Научная статья на тему 'Историография янсенизма - семь подходов'

Историография янсенизма - семь подходов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНСЕНИЗМ / ОБЩЕСТВО ИИСУСА / РЕФОРМАЦИЯ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОР-РОЯЛЬ / CЕН-СИРАН / СЕНТ-БЁВ / JANSENISM / SOCIETY OF JESUS / REFORMATION / HISTORIOGRAPHY OF RELIGIOUS STUDIES / PORT-ROYAL / SAINT-CYRAN / SAINT-BEUVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуща Елена Викторовна

В статье предпринята попытка классификации историографии янсенизма крупнейшего явления в истории западного христианства после Реформации. Основной импульс исследования связан с очень малой изученностью этого движения в отечественной историографии и необходимостью оценки систематизации подходов к изучению янсенизма в зарубежной историографии. Классификация истории идей янсенизма основана прежде всего на опыте и открытиях зарубежных историков и философов XVI-XXI вв. Благодаря использованию хронологического принципа в статье анализируется процесс развития интереса к исследованию янсенизма у сторонников и оппонентов движения на протяжении четырех столетий и обосновываются семь основных подходов к историографии янсенизма. Как сложное и многогранное явление, янсенизм, с одной стороны, можно назвать «внутрикатолической реформацией», и его интерпретации наследия св. Августина были весьма близки к кальвиновским (на что постоянно указывали многочисленные оппоненты). С другой стороны, эта реформация предполагала обращение от «адаптированного христианства» к святоотеческой традиции, а потому здесь присутствуют параллели и с православной традицией. Поэтому для отечественной историографии важное значение имеет актуализация янсенистского богословского наследия для современного богословия начиная с классического метафизического вопроса о соотношении человеческой свободы и Божественного действия и завершая самым практическим, в виде дискуссии о тех требованиях, которые должны предъявляться к полному участию верующих в таинстве Евхаристии, с чего и начинались знаменитые «янсенистские дебаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF JANSENISM: SEVEN APPROACHES

The article attempts to classify the historiography of Jansenism, the largest phenomenon in the history of Western Christianity after the Reformation. The main impetus of the research is conditioned by very meagre study of this movement in national historiography and the need to evaluate the systematization of approaches to the study of Jansenism in foreign historiography. The classification of the history of ideas of Jansenism is based primarily on the experience and discoveries of foreign historians and philosophers of the 17th 21st centuries. The bibliography of foreign works on the history of Jansenism is very diverse, because Jansenism, as a very complex phenomenon, on the one hand, can be called “Catholic Reformation” and its interpretation of the heritage of St. Augustine was very close to Calvin's (which his numerous opponents constantly pointed out), on the other hand, supporters of the movement, many of whom were exceptionally educated people, created an extensive polemical-apologetic, moral-oratorical, religious-moralistic, memoir-historical prose of the 17th century, contributing to the formation of the literary language and therefore the conversation about Jansenism is associated not only with the theological fi ghts of their century. Due to the use of the chronological principle, the article analyzes the development of interest in the study of Jansenism among supporters and opponents of the movement over four centuries and substantiates seven main approaches to the historiography of Jansenism.

Текст научной работы на тему «Историография янсенизма - семь подходов»

Вестник ПСТГУ

Гуща Елена Викторовна, аспирант кафедры философии религии и философских аспектов культуры ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6 e5381717@yandex.ru ОИСГО: 0000-0001-5603-6182

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2019. Вып. 83. С. 89-106

БО1: 10.15382Миг1201983.89-106

Историография янсенизма —

семь подходов

Е. В. Гуща

Аннотация: В статье предпринята попытка классификации историографии янсенизма — крупнейшего явления в истории западного христианства после Реформации. Основной импульс исследования связан с очень малой изученностью этого движения в отечественной историографии и необходимостью оценки систематизации подходов к изучению янсенизма в зарубежной историографии. Классификация истории идей янсенизма основана прежде всего на опыте и открытиях зарубежных историков и философов ХУ1—ХХ1 вв. Благодаря использованию хронологического принципа в статье анализируется процесс развития интереса к исследованию янсенизма у сторонников и оппонентов движения на протяжении четырех столетий и обосновываются семь основных подходов к историографии янсенизма. Как сложное и многогранное явление, янсенизм, с одной стороны, можно назвать «внутрикатолической реформацией», и его интерпретации наследия св. Августина были весьма близки к кальвиновским (на что постоянно указывали многочисленные оппоненты). С другой стороны, эта реформация предполагала обращение от «адаптированного христианства» к святоотеческой традиции, а потому здесь присутствуют параллели и с православной традицией. Поэтому для отечественной историографии важное значение имеет актуализация янсенистского богословского наследия для современного богословия — начиная с классического метафизического вопроса о соотношении человеческой свободы и Божественного действия и завершая самым практическим, в виде дискуссии о тех требованиях, которые должны предъявляться к полному участию верующих в таинстве Евхаристии, с чего и начинались знаменитые «янсенистские дебаты».

Ключевые слова: янсенизм, Общество Иисуса, реформация, религиоведческая историография, Пор-Рояль, Сен-Сиран, Сент-Бёв.

Одна из характеристик янсенизма могла бы прозвучать как «грандиозное по своему масштабу и влиянию религиозно-интеллектуально-политических движений континентальной Европы XVII столетия, мало исследованное в России». Единственная фигура этого движения, получившая у нас резонанс, — это Блез Паскаль (1623—1662), заслуженно прославленный своей искрометной

Введение

богословско-моралистической публицистикой и духовной афористикой1, тогда как основная философско-теологическая лаборатория этого движения в Пор-Рояле остается у нас вне рассмотрения2. Библиография зарубежных работ, посвященных истории янсенизма, весьма разнообразна, потому что янсенизм как очень сложное явление (высокоинтеллектуальное, глубокорелигиозное, строго-моральное), с одной стороны, можно назвать «католической реформацией», и его интерпретации наследия св. Августина были весьма близки к каль-виновским (на что постоянно указывали его многочисленные оппоненты), с другой — сторонники движения, многие из которых были люди яркие и исключительно образованные, создали обширную полемическо-апологетическую, нравоучительно-ораторскую, религиозно-моралистическую, мемуарно-историческую прозу XVII столетия, содействуя формированию литературного языка, а потому разговор о янсенизме связан не только с теологическими поединками их века.

Историография янсенизма

XVII век. Впервые история янсенизма была написана его оппонентами в 1646 г. Иезуит Франсуа Пинтеро3 опубликовал документы, касающиеся взаимоотношений аббата Сен-Сирана и Янсения4 , — «Наследие Сен-Сирана» (Лувен,

1 Среди исследовательских и критических трудов отечественного паскалеведения можно выделить работы Г. Я. Стрельцовой «Паскаль» (М., 1979), «Паскаль и европейская культура» (М., 1994) и Б. Н. Тарасова «Паскаль» (М., 1979, 1982), «Л. Н. Толстой — читатель Б. Паскаля», «Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции» (СПб., 2002), «Мыслящий тростник. Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей» (М., 2004), которые составляют основной корпус знаний о французском мыслителе в отечественном контексте. Среди новейших исследований можно выделить только две работы: диссертацию протоиерея Александра Чистякова «Блез Паскаль и французская апологетика первой половины XVII века» (Сергиев Посад, 2009), посвященную изучению апологетики Паскаля в ее богословско-историческом контексте, и монографию К. Ю. Кашлявик «Поэтика Блеза Паскаля» (М., 2014), раскрывающую своеобразие становления и развития поэтики французского мыслителя.

2 Состояние исследований по янсенизму в отечественной историографии более сложное, так как этот вопрос никогда специально не изучался. Можно только отметить недавно вышедшую статью В. К. Шохина «Сакраментологическая полемика янсенистов с иезуитами и ее современная востребованность» (Философия религии: Альманах. 2014—2015. С. 239—294), посвященную анализу полемики янсенистов и Общества Иисуса о различных аспектах участия мирян в таинстве Евхаристии, развернувшейся вокруг монументального сочинения виднейшего богословского защитника янсенизма Антуана Арно-младшего (Antoine Arnauld, 16.02.1612, Париж — 08.08.1694, Брюсель) «О частом причащении» и статью Е. А. Аль-Фарадж «Жизнь в миру и одиночество в Письмах Антуана Арно» о восприятии одиночества во французской духовной литературе XVII столетия на примере переписки также Антуана Арно-младшего (Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 101—114).

