Научная статья на тему 'Овладение студентами вуза средствами автодидактики профессионального имиджпроектирования'

Овладение студентами вуза средствами автодидактики профессионального имиджпроектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИМИДЖПРОЕКТИРОВАНИЕ / АВТОДИДАКТИКА / МЕТОДЫ АВТОДИДАКТИКИ / СРЕДСТВА АВТОДИДАКТИКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL IMAGE DESIGNING / AUTODIDACTICS / METHODS OF AUTODIDACTICS / MEANS OF AUTODIDACTICS / UNSUPERVISED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикалова Елена Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна

В статье рассматривается одно из педагогических условий развития готовности студента технического вуза к формированию его профессионального имиджа. Данным условием выступает овладение обучающими средствами автодидактики профессионального имидж­проектирования при реализации программы самостоятельной работы. Описываются основные методы реализации данного условия: анализ конкретных ситуаций и проектирование. Раскрываются средства автодидактики как доминирующие средства имидж­проектирования. Дается характеристика программы для самостоятельной работы студентов вуза, при реализации которой применяются средства автодидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пикалова Елена Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastering of autodidacticism means of professional image - designing by higher school students

One of the pedagogical conditions of readiness development of technical higher school student to design professional image is considered. The pedagogical condition namely mastering of learning methods and means of autodidactics of professional image designing while executing unsupervised activity programme. Basic methods of realization of given condition are described such as analyzing of the definite situations and designing. Means of autodidactics as dominating means of image designing are shown. The characteristics of the unsupervised activity programme of higher school students where means of autodidactics are used is given.

Текст научной работы на тему «Овладение студентами вуза средствами автодидактики профессионального имиджпроектирования»

УДК 378 ББК 74.480

Е.А. Пикалова, Л.И. Савва, Е.А. 1асаненко

ОВЛАДЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВУЗА СРЕДСТВАМИ АВТОДИДАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье рассматривается одно из педагогических условий развития готовности студента технического вуза к формированию его профессионального имиджа. Данным условием выступает овладение обучающими средствами автодидактики профессионального имидж-проектирования при реализации программы самостоятельной работы. Описываются основные методы реализации данного условия: анализ конкретных ситуаций и проектирование. Раскрываются средства автодидактики как доминирующие средства имидж-проектирования. Дается характеристика программы для самостоятельной работы студентов вуза, при реализации которой применяются средства автодидактики.

Ключевые слова: профессиональное имидж-проектирование, автодидактика, методы автодидактики, средства автодидактики, самостоятельная работа.

E.A. Pikalova, L.I. Savva, E.A. Gasanenko

MASTERING OF AUTODIDACTICISM MEANS OF PROFESSIONAL IMAGE - DESIGNING BY HIGHER SCHOOL STUDENTS

One of the pedagogical conditions of readiness development of technical higher school student to design professional image is considered. The pedagogical condition namely mastering of learning methods and means of autodidactics of professional image designing while executing unsupervised activity programme. Basic methods of realization of given condition are described such as analyzing of the definite situations and designing. Means of autodidactics as dominating means of image designing are shown. The characteristics of the unsupervised activity programme of higher school students where means of autodidactics are used is given.

Key words : professional image - designing, autodidactics , methods of autodidactics, means of autodidactics, unsupervised activity .

Динамичные изменения в российском обществе, возрастание роли личности во всех процессах демократических преобразований повлекли за собой серьезные изменения понятия профессионализма как результата вхождения человека в профессиональную деятельность на новом качественном уровне. Как отмечают ученые, сегодня успешность человека в профессиональной деятельности определяется в первую очередь степенью доступности для него закрытой информации, умением ориентироваться в профессиональной сфере деятельности, чувствовать ценностную картину мира [1].

Эти современные условия экономического развития России ужесточили и требования социального заказа к будущим специалистам по техническим специальностям. Процессы гуманизации высшего образования инспирируют переход подготовки студента технического вуза на качественно новый уровень профессиональной компетенции, а так же формируют его готовность к будущей профессиональной деятельности в совершенно новой среде, где необходимо быстро реагировать на происходящие перемены в социуме, быть конкурентоспособным, продвинутым специалистом в области своей профессиональной деятельности,

умело ориентироваться в стремительно развивающемся мире рыночных отношений, целенаправленно выстраивать процессы саморазвития и самореализации в ходе профессиональной подготовки для обеспечения положительной репутации о себе и доверия людей. Все это актуализирует проблему развития готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа.

