ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-131-138
УДК 378 ББК 74.483
Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко
(Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматриваются исторические предпосылки проблемы формирования профессионального имиджа студентов вуза, представляются исторические этапы становления проблемы, дается характеристика теоретических основ рассматриваемого вопроса на
каждом этапе; показано раннее зарождение имиджа как социально-культурного явле- я
ния, появление его как научной дефиниции в социально-гуманитарном знании. Раскры- ^
вается связь имиджа с другими категориями (человек, тело, образ, мнение, представ- §
ление, самопрезентация, адаптация), определены научные взгляды ученых на разных |
исторических этапах. Выявлено время зарождения имиджеологии как самостоятель- |
ной дисциплины, показано изменение методологических подходов в научном поле изучае- ^
мого процесса, определены теоретические перспективы проблемы. н
Ключевые слова: исторические этапы, имидж, исторические предпосылки формиро- Ц
вания профессионального имиджа студентов вуза. "
L.I. Savva, E.A. Gasaenko
(G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)
о x _0
ro
FORMING THE PROFESSIONAL IMAGE OF A TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENT. HISTORIOGRAPHY £
OF THE PROBLEM
Historical preconditions of the problem of forming the professional image of a technical ° higher school student are discussed. Historical stages of the problem formation are presented. Theoretical foundations of the problem at every stage are characterized, early origin of the ^ image a social and cultural phenomenon and a scientific definition in social and humanitarian knowledge are shown. The connection between the image and other categories man, body, image, opinion, picture, self-presentation, adaptation) is revealed, scientific views at different historical stages are defined. The origin time of imageology as a separate discipline is found, the changes in methodological approaches within the scientific area of the studied process are 1| shown and theoretical prospects of the problem are defined.
Keywords: historical stages, image, historical preconditions of forming the professional image of a higher school student.
<D
О ü с
I
ф
I
го о го
<
ш
го" ш со го О
Современный период активного экономического развития России привел к ряду трансформаций в экономической, политической, культурной, социальной сферах российского общества. Страна вступила в новую эпоху, эпоху гуманизации, произошел поворот общества к личности как ценности, который предопределил рост значимости каждого отдельно взятого человека. Возросла потребность общества в индивидуализации и в индивидуальном подходе к каждому человеку.
Такие изменения в современном обществе обозначили необходимость переосмысления основных приоритетов развития личности. Появилась острая необходимость в новой системе формирования образа-представления личности. Исключительность человека, его особенности и способности, профессиональные качества, кругозор, образованность, готовность к нововведениям, стремление к творческому поиску приобретают в современном обществе очевидную социальную значимость. В связи с этим в современных условиях развития общества особое внимание высшего образования стало уделяться вопросам имиджа человека, формированию профессионального имиджа. Имидж студента технического направления имеет прямое отношение к профессиональной компетентности его личности и является важным показателем его профессионального мастерства [12].
Это актуализирует вопрос о формировании профессионального имиджа студента технического вуза. Однако разрабатывая теоретические основания исследуемой проблемы и определяя перспективы ее дальнейшего развития, необходимо, в первую очередь, рассмотреть историю становления профессионального имиджа. Обращение к историографии проблемы позволит не только выявить исторические предпосылки и проанализировать эволюцию теоретических основ изучаемого процесса, но и оценить их значение для нашего исследования.
Историко-педагогический анализ научной литературы показал, что имидж
как понятийная категория науки возник сравнительно недавно и поэтому часто воспринимается только как феномен XX века. Это объясняется тем, что как отдельное социально-культурное явление имидж стал рассматриваться в рамках культуры модернизма и постмодернизма, имидж чаще всего воспринимается как инструмент политической деятельности, используемый для воздействия на аудиторию, что в полной мере не отражает его истинной роли в существующем обществе. К настоящему времени в области изучения понятия «имидж» накоплен определенный теоретический и практический материал.
Имидж как социально-культурное явление возник намного раньше, чем появилась его научная дефиниция, поэтому необходимо обратиться к истории вопроса возникновения и становления понятия имидж в социально-гуманитарном знании.
В истории становления понятия имидж и его формирования можно выделить несколько периодов: первый этап -до 30-х годов (допонятийный) - включает период античности, средневековье, эпоху Возрождения. Второй этап историографии проблемы - период 1930-1970 гг., третий период - период с 1970 г. по настоящее время [6].
