Научная статья на тему 'История архитектурного ансамбля Спасо-Елеазаровского монастыря'

История архитектурного ансамбля Спасо-Елеазаровского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История архитектурного ансамбля Спасо-Елеазаровского монастыря»

Мстшшстпьпрш! ш щсвржшш

XIh.okuh.sl Евгения (Семяшкина)

История архитектурного ансамбля Спасо-Елеазаровского монастыря*

Описание монастырских храмов и часовен

Кладбищенская церковь прп. Евфросина.

Кладбищенская деревянная церковь прп. Евфросина находилась на монастырском кладбище на Святой горке в 100 саженях от монастыря на север. Построена она была еще при жизни прп. Евфросина, освящена в честь св. Онуфрия Великого, а в конце XVII в. переименована в честь прп. Евфросина. В житии

прп. Серапиона. первого ученика св. Евфросина. упоминается исцеление тяжко заболевшего Серапиона прп. Онуфрием Великим, который явился ему и укрепил к подвигам. Возможно, что в память этого чуда и был освящен в честь прп. Онуфрия деревянный храм на Святой горке. Впрочем, традиция освящения кладбищенских храмов в честь прп. Онуфрия Великого существовала с давних пор, основанная на церковном предании из жития святого Онуфрия1.

Ил. 1. Кладбищенская церковь прп. Евфросина, фото до 1915 г.

* Окончание. Начало в № 53 (2020 г.).

Инокиня Евгения (Семяшкина) — архивариус Спасо-Елеазаровского монастыря.

В Уставе обители [8], составленном прп. Евфросином до 1458 г., нет упоминания об иных престолах помимо Трехсвятительско-го храма2. Но в своем духовном завещании, составленном до 1480 г.3 незадолго до своей смерти, он уже упоминает прп. Онуфрия, как одного из святых покровителей обители4. В рукописи «Исаака Сирина слова постнические» [16, Л. 449об.], написанной елеазаров-ским иноком Игнатием по благословению старца Евфросина в 1472 г. при игумене Ха-ралампии, прп. Онуфрий также упоминается в числе святых покровителей обители5.

Из послания игумена Памфила псковскому посаднику в 1505 г. известно, что храм был освящен уже в честь святых пустынножителей Онуфрия Великого и Петра Афонского, память которых празднуется в один день (25 июня). То же подтверждение можно увидеть в летописной записи рукописной книги «Григория Богослова с толкованием» [17, Л. 569 об], написанной диаконом Еле-азарова монастыря Василием в 1514 г.6 при игумене Нифонте.

Храм, освященный в честь прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского также упоминается в житии прп. Евфросина (1547 г.) в нескольких чудесах: в чуде 8-м о Германе будильнике: «Святый же ... глагола: въста-ни, брате, и помолись Пречистые Богоматери и трием святителемъ, и преподобным отцем Ануфрею и Петру», в чуде 14-м о слепой жене: «Жена же та ... отводима бе некими христолюбцы до монастыря святаго отца, на праздненство преподобных отец Ануфрея Великого и Петра Афонъскаго»; в чуде 19-м об исцелении бесноватого купца Иуды (не позднее 1542 г.): «И глагола ему преподобный чюдотворецъ: Молися Спасу и Пречистей Его Матере, и трием святителем вселеньскимъ, и преподобнымь отцем Ануфрею и Петру Афонскому, и мене призывай на помощь». В Уставе Елеазаровой пустыни XVII в. в главе «о пении молебнов храмовым святым» по средам пелся молебен прп. Онуфрию [5, Л. 412].

В писцовых книгах 1584 г. кладбищенский храм не упоминается. Возможно, что к тому времени он был разрушен при осаде монастыря отрядом Стефана Батория в 1581 г. При освящении кладбищенской церкви в 1839 г. после ремонта в столбе престола было

найдено полотно с надписью о возобновлении храма в XVII в. Возможно, что храм был возобновлен и переосвящен в честь прп. Евфросина в 1684 г., когда в Елеазаров монастырь приезжал митрополит псковский Мар-келл «для освящения церкви» [26, Л. 156].

В 1711 г. во вкладной грамоте псковского помещика Кожевникова Ивана Ивановича7 в Спасо-Елеазаровский монастырь8, св. Онуфрий Великий и Петр Афонский упоминаются в числе святых покровителей обители. В монастырской ведомости за 1739 г. храм описан освященным уже в честь прп. Евфросина: «При том монастыре за оградою в роще деревянная церковь с притвором едина, в ней един престол во имя преподобного Ефросина чудотворца псковского» [25]. Впрочем, на протяжении Х\ТП-Х1Х вв. кладбищенский храм называли в монастырских ведомостях освященным как в честь прп. Онуфрия, так и в честь прп. Евфросина. Таким образом, на основе этих сведений можно сделать вывод, что храм в честь прп. Онуфрия был освящен в период после 1458 г. идо 1472 г., с 1505 г. он уже именуется в честь прп. Онуфрия и Петра Афонского, в 1581 г. церковь вероятнее всего пострадала во время осады монастыря, а в конце XVII в. была возобновлена и освящена в честь прп. Евфросина.

Вследствие многократных ремонтов кладбищенская церковь потеряла свой первоначальный вид как внутри, так и снаружи. Согласно монастырским описям, церковь была деревянная, бревенчатая, на каменном фундаменте, холодная, однопрестольная о двух главах. В ведомости за 1767 г. [27, Лл. 133-135] указывалось, что кровля была крыта тесом, глава обита чешуею деревянною.

Вот как описывается церковь в ведомости 1853 г. [28, Л. 11]: «Храм сей деревянный на каменном фундаменте о двухъ главахъ, средней архитектуры, холодный, безпредельный, обшитъ тесомъ и окрашенъ желтою, а внизу черною краскою. Покрыт листовым железом, которое выкрашено зеленой краской. Главы на немъ деревянные, так же покрыты, окрашены. Кресты на нихъ и подъ ними яблоки деревянныя, опаянные белою жестью. При входе в храмъ крытое деревянное крыльцо на каменномъ фундаменте. Алтарь освещается однимъ окномъ на

востокъ. Изъ алтаря по правую сторону престола деревянная дверь ведетъ чрезъ узенький коридоръ по маленькому крыльцу внутрь церковной ограды. Самый храм имеетъ длину 7 арш. \2V-i верш, а шир. 2 саж. \\V-i вер.. освещается двумя окнами на югъ, а двумя

— на северъ. Самая церковь съ притворомъ соединена аркою. Притворъ имеетъ длины: 5 арш., а шир. 2 сажени 14 верш. Освещается однимъ окномъ на югъ. Внутренние стены Алтаря, храма и притвора окрашены. Изъ притвора ведутъ распашные, окрашенные белою масляною краскою, двери с висячимъ и личиннымъ замками. Крытое, съ колоннами по сторонамъ крыльцо о шести ступенях. Все здание занимает пространство 20 сажень».

