотек города: из библиотеки Автодорожного института, из фондов библиотеки им. А. С. Пушкина. Наиболее активное участие в формировании книжных фондов нашей библиотеки приняли заводы Октябрьской революции, им. П. И. Баранова. Преподаватели института отдавали книги из личных собраний: эта небольшая часть оказывалась неоценимой. Тем не менее в годовом отчете за 1946 г. говорится: библиотека «не обеспечивает потребностей в типовых учебных пособиях вообще и, особенно, по специальным дисциплинам для старших курсов... снабжение учебной и научной литературой в последний год улучшилось, тем не менее предусмотренные сметой средства на финансирование библиотеки явно недостаточные и уже к началу второй половины года были целиком исчерпаны... Если по линии обеспечения учебниками комплектование происходило сравнительно нормально, то нехватка в фундаментальной литературе сказывается на каждом шагу, затрудняя учебно-исследовательскую работу преподавателей и студентов». [5]
Библиотека — это не только книги. Библиотека — это люди, от работы которых зависела успеваемость
студентов, расширение их читательского кругозора, обеспечение возможности написания кандидатской или докторской диссертации, создание уютной дружественной атмосферы, т.к. библиотека являлась важным центром общения и просвещения.
Первый библиотекарь - профессионал появился в библиотеке в марте 1942 г. Им стала Мария Сергеевна Брюханова. Она была родом из Днепропетровска, окончила женскую гимназию в г. Бердянске с золотой медалью, затем поехала учиться на Высшие женские курсы в Москве, где даже работала медсестрой в госпитале. В 1917 г. Мария Сергеевна уехала с мужем в Сибирь, но уже с 1926 г., проучившись на книговедческих курсах, переезжала в Москву и Ленинград, где работала библиотекарем в заводских библиотеках. Именно из Ленинграда Мария Сергеевна была направленная в Омск по распределению, где вступила в должность заведующего библиотекой машиностроительного института. Кроме того, она вела курс «Общей библиографии» в Омском библиотечном техникуме. За отличное выполнение своих обязанностей Марию Сергеевну в 1946 г. наградили аттестатом «Отличник социалистического соревнования» [6]. Работы у заведующего библиотекой было предостаточно, т.к. до 1946 года она одна должна была выполнять книговыдачу, комплектование, систематизацию и др., поэтому студенты всегда старались оказаться посильную помощь библиотеке, не жалуясь на чрезмерную нагрузку. Их иногда снимали с занятий физкультуры, чтобы они помогли с переносом книг при переезде библиотеки в новое здание. По воспоминаниям студентки первого выпуска Татьяны Самойловны Зак, студенты первое время сами создавали каталоги (до прибытия Марии Сергеевны), чтобы сохранить ту небольшую часть книг, которая оказалась в Омске. Они направились в Пушкинскую библиотеку с просьбой помочь в составлении алфавитного и систематического каталогов для институтской библиотеки. Ознакомившись с образцами составления карточек, в свободное от занятий время студенты группами в 5-6 человек занимались составлением картотек.
В 1946 г. штат библиотеки расширился до 4 человек: кроме заведующей, работали старший библиотекарь Самусенко Лидия Васильевна, библиотекари Втюрина Валерия Ивановна и Краузе Мария Петровна. Кто-то из специалистов по разным причинам уходил, кто-то оставался надолго. В 1948 г. вступила в должность библиотекаря Комиссарова Лариса Макаровна, в 1949 г. - Мальцева Екатерина Александровна, которая проработала в библиотеке более 30 лет, стала ветераном университета.
Брюханова М. С. работала до 1948 г., ее сменила Дмитриева Зинаида Георгиевна. Она была самым опытным библиотечным работником: ее библиотечный стаж составлял 21 год, из которых 10 лет она проработала в библиотеке им. А. С. Пушкина. [7] В том же году ее сменяет Лобастова Тамара Александровна. Сибирячка, из г. Тюмени, окончившая Омский педагогический институт, она позднее получила второе высшее образование в Ленинградском заочном библиотечном институте. [8] Деятельность Тамары Александровны проходила в 50-е годы, поэтому ей будет посвящена следующая статья. Судьбы всех этих людей начинались по-разному: они были родом из разных мест, не все имели высшее профессиональное образование или большой стаж работы по специальности, но всех их соединила библиотека Омского машиностроительного института. Брюханова Мария Сергеевна и Дмитриева Зинаида Георгиевна
награждены медалями «За доблестный самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».
В 1946/47 учебном году был полностью сделан каталог, проведена инвентаризация, в ходе которой была выявлена недостача книг и журналов, находящихся на руках у студентов и преподавателей. Происходило пополнение библиотечным инвентарем: каталожными ящиками, формулярами, инвентарными книгами и т.д. Режим работы был приспособлен к графику учебного процесса, т.к. ранее библиотека работала в не подходящее для учащихся время — с 15.00 до 18.00 ч. Выделяемые библиотеке средства расходовались на приобретение книг, периодических изданий, переплет и каталогизацию. В годовом отчете за 1945/46 учебный год отмечалось «как положительный момент в работе библиотеки... усиление библиографической работы, за счет связи с библиографическими отделами крупнейших библиотек Союза, имеющей целью обеспечить научно-технической литературой и сведениями о ней преподавателей института, ведущих научную работу». [9] В 1948 г. библиотека выпускает бюллетень новых поступлений, а преподаватели всегда обеспечивались индивидуальной информацией о книжных поступлениях.