Первым этапом формирования представления имиджа выступает так называемый «допонятийный этап», он является одним из самых продолжительных, этот период длился вплоть до 30-х годов 19 века. В это время представления об имидже появлялись в работах ученых, которые не ставили перед собой задачи осмысления сущности этого феномена. Изучив источники этого периода, можно сделать вывод, что некоторые важные аспекты, касающиеся интерпретации природы имиджа находили свое отражение не только в научных трактатах, но и в художественной литературе, в мемуарах и дневниках выдающихся деятелей того времени. Проведенный теоретический анализ показывает, что первые предпо-
сылки изучения природы имиджа возникли еще в период античности.
Некоторые из структурных компонентов имиджа рассматривались в научных трактатах Сократа, Платона, Аристотеля, несмотря на то, что это не было предметом их специального научного изучения. Великие умы античности в своих трудах касались категории «имидж» посредством исследования представлений о человеке, его сущности и рассматриваются в связи с такими фундаментальными философскими категориями, как человек, душа, общество, государство, тело, красота, гармония, чувственное восприятие, которые раскрываются в их контексте, то есть через соотношение природного и социального, связи души и тела.
В средние века такие мыслители, как Ф. Аквинский, И. Дамаскин, П. Абеляр, Б. Клервосский, М. Хониат, Б. Августин и др. рассматривают человеческую сущность в соответствии со средневековой картиной мира. Центральным вопросом средневековой схоластики в этот период являлся вопрос взаимосвязи между телом и душой, рассматривалась социальная роль человека, его способность к формированию своего облика как внутреннего (духовного), так и внешнего (телесного). Это был период господства типичных имиджей, ставших символами эпохи: рыцарь, крестоносец, монах, цеховой ремесленник, купец, бюргер, дама сердца. Личность отождествляется с её ролью в обществе, и каждый был прикован к своей роли в социальном порядке. Появляются первые трактаты о поведении, усвоении нормы этикета, определяются отличительные признаки, занимающие высокое положение в обществе. В работах мыслителей средневековья встречается термин «imago», в контексте исследования процесса чувственного восприятия, который описывается как проникновение образа вещи через чувства. Мыслители рассматривают такое явление как зрительный образ, ибо в них воплощаются общие идеи времени.
Эпоха Возрождения - это период повышенного интереса к человеку, к его телесному образу, эпоха, наполненная искренним восхищением, его физической красотой и здоровой чувственностью. Именно в человеке искали и находили подлинную «меру всех вещей». Огромное количество исследований посвящено человеку, рассматривается физическая форма и эстетическая привлекательность его образа в целом. Возрождение - это время нового социального устройства, когда роль человека в обществе становится весомее. В теориях мыслителей эпохи Возрождения появляется большое количество трудов, которые являются важными для понимания природы происхождения понятия «имидж» и той роли, которую он играет в социально-культурной области и деятельности человека.
Мыслители эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Марсилио Фичино обращают свое внимание на роль зрительных образов. Восприятие через чувства занимает умы великих философов того времени. Признается особая роль первого впечатления, производимого человеком, появляется четкое разделение на образы -телесный и духовный, - который возникает в представлении человека. Необходимо отметить, что имидж также касается внешнего и внутреннего содержания человека, образа, который он намеренно выстраивает. Можно предположить, что именно эпоха Возрождения дала миру новые предпосылки к возникновению феномена имиджа в том виде, в котором он наблюдается в настоящее время.
Все чаще в работах авторов того времени можно встретить такое понятие, как «образ», близкий по своему значению к понятию «имидж». Уже в то время мыслители понимали роль образа человека, который может способствовать социальному успеху человека. Это было время исследований всех сторон человека, его внешнего вида и внутреннего содержания. Мыслители полагали, что внешняя привлекательность человека играет огромное значение в социуме. Поэтому внимание
ш
0 ф
т
S
1
X ф
I
ф
5
го
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с
го ш о
О
ф
О С
го
о
I
ф
I
го о го
<
ш
го" ш со го О
приковано к практическим советам, касающимся одежды, цвета, формы.
Именно в это время появляется первое произведение о политическом имидже - «Государь» Н. Макиавелли, в котором выражена идея манипулирования людьми с помощью внешнего вида и манер поведения, которые помогают создать нужное мнение на основе их восприятия. Объясняется, что имидж намеренно создается, если человек не обладает личными качествами или природной привлекательностью. Н. Макиавелли развел такие понятия, как реальный и требуемый имидж. Данные категории имиджа являются базовыми в наши дни.
