Научная статья на тему 'ИСТОРИОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ О ГЛУБИННЫХ ИСТОКАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ'

ИСТОРИОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ О ГЛУБИННЫХ ИСТОКАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-американские отношения / внешнеполитическая доктрина США / Россия / СССР / план «Марбург» / «холодная война» / НАТО / Russian-American relations / US foreign policy doctrine / Russia / USSR / Marburg plan / Cold War / NATO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурбанова Шахла Музаффер Гызы

В статье исследуются исторические корни зарождения противоречий в отношениях между США и Россией. Показано, что гегемонистская курс, тайно разрабатывавшийся Соединенными Штатами еще с XIX века, открыто обнаружился и начал реализовываться на уровне отдельных групп влияния уже с начала XX века. Выступая как последовательная антироссийская сила, влиятельные круги США, сыграли негативную роль во многих событиях российской истории (русско-японская война, революции и пр.). Отмечается, что на межгосударственный уровень двусторонние противоречия вышли после появления Советской России. Лишь в условиях усиления опасности фашизма и особенно в годы Второй мировой войны США ненадолго отошли от данного курса, чтобы вернуться к нему в условиях холодной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOSOPHICAL NOTES ON THE DEEP SOURCES OF CONTRADICTIONS BETWEEN THE USA AND RUSSIA

The article examines the historical roots of the emergence of contradictions in relations between the United States and Russia. It is shown that the hegemonic course, secretly developed by the United States since the 19th century, was openly revealed and began to be implemented at the level of individual influence groups already from the beginning of the 20th century. Acting as a consistent anti-Russian force, influential US circles played a negative role in many events in Russian history (Russian-Japanese War, revolutions, etc.). It is noted that bilateral contradictions reached the interstate level after the emergence of Soviet Russia. Only in conditions of the growing danger of fascism, and especially during the Second World War, did the United States briefly move away from this course, only to return to it during the Cold War.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ О ГЛУБИННЫХ ИСТОКАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 94(73).092.8/10:327(47+57) DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-130-134

ГУРБАНОВА Ш.М.

ИСТОРИОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ О ГЛУБИННЫХ ИСТОКАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

МЕЖДУ США И РОССИЕЙ

Ключевые слова: российско-американские отношения, внешнеполитическая доктрина США, Россия, СССР, план «Марбург», «холодная война», НАТО.

В статье исследуются исторические корни зарождения противоречий в отношениях между США и Россией. Показано, что гегемонистская курс, тайно разрабатывавшийся Соединенными Штатами еще с XIX века, открыто обнаружился и начал реализовываться на уровне отдельных групп влияния уже с начала XX века. Выступая как последовательная антироссийская сила, влиятельные круги США, сыграли негативную роль во многих событиях российской истории (русско-японская война, революции и пр.). Отмечается, что на межгосударственный уровень двусторонние противоречия вышли после появления Советской России. Лишь в условиях усиления опасности фашизма и особенно в годы Второй мировой войны США ненадолго отошли от данного курса, чтобы вернуться к нему в условиях холодной войны.

GURBANOVA, Sh.M.

HISTORIOSOPHICAL NOTES ON THE DEEP SOURCES OF CONTRADICTIONS BETWEEN THE USA AND RUSSIA

Key words: Russian-American relations, US foreign policy doctrine, Russia, USSR, Marburg plan, Cold War, NATO.

The article examines the historical roots of the emergence of contradictions in relations between the United States and Russia. It is shown that the hegemonic course, secretly developed by the United States since the 19th century, was openly revealed and began to be implemented at the level of individual influence groups already from the beginning of the 20th century. Acting as a consistent anti-Russian force, influential US circles played a negative role in many events in Russian history (Russian-Japanese War, revolutions, etc.). It is noted that bilateral contradictions reached the interstate level after the emergence of Soviet Russia. Only in conditions of the growing danger of fascism, and especially during the Second World War, did the United States briefly move away from this course, only to return to it during the Cold War.