В 1864 г. в церкви сделали настилку нового пола и устроили новый иконостас. В 1865-67 гг. по завещанию отца, псковского купца Петра Ивановича Трубинского9, жена капитана Анна Петровна Захарова пожертвовала средства на ремонт церкви и 7 августа 1867г. храм был освящен Высокопреосвя-щеннейшим Феогностом.

Богослужение в церкви совершалось в летнее время — в воскресные и праздничные дни отправлялись ранние литургии. Вокруг храма располагалось братское кладбище, обнесенное в 1892 году невысокой деревянной решеткой, выкрашенной голубой масляной краской.

Последнее сохранившееся описание храма произведено было в страховой описи от 28.07.1912г. [29]: «Церковь во имя преподобного Евфросина деревянная на каменном фундаменте, снаружи обшита тесом и окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и выкрашена желтой клеевой краской, покрыта железом и окрашена масляной краской. Длина храма — 7 сажень и 12 !/> вершков, ширина 2 сажени 1414 вершков, высота до верха карниза — 3 сажени, на церкви имеется одна большая главка и одна малая (над алтарем), всех окон в храме — 6 штук, защищены окна железными простого рисунка решетками, дверей наружных створчатых

— 3 шт., и внутренних — 2 шт. Иконостас длиной 2 сажени 14 вершков и высотой 2 сажени 1 аршин 3 вершка. Церковь печами не отапливается и колокольни при храме нет, потому что храм находится хотя и за оградой

монастыря, но в близком расстоянии 100 саженей от общей монастырской звонницы... Строение хорошо сохранилось».

Вблизи паперти храма, судя по фото нач. XX в., находились каменная стелла с надписью и каменный крест, который сохранился до современного времени.

В 1926 г. храм был разобран «новыми хозяевами» на стройматериалы для оборудования «народного дома», т. к. «служил рассадником напоминаний населению о религии». В настоящее время на месте бывшей кладбищенской церкви и монастырского кладбища находятся мирские захоронения, а также захоронение 600 воинов, погибших при освобождении Елизарово и окрестных деревень в феврале 1944 г. при прорыве немецкой линии обороны «Пантера». Имена этих воинов внесены в монастырский синодик.

В 2015 г. монастырская кладбищенская церковь была выстроена в западной части Святой горки и освящена в честь прп. Сергия Радонежского.

Домовая церковь во имя св. Архистрагига Гавриила

и прочих сил небесных Церковь находилась напротив колокольни храма Трех Святителей в домике старца Гавриила (Зырянова), была устроена в 1910 г. на средства духовных чад схиархи-мандрита Гавриила. Старец и его келейник-инвалид отец Симеон (Холмогоров) по состоянию здоровья не могли посещать службы в соборе, поэтому для них, путем небольшой внутренней перестройки, был устроен келейный храм в доме, построенном в 19081909 гг. на территории игуменского сада на

Ил. 2. Церковь арх. Гавриила при покоях схиархим. Гавриила (Зырянова)

месте бывшего флигеля-кухни настоятеля. Снаружи алтарь и фронтон были украшены стенной живописью. Церковь была увенчана небольшой главой с крестом. Иконостас был деревянный, березовый, с иконами хорошего письма, пожертвован великой княгиней Ели-саветой Феодоровной, посетившей обитель при освящении храма 7 августа 1910 г. [45].

В страховой описи от 10.08.1910г. сохранилось описание домика: «Корпус старца

— деревянный, бревенчатый, снаружи оштукатурен. внутри обшит тесом, покрыт железом, 7><6 сажень, высота до карниза 2 сажени. Окон всех 14 шт., дверей двустворчатых 5. одностворчатых 10. Печей голландских пять, одна русская. Дом построен в 1909 г.» [29].

В книге о житии прп. Гаврииила (Зырянова) «Един от древних» его келейник, архим. Симеон (Холмогоров), описал постройку домика с церковью и часовни-усыпальницы: «В начале 1910 г. явилась мысль — устроить для батюшки домовую церковочку. в которой он мог бы всегда сам послужить. Решено было к одной из комнат пристроить с восточной стороны деревянный сруб — алтарь, выбрать стену в комнате, заменить ее иконостасом.

— и храм будет весьма удобный... С 1912 г. Батюшка стал заметно слабеть. Все чаще он заговаривал о своей смерти. Воспользовавшись прибытием в Елеазарову пустынь Вел. Кн. Елизаветы Федоровны и Преосвященного владыки Евсевия. в 1912 году, батюшка выразил им свое желание — построить усыпальницу для себя, с тем, чтобы над нею была маленькая часовенка, а сзади — келейка для келейника Илии10, который не хотел расстаться с Батюшкой даже и умершим и следил бы за усыпальницей. Выслушав объяснения Старца и осмотрев место, они соизволили дать свое одобрение и благословение на это дело, и Ее Высочество первая же положила начало благое и пожертвованиям. Узнали и другие, что Батюшка начал строить себе могилу — и тоже помогали ему» [11, Лл. 190-224].

Таким образом, в 1913 г. на одной линии с домиком старца Гавриила была построена часовня-усыпальница с кельей. Из-за постоянного недостатка денег и строительных материалов постройка усыпальницы продвигалась медленно, но благодаря помощи вел. кн. Елизаветы Федоровны и молитвам старца (когда

ураганом валило нужное количество недостающих бревен), в 1913 г. усыпальница была закончена. С началом Первой Мировой войны из-за ухудшения здоровья и угрозы наступления немецких войск старец Гавриил с двумя келейниками уехал в Казань, где через месяц. 7 октября 1915 г., скончался. Предполагалось после окончания войны перезахоронить останки отца Гавриила в построенной для него усыпальнице, но дальнейшие революционные события воспрепятствовали этому.

Подробное описание домика-усыпальницы сохранилось в страховой описи от 16.11.1913 г.: «Дом-усыпальница одноэтажная. с устройством внутри крыши летней отдельной комнаты вроде мезонина. Нижний этаж кирпичный, внутри и снаружи облицованный цементом под бетон, на каменном фундаменте, длиной и шириной 5 сажень, высотой снаружи два аршина, с углублением в помещении усыпальницы 2 аршина. При входе в нижний этаж усыпальницы (с восточной стороны) устроен кирпичный облицованный цементом под бетон склеп (на три места), снаружи и внутри окрашенный, длиной 2 сажени, шириной 2 аршина и высотой 1 сажень, имеет овальную форму, покрытый железом и окрашен масляной краской. При спуске в нижнее (подвальное) помещение устроены бетонные ступни, а также и пол в нижнем этаже бетонный под паркет. Верхний этаж здания деревянный, бревенчатый внутри и снаружи оштукатуренный и обеленный. Всех окон в верхнем этаже 10 штук, печей — одна голландская с двумя лежанками и одна печь круглая железная с пристроенной к ней плитой; верхний этаж служит для жилого помещения. Дом покрыт железом, крыша выкрашена зеленой масляной краской, а над самой усыпальницей небольшая главка с крестом. Построен в 1913 году» [29].