В период Нового времени появляются новые предпосылки возникновения научного представления об имидже. Мыслители того времени в своих исследованиях тщательно изучают социальное устройство мира и социальные формы жизни. Появляется ряд работ, связанных с категорией «имидж» опосредованно, через анализ влияния знаков на человека. Одним из таких мыслителей был Ж.-Ж. Руссо, который в своих работах рассматривал такую проблему, как человек-дробь. Философы того времени не рассматривали понятие «образ» как самостоятельное явление, дефиниция «имидж» еще не упоминалась в трудах того времени.
Необходимо отметить, что хотя ученые представленного периода и не обращались к изучению имиджа, но посредством своих исследований в других областях научного знания выявили ряд аспектов, которые напрямую связаны с данным понятием.
В данный период появляется осознание роли человека в социуме. Образ человека в контексте социализации приобретает большую значимость. Появляется дефиниция человека общественного; выполнено ряд исследований, напрямую связанных с пониманием имиджа в его современном виде. Мыслителями Нового времени исследуется сущность имиджа, хотя сама дефиниция еще не
озвучивается. В работах Г.Ф. Гегеля находят отражение этапы формирования образа-представления, А. Шопенгауэр рассматривает природу автоматизма восприятия и обращает внимание на роль от первого впечатления. Ученые, исследуя человеческую природу, акцентируют внимание на таких важных, с точки зрения изучения имиджа, категориях, как зрительные образы, суждения об образе, восприятие образа, его оценка. В своих исследованиях они обращаются как к внутренним, так и к внешним атрибутам проявления имиджа.
Вторым этапом историографии проблемы формирования имиджа считаем период, начинающийся с 1930 г. XX века. Это было время, когда начинается формирование базовых представлений об имидже. Научные исследования данного феномена проявляются, в основном, в таких науках, как социология и психология, так как данные научные сферы направленно занимаются изучением места и роли человека в социуме. Появляется ряд фундаментальных теорий, в которых отражена сущность имиджа: теория базовых потребностей А. Маслоу, психоанализ З. Фрейда, теория социальных ролей (Р. Линтон, А. Инкельс, Д. Левин-сон, К. Халл, Э. Толмен), бихевиоризм Дж.Б. Уотсона, Г. Тарда, Г. Лебона, Э. Тол-мена, Б. Скиннера, Э. Торндайка.
Ученые этого периода изучают связь человека и социума, на первый план выходят исследования личности, ее индивидуальных проявлений, её места в социально-культурологическом пространстве. Так как человек рассматривается уже как общественное создание и проявляет себя в социуме, ряд научных исследований были посвящены взаимодействию личности с социумом, её умению адаптироваться, принимать условия существования в социальной среде.
На данном этапе понятие «имидж» проявляется в контексте исследования таких феноменов, как социальный характер личности, приспособляемость, адаптивность, самоидентификация,
статус, статусные группы, статусные привилегии.
В трудах исследователей этого времени имидж еще не обособляется как отдельное понятие, но его проявления обнаруживаются в различных аспектах социально-гуманитарного знания. Среди исследователей, рассматривающих категорию «имидж», можно отметить Э. Фромма, Р. Брубейкера, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса. В своих работах они обращаются к понятию имиджа с социально-психологической позиции.
Рассматриваемый этап отмечен тем, что в процессе изучения различных аспектов человеческой сущности некоторые авторы анализируют такие бытовые категории, как освещение, цвет, звук, запах, их роль в становлении положительного образа человека с научной точки зрения. На данном этапе имидж еще не является отдельно изучаемой научной дефиницией. Он является способом реализации других социальных явлений времени, некоторые аспекты имиджа нашли свое отражение в социальной, культурной, политической сфере деятельности человека этого периода. Появляется институт рекламы, необходимый для продвижения политических деятелей и их идей, в данном виде деятельности научное понятие постепенно занимает свое место. Благодаря общественно-политической сфере жизнедеятельности имидж постепенно приобрел статус самостоятельной дефиниции.
Третий период в изучении имиджа начался с 1970 г. на Западе и с 1990 г. в России, который продолжается по настоящее время. Это был этап становления и формирования имиджа как самостоятельного научного явления в социально-гуманитарном знании, он связан со смысловым наполнением дефиниции имиджа в зарубежной и российской науке. Данный период отмечен появлением отдельной дисциплины, исследующей научное самостоятельное понятие «имидж» -имиджелогии. Примечательно, что на западе изучение вопроса формирования
имиджа началось гораздо раньше, чем в России, причем подходы к изучению имиджа в корне отличаются друг от друга. В силу прикладной направленности феномена «имидж» на Западе, он получил большую практическую значимость [11].