Несмотря на наличие завуалированной гегемонистской политики США уже в XIX веке, она довольно долгое время мировым сообществом не замечалась. Б. Франклин, Дж. Монро, А. Линкольн, Т. Рузвельт и другие политические и государственные деятели пытались представить Соединенные Штаты как единственную страну, которая, с одной стороны, принципиально не интересуется вопросами внешней экспансии, а с другой - своими идеями несет миру свободу и демократию. Соответственно, в этой стране довольно критически воспринимались полуфеодальные империи Европы, в том числе и Российская. Последнее было тем более актуально, что располагавшаяся в центре Евразии Россия являлась крупнейшей по площади страной в мире и обладала богатыми природными ресурсами, отличаясь при этом наличием практически неограниченной монархии, еще со времен организации на Венском конгрессе «Священного союза» (1815) стремившейся к тому же играть роль «жандарма Европы». Уже тогда это явно беспокоило США, что, в частности, нашло отражение в выдвинутой президентом США Дж. Монро доктрине 1823 года, в которой говорилось о взаимных правах и интересах США и России на северо-западной границе американского континента и отмечалось, что «это государство (имеется в виду Россия - авт.) имеет свою систему, попытка расширения которой опасна и для нас, и для мира и безопасности» [1].

С рубежа 1900-х годов США, которые постепенно превращались в самое экономически мощное государство мира, начали разрабатывать более глобальные геополитические планы, чтобы оправдать свое вмешательство во внутренние дела других государств. Евразия также не находилась за пределами территорий, которые США считали своей зоной интересов. Большую роль в подготовке этих планов сыграл, в частности, контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн (18401914 гг.), в частности, указавший на 30-40 параллели, разграничивавшие территории от Средиземного моря до Китая, как на главный ориентир при определении жизненно важных для США геостратегических рубежей в Евразии. Предполагалось, что в интересах защиты своих интересов в этой области Соединенные Штаты могут столкнуться с Великобританией на море и с Россией на суше. Поэтому, чтобы иметь эту «необработанную и спорную» территорию, то есть Евразию, США должны были начать организовывать свой контроль над этим пространством [2].

В конце XIX века особенно серьезно беспокоило США расширение масштабов интервенции России на Дальнем Востоке. В то время стремление Российской империи расширить свои позиции на Дальнем Востоке привело ее к войне с Японией, в свою очередь, по мнению ряда исследователей, начавшей первую мировую войну в результате своего столкновения с Китаем [3].

В итоге, в условиях нараставшей мировой войны в начале XX века сложился союз крупного финансового и промышленного капитала, состоявший из политической элиты США и Западной Европы, который русский философ И. А. Ильин назвал «закулисным миром», ядром которой стала идея создания нового мирового порядка [4, с. 45]. В начале XX века при участии американского мультимиллионера Э. Карнеги и ряда европейских банкиров был составлен «План Марбурга». На основе этого плана была создана концепция «Американского мира».

В кульминационный период мировой войны его сменил «План полковника Хауза», разработанный Менделем Хаусом - финансистом штата Техас, другом президента Вудро Вильсона (1913-1921), считавшимся «серым кардиналом» его администрации. «План Хауза» в полной мере отразил идею установления мирового господства США [5, с. 19]. По существу, последующий неоглобализм внешней политики США явился прямым продолжением «плана Хауза». Согласно этому плану, только США должны были указать человечеству путь к справедливости, независимости и свободе. И, что особенно интересно, Хауз писал, что остальной мир сможет жить в более мирных условиях, когда на месте нынешней большой России будут 4 малые России. Одной из них станет Сибирь, а три других образуются в результате раздела Европейской России. Разделенные российские государства должны были получать финансовую, промышленную и моральную поддержку со стороны США по всем направлениям, а также играть роль сырьевого и сбытового рынка для США [5, с. 20].