В конце весны 1916 г. в Елеазаровой пустыни проживала вел. кн. Мария Павловна Романова (младшая), оставившая свои воспоминания об этом периоде в своих мемуарах [12, Л. 209-210]. Она описала дом-усыпальницу. в котором жила со служанкой, и домик старца Гавриила с церковью при нем. в котором проживал архимандрит Симеон (Холмогоров), ее духовник: «Я выбрала себе небольшой домик внутри монастыря.

Отец Симеон11 поселился в своем собственном доме, в нем была часовня, которую тетя Элла12 построила специально для него и отца Гавриила, в то время уже покойного. С большим удовольствием вспоминаю те несколько недель в маленьком домике. В нем было два этажа, на каждом — по одной комнате. Я жила на первом, а моя служанка — наверху. Вечером после скромного ужина мы с отцом Симеоном подолгу сидели на веранде его дома и разговаривали... По праздникам монах, специально назначенный настоятелем, совершал службу в небольшой часовне, а мы с отцом Симеоном читали и пели. Церковь была очень маленькой, но уютной».

Домик старца с храмом арх. Гавриила и часовня-усыпальница не сохранились до наших дней. Вероятнее всего, они были разрушены во время войны. В советские годы этот участок был занят частными постройками.

В 2008 г. на месте домика старца был выстроен игуменский корпус с домовым храмом в честь архангела Гавриила. В 2016 г. над местом погребения игумении Елисаветы (Беляевой) была построена часовня-усыпальница в честь прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны.

Часовни

До 1917 г. за Спасо-Елеазаровским монастырем числилось 5 часовен. В деревеньках, принадлежавших ранее монастырю, также были святые источники и часовенки — в

"гаагд ■ ! гЧ опил нг^Ин 'Ь^м>1 ч4у«м С и*

Слободе, Мухино, Замелничье. В местных преданиях упоминалась часовня Трех княгинь, находившаяся вблизи алтаря собора. К сожалению, в официальных ведомостях сведений о них не сохранилось.

Спасоеа часовня Спасова часовня находилась у святых врат в четырех саженях от ограды при самой дороге на том месте, где 29 сентября 1766 г. была встречена при перенесении многолюдным крестным ходом из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вероятно, что часовня построена была в конце XVIII в. Первоначально она была деревянная. «В 1830 г. вместо сгнившей деревянной была устроена архимандритом Мелхиседеком круглая из булыжного камня, пространством 6 сажень, с деревянными карнизами и каменным полом. В 1868 году купол часовни был покрыт листовым железом, окрашенным зеленой краской. На часовне был крест с сиянием и под ним яблоко из жести, позлащенные. Дверь в ней была деревянная, с наружной стороны обитая листовым железом, которое окрашено зеленой краской, с железной вместо окна решеткой. В часовне было только три иконы, из них одна Спасителя старого письма, шитая на полотне шелком, вторая Божией Матери Умиления и третья свт. Николая. В 1908 году часовня была выкрашена в светло-голубой

Ил. 3. Спасова часовня, фото до 1915 г. Ил. 4. Евфросинова часовня, фото до 1915 г.

- 120 -

цвет, а крыша зеленой краской» [45]. Спасову часовню разрушили в годы войны, впоследствии на ее месте была проложена автотрасса.

Евфросинова часовня

Часовня во имя Преподобного Евфро-сина находилась на северо-западной стороне от кладбищенской Евфросиновой церкви расстоянием около четверти версты, в роще на берегу монастырского озера, где по преданию стояла келья прп. Евфросина и куда он нередко удалялся для уединенной молитвы и для духовных бесед со своими близкими учениками прпп. Саввою Крыпецким, Доси-феем Верхнеостровским и Иларионом, приходившими к нему из своих монастырей. По преданию, преподобный Евфросин, избрав первым игуменом Игнатия, одного из четырех братьев-монахов, продолжал подвизаться в своей келье в лесу у озера близ монастыря.

«В часовне со времен преподобного Евфросина хранились как святыни часть каменного креста, пред которым преподобный молился, и деревянный пень от большого дерева (впоследствии «почти весь обгры-занный верующими от зубных болей»), на котором он восклонялся после молитвенных трудов» [45]. «Вблизи лежали камни разной величины, которые поселянки, особенно в трудную пору чревоношения, обносили вокруг креста, веруя, что сам Преподобный, носивший эти камни, помолится о даровании им помощи свыше. В часовне были две иконы: новая — во имя прп. Евфросина и старая — неизвестного пророка.

Устроена была часовня в 1865 г. при архимандрите Илиодоре вместо обветшавшей деревянной по одному плану и фасаду со Спасо-вой часовней, но отличалась от последней формой своей крыши, покрытой красной черепицей, а впоследствии железом, окрашенным в зеленый цвет. Часовня была оштукатурена и окрашена в светло-голубой цвет. Она была круглая, из дикого булыжного камня, пространством в диаметре не более четырех аршин, без окон, с полом каменным и глухой дверью плотничьей работы» [42].

Часовня была разрушена в советское время, восстановлена в 2014 г.

Богородицкая (Пречистенская) часовня в честь Цареградской иконы Божией Матери

Часовня находилась у святого источника в одной версте от монастыря на восток по Гдовской дороге к г. Пскову. Устроена была в память встречи прп. Евфросином с братией чудотворной Цареградской иконы Божией Матери, присланной в дар Константинопольским Патриархом в 1458 г.

«В этой часовне с давних времен при проводах из монастыря в Псков чудотворных икон в крестные ходы и при встрече их обратно в монастырь, а также в другие нарочитые дни освящалась вода в кладезях и служились водосвятия» [3].

«В 1868 г. часовня вновь была устроена с одним колодцем внутри и другим снаружи на шпунтовых сваях. Часовня в длину и в ширину была по 12 аршин... В 1891 г. за совершенной ветхостью часовню разобрали и по тому же образцу, только в меньшем размере, выстроили новую, с изменением в некоторых частях.

Часовня имела в длину и ширину 6 аршин. Была деревянная на столбах с тесовой кровлей, с незапамятных времен служила ограждением источника. Вид ее был крестообразный. Была покрыта железом, одно-купольная, снаружи увенчана большим деревянным вызолоченным крестом, внутри обшита тесом. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия мерою более 4 аршин, а внутри были иконы

< идспми

Ил. 5. Пречистенская часовня, фото до 1915 г.

Спасителя, прп. Евфросина. Цареградской Божией Матери мерою по 1,5 аршина. Икона Знамения мерою около аршина была установлена под аркою» [42].

Несмотря на то. что в годы безбожия Пречистенская часовня была уничтожена, паломники продолжали приезжать на святой источник, воды которого и по сей день славятся как целительные и чудотворные. В 2004 г. часовня с купальней на святом источнике была восстановлена, как и традиция водосвятий на ней в дни памяти Цареградской иконы и в Праздник Живоносного источника.

Крестовая часовня

Крестовая часовня была деревянная, открытая со всех сторон, имела вид сени на столбах с небольшой главою и крестом. Располагалась вблизи обители на восточной стороне за оградой. Внутри часовни находился большой восьмиконечный деревянный крест с иконописным изображением распятого Господа Иисуса Христа.

