УДК 021.4
Н.К. Горбунова, N. K. Gorbunova
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ДИНАМИКА ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЦЕССА БИБЛИОТЕКИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
DYNAMICS OF LIBRARY EXHIBITION PROCESS: CONTEMPORARY STAGE
Рассматриваются процессы, связанные с популяризацией документного фонда библиотеки, организацией книжно-иллюстративных выставок, практического применения новых технологий в выставочной работе, создания условий для повышения квалификации сотрудников библиотеки ОмГТУ.
The processes related to promoting of library document fund, organization of book and illustrative exhibitions, practical application of new technologies in exhibition activity, providing of conditions for professional development of library employees in OMSTU are considered.
Ключевые слова: выставка библиотечная, выставочная работа библиотеки, мотивация сотрудников, ОмГТУ, привлечение к чтению, раскрытие фонда, экспозиция, эффективность выставки
Keywords: library exhibition, library exhibition activity, motivation of employees, OMSTU, involvement into reading, fund opening, exposition, exhibition efficiency
Оформлением выставок библиотеки занимаются уже на протяжении полутора столетий. В век компьютерных коммуникаций трудно удивить читателя и тем более привлечь его внимание к традиционной форме раскрытия книжного фонда. Тем не менее, выставочная работа библиотеки является одним из действенных источников популяризации фонда документов. Выставка - это уникальное место, где на короткий промежуток времени наиболее полно и доступно концентрируется актуальная
и полезная информация. Поэтому эффективность выставки напрямую зависит от того, насколько логично и правильно подобрана экспозиция, как она адаптирована к читательской аудитории.
Выставку можно рассматривать как результат библиотечного обслуживания и средство удовлетворения потребительского спроса. Традиционно оформленная выставка не привлекает внимание читателей, она существует как интерьерный фон библиотеки. Времена, когда за интересной книгой выстраивались очереди, ушли в прошлое. В настоящем - яркие красочные обложки изданий (и учебной литературы в том числе) не вызывают повышенного интереса читательской аудитории. Для того, чтобы выставка рассматривалась как средство воздействия на читательский спрос, необходимо изменить ее модель. В настоящее время наблюдается снижение спроса на предлагаемые библиотекой вуза традиционные услуги. Нет необходимости физически посещать библиотеку, если можно «войти в нее» виртуально. Статистика последних лет отражает эту тенденцию: уменьшается количество физических посещений и книговыдач, при этом нельзя говорить о том, что читатель уходит из библиотеки, т.к. увеличиваются показатели виртуальных посещений и книговыдач.
Таблица 1
Данные посещаемости и выдачи документов в библиотеке ОмГТУ
Годы Посещения Выдача документов
физические виртуальные печатные электронные
2009 382661 122970 818747 98876
2010 375422 180529 749062 156811
2011 299138 143515 504180 243447
2012 210094 177689 322587 536039
2013 221260 203469 316173 552681
В библиотеке ОмГТУ процесс, связанный с организацией и оформлением выставок, рассматривается в 2-х аспектах:
1. содержательное раскрытие библиотечного фонда,
2. совершенствование профессиональных навыков и умений библиотекарей. Кратко остановимся на каждом из них.
Содержательное раскрытие библиотечного фонда.
При создании книжно-иллюстративной выставки необходимо соблюдать ряд непреложных требований, а именно: комфортность, наглядность, доступность, оперативность [1].
Комфортность и доступность. По мере возможности библиотека создает для своих читателей необходимые условия для работы с книгой. Удобство получения информации является одним из основополагающих факторов привлечения внимания читателей к выставке. Возможность самостоятельно просмотреть представленные на выставке издания обеспечивает читателям необходимый минимум доступности и комфортности. Мотивированная доступность представленных на выставке изданий может являться определяющим фактором ее эффективности. О том, насколько интересна выставка читателям, можно судить по оставленным записям в журналах отзывов о книжно-иллюстративных выставках в отделах библиотеки.
Наглядность. Читатель, прежде чем познакомиться с материалами выставки, сначала должен ее заметить. Зависит это, в первую очередь, от стиля художественного оформления выставки и использования различных наглядных материалов. Одним из условий возникновения интереса к выставке является также соблюдение единообразия в ее оформлении (фон, цвет, шрифт, размещение надписей). Эстетическое восприятие выставки усиливают живые растения, натуральные экспонаты, художественные поделки.
Оперативность. Библиотека университета оперативно реагирует на общественные и политические события, происходящие в стране и регионе. Омск - приграничный город, в стенах ОмГТУ учится более тысячи студентов казахской национальности, которые стремятся получить профессиональные знания и навыки, оставаясь в рамках своих национальных культурных традиций. Совместно с Фондом русско-казахской дружбы имени Чокана Валиханова библиотекой была организована выставка «Омск-Казахстан: от прошлого к будущему». Выставка являлась частью комплексного мероприятия, проходившего на базе ОмГТУ. В рамках этого мероприятия был проведен блиц-опрос
студентов ОмГТУ - граждан Республики Казахстан. По результатам этого опроса выяснилось: 10% респондентов считают, что в числе мероприятий, способствующих развитию русско-казахской дружбы, является организованная в библиотеке выставка. Выставка, планировавшаяся к мероприятию, оказалась востребованной, и ее решили сделать постоянно действующей. Фонд русско-казахской дружбы имени Чокана Валиханова постоянно пополняет выставку новыми материалами.