3 Франсуа Пинтеро (François Pinthereau, 1605—1664), член Общества Иисуса с 1.10.1621 г., профессор гуманитарных наук, философии и теологии, преподавал в разных колледжах ордена иезуитов.

4 Корнелий Янсений (Hornelis Jansénius, 1585—1638) и Жан дю Вержье де Оран, аббат Сен-Сиран (Jean Du Vergier de Hauranne, abbé de Saint-Сyran, 1581-1643), основоположники янсенизма. Аббат Сен-Сиран разработал церковно-практическое приложение для богослов-

1646). Следующим по времени можно указать его же сочинение «Зарождение янсенизма, открытое монсеньором канцлером г-ном де Превилем» (Кан, 1653; Лувен, 1654), в котором были опубликованы письма Янсения, адресованные Сен-Сирану, отобранные у последнего во время ареста в 1638 г., а также были рассмотрены детали расследования против аббата, порученного кардиналом Ришелье Жану де Мартину Лаубардемонту5. Несмотря на свою полемическую направленность, эти две работы являются ценными: до выхода работ Альберта де Мейера (Albert de Meyer, 1887-1952) и Жана Орчибаля (Jean Orcibal, 1918-1993) они оказываются важными напечатанными источниками наших знаний о происхождении янсенизма.

Заметим здесь же, что сам термин янсенизм получил общепринятый смысл в 1654 г. и стал распространяться благодаря противнику движения — Захарии де Лизье6 , написавшему под псевдонимом Луи Фонтен (или Луи Фонтейн), Сьер де Сен-Марсель (Louis Fontaines, Sieur de Saint-Marcel) свою самую известную сатирическую работу «Повествование о стране янсенизма» (Relation du pays de Jansènie. Париж, 1660), неоднократно переиздававшуюся (Париж 1688, Руан 1693). Издание 1688 года было пересмотрено и расширено Обществом Иисуса и носило название «Антифантом янсенизма, или Новое описание государства Янсения с его провинциями, Кальвини, Либертини, Диссерией и морем Пролиз или Морем Презумпции» (L'Anti-fantôme du jansénisme, ou la Nouvelle description du païs de Jansénie avec ses confins, la Calvinie, la Libertinie, la Désespérie et la mer Prolyse ou Mer de Présomption). В этом сатирическом антиянсенистском произведении, носившем уже яркий обвинительный тон, иезуиты представили целое «государство Янсения» с объяснением особенностей религиозных обычаев жителей каждой из его трех «провинций».

Первую историю становления движения от самих янсенистов следует искать у Луи Горена де Сен-Амура7, который в 1651-1653 гг. отстаивал интересы группы янсенистов в Риме, а с 1662 г. издавал с помощью Антуано Арно-младшего «Газету» (Journal. Париж, 1662-1664). Несмотря на то что его издание было осуждено в 1664 г., «Газета» богата подробностями по римским вопросам, связанным с буллой Иннокентия X «Cum occasione» (1653), подтвердившей еретичность пяти

ского трактата Янсения «Августин, или Учение святого Августина о здравии, недуге и врачевании человеческой природы, против пелагиан и массилийцев» (1640), был духовником многих влиятельных парижских семейств. Под его духовным руководством находился монастырь Пор-Рояль, ставший в XVII в. оплотом янсенизма.

5 Жан де Мартин, барон Лаубардемонт (Jean Martin de Laubardemont, 1590-1653), французский магистр, мировой судья Франции; пользовался поддержкой кардинала Ришелье, его имя стало синонимом несправедливого судьи. С 5 июня 1638 г. по поручению Ришелье Лаубардемонт начал сбор информации против аббата Сен-Сирана, обвиненного в ереси и содержавшегося в заточении в Венсенском замке с 15 мая 1638 г. до смерти кардинала в 1642 г.

6 Захария де Лизье (Zacharie de Lisieux, 1596-1661), французский религиозный деятель, член ордена капуцинов, автор сатирических произведений против янсенистов.

7 Луи Горин де Сен-Амур (Louis Gorin de Saint-Amour, 1619-1687), доктор Сорбонны с 1644 г. В 1650 г., в рамках дебатов по «пяти еретическим положениям» (см. ниже), приписываемым Янсению, он стал одним из главных защитников точки зрения янсенистов. Был изгнан из Сорбонны в 1656 г. после того как поддержал Антуана Арно-младшего, осужденного за «Второе письмо к герцогу и пэру Франции» (10 июня 1655 г.).

положений в «Августине»8, и является важным напечатанным источником наших знаний о периоде активной полемики янсенистов.

Вписал страницы в историографию янсенизма и иезуит Рене Рапен9 своим сочинением «История янсенизма: от его истоков до 1644 года» (Париж, 1691). История смелая, подробная и хорошо документированная, представляла собой длинный рукописный текст и была написана без стремления напечатать ее: история должна была оставаться в архивах ордена иезуитов10.

Антагонист Рапена, Годфруа Эрман11 написал «Мемуары, касающиеся истории церкви XVII века (1630-1663)». Его работа не датирована, но по большей части написана, по словам Огюстена Газье (Augustin Gazier, 1844-1922), между 1670 и 1680 гг. Рукописи были опубликованы Газье в 1905-1910 гг. (6 томов, Париж). Это очень личная работа, богатая на детали и имеющая часто тон обвинительного заключения против иезуитов. Эрман рассказывает о событиях 1630-1663 гг. Эти две работы последней трети XVII столетия — Рапена и Эрмана — остаются ценными источниками и, несмотря на их ярко обвинительный тон против оппонентов, взаимно дополняют друг друга.

Кроме вышеуказанной литературы об истории янсенизма написано еще два сочинения конца XVII столетия: «Сокращенная история янсенизма» (Кельн, 1698) Жака Фуйю12, две трети объема текста которой посвящены разбору янсенистского учения о благодати, и трехтомная работа Габриэля Жербе-рона13 «Всеобщая история янсенизма и всего, что происходило во Франции» (Амстердам, 1700).

8 Первоначально эти положения были обнаружены юристом богословского факультета Сорбонны Николя Корне (Nicolas Cornet, 1592—1663) в 1649 г. Этими положениями были: 1) существуют Божественные повеления, которые человек при всех своих усилиях осуществить не может; 2) свободная человеческая воля не может противиться действию Божественной благодати; 3) люди даже и без действия свободы своей воли могут приобрести заслуги; 4) «полу-пелагиане» правы в том, что предваряющая благодать необходима для всех внутренних «актов души», включая саму веру, но не правы в том, что падший человек свободен принимать или не принимать ее; 5) учение о том, что Христос умер за всех, — «полупелагианское».

9 Рене Рапен (René Rapin, 1621—1687), французский богослов, философ, писатель и поэт, с 1667 г. был членом Ламоньонской академии.

10 В своей статье В. К. Шохин предположил, что Рапен «не решился публиковать при жизни свою хронику раннего янсенизма, над которой работал более двух десятилетий... [потому], что автору не хотелось разоблачений своих "округлений истории"» (Шохин В. К. Са-краментологическая полемика янсенистов с иезуитами и ее современная востребованность. С. 271.

11 Годфруа Эрман (Godefroy Hermant, 1617—1690), французский католический священник, историк и янсенистский богослов, ректор Парижского университета с 1646 по 1648 г.

12 Жак Фуйю (Jacques Fouillou, 1670—1736), французский янсенистский богослов, доктор Сорбонны. В 1705 г. вместе с Паскье Кенелем (Pasquier Quesnel, 1634—1719), возглавившем движение янсенистов после смерти Антуана Арно-младшего (ум. 08.08.1694), бежал в Голландию, где издавал письма Арно (8 томов). Смог вернуться во Францию в 1720 г. после смерти Кенеля.