На том месте при жизни своей любил молиться прп. Евфросин. В 1581 г. старцу Покровского монастыря Дорофею было явление Богородицы со псковскими святыми, в числе которых были прп. Евфросин и прп. Савва Крыпецкий, умолявшие Божию Матерь помиловать Псков от Божьего гнева, покаравшего город нашествием войска польского короля Стефана Батория. Молитвенным заступничеством прп. Евфросина Елеазаров-ская обитель смогла выстоять осаду поляков.

Над местом погребения погибших ратников впоследствии была выстроена Крестовая часовня. Там же в 1615 г. были захоронены защитники обители при нападении шведского войска во главе с королём Густавом II Адольфом. Еще в начале XX в. существовала надпись. что под крестом покоятся воины, «за спасение Божия Церкви и за все преславное русское царство живот свой положившие в 1581 и 1615 годах».

Издревле в этой часовне служили заупокойные литии при обхождениях обители крестным ходом. В 1907 г. часовня была заново отремонтирована и окрашена, а в 1909 г. в ней сделали новый осьмиконечный крест с иконописным изображением распятого Христа [45].

В 30-е гг. XX в. богоборцы распилили часовню на дрова, поскольку паломники продолжали приходить для поклонения Честному Кресту. В 2011 г. на приблизительном ее месторасположении была построена белокаменная часовня в честь Преображения Господня.

Зосимо-Савватиевская часовня

Часовня находилась на пасеке в полуторах верстах от монастыря. Построена была при игумене Иувеналии (Масловском) в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, небесных покровителей пчеловодства. Снаружи часовня была обшита тесом, покрыта щепою и увенчана небольшой главой с крестом. Неподалеку от часовни на западе находился Спасо-Геф-симанский источник [45]. В 30-е гг. часовню разрушили. В 2015 г. часовня в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких на монастырской пасеке была вновь воссоздана.

Ил. 6. Крестовая часовня, фото до 1915 г

Ил. 7. Монастырская пасека с часовней, фото до 1915 г.

Монастырские здания и строения

Здания внутри монастырской ограды

Ил. 8. Межевой план монастыря 1782 г., архив ГАЛО

Монастырская территория была разделена по функциональным зонам. Внутри ограды центральную часть занимали собор, братские и настоятельский корпуса. В юго-западном углу ограды (после 1904г. в юго-восточном) находился огороженный забором хозяйственный комплекс с конюшней, сеновалом, поветью и двумя житницами. Территория за настоятельским домом была садовой, юго-восточный угол ограды (после 1904г. юго-западный) использовался под овощные огороды. Северо-западный угол занимали дом для рабочих, дом привратника и баня.

Святые врата и ограда

Изначально главный вход в обитель и в храм был расположен с западной стороны, куда вела ныне утраченная линия дороги на подъезде к монастырю с юга [21]. Перенос главного входа на северную сторону у дорожного тракта произошел позднее, когда водный путь по реке Толве и Псковскому (Великому) озеру уже утратил свое основное значение. Северная линия ограды примыкала к большому тракту и почти против входа в монастырь начиналась низкая пойма и русло старицы реки Толвы через которые был переброшен мост. По воспоминаниям Матвея Ивановича Гусева [46] и рассказам местных жителей, дорога в монастырь была мощена бревнами в несколько слоев от самого начала болота.

Самое раннее описание монастырской ограды встречается в ведомости 1739 г. [25.

Лл. 224-243 об.]: «Вокруг того монастыря ограда и в монастыре трои врата, в том числе едины Святые двоякие деревянные». В ведомости 1767 г. дано более подробное описание: «Около того монастыря ограда деревянная рублена в замет с тарасами, крыта тесом, ветха. Мерою с четырех сторон 252 сажени. С приезду из Пскова к Толбе реке святые ворота тройные в три столба рубленые на 8 граней. Наверху чердак рублен в замок, крыт тесом. Еще двои ворота, крыты тесом» [27, Л. 133-135].

В 1814 г. по распоряжению Псковской Духовной Консистории были построены каменные святые врата «по плану» [34]: «Каменные монастырские врата, покрытые тесом, с распашными воротами и калиткой. Вокруг всего монастыря деревянная, рубленная в тарасы, ветхая ограда».

В 1826 г. ветхая ограда монастыря была поновлена, а в 1829 г. построена новая каменная с 4 башнями, сложенная из булыжника и крытая тесом. [36, Лл. 114, 118]. Ограда от 3 до 3,5 аршин (2,5 м) вышиною занимала пространство вокруг монастыря на 235 саженей (500 м). В 1833 г. к юго-западу от святых врат при входе в монастырь был построен деревянный на каменном фундаменте флигель. В 1868 г. флигель сторожки у ворот был обновлен: к нему пристроили еще сруб для размещения рабочих, получив трехчастную постройку с сенями, размером 2,5 х4 саж.

По описи 1854г. монастырь «занимал пространство 252,5 сажени и был обнесен оградой из дикого камня, покрытого тесом и окрашенного красной краской. От ограды вышиной 2,5 аршина по 1 саж. 8 верш, на четырёх углах четыре каменных круглых башни13, они покрыты тесом и окрашены. В помянутой монастырской ограде с калиткой на северо-западной стороне у большой дороги крест окрашенный» [28].

По воспоминаниям М. И. Гусева, в начале XX в. помимо главных врат было еще два входа (с восточной и юго-западной стороны).

Ко времени передачи территории монастыря Православной Церкви каменная ограда не сохранилась, вероятно, она была разрушена во время войны. Святые врата и каменная ограда (с северной и восточной сторон) были восстановлены после 2003 г.

Настоятельский корпус

Ил. 9. Вид на настоятельский корпус, архив РГИА

До конца XVI в. настоятели обители проживали в отдельно стоящей келье. Из монастырской ведомости за 1739 г. [25. Лл. 224 243 об.] известно, что настоятельские кельи находилсь в общем угловом деревянном братском корпусе (в виде «глаголя»): «Настоятельские и братские кельи нелинейным строением, но поровень, келий десять с сенми и чуланами и чердаками, деревянные, длиной на 26-ти, шириной на 13-ти саженях».

После перевода в 1766 г. братии Вели-копустынского монастыря в упраздненную Елеазаровскую обитель «старая настоятельская келья была порублена вновь». Из ведомости 1767 г.: «Настоятельские кельи деревянные в одном апартаменте, в них 4 покоя, крыты тесом, ветхи, мерою в длину 7, поперек 6 сажень» [27, Л. 133-135].

В 1813 г. из третьеклассного Елеаза-ровский монастырь был возведен в степень второклассного, а его настоятелям было присвоено архимандритское достоинство. Благодаря новому статусу монастыря в 1814 г. согласно приказу Псковской Духовной Кон-сиситории при архимандрите Афанасии (будущем архиепископе Новгородском) были построены новые настоятельские кельи [34].

