Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ БАМИАНСКИХ СТАТУЙ АФГАНИСТАНА'

ИСТОРИЯ БАМИАНСКИХ СТАТУЙ АФГАНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Builders of the future
Область наук
Ключевые слова
Буддизм / буддизм / Тармита / археологические памятники / памятники культуры / Средняя Азия / паломнический туризм. / Buddhism / Buddhism / Tarmita / archeological monuments / cultural monuments / Central Asia / pilgrimage tourism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Элеонора И. Замалеева

В статье рассматривается история Бамианских статуй в Афганистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE BAMIYAN STATUES OF AFGHANISTAN

The article discusses the history of the Bamiyan statues in Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ БАМИАНСКИХ СТАТУЙ АФГАНИСТАНА»

Builders of The Future SJIF-2022-5.752

BUILDERS OF THE FUTURE

journal homepage:

https://kelajakbunyodkori.uz/

HISTORY OF THE BAMIYAN STATUES OF AFGHANISTAN

Eleonora I. Zamaleeva

Researcher

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

_ABOUT ARTICLE_

Key words: Buddhism, Buddhism, Abstract: The article discusses the history of Tarmita, archeological monuments, cultural the Bamiyan statues in Afghanistan. monuments, Central Asia, pilgrimage tourism.

Received: 02.06.22 Accepted: 04.06.22

Published: 06.06.22_

АФГОНИСТОННИНГ БОМИЁН ^АЙКАЛЛАРИ ТАРИХИ

Элеонора И. Замалеэва

Тадцщотчи

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Будда, буддизм, Аннотация: Маколада Афгонистоннинг тармита, археология обидалари, маданий Бомиён хайкаллари тарихи хакидаги обидалар, Марказий Осиё, зиёрат туризми. маълумотлар мухокама килинди._

ИСТОРИЯ БАМИАНСКИХ СТАТУЙ АФГАНИСТАНА

Элеонора И. Замалеева

Исследовател ь

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Буддизм, буддизм, Аннотация: В статье рассматривается Тармита, археологические памятники, история Бамианских статуй в Афганистане. памятники культуры, Средняя Азия,

паломнический туризм._

ВВЕДЕНИЕ

Бамианские статуи Будды входили в комплекс буддийских монастырей, расположенный на территории афганской провинции Бамиан. Возраст комплекса, включённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, датируется VI веком нашей эры. До недавнего времени скульптуры высотой 53 и 35 метров являлись самыми большими стоячими изображениями Будды в мире.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На территории Афганистана, в царствах, через которые проходили торговые пути в Центральную Азию, с давних времен были представлены разные школы хинаянского буддизма. Основными царствами были Гандхара и Бактрия. Гандхара располагалась на территории пакистанской провинции Пенджаб и афганской части Хайберского прохода. Со временем афганская часть от Хайберского прохода до Кабульской долины получила название Нагарахара, тогда как пенджабская часть сохранила название Гандхара. Бактрия простиралась от Кабульской долины на север и занимала территорию южного Узбекистана и южного Таджикистана. К северу от нее, в центральной части Узбекистана и в северо-западной части Таджикистана, находилась Согдиана. Южная часть Бактрии, сразу на север от Кабульской долины, называлась Каписа, тогда как северная часть позже получила название Тохаристан.

Согласно ранним хинаянским биографиям Будды, таким как текст традиции сарвастивада «Сутра обширной игры» (санскр. Лалитавистара Сутра), Тапассу и Бхалика, два брата-торговца из Бактрии, стали первыми его учениками, получившими обеты мирянина. Это произошло спустя восемь недель после демонстрации Буддой Шакьямуни просветления, что, как традиционно считается, произошло в 537 году до н. э. Позже Бхалика стал монахом и построил монастырь вблизи своего родного города Балх, рядом с современным Мазари-Шарифом. Он принес с собой в качестве реликвии восемь волос Будды и построил для этой реликвии памятник - ступу. Примерно в то же время Бактрия стала частью иранской империи Ахеменидов.

В 349 году до н. э., спустя несколько лет после Второго буддийского собора, от тхеравады отделилась хинаянская традиция махасангхика. Многие последователи махасангхики перебрались в Гандхару. В Хадде - главном городе афганской части Гандхары, рядом с современным Джалалабадом, они основали монастырь Нагара Вихара, принеся с собой реликвию - часть теменной кости Будды.

Вскоре после них прибыл старейшина тхеравады Самбхута Санаваси. Он попытался учредить в Каписе свою традицию, однако не добился в этом успеха, и махасангхика укоренилась на территории Афганистана в качестве основной буддийской традиции.

Со временем последователи махасангхики разделились на пять дочерних школ. Основной из них в Афганистане была локоттаравада, которая позже упрочилась в долине Бамиан, в горах Гиндукуш. Здесь, где-то в промежутке между III и V веками н. э., последователи локоттаравады в соответствии с их утверждением о том, что Будда является выдающейся, сверхчеловеческой фигурой, построили самую большую в мире статую стоящего Будды. Талибы уничтожили этот колосс в 2001 году.

В 330 году до н. э. Александр Македонский завоевал большую часть империи Ахеменидов, включая Бактрию и Гандхару. Он терпимо относился к религиозным традициям этих регионов, и из этого можно заключить, что в первую очередь его интересовали военные победы. Его приемники основали династию Селевкидов. Однако в 317 году до н. э. индийская династия Маурьев отвоевала Гандхару у Селевкидов. Таким образом, территория Гандхары была подвержена лишь незначительному эллинистическому влиянию на протяжении этого короткого периода.