13 Габриэль Жерберон (Gabriel Gerberon, 1628—1711), член ордена бенедиктинцев, преподавал риторику и философию в нескольких монастырях аббатства Сен-Мелайн (Saint-Melaine) в Ренне, за открытую пропаганду взглядов янсенистов подвергался многочисленным преследованиям и был вынужден бежать в Голландию.

Итак, первые исследования о происхождении и развитии янсенизма, появившиеся во второй половине XVII в., носили нейтральный (из-за непредсказуемой реакции светских и церковных властей) или полемический характер, однако, несмотря на то что выводы зависели от позиции автора (янсенист/ антиянсенист), работы часто взаимно дополняли друг друга. Показательно и то, что сами приверженцы и защитники учения Янсения (т. е. те, кого обвиняли в янсенизме) в качестве собственной характеристики называли себя всего лишь «учениками Святого Августина», а слово (термин) «янсенист» совсем не использовали.

XVIII век. Дальнейший импульс исследованиям янсенизма в XVIII столетии был связан с публикацией документов, изъятых из архивов Пор-Рояля14 во время разрушения 1709 г. До 1715 г. документы оставались в руках гражданского лейтенанта Войе д'Аржансона (Voyer d'Argenson, ум. 1715), который подарил их своей подруге, учившейся у монахинь из Пор-Рояля, Маргарите-Франсуазе де Жонку (Marguerite-Françoise de Joncoux), а она передала их после его смерти в аббатство Сен-Жермен-де-Пре своему двоюродному брату, аббату Жан-Батисту Ле Сен д' Этемару (Jean-Baptiste Le Sesne d' Etemare, 1682-1770), который совместно с Мари-С. де Темерикур (Marie-S. de Théméricourt, 1671-1745) взяли на себя обязательство упорядочить и составить собрание сочинений «библиотеки Пор-Рояля». Вместе с мадмуазель де Жонку они скопировали множество сохранившихся рукописей и увеличили эту коллекцию многочисленными текстами, копиями и различными печатными материалами. Их публикация состоялась в

14 Пор-Рояль — загородный женский цистерианский монастырь, ставший оплотом янсенизма в XVII в. Был расположен в шести лье (примерно, 26,5 км) от Парижа в речной долине Шеврёз (Chévreuse), так называемый загородный Пор-Рояль (Port-Royal des Champs / Пор-Рояль в Полях), с подворьем в Париже в предместье Сен-Жак (бульвар Port-Royal). Пор-Рояль в Полях был основан в XIII в. в эпоху Филиппа II Августа (1165-1223). Согласно легенде получил название «Королевские врата» (Port-Royal), потому что монастырь открыл свои ворота заблудившемуся во время охоты королю Филиппу II. С 1609 г. в монастыре проводилась реформа настоятельницами монастыря, сестрами Антуана Арно-младшего, Жаклиной Марией Анжеликой Арно (la Mere Angélique Arnauld, 1591-1661) и Агнессой Арно (Жанна Катрин Аньес Арно, 1593-1672). С 1636 г. и до смерти аббата Сен-Сирана (ум. 1643) монастырь находился под его духовным руководством. В Пор-Рояле в Полях за стенами в окрестностях монастыря и на скотном дворе жили так называемые отшельники (solitaires) — люди, удалившиеся из мира для сосредоточенной молитвы, уединенной жизни, духовного окормления, взаимного общения и обучения при монастыре. При аббате Сен-Сиране образовалась мужская группа отшельников, которую после смерти аббата возглавлял адвокат и доктор Сорбонны Антуан Арно-младший, автор 43 томов богословских трудов. К кругу «отшельников Пор-Рояля» принадлежали первый сын Антуана Арно-старшего (1560-1619), государственный и политический деятель, поэт, переводчик и даже садовод, автор морально-теологических сочинений Роберт Арно д'Андийи (Robert Arnauld d'Andilly, 1588-1674); филолог, лингвист, теолог, соавтор «Всеобщей и рациональной грамматики Пор-Рояля» (1660) Клод Лансело (Claude Lancelot, 1615-1695); друг и последователь Антуана Арно-младшего, соавтор «Логики, или Искусства мыслить Пор-Рояля» (1662) Пьер Николь (Pierre Nicole, 1625-1695); автор морально-теологического сочинения «Моральные рассуждения по поводу Нового Завета» (1668), лидер янсенистов после смерти Антуана Арно-младшего Паскье Кенель (Pasquier Quesnell, 1634— 1719); драматург, воспитанник пор-роялевских «маленьких школ» (Les Petites-Ecoles de Port-Royal), первый историограф Пор-Рояля Жан-Батист Расин (Jean-Baptiste Racine, 1639-1699).

1734 г. под заголовком «Стенания души, глубоко огорченной разрушением святого монастыря Порт-Рояль в Полях» (Gémissements d'un ame vivement touchée de la destruction du saint monastere de Port-Royal des Champs)15 .

Последующие публикации «библиотеки Пор-Рояль» в основном увидели свет в 1740—1750 гг. в Голландии — в Утрехте — благодаря усилиям о. Мишеля Тронше (Michel Tronchay, 1668-1733), секретаря и биографа Ленена де Тийемо-на16. Им были изданы «Мемуары» (Утрехт, 1738) Клода Лансело, которые, несмотря на сильную переработку составителя, являются ценными для знакомства с Сен-Сираном; «Письма» (Утрехт, 1734-1737) Жаклин Марии Анжелики Арно17; «Мемуары» (Утрехт, 1736; Кельн, 1738) Николя Фонтена18, заслужившие высокую оценку Сент-Бёва за превосходное отражение жизни в Пор-Рояле19; «Мемуары» (Утрехт, 1739) Пьера Томаса де Фоссе20. Активную и важную роль в этих публикациях играл также Клод Пьер Гуже21, автор «Сокращенной истории аббатства Пор-Рояль» (Париж, 1710; Амстердам, 1720), посвященной истории оплота янсенизма до изгнания последних монахинь в 1709 г. Гуже также издал в Гамбурге «Мемуары, помогающие составлять историю Пор-Рояля» (Гамбург, 1734) и «Воспоминания Роберта Арно д'Андильи» (Гамбург, 1734).

Возрождение янсенизма в XVIII—XIX вв. происходило на основе текстов, изъятых из «библиотеки Пор-Рояля» и опубликованных в Утрехте. Примечательно, что историй Пор-Рояля написано больше, чем историй янсенизма. Первым историографом Пор-Рояля считается Жан-Батист Расин22, который в сво-

15 Историю составления «библиотеки Пор-Рояля» можно найти у Сесиль Газье (Cécile Gazier, 1878—1936) в работе «История общества и библиотеки Пор-Рояль» (Париж, 1966).

16 Луи-Себастьян Ленейн де Тиллемонт (Louis-Sébastien Lenain de Tillemont, 1637—1698), католический священник и французский церковный историк, автор 16-томной истории христианской Церкви I—VI вв., шеститомной истории императоров Римской империи и других исторических трудов.

17 Жаклин Мари Анжелика Арно (la Mére Angélique Arnauld, 1591—1661), вторая дочь Ан-туана Арно Старшего (1560—1619), настоятельница монастыря Пор-Рояль с 1602 г.

18 Николя Фонтен (Nicolas Fontaine, 1625, Париж — 28.01.1709, Мелён (Melun), французский писатель и теолог, автор многочисленных работ по Священному Писанию, отцам Церкви, литургики и истории янсенизма. Несмотря на покровительство кардинала Ришелье, вступил в монастырь Пор-Рояль в 1645 г. и занимал там различные должности, в том числе был секретарем Антуана Арно-младшего, которого сопровождал после исключения из докторов Сорбонны в 1656 г. В 1664 г. был обвинен в янсенизме и арестован вместе с Леметром де Саси (1613—1684), с которым находился в заключении до 1669 г. Мечтал вернуться в Пор-Рояль, но был вынужден покинуть Париж и удалился сначала в Сен-Манде (Saint-Mandé), а затем до самой смерти в Мелён (Melun).