В целом, в первые десятилетия XX века в США сформировалось самое настоящее антироссийское лобби, традиционно финансируемое крупными промышленниками и финансистами. Антироссийская патология, в частности, была весьма заметной в окружении президента В. Вильсона. Так, Исраэль Шамир в своей книге «Кабала власти» писал, что, по мнению Дж. Линдемана, еще во время русско-японской войны 1905 года американский финансист Джейкоб Х. Шифф оказал значительную финансовую поддержку Японии, что привело к унизительному поражению России [6, с. 64-65]. А вступление США в Первую мировую войну (1917) происходило в условиях, доказывавших, что это государство встало на путь открытого соперничества с Россией.

После октябрьского переворота в России 1917 г. конкуренция двух стран обострилась чрезвычайно, поскольку США попытались силой исправить эту «случайную ошибку» истории. План по уничтожению Советской России был наиболее заметен на официальной карте, представленной министерством США на Парижской мирной конференции под названием «Предлагаемые границы для России». На этой карте России не оставалось вовсе. Чтобы не допустить образования сильного государства в будущем, считалось необходимым не допустить обретения независимости ни одной «провинцией». А уже в ноябре 1918 г. Вильсон заявил, что большевизм - единственный враг и что с ним нужно бороться до последнего [7, с. 94].

На самом деле речь шла не только об уничтожении большевиков в России, но и о расчленении России с целью ее ослабления. Во время гражданской войны в России государства Антанты во главе с США какое-то время хотели создать в России два небольших государства: одно для красных, другое для белых. Но белые провалили этот план, поскольку лидеры белых - адмирал А. Колчак и генерал-лейтенант А. Деникин выступили против «торговли» с Россией и заявили, что ведут войну «за единую и неделимую Россию» [8, с. 564].

Разрабатывая «План Хауса», Госдепартамент США 21 января 1919 г. составил еще один специальный документ, который предусматривал разделение России на Прибалтийскую, Белорусскую, Украинскую, Кавказскую, Сибирскую и Среднеазиатскую провинции [9, с. 8]. После «плана Хауза» был подготовлен новый план под названием «Условия Конвенции» [10]. В нем речь вновь шла о разделе России на сферы влияния. Большое влияние на подготовку этого плана оказала геополитическая теория Хэлфорда Маккиндера - британского геополитика и профессора географии Оксфордского университета, еще в 1904 году выдвинувшего идею «осевых регионов» мировой политики в своей лекции «Географическая ось истории». В его трактовке, страна, расположенная в центре Евразии, могла править всем миром. Однако одной из таких стран

объективно являлась Россия, расположенная «в самом сердце континента», на территории, вовсе не случайно названой Хартлендом [11, с. 162-169]. С учетом этого, с 1920-х годов основным объектом, мешавшим реализации «американской мечты» стала Советская Россия.

По мнению американского учёного Дж. Спарго, главной задачей США стало уничтожение Советской России. Считалось, что существование России было главным препятствием на пути «политики открытых дверей» США. Однако в декабре 1922 года В. И. Ленин по существу восстановил распавшуюся Российскую империю под названием СССР, И, хотя форма государственного строя изменилась, глобальное положение страны осталось для США прежним. С их точки зрения, «Россия» вновь подтвердила свое доминирование над своими колониями в Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. СССР также не отказался от идеи закрепиться на Балканах, от овладения Черноморскими проливами и выходу оттуда на Ближний и Средний Восток. Более того, СССР взял курс на «мировую революцию». Поскольку США не собирались мириться с созданием СССР, они называли его «Северным медведем» и «Красной империей» и проводили политику его непризнания. Дипломатические отношения с СССР были установлены только в 1933 году. С одной стороны, свою роль здесь сыграла опасность охвата мира чумой фашизма и новой мировой войны, а с другой - тот факт, что президент Ф. Рузвельт был умным и реалистичным политиком. Все это побудило США официально признать СССР в ноябре 1933 года. Они даже стали союзниками в борьбе с фашизмом во Второй мировой войне. Но это был всего лишь временный компромисс. Уже на последнем этапе Второй мировой войны разногласия между этими двумя государствами стали более чем заметными. Демонстрация атомного оружия США, сброс ими атомных бомб на города Нагасаки и Хиросима - эти и целый ряд других событий обозначили новый рубеж.