Ученые определяют имидж как собирательный «образ», «вид» персоны, который включает в себя не только внешнее впечатление, но и мировоззрение, стиль поведения, особенности действий и поступков, представление о себе (словарь С.И. Ожегова); «искусство обаяния», «увеличительное стекло», которое обнаруживает деловые и личностные качества людей» (В.М. Шепель); «взгляд другого, восприятие меня другим», «коммуникативное ограждение», публичное «Я» человека (Г.Г. Поченцов), «картина снаружи, которая рекламирует то, что внутри» (Э. Сэспсон) [8].

Исследователями и специалистами имидж признается неотъемлемой частью профессионального успеха, особенно в современный период, поскольку сам по себе успех в известной степени является иллюзией восприятия тебя коллегами по работе [1].

Чем точнее выстраивается работа студента по развитию готовности к формированию своего профессионального имиджа, тем эффективнее строится у него коммуникация, поскольку именно имидж в концентрированном виде задает суть личности или её устремления и личностные черты. Кроме того, профессиональный имидж позволяет студенту вуза передать в учебной группе информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) намерениях, идеалах и планах. Это можно рассматривать и как обещание того, как он представит рекламируемые умения, компетенции и достоинства в будущей профессиональной деятельности. Поэтому профессиональный имидж обучающегося в вузе не только означает воплощение удачливости, секрет личного обаяния студента, он также обеспечива-

ет его энергию, движение, активность и заразительность с опорой на выбранную профессию.

Цель данной статьи - раскрытие и характеристика одного из педагогических условий по развитию готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа. Оно сформулировано как овладение обучающимися средствами автодидактики профессионального имидж-проектирования при реализации программы самостоятельной работы.

Полагаем, что необходимость его введения связана с тем, что реализация данного педагогического условия направлена на развитие у студента устойчивого интереса к процессу имидж-проектирования и формирование необходимых для этого умений, навыков, компетенций. Овладение же обучающимися средствами автодидактики при реализации программы самостоятельной работы, на наш взгляд, дает возможность студенту в процессе самостоятельных занятий понять себя как личность и профессионала, оценить свои потребности и возможности, привести свою индивидуальную систему установок в соответствие с ценностями, а затем вписать её в личностный и профессиональный образ и процесс саморазвития.

Для определения сущности предложенного педагогического условия рассмотрим и проанализируем его понятийный аппарат, в частности, такие центральные понятия, как «автодидактика», «самостоятельная работа», «методы ав-тодидакики», «средства автодидактики».

В работах исследователей Д.Г. Ле-витес, В.А. Куринский, И.В. Кичева, Т.В. Габай, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, И.Л. Наумченко, Н.А. Нефедова, П.А. Раз-инова автодидактика рассматривается как универсальная система самообразования и саморазвития личности [3; 4].

Автодидактика включает в себя теорию и практику конструирования собственных технологий обучения [4]. Это - относительно новое направление в дидактике, которое родилось на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когни-

го g

со ^ го^

г? 5

т

Б го

I

Ф о s S I о ф о ч ф ГО-&

л

<

Ш

(О ca ш ГО

О

< uJ

тивных систем и акцентирует свое внимание на самообучении, самовоспитании и саморазвитии личности [3].

Анализ литературы показал, что автодидактика может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. В широком плане этот феномен понимается как принцип обучения будущих специалистов в вузе, реализация которого зависит от организации обучающимся самостоятельной познавательной деятельности, т. е. учения. Для этого важно, чтобы обучающиеся умели самостоятельно приобретать знания из разных источников; работать с информацией; отбирать и конструировать необходимые способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам учения; применять усвоенные знания на практике; взаимодействовать с преподавателем [9; 5].

Более узкое определение автодидактики можно найти у С.А. Днепрова, где акцент делается на автономную учебно-практическую деятельность субъекта самообучения.

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного именно этим ученым, и применительно к нашему педагогическому условию трактуем автодидактику как целенаправленную, систематическую, самостоятельную и автономную деятельность студента по добыванию, усвоению и творческой переработке знаний и умений в области имидж-проектирования [2; 9; 10].

При этом «автономность» является сущностным признаком данной самостоятельной деятельности, она понимается нами как способность студентов без принуждения или побуждения извне определять цель, задачи и содержание своей работы, выбирая необходимые методы и средства для достижения запланированного результата. Самостоятельность, в свою очередь, в автодидактике определяется как способность студента без непосредственного участия преподавателя реализовывать цели, принципы, содержание, методы и средства самообучения, определяемые системой образования [2].

