Научная статья на тему '\ живая Россия \ тайна России'

\ живая Россия \ тайна России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ тайна России»

Тайна России

8 мая — день явления Цареградской иконы Божией Матери, ныне — главной святыни Спасо-Елеазаров^ого монастыря в Псковской области. Принесенный из Константинополя образ стал зримым благословением возникшей в обители доктрины «Москва — Третий Рим». Смысл ее — в сохранении полноты православной веры в симфонии государства и Церкви.

Святыня Царьграда

Тихое живописное место на берегу реки Толбы в 30 км к северу от Пскова, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, словно Богом благословлено для монашеской жизни.

В XIII столетии здесь поселились сестры Иоан-новского монастыря — обитель была основана благоверной княгиней Евпраксией и почиталась «княжьей», в ней подвизались многие именитые насельницы. Но пустынническая жизнь оказалась непосильной и опасной для сестер — место надолго запустело. Однако в 1425 году здесь открывается мужской монастырь, основателем которого становится преподобный Евфросин (в миру, а затем и в схиме — Елеазар, память его отмечается 15 мая).

Будущий подвижник родился в 1386 году в псковском селе Виделибье, происходил из зажиточной семьи и получил прекрасное образование. С юных лет Елеазар изучал историю и опыт Вселенской Православной Церкви, особенно почитая богослужебную практику Византии.

Доктор русской словесности Василий Малинин полагает, что еще до принятия монашества Елеазар совершил паломничество в Константинополь (Царьград), посетил восточные обители.

Вернувшись на родину, подвижник поступает в Сне-тогорский монастырь и принимает иноческий постриг с именем Евфросин, а затем участвует в обустройстве новой обители.

Как ее благословение преподобный Евфросин принимает в дар от Константинопольского Патриарха Геннадия II Схолария чудотворную икону Божией Матери «Цареградская». Образ, написанный, по преданию, евангелистом Лукой, был чудесно явлен в Константинополе 8 мая (25 апреля) 1071 года и с тех пор пребывал в том государстве, которое сохраняло чистоту православной веры. После падения Царьграда эта миссия выпала на долю России.

«В ночь на 21 мая 1453 года (память Константина и Елены), в канун штурма Константинополя турками, языки огненного пламени изошли из всех сорока окон барабана Софии, поднялись, соединились и огненным шаром вознеслись к разверстым вратам небесным. И врата затворились за ними. «Бысть мрак». Наутро Патриарх провидчески сказал императору: «Город обречен. Ангел Софии покинул свой храм и град». Может быть, этот Ангел Софии и прилетел к нам, на Русь...» — пишет историк Николай Лисовой («Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле»).

Приняв древнюю Цареградскую икону, Русь стала наследницей Второго Рима — Византии.

Интересно, что Спасо-Елеазаровский монастырь называли еще и Сретенским — в честь встречи Цареградской иконы Божией Матери. По преданию, на дороге, ведущей во Псков, на том самом месте, где Елеазаровская братия повстречала святой образ, забил источник воды, именуемый Пречистенским, — до сих пор он несет людям исцеления.

Оригинал Цареградской «Евфросиновой» иконы впоследствии утонул в Псковском озере. Монастырь был в очередной раз ограблен шведами, однако похитители иконы вместе со святыней провалились под лед — и чудотворный образ. навсегда остался в России.

В обители же создали список Цареградской иконы. После закрытия монастыря в 1918 году его сохраняла некая благочестивая семья, передавшая впоследствии икону известному старцу Николаю Гурьянову с острова Залита (бывший Талабск).

Пророчество

Святая гора, или Священная роща, — место, где начинался Спасо-Елеазаровский монастырь. Вместе со своим первым учеником Сера-пионом Евфросин основал

ФОТОБАНК ЛОРИ

здесь пустыньку. На высоком берегу озера подвижники возвели первую церковь — во имя преподобного Онуфрия Великого, часовню и братские кельи. Затем Евфросин стал молиться о том, чтобы Господь указал — где строить соборный храм, и ему было видение трех Вселенских Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На этом месте и возвели к 1447 году величественный собор.

За год до успения преподобный Евфросин принял схиму с именем Елеазар. Он скончался в возрасте 95 лет в 1481 году и был прославлен в лике святых на Московском Соборе 1547 года. В память об основателе обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской.

Лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик преподобного Евфросина игумен Филофей (ок. 1465-1542) возвестил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти». Об игумене Спасо-Елеазарова монастыря ученом старце Филофее известно мало. «Аз сельской человек, с мудрыми философы в беседе не бывал.» — скромно пишет он о себе. А вот современники называют его «многоученым и в словах искуснейшим господином».

Старец Филофей ратовал за объединение Руси вокруг Москвы, и пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, стала духовным центром собирания земель. В Елеазаровской обители союз Москвы и Пскова отразился и в архитектуре: к главному храму в псковском стиле — Трехсвятительскому — пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы — в московской традиции. В этом кроется глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва — как ее становление и величие.

Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича III: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».

Идею святой Руси и ее миссии как хранительницы вселенского православия в то время возвещал не только старец Филофей, но и преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515). Интересно, что в 1490 году на болотах ярославского села Годеново в огненном столпе был явлен двухметровый Животворящий Крест Господень византийской работы (поныне он сохраняется в Годенове в церкви святителя Иоанна Златоуста).

В Москве же в этот период был заключен брак между Иваном III и Софьей Палеолог, византийской наследницей. Царевна побывала 13 сентября 1472 года во Пскове, в ее честь в городе были воздвигнуты Варлаамские ворота рядом с церковью Варлаама Хутынского. Не исключено,

Игуменья Елиса-вета (Беляева): «Только сугубой молитвой о властях можно возродить Россию».

Инна

ОРЛОВА

что именно Софья, воспитанница афонских монахов, привезла Цареградскую икону старцу Евфросину. Образ встретили 17 сентября — в день, когда забил святой Сретенский источник.

Мать обителей Псковских

В XVI веке Спасо-Елеазаровский монастырь переживает свой расцвет. Именно здесь создают школу переписчиков-каллиграфов, иконописную мастерскую, собирают обширную библиотеку. В числе других книг ученые монахи переписывают «Слово о полку Игореве» — этот список 200 лет спустя явил изумленной России граф Мусин-Пушкин.

Спасо-Елеазаровскую обитель можно по праву назвать колыбелью псковского монашества. В числе учеников старца Евфросина — преподобные Савва Кры-пецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Гдовский, Никандр Пустынножитель, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Харитон Кудинский, просиявший постническими добродетелями Меркурий и др. Выйдя из Спасо-Елеазаровской обители, ученики Евфросина основали на псковской земле 10 монастырей.

Во времена Петра I, который не особенно жаловал монашество, идея Третьего Рима — духовного — была осмеяна, а некогда цветущая обитель оказалась в забвении. Возобладали имперские амбиции — те самые, что когда-то погубили Первый Рим.

Однако в 1766 году в Елеазаровский монастырь Промыслом Божиим была переведена братия закрытого Великопустынского Преображенского

Старец Николай Гурьянов с паломницами на о. Залит. Вторая справа — Татьяна Беляева.

монастыря, а в 1804 году — братство упраздненной Снетогорской обители. В Елеазарово передают великую псковскую святыню — чудотворный образ «Спас Елеаза-ровский».

Сам Спаситель взял обитель под Свой покров.

Запустение

В 1908 году по приглашению игумена обители, будущего священномученика Иувеналия (Масловского), в Спасо-Елеазарову пустынь на покой приезжает схиархимандрит Гавриил (Зырянов), ученик Оптинских старцев. Среди многочисленных его духовных чад была и великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она неоднократно посещала монастырь, принимая участие в его благоукрашении. На средства Елисаветы Феодоровны был построен небольшой корпус для схиархимандрита с домовой церковью в честь Архангела Гавриила, по ее проекту выполнили иконостас. В 1911 году великая княгиня писала своему брату Эрнесту: «Дорогой Эрни, я немного отдыхаю в маленьком монастыре в лесу около Пскова, там, где проживает дорогой старец Гавриил. Какое сокровище, как это прекрасно!..»

В 1910 году в обитель поступает часть братии Глинской пустыни, в уклад монастыря мирно

Спас

Елеазаровский

вливаются славные традиции Глинского старчества и истинного аскетизма. Обитель переживает духовный подъем.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре значится 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

Однако с падением (но не уничтожением) Российской империи — Третьего Рима — приходит в запустение и место, откуда прозвучало пророчество о вселенской миссии России. В 1918 году обитель закрывают, монахов вывозят на подводах в сторону Петрограда, где они принимают мученическую смерть, а чудотворную икону «Спас Елеазаровский» увозят во Псков, в запасники одного из местных музеев. На территории монастыря пытаются организовать сельхозпроизводство, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий, базу отдыха. В 1930-е годы здесь размещаются школа, различные производства. В братских корпусах живут школьники, в Трехсвятительском соборе стоят металлообрабатывающие станки, в Рождественском приделе — деревообрабатывающие.

В годы Великой Отечественной войны в братском корпусе обустраивают госпиталь для раненых немцев.

Вплоть до 1999 года на территории монастыря располагается детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем 20 строений древней обители сохраняются соборный храм и двухэтажный братский корпус, пребывающие в аварийном состоянии.

Торжество православия

Возрождение Спасо-Елеазаровского монастыря началось в 2000 году по благословению правящего Псковского архиерея — архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (ныне — митрополита). Владыку горячо поддержал своими молитвами старец протоиерей Николай Гурьянов. Именно он сумел убедить паломницу из Подмосковья Татьяну Беляеву, что ей по силам понести игуменский крест восстановления разоренной святыни.