Настоятельский корпус был построен на северо-западе от Трехсвятительскош храма. Архитектурный облик дома соответствовал образу усадебного дома периода позднего классицизма: «Деревянный на каменном фундаменте, одноэтажный, покрыт железной крышей, выкрашенной зеленой краской, об-

шит тесом и выкрашен темно-голубого цвета краской. Для украшения обшит разных цветов шпалерами. Фронтон устроен на четырех колоннах. Вход в дом с 4-х сторон (с трех сторон

— простые крыльца, а с парадной — обыкновенный балкон)» [37]. В настоятельском доме располагалось 10 комнат и при них галереи для сеней и два балкона со всходными лестницами. В северном крыле настоятельского дома находилась «кухня с одним небольшим покойцем», в 1868 г. перенесенная в отдельный флигель у южного фасада настоятельского корпуса. Деревянный флигель настоятельской кухни, поставленный на колоды без фундамента, размером 4,5 х2,5 саж, был с двумя комнатами и сенями, рядом находился деревянный флигель для ледника. К западному фасаду настоятельского дома примыкал палисад (ограждение), отделявший от монастыря фруктовый сад и овощной огород.

В 1853 г. обветшавшее здание настоятельских покоев было отремонтировано [28]. Последнее описание настоятельского дома сохранилось в описи 1910 г. и ведомости 1915г.: «Настоятельский дом деревянный бревенчатый, одноэтажный, на каменном фундаменте, длиною 12 саженей, шир. 6 саж., высота до карниза 2 саж., снаружи обшит тесом, а внутри отштукатурен. Стены снаружи выкрашены светло-голубой, а крыши зеленой масляной краской, покрыт железом. Всех окон — 24. двустворчатых дверей 18, одностворчатых — 3. Печей — русских

— 1, голландских — 6. Дом сохранился хорошо» [45].

Здание деревянного настоятельского корпуса не сохранилось.

Братские корпуса и жилые здания

Изначально монастырская братия проживала в отдельных деревянных кельях, что известно из жития прп. Евфросина, изображения монастыря на иконах XV[-XV[I вв., а также из ранних монастырских описей. Так. например, по писцовым книгам 1584-1588 гг. [24] известно, что в монастыре были «шес-натцать келеи. да келья подаренная» (на двадцать монахов и «двенадцать слуг вкладчиков». т. е. монастырских работников).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В монастырской ведомости 1739 г. [25. Лл. 224-243об.] упоминается уже общий де-

Ил. 10. Братские корпуса

ревянный угловой корпус: «Настоятельские и братские кельи нелинейным строением, но поровень, келий десять с сенми и чуланами и чердаками, деревянные, длиной на 26-ти. шириной на 13-ти саженях».

В 1764-1766 гг. результаты церковной реформы кардинально сказались на жизни обители: в 1764 г. Елеазаровский монастырь был упразднен и превращен в приходской храм, а в 1766 г. после случившегося в Ве-ликопустынском монастыре пожара его братия была переведена в Елеазаровский монастырь. возведенный в штат третьего класса с игуменским управлением. Эти события повлияли на хозяйственную и строительную деятельность в обители. Из ведомости 1767 г. следует, что к этому времени был построен новый братский корпус: «Братские кельи деревянные в одном апартаменте, крыты тесом, в них 7 покоев с чуланами. Мерою оные кельи с тремя сеньми в длину 19 сажень 1 аршин, поперек 4 сажени» [27, Л. 133-135].

В 1784-1785 гг. жилые и служебные постройки Елеазарова монастыря совершенно обветшали. В 1805 г. к монастырю было причислено братство упраздненного Снятогор-ского монастыря. Для возросшего числа монахов потребовались новые жилые строения. По описи монастыря 1821-28 гг.: «Братские кельи, деревянные, одноэтажные, с трапезой. Кухня братская, при которой хлебный покой и сени. Кельи для приезду. При них крыльцо, покрытое тесом».

В 1837 г. за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке, впоследствии епископе Екатеринославском, было начато строительство каменного двухэтажного братского корпуса [45, 39, 41, 38]. В 1841 г. корпус был сдан [40, Л. 160-162]. Он имел размеры 12><5 саж., находился на восточной стороне в 15 саженях от Трехсвятительского собора, в нем вверху и внизу было 27 келий, трапезная, келарня, просфорня, гостиные номера, а также две мастерские — сапожная и портная. Корпус имел два входа — в кельи и трапезную, и в гостиные номера. У северного фасада корпуса были устроены палисады на протяжении 120 саженей, ограждающие два овощных огорода. Он был покрыт листовым железом и окрашен медянкой (зеленой краской). В 1907 г. в братском корпусе был сделан ремонт: стены и потолки выбелены, штукатурка подправлена, переменены многие печи и вновь устроены келии, снаружи окрашен светло-голубой краской, крыша зеленой.

В 1904 г. при настоятеле игумене Кирилле к южному фасаду (торцу) братского корпуса «глаголем» был пристроен новый двухэтажный каменный корпус размером 14x7 саж., в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая. Снаружи и внутри корпус был оштукатурен, покрыт железом, крыша выкрашена зеленой масляной краской [45].

Новый братский корпус промыслитель-но был построен перед преобразованием мо-

Ил. 11. Новый братский корп; настыря по ходатайству игумена Иувеналия (Масловского) в 1906 г. в общежительный с таким числом братии, какое в состоянии будет содержать обитель на свои средства. К 1914 г. в монастыре подвизалось уже более ста насельников.

После революции 1917 г. и закрытия монастыря в братских корпусах попеременно открывали институт, образцово-показательное сельхозпроизводство. Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий, базу отдыха, среднеобразо-вательную школу (до 1989 г.) и пионерский лагерь. Здание старого каменного братского корпуса пострадало во время Второй Мировой войны и было демонтировано в 50-е гг. До 1999 г. на территории монастыря располагались и жилые дома. От монастырских строений к 2000 г. остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус 1904 г.. значительно переделанный во второй половине XX в.

Трапезная и кухонные постройки

Самое раннее описание монастырской трапезной, а также связанных с ней хозяйственных построек сохранилось в писцовой книге 1584-1588 гг. [24, Лл. 416-417]: «Да на монастыре же Трапеза, да Келарская, да две Поварни квасная да естовная, да три Житницы14, да два Погриба, да два Сушила».

В ведомости 1739г. [25, Л. 224 об.] дается более подробное описание кухонных

с трапезной 1904 г. постройки

хозяйственных строений: «Две кельи едина мукоселная, вторая хлебная с сенми и при них в одном строении солодежня деревянные длиною на восемь, шириною на трех саженях. Келья с кухней и сенми и прямо в одном строении поветы деревянные длиною на 13, шириною на трех с половиною саженях. Могозенцов, то есть житниц, где хлеб имеется, деревянных — семь. Поварня, где пиво и квас варят, деревянные. При тоя Трехсвяти-тельской церкви в подцерковье кладовых палаток каменных шесть.

Под тоя церквию и полатками внизу в земле каменныя четыре погреба с выходами. Ледник и сушила деревянные. Клеть, где кладется сало монастырское в запас, деревянное».