19 Sainte-Beuve. Port-Royal. P., 1867; Vol. II. P. 246.

20 Томас де Фоссе (Thomas de Fossé, 1634—1698), французский ученый и религиозный литературный деятель XVII в., родился в Руане, учился в пор-роялевских «маленьких школах», был отшельником Пор-Рояля в Полях. В 1666 г. арестован и выслан из Парижа. После смерти Леметра де Саси (ум. 1684), с 1685 по 1693 г. занимался публикацией переведенной на французский язык «Библии Пор-Рояля», или «Библии де Саси».

21 Клод Пьер Гуже (Claude-Pierre Goujet, 1697—1767), французский аббат и литератор. Учился в колледже ордена иезуитов, но тем не менее стал янсенистом.

22 Жан-Батист Расин (Jean-Baptiste Racine, 1639—1669), французский драматург и важный литературный деятель в западной традиции, воспитанник пор-роялевских «маленьких школ».

ей «Краткой истории Пор-Рояля» (рукопись 1693; первая часть издана в Кёльне в 1742; вторая часть — Кёльн, 1767) проследил историю монастыря до 1664 г. Основной фокус исследования был сделан на периоде после реформирования Пор-Рояля Анжеликой Арно (с 1609 г.). Работа, написанная в конце жизни автора, осталась незаконченной и была опубликована только в середине XVIII в. его сыном Луи Расином (Louis Racine, 1692—1763).

XIX век. Главным событием историографии янсенизма середины XIX в. следует считать публикацию «Пор-Рояля» Шарля Огюстена де Сент-Бёва (Париж, 1—5 тт. 1840—1859, 6 т. 1866)23, написанию которого предшествовал курс лекций, прочитанных в Лозаннской академии осенью 1837 — весной 1838 г. Книга Сент-Бёва является историей монастыря Пор-Рояль от его возникновения до разрушения, богословской и политической историей янсенизма, литературной историей XVII в. в связи с Пор-Роялем и коллекцией биографий и портретов великих личностей.

В предисловии к своему фундаментальному труду Сент-Бёв писал, что янсенизм и Пор-Рояль «часто пересекаются», но суть не одно и то же: «Янсенизм, происходящий от имени Янсения и его объемной книги "Августин", — явление прежде всего теологическое, где на первом плане были школа, Сорбонна, коллеж, диссертации в Лувене, обвинительные речи перед Советом Брабанта, конгрегации, проходившие в Риме, наконец, осложнение установленной дипломатии и схоластической брани... Пор-Рояль, к счастью, суть иное, чем этот утонченный спор, хотя они часто, слишком часто пересекаются. оказываясь в дыму и пламени. Тем не менее, несмотря ни на что, в Пор-Рояле были монастырь, алтарь, келья и окно для подаяний, христианский уклад жизни и внутренняя непреклонность некоторых душ. именно на этом мы стоим и от этого отталкиваемся.»24.

Применение термина «Пор-Рояль» (или «группа Пор-Рояль») вместо понятия «янсенизм» («янсенисты») было также предложено современным французским исследователем Филиппом Селье (Philippe Sellier, р. 1931) в статье «Что такое янсенизм (1640—1713)?»25. По причине категорийной нейтральности и положительной интонации Селье выделял сторонников Пор-Рояля — тех, кто был близок духовности монастыря еще с 1591—1609 гг., то есть задолго до публикации «Августина» Янсения.

Первый том «Пор-Рояля» Сент-Бёва был написан, когда уже появилась немецкая работа Германа Рейхлина (Hermann Reuchlin, 1810—1873) «История Пор-Рояля. Борьба реформаторского совета и иезуитского католицизма при Людовике XIII и XIV» (Гамбург-Гота, 1839—1840), написанная с ярких антимо-

23 Шарль Огюстен де Сент-Бёв (Charles Augustin de Sainte-Beuve, 1804-1869), французский литературный критик и писатель, основоположник биографического метода в литературоведении.

24 Sainte-Beuve. Port-Royal. Texte présenté et annoté par Maxime Leroy. En III volumes. Vol. I. Bibliothèque de la Pléiade. P.: Gallimard, 1953. P. 114-115. Цит. по: Кашлявик К. Ю. Поэтика Блеза Паскаля. М., 2014. С. 148-149.

25 Sellier Ph. Qu'est-ce que le jansénisme (1640-1713)? // Sellier Ph. Port-Royal et la littérature II. Le siècle de saint Augusttin, La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. P., 2000. P. 43-76.

линистских лютеранских позиций, мало документированная и превзойденная Сент-Бёвом. И без преувеличения можно сказать, что в историографии янсенизма имеет место своеобразная линия разделения: «до» и «после» Сент-Бёва, посвятившего своему шеститомнику тридцать лет жизни и оказавшего влияние на дальнейшие исследования как «за», так и «против» движения. Так, работа аббата Владимира Гетте26 «История Церкви во Франции» (Париж, 1847-1856) ввергла автора в яростную полемику с о. Ж.-Фр. Лекю (J.-Fr. Lequeux), переиздавшего с антиянсенистскими примечаниями «Воспоминания священника» (Париж, 1857) Мишеля Пико (Michel Picot, 1770-1841). Главные пункты полемики содержатся в работе о. Владимира «Янсенизм и иезуитизм» (Париж, 1857). Им также был составлен первый том «Литературной истории Пор-Рояля» (Париж, 1868). Таким образом, историография янсенизма XVIII-XIX столетий богата исследованиями по реформированию, становлению и развитию Пор-Рояля, как основной философско-теологической лаборатории янсенизма. А так как монастырь был важным переводческим и издательским центром, оказавшим влияние на формирование литературного языка, внимание исследователей привлекало также наследие «библиотеки Пор-Рояля».

XX—XXI века. В XX в. начался период подлинно научной истории янсенизма. Современные исследователи стремились подчеркнуть разнообразие позиций у «учеников святого Августина», в их работах уже нет того сочувствия к движению, которое прослеживалось до середины XIX в., — классификация современных работ на янсенистские/антиянсенистские нецелесообразна.

Начало научной истории янсенизма знаменует Огюстен Газье (1844-1922), который руководил библиотекой Пор-Рояльского общества (Société de Port-Royal) с 1878 г. Имея доступ ко всему богатству этой библиотеки, он смог осветить различные вопросы истории янсенизма. Приведем не полный список его публикаций: «Воспоминания Годфруа Эрмана» (6 томов, Париж, 1905-1910); «Продолжение истории Пор-Рояля из неопубликованных документов: Жанна де Буаньорель и Кристоф де Бомон (1750-1782)» (Париж, 1906); «Переписка Жанны де Шанталь и Анжелики Арно, 1620-1641» (Париж, 1915); «История янсе-нистского движения от истоков до наших дней» (2 тома, Париж, 1923); «Общая история янсенистского движения» (2 тома, Париж, 1924).

В начале XX в. также выходит диссертация Альберта де Мейера (1887-1952) «Первые янсенистские споры во Франции (1640-1649)» (Лувен, 1917). Автором тщательно были изучены возникновение и развитие движения во Франции до 1649 г. Объединяющей чертой, присущей всему янсенистскому движению, А. де Мейер называет постоянную готовность к сопротивлению и бескомпромиссное стремление защитить Янсения. Основной исследовательский фокус был сделан на периоде от издания фолианта «Августин» в 1640 г. до выявления

26 Архимандрит Владимир Гетте (Vladimir Guettée, 1816—1892), доктор богословия, сначала католический, а с 1862 г. православный священник, автор многотомного труда «История французской церкви» (в 7 т.), седьмой том которого был осужден и внесен в Индекс запрещенных книг в 1852 г., а его самого обвинили в янсенизме и приверженности к галликанству (см. ниже). С 1862 г. и до самой смерти издавал православный журнал «Христианский союз», в котором вел полемику с католическими богословами.

в этом тексте Ипрского епископа знаменитых «пяти еретических положений»27, осуществленного юристом Сорбонны Николя Корнэ в 1649 г.

