УДК 7.067
Т. А. Сиротина
Историко-теоретическое обоснование принципов изучения актуальных проблем музейной среды
Научные исследования проводятся при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
на 2009-2013 годы, соглашение № 14.B37.21.0025)
В статье рассматриваются основные проблемы музейной среды, а в контексте этого вопроса - отношение жителей исторических городов к современной архитектуре. Анализируются способы формирования музейного пространства в историческом городе.
Ключевые слова: музей, музейная среда, музейное здание, город-музей, музейная среда исторического города, исторический город, музейное проектирование.
T. A. Sirotina
Historical and Theoretical Foundation of Principles of Studying Up-to-Date Problems of the Museum Environment
The present article considers main problems of the museum environment and in the context of this question is regarded the attitude of residents of the historic cities to modern architecture. Ways of formation of the museum medium in the historic city are analyzed.
Keywords: a museum, museum environment, a museum building, a museum-town, museum environment of the historic city, a historic city, museum designing.
Исторический город с его музеями - это своего рода коллективный хранитель памяти. Чаще всего музеи в городе существуют как локальные объекты, но иногда его историческая среда обретает функцию целостной музейной среды. Локальными объектами в городской среде могут являться как конкретные музейные здания, так и целые ансамбли и даже кварталы.
Ярчайшим примером локальной музейной среды в историческом городе является так называемый Музейный остров - название, которое получила северная оконечность острова Шпрее-инзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое «созвездие» знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира, а с 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Здания, являющиеся историческими памятниками, соседствуют здесь с произведениями современной архитектуры.
Опыт изучения соответствующих артефактов и тенденций показывает: музейная среда в историческом городе может быть сформирована различными способами. Это и создание целого го-
© Сиротина Т. А., 2013
рода-музея, и приспособление существующего здания под современное использование, и, конечно, строительство нового музейного здания или комплекса зданий в исторической среде.
Самый масштабный и наиболее радикальный метод создания музейного пространства в историческом городе - это тотальная консервация его исторической ткани. Архитектурная среда такого города останавливает свое развитие на определенном этапе, в ней отражен диалог различных эпох, но в диалог с сегодняшним днем она уже не вступает.
В качестве соответствующего примера можно назвать село Вятское Некрасовского района Ярославской области, где на данный момент существует семь музеев, по сути ставших градообразующими (с поправкой на не-городской статус поселения) предприятиями. Таково же и село Из-борск в Печорском районе Псковской области, упоминаемое впервые в летописи «Повесть временных лет»; здесь градообразующим объектом служит музей-заповедник «Изборск», в состав которого входит Изборская крепость. Новое строительство в этих селах осуществляется крайне редко, в основном восстанавливаются и
приспосабливаются под современное использование существующие исторические постройки. Город Лимбург-на-Лане, основанный в 910 году, является одним из самых интересных для посещения городов Германии, поскольку его исторический центр полностью сохранил средневековую фахверковую застройку Х11-ХУ1 вв. Около 600 исторических жилых зданий постоянно реставрируются и используются по прямому назначению. В центре этого города полностью отсутствуют элементы современной архитектуры.
Город-музей, который становится музеем под открытым небом, утрачивает пригодность для жизни современного человека, поскольку не имеет возможности обеспечить все необходимые для этого условия. Музейная среда в качестве места жительства парадоксально включает человека в музейное пространства как живой артефакт.
Сегодня значительное число традиционных по своей сути и форме подачи материала музеев не отвечают требованиям современного общества и, как следствие, не могут привлечь посетителя.
В ответ на эту проблему сегодня профессиональное музейное сообщество разрабатывает тему меняющегося музея в меняющемся мире. Как следствие: увеличение посещаемости за счет строительства новых экспозиций и выставок, организации запасников, устроенных по принципу открытого хранения, создания интерактивных программ для любых возрастов и категорий посетителей. Среди этих программ наиболее интересны исторические игры по маршрутам в музеях, создание сети маршрутов и организация пешеходных прогулок по музейным кварталам (проект «Нулевая верста» в Санкт-Петербурге) [1], фестивали реконструкции материальной культуры, в которых каждый участник может выступить в качестве экскурсовода и рассказать посетителю музейного комплекса о костюме и дос-пехе, об особенностях быта той или иной эпохи и региона. Эти фестивали можно увидеть в музейных комплексах Выборгского замка, Ивангород-ской и Изборской крепостей в России, Каменец-Подольской и Хотинской крепостей на Украине, Мирского замка в Беларуси и практически в каждом историческом городе Европы.