В ведомости 1767 г. даны размеры вы-шеупомнутых построек: «Трапеза с хлебнею деревянные, крыты дранью, мерою в длину и с сеньми 9, поперек 3 сажени. Квасоварня деревянная, крыта дранью, в длину 3 сажени, поперек то же, ветха. Ледник деревянный, крыт дранью, мерою в длину 3, поперек 2 сажени 2 аршина, ветх». [27, лл.133-135]. Согласно страховой описи 1910 г. размеры ледника остались теми же: «Ледник деревянный, покрытый щепой, 9x7 арш., высота 3 арш.». Ледник имел снаружи вид маленького деревянного флигеля. Он был заново построен на месте прежнего ледника, с использованием двух старых ямников для хранения льда.

Хозяйственные постройки

В XVIII в. у юго-восточного угла Трех-святительского собора находилась конюшня для выездных настоятельских лошадей. Из ведомости 1739 г. [27, л. 224об.]: «В том монастыре конюшен двое. Вне строения деревянного четыре амбара сенных. Клети една в которой конюшне запасу кладется».

В конце XIX в. конюшня с сараями была перенесена в юго-западную часть монастыря, где под одной крышей находился хозяйственный комплекс, огороженный забором. В нем находились две конюшни для рабочих и настоятельских лошадей, два сарая для сена и дров, а также сараи под экипажи, рабочие сани, дровни и летние телеги, склад строительных материалов и рабочего инвентаря.

В начале XX в. обветшавший юго-западный хозяйственный комплекс был перенесен в юго-восточный угол. По страховой описи 1913 г. известно, что у самого юго-восточного угла монастырской ограды в 1913 г. был выстроен деревянный дровянник трех-стенник в виде глаголя, длиной 30 саж., шириной 2 саж., разделенный внутри дощатыми перегородками на 26 небольших сарайчиков. К дровяному сараю при повороте с южной стороны примыкал сарай деревянный бре-

венчатый для склада лесных материалов 5x4 саж. Сарай имел три стены бревенчатые, а задней стеной ему служила каменная ограда.

В 1911 г. к служительскому флигелю (дом для рабочих с севера у дома настоятеля) был пристроен дополнительно сруб в виде деревянного одноэтажного на каменном фундаменте дома 7x5 саж. с разделением небольшим коридором на две части - под монастырскую торговую лавку и под братские кельи. С восточной и западной сторон были устроены два крыльца деревянные, кельи внутри и снаружи были отштукатурены и выбелены, а железная крыша выкрашена зеленой масляной краской.

К 1910 г. была построена отдельная торговая лавка — «деревянная, бревенчатая, обшитая тесом и выкрашенная масляной краской, покрытая железом, 4x5 саж.».

Здания вне монастырской ограды

Вне монастырской ограды территория обители также делилась на функциональные зоны. На юго-востоке в одной версте от монастыря за рощей находился скотный двор «Коровье сельцо» (нынешняя д. Новое поле), на северо-западе в 70 саженях от монастыря —

Ил. 12. План Спасо-Елеазаровского монастыря, 2-я пол. XIX в.1®

1. Трехсвятительский собор.

2. Колокольня.

3. Придел Рождества Богородицы.

4. Спасова часовня.

5. Кладищенский храм прп. Евфросина.

6. Братский корпус 1841 г. Постройки.

7. Хозяйственные строения с конюшней.

8. Настоятельский корпус

с флигелем настоятельской кухни.

9. Святые врата.

10. Хозяйственные постройки.

«Подмонастьфная слобода» с конюшенным двором. В 100 саженях от монастыря на реке Толве располагалось мельничное хозяйство.

Для приезжих людей по хозяйственным и служебным делам был устроен постоялый двор, его самое раннее описание имеется в писцовой книге Псковской земли за 1584— 1588 гг. [31, лл.401-418об.]: «... у монастыря конюшенной дворецъ приезжеи, а на дворце четыре кельи да два сенника, да две клети, да две житницы».

По выходе из монастыря против святых ворот в 50 саженях у подошвы Святой горы была устроена глинобитная кузница из дикого камня. В 1909 г. в 1,5 верстах на юго-восток от монастыря была выстроена пасека с келиями для братии и часовней в честь Зо-симы и Савватия Соловецких, на западе от пассеки находился Спасо-Гефсиманский источник. На берегу реки Толвы в северо-западной части монастыря в нескольких саженях от монастырской ограды находилась баня.

За монастырской оградой располагались две деревянные двухэтажные гостиницы для паломников: слева от святых врат 1884 г. постройки (12><5 саж.) и у подножия Святой горки для знатных богомольцев 1909 г. постройки (7x4 саж.). Постройка последней гостиницы была связана с приездами в обитель вел.кн. Елисаветы Феодоровны Романовой — духовной дочери старца Гавриила (Зырянова), покои которой находились в мезонине.

В старой гостинице с 1885 г. была открыта церковно-приходская школа для детей (в ней в разное время обучались порядка 20-40 детей), а с 1894 г. — богадельня для пяти лиц духовного звания. Здания обеих гостиниц были утрачены и не сохранились до наших дней. В 2010 г. были построены новые паломнические гостиницы «Мельница», «Державная» и «Семейная».

Ил. 13. Паломническая гостимица у святых врат

Ил. 14. Гостиница для знатных богомольцев

В целом архитектурный ансамбль Спа-со-Елеазаровского монастыря можно представить в виде следующей таблицы по временным периодам и по объектам:

Табл. 1. Архитектурный комплекс Спасо-Елеазаровского монастыря

(троение (год постройки) XVI-XVII вв. XVIII век XIX век на 1915 г. XXI век

Материал и цвет жилых зданий кровли дерево / тес или дранка дерево / тес или дранка белая штукатурка /терракотовая черепица с 1907 г. светло-голубая штукатурка / железо зеленого цвета белая штукатурка / кровля зеленого цвета

Трехсвятительский собор (в камне сер. XVI в.) * * * * *

Кладбищенский храм прп. Евфросина (до 1472 т.) * * * * *

Церковь арх. Гавриила (1910 т.) * *

Цареградская часовня * * * * *

Крестовая часовня * * * * *

Евфросинова часовня * * * *

Спасова часовня (XVIII в.) * * * -

Пасека с часовней в честь Зосимы и Савватия Соловецких (1909 г.) * *

Часовня-усыпальница (1913 г.) * *

Ограда со святыми вратами * * * * *

Дом привратника, дом для рабочих с торговой лавкой и кельями (1833 г.) приворотная изба приворотная изба * * *

Настоятельский корпус (1814 г.) келья келья * * *

Братский корпус (в камне 1841 г.) деревянный деревянный * *

Братский корпус (1904 г.) * *

Монастырская гостиница (1884 г.) * * «Мельница»

Гостиница для знатных богомольцев (1909 г.) * «Державная»

Баня * * * * *

Сараи, дровяники * * * *

Сад и огород вне ограды * * * *

Скотный двор * * * * *

Конюшенный двор * * * * гаражи

Постоялый двор * * *

Хозяйственный двор внутри ограды * * * * вне ограды

Кузница * * * *

Амбары * * * * *

Ледник * * * *

Помещение кухни и трапезной с XVIII в. находилось в братском келейном корпусе

Приказом министерства культуры Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 2096 объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль Спасо-Елеазаровского монастыря», в состав которого включены восемь памятников архитектуры, был зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