Крупнейший историк западноевропейской религиозной мысли Нового времени Жан Орчибаль (1918—1993) заново исследовал историю происхождения янсенизма. Его диссертация «Жан дю Вержье де Оран, аббат Сен-Сиран, и его время» (Париж, 1944) является классическим трудом, посвященным биографии и богословским взглядам основоположника янсенизма. Изучая взаимоотношения между Сен-Сираном и Янсением, он осветил роль, которую сыграла Контрреформация (или «Католический Ренессанс») в зарождении Пор-Рояля, в работе «Первый Пор-Рояль: Реформа или Контрреформация?» (Париж, 1950). Духовность Сен-Сирана, изучаемая по его трудам, питалась теми же источниками, что и духовность одних из главных деятелей католического возрождения начала XVII столетия — Пьера де Берюля28 (1575—1629) и Франциска Сальского (1567—1622), а августинизм аббата был более обращен к религиозной практике, чем к богословским спекуляциям. Рассматривая жизнь Сен-Сирана в свете недоверия Ришелье к «набожной партии», Ж. Орчибаль помогает лучше понять историю Пор-Рояля и оригинальность движения.

Луис Конье (Louis Cognet, 1917—1970) сосредоточился на первом Пор-Рояле и периоде реформирования монастыря («Реформа Пор-Рояля (1591—1618)»; Париж, 1950). Ему удалось изобразить портреты Анжелики Арно («Повествование настоятельницы Анжелики Арно, написанное о Пор-Рояле» (Париж, 1949) и «Мать Анжелика Арно и ее время» (Париж, 1950—1951)) и Клода Лансело («Клод Лансло, отшельник Пор-Рояля» (Париж, 1950)). Настаивая в своей работе «Янсенизм» (Париж, 1961) на невозможности дать слову янсенизм точное значение, Конье выявил его две основные психологические ориентации: «глубоко требовательное христианство, которое хочет существовать без компромиссов и уступок» и «интенсивное сознание прав человека, в особенности личной мысли, перед лицом абсолютизации власти»29 (см. также его «Новая духовность (1600—1650) в истории христианской духовности» Париж, 1966).

Янсенизм XVIII столетия, выпущенный из виду теологами и церковными историками, получил признание из работы Жана Каррейра (Jean Carreyre) «Янсенизм во время регентства» (т. 3. Париж, 1929—1933) и его статей в «Лексиконе католического богословия» (Dictionnaire de Théologie Catholique — DTC)30. Вспыхнувшие разногласия внутри французской Церкви — споры вокруг буллы «Unigenitus Dei Filius», изданной 8 сентября 1713 г. Климентом XI, и затем во-

27 См. выше.

28 Пьер де Берюль (1575—1629), первый генерал французской ветви Общества оратори-анцев Иисуса, основанного в Париже в 1611 г. Общество было основано в Риме в 1588 г. Филиппом Нери. В. К. Шохин отмечает, что «в этом полумонашеском ордене были общие черты с Пор-Роялем; ораторианцы были элитным образованием, внесшим немалый вклад в развитие философии и церковной музыки... и их начальный пафос возрождения Церкви также был близок янсенистскому» (Шохин В. К. Сакраментологическая полемика. С. 275).

29 Cognet L. Le jansénisme. P., 1961. P. 124.

30 О Паскье Кенеле (Quesnel. Т. 13, кол. 1460—1535; Париж, 1937), синоде в Пистое (Pistoie (synode). Т. 12, кол. 2134—2230; Париж, 1935) и о булле Unigenitus (Unigenitus (Bulle). Т. 15, кол. 2061—2162; Париж, 1950).

круг Гражданской конституции духовенства — породили так называемый политический янсенизм (на протяжении всего XVIII в. термин использовался как синоним политической оппозиции монархической и духовной власти). Он рассматривается в работе Ж.-Ф. Тома (Jacques François Thomas) «Прения вокруг Unigenitus» (La querelle de l'Unigenitus; Париж, 1950) и в исследовании Е. Пре-клена (E. Préclin) «Янсенисты XVIII века и Гражданская конституция духовенства (рост богатства, его распространение среди духовенства, 1713—1791)» (Париж, 1929).

Также в XX в. Францем Боркенау (Franz Borkenau, 1900-1957) разрабатывалась марксистская интерпретация янсенизма, которая увидела в движении выражение буржуазного мировоззрения и предложила его классовую типологизацию, подчеркнув социальную значимость янсенизма, характерную для определенного класса, формировавшегося за счет французского дворянства. Согласно данной типологизации, янсенизм есть идеологическая реакция на социальные противоречия в обществе31.

Во второй половине XX в. была предложена еще одна типологизация янсенизма благодаря исследованиям французского философа и социолога Лю-сьена Гольдмана (Lucien Goldmann, 1913-1970), которому в работе «Скрытый Бог. Изучение трагического видения в "Мыслях" Паскаля» (Париж, 1955), посвященной сравнительному анализу философских и религиозных взглядов янсенистов, удалось проследить их связь в период между 1637 и 1677 гг. — становлением янсенизма в годы 1637 (начало отшельнической жизни Антуана Леметра в Пор-Рояле), 1638 (арест Сен-Сирана) и 1677 (первое представление «Федры», последней трагедии Расина). Л. Гольдману приписывается та методология, которую иногда называют «генетической»: речь идет не о том, чтобы проверять янсенизм Паскаля по янсенизму Арно и Николя, но чтобы утвердить янсенизм концептуальный и схематический (т. е. речь идет о том, что такое янсенизм и как к нему прийти). Жан-Робер Армогете (Jean-Rober Armogathe, р. 1947) видит признаки генетического метода не в том, что кто-то является эталоном янсенизма, а что есть некий янсенизм, который материализуется в творчестве отдельных авторов (т. е. исходит не из авторов, а из схемы янсенизма)32.

Пытаясь объяснить социальный и интеллектуальный феномен янсенизма, Гольдман отметил целостность янсенистской мысли, которой, по его мнению, были присущи две общие характеристики: «внеисторический отказ от мира» и враждебное или безразличное отношение к мистицизму, и предложил схематический анализ янсенистского движения XVII века, обозначив внутри него четыре главных течения:

1) «умеренные янсенисты» — умеренное течение, лишенное трагического элемента, представленное Арно д'Андийи, Жильбером де Шуазелем дю Плесси-

31 Borkenau F. Der Uebergang vom feudalistischen zum bürgerlichen Weltbild. P., 1934. S. 248267, 483-559.

32 Armogathe J.-R. Jansénisme Historiographie // Dictionnaire de Spiritualité. T. VIII. P., 1974. P. 112-113.

Прасленом33, позиция которых склоняется к «приспособлению ко злу и лжи мира»34 и лишена мистических тенденций;

2) янсенисты-«центристы» — центристское направление, лишенное трагического элемента, где необходимо выделить безразличных к мистицизму янсенистов-интеллектуалов (Сен-Сиран, Арно, Николь, «Письма к провинциалу») и мистических янсенистов-спиритуалистов («Мемориал» Паскаля, мать Агнесса Арно). Общая позиция представителей склоняется к «борьбе за истину и добро в мире» 35;

3) янсенисты-«экстремисты» — экстремистское, не-трагическое течение, лишенное мистических тенденций, представители которого (Жаклин Паскаль36, Марен Ле Руа37 и др.) «противопоставляли миру абсолютное требование истины и служения Богу» 38;

4) «крайние янсенисты» — экстремистское, трагическое направление, представленное м. Анжеликой Арно, Антуаном Сенгленом39, Габриэлем Жербероном и особенно Мартином де Баркосом40, неоднозначно относившихся к мистицизму и живших «трагедией одностороннего аскетического отказа... не только от какой-либо борьбы за истину и добро в мире, но и от утверждения истины, так как мир не способен ее услышать и понять» 41.

В 1964 г. Г. Намер (G. Namer) завершил исследование Л. Гольдмана о нетрагическом экстремистском янсенизме работой, посвященной аббату Гийому Ле Руа42 и его друзьям с подзаголовком «Эссе о внутринациональном экстремистском янсенизме»43.

Исследования Янсенизма в Италии и Японии. Наше историографическое расследование было ограничено французским и бельгийским регионами — основ-

33 Жильбер де Шуазель дю Плесси-Праслен (Gilbert de Choiseul du Plessis Praslin, 16131689), французский католический священник, последователь янсенизма, доктор богословия Сорбонны с 1640 г., епископ Комминский (Comminges) с 1644 по 1670 г., епископ Турне с 1669 г. до своей смерти в 1689 г. В 1651 г. был одним из одиннадцати епископов, подписавших прошение Иннокентию X не высказывать своего мнения по вопросу «пяти еретических положений» у Янсения.