Сразу после войны между этими двумя государствами возникла конкуренция по поводу Германии, Польши и Китая. США хотели видеть Германию прозападным государством, а СССР -нейтральным государством. Разногласия между этими двумя великими державами привели к тому, что Германия оставалась разделенной до 1990 года. Организация в послевоенный период сферы влияния СССР в Центральной и Восточной Европе еще более усилила противоречия, результатом обострения которых стало складывание биполярного мира. В политическую литературу довольно быстро вошел термин «холодная война».

В этих условиях появилась новая геополитическая доктрина США, разработанная известным американским учёным Н. Спайкменом, объединившая и развившая идеи А. Мехена и Х. Маккиндера. В его учении, а также в работах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мирового устройства» были отражены основные принципы геополитики США и выдвинута формула: «Кто контролирует Римленд, тот властвует над Евразией, кто правит Евразией, тот управляет судьбой мира» [11, с. 166].

Объединенный комитет начальников штабов США разработал ряд планов против СССР, таких как «Пинчер» (1946 г.), «Бройлер» (1947 г.), «Граблер», «Фролик» (1948 г.) и «Дропшот» (1949 г.). В этих планах были оформлены проекты атомных бомбардировок СССР (70 городов). Указанные планы предусматривали также ликвидацию социальных структур коммунистических партий в экономике и обществе СССР и Восточной Европе, распад Советского государства и его раздробление на множество мелких государств, создание новых социальных правил во всех других социалистических государствах, усиление международное коммунистическое движение [6, с. 915].

Доктрина Кеннана была разработана в 1946 году для предотвращения расширения советского вмешательства. Доктрина Трумэна 1947 года была создана для предотвращения усиления влияния СССР на Ближнем и Среднем Востоке. Эта доктрина положила начало поворотному моменту во внешней политике США. В 1948-1951 годах был реализован план Маршалла, призванный обеспечить контроль над экономикой европейских стран под предлогом восстановления экономики США. В качестве альтернативы этим действиям США, СССР организовал СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), в который вошли социалистические страны Европы (кроме Югославии). В ответ на созданный в апреле 1949 года под руководством США НАТО (Североатлантический договор) в мае 1955 года СССР создал Организацию Варшавского договора. Соперничество США и СССР фактически перешло в стадию прямого военного противостояния в Корейской войне 1950-1953 годов. В результате Корея, разделилась

на две части. Северная Корея вошла в сферу влияния СССР, а Южная Корея - в сферу влияния США. Корея до сих пор остается разделенной.

В 50-х годах ХХ века против доктрины Хрущева США выдвинули «доктрину Эйзенхауэра», призванную насильственно заполнить пустоту, созданную на Ближнем и Среднем Востоке «массовым реваншем», «открытым небом». Еще в 1959 году Конгресс США принял Закон № 86-90, целью которого был раздел Советского Союза на 22 штата. Несмотря на распад СССР в 1991 году, этот закон остается в силе до сих пор. Это красноречиво говорит о том, что Россия была и остается главным конкурентом США [12].

Соперничество между США и Россией продолжалось и в 60-е годы XX века, а в некоторых случаях даже создавало угрозу масштабной - мировой войны. Примером тому может быть Берлинский кризис 1961 года, в результате которого была возведена берлинская стена, известная в истории как «Вторая Китайская стена». Самой горячей точкой «холодной войны» стал Карибский кризис 1962 года, который грозил миру войной между этими двумя государствами. Размещение СССР ракет на Кубе привело к ее блокаде со стороны США. Однако этот кризис не привел к новой войне. Были выработаны договоренности, основанные на взаимном компромиссе обеих сторон. В 1963 году в ледниках международных отношений появилась первая трещина. США, СССР и Великобритания подписали соглашение о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Московский договор). Однако вскоре отношения снова обострились. Это еще раз ярко проявилось в событиях в Чехословакии во время интервенции США во Вьетнаме.