Сохранились воспоминания о том, как однажды отец Николай попросил свою келейницу пойти на берег Псковского озера — встретить прибывшую на остров игуменью; однако никого, кроме нескольких паломниц, у озера

Чудотворная икона «Спас Елеазаровский»

Образ Спаса Вседержителя, написанный в середине XIV века, — один из редких древнейших памятников псковской иконописи. Чудотворная икона была явлена в пустынном месте, в деревушке Слобода Порховского района в 1352 году. На месте ее обретения впоследствии возвели Высокопустынский мужской монастырь, где икона и пребывала до 1766 года. Еще в XIV веке образ спас местность от моровой язвы — тог-

да горожане обошли Псков крестным ходом с иконой. В память об этом событии было решено проводить ежегодный крестный ход в день Преполовения Пятидесятницы.

Еще одно шествие со Спасом Елеаза-ровским — в день первоверховных апостолов Петра и Павла — было установлено решением Священного Синода в 1811 году. Движение богомольцев начиналось рано утром в Спасо-Елеазаровском монастыре, затем паломники плыли по реке Толбе и Псковскому

озеру — на остров Талабск в храм Николая Чудотворца. На следующий день участники крестного хода отправлялись по водам на остров Верхний — к древнему пещерному храму апостола Андрея Первозванного. Этот путь иконы по сей день называют «Дорога Спасителя».

С особым почтением к этим шествиям относился старец протоиерей Николай Гурьянов, который в советское время продолжал, несмотря на все запреты, ходить крестным ходом по острову Залит со списком святыни.

100

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (122) 2012

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

не оказалось. Когда женщины все вместе пришли к домику отца Николая, он с добродушной улыбкой указал на Татьяну Беляеву: «Вот и игуменья».

«Отец Николай всю свою жизнь пребывал в молитве за нашу обитель, — рассказывала впоследствии уже матушка Елисавета (Беляева). — У него была фотография храма Трех Святителей, батюшка перекрестил меня этой карточкой и сказал: «Это твоя икона».

Матушка с усердием взялась за дело возрождения монастыря. Сестры семь лет читали Псалтирь, акафисты на передачу Спасо-Елеазаровской обители Церкви.

В мае 1989 года рухнула «византийская свеча» — уникальная шестигранная колокольня Трехсвятительского собора, одна из первых на Псковщине. Это печальное событие привлекло внимание общественности к уцелевшим зданиям — Трехсвятительскому собору и двухэтажному братскому корпусу. Оказалось, что храм движется, его колонны дали крен. К министру культуры России Е.Ю. Сидорову с открытым письмом-просьбой о помощи обратился академик Д.С. Лихачев (1906-1999). Из федерального бюджета были выделены средства на консервацию собора. Тогда же подняли вопрос о передаче монастыря Русской Православной Церкви.

В год, когда христианский мир праздновал 2000 лет со дня рождения Спасителя, Спасо-Елеазаровская обитель была возрождена как женский монастырь. Его новой игуменье Елисавете (Беляевой) отец Николай Гурьянов и передал древний образ Цареградской иконы Божией Матери.

В кратчайшие сроки матушка освоила специальность прораба, разобралась в тонкостях реставрации памятников старины и вскоре на равных обсуждала со специалистами и сметы, и проектную документацию. Был восстановлен собор Трех Святителей, заложены здания часовни, почты, аптеки, магазина, двух гостиниц для паломников. Правительством России было принято решение о возвращении в Спасо-Елеазаровский монастырь чудотворной иконы «Спас Елеазаровский», а также о масштабном федеральном финансировании восстановительных работ.

Правда, постановление о выделении 1,2 млрд руб. В.В. Путин подписал уже после кончины матушки (2010), которая прожила недолгих 54 года.

«Старец Филофей писал о том, что православное царство зиждется на благочестии и правителей и народа, — говорила игуменья Елисавета своим духовным чадам. — Только сугубой молитвой о властях можно возродить Россию. И мы в нашем монастыре уже давно молимся за Владимира Путина, который делает все для возрождения православия на нашей земле».

Матушка с улыбкой вспоминала о том, что некий старец однажды попросил ее «передать Владимиру Путину, как важно хранить в России веру православную». Удивившись такому необычному заданию, матушка, тем не менее, как-то оказалась рядом с Владимиром Путиным в Храме Христа Спасителя и лично пересказала главе государства наказ старца.

4 марта 2012 года, в праздник Торжества Православия, определялась судьба России на выборах нового Президента России. Промыслом Божиим инаугурация вновь избранного руководителя государства состоялась 7 мая, в канун праздника чудотворной иконы Божией Матери «Цареградская», хранительницы веры православной и России — Третьего Рима.

Цареградская икона Божией Матери пребывает в том государстве, которое сохраняет чистоту православия.

Игуменья Елисавета и автор материала Инна Орлова на Святой земле.

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (122) 2012

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.