С 1948-1949 гг. мы находим более подробную информацию о работе библиотеки по различным направлениям. Активно развивалось деятельность по межбиблиотечному абонементу: было выписано 19 книг из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, из местных библиотек было выписано 52 книги. Кроме того, интенсивно проводилась библиографическая работа: из центральных научных библиотек выписывались библиографии для диссертационных работ преподавателей. [10] Оформлялись выставки новых книг и монтажи, посвященные различным датам (30-летию советской литературы, 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 1 Мая и 8 Марта, 150-летию со дня смерти А. В. Суворова, 20-летию со дня смерти В. Маяковского), к дню «открытых дверей» в институте. [ И ] В отчетах с 1948-го по 1950 учебный год приводятся статистические данные о посещаемости читателей и выдаче книг. На основе этих данных можно сделать следующие выводы: посещаемость читателей увеличилась на абонементе на 9,14 %, в читальном зале - на 39,6 %. Возросли объемы выдачи учебной литературы: на абонементе - на 24,7%, в читальном зале - на 7,3 %. В 1949/50 учебном году было приобретено 1745 экземпляров книг, из которых более всего - по техническим наукам, по точным наукам - в три раза меньше. Приобреталась также литература общественно-политической тематики, художественные произведения, иностранные журналы и др. Таким образом, к 1950 г. фонд насчитывал более 28 тыс. экземпляров учебной, методической, художественной литературы. [12]
Сотрудники занимались не только прямыми обязанностями работников библиотеки. Они проводили лекции-концерты, доклады, посвященные памятным датам в русской и советской литературе. В 1949 г., по воспоминаниям Екатерины Александровны Мальце-
вой, была проведена первая читательская конференция, на которой присутствовали студенты, школьники, все те, кто хотел поделиться с другими своими мыслями и узнать что-то для себя.
Штат библиотеки рос так же быстро, как и ее фонд и посещаемость, появлялись новые отделы библиотеки. С течением времени студенты получали все больше возможностей для пополнения своих профессиональных знаний. Пусть это обращение к истории историю покажет, какое значение имеет сплоченность коллектива, его уверенность в своих силах: все отделы института в то время стремились выполнять свои обязанности на «отлично», выпуская новых хорошо обученных специалистов, способных овладеть всеми достижениями современной науки и техники.
И сегодня такая задача не утратила своей объективности и весомости. Мы можем научиться у своего прошлого не только военным подвигам, но и славному труду, когда затрачиваемые усилия приносят весомый результат. Подробное изучении этапа становления библиотеки Омского государственного технического университета дает нам богатую информацию о прошлом, в этом и состоит новизна данной работы. К сожалению, вопросу библиотечного дела в высших учебных заведениях уделяется недостаточно внимания, что непосредственно отражается на качестве современного образования, поэтому практическая значимость работы состоит в приобщении собранных материалов к дальнейшей работе над историей библиотеки ОмГГУ и использовании накопленного опыта деятельности библиотеки для совершенствования функционирования современной научной библиотеки нашего вуза. Исследование истории библиотеки — не только нашего университета, но и других вузов — поможет определить корни современных проблем в библиотечном деле вузов города Омска.
Благодарим за оказанную помощь в подготовке материала: директора музея ОмГТУ С. Н. Иванушки-ну, ст. документоведа архива ОмГГУ П. Д. Зарудневу, директора библиотеки ОмГТУ Л. Г. Литвинову, ветерана ОмГТУ Е. А. Мальцеву, выпускницу Омского машиностроительного института 1947 г. Т. С. Зак.
Библиографический список
1.ГАОО.Ф, 1979. Оп.1. Д.31. Л.37.
2. ГАОО.Ф. 1979. Оп.1. Д.9. Л.2.
3. ГАОО.Ф. 1979. Оп.1. Д.11. Д.31
4. Архив ОмГТУ. Д.97. Л.29.
5.ГАОО.Ф. 1979.Оп.1. Д.9. Л.10
6. Архив ОмГТУ. Д.97. Л.4-8
7. Архив ОмГТУ. Д.217. Л.2-5
8. Архив ОмГТУ. Д.452. Л. 1-3.
9. ГАОО.Ф. 1979.Оп. 1.Д.9. Л. 11.
10. ГАОО.Ф. 1979. Оп.1. Д.25. Л.57.
11. Там же.
12. ГАОО.Ф. 1979. Оп.1. Д.31. Л.37.
МИХАИЛИНА Виктория Александровна, студентка группы ИА-213,