УДК 008:168:522
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАМИАНСКИХ СТАТУЙ БУДДЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ АФГАНИСТАНА
Мустафа Ширзад, студент, [email protected] Казанский юридический институт МВД России, г. Казань, Россия
В статье представлены вопросы современного состояния как реалии проблемы и перспективы восстановления исторических памятников Афганистан на примере Бамианских статуй Будды. Гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, называют «шедеврами мировой архитектуры», «одним из чудес света», самым значительным историческим памятником раннего Афганистана. Статья представляет интерес для изучения уникальной культуры Гандхары, распространившуюся в древности по территории Афганистана, Пакистана и Средней Азии. В статье отражены вопросы как реалий, так и перспектив сохранения и восстановления Бамианских статуй Будды как уникальных исторических памятников не только для Афганистана, но и всемирного культурного наследия. Ключевые слова: Бамианская долина, Афганистан, статуя, культура Гандхары, объекты Бамианской долины, статуи Будды, список Всемирного наследия ЮНЕСКО, перспективы восстановления бамианских статуй Будды.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в 2003 году объекты Бамианской долины, включая комплекс буддийских монастырей, разрушенные и уцелевшие статуи, руины Гаугале и двух мусульманских крепостей, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обращение к проблематике реалий и перспектив сохранения и восстановления культурно-исторических памятников на примере статуй Будды в Афганистане обогащает теорию и практику всемирного культурного наследия.
Для выявления реалий восстановления культурно -исторических памятников на примере статуй Будды в Афганистане вначале обратимся к краткой истории вопроса.
Введение в историю бамианских статуй Будды.
Бамианская долина расположена в центральной части Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула. В долине находится современный город Бамиан — центр одноимённой провинции Афганистана. Долина представляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором.
Во II веке здесь возникли буддийские монастыри. При царе Ашоке было начато строительство гигантских статуй, завершившееся только через двести лет. В V веке китайский путешественник пишет о десяти монастырях, которые населяли тысячи монахов. Обширные пещерные комплексы, вырубленные в скалах, служили постоялыми дворами для паломников и торговцев. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены.
Стоит отметить, что бамианские изображения Будды часто неправильно называют «статуями». Статуя - это круглая скульптура, которая представляет собой трехмерное изображение с возможностью кругового обзора. То есть
статую можно обойти со всех сторон. Бамианских будд обойти со всех сторон было никак нельзя - их спины были «утоплены» в самой скале. Разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем наполовину от объема изображаемых частей называется горельефом.
Уникальными являются две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине. Эти статуи называли «шедеврами мировой архитектуры», «одним из чудес света», самым значительным историческим памятником раннего Афганистана. Архитектурный комплекс Бамиана, находящийся на пересечении путей из Азии в Европу, пережил нашествия Чингисхана и Тимура, огромное количество войн и этнических конфликтов. Он находился под охраной ЮНЕСКО. Здесь встретились античная и буддийская культуры. В первые века нашей эры их взаимодействие породило уникальную культуру Гандхары, распространившуюся в древности по территории Афганистана, Пакистана и Средней Азии. Именно гандхарская культура, как полагают современные исследователи, оставила после себя колоссальные изваяния Будд. Статуи Будд, как считается, выполнены в греческой скульптурной традиции, они даже были облачены в античные тоги [1].
В марте 2001 года оба горельефа были взорваны талибами, которые установили контроль над долиной Бамиана еще в 1998 году, в рамках объявленной тогдашним лидером талибов муллой Мухаммадом Омаром кампании по борьбе с «идолопоклонством», под которую попал не только монастырь, но и собрание буддийских древностей в Национальном музее в Кабуле.
Акция, о которой было публично объявлено заранее, вызвала бурную реакцию в мире - начиная от протестов, и заканчивая деловыми предложениями. В частности, один из крупнейших музеев мира - нью-йоркский «Метрополитен Музеум» — предлагал талибам статуи выкупить и вывезти.
Опыт по эвакуации крупногабаритных архитектурных сооружений уже был у ЮНЕСКО.В 60 -е годы во время сооружения Асуанской ГЭС в Египте под затопление водами водохранилища должны были пойти несколько храмовых комплексов Верхнего Египта, в частности, пещерный храм Рамсеса 11 в Абу-Симбеле. При участии ЮНЕСКО и египетского правительства была разработана и успешно проведена уникальная операция — всю скалу вместе с храмом распилили на блоки, перенесли на более высокое место, а потом собрали обратно. Забрать изваяния предлагали также Япония и Индия.