План-схема Спасо-Елеазаровского монастыря на 1915 год

Елизаровекое озеро

21

* 15

Гдовская дорога

23

10

2£ 25 26

1 - Трехсвятительский собор с приделом Рождества Богородиць

2 - Придел Рождества Богородицы

3 - Братский корпус 1841г. постройки

4 - Братский корпус 1904г. постройки

5 - Домик старца Гавриила с храмом арх. Гавриила

6 - Часовня-усыпальница

7 - Настоятельский корпус

8 - Служительский корпус с торговой лавкой

9 - С па сова часовня

| 10 - Гостиница 1884г. постройки | 11 - Крестовая часовня

12 - Кладбищенский храм прп. Евфросина на горке

13 - Евфросинова часовня

14 - Пасека с часовней прп. Зосимы и Савватия Соловецких

15 - Цареградская часовня

16 - Коровье сельцо (совр. д.Новое поле)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 - Гостиница для знатных богомольцев

18 - Мельничное хозяйство

19 - Фруктовый сад

20 - Подмонастырная слобода

21 - Кузница

22 - Баня

23 - Святые врата

24 - Калитки

25 - Дровяник, сараи

26 - Башенки в ограде

За шесть веков своего существования Спасо-Елеазаровский монастырь был связан со многими важными событиями, влиявшими на судьбы Отечества. История Елеазаров-ского монастыря отразилась и в его архитектурных формах, которые являются не только памятниками культурного наследия, но и духовными святынями. Монастырь — это «живой памятник» и он продолжает развиваться. Помимо восстановления разоренных святынь16 необходимо увековечение знаменательных событий новейшей истории обители путем созидания часовен и престолов, посвященных памяти святых нового времени, например — прп. Гавриила (Зырянова), памяти новомучеников из числа елеазаровской братии (пятеро из 30 убиенных уже прославлены в лике святых). Достойного архитектурного решения в виде мемориала требует и брат-

ское захоронение 600 воинов времен Великой Отечественной войны, погребенных на бывшем монастырском кладбище.

Следует отметить особое значение Спа-со-Елеазаровского монастыря и его подвижников в судьбах Отечества. Еще в 2010 г. рассматривался проект создания на территории обители скульптурного памятника «Третьему Риму», где были бы запечатлены елеаза-ровские святые, оставившие заметный след в истории России и Православной Церкви (прп. Евфросин и старец Филофей). Для духовно-просветительских целей требуется помещение под монастырский музей. Но конечно же, осуществление этих проектов — дело не только немощных монастырских сестер и Псковской епархии, но и всего русского общества. во всяком случае, неравнодушных к истории и судьбе своего Отечества.

Примечания

1. Существует предание в Иерусалимской Православной Церкви, что Онуфрий Великий провёл три года в посте и молитве в Акелдаме в Иерусалиме («земля крови», купленная на 30 сребренников Иуды для погребения бедных странников), вымаливая у Бога всех погребённых там. Впоследствии на этом месте был основан греческий монастырь Онуфрия Великого. Отсюда берет начало православная традиция освящения кладбищенских церквей в честь прп. Онуфрия Великого.

2. «Устав обители Тресвятительския, в державе Государей Великих Князей Василия Васильевича, и сына его Иоанна Васильевича, по благословению митрополита Феодосия Богоспасаемаго града Москве, и Преосвященнаго Архиепископа Евфимия, великих градов Новагорода и Пскова в области Святыя Живоначальныя Троица, в Псковской земли над Толвой рекой, Кир Отца старца Евфро-сина, зовомаго Елизар».

3. Завещание было составлено при новгородском архиепископе Феофиле, занимавшем кафедру до 1480 г.

4. «... Все это отдаю я в распоряжение отцу духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Борослова и Иоанна Златоустаго и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей... А если кто начнет обижать дом Святых святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением святой Церкви... А когда преставится игумен Харалампий, то после его жизни кого Бог изберет, и святые три Святители, и преподобный отец Онуфрий, и кого севе братия излюбят, тот и будет игуменом» // Завещание прп. Евфросина Псковского. «Псковские епархиальные ведомости», 1906 г., 17, с. 406^107.

5. «В лЬто 1471 списана бысть книга сия святыи Исакии Сирианинъ рукою многогрЬшнаго Игнатиа инока, повелением господина старца Ефросина по благословению игумена Харлампиа обители святых святителии Василий Великого и Григорий Богослова и Иоанна Златоустаго и преподобного отца Онуфриа, иже над Толвою рекою».

6. «По милости Боши и пречистыя его Богоматере и святыхь великыхь треи святитель, Bacimia Великого и Грмгорга Богослова и 1оанна Златоустаго, и преподобного отца нашего Ануфр1а и Петра Авонскаго , въ лЬто 7023-го, а подъ лЬты Христова рожества 1514, ... при Великомъ Князи и СамодрЬжци и Государи всея Руси Василш Ивановича , а при митрополитЪ Московскомъ и всея Руси ВарламЬ, кончаны быша книгы cía, нарицаемаа Григорш Богословъ съ толковашемъ, въ домъ святыхь Треи святитель».

7. Иван Иванович Кожевников дважды упоминается в переписной книге Псковского уезда 1710 года: 1) «Ивана Иванова сына Кожевникова сельцо Поречье ... в помещикове дворе он ... 50 лет, у него жена Федосья Игнатьева дочь 45 лет, сын Иван 15 лет ...». РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8506, JI. 47. об.

2) «В той же Таиловской губе Печерской манастырь... В том же манастыре кельи деревянные, в них живет воевода Иван Иванов сын Кожевников 50 лет, жена ево Федосья Игнатьева дочь 48 лет, сын ево Иван 15 лет ...», там же JL 537-538.

8. «Божиею милостью и Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и святых великих Триех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобных и богоносных отец наших Ануфрея Великого и Петра Афонскаго и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфросина Пскавскаго чудотворца создателя обители сея» // вкладная грамота Кожевникова И. И., 1711г., Новгородский ГОМЗ.

9. Купцы Трубинские — наиболее известная и богатая псковская купеческая семья XVIII в.

10. Будущий преподобномученик иеромонах Евфросин (Антонов).

11. В своих мемуарах, изданных в годы репрессий на духовенство, Мария Павловна ради безопасности отца Симеона назвала его мирским именем — Михаилом.

12. Вел.кн. Елисавета Феодоровна, духовное чадо старца Гавриила (Зырянова).

13. На плане монастыря из Эрмитажа 2-й пол. XIX в. (илл. 12) видно уже шесть башен.

14. Житницы с погребами помещались в подклетях соборного храма, там же были устроены кладовые. В подклетях придельного храма в 1910г. находились усыпальница, столярная мастерская и кладовая.

15. Госуд. Эрмитаж, собрание Ф. М. Плюшкина.

16. До сих пор не восстановлены Спасова часовня, купальня на Ольгинском озере при Евфросиновой часовне. В частной и муниципальной собственности находятся бывшие монастырские земли, связанные с началом зарождения обители.

