Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ БУРЯТСКО-ЭВЕНКИЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ'

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ БУРЯТСКО-ЭВЕНКИЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БУРЯТЫ / ЭВЕНКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / HISTORIOGRAPHY / INTERACTION / BURYATS / EVENKS / ETHNOCULTURAL CONTACTS / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дампилон Ринчин Валерьевич

Статья посвящена историографическому анализу научных исследований, этнографических работ по становлению и развитию бурятско-эвенкийских этнокультурных связей. Показано, что проблемы бурятско-эвенкийских этнокультурных связей рассматриваются в работах различных исследователей: историков, этнографов, филологов. В них изучаются вопросы расселения двух этносов, численность населения, проводится анализ генеалогических таблиц и родословных преданий, выявляются заимствования в языке, традициях, религиозных обрядах, в хозяйственной деятельности. Особый интерес представляет информация о социально-демографической структуре, в которой указывается соотношение численности бурят и эвенков, количество межнациональных семей, образовательный уровень, динамика миграций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL REVIEW OF RUSSIAN LITERATURE ON THE HISTORY OF BURYAT-EVENKI INTERCULTURAL CONNECTIONS

The article is devoted to the historiographical analysis of scientific research, ethnographic works on the formation and development of Buryat-Evenki intercultural connections. It is shown that the problems of Buryat-Evenk ethnocultural relations are considered in the works of various researchers: historians, ethnographers, philologists. They study the issues of the settlement of two ethnic groups, the size of the population, analyze genealogical tables and genealogical legends, identify borrowings in language, traditions, religious rituals, and economic activities. Of particular interest is information on the socio-demographic structure, which indicates the correlation of the number of Buryats and Evenks, the number of interethnic families, educational level, and dynamics of migration.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ БУРЯТСКО-ЭВЕНКИЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ»

советское государство смогло преодолеть противоречия и симптомы кризиса, наметившиеся в 70-80-е годы ХХ века.

Литература и источники

1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе/ Журавлев В.В., Гордон Л.Н., Клопов Э.В. [и др.]. -М.: Политиздат. 1990. - 447 с.

2. Шубин A.B. Золотая осень или Период застоя. СССР в 1975-1985 гг. - М.: Вече, 2008. - 347 с.

3. Шестаков B.A., Безбородов A., Елисеева В. Советский Союз к 1984 г. // Перестройка и крах СССР. 1985-1993: монография.

- СПб.: Норма, 2010.

4. Соколов A.K., Маркевич A.M. Магнитка близ Садового кольца»: стимулы к работе на Московском заводе «Серп и молот (1883-2001). - М.: РОССПЭН, 2005.

5. Никонова С.И. Кризис идеологии и советского общества в 1970-1980 гг. // Вестник Томского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки. История и политология» 2008. вып. 5 (б1). С. 374-382.

6. Ершова Э.Б. Незавершённые реформы государственного управления в СССР в 50е-70е гг. XX в. Учебное пособие. - М., 1997.

7. Доценко A.M. Повседневная жизнь советского города начала 50х - первой половины 80х гг. (на материалах Куйбышева и городов Куйбышевской области): автореф. дис.. .канд ист. наук. - Самара, 2007.

8. Aксюmuн Ю.В., Пыжиков A.B. Постсталинское общество: проблема лидерства и трансформации власти: монография. - М.: Научная книга. 1999. - 412 с.

9. ПихояР.Г., СоколовA.K. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х-1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2008.

10. Aксюmuн Ю.В. Восьмой советский премьер А.Н. Косыгин // Россия XXI. - 2000. - № 5.

11. Соловьев P.A. Формы социального протеста населения СССР в 1950-1980 гг. // Исторические философские политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23) в 2-х ч. - Ч. 2. - С. 112-115.

12. Титов В.Ю. Протест в общественной жизни дальневосточников в 1920-1980-е годы // Россия и АТР. - 2004. - С. 18-24.

