Научная статья на тему '"реальность массмедиа" Никласа Лумана'

"реальность массмедиа" Никласа Лумана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2273
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКЛАС ЛУМАН / "РЕАЛЬНОСТЬ МАССМЕДИА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вильгельм Кирилл Юрьевич

Работа крупнейшего немецкого социолога, создателя концепции социальных систем, посвящена проблеме массмедиа, их места и роли в современном обществе. В своей книге автор развивает оригинальную трактовку массмедиа как обособленную социальную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"реальность массмедиа" Никласа Лумана»

КРИТИКА

«Реальность массмедиа» Никласа Лумана — VS Verlag, Wiesbaden, 2005.

Работа крупнейшего немецкого социолога, создателя концепции социальных систем, посвящена проблеме массмедиа, их места и роли в современном обществе. В своей книге автор развивает оригинальную трактовку массмедиа как обособленную социальную систему.

Никлас Луман (Niklas Luhmann) обратился на сей раз к обширной и интересной теме — массмедиа в современном обществе. Основу книги составляет исследование массмедиа, его характеристика и структура.

Нам выпало жить в эпоху изменений во всех сферах жизни, которые затрагивают каждого человека. Подробно проанализировав историческую и социальную составляющую (иногда, правда, излишне сгущая краски), составитель книги, к сожалению, намного меньше уделил внимание простому человеческому отношению к средствам массовой информации, практически ничего не сказано о современных электронных СМИ, о литературных источниках.

Книга состоит из шестнадцати глав, наибольший интерес и практическое значение имеют около десяти из них. Первые главы посвящены новостям и комментариям, рекламе в СМИ и развлечениям. Вторая половина книги является более основательной, фундаментальной. Здесь рассматриваются функции массмедиа, идет речь о публичности. Подача информации в этих частях выполнена на хорошем научном уровне: так, автору удалось подобрать к каждой своей рекомендации по нескольку адекватных примеров (а это, на мой взгляд, непростая работа).

Качество самого текста книги является весьма убедительным подтверждением квалификации автора — сам по себе текст книги служит прекрасным примером эффективного, пускай и непростого, научного письма.

«Фирменным знаком» Лумана является обращениие к истории и предпосылкам возникновения современных средств массмедиа. На этой почве им сделано множество открытий. Автор показал превосходство массмедиа (книги, журналы, газеты и др.) в современном обществе над остальными сферами жизни простого человека.

Увы, при этом, мы не услышали ни характеристики массмедиа с точки зрения отношения аудитории к ней, ни перечня недостатков этой системы. Основным тезисом Никласа Лумана является указание на необходимость изучения общей конструкции СМИ, ее реальности, ее функций, различных схем, структур.

Реконструируя состав литературы, которые легли в основу многих глав, автор довольно смело высказывает предположения о будущем масмедиа, в частности о развитие радио и телевидения, газет и журналов ( «.. .Это приведет к тому, что новостные сообщения будут концентрироваться вокруг отдельных событий — происшествий, несчастных случаев, сбоев, озарений.»).

Стиль автора довольно сложный для восприятия, достаточно много различных социологических и научных терминов. Кратким комментарием было бы удобнее пользоваться, если бы сноски были бы постраничными, а не концевыми (т.е. находящиеся в конце книги). Кроме того, в книгу можно было бы включить выдержки из статей различный газет и телевизионных программ, что сделало бы материал книги не таким сухим и научным.

Однако ценность книги Н. Лумана для российских читателей, несомненно, видна. В отличие от большинства западных авторов, проводящих исследования европейских стран и ограничивающихся, как правило, странами Западной и Центральной Европы, Луман включает в свой анализ и Россию, страны Восточной Европы (есть упо-

минания о НТВ, ОРТ). Учтем также, что данная книга была написана достаточно недавно, что естественно сказывается на фактах — они современны и актуальны.

Вполне уместным выглядит примечание А.Ю. Антоновского в конце книги. Он подытоживает материал, написанный Луманом, и выделяет главную мысль книги: «Откуда возникает новость, а вместе с ней и единственная известная реальность, выходящая за пределы повседневности, — главный вопрос исследования Лумана». Он также пытается провести аналогию между властью и массмедиа, видя в этих двух социальных системах много общего. Интерес у Антоновского вызвал и феномен бульварной прессы, который затронул автор в своей книге.

В общем и целом, работа Никласа Лумана безусловно является передовой в области современных средств массовой информации и их влияния на общество. Автор попытался собрать и проанализировать все основные тенденции массмедиа последних лет, опираясь на опыт развитых стран. Немного смущает довольно сложный стиль изложения, что не портит основного смысла данной работы. Книга может быть интересна как социологам, так и политологам, журналистам, а также всем, кто интересуется современными особенностями массмедиа.

К.Ю. Вильгельм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.