Совместно с фондом развития русской культуры имени П.А. Столыпина в библиотеке ОмГТУ была открыта книжная выставка «Петр Столыпин: Я верю в Россию». Выставки, организованные библиотекой к подобным мероприятиям, приобщают читателей к наиболее значимым историческим и политическим событиям, о которых необходимо знать и помнить. Наша молодежь не достаточно хорошо знает историю своей Родины, а такие мероприятия смогут скорректировать пробелы в исторической памяти студенческой молодежи. Удобное расположение выставок (открытый доступ) и коммуникативные навыки сотрудников библиотеки дают возможность обеспечить наиболее комфортную информационную среду для читателя библиотеки.
Совершенствование профессиональных навыков и умений библиотекарей.
С 2001 года в библиотеке ОмГТУ проходит Конкурс на лучшую книжно-иллюстративную выставку, оформленную в подразделениях библиотеки. Идея проведения конкурса возникла в процессе обсуждения на совете дирекции вопроса о качестве выставочной работы. Безликие выставки в некоторых отделах библиотеки не привлекали внимание читателей и тем самым не отвечали своему главному назначению - раскрытию библиотечного фонда. Инновационно-методическим отделом было разработано «Положение о конкурсе», в котором оговаривались цели, задачи, условия и критерии оценки выставочной работы. Конкурс наглядно продемонстрировал, насколько может измениться подход к традиционному направлению библиотечной работы. За это время преобразились не только выставки (методически правильно оформленные), но изменилось, и это самое главное, отношение библиотекарей к данной сфере профессиональной деятельности. Отделы стали активнее проводить обзоры для читателей, размещать дополнительную информацию в виде буклетов, схем, стали значительно лучше оформлять и презентовать свои выставки на ТВ университета. Здоровая конкуренция мотивирует сотрудников на поиск новых идей и решений. Следовательно, творческая деятельность позволяет найти профессионально личностную нишу каждому члену коллектива, интегрируя сотрудников в целостную общность под названием библиотека, где каждый несет ответственность за создание ее образа. Чем яснее сотрудники библиотеки будут понимать важность своей миссии, тем с большей убежденностью они смогут выстраивать положительный образ своей библиотеки. По данным мониторинга программы совершенствования библиотечно-информационной деятельности в Омском государственном техническом университете (2005 - 2010 гг.) наиболее эффективными за 2005 -2010 годы были выставки отдела обслуживания учебной литературой (ООУЛ) (средний коэффициент эффективности составляет 1,44) и читальных залов (0,71). Необходимо отметить, что лидерами по востребованности литературы с выставок являются те отделы библиотеки, фонды которых сформированы из учебной литературы. Дополнительная или научная литература, которая экспонировалась на выставках отдела обслуживания научной литературой (ООНЛ) была востребована значительно меньше, т.к. студенты могут использовать ее преимущественно в рамках научной деятельности.
Для пользователей сайта библиотеки интерес представляют виртуальные тематические экспозиции и выставки новых поступлений. Достаточно высокая востребованность виртуальных выставок подтверждается статистикой обращений. В 2013 году на сайте были размещены 42 виртуальные экспозиции, включающие в себя 1385 документов, количество посещений которых составило 19888. При оформлении виртуальной выставки используются активные ссылки, при помощи которых динамически формируются списки литературы по предложенной тематике, отражающие актуальное/текущее состояние ЭК.
Все эти годы инновационно-методический отдел осуществлял методическое руководство выставочной деятельностью отделов. Трижды редактировалось «Положение о конкурсе» (2003, 2004, 2008годов), вносились изменения в оценочный лист. В серии «Узелки на память» вышло два выпуска (2002, 2008 годов) методических рекомендаций в помощь библиотечному работнику по оформлению книжно-иллюстративной выставки. В 2014 году сотрудники ИМО выпустили методические рекомендации по оформлению виртуальной выставки в библиотеке. Как и любая вузовская библиотека, НБ ОмГТУ заинтересована в том, чтобы в ее кадровом составе преобладали высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие не только библиотечными навыками, но и методиками, применяемыми в смежных с библиотечной профессией областях. Инновационно-методическим отделом
постоянно проводится мониторинг профессиональных компетенций, который позволяет не только выявить знания, умения и навыки, которыми сотрудники уже владеют, но и наметить мероприятия по устранению пробелов в знаниях, по развитию определенных профессиональных компетенций для решения производственных задач. Обучающие мероприятия для сотрудников библиотеки по оформлению книжно-иллюстративных выставок постоянно включаются в годовой план библиотеки.
Полагаем, что у любой библиотеки в выставочной работе имеются только ей одной присущие особенности, которые способствуют привлечению внимания читателя. Всем хочется изменить отношение специалистов и читателей к традиционной книжно-иллюстративной выставке, убрать со своей территории обезличенные экспозиции к очередным датам. Поэтому и сегодня задача по организации книжно-иллюстративных выставок не утратила своей актуальности и значимости.
Библиографический список
1. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н.В. Збаров-ская. - М.: Профессия, 2004. - С. 24-26.
2. Мониторинг программы совершенствования библиотечно-информационной деятельности в Омском государственном техническом университете (2005 - 2010 гг.) / сост. Л. И. Литвина, С. Е. Мансурова ; НБ ОмГТУ. - Омск, 2011. - 70 с.