Стоит отметить, что в качестве реакции на обозначенную выше проблему в последние годы стало также появляться большое количество новых, излишне «аттракционных» музеев, просветительская и гедонистическая функции которых весьма сомнительны.
В настоящее время в России проблемы музейного проектирования активно исследуют автономная некоммерческая организация культуры «Музей будущего» (созданная в мае 1999 г.) [3], «Лаборатория музейного проектирования» (образованная в 1987 г. как подразделение Российского института культурологии Федерального агентства по культуре и кинематографии), которая в рамках социального проекта «Музей XXI века» ведет разработку теоретических и методических основ нововведений в музейном деле. Развитию современного музейного дела способствует гран-товый конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» [2].
При этом материальная подоснова для реализации насущных нужд и творческих замыслов музеев в России, как правило, остается прежней: те же здания - памятники истории и культуры, то же приспособленное пространство. Музеи по всему миру существуют в стенах бывших церковных сооружений и монастырских комплексов, фортификационных сооружений, гражданских зданий, усадебных комплексов.
Одной из значительных проблем современных Российских музеев является передача занимаемых ими церковных сооружений и монастырских комплексов Русской православной церкви [8]. Так, в 2004 г., Ипатьевский (Свято-Троицкий Ипатьевский) монастырь со скандалом был передан в пользование Русской Православной Церкви, а один из крупнейших Российских музеев -Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ранее находившийся в его стенах, фактически оказался на улице.
Новые, специально построенные и оборудованные музейные здания наиболее полноценно служат целям сохранности музейных предметов и коллекций, их показа. Основное отличие специально спроектированного здания от здания, приспособленного под определенную функцию, - полное соответствие его объемно-планировочного и конструктивного решения функции музея, для которой оно предназначено, а также создание максимально оптимальной среды для человека в процессе осуществления этой функции. Общая черта архитектуры современных музейных зданий - легко трансформируемое и гибкое внутреннее пространство. Современный музей должен быть коммуникативным и трансформируемым, как по своей сути, так и по архитектурному решению.
Историко-теоретическое обоснование принципов изучения актуальных проблем музейной среды
Новое музейное здание в исторической среде города сегодня может быть спроектировано либо по методу контраста, противопоставления объекта окружению, либо по контекстуальному методу, не нарушающему сложившуюся среду. Стоит отметить, что контекстуальным к окружающей среде здание может стать двумя методами: имитацией сложившейся исторической застройки и растворением в ней, например, посредством использования в качестве материала фасада стекла, отражающего окружение.
Случаи строительства новых специализированных музейных зданий настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам. В последние несколько лет проводилось некоторое количество архитектурных конкурсов на проектирование музейных зданий и комплексов: Пермского музея, реконструкцию существующего и строительство нового зданий Политехнического музея в Москве. Но реализован лишь один знаковый проект - реконструкция нового корпуса Государ -ственного Эрмитажа - восточного крыла Главного штаба, построеного в 1819-1829 гг. архитектором Карлом Росси. В настоящее время музей в стенах Главного Штаба является крупнейшим проектом реконструкции исторического здания под культурное пространство в Санкт-Петербурге.
Жители исторических городов противятся новой архитектуре в исторической среде города вне зависимости от ее функционального назначения. Гостиница или торговый центр в исторической среде города вызовут такое же неприятие, как новое здание музея.
Город - это не только результат творчества множества авторов, это еще и результат и объект восприятия множества людей. Каждый индивид и группа людей воспринимают городскую среду по-своему, выделяют для себя в ней что-то основное. В облике исторического города для большинства его жителей главным становится историческое наследие.
Современники редко принимают современную архитектуру, редко отзываются о ней с восторгом. Такие исторические примеры, как первоначальное восприятие жителями города Парижа Эйфелевой башни, жителями Москвы XIX века Храма Христа Спасителя, современными жителями Парижа «пирамиды» Лувра, говорят о том, что неприятие новой архитектуры современниками далеко не всегда является наиболее верным суждением. Спустя годы эти объекты становятся не только
признаками своей эпохи, значимыми историческими объектами, но и символами города.
В российском обществе бытует мнение, что город может быть ценен и интересен только лишь богатым историческим наследием.