34 Гольдман Л. Сокровенный Бог / пер. с фр. В. Г. Большакова. М.: Логос, 2001. С. 164.

35 Гольдман Л. Сокровенный Бог. С. 64, 164.

36 Жаклин Паскаль (Jacqueline Pascal, 1625-1661), французская поэтесса, младшая сестра Блеза Паскаля, с 1647 г. вместе с братом часто посещала Пор-Рояль, вела строгую и уединенную жизнь, после смерти отца в 1651 г. ушла в Пор-Рояль, где приняла монашеский постриг с именем Сент-Евфимия 5 июня 1653 г.

37 Марен Ле Руа де Гомбервиль (Marin Le Roy de Gomberville, 1600-1674), французский поэт и писатель, в 1634 г. был принят в число первых членов Французской академии, обратился к янсенизму в конце 1640-х гг. и провел последние 25 лет своей жизни в «благочестивом убежище» Пор-Рояле.

38 Там же. С. 164.

39 Антуан Сенглен (Antoine Singlin, 1607-1664), французский католический священник, друг аббата Сен-Сирана. Стал духовником Пор-Рояля в 1643 г., после смерти Сен-Сирана.

40 Мартин де Баркос (Martin de Barcos, 1600-1678), французский католический священник и богослов, племянник Жана дю Вержье де Орана.

41 Гольдман Л. Сокровенный Бог. С. 164.

42 Гийом Ле Руа (Guillaume Le Roy, 1610-1684), священник и богослов Пор-Рояля.

43 Namer G. Essai sur le jansénisme extrémiste intramondain. P., 1964.

ными для распространения янсенизма, поэтому имеет смысл отдельно сказать об итальянских и японских исследователях, которые часто выступают против сложившихся интерпретаций и чьи взгляды имеют большое значение для современного понимания движения44.

Так, в Италии в 1907 г. янсенизм первоначально у Э. Роты (E. Rota) был интерпретирован как движение авангардное, которое нарушало преобладающее влияние Церкви в обществе45. Но другая школа, сформировавшаяся вокруг Г. Джемоло (G. Jemolo), увидела в янсенизме богословский консерватизм и рассматривала его в высшей степени в качестве богословского движения религиозного характера46. Б. Маттеуччи (B. Matteucci) вслед за Г. Джемоло утверждал, что янсенизм является «анахронизмом живого богословского движения, стремлением замирить споры между кальвинизмом и католицизмом... на основе методологии, находящейся под влиянием Реформации»47. Маттеуччи отмел какое-либо политическое пересечение с галликанизмом или фебронианизмом48 как случайное или объяснимое с исторических позиций49.

Оригинальный характер итальянского янсенизма защищал Э. Кодиньола (E. Codignola): янсенизм не был, по его словам, «изолированным бунтом небольшой группы инакомыслящих теологов, но частью феномена гораздо более значительного, которое возбудило наиболее динамичные силы европейской цивилизации»50. По его мнению, Г. Джемоло не увидел, что янсенизм имеет амбивалентную юридическо-религиозную позицию. Он считал, что движение помогло защитить посттридентистский католицизм от «гниения в болотах иезуитского конформизма» и подготовило к внутренней оппозиции христианского якобинства в конце XVIII в. и либерального католицизма начала XIX в., способствуя формированию современного секуляризма51.

44 По итальянской историографии см.: Пьетро Зоватто (Pietro Zovatto). Введение в итальянский янсенизм (доктринальные и критико-библиографические заметки). Trieste, 1970.

45 Rota E. Il giansenismo in Lombardia e i prodromi del Risorgimenlo italiano. Linee e appunti, dans Raccolta di scritti in onorc del Prof. G. Romano. Pavie, 1907.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Jemolo G. Il giansenismo in Italia primo della Rivoluzione. Bari, 1928.

47 Matteucci B. Il giansenismo. Roma, 1954. P. 8.

48 Галликанизм (фр. Gallicanisme) — религиозная и политическая доктрина, получившая распространение во Франции в XVII—XVIII вв., которая стремилась организовать Католическую Церковь независимо от папы. Галликанизм противостоял ультрамонтанизму, стремящемуся, наоборот, утвердить духовное и юрисдикционное первенство папы над политической властью и, следовательно, подчинение гражданской власти церковной, и оказал сильное влияние на последующие движения сопротивления против растущего папского централизма, в особенности на фебронианизм (нем. Febronianism) — направление движения внутрика-толической реформы в Европе во второй половине XVIII в. Получило название от Иоганна Никола фон Хонтхейма (1701—1790), опубликовавшего под псевдонимом Иустин Феброниус пятитомную работу «О состоянии церкви и о законной власти римского епископа» во Франкфурте в 1763 г.

49 Matteucci B. Giansenio e giansenismo. Torino, 1955. P. 105—108.

50 Codignola E. Illuministi, giansenisti e giacobini nell'Italia del Settecento. Firenze, 1947. P. 189.

51 «Янсенизм был неудачной революцией, если хотите, но тем не менее революцией. Сама его теология, которая является лишь одним из аспектов многогранной интеллектуальной формы, не является мирным осуществлением учения о традиционной богословской школе...

Чувствительное и в Италии влияние марксистских интерпретаций янсенизма возрастает еще больше в Японии, где основной исследовательский интерес более сфокусирован на фигуре Блеза Паскаля, чем на самом движении. Интерес японских исследователей к янсенизму возник еще в 1926 г., когда Киё-си Мики (Kiyoshi Miki, 1897—1945), ученик Хайдеггера, опубликовал «экзистенциальное» исследование «Учение о человеке у Паскаля» (Токио, 1926). В 1937 г. Мики обнаружил в 1937 г. работу Франца Боркенау «Переход от феодального к буржуазному мировоззрению», опубликованную тремя годами ранее в Париже. Японский перевод работы вышел после войны, но немецкая книга уже была распространена в Японии в марксистской интеллектуальной среде. В Париже в то время другой японский исследователь, Йоичи Маеда (Yiochi Maeda), был вдохновлен Леоном Брюнсвиком (Léon Brunschvicg, 1869—1944) для изучения «les arguments apologetiques chez Montaigne et Pascal» (Тезисы Парижского университете, были опубликованы в Токио в 1949 г., Montaigne to Pascal to kiristokyo banshoron); после войны Маеда изменил направление своей научной работы, посвятив себя изучению рукописей Паскаля и классификации «Мыслей». Осак-ская школа, в которой Лейзабуро Вада (Leizaburo Wada) был лидером, отличается в своей «научной» направленности от школы токийской. Если Кавамата (Kawamata) изучал Сен-Сирана, а Нишкава (Nishkawa) написал диссертацию по учению о благодати в «Письмах к провинциалу» Блеза Паскаля, то наиболее значимыми современными японскими работами являются исследования Юд-жиро Накамуры (Yujiro Nakamura) «Паскаль и его время» (Токио, 1965), в которой ощущается влияние Макса Вебера, Люсьена Гольдмана и особенно Анри Лефевра52 и Юки Мотидзуки53.

Заключение: семь фокусов исследования в историографии янсенизма

Наше историографическое расследование позволяет выделить семь ракурсов в изучении янсенизма. Исследователи этого движения, в зависимости от сферы своих интересов, классифицируют янсенизм по нескольким основаниям.

Прежде всего, выделяют богословский и политический янсенизм, рассматривая данное течение исключительно как явление интеллектуального порядка или концентрируя внимание на церковных и политических аспектах того времени: «Богословский янсенизм» — исследования истории идей янсенизма, относящихся к кругу теологических положений с акцентом на доктрины о благодати и моральное учение; «Политический янсенизм» — реконструкция янсенизма как явле-

но есть орудие борьбы, ревностное и острое. Янсенизм не является инертным богословским наполнением или академическим упражнением, но глобальным видением истины жизни, ярой верой, полностью вовлекающей личность.» (Codignola E. Illuministi, giansenisti e giaco-bini nell'Italia del Settecento. Firenze, 1947. P. 225-226).