13. Титов В.Ю. Персонифицированный фактор протеста в советской элите: доминирование и сопротивление (конец 19б0-х гг.) // Вестник Томского гос. пед. унив. Вып. 1 (52). Серия: Гуманитарные науки (История). - 200б. - С.54-58.

14. Титов В.Ю. Персонификация облика политической элиты в советском общественном мнении: от сакрализации до отторжения // Вестник Томского гос. унив. - 2004. - № 282. - С. 118-123.

31. Aбракова ТЛ. "Письма во власть" трудящихся 19бб-197б гг. О социальных вопросах развития Горьковского края // КЛИО.

- 2010. - № 3. - С. 101-10б.

References and Sources

1. Na poroge krizisa: narastanie zastojnyh yavlenij v partii i obshchestve/ ZHuravlev V.V., Gordon L.N., Klopov E.V. [i dr.]. - M.: Politizdat. 1990. -447 s.

2. Shubin A.V. Zolotaya osen' ili Period zastoya. SSSR v 1975-1985 gg. - M.: Veche, 2008. - 347 s.

3. Shestakov V.A., Bezborodov A., Eliseeva V. Sovetskij Soyuz k 1984 g. // Perestrojka i krah SSSR. 1985-1993: monografiya. - SPb.: Norma, 2010.

4. Sokolov A.K., Markevich A.M. Magnitka bliz Sadovogo kol'ca»: stimuly k rabote na Moskovskom zavode «Serp i molot (1883-2001). - M.: ROSSPEN, 2005.

5. Nikonova S.I. Krizis ideologii i sovetskogo obshchestva v 1970-1980 gg. // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Seriya «Gumanitarnye nauki. Istoriya i politologiya» 2008. vyp. 5 (б1). S. 374-382.

6. Ershova E.B. Nezavershyonnye reformy gosudarstvennogo upravleniya v SSSR v 50e-70e gg. XX v. Uchebnoe posobie. - M., 1997.

7. Docenko A.M. Povsednevnaya zhizn' sovetskogo goroda nachala 50h - pervoj poloviny 80h gg. (na materialah Kujbysheva i gorodov Kujbyshevskoj oblasti): avtoref. dis.kand ist. nauk. - Samara, 2007.

8. Aksyutin Yu.V., Pyzhikov A.V. Poststalinskoe obshchestvo: problema liderstva i transformacii vlasti: monografiya. - M.: Nauchnaya kniga. 1999. -412 s.

9. Pihoya R.G., Sokolov A.K. Istoriya sovremennoj Rossii: krizis kommunisticheskoj vlasti v SSSR i rozhdenie novoj Rossii. Konec 1970-h-1991 gg.

- M.: ROSSPEN, 2008.

10. Aksyutin Yu.V. Vos'moj sovetskij prem'er A.N. Kosygin // Rossiya XXI. - 2000. - № 5.

11. Solov'ev R.A. Formy social'nogo protesta naseleniya SSSR v 1950-1980 gg. // Istoricheskie filosofskie politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2012. № 9 (23) v 2-h ch. - CH. 2. - S. 112-115.

12. Titov V.Yu. Protest v obshchestvennoj zhizni dal'nevostochnikov v 1920-1980-e gody // Rossiya i ATR. - 2004. - S. 18-24.

13. Titov V.Yu. Personificirovannyj faktor protesta v sovetskoj elite: dominirovanie i soprotivlenie (konec 1960-1i gg.) // Vestnik Tomskogo gos. ped. univ. Vyp. 1 (52). Seriya: Gumanitarnye nauki (Istoriya). - 2006. - S.54-58.

14. Titov V.Yu. Personifikaciya oblika politicheskoj elity v sovetskom obshchestvennom mnenii: ot sakralizacii do ottorzheniya // Vestnik Tomskogo gos. univ. - 2004. - № 282. - S. 118-123.

31. Abrakova T.A. "Pis'ma vo vlast'" trudyashchihsya 1966-1976 gg. O social'nyh voprosah razvitiya Gor'kovskogo kraya // KLIO. - 2010. - № 3. - S. 101-106.

АБРАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии, психологии Нижегородского государственного архитектурно--строительный университета (ННГАСУ). ABRAKOVA, TATYANA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Departmentand of History, Philosophy, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (tatyana.abrakova@mail.ru)

УДК 930(470).089(=512.31)+(=512.212)

ДАМПИЛОН Р.В.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ БУРЯТСКО-ЭВЕНКИЙСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Ключевые слова: историография, взаимодействие, буряты, эвенки, этнокультурные контакты, межэтнические отношения.

Статья посвящена историографическому анализу научных исследований, этнографических работ по становлению и развитию бурятско-эвенкийских этнокультурных связей. Показано, что проблемы бурятско-эвенкийских этнокультурных связей рассматриваются в работах различных исследователей: историков, этнографов, филологов. В них изучаются вопросы расселения двух этносов, численность населения, проводится анализ генеалогических таблиц и родословных преданий, выявляются заимствования в языке, традициях, религиозных обрядах, в хозяйственной деятельности. Особый интерес представляет информация о социально-демографической структуре, в которой указывается соотношение численности бурят и эвенков, количество межнациональных семей, образовательный уровень, динамика миграций.

DAMPILON, R.V.

HISTORIOGRAPHICAL REVIEW OF RUSSIAN LITERATURE ON THE HISTORY OF BURYAT-EVENKI INTERCULTURAL CONNECTIONS

Keywords: historiography, interaction, Buryats, Evenks, ethnocultural contacts, interethnic relations.

The article is devoted to the historiographical analysis of scientific research, ethnographic works on the formation and development of Buryat-Evenki intercultural connections. It is shown that the problems of Buryat-Evenk ethnocultural relations are considered in the works of various researchers: historians, ethnographers, philologists. They study the issues of the settlement of two ethnic groups, the size of the population, analyze genealogical tables and genealogical legends, identify borrowings in language, traditions, religious rituals, and economic activities. Of particular interest is information on the socio-demographic structure, which indicates the correlation of the number of Buryats and Evenks, the number of interethnic families, educational level, and dynamics of migration.

Проблема этнокультурных связей бурят и эвенков изучалась в различных работах -научных монографиях, статьях, этнографических комментариях, очерках, дневниках путешественников и собирателей фольклора и т.д. В данной статье мы исходим из необходимости изучения данной темы не только в рамках территории современной Бурятии, Иркутского и Забайкальского края, но ив других регионах страны, как для описания наиболее полной и объективной картины, так и для сравнительных исследований тунгусского ареала.

Кандидатская диссертация «Эвенки Приамурья и Сахалина. Формирование и культурно-исторические связи XVII - начала XX вв.» Н.В. Ермоловой посвящена истории развития эвенкийского этноса на востоке страны. В работе автор выделила две крупные этнические группы - западные и восточные приамурские эвенки и отметила их значительные различия по родовому составу и в хозяйственно-промысловой деятельности. Автором также отмечается особое значение рыболовства в восточно-приамурских эвенкийских группах, которое существенно повлияло на многие стороны быта народа, на выбор мест проживания, особенности строительства жилья, приготовлений и заготовок [1].

Статья Н.В. Ермоловой «Якутско-эвенкийские контакты на Охотском побережье» написана в соавторстве с В.И. Дьяченко и посвящена изучению культурно-исторических связей якут и эвенков на территории Хабаровского края. В статье кратко описывается процесс промышленного освоения Тугуро-Чумиканского и Аяно-Майского районов, что повлияло на активное заселение этих мест якутским населением. Используя материалы переписи, данные о расселении якут и эвенков, авторы приходят к выводу о значительном смешении двух этносов. В данной работе представляет интерес выявление этнокультурных связей эвенков с соседними народами. Особенно интересно изучение влияния взаимоотношений с якутами на хозяйственный уклад жизни эвенков [2].

Для характеристики взаимоотношений с соседними народностями, которые в значительной степени повлияли на культурную и хозяйственную деятельность эвенков, представляет интерес статья «Этнокультурные контакты тунгусоязычных народностей на востоке Сибири (эвены и эвенки)» А.Б. Спеваковского [3].

