ХРОНИКА
Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА МУРАВЬЕВА 30 ОКТЯБРЯ 2010 г.
Обзор докладов чтений, проведенных кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.
Ключевые слова: В.А. Муравьев, историография, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины, кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет.
30 октября 2010 г. в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета прошли Историографические чтения памяти профессора Виктора Александровича Муравьева (1941-2009), организованные кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, на которой Виктор Александрович работал последние почти двадцать лет своей жизни и которой заведовал с 1990 по 2002 г.
Дневное заседание было в основном посвящено воспоминаниям о В.А. Муравьеве как о человеке, ученом и преподавателе высшей школы и исследованию его научного творчества. С.О. Шмидт (РГГУ) поделился своими воспоминаниями о В.А. Муравьеве как о студенте, преподавателе, профессоре, заведующем кафедрой.
А.Е. Шикло (МГУ) охарактеризовала исследования В.А. Муравьева по истории исторической науки, В.В. Тихонов (ИРИ РАН) остановился на изучении В.А. Муравьевым теорий русского феодализма в российской историографии. Р.Б. Казаков и М.Ф. Румянцева (РГГУ) акцентировали внимание на концептуальности научных построений В.А. Муравьева не только в изучении истории исторической науки (о чем говорила и А.Е. Шикло), но и при разработке
© Казаков Р.Б., Румянцева М.Ф., 2011
Историографические чтения памяти профессора... Муравьева...
научно-методических материалов практически по всем дисциплинам кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Специальное внимание авторы уделили концептуальным докладам В.А. Муравьева на ежегодных кафедральных конференциях, посвященным наиболее актуальным проблемам исторического познания.
В рамках дневного заседания были также заслушаны доклады по ключевым вопросам современной историографии и университетской педагогики. Доклад И.И. Колесник (Киев, Ин-т истории Украины НАН Украины) был посвящен роли сетевых подходов в изучении профессиональных сообществ историков. В.А. Муравьев не оставил обширного комплекса опубликованных произведений, реализовывая свой талант через общение со студентами, аспирантами, коллегами, при выступлении в качестве оппонента по кандидатским и докторским диссертациям и в иных трудноуловимых формах. В изучении научного наследия подобных ученых сетевые подходы, по общему признанию участников конференции, наиболее эффективны.
В развитие этой идеи Е.А. Вишленкова (НИУ ВШЭ) рассказала о результатах своего исследования российского университетского сообщества, а А.Е. Иванов (ИРИ РАН) воссоздал по студенческим мемуарам образ университетского преподавателя второй половины XIX - начала ХХ в.
Своими воспоминаниями о В.А. Муравьеве поделились В.В. Ше-лохаев (Москва, Институт общественной мысли), С.И. Маловичко (Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева), Н.В. Середа (Тверской ГУ) и Л.Б. Сукина (Институт программных систем, Университет г. Переславль-Залес-ского им. А.К. Айламазяна).
Проблематика вечернего заседания охватывала разные аспекты изучения истории исторического познания. Существенные характеристики советской историографии были выявлены в докладе Т.А. Булыгиной (Ставропольский ГУ). Вопросы источниковедения историографии были поставлены в докладе А.М. Сафроновой (Уральский ГУ) о Екатеринбургской библиотеке В.Н. Татищева. Несколько докладов были посвящены проблемной историографии. Л.Б. Сукина рассмотрела отечественную историографию XIX - начала XX века, посвященную человеку допетровской Руси. Н.В. Середа - отечественную историографию о структуре тяглого городского населения XVП-XVШ вв. Р.М. Шепарёв (Государственный центральный музей современной истории России) сделал историографический обзор исследований по истории перевооружения русской армии в 1850-1900 гг., а С.И. Садовников (Москва,
Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева
Научно-исследовательский институт развития профессионального образования) представил результаты историографического исследования Всероссийской Книги Памяти 1941-1945 гг.
Классической для историографии проблематике научного наследия ученых-историков были посвящены доклады специалистов из Брянского ГУ - А.М. Дубровского о В.И. Смирнове, В.В. Жибо-едова о Н.М. Дружинине и К.П. Гришина об отношениях М.А. Дьяконова и А.С. Лаппо-Данилевского.
Традиционно на научных конференциях, организуемых кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, особое внимание уделяется проблемам преподавания. На этот раз Г.И. Селиванова (Уральский ГУ) проанализировала историографические аспекты при изучении общего курса отечественной истории. С.И. Маловичко представил результаты анализа сочинения по истории, написанного гимназистом середины XIX в., как историографического факта.
Прошедшие историографические чтения положили начало осмыслению научного наследия В.А. Муравьева. По итогам состоявших историографических чтений подготовлен к печати сборник статей.