Дефиниция «имидж» появляется в США раньше, чем в других странах, так как здесь возникла острая необходимость исследований по созданию положительного образа политического и общественного деятеля. Страна переживала экономический кризис, и это привело к резко негативному отношению к США в мире. Такая ситуация отрицательно отразилась на экономическом продвижении Америки на международном уровне. Термин «имидж» изначально применялся в деловой сфере для продвижения товаров и услуг на потребительском рынке. Общественные деятели, коммерческие организации того времени часто пользовались советами специалистов, работающих в сфере общественных отношений. С их помощью продвигались коммерческие инициативы, политики добивались больших успехов в своей сфере деятельности.
Постепенно изучение способов формирования положительного образа компании, деятеля какой-то сферы, просто частного лица привело к возникновению целого прикладного исследовательского направления, которое занималось изучением имиджа. Именно имидж становится ключевой категорией успешности, неотъемлемой составляющей политической или рекламной компании.
В Советской России феномен имиджа и его формирование рассматривались исключительно негативно. Понятие «имидж» считалось веянием западной культуры, посредством которого западные державы манипулировали общественным мнением, управляли массовым сознанием. Осознание ценности владения основами формирования имиджа возникло в России только в 90-х годах, когда страна перешла на новый этап экономического развития.
ш
0 ф
т ^
1
X ф
I
ф
5
го
0
1 _0
го
о
о ф
-&
о с
го ш о
о
ф
о с
го
о
I
ф
I
го о го
<
ш
го" ш со го О
На этапе становления рыночных отношений, где конкурентоспособность заняла ведущую позицию, возникла острая необходимость в рычагах воздействия на потребителя. Западные товары успешно продвигались на российском рынке, чего нельзя сказать об отечественных идентичных товарах. Так, понятия «имидж» и «формирование имиджа» приобрело положительную окраску и прочно вошло в экономическую, политическую, социальную сферы деятельности.
Имидж на протяжении длительного времени не рассматривался как понятие отдельной научно-прикладной дисциплины. В.М. Шепель объясняет это тем, что он являлся предметом изучения в первую очередь, политологии, затем стал предметом политической психологии и только затем обрел свою значимость [14].
В отечественной научной литературе имидж рассматривается как научная дефиниция в отличие от западного прикладного, практического подхода к этому явлению. Можно отметить, что к настоящему времени определились несколько направлений научного исследования имиджа. Основным направлением является имиджелогия, однако имидж широко исследуется в психологии, социологии имиджа и в последнее время - в педагогике.
Одним из первых разработчиков научно-теоретической базы изучения имиджа считается В.М. Шепель [14]. В своих работах он детально изучил структуру имиджа, его базовые категории и способы реализации. Среди отечественных исследователей можно выделить и других ученых, занимающихся этой проблемой: Е.А. Петрову [8], И.В. Веретенни-кова [2], В.А. Жебита [5], О.Л. Феофанова [13], Э.А Галумова [3], А.Ю. Посталюка [9], Е.В. Перелыгину [7] и др. В имидже-ологии деятельность по формированию и коррекции имиджа рассматривается с позиции двух подходов: 1) в контексте социального влияния и управления, психологического воздействия; 2) в контексте социального взаимодействия [6; 10].
Изучение исторических предпосылок феномена имиджа и профессионального имиджа является необходимым условием понимания процессов, происходящих в данной сфере в настоящее время. В последние десятилетия наблюдается устойчивый интерес к вопросам формирования профессионального имиджа, и он, как можно ожидать, будет возрастать вместе с дальнейшим движением общества в связи с германизацией образования. Не случайно понятия «профессиональный имидж» и «формирование профессионального имиджа» являются предметом изучения в различных отраслях социально-гуманитарного знания: психологии, имиджеологии, политологии, менеджмента, социологии, философии культуры, в том числе, и педагогики. В современный период в педагогической теории отмечен значительный научный интерес к вопросам формирования имиджа в социокультурной среде образовательных организаций, накоплен определенный объем знаний об этапах и функциях имиджа, формировании имиджа и имиджевой компетентности будущего учителя, что может служить теоретической базой для решения рассматриваемой проблемы. Однако вопросы формирования профессионального имиджа студентов вуза до настоящего времени в педагогической науке изучены недостаточно, пока не разработаны условия формирования профессионального имиджа студентов технического вуза, не выявлены педагогические условия реализации данного процесса, не исследованы критериально-диагностический и методический инструментарии.