В плане изучения эвенкийской народности на территории Сибири, необходимо отметить монографию «Эвенки севера Читинской области: социальные, экономические и культурные трансформации на рубеже XX-XXI вв.» О.А. Поворознюк. В данной работе исследованы различные сферы жизни эвенков: хозяйственный уклад, уровень образования, языковые и культурные процессы, а также их этнокультурные связи с представителями других национальностей в советский и постсоветский периоды. Отдельно в работе был рассмотрен вопрос влияния строительства Байкало-Амурской магистрали на традиционный уклад жизни эвенков на фоне межэтнического взаимодействия. Автором были использованы материалы бесед с эвенками, статистические сведения, архивные данные [4].

Известный этнограф В.А. Туголуков, посвятивший часть своих исследований изучению эвенкийского этноса, в работе «Эвенки Восточной Сибири и Дальнего Востока» сконцентрировал внимание на описании жизни народа, расселенного на территории восточных регионов страны. В соответствии с изучаемой нами темой, представляют интерес главы, посвященные эвенкам северного и южного Забайкалья. Значимыми для нашего исследования являются приведенные автором статистические данные о численности представителей некоторых из эвенкийских родов, сведения об их перемещениях, традиционной деятельности, межкультурных контактах [5].

Подытоживая данные исследования, мы можем сказать, что эвенкийский этнос, его культурная и хозяйственная деятельность, а также его этнические связи с другими народностями в научном сообществе вызывают определенный интерес. Анализ научных исследований позволяет нам составить общую картину развития этнокультурных связей с представителями различных этносов на территории других регионов страны.

Что касается исследований эвенкийских отношений с соседними народами в Бурятии, то здесь хотелось бы отметить монографию О.В. Бураевой «Межкультурное взаимодействие этносов Байкальского региона: XVII - начало XX в.», посвященную исследованию развития взаимоотношений бурят, эвенков, тофаларов в период с их присоединения к России и до установления советской власти в регионе. Период исследования в четыре столетия позволил автору составить последовательную картину развития этнокультурных связей и описать их влияние на хозяйственную деятельность и духовную культуру этносов. Основное внимание в работе уделено описанию отношений, складывавшихся у этносов - коренных обитателей Байкальского региона, не только между собою, но главным образом с русскими переселенцами. Это, в частности, касается не только духовно-культурной сферы, но и хозяйственно-земледельческой деятельности, развития внешней и внутренней торговли, зарождения крупной промышленности на территории Байкальского региона. Особую ценность в монографии представляют архивные данные, источники периодической печати, официальные письма и документы тех лет [6].

Исследования языковедов, таких как Ц.Б. Цыдендамбаев и Г.Н. Чимитдоржиева, позволили нам глубже ознакомиться с лингвистическим аспектом межкультурных связей эвенков и бурят.

Так, монография Ц.Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные» содержит сведения, касающиеся изучения языка и истории бурятского этноса. Исследуя генеалогические таблицы, легенды и предания бурят, автор выявил наличие этнокультурных связей с эвенкийской народностью. Для этнографических исследований особый интерес представляет общий лексический состав в языке эвенков и бурят с указанием заимствованных слов и сфер их употребления [7]. В статье «Об эвенкийских элементах в этническом составе и языке бурят» Ц.Б. Цыдендамбаев приводит сведения, касающиеся этнокультурных связей двух этносов, проживающих на территории Бурятии и Иркутской области. Автор приводит легенды и предания об эвенках, описывает родословные бурят, а также дает сведения об «обурячевании» некоторых эвенкийских групп [8].

В работе «Исторические связи бурятского и эвенкийского языков (на примере лексики)» Г.Н. Чимитдоржиева анализирует лексические системы двух этносов, выделяя в них взаимные заимствования и определяя примерную хронологию их проникновения и распространения. Так как язык является основной функцией передачи опыта, развития культуры, средством коммуникации, то изучение этой области очень важно в рамках темы нашего исследования. В этнографических исследованиях выявленные языковедческие факторы помогают уточнить время, факты, сферы употребления заимствованных слов [9].