Император Ашока Маурья (годы правления 273-232 до н. э.) покровительствовал буддизму традиции тхеравада. В конце своего правления он отправил миссию тхеравады во главе с Махараккхитой в Гандхару. До самого Кандагара на юге страны эта миссия возводила «Колонны Ашоки» с высеченными на них законами, основанными на буддийских принципах. Благодаря подобным миссиям на территории Афганистана установилось некоторое присутствие тхеравады.

Бамианская долина, в центре которой в наши дни расположен город Бамиан, является единственным удобным проходом через горную систему Гиндукуш. Через территорию нынешней провинции Бамиан во времена Кушанского царства проходила одна из ветвей Великого шёлкового пути, соединявшего Китай со странами Западного мира.

В этот период времени территория провинции Бамиан была процветающим буддийским культурным центром. Прямо в горном массиве был высечен комплекс монастырей и жилых помещений, насчитывающий до двенадцати тысяч гротов. Стены уникального археологического памятника украшены уникальной росписью. Частью этого комплекса и являлись две гигантских статуи Будды.

Отметим, что ряд историков и религиоведов, обсуждая концепцию Шамбалы, священной Чистой страны из текстов классического индуизма и впоследствии буддизма, помещают её на территории современного Афганистана. Вполне вероятно, что в буддийской традиции описание Шамбалы вдохновлено существовавшими на этой территории городами, подобными комплексу из Бамианской долины, полагает известный современный учёный и лама тибетской ветви буддизма Чогьял Намкай Норбу.

Бамианские статуи будд Вайрочана и Шакьямуни относились к школе Гандхара, для которой характерна реалистичность изображений, обусловленная греко-римским влиянием. Они были вырублены непосредственно в скальном массиве приблизительно в VI веке нашей эры (строительство было начато при царе Ашоке и продолжалось около двухсот лет). Отдельные детали статуй были выполнены поверх монолита из прочной штукатурки. В 630 году н.э. Бамиан посетил китайский паломник Сюяньцзан (Xuan Zang). Он описывал процветающий буддийский культурный центр, в котором действует более десятка монастырей и проживает более тысячи монахов. Гигантские статуи, согласно его свидетельству, были расписаны, украшены золотом и драгоценностями. Интересно, что китайский историк упоминает ещё одну, лежащую статую Будды в паранирване, которая значительно превосходит по размерам стоячие скульптуры (около 300 м). Она до сих пор не была обнаружена археологами. Некоторые исследователи, однако, считают, что Сюяньцзан принял за статую естественное геологическое образование.

В VII веке нашей эры началось арабское вторжение в Афганистан, после чего ислам на территории Бамиана постепенно вытеснил буддизм. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, и в Бамианской долине был построен город Гаугале, однако буддийские святыни не были уничтожены. В 1221 году город был разрушен войсками Чингисхана. В средневековье комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала — «город неверных». В этот период статуи получили среди местных жителей имена Сэлсэл («Свет, сияющий сквозь Вселенную») и Шамама («Королева-мать»). В местных легендах они стали страдающими от несчастной любви принцем Бамиана и принцессой другого королевства, которые превратились в камень, когда поняли, что не смогут быть вместе. В средневековом турецком фольклоре большую статую также отождествляли со злым гигантом Сэлсэлом.

Могольский падишах Аурангзеб (1618—1707) и Надир-шах Афшар (1688 —1747), известные своей религиозной нетерпимостью, пытались разрушить статуи при помощи артиллерийских орудий, однако не преуспели. Эмиру Афганистана Абдур-Рахману (1844— 1901) удалось уничтожить лицо большей из статуй во время военной кампании против хазарейского восстания. Незадолго до этого, в 1847 году, скульптуры были зарисованы с натуры французским художником Дюро (Dureau).

В 2003 году объекты Бамианской долины, включая комплекс буддийских монастырей, разрушенные и уцелевшие статуи, руины Гаугале и двух мусульманских крепостей, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 2008 года археологи из разных стран ведут в Бамианской долине раскопки в поисках гигантской статуи лежащего Будды. Пока им удалось обнаружить лишь фрагменты другого

лежащего изваяния Будды, размер которого, по оценкам сохранившихся частей, составлял около 19 метров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше изложенного стоит сделать выводы о том что, периоды зарождения буддизма на территории Афганистана имеют большое значение начиная с 537 года до н.э. История основания буддизма также насчитывает насколько исторических периодов включая Кушанский период и заканчивая Монгольским периодом правления. Стоит сделать вывод, что Бамианские Будды имеют большое значение для мировой истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://studybuddhism.com/

2. https://afghanistan.ru/

3. Kenneth W. Morgan. The Path of the Buddha: Buddhism Interpreted by Buddhists. — Motilal Banarsidass Publ., 1986. — P. 43. — 432 p

4. Хакбердиев, К. К. (2021). СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 1), 713-718.

5. Karimova, N., Sadibekova, B., & Usmonova, S. (2021). The Roads of Central Asia-to the History of Buddhism. TJE-Tematics journal of Education, 6.

6. Odilov, B. A., & Karimov, N. R. (2020). Analysis of Targeted Research in 20-30 Years of the XX Century. PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(6), 8887-8893.

7. Usmanova, S., & Rikhsiyeva, G. (2017). Intercultural Communication. Tashkent State Institute of Oriental Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.