Из таблицы 5 можем заключить, что наиболее приоритетными статьями расходования бюджетных средств в Краснодарском крае являются: образование, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика.
Это, безусловно, говорит о высокой степени социальной направленности при реализации бюджетной политики в крае. Причем в последующие годы предстоит планомерное увеличение данных статей расходования бюджетных средств.
Использованные источники:
1. Кубань: Проект бюджета на 2015-2017 годы // Статистический сборник Министерства финансов Краснодарского края
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Официальный программный документ Министерства финансов Краснодарского края
3. Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru
Туголукова М.В. студент 2 курса НИУ ВШЭ Пермь Россия, г. Пермь ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА В РОССИИ
Интерес к истории формирования банковского дела в России определяется наличием ошибочного мнения, будто российская банковская система возникла совсем недавно, и в отличие от развитых стран, которые имеют историю развития банковского дела не менее двух столетий, начинает формироваться с начала 90-х годов. Вместе с тем, история банковского дела в России положила свое основание более 250 лет назад. И для того, чтобы дать объективную оценку нужно провести анализ основных периодов возникновения банковской системы, рассмотреть особенности и принципы ее становления и формирования, что и является основной задачей данной статьи.
Для детального анализа возникновения банковской системы России следует составить ее периодику. Существует огромное количество мнений среди ученых-экономистов в определении основных этапов в истории банковского дела. В данной статье мы решили выделить пять основных периодов:
1. Первый период (с середины XVIII века до 1860 года)- период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2. Второй период (с 1860 по 1917 гг.) - период развития и совершенствования банковской системы;
3. Третий период (с 1917 по 1930 гг.)- формирование новой банковской системы;
4. Четвертый период (с 1930 по 1987 годы) - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы.
5. Пятый период (с 1987 года по настоящее время) - период распада банковской системы СССР, а также становление и развитие национальной банковской системы Российской Федерации
Основание развития банковского дела в России возникает с появлением первого банка (или учреждения, выполнявшего функции банка) в Российской Империи. Созданный и введенный в действие в 1729 году Вексельный устав положил основу банковскому делу, т.к. именно на его основе ссудный процент получил правовую закрепленность. Таким образом, первым банком в России можно считать Монетную контору, которая на основании Вексельного устава стала первая выдавать ссуды, что было подтверждено императрицей Анной Иоанновной в Указе «О правилах займа денег из Монетной конторы» (1733 год).
Значительный шаг в области организации банковской деятельности в стране был предпринят только в середине XVIII века. Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования.
В 1753 году Елизавета Петровна, императрица Российской Империи, издала указ, в котором повелела Сенату утвердить Государственный банк для уменьшения процентов по частным ссудам дворянству и облегчения их существования. Так, в 1754 году были учреждены первые Дворянские Заемные банки (в Москве и Санкт-Петербурге) и Купеческий Банк (в Санкт-Петербурге). Одной из главных функций Дворянского Заемного банка была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества (около 500-1000 рублей одному лицу). При своем правлении Екатерина II также продолжила развивать банковское дело. Так были созданы в 1769 году Ассигнационные банки (позже они были переименованы в один «Государственный Ассигнационный Банк»). Главной задачей такого банка было введение в обращение бумажных денег. В 1796 г. был основан "Государственный Заемный Банк", который занимался выдачей ссуд землевладельцам из дворян.
При правлении Александра I в банковской системе произошли изменения. Для объединения кредитных организаций заведования всех кредитных постановлений был учрежден «Совет государственных кредитных установлений». А в 1817 году император основал Государственный Коммерческий банк, основной задачей которого являлось оказание помощи мелкого кредитования для оживления промышленности.
Смена правителя знаменовала собой смену и в банковской системе. Так начинается второй период развития банковской системы, главным событием которого является учреждение Государственного банка Российской Империи. Банк был учрежден 31 мая 1860 г. по указу императора Александра II. Его предшественником был Государственный коммерческий банк, от которого Государственному банку в наследство досталась небольшая региональная структура. Автором проекта Государственного банка являлся Е. И. Ламанский, будущий второй управляющий центральным банком. Он предполагал создать банк в
европейском стиле, ориентируясь на уставные документы Банка Франции.
В ту эпоху распространено было мнение, что центральный банк - это прежде всего коммерческий банк краткосрочного кредита. Оригинальный план предусматривал учреждение банка в форме акционерного общества с равным участием в капитале частного сектора и государства, а также наделение его организационной и финансовой независимостью от правительства.
Однако основного отличия центрального банка от коммерческого -самостоятельного эмиссионного права - банк не получил. Его кредитные билеты выпускались по инициативе Министерства финансов и часто служили инструментом финансирования государственных расходов.
К 1880 г. деятельность банка претерпела немало изменений. Во-первых, кредитная активность и розничные операции требовали развития филиальной сети на территории всей страны. Во-вторых, агентские функции Государственного банка, обслуживающего правительство, расширились. В-третьих, фиксированной суммы бумажной эмиссии уже было недостаточно, и банк прибегнул к новой фидуциарной эмиссии.