В современных этнографических исследованиях необходимо выделить работы Д.Д. Нимаева. В монографии «Буряты: этногенез и этническая история» вопрос происхождения бурятского этноса занимает центральное место. Исследователь критически осмыслил ряд теорий, касающийся этногенеза бурят, составил подробную историю развития некоторых его родов. При этом особое внимание Д.Д. Нимаев уделил вопросам становления бурятско-эвенкийских отношений. Так, он подробно изучил историю происхождения булагатского и эхиритского родов, путем анализа генеалогического древа, древних сказаний и истории миграций пришёл к выводу о значительном тунгусском влиянии на процесс их формирования [10].

В фундаментальной для нашей работы статье «О роли тунгусского компонента в этногенезе бурят» Д.Д. Нимаев обозначил основные направления в изучении этнокультурных связей двух этносов. Помимо привлечения статистических данных и указаний на эвенкийские имена в генеалогических древах бурятских родов, автор описывает сходства некоторых обрядовых действий у бурят и эвенков, в частности, связанные с почитанием медведя в качестве тотемного предка. Также он указывает в декоративно-прикладном искусстве предбайкальских бурят и хоринцев на преобладание геометрических узоров в орнаментике и на использование в быту мозаичных ковров, сделанных из камуса, что предполагает заимствование этих элементов у эвенкийских племен [11].

В монографии Б.З. Нанзатова «Этногенез западных бурят ("У1-Х1Х вв.)» исследован процесс развития бурятского этноса на территории Забайкалья, рассмотрены вопросы происхождения этнонимов бурятских племен и родов, особенности их наречий, фольклора. Изучая данные элементы культуры, автор указывает на наличие определенного влияния со стороны эвенкийской народности. Оно прослеживается в родословных преданиях с упоминаниями имен предков-эвенков, в лексике (в области определений, связанных с тайгой и таежным образом жизни). Также в работе приводятся данные о районах проживания бурят и эвенков и анализируются активные процессы межэтнического взаимодействия [12].

Монографическая работа Н.Б. Дашиевой «Традиционные общественные праздники бурят. История и типология» исследует уже другие аспекты духовной культуры бурятского этноса. Как часть этнической культуры, народные праздники здесь рассматриваются в их связи с различными верованиями, обычаями, обрядами, религиозно-мировоззренческими представлениями. В сравнительном анализе с обрядово-праздничным комплексом других народов Сибири, у бурят и эвенков были выявлены общие параллели в ряде ритуальных действий, связанных с охотой [13].

Особую точку зрения предлагают работы эвенкийских ученых. Монография исследователя А.С. Шубина «Краткий очерк истории эвенков Забайкалья XVII-XX вв.» посвящена описанию истории развития некоторых эвенкийских родов, в частности, проживающих на территории Баргузинской долины. В работе автор, на основе данных о совместном проживании эвенков и бурят, а также сохранившихся документов XVII века утверждает наличие тесных связей между двумя этносами еще до прихода в этот регион русских. По его мнению, они сыграли положительное влияние на хозяйственную и культурную деятельность эвенков, в частности, стали уделять большее внимание развитию скотоводчества и широко использовать скот в качестве обмена и покупок [14].

Д.М. Берелтуева в статье «Монгольские заимствования в производственной лексике баргузинских эвенков» анализирует эвенкийский язык в его связи с хозяйственной деятельностью народа. В ходе изучения приведенных в статье различных терминов (виды домашнего скота, орудия труда, хозяйственные приспособления), автор приходит к выводу о заимствовании животноводческой отрасли эвенками у монголов [15].

Крупный научный труд Б.О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири» акцентирует внимание на изучении родового состава коренного населения Сибири до прихода сюда русских переселенцев в XVII веке. Автором была проделана колоссальная работа по составлению карты с указанием территории расселения этнических групп. Сведения, касающиеся эвенков и бурят, представлены в виде демографических данных с информацией о процессах миграции различных племен [16].