Просьбы оставить статуи Будд в покое поступали от генерального секретаря ООН Кофи Аннана и ЮНЕСКО, а также от ряда стран-членов Организации Исламская Конференция, в частности, от Пакистана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов - единственных стран, которые официально признавали правительство талибов законным. СМИ также сообщали о том, что в Кандагар на переговоры выезжала делегация ученых из крупнейшего в мире исламского университета «аль-Азхар» в Каире. От всех предложений талибы отказались.
Меры по восстановлению и реставрации статуй
После 2001 года и в Афганистане, и за его пределами, встал вопрос о возможности их восстановления. Вскоре обозначились и объективные проблемы - горельефы были уничтожены слишком основательно. В 2002 году под эгидой правительства Афганистана и ЮНЕСКО была сформирована экспертная рабочая группа, посвященная восстановлению культурного наследия Афганистана. Она должна была координировать все реставрационные
работы в стране, и в том числе заниматься бамианским монастырем. В ее состав входят, кроме того, японский трастовый фонд по сохранению бамианского монастыря и Технический университет в Мюнхене. В 2003 году объекты Бамианской долины, включая комплекс буддийских монастырей, разрушенные и уцелевшие статуи, руины Гаугале и двух мусульманских крепостей, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После уничтожения статуй были обнаружены входы в более чем 50 пещер, в 12 из которых имеется настенная роспись. В помещениях монастыря проводятся работы по консервации сохранившихся элементов росписи, также пострадавших от рук боевиков. В частности, археологи обнаружили уникальное изображение Будды среди пальмовых листьев, написанное масляными красками. Ранее изобретение масляных красок приписывалось фламандскому живописцу Яну ван Эйку, однако изображения из Бамиана старше по меньшей мере на шестьсот лет. Кроме того, в одной из пещер была обнаружена запись сутры на санскрите, приблизительно соответствующая статуям по возрасту. В сутре утверждается один из основных постулатов буддизма — непостоянство материального мира [3].
С 2008 года археологи из разных стран ведут в Бамианской долине раскопки в поисках гигантской статуи лежащего Будды. Пока им удалось обнаружить лишь фрагменты другого лежащего изваяния Будды, размер которого, по оценкам сохранившихся частей, составлял около 19 метров. В 2006 году афганское правительство приняло решение восстановить статуи. В связи с этим был осуществлён проект ЮНЕСКО стоимостью 1,3 млн. долларов по поиску и сохранению уцелевших фрагментов изваяний.
В 2011 году экспертная группа ЮНЕСКО обсудила возможную реставрацию разрушенных скульптур. Предлагались различные проекты, в том числе объединение сохранившихся фрагментов с современными кремниевыми материалами, однако в итоге было принято решение не восстанавливать их. Как заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры, «...публике не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены» [2]. К тому же реставрация потребовала бы от 8 до 12 млн. долларов, что лежит за пределами финансовых возможностей организации. В 2013 году в Бамиане отметили 12 -ю годовщину уничтожения статуй. В ходе театрализованного представления участники мероприятия — художники, певцы, киноактёры, — выразили свой гнев по поводу варварского поступка «Талибана». Несмотря на решение ЮНЕСКО, многие из них выразили надежду, что статуи будут восстановлены. В 2014 году ЮНЕСКО остановила несанкционированную попытку восстановления меньшей статуи, инициатором которой стал Михаэль Петцет, экс-глава Международного совета архитектурных памятников и достопримечательностей (Icomos) Германии.
Перспективы восстановления бамианских статуй Будды
Власти Афганистана после консультаций с археологами и специалистами ЮНЕСКО приняли решение продолжать восстановление «маленького Будды» — одного из двух гигантских изваяний возле входа в буддийский пещерный монастырь в Бамианской долине. Об этом сообщил губернатор Бамиана Мухаммад Тахир Захир [4]. Соответствующее решение было принято на международной конференции экспертов в Мюнхене, которая была созвана по поводу дальнейшего продолжения реставрационных работ. В ней принимали участие представители правительства Афганистана, археологи и реставраторы из Германии, Южной Кореи, Японии, Италии - в общей сложности около 20 специалистов, а также
представители ЮНЕСКО. Губернатор сообщил, что на совещании было принято решение восстановить одно из изваяний - «маленького Будду» (он же «Шахмама», первоначальная высота - 37 м.). При реставрации будут использованы сохранившиеся обломки. Вторая ниша, в которой был высечен «большой Будда» останется в ее нынешнем состоянии. Кроме того, принято решение провести работы по укреплению стен ниши, в которой располагался «большой Будда», он же «Салсал Будда», разбить парк между двумя нишами, а также провести реставрационные работы на других объектах в долине.