Филиальная сеть Государственного банка состояла из полноценных филиалов (контор) и отделений. Крупнейшими конторами были Московская, Одесская и Ростовская. Фактически конторы представляли собой дочерние банки. Каждая располагала собственным зданием, правлением и директорами, финансовой отчетностью, самостоятельным штатом персонала. Так, в 1873 г. численность служащих Московской конторы составляла 102 человека, а к 1915 г. она увеличилась в 5 раз. В 1885 г. филиальная сеть насчитывала 8 контор и 69 отделений. В 1917 г. в состав Государственного банка входили 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, а также 42 агентства при зернохранилищах (банк принимал в залог зерно).
Конечно же, октябрьская революция и смена власти повлекли и изменения в банковской системе. После 1917 года все частные кредитные учреждения страны были национализированы и находились под влиянием и контролем Государственного банка (позднее Народный Банк РСФСР). Деятельность иностранных банков была запрещена. В 1920 году для создания централизованного бюджетного финансирования Народный Банк власть упразднила, и все его полномочия передали Наркомфину.
В период НЭПа банковская система постепенно начала возрождаться. Так с 1922 года стал функционировать Государственный банк РСФСР. Также с 1922 г. стали создаваться коммерческие банки (в том числе отраслевые акционерные банки), задачей которых являлось осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. Таким образом, банковская система стала являться довольно разветвленной сетью, которая включала акционерные коммерческие банки, кооперативные коммунальные банки, сельхозбанки, кредитные кооперации, сберегательные кассы.
Кредитная реформа в 1930-е годы положила начало новому периоду в истории развития банковского дела России. Суть реформы заключалась заменой банковским кредитованием коммерческого и косвенного кредитования. Так был выделен общегосударственный банк (Госбанк СССР) и создана система банков, специализированных на обслуживании вложений (Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк, Внешторгбанк).
В 1959 году банковская система была реорганизована. Окончательная структура к 1960 году состояла из Госбанка, Внешторгбанка, Стройбанка, а также из сберегательных касс и действовала вплоть до 1988 года.
С 1988 года в России началось активное создание коммерческих банков, т.к. теперь они обладали большими возможностями в проведении банковских операций и обслуживании клиентов. К 1992 году коммерческих банков насчитывалось около 1400, однако из-за недостаточной квалифицированности, высокого риска, нехватки капитала и ряда других причин большинство этих банков стали банкротами. К 1994 году банковская система вполне сложилась: около 2018 коммерческих банков насчитывалось в этот год. Также они начинают активно развивать финансовую сеть, открывать отделения в различных регионах России и за рубежом.
Со временем, постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все больше становиться развитой системой. В настоящее время не только открывается и создается огромное количество банков, но и улучшается структура проводимых операций. В заключение хотелось бы сказать, что российские банки все более становятся рыночными структурами, стремящимися не к краткосрочной выгоде, а к стабильному развитию через повышение качества услуг, расширение спектра операций и внедрение современных технологий банковского дела. Современная российская банковская система постепенно начинает достойно конкурировать с зарубежными банками.
Использованные источники:
1. Артемьев А.А. Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы в России с середины XVIII в. до 1860 г.// Финансы и кредит —2008 — № 295 —67-73 с.
2. Боголепов М.И. Государственный банки коммерческий кредит. Киев, 1914. - 371 с.
3. Жарковская Е.П. Банковское дело: «Финансы и кредит»- М.:Омега-Л, 2006- 452с.
4. Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М., Литвиенко Л.Т. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007-703 с.
5. Канцеленбаум З.С. Учение о деньгах и кредите- М.:1928.Ч.2.- 511 с.
6. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н.,. Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие- М.КНОРУС,2006-256 с.
7. Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность.- Л.:Издательство ЛГУ.1990- 187с.
8. Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2005.-216с.
Тумашов А.В. студент 4 курса
факультет инновационного бизнеса и экономики
Петрюк О.А., к. э. н. научный руководитель, доцент Академия - ИМСИТ Россия, г. Краснодар НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Современное состояние российской экономики находится в прямой зависимости от колебания курса основных иностранных валют и экономических санкций, инициированных зарубежными странами, что влияет на соотношение спроса и предложения, в том числе оказывает влияние на рост инфляционных процессов в стране. В настоящее время одной из основных задач государства является развитие импортозамещающих производств, с целью увеличения валового внутреннего продукта (ВВП), а значит и увеличения налоговых поступлений в доходы бюджетной системы РФ. Естественно, что решить эту задачу невозможно без согласованных действий в налоговой сфере.
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею, что предусматривает способность налогового аппарата в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения. Администрирование налогов - это комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках [3, с. 150].
Сегодня в сложных условиях оптимального сбалансирования бюджетов всех уровней остро встает вопрос увеличения объема налоговых поступлений, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, входящих в закрытый перечень, согласно ст. 13-15 НК РФ [1].
Одним из основных бюджетообразующих налогов, формирующих доходы федерального бюджета, является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог является косвенным налогом и достаточно простым для государства, с точки зрения, формирования доходов бюджета. Однако, одновременно он и достаточно сложный налог для правильности его уплаты налогоплательщиками, а также для органов, контролирующих их действия, что обусловлено его особым механизмом исчисления. Таким образом, этот налог долгое время был одним из самых «криминальных» в налоговой системе РФ. Возможность уменьшать сумму налога на сумму налогового вычета провоцировало налогоплательщиков изыскивать возможности