События в Чехословакии развивались на основе доктрины «Полицентризма западной политики», выдвинутой американским политиком Дж. Кэнноном в 1963 году. Но события в Чехословакии показали, что СССР еще силен, и заставили Запад, в первую очередь США, задуматься [13].

«Холодная война» также проявилась в масштабной гонке вооружений. Уже в начале 70-х годов ХХ века между двумя государствами установился военный паритет. 98% современного оружия находилось в руках этих двух великих держав. Эта ситуация заставила задуматься дальновидных государственных деятелей обеих стран. За основу они взяли линию политического реализма, поскольку осознавали, что война создаст опасность уничтожения человеческого рода, и в этом процессе не будет победителей и проигравших. Как следствие, эпоху конфронтации начала сменять эпоха переговоров. В первой половине 70-х годов конкуренция между этими двумя великими державами была относительно «спокойной». Соглашение об «Ограничении стратегических вооружений» (ОСВ-1) было подписано между США и СССР в мае 1972 года. Обе страны вместе запустили ракеты в космос в 1975 году («Союз/Апполон»).

В конечном счете, США и СССР приняли участие в Хельсинкской конференции, созванной в июле-августе 1975 года, и подписали Акт, означавший политическое завершение Второй мировой войны. Однако это была лишь видимая сторона событий. В «четвертом измерении», то есть в мире идей, в мозгах, в экономике и пр. война шла особенно сильно. Радиостанции «Би-би-си», «Голос Америки», «Азадлыг» и пр. регулярно занимались антисоветской пропагандой. СССР также вел против США идеологическую войну.

Со второй половины 70-х годов XX века отношения между США и СССР вновь стали постепенно обостряться. В 1978 году США удалось добиться решения об увеличении военных расходов НАТО на 3% ежегодно. Соединенным Штатам, проводящим политику атлантизма, в мае 1979 года на сессии НАТО удалось принять двустороннее решение о размещении своих ракет малой и средней дальности на западноевропейских базах [14]. Вскоре это решение было реализовано. СССР также разместил свои ракеты средней и малой дальности в социалистических странах Европы. Конкуренция между США и СССР еще более усилилась в результате ввода войск СССР в Афганистан в декабре 1979 года, получившего в международных отношениях название «Последняя битва».

С конца 70-х годов XX века в мире активизировались новые консервативные силы. Понятие «государство процветания» осталось позади. На смену национализации снова пришла приватизация. Эти глубокие изменения, начавшиеся со второй половины 80-х годов, торможение экономического развития, а также несоответствие теорических положений практике социалистического строительства в СССР и социалистических странах Европы, а также целый ряд

других факторов привели к тому, что «холодная война», которую вел против СССР мировой империализм, возглавляемый США, настойчивая дискредитация СССР в глазах мирового сообщества после ввода войск в Афганистан в 1979, в итоге, в 1991 гг. привели к распаду СССР и возглавляемой им мировой социалистической системы, распаду СНГ и Варшавского договора. По существу, это означало явное поражение СССР и мировой системы социализма в третьей мировой войне [15].

Литература и источники

1. Из выступления Джеймса Монро перед Конгрессменами // Режим доступа: http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php

2. Крейгор фон Н. Адмирал Мехен. Геополитическая доктрина // https://dzen.ru/a/YHr4Q20NJH5T3bXW

3. Турицын И.В. Феномен мировых войн: проблемы историко-теоретического осмысления // Современная научная мысль. -2022. - №5. - С. 78-104.

4. ИльинИ.А. Наши задачи статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. т. II. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 45 с.

5. Касюк Л.А. Механизмы политического влияния США на постсоветском пространстве и их воздействие на состояния российско-американских отношений. - М., 2010. - 211 с.

6. ШамирИ. Кабала власти. М.: Алгоритм, 2008.

7. Купина А.Е. Провал американские планы и завоевания мирового господства в 1917-1920 гг. - М., 1954. - 322 с.

8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. т. 4. - М.: Анти-пресс, 2006. - 600 с.

9. Мустафаева С., Гурбанова Ш., Джавадова З. Внешняя политика США (1945-2010). - Баку: 2011. - 303 с.