Работа В.С. Ханхараева «Буряты в XVII-XVШ вв.: демографическая история и этнические процессы» акцентирует внимание на составлении статистических данных, связанных с присоединением сибирской территории к России. Учитывая значительное влияние данного фактора на жизнь кочевых народов, автор не только описывает, но и анализирует миграционные процессы этноса и динамику его численности в этот период [17].

Известный тунгусовед Г.М. Василевич в исследовании «Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.)» дает описание истории эвенкийского этноса не только в Бурятии, но и в других регионах страны. Музейные и архивные источники, а также материалы, собранные в научных экспедициях, предоставили обширную информацию о расселении этноса, его родовом составе, численности в различные исторические периоды. Автором отдельно рассматривается вопрос этнокультурных связей эвенков не только с бурятами,

но и с другими народностями. В частности, описаны особенности семейных межнациональных отношений, общие элементы в хозяйственной деятельности, ремесленных занятиях, фольклоре [18].

Исследованию истории и культуры более узкой этнической группы - эвенков юго-восточной части Забайкалья посвящена работа Т.Б. Уваровой «Нерчинские эвенки в ХУП-ХХ веках». Автором, помимо этнографической литературы, для описания истории и современного состояния данной этнической группы широко использованы архивные документы и личные наблюдения. В работе имеется информация о бурятско-эвенкийских этнокультурных связях и, главным образом, она представлена описанием истории расселения двух этносов на территории Нерчинского уезда. Для нашей работы ценность представляют описания погребальных обрядовых действий, ритуалов бракосочетания, шаманских жертвоприношений [19].

Значительная часть сведений по теме нашего исследования содержится в работах бурятских этнографов и фольклористов: Ц.Ж. Жамцарано, М.Н. Хангалова, С.П. Балдаева.

Собрание сочинений М.Н. Хангалова содержит ряд этнографических работ, личных дневников, писем, посвященных изучению бурятских верований, традиций, фольклора. В полевых исследованиях им выявлено участие представителей эвенкийских родов в различных событиях, таких как военные столкновения, процессы миграций. Записанные Хангаловым предания и легенды содержат большой фактический материал об эвенках [20].

Родословные таблицы бурятских родов можно обнаружить в работе С.П. Балдаева «Родословные предания и легенды бурят», составленной на основе сбора многочисленных легенд и преданий. Данный материал позволяет нам ознакомиться с генеалогическим древом бурятских родов и обнаружить связь с представителями эвенкийского этноса [21]. Дополнительные сведения в области этнографии бурятского народа и становления его этнокультурных связей с эвенками имеются в работах Ц.Ж. Жамцарано. Материалы личных наблюдений и бесед с информаторами касаются быта, традиций, духовной культуры бурятского этноса [22].

В плане богатства сведений, касающихся жизни эвенков во второй половине ХХ века, хотелось бы отметить коллективную монографию «Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии». В этом научном исследовании широко используются данные переписи населения, статистика, описывается хозяйственный быт эвенков, сфера его профессионально-трудовой занятости. Также предоставлена информация о социально-демографической структуре, в которой указывается соотношение численности бурят и эвенков, количество межнациональных семей, образовательный уровень, динамика миграций [23].

Таким образом, тема бурятско-эвенкийских этнокультурных связей рассматривается в работах различных исследователей: историков, этнографов, филологов. В них изучаются вопросы расселения двух этносов, численность населения, проводится анализ генеалогических таблиц и родословных преданий, выявляются заимствования в языке, традициях, религиозных обрядах, в хозяйственной деятельности.

Литература и источники

1. Ермолова Н.В. Эвенки Приамурья и Сахалина. Формирование и культурно-исторические связи. XVII - начало XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук. - Л., 1984.

2. ЕрмоловаН.В., ДьяченкоВ.И. Якутско-эвенкийские контакты на Охотском побережье // Этнокультурные контакты народов Сибири. - Л.: Наука, 1984.