В целях качественной реализации предложенной нами программы имидж-проектирования неслучайно была выбра-

на такая форма обучения, как самостоятельная работа. Мы проанализировали различные определения самостоятельной работы в исследованиях таких авторов, как С.И. Архангельский, В.К. Буряк, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, Р.М. Микельсон, П. И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин. Нами была взята за основу следующая формулировка: самостоятельная работа студентов - это учебно-познавательная деятельность, выполняемая без прямой помощи преподавателя и направленная на выполнение заданий, в результате которой студент усваивает необходимые знания, овладевает умениями и навыками, формирует свой стиль умственной деятельности, учится планомерно, систематически работать, самостоятельно мыслить [5].

Известно, что самостоятельная работа студентов является запланированной и методически направляемой преподавателем формой обучения в вузе. Такая работа по освоению содержания учебных дисциплин и приобретению умений, навыков и компетенций осуществляется за рамками аудиторной учебной работы, но является на сегодня базовой частью профессиональной подготовки студентов вуза, так как составляет в настоящее время половину общей нагрузки обучающихся по учебному плану. Представленное понимание самостоятельной работы студента, а также новые требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования обусловливают совершенствование содержания самостоятельной работы, разработку и апробацию её новых методов, средств и технологий [6].

Анализ видов самостоятельной работы студентов показал, что существует большое разнообразие их классификаций. П.И. Пидкасистый и А.Я. Савельев различают четыре типа самостоятельной работы студентов вуза:

1) воспроизводящая по образцу (деятельность студентов при выполнении работ этого типа не достаточно самостоятельная; преподаватель, определяя оптимальный объём работы каждого студента, ликвидирует задержки на таких работах);

2) реконструктивно-вариативная (учит анализировать события, явления, факты, формирует приёмы и методы познавательной деятельности, способствует развитию внутренних мотивов к познанию);

3) частично-поисковая или эвристическая (формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца);

4) исследовательская (рассматривается нами как участие в научно-исследовательской работе студентов, написание статей студентами, подача заявок на конкурсы) [7].

Заметим, в нашем случае речь идет о трех последних типах самостоятельной работы. Кроме того, эти виды самостоятельной работы явились основанием для разработки программы имидж-проектирования. Данная программа по овладению автодидактическими средствами, названная «Сам себе имиджмейкер», включает четыре этапа самостоятельной работы студентов:

Первый этап - имидж-анализ.

Второй этап - имижд-творчество.

Третий этап - имидж-проект.

Четвертый этап - имидж-коррекция.

Основной механизм реализации программы - преодоление инертности студента при выходе на новый уровень. Полагаем, что реализация данной программы даст студенту возможность самостоятельно сформировать представление о сущности профессионального имиджа, познакомиться со структурой и видами имиджа, определить какой образ себя как профессионала является желанным не только для личности студента, но и для его профессионального окружения, понять механизмы имидж-проектирования, овладеть методами и средствами данного процесса.

Содержательная основа разработанной программы связана со структурой профессионального имиджа. Необходимо отметить, что единой точки зрения на определение путей имидж-проектирования не существует. Мы взяли заосновусистему имидж-проектирования В.Г. Гончаковой. По мнению ученого, эта система работает на основе:

• сфокусированности на миссии как профессионала;

• снятия личностных барьеров и ограничений;

• наращивания, активизации и подтягивания ресурсов (кто я есть);

• личностного роста за счет активации всех механизмов развития: осознание цели, выявление препятствий, преодоление ограничений, понимание новой роли, проявление сверх-нормативной активности [1].

Особое значение для реализации рассматриваемого педагогического условия имеет порядок работы с выбранными средствами автодидактики, определяемыми индивидуальной программой в рассматриваемом поле нашего исследования.

В состав комплекса автодидактических средств профессионального имидж-проектирования при реализации программы самостоятельной работы мы включили специально подобранные учебные задачи и задания, обеспечивающие студентам технического вуза возможность самостоятельно и автономно овладеть методами и приемами проектирования в области профессионального имиджа путём поэтапного перехода от одного задания к другому. Они представлены в нашем исследовании в виде рефлексивных, поисковых и исследовательских заданий и задач.

Данные средства позволяют студентам проводить самооценку, самоанализ, усваивать основные понятия в области профессионального имиджа, формировать умения и навыки, необходимые для его формирования, осуществлять самокоррекцию и самоконтроль в имидж-проектировании. Осуществление этих процессов на разных уровнях сложности способствует достаточно быстрому и продуктивному переходу студентов на качественно более высокий уровень готовности к формированию профессионального имиджа.

Для овладения средствами автодидактики в программе были предложены методы автодидактики, которые обозначены в нашем педагогическом условии как диагностические методы (опрос, те-

го 2

со ^ го^

г? 5

И

Б го

I

Ф о ^ ^

I о ф о ч ф ГО-&

л

стирование, анкетрование, анализ ситуаций, самоанализ своего поведения и образа), практические методы (упражнения, проектирование, моделирование, самореализация, саморазвитие), рефлексивные методы (самоанализ, самоконтроль, самокоррекция) [10].