10. Российский обозреватель. - 1995. - № 1.

11. Маккиндер Х. Географическая ось истории// Полис. - 1995. - № 4. - С.162-169.

12. https://svop.ru/public/pub2011/1336/

13. https://www.perspektivy.info/book/amerikanskie_analiticheskie_instituty.htm

14. Кортунов С.В. Как строить отношения с США? // Вестник аналитики. - 2004. - № 1.

15. Турицын И.В. Феномен мировых войн: К общей постановке научной проблемы // Глобальная конфликтности мировые войны: История и современность. Мат-лы международного научного симпозиума. М., 2022. С. 3-17.

References and Sources

1. Iz vystupleniya Dzhejmsa Monro pered KongresФsmenami // Rezhim dostupa: http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php

2. Krejgor fon N. Admiral Mekhen. Geopoliticheskaya doktrina // https://dzen.ru/a/YHr4Q20NJH5T3bXW

3. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: problemy istoriko-teoreticheskogo osmysleniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2022. - №5. - S. 78-104.

4. Il'in I.A. Nashi zadachi stat'i 1948-1954 gg. V 2-h t. t. II. - M.: Ajris-press, 2008. - 45 s.

5. Kasyuk L.A. Mekhanizmy politicheskogo vliyaniya SShA na postsovetskom prostranstve i ih vozdejstvie na sostoyaniya rossijsko-amerikanskih otnoshenij. - M., 2010. - 211 s.

6. Shamir I. Kabala vlasti. M.: Algoritm, 2008.

7. Kupina A.E. Proval amerikanskie plany i zavoevaniya mirovogo gospodstva v 1917-1920 gg. - M., 1954. - 322 s.

8. Denikin A.I. Ocherki russkoj smuty. t. 4. - M.: Anti-press, 2006. - 600 s.

9. Mustafaeva S., Gurbanova Sh., Dzhavadova Z. Vneshnyaya politika SShA (1945-2010). - Baku: 2011. - 303 s.

10. Rossijskij obozrevatel'. - 1995. - № 1.

11. Makkinder H. Geograficheskaya os' istorii// Polis. - 1995. - № 4. - S.162-169.

12. https://svop.ru/public/pub2011/1336/

13. https://www.perspektivy.info/book/amerikanskie_analiticheskie_instituty.htm

14. Kortunov S.V. Kak stroit' otnosheniya s SShA? // Vestnik analitiki. - 2004. - № 1.

15. Turicyn I.V. Fenomen mirovyh vojn: K obshchej postanovke nauchnoj problemy // Global'naya konfliktnosti mirovye vojny: Istoriya i sovremennost'. Mat-ly mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. M., 2022. S. 3-17.

ГУРБАНОВА ШАХЛА МУЗАФФЕР ГЫЗЫ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории, Азербайджанский государственный педагогический университет.

GURBANOVA, SHAHLA MUZAFFER - PhD in History, Associate Professor, Department of General History and History Teaching Technology, Azerbaijan State Pedagogical University (gurbanova.s@mail.ru).

УДК 94(479.24):338.439.02 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-134-140

РЗАЕВА Г.Ш.

К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА С ФАО (1995-2015 гг.)

Ключевые слова: международная торговля, продовольственная политика, сельское хозяйство, Азербайджан, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО).

В Азербайджане, наряду с нефтяной промышленностью, большое значение имеет развитие иных отраслей, в том числе аграрного сектора. Международные организации развернули деятельность по всему миру в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов, производства качественной продукции, устойчивого развития сельского хозяйства и т.д. Азербайджан уделяет особое внимание партнерству с этими организациями, особенно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), что имеет немаловажное значение для развития аграрного сектора. В статье говорится о сотрудничестве Азербайджана с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), реализованных проектах и полученных результатах в сфере сельского хозяйства.

RZAEVA, GS.

ON THE HISTORY OF AZERBAIJAN'S COOPERATION WITH THE FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION

OF THE UNITED NATIONS (1995-2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.