Таким образом, историко-педагоги-ческий анализ научной литературы по изучаемой проблеме показал её теоретические и научные перспективы. Библиографический список: 1. Васищева А.В., Ненашева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии // Социально-гуманитарные знания. 2005. №4. С. 311-317.
2. Веретенникова И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации: дисс. ... к.псх.н. - М., 2001. - 159 с.
3. Галумов Э.А. Международный имидж современной России: дисс. ... д.пол.н. - М., 2004. - 433 с.
4. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Социально-психологическая концепция имиджа. - М., 2005. - 357 с.
5. Жебит В.А. Социально-психологические факторы динамики имиджа политика: автореф. ... к.псх.н. - М., 2007. - 22 с.
6. Климова Т.Е., Купцова В.Г. Имиджевая компетентность будущего педагога физической культуры: Теория и практика формирования: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. -150 с.
7. Перелыгина Е.Б., Деркач А.А. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: монография. - М.: Между народный акмеологический институт, 2003. - 635 с.
8. Петрова Е.А. Имидж и судьба человека // [Электронный ресурс]: www. akme31.narod.ru.
9. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989. - 204 с.
10. Савва Л.И. Межличностное познание в системе подготовки будущего учителя: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 246 с.
11. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Профессиональный имидж студента технического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №2. С. 170-177.
12. Социализация студентов в профессиональном образовании: монография / под общей ред. Л.И. Савва. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 300 с.
13. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2001. - 360 с.
14. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. - М., 1997. - 87 с.
Поступила 02.12.15
ш
0 ф
т
S
1
X ф
Об авторах:
Савва Любовь Ивановна, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), доктор педагогических наук, savva.53@ mail.ru
Гасаненко Елена Александровна, аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), [email protected]
Для цитирования: Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 131-138.
References:
1. Vasishcheva A.V., Nenasheva A.V. Image: definition of the core concept of imageology. Sotsialno-gumanitarnyie znania. 2005. №4. P. 311-317. [in Russian]
2. Veretennikova I.V. Influence of human image on business relationship in the organization. Diss ... Cand. Sci. (Psychology). M., 2001. [in Russian]
3. Galumov E.A. International image of contemporary Russia. Diss ... Cand. Sci. (Politology). M., 2004. [in Russian]
4. Dergach A.A., Perelygina E.B. Social and psychological concept of image. M., 2005. [in Russian]
X
Ф
5
ro
*
о x _0
ro
о
о ф
-&
о ü с
го ш о
Ср
о
ф
о с
го
Ср
о
5. Zhebit V.A. Social and psychological factors politician's image dynamics. Author's transcript. Diss ... Cand. Sci. (Psychology). M., 2007. [in Russian]
6. Klimova T.E., Kuptsova V.G. Image competence of the future physical training teacher: theory and practices of formation. Magnitogorsk, MaGU, 2008. [in Russian}
7. Perelygina E.B., Dergach A.A. Image as a phenomenon of inter-subject interaction: content ways of development. M.: Mezhdunarodnyi akmeologicheskii institut, 2003. [in Russian]
8. Petrova E.A. Image and person's fate // [electronic resource]: www.akme31.narod.ru [in Russian]
9. Postaliuk N.Yu. Creative style of activities: pedagogical aspect. Kazan, 1989. [in Russian]
10. Savva L.I. Interpersonal cognition in the system of future teacher training. Magnitogorsk, MaGU, 2001. [in Russian]
11. Savva L.I., Gasanenko E.A. Professional image of a technical higher school image. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. №2. P. 170-177. [in Russian]
12. Socialization of students inprofessional education. Izdatel skii dom Akademii Estestvoznania, 2012. [in Russian]
13. Feofanov O.A. Advertisement: new technologies in Russia. SPb.: Piter, 2001. [in Russian]
14. Shepel V.M. Imageology: secrets of personal charm. M., 1997. [in Russian]
About the authors:
Savva Liubov Ivanovna, Professor, Department of Pedagogy, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia, Magnitogorsk, Lenin prospect, 38), Doctor of Sciences (Education), savva.53@ mail.ru
Gasaenko Elena Aleksandrovna, Post graduate student, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia, Magnitogorsk, Lenin prospect, 38), [email protected]
For citation: Savva L.I., Gasaenko E.A. Forming the professional image of a technical higher school student. Historiography of the problem // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 131-138.
X
<u x ro о го
<
uu
(0 m m ro О