Научная статья на тему 'Историография истории СМИ объединённой Германии 90-х гг. ХХ в'

Историография истории СМИ объединённой Германии 90-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СМИ / ОБЪЕДИНЁННАЯ ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вильгельм Кирилл Юрьевич

Изменения на рынке массмедиа Германии в конце ХХ века сыграли важную роль в развитии информационной индустрии. Они коснулись и печатных, и электронных СМИ, а также способствовали появлению пока достаточно нового понятия для России корпоративных СМИ. В последние годы наблюдается некоторый спад интереса к традиционным СМИ, что вызвано, очевидно, устремлением внимания к электронной прессе. Эта тенденция, как показывает практика, характерна для демократических государств с устоявшимися системами средств массовой информации и стабильными информационными рынками. Данной тематике посвящён ряд работ как зарубежных (в первую очередь немецких), так и российских исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография истории СМИ объединённой Германии 90-х гг. ХХ в»

К.Ю.Вил ьгел ьм

Историография истории СМИ объединённой Германии 90-х гг. ХХ в.

Изменения на рынке массмедиа Германии в конце ХХ века сыграли важную роль в развитии информационной индустрии. Они коснулись и печатных, и электронных СМИ, а также способствовали появлению пока достаточно нового понятия для России - корпоративных СМИ. В последние годы наблюдается некоторый спад интереса к традиционным СМИ, что вызвано, очевидно, устремлением внимания к электронной прессе. Эта тенденция, как показывает практика, характерна для демократических государств с устоявшимися системами средств массовой информации и стабильными информационными рынками.

Данной тематике посвящён ряд работ как зарубежных (в первую очередь -немецких), так и российских исследователей.

Проблематика роли современных массмедиа ассоциируется в первую очередь с работами Н.Лумана. Никлас Луман, крупнейший немецкий социолог, свою работу «Реальность массмедиа» посвятил концепции социальных систем, проблемам массмедиа, их места и роли в современном обществе. Основу книги составляет исследование мас-смедиа, их характеристик и структуры. Автор развивает оригинальную трактовку массмедиа как обособленной социальной системы1.

Следует учесть, что данная проблематика давно рассматривается социологами и политологами, ей уделяли внимание такие исследователи и ученые, как Г.Хольцвайсиг, В.Коробицын, Х.Клессман, Е.Юдина. Как пример, стоит упомянуть работу В.Коробицина и Е.Юдиной «Социологические исследования телевидения и рекламы»2. В данной книге сделана попытка осмыслить опыт изучения социологами проблем телевидения и рекламы. Собрав собственные исследования и исследования коллег воедино, авторы смогли проследить процессы изменения массовой информации начиная с конца 80-х годов ХХ века. При этом описываются факторы, влияющие на размеры читательских аудиторий, их предпочтения. По мнению авторов, телевидение не только помогает определенным идеям, социальным группам, общественным движениям и личностям интегрироваться в социальное пространство, но и способствует присвоению им более высокого статуса. Телевидение, по сути дела, конструирует реальность за пределами личного опыта человека. По мнению Ричарда Харриса, исследования которого упоминаются Юдиной в книге, «новости - это, пожалуй, та область, где люди склонны более всего верить, что массмедиа всего лишь отражают и описывают окружающий нас мир. Однако это не так. Программы новостей ни в коем случае не являются передачей реальности, а всегда представляют собой некую сконструированную интерпретацию реальности, больше основывающуюся на том, что достойно попасть в разряд новостей, чем на реальном ходе событий»3.

Важным открытием авторов данной книги также следует назвать чёткое различение двух моделей вещания, весьма отличавшихся друг от друга - это центральное и региональное вещание. Выяснилось, что для регионального сектора телевидения в значительно большей мере характерна самоуправляемость. То есть этот сектор как бы вырабатывал свой собственный механизм саморегулирования. Профессионализм региональных каналов резко возрос и стал не только не уступать центральному вещанию, но и кое-где опережать его. В подтверждение данных слов, авторы указывают на высокие

1 Русский перевод: Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: 2005. Подробный анализ книги дан в нашей рецензии: Вильгельм К.Ю. «Реальность массмедиа» Никласа Лумана// Историческое обозрение. Вып. 8. М., 2007. С. 86-87.

2 Коробицын В., Юдина Е. Социологические исследования ТВ и рекламы. М., 2006.

3 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002. С.7.

оценки и различные награды региональных каналов на всевозможных фестивалях и конкурсах.

В книге представлено достаточно много подходов к изучению аудитории, для которой делаются передачи, описываются факторы, влияющие на ее размеры, социально-психологические особенности, настроения и предпочтения зрителей и слушателей. Тем не менее, авторы уделили недостаточно внимания именно зарубежным телевизионным каналам и их более детальному исследованию. Проведение параллели с иностранными источниками массовых коммуникаций смогли бы, на мой взгляд, более наглядно показать место телевидения на нынешнем этапе развития.

В целом, данное издание будет и полезно как иллюстрированный материал для журналистов и социологов, и, без сомнения, интересно сотрудникам редакций электронных СМИ.

Тема СМИ в современном обществе и, в частности, в Германии также отражена в современных работах зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Наиболее актуальными представляются идеи С.М.Гуревича. В работе «Экономика средств массовой информации» он попытался показать роль экономического фактора в возникновении журналистики. В книге заложены идеи формирования экономики и экономического мышления в средствах массовой информации в Европе. В частности у него присутствуют идеи о начале кризиса печатных СМИ и расширении влияния электронных изданий.