Источники

Литература

1. Митроп. Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Ч. 2. Киев, 1831. С. 89-93.

2. Соборный иеромонах Иосиф (Баженов). Описание Спасо-Елеазаровского монастыря. СПб.: Типография «Королева и К°», 1858.

3. Миротворцев М. JI. Историко-статистические сведения о Псково-Печерском и Спасо-Елеазаров-ском монастырях, 1860г. ГАПО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 14.

4. Граф Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М.: Университетская типография, 1861. С. 81-92.

5. Горский А. В.,Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III: Книги богослужебные. Ч. 1. М.: Синодальная типография, 1869.

6. Архим. Платон. О чудотворной Цареградской иконе, 1874 г. Изд. 2-е. СПб.: Типография Поздняковой, 1896.

7. Иеромонах Вассиан (Сергеев). Чудотворная икона Христа Спасителя Спаса Всемилостивого, 1896.

8. Серебрянский Н. И. Монастырский устав прп. Ефросина Псковского. Псков, 1902.

9. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М.: Синодальная типография, 1908.

10. Серебрянский Н. И. Житие преподобнаго Евфросина Псковскаго. СПб., 1909.

11. Архим. Симеон (Холмогоров). Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровский», 1915 г. СПб.: Общество игумении Таисии Леушинской, 2010.

12. Вел. кн. Мария Павловна Романова. Мемуары, 1930 г. М.: Захаров, 2017.

13. Марасинова JI. М. Новые псковские грамоты XV-XVI вв. М., 1968.

14. Морозкина Е. Н. Зодчество Пскова как наследие, диссертация. М.: ПИОМЗ, 1967.

15. Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. Т. 1. СПб., 2007. Письменные источники

16. Исаака Сирина слова постнические. 1472 г. РГБ. Ф. 228. Пискаревский 494 (59).

17. Григория Богослова 16 слов с толкованиями Никиты Ираклийского, 1514 г. ГИМ. Собр. Царского №40.

18. Послание от Панфилиа, игмена Елизаровы пустыни, слово учително о Иване дни Предтечи къ Бо-жию христолюбиваго града Пскова и всему православному християнству. РНБ. Q. XVI. 50.

19. Житие Евфросина Псковского, рукопись XVI в. РГБ. OR Ф. 173.1 № 205. Архивные материалы

20. Степанов С. В. Отчёт об археологических раскопках на территории Спасо-Елеазаровского монастыря в д. Елизарово Псковского района Псковской области в 2009 г. Псков: AHO «Псковский

археологический центр», 2011.

21. Голубева И. Б. Пояснительная записка к историко-архитектурному опорному плану территории памятника архитектуры XVI в. Спасо-Елеазарова монастыря. Псковский филиал института «Спец-проектреставрация», 2005.

22. Историческая справка по ансамблю Спасо-Елеазаровского монастыря. Архитекгурно-реставраци-онное объединение. М.: Искра, 1990. Заказчик «Псковреконструкция».

РГАДА

23. Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь. Список 1678 г. РГАДА. Ф. 1209, столбцы по Пскову, 23326.

24. Писцовая книга 1584-1588 гг. писцов Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина с товарищами. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 830. Л. 401^118 об., 1251 об.

25. Ведомости о монастырях (Ведомость 9). РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 897. 1739-1741 гг. Л. 224-243 об.

26. Дело о возвращении во Псков мтрп. Псковского и Изборского Маркелла и об описании церквей и церковных крестьян епархии. РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 2210.

РП1А

27. Ведомость архиерейских домов, монастырей и церквах при них. Ведомость Спасо-Великопустын-ского Елеазаровского монастыря за 1767 год. РГИА. Ф. 796. О. 48. Д. 732. Л. 133-135.

28. Список с главной описи Спасо-Елеазаровского монастыря церковного имущества, 1854 г. РГИА. Ф. 834. О. 3. Д. 2976.

29. Страховая оценка зданий 1910-1913гг., принадлежащих Спасо-Елеазаровскому монастырю. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1564.

IIIIMK

30. Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданий и художественных предметов. 1887 г. Архив ИИМК фонд PIII. арх. № 5439.

ПШО

31. Псковский уезд. Межевая книга земли Елизаровского монастыря, Кривовицкой волости, монастыр-ствующих, 1782 г. ГАПО. Ф. 38. О. 1. д. 7231.

32. Наряд указов Псковской духовной консистории, копий указов Сената и Екатерины II, 1781-1794 гг. ГАПО. Ф. 340, О. 3, Д. 9, Л. 167-168.

33. Ведомости о монастырях, монастырских настоятелях и настоятельницах и монашествующих по Псковской епархии за 1808 год. ГАПО. Ф. 39. Оп. 3. Д. 47.

34. Книга записи входящих указов, 1720-1819 гг. ГАПО. Ф. 340. Оп. 3. Д. 1а.

35. Наряд указов Псковской духовной консистории и реестр входящих и исходящих документов, 18151819 гг. ГАПО. Ф. 340. О. 1. Д. 2. С. 252.

36. Наряд указов Псковской духовной консистории, 1829—1831гг. ГАПО. Ф. 340. Оп. 1. Д. 4.

37. Указы Синода и Духовной консистории, штатные расписания, отчеты о расходовании сумм и др. материалов, 1823-1836 гг. ГАПО. Ф. 340. Оп. 1. Д. 3.

38. Ведомости о церквах и монастырях Псковской епархии, 1837. ГАПО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 422.

39. Наряд указов Псковской духовной консистории. Аннотация: контракты, заключенные с временным строительным комитетом и ведомости об ассигновании денежных сумм на постройку каменных братских келий при монастыре, 1838-1844 гг. ГАПО. Ф. 340. Оп. 3. Д. 10.

40. Материалы о состоянии Спасо-Елизаровского монастыря Псковской епархии, 1840-1847 гг. ГАПО. Ф. 340, Оп. 1, Д. 18.

41. Наряд указов Псковской духовной консистории. Отчеты и ведомости о приходе, расходе и остатке денежных сумм монастыря за 1850 год. ГАПО. Ф. 340. Оп. 3. Д. 12.

42. Наряд указов Псковской духовной консистории 1867-1869гг. (Ведомость Спасо-Елеазаровского монастыря за 1868 год). ГАПО. Ф. 340. О. 1. Д. 12. Л. 228-229.

43. Наряд указов Псковской духовной консистории (Ведомость о Спасо-Елеазаровском второклассном Великопустынном мужском монастыре Псковской епархии за 1873 г.). ГАПО. Ф. 340. Оп. 1. Д. 13. Л. 254-257.

44. Клировая ведомость монастыря, 1904 г. ГАПО. Ф. 340. Оп. 2. Д. 2.

45. Клировая ведомость Спасо-Елеазаровой пустыни за 1915 год. ГАПО. Ф. 39. О. 1. д. 1249. ППОМЗ

46. Гусев М. М. Воспоминания о Спасо-Елеазаровском монастыре в письмах к сотруднице Псковского музея Осиновой Н. П. в 1978 г. М.: ПИОМЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.