52 Кавамата перевел в 1960 г. первый том его «Паскаля» и «Духовность Порт-Рояля: благодать и покаяние» (см. выше).

53 Об изысканиях японской исследовательницы см.: Шохин В. К. Сакраментологическая полемика. С. 256-260.

ния политического порядка, повлиявшего на разногласия внутри французской Церкви и на кризис в отношениях между монархией и Парламентом Парижа.

Влияние янсенизма имело не только политическое значение. Сторонники движения создали обширную полемическо-апологетическую, нравоучительно-ораторскую, религиозно-моралистическую, мемуарно-историческую прозу XVII столетия, содействуя формированию литературного языка, — потому влияние янсенизма имело значение и для литературы. «Литературный янсенизм» — исследования по литературной истории XVII—XVIII столетий и наследию «библиотеки Пор-Рояля», включая коллекции биографий и портретов великих личностей — представителей движения.

В отдельную группу выделим работы по исследованию истории монастыря Пор-Рояль. Использование термина «Пор-Рояль» (или «группа Пор-Рояль») вместо понятия «янсенизм» («янсенисты»), предложенное Сент-Бёвом, активно разрабатывалось современными исследователями: «Пор-Рояль», или «группа Пор-Рояль», — исследования образования, реформирования, становления и развития Пор-Рояля как основной философско-теологической и культурно-воспитательной лаборатории янсенизма. Пор-Рояль был одним из основных очагов классической культуры. Его реформой была затронута и сфера педагогической практики — возврат к традициям аскетической школы был осуществлен в ходе непродолжительной деятельности (с 1643 по 1663 г.) пор-роялевских «маленьких школ» (Les Petites-Ecoles de Port-Royal).

Пятый фокус исследования историографии янсенизма можно обозначить как «Культурно-воспитательный янсенизм» — интерпретация янсенизма как некой константы культуры, и исследования модели воспитания, предложенной педагогами «маленьких школ» Пор-Рояля.

В исследованиях XX столетий освоение янсенизма происходило в социологическом и психологическом ракурсах. Социологическая интерпретеция янсенизма — благодаря марксистским исследованиям была предложена классовая типо-логизация движения, согласно которой янсенизм есть идеологическая реакция на социальные противоречия в обществе (янсенизм — для высшего общества, иезуитизм — для всего общества). Социально-психологическая интерпретация янсенизма — интерпретация (зачастую страдающая алогичностью и невнятностью объяснений) социального и психологического феномена янсенизма как движения, характеризующегося удалением от мира, отходом от выполнения социальных функций (в том числе и духовных), неучастием во власти и светской жизни.

Как очень сложное и многогранное явление, янсенизм, с одной стороны, можно назвать «внутрикатолической реформацией» и его интерпретации наследия св. Августина были весьма близки к кальвиновским. С другой — эта «реформация» предполагала обращение от «адаптированного христианства» к святоотеческой традиции, а потому здесь присутствуют параллели и с православием. Поэтому для отечественной историографии важное значение имеет актуализация янсенистского богословского наследия (первого фокуса) для сегодняшнего богословия — начиная с классического метафизического вопроса о соотношении человеческой свободы и Божественного действия и завершая самым практи-

ческим, в виде дискуссии о тех требованиях, которые должны предъявляться к

полному участию верующих в таинстве Евхаристии, с чего и начинались знаменитые «янсенистские дебаты».

Список литературы Литература XVII—XIX веков

Guettée V. Histoire de l'Église de France. P., 1847-1856.

Idem. Jansénisme et jésuitisme de Guettée. P., 1857.

Idem. Histoire littéraire de Port-Royal. P., 1868.

Gerberon G. Histoire générale du jansénisme et tout ce qui s'est passé en France. Amsterdam, 1700.

Goujet C.-P. Histoire abrégée de l'abbaye de Port-Royal. Amsterdam, 1720.

Idem. Mémoires de Robert Arnauld d'Andilly. Hambourg, 1734.

Idem. Mémoires pour servir à l'histoire de Port-Royal. Hambourg, 1734.

Fouillou J. Histoire abrégée du jansénisme. Cologne, 1698.

Lequeux J.-Fr. Memoires ecclesiastiques. P., 1857.

Lisieux Z. Relation du pays de Jansènie. P., 1660.

Pinthereau F. Les Reliques de Saint-Cyran. Louvain, 1646.

Idem. La naissance du janssenisme découverte à Mgr le chancelier, par M. de Préville. Louvain, 1654.

Racine J. Abrégé de l'histoire de Port-Royal. Cologne, 1767.

Rapin R. Histoire du jansénisme: Depuis son origine jusqu'en 1644. P., 1691.

Reuchlin H. Geschichte von Port-Royal. Der Kampf des reformirten und des jesuitischen Katholicismus unter Louis XIII und XIV. T. 1-2. Hamburg-Gota, 1839-1840.

Sainte-Beuve C.-A. Port-Royal. T. 1-7. P., 1867.

Sesne d' Etemare J.-B. Gémissements d'un ame vivement touchée de la destruction du saint monastere de Port-Royal des Champs. Lyon, 1734.

Литература XX—XXI веков

Аль-Фарадж Е. А. Жизнь в миру и одиночество в Письмах Антуана Арно. М., Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 101-114.

Гольдман Л. Сокровенный Бог. Пер. С франц. В. Г. Большаков. М.: «Логос», 2001.

Кашлявик К. Ю. Поэтика Блеза Паскаля. Монография. М., 2014.

Стрельцова Г. Я. Паскаль. М.: Мысль, 1979.

Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.

Тарасов Б. Н. Паскаль. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1979, 1982.

Тарасов Б. Н. Л. Н. Толстой — читатель Б. Паскаля // Тарасов Б. Н. Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2002.

Тарасов Б. Н. Мыслящий тростник. Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Чистяков А., прот. Блез Паскаль и Французская апологетика первой половины XVII века: Автореф. дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 2009.

Шохин В. К. Сакраментологическая полемика янсенистов с иезуитами и ее современная востребованность // Философия религии: Альманах. 2014-2015. С. 239-294.

Armogathe J.-R. Jansénisme Historiographie // Dictionnaire de Spiritualité. T. VIII, col. 102116. P., 1974.

Borkenau F. Der Uebergang vom feudalistischen zum bürgerlichen Weltbild. P., 1934.

Carreyre J. Le jansénisme durant la Régence. T. 3. P., 1929-1933.

Idem. Pistoie (synode) // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XII, col. 2134-2230. P., 1935.

Idem. Quesnel // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XIII, col. 1460-1535. P., 1937. Idem. (Unigenitus (Bulle) // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XV, col. 2061-2162. P., 1950.

Codignola E. Illuministi, giansenisti e giacobini nell'Italia del Settecento. Firenze, 1947.

Cognet L. Relation écrite par la Mère Angélique Arnauld sur Port-Royal. P., 1949.

Idem. Claude Lancelot, solitaire de Port-Royal. P., 1950.

Idem. La Réforme de Port-Royal (1591-1618). P., 1950.

Idem. La Mère Angélique Arnauld et son temps. P., 1950-1951.

Idem. Le Jansénisme. P., 1961.

Idem. Histoire de la spiritualité chrétienne: La spiritualité moderne (1600-1650). P., 1966. GazierA. Une suite à l'histoire de Port-Royal d'après des documents inédits: Jeanne de Boisgnorel

et Christophe de Beaumont (1750-1782). P., 1906. Idem. Jeanne de Chantal et Angélique Arnauld d'après leur correspondance, 1620-1641. P., 1915.

Idem. Histoire générale du mouvement janséniste depuis des origines jusqu'à nos jours. T. 1-2. P., 1923.

Idem. Histoire générale du mouvement janséniste, T. 1-2. P., 1924. Gazier C. Histoire de la société et de la bibliothèque de Port-Royal. P., 1966. Goldmann L. Le dieu caché. Étude sur la vision tragique dans les Pensées de Pascal. P., 1955. Hermant G. Mémoires sur l'histoire ecclésiastique du 17e siècle (1630-1663). T. 1-6. P., 19051910.