Что же сегодня видит человек на улицах провинциального русского города, несомненно, являющегося своеобразным цивилизационным феноменом? Церкви XVII и XIX вв. соседствуют с жилыми зданиями XIX и начала XX в., с общественными зданиями эпох конструктивизма и сталинского ампира - среда исторического города многогранна, неоднородна и именно этим интересна. Современный человек, как житель, так и гость, воспринимает эту среду как уже сложившуюся, появившуюся до него. Раз так есть - значит, это правильно, значит так надо. Те же изменения, что происходят на его глазах, он воспринимает критически. Поколения спустя современная архитектура также станет историей, ее также будут воспринимать как должное, а новые поколения будут спорить уже о новой архитектуре.
Исторический город в России - это, в основном, город провинциальный. А главная проблема развития новой архитектуры в русской провинции состоит в том, что житель не видит в своей среде обитания достойных примеров, а те, что видит, не удовлетворяют его эстетическим потребностям. Боязнь современной архитектуры является следствием тех неудачных примеров, которые жители городов видят вокруг себя: отдельные объемы зданий и их существование в контексте городской среды, ошибки в градостроительном планировании.
Города никогда не смогут быть завершены, они находятся в непрерывном процессе развития. В уже существующие здания всегда будут вноситься изменения - как временем, так и рукой человека. Рядом со старыми постройками будут возникать новые, несущие образ уже иной эпохи, а восприятие человеком среды будет постоянно меняться с течением времени.
Библиографический список
1. Подведение итогов проекта «Нулевая верста». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.rn/N4 1117, свободный.
2. Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/, свободный.
3. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие [Электронный ресурс]: интернет-портал. - Режим доступа: http://www.future.museum.ru/default.htm, свободный.
4. Philip Jodidio. Architecture now! Museums. - Cologne: Taschen GMBH, 2010.
5. Нора П. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memorv-Nora.html, свободный.
6. Лебедев, А. В. Проект как управленческая форма культурной практики (на материале музейного проектирования) [Электронный ресурс] / А. В. Лебедев // EVA 2009 Москва : материалы 12-й ежегодной международной конференции, Москва, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, 30 ноября - 2 декабря 2009 г.: официальный сайт 12-й международной конференции EVA. - Режим доступа: http://conf.cpic.ru/eva2009/rus/reports/report 1б92. html, свободный.
7. Стенограмма круглого стола. Почему музейный бум обходит Россию стороной? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http^/www.amcultru/index.php/knowledge/articles^-muzbum, свободный.
S. Российская Федерация. Законы. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности [Электронный ресурс]: федер. закон : [принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/931051.html, свободный.
Bibliograficheskij spisok
1. Podvedenie itogov proekta «Nulevaya versta». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.museum.gu/N41117, svobodnyj.
2. Konkurs «Menyayushhijsya muzej v menyayush-hemsya mire» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://museum.fondpotanin.ru/, svobodnyj.
3. Muzej budushhego: informatsionnye tekhnologii i kul'turnoe nasledie [EHlektronnyj resurs]: internet-portal. - Rezhim dostupa: http://www.future.museum.ru/default.htm, svobodnyj.
4. Philip Jodidio. Architecture now! Museums. - Cologne: Taschen GMBH, 2010.
5. Nora P. Problematika mest pamyati [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ecdejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html, svobodnyj.
6. Lebedev, А. V. Proekt kak upravlencheskaya forma kul'turnoj praktiki (na materiale muzejnogo proektirova-niya) [EHlektronnyj resurs] / А. V. Lebedev // EVA 2009 Moskva : materialy 12-j ezhegodnoj mezhdunarodnoj konferentsii, Moskva, Vserossijskaya gosudarstvennaya biblioteka inostrannoj literatury imeni M. I. Rudomino, 30 noyabrya - 2 dekabrya 2009 g.: ofitsial'nyj sajt 12-j mezhdunarodnoj konferentsii EVA. - Rezhim dostupa: http ://conf.cpic.ru/eva2009/rus/reports/report_1692. html, svobodnyj.
7. Stenogramma kruglogo stola. Pochemu muzejnyj bum obkhodit Rossiyu storonoj? [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.amcult.ru/index.php/knowledge/articles/76-muzbum, svobodnyj.
8. Rossijskaya Federatsiya. Zakony. O peredache re-ligioznym organizatsiyam imushhestva religioznogo naz-nacheniya, nakhodyashhegosya v gosudarstvennoj ili mu-nitsipal'noj sobstvennosti [EHlektronnyj resurs]: feder. zakon : [prinyat Gos. Dumoj 19 noyabrya 2010 g.: odobr. Sovetom Federatsii 24 noyabrya 2010 g.]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/review/931051 .html, svobodnyj.
Историко-теоретическое обоснование принципов изучения актуальных проблем музейной среды