В отличие от западных и особенно американских научных школ, в которых давно существуют исследования в сфере управления средствами массовой информации, российская база в этой области начала развиваться не так давно. Работа Гуревича, собственно, представляет собой учебное пособие для студентов отделений журналистики, где даны общие определения явления менеджмента и делаются первые попытки анализа российской практики в этой области; при этом автор во многом основывается на зарубежном опыте. Тут затрагиваются отдельные аспекты комплекса управленческой деятельности в СМИ. Также Гуревич рассматривает менеджмент через призму экономики - как составляющую рыночного выживания СМИ4.

Отдельно следует отметить работы, связанные с изучением современных средств массовой информации (электронные СМИ). В первую очередь это касается исследований британского журналиста Б.Хеммерсли. В книге «Эпоха высоких технологий»5 он утверждает, что современным газетам, чтобы быть успешными в эпоху высоких информационных технологий, необходимо думать о синтезе жанров - имея в виду очень бурное развитие Интернет-версий газет.

Согласно его данным, с появлением Интернет-изданий родовые различия журнальной и газетной форм работы изменились. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. И главное, новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Автор, к тому же, пишет о том, что жанровые различия между репортажем и очерком, новостью и аналитическим обзором стираются - и это далеко не все особенности Интернет-журналистики.

Достаточно интересный и полезный материал собран в главе «Что нового привносит в журналистику Web?». Хеммерсли утверждает, что с приходом глобальной сети журналистика получила несколько важных отличительных особенностей. Это интерактивность, персональный подход, мгновенность, гибкость, взаимосвязанность, экономичность. При этом дается четкая формулировка понятию сетевой реальности.

4 Гуревич С. Экономика СМИ. М., 2004. С.8.

5 Хеммерсли Б. Эпоха высоких технологий. М., 2004.

В заключение книги автор публикует памятку современного журналиста, которая очень четко формулирует основные необходимые знания для успешной работы журналиста. Итак, представитель СМИ должен знать то, что современная телекоммуникационная среда дает одинаковые шансы на получение информации как сотрудникам мировых информационных агентств, так и тем, кто пишет в региональных СМИ; сбор и передача информации перестала быть монополией профессиональных журналистов; представление о возможностях использования всей коммуникационной среды - одно из важнейших в деятельности журналиста; онлайн и оффлайн разделены условно, практически любая информация есть в открытом доступе; информация не всегда доступна в готовом виде; поиск информации никогда не формализуется настолько, чтобы его можно было осуществлять единожды выбранными способами6.

Непосредственное отношение к теме имеют теоретические работы, связанные с влиянием современных СМИ на немецкое общество (К.Мейер, «Journalismus von heute»7), а также с изучением деятельности СМИ ФРГ с правовой точки зрения (П.Шульц, «Ursprunge unserer Freiheit: von der Amerikanischen Revolution zum Bonner Grundgesetz»8).

Методологические и методические разработки, связанные с инструментальной стороной изучения проблемы, представлены в работах таких авторов, как Ю.Левада, Б.Усманов, Ф.Шереги9.

Теоретико-методологические проблемы массмедиа разрабатывались и другими российскими и зарубежными авторами. Имеются в виду положения, сформулированные Е.Прохоровым, Г.Пшеничным, В.Хрулем в книге «Правовые и этические нормы в журналистике». В данном издании собраны актуальные юридические и этические документы, принятые международными организациями, государственными органами и различными журналистскими объединениями. В целом они представляют собой ценный материал и составляют теоретическую базу журналистской деятельности в демократическом обществе10. Поэтому данная книга, в которую включены основные деон-тологические документы, может служить пособием даже для начинающего журналиста в начале его творческой деятельности.

Кроме того, понятийный аппарат разрабатывался немецким автором У.Шлуменбергером в книге «Korporations und Medien». Автор поднимает сложную проблему корпораций в СМИ. Его труд содержит скрупулезный анализ характера и разновидностей корпораций и их место в СМИ, затрагивает множество вопросов, связанных с экономическими отношениями между крупными корпорациями и частными теле- и радиостанциями11.

В «Энциклопедии мировой индустрии СМИ» под редакцией кандидата филологических наук Е.Вартановой всесторонне рассмотрены немецкие СМИ конца ХХ века. Данные разделены на содержательные главы, в которых рассматриваются и законодательство, и реклама, и концерны. Особенно актуальная информация содержится в разделе «Телекоммуникационная инфраструктура и новые СМИ». Множество визуальной

6 Хеммерсли Б. Эпоха высоких технологий. М., 2004. С.12-13.

7 Meyer K. Journalismus von heute. Düsseldorf, 1997.

8 Schulz P. Ursprunge unserer Freiheit: von der Amerikanischen Revolution zum Bonner Grundgesetz. Hamburg, 1989.

9 Левада Ю.А. Перспективы человека: предпосылки понимания // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 4 (54); Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конструирование будущего // Социологические исследования. 2000. № 8; Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные аспекты. М.: 2001.

10 Прохоров Е., Пшеничный Г., Хруль В. Правовые и этические нормы в журналистике. - М.,2006.

11 Schlumenberger U. Korporations und Medien. Berlin, 2003. S.22-23.

информации и представленных цифр прекрасно показывает сегодняшнюю ситуацию на рынке немецких СМИ12.

Несмотря на достаточное количество идей и разработок, существующих в настоящее время в области СМИ, в исторической литературе присутствуют единичные работы, в которых предприняты попытки описать и проанализировать современные средства массовой информации в новой Германии, рассмотреть их взаимодействие и их правовую базу.

12 Вартанова Е. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., 2006. С.53-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.