Необходимо отметить, что самостоятельная работа по программе предполагает непрерывный процесс, который

способствует дальнейшему карьерному росту специалиста, пониманию границ профессиональной деятельности. Кроме того, правильно сформированный процесс имидж-проектирования наделяет своих обладателей уверенностью и коммуникабельностью, позволяет в дальнейшем наилучшим образом проявиться личностным и профессиональным качествам студента.

Библиографический список

1. Гончакова, В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? [Текст] / В.Г. Гончакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 215 с.

2. Днепров, С.А. Технология автодидактики [Текст] / С.А. Днепров // Пайдея: Журнал педагогических инноваций и технологий. - 1997. - Вып. 1. - С. 60-73.

3. Куринский, А.В. Автодидактика [Текст]: в 3 ч. Ч. 1 / А.А. Куринский. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 395 с.

4. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст] / Д.Г Левитес. - М., Воронеж: МОДЭК, 2003. - 320 с.

5. Масленникова, О.Е. Подготовка студентов университета к межличностному познанию средствами автодидактики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Масленникова. - Магнитогорск, 2005. - 210 с.

6. Морозова, Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н.В. Морозова // Молодой ученый. - 2011. - № 2. -Т. 2. - С. 102-104.

7. Пидкасистый, П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах [Текст] / П.И. Пидка-систый // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 47-52.

8. Савва, Л.И. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза [Текст] / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 4. - С. 131-138.

9. Савва, Л.И. Критериально-оценочный аппарат и методика подготовки студента к межличностному познанию средствами автодидактики [Текст]: учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Савва, О.Е. Масленникова. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 60 с.

10. Савва, Л.И. Методика формирования понятий в области педагогики межличностного познания с использованием автодидактических средств [Текст] / Л.И. Савва, О.Е. Киселева // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: матер. XII Все-рос. науч.-прак. конф. - Челябинск: Образование, 2006. - Ч. 2. - С. 158-160.

References

1. Gorchakova V.G. Image: draw game or access code? Rostov on Don: Fenix, 2011. P. 215. [in Russian].

2. Dneprov S.A. Technologyof autodidactics. Paideia: Zhurnal pedagogicheskikh innovatsii i technologii, 1997. Vol. 1. P. 60-73. [in Russian].

3. Kurinskiy A.V. Autodidactics. In 3 p. Part 1. SPb.: St. Petersburg State University, 2001. P. 395. [in Russian].

4. Levites D.G. Autodidactics: Theory and practice of designing its own technology of learning. M., Voronezh: MODEC, 2003. P. 320. [in Russian].

5. Maslennikova O.E. Preparation of students of the University for interpersonal knowledge autodidactics means. Dis. ... cand. of sciences (Education). Magnitogorsk, 2005. P. 210. [in Russian].

6. Morozova N.V. Innovative means the organization of independent work of students. Molodoi uchebyi, 2011. № 2. V.2. P. 102-104. [in Russian].

7. Pidkasisty P.I. Requirements for students of higher education. Pedagogika, 2005. № 3. P. 47-52. [in Russian].

8. Savva L.I., Gasanenko E. A. Historiography of the problem of professional image formation of the student of technical university. Contemporary Higher Education: Innovative aspects, 2015. №4. P. 131-138. [in Russian].

9. Savva L.I., Kiseleva O.E. Method of forming concepts in the field of pedagogy of interpersonal knowledge using autodidactic means. Methodology and methods of formation of scientific concepts of school students and university students: Articles of 12 All-Russian scientific.-prac. Conf. Chelyabinsk: Education, 2006. Part 2. P. 158-160. [in Russian].

10. Savva, L.I., Maslennikova, O.E. Criterial-evaluation apparatus and method of student preparation for interpersonal knowledge of autodidactics means: a study guide. L.I. Savva, O.E. Maslennikova. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2005. P. 60. [in Russian].

Сведения об авторах: Пикалова Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков по техническим направлениям, Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Савва Любовь Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail^: savva.53@ mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors: Pikalova Elena Anatolevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages in Technical Disciplines, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University,

Magnitogorsk, Russia. E-mail: [email protected]

Savva Lubov Ivanovna,

Doctor of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University,

Magnitogorsk, Russia. E-mail: [email protected]

Гасаненко Елена Александровна,

аспирант,

кафедра педагогики, Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Gasanenko Elena Alexsandrovna,

Postgraduate student,

Department of Pedagogy,

G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical

University,

Magnitogorsk, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.