Jemolo G. Il giansenismo in Italia primo della Rivoluzione. Bari, 1928.

Matteucci B. Il giansenismo. Roma, 1954.

Idem. Giansenio e giansenismo. Torino, 1955.

Maeda Y. Montaigne to Pascal to kiristokyo banshoron. Tokyo, 1949.

Meyer A., de. Les Premières Controverses jansénistes en France (1640-1649). Louven, 1917.

Miki K. Pascal ni okeru ningen no kenkyu. Tokyo, 1926.

Nakamura Y. Pascal to sono jidai. Tokyo, 1965.

Namer G. Essai sur le jansénisme extrémiste intramondain. P., 1964.

Orcibal J. Jean Duvergier de Hauranne, abbé de Saint-Cyran et son temps. P., 1944.

Idem. Le premier Port-Royal, Réforme ou Contre-Réforme. P., 1950.

Idem. Saint-Cyran et le jansénisme. P., 1961.

Idem. Les Origines du Jansénisme. T. I-VI. P., 1947-1962.

Préclin E. Les Jansénistes du XVIIIe siècle et la Constitution civile du Clergé (Le développement

du richérisme, sa propagation dans le Bas Clergé, 1713-1791). P., 1929. Rota E. Il giansenismo in Lombardia e i prodromi del Risorgimenlo italiano. Linee e appunti,

dans Raccolta di scritti in onorc del Prof. G. Romano. Pavie, 1907. Sellier Ph. Port-Royal et la littérature II. Le siècle de saint Augusttin, La Rochefoucauld, Mme

de Lafayette, Sacy, Racine. P., 2000. Zovatto P. Introduzione al giansenismo italiano (Appunti dottrinali e critico-bibliografici). Trieste, 1970.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2019. Vol. 83. P. 89-106

DOI: 10.15382/sturI201983.89-106

Elena Guschcha, Graduate Student, Department of Philosophy of Religion and Philosophical Aspects of Culture, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation e5381717@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5603-6182

Historiography of Jansenism: Seven Approaches

E. Gushcha

Abstract: The article attempts to classify the historiography of Jansenism, the largest phenomenon in the history of Western Christianity after the Reformation. The main impetus of the research is conditioned by very meagre study of this movement in national historiography and the need to evaluate the systematization of approaches to the study of Jansenism in foreign historiography. The classification of the history of ideas of Jansenism is based primarily on the experience and discoveries of foreign historians and philosophers of the 17th — 21st centuries. The bibliography of foreign works on the history of Jansenism is very diverse, because Jansenism, as a very complex phenomenon, on the one hand, can be called "Catholic Reformation" and its interpretation of the heritage of St. Augustine was very close to Calvin's (which his numerous opponents constantly pointed out), on the other hand, supporters of the movement, many of whom were exceptionally educated people, created an extensive polemical-apologetic, moral-oratorical, religious-moralistic, memoir-historical prose ofthe 17th century, contributing to the formation of the literary language — and therefore the conversation about Jansenism is associated not only with the theological fights of their century. Due to the use of the chronological principle, the article analyzes the development of interest in the study of Jansenism among supporters and opponents of the movement over four centuries and substantiates seven main approaches to the historiography of Jansenism.

Keywords: Jansenism, Society of Jesus, Reformation, historiography of religious studies, Port-Royal, Saint-Cyran, Saint-Beuve.

Al'-Faradzh E. (2014) "Existence in the World and Loneliness in the Writings ofAntoine Arnaud".

VestnikPSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia, 52, 101—114 (in Russian). Armogathe J.-R. (1974) "Jansénisme Historiographie", in Dictionnaire de Spiritualité, VIII, col. 102-116. Paris.

Borkenau F. (1934) Der Uebergang vom feudalistischen zum bürgerlichen Weltbild. Paris. Carreyre J. (1929-1933) Le jansénisme durant la Régence, 3. Paris.

Carreyre J. (1935) "Pistoie (synode)", in Dictionnaire de Théologie Catholique, XII, col. 2134-

References

2230. Paris.

Carreyre J. (1937) "Quesnel", in Dictionnaire de Théologie Catholique, XIII, col. 1460—1535. Paris.

Carreyre J. (1950) "Unigenitus (Bulle)", in Dictionnaire de Théologie Catholique, XV, col. 2061— 2162. Paris.

Codignola E. (1947) Illuministi, giansenisti e giacobini nell'Italia del Settecento. Firenze.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cognet L. (1949) Relation écrite par la Mère Angélique Arnauld sur Port-Royal. Paris.

Cognet L. (1950) Claude Lancelot, solitaire de Port-Royal. Paris.

Cognet L. (1950) La Réforme de Port-Royal (1591-1618). Paris.

Cognet L. (1950—1951) La Mère Angélique Arnauld et son temps. Paris.

Cognet L. (1961) Le Jansénisme. Paris.

Cognet L. (1966) Histoire de la spiritualité' chrétienne: La spiritualité' moderne (1600-1650). Paris.

Gazier A. (1923) Histoire générale du mouvement janséniste depuis des origines jusqu'à nos jours. Paris.

Gazier A. (1924) Histoire générale du mouvement janséniste. Paris.

Gazier S. (1966) Histoire de la société et de la bibliothèque de Port-Royal. Paris.

Goldmann L. (1955) Le dieu caché. Etude sur la vision tragique dans les Pensées de Pascal. Paris.

Jemolo G. (1928) Ilgiansenismo in Italia primo della Rivoluzione. Bari.

Kashliavik K. (2014) Poetika Bleza Paskalia [Poetics of Blaise Pascal]. Moscow (in Russian).

Matteucci B. (1954) Il giansenismo. Roma.

Matteucci B. (1955) Giansenio e giansenismo. Torino.

Maeda Y. (1949) Montaigne to Pascal to kiristokyo banshoron. Tokyo.

Miki K. (1926) Pascal ni okeru ningen no kenkyu. Tokyo.

Nakamura Y. (1965) Pascal to sono jidai. Tokyo.

Namer G. (1964) Essai sur le jansénisme extrémiste intramondain. Paris.

Orcibal J. (1944) Jean Duvergier de Hauranne, abbé de Saint-Cyran et son temps. Paris.

Orcibal J. (1950) Le premier Port-Royal, Réforme ou Contre-Réforme. Paris.

Orcibal J. (1961) Saint-Cyran et le jansénisme. Paris.

Orcibal J. (1947—1962) Les Origines du Jansénisme, 1—6. Paris.

Préclin E. (1929) Les Jansénistes du XVIIIe siècle et la Constitution civile du Clergé (Le développement du richérisme, sa propagation dans le Bas Clergé, 1713-1791). Paris.

Sellier Ph. (2000) Port-Royal et la littérature II. Le siècle de saint Augusttin, La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. Paris.

Shokhin V. (2014-2015) "Sakramentologicheskaia polemika iansenistov s iezuitami i ee sovremennaia vostrebovannost'" [Sacramentological Polemic of Jansenists and Jesuits and Modern Demand for It]. Filosofiia religii: Al'manakh, 239—294 (in Russian).

Strel'tsova G. (1979) Paskal' [Pascal]. Moscow (in Russian).

Strel'tsova G. (1994) Paskal' i evropeiskaia kul'tura [Pascal and European Culture]. Moscow (in Russian).

Tarasov B. (1979, 1982) Paskal' [Pascal]. Moscow (in Russian).

Tarasov B. (2002) "L. N. Tolstoi — chitatel' B. Paskalia" [Tolstoy as a Reader of Pascal], in B. Tarasov. Kuda dvizhetsia istoriia? Metamorfozy liudei i idei v svete khristianskoi traditsii [Where the History is Moving? Metamorphoses of Persons and Ideas in the Light of Christian Tradition]. St. Petersburg (in Russian).

Tarasov B. (2004) Mysliashchii trostnik. Zhizn'i tvorchestvoPaskalia vvospriiatiirusskikh filosofovi pisatelei [The Thinking Reed. Pascal's Life and Creative Work as Seen by Russian Philosophers and Writers]. Moscow (in Russian).

Zovatto P. (1970) Introduzione al giansenismo italiano (Appunti dottrinali e critico-bibliografici). Trieste.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.