3. Спеваковский А.Б. Этнокультурные контакты тунгусоязычных народностей на востоке Сибири (эвены и эвенки) // Этнокультурные контакты народов Сибири. - Л.: Наука, 1984. - С.121-131.

4. Поворознюк О.А. Эвенки севера Читинской области: социальные, экономические и культурные трансформации на рубеже XX-XXI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2005.

5. ТуголуковВ.А. Эвенки Восточной Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск: Сибирские промыслы, 2013.

6. Бураева О.В. Межкультурное взаимодействие этносов Байкальского региона (XVII - начало XX в.). Дисс. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2005.

7. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1972. - 662 с.

8. Цыдендамбаев Ц.Б. Об эвенкийских элементах в этническом составе и языке бурят // Взаимовлияние языков в Бурятии. -Улан-Удэ: Бур. филиал СО АН СССР, 1978. - С. 79-94.

9. Чимитдоржиева Г.Н. Исторические связи бурятского и эвенкийского языков (на примере лексики). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012.

10. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. - Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2000. - 190 с.

11. Нимаев Д.Д. О роли тунгусского компонента в этногенезе бурят. // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. - Новосибирск, 1989. - С.98-104.

12. Нанзатов Б.З. Этногенез западных бурят (VI-XIX вв.) - Иркутск: Оттиск, 2005. - 160 с.

13. Дашиева Н.Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типология. - Улан-Удэ: ИПК ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012. - 212 с.

14. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII - XX вв.). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.

- 108 с.

15. Берелтуева Д.М. Монгольские заимствования в производственной лексике баргузинских эвенков // Лексика тунгусо-маньчжурских языков Сибири. - Новосибирск: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. - С. 81-88.

16. ДолгихБ.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. - М.: Акад. наук СССР, 1960. - 623 с.

17. Ханхараев В.С. Буряты в XVII-XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 147 с.

18. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.). - Л.: Наука, 1969. - 304 с.

19. Уварова Т.Б. «Нерчинские эвенки в XVII-XX веках». - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 172 с.

20.ХангаловМ.Н. Собр. соч.: в 3 т. - Улан-Удэ: Респ. тип., 2004.

21. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - 374 с.

22. Жамцарано Ц.Ж. Путевые дневники 1903-1907 гг. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 380 с.

23. Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. - 152 с.

References and Sources

1. Ermolova N.V. Evenki Priamur'ya i Sahalina. Formirovanie i kul'turno-istoricheskie svyazi. XVII - nachalo XX vv. Diss. ... kand. ist. nauk. - L., 1984.

2. Ermolova N.V., D'yachenko V.I. Yakutsko-evenkijskie kontakty na Ohotskom poberezh'e// Etnokul'turnye kontakty narodov Sibiri. -L.: Nauka, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Spevakovskij A.B. Etnokul'turnye kontakty tungusoyazychnyh narodnostej na vostoke Sibiri (eveny i evenki) // Etnokul'turnye kontakty narodov Sibiri. - L.: Nauka, 1984. - S.121-131.

4. Povoroznyuk O.A. Evenki severa Chitinskoj oblasti: social'nye, ekonomicheskie i kul'turnye transformacii na rubezhe XX-XXI vv. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2005.

5. Tugolukov V.A. Evenki Vostochnoj Sibiri i Dal'nego Vostoka. - Krasnoyarsk: Sibirskie promysly, 2013.

6. Buraeva O.V. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie etnosov Bajkal'skogo regiona (XVII - nachalo XX v.). Diss. ... d-ra ist. nauk. - Ulan-Ude, 2005.

7. Cydendambaev C.B. Buryatskie istoricheskie hroniki i rodoslovnye. - Ulan-Ude: Buryat kn. izd-vo, 1972. - 662 s.

8. Cydendambaev C.B. Ob evenkijskih elementah v etnicheskom sostave i yazyke buryat // Vzaimovliyanie yazykov v Buryatii. - Ulan-Ude: Bur. filial SO AN SSSR, 1978. - S. 79-94.