Высота «большого Будды» изначально составляла 55 метров, «маленького» — 37 метров. «Салсал Будда» считался самым большим в мире изображением стоящего Шакъямуни. Эта гигантская каменная скульптура была воздвигнута в I веке нашей эры в местности Бамиан на территории современного Афганистана. Местность эта лежала на пути миссионеров, а потом и паломников из Индии в Восточный Туркестан, здесь был построен монастырь и создана эта замечательная скульптура. Во время монгольского нашествия в 1222 г. монастырь был разрушен, статуя сильно повреждена но, тем не менее, она сохранилась и до последнего времени, до начала 2000-х годов, поражала воображение всякого, кто ее видел. К сожалению, «большой Будда» был разрушен талибами полностью, и сейчас речь идет только о восстановлении «маленького Будды» — Шахмамы.
Мохаммад Захир Вахдат выразил надежду на то, что восстановление статуи может привлечь в провинцию туристов и заявил, что местные власти готовы оказать всяческое содействие в работах на руинах древнего архитектурного комплекса, частью которого являлись уничтоженные памятники. Он также пообещал, что строительные работы будут производиться с тем расчётом, чтобы максимально оградить археологические объекты провинции от разрушений [5]. Губернатор сообщил, что принято решение дальнейшее обсуждение технических вопросов реставрационных работ провести в октябре 2017 года в Японии. Губернатор сообщил, что к настоящему моменту в Афганистане и за его пределами уже состоялось 13 заседаний международных экспертных комиссий, посвященных изучению состояния культурного наследия Афганистана и вопросам его восстановления. Однако никаких решений по поводу судьбы бамианских будд так до конца принято и не было. Так что это решение имеет для Афганистана особое значение.
Литература
1. Ткаченко О. Бамианские статуи: утраченное чудо света [Электронный ресурс] - URL: http://afghanistan.ru/doc/93856.html ( дата обращения 29.03.2017)
2. Шустова А.М. Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции рас // Дельфис, - 2001. - N° 26 [Электронный ресурс] - URL: http://www.delphis.ru/joumal/article/statui-v-bamiane-svidetelstva-evolyutsii-ras (дата обращения 29.03.2017).
3. The giant Buddhas of Bamiyan: Safeguarding the remains. Monuments and Sites XIX, Berlin, ICOMOS, 2009. [Электронный ресурс] - URL: http://www.icomos.de/pdf/ICOMOS_Publikation_Bamiyan.pdf ( дата обращения 29.03.2017).
4. URL: http://www.gumilev-center.ru (дата обращения 29.03.2017).
5. URL: http://earth-chronicles.ru (дата обращения 29.03.2017).
REALITIES AND PROSPECTS FOR THE RECOVERY OF THE BAMYAN BUDDHA STATUE AS THE HISTORICAL MONUMENTS OF AFGHANISTAN Mustafa Shirzad, student, [email protected] Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia
The article presents the issues of the current state as the realities of the problem and the prospects for the restoration of historical monuments of Afghanistan on the example of the Bamian Buddha statues. Giant Buddha statues, part of a complex of Buddhist monasteries in the Bamyan Valley, are called "masterpieces of world architecture", "one of the wonders of the world", the most significant historical monument of early Afghanistan. The article is of interest for studying the unique culture of Gandhara, which spread in ancient times through the territories of Afghanistan, Pakistan and Central Asia. The article reflects the issues of both the realities and prospects ofpreserving and restoring the Bamian Buddha statues as unique historical monuments not only for Afghanistan but also for the world cultural heritage. Keywords: Bamiyan Valley, Afghanistan, statue, Gandhara culture, Bamiyan Valley objects, Buddha statues, UNESCO World Heritage List, prospects for rebuilding the Buddhist Bamian statues.
Дата поступления 07.09.2017.