9. Chimitdorzhieva G.N. Istoricheskie svyazi buryatskogo i evenkijskogo yazykov (na primere leksiki). - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2012.

10. Nimaev D.D. Buryaty: etnogenez i etnicheskaya istoriya. - Ulan-Ude: Izd-poligr. kompleks VSGAKI, 2000. - 190 s.

11. Nimaev D.D. O roli tungusskogo komponenta v etnogeneze buryat. // Etnokul'turnye processy v YUgo-Vostochnoj Sibiri v srednie veka. -Novosibirsk, 1989. - S.98-104.

12. Nanzatov B.Z. Etnogenez zapadnyh buryat (VI-XIX vv.) - Irkutsk: Ottisk, 2005. - 160 s.

13. Dashieva N.B. Tradicionnye obshchestvennye prazdniki buryat: istoriya i tipologiya. - Ulan-Ude: IPK FGBOU VPO VSGAKI, 2012. - 212 s.

14. Shubin A.S. Kratkij ocherk etnicheskoj istorii evenkov Zabajkal'ya (XVII - XX vv.). - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1973. - 108 s.

15. Bereltueva D.M. Mongol'skie zaimstvovaniya v proizvodstvennoj leksike barguzinskih evenkov // Leksika tunguso-man'chzhurskih yazykov Sibiri.

- Novosibirsk: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1985. - S. 81-88.

16. Dolgih B.O. Rodovoj i plemennoj sostav narodov Sibiri v XVII veke. - M.: Akad. nauk SSSR, 1960. - 623 s.

17. Hanharaev V.S. Buryaty v XVII-XVIII vv.: demograficheskaya istoriya i etnicheskie processy. - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2000. - 147 s.

18. Vasilevich G.M. Evenki. Istoriko-etnograficheskie ocherki (XVIII - nachalo XX v.). - L.: Nauka, 1969. - 304 s.

19. Uvarova T.B. «Nerchinskie evenki v XVII-XX vekah». - M.: INION RAN, 2006. - 172 s.

20. Hangalov M.N. Sobr. soch.: v 3 t. - Ulan-Ude: Resp. tip., 2004.

21. Baldaev S.P. Rodoslovnye predaniya i legendy buryat. CH.1. Bulagaty i ekhirity. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1970. - 374 s.

22. Zhamcarano C.ZH. Putevye dnevniki 1903-1907 gg. - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2001. - 380 s.

23. Hozyajstvo, kul'tura i byt evenkov Buryatii. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1988. - 152 s.

ДАМПИЛОН РИНЧИН ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии МБТ Сибирского отделения РАН.

DAMPILON, RINCHIN V. - Ph.D. student of the Institute of Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (dampilon@yandex.ru).

УДК 303.425.5(470.67):351.85_069.1

ДАНДАМАЕВА З.Э.

О ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКЦИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Ключевые слова: музей, этнография, культура, Российский этнографический музей, Дагестан, коллекции, экспедиции.

В современных условиях функционирования музеев актуальными являются вопросы сохранения объектов историко-культурного наследия, а также их дальнейшего изучения и презентации. В статье освещается история формирования коллекций Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре народов Дагестана, анализируются особенности данного процесса и основные этапы комплектования музейных фондов в разные периоды деятельности музея. История формирования дагестанских этнографических коллекций тесно связана с историей изучения региона. Характерной особенностью экспедиционной и собирательской работы РЭМ были ориентиры на целенаправленное и всестороннее исследование культурного наследия Дагестана в рамках археолого-этнографических экспедиций. В статье рассмотрена деятельность экспедиций, организованных Этнографическим отделом Русского музея по сбору предметов и изучению дагестанской культуры и быта дореволюционного периода, а также отдельных научных сотрудников, принимавших в разные годы активное участие в экспедиционных сборах, благодаря которым были сформированы уникальные коллекции, отражающие самобытную культуру, быт и традиции дагестанских народов. Анализ изученного материала позволяет сделать вывод, что процесс формирования фондов был длительным и планомерным. Основной специфической чертой комплектования является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.