Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ'

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ORPHANS / GRADUATES OF ORPHANAGES / SOCIAL ADAPTATION / POST-INTERNATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Надежда

Статья посвящена исследованию возникновения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в России. Применяя постинтернатное сопровождение в социальной работе, социальная адаптация выпускников представляется наиболее результативно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева Надежда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS OFPOST-RESIDENTAL SUPPORT OF GRADUATES OF ORPHANAGES

The article investigates to the study of the occurrence of post-internat escort of graduates of orphanages in Russia Applying post-internation support in social work, social adaptation of graduates seems to be the most effective.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

УДК 376.64

Андреева Надежда студент магистратуры 2 курс направление социальная работа факультет управления и психологии Кубанского государственного университета

Россия, г. Краснодар

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Аннотация: Статья посвящена исследованию возникновения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в России. Применяя постинтернатное сопровождение в социальной работе, социальная адаптация выпускников представляется наиболее результативно.

Ключевые слова: дети-сироты, выпускники детских домов, социальная адаптация, постинтернатное сопровождение.

Andreeva Nadezhda magistracy graduate 2nd year social work direction Faculty of Management and Psychology Kuban State University Russia, Krasnodar THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS OF

POST-RESIDENTAL SUPPORT OF GRADUATES OF ORPHANAGES

Abstract: The article investigates to the study of the occurrence of postinternat escort of graduates of orphanages in Russia Applying post-internation support in social work, social adaptation of graduates seems to be the most effective.

Keywords: orphans, graduates of orphanages, social adaptation, postinternation support.

Адаптация детей является одной из главных задач государственной политики страны. Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В роли объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие социальных служб и групп, формирующих его как личность. В роли субъекта он является активным участником общественных отношений, является как самообразующая личность.

Необходимо понимать, что помощь выпускникам детских домов ведется ни одно столетие. История социальной работы хорошо

демонстрирует, что поддержка детей-сирот, их адаптация - одна из главных составляющих традиционной помощи нашей страны.

Так в Петербурге 1777 г. Указом Сената был создан Воспитательный дом. Повелением Екатерины II все «призреваемые дети ... не имея пропитания присмотра и призрения» зачислялись навсегда в ведомство Воспитательного дома. Уже тогда дети находились под контролем окружного врача и надзирателя детского дома.

В XIX веке юноши 17 лет, вышедшие из детского дома, приписывались к сельскому сословию и получали земельный надел. Начинает осмысляться жилищная проблема выпускников.

Для успешной адаптации необходимо освоение профессии. В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 45до 12 лет. Ребята поступали в 10 лет в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников [3].

С середины 30 гг. XIX века появляется «Положение о детских приютах». В «Положении» акцент делается на воспитателей приютов, что важно не только следить за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них необходимые навыки для интеграции в общество. Учить дисциплине опрятности, выработать привычку трудиться. Во всех приютах учили какомунибудь ремеслу, что являлось подготовкой к будущей профессии.

В 1925 г. правительство приняло постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов. На третьем Всероссийском съезде - в мае 1930 г. было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников, а так же устройства их жилья.

С самого начала образования закрытых государственных учреждений существовала проблема успешной интеграции и социальной адаптации выпускников в общество.

Тяжелый этап в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот в нашей стране пришелся на конец 90-х гг. Социалистический строй рушится вместе с механизмом внедрения выпускника в социум, а новый способ адаптации был еще не создан.

В СССР интеграция детей сирот и лиц из их числа была основана на плановой экономике и четких установках коммунистической системы. Педагогический коллектив был неготовым к работе, а учащиеся из числа детей-сирот приносили и укрепляли негативные модели поведения. Сложившаяся ситуация поставила перед государством серьезную задачу. Выпускник интернатного учреждения оказался никому не нужным. Во многих регионах России выпускники остались без жилья. Профессии, которые они приобрели в госучреждениях, оказываются не востребованными, уровень квалификации оказывается довольно низким. Поэтому выпускники сразу же пополняли ряды безработных. Трагедия этих детей заключалась еще

и в том, что более половины выпускников детских домов и интернатов были вынуждены вести асоциальный образ жизни, поэтому попали в криминальную среду. Можно сделать вывод, что к началу XXI века политика в отношении выпускников была не эффективна и имела удручающий характер.

За первые восемь лет нового века ситуация в стране изменилась, повсеместно стали появляться новые модели работы с выпускниками интернатных учреждений. Проблема социальной адаптации стала широко обсуждаться в прессе и на научно-практических конференциях как федерального, так и регионального уровня. Выпускники детских домов, обучающееся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в государственные учреждения в выходные и праздничные дни на каникулярное время, имеют право по согласию с администрацией зачисляться на бесплатное питание и проживание в данной организации.

Разрешение проблем выпускников заключается в усовершенствовании структуры заинтересованности государства в создании оптимальных условий для воспитания и развития воспитанников. Создание условий для нормальной психологической работы, организация индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом специфики воспитанников.

Наличие определенного запаса знаний по возрастным закономерностям развития и особенностям воспитания в детских домах, создание оптимальной среды в госучреждениях для оптимизации здоровья и развития помощи в социальной адаптации [1].

Создание службы социальных работников, обеспечивающих облегчение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство обязано брать на себя ответственность и заботу о выпускниках данных учреждений для помощи в адаптации. Реализуются множество программ по данному направлению и одна из них -это постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками областных образовательных учреждений.

Индивидуальная программа адаптации выпускника интернатного учреждения, нуждающегося в социальном сопровождении - это форма ведения отчетности и документации, которая включает в себя:

• Подробные и уточняющие сведения о сопровождаемом;

• Начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии выпускника детского дома;

• Цели и задачи реабилитационно-коррекционной работы;

• Комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений, данные о происходящих изменениях [2].

Таким образом, социальная адаптация детей-сирот, воспитывающихся или выпускающихся из детских учреждений, всегда была серьезной

проблемой, постоянно идут поиски способов и путей ее решения. Вопросам устройства детей после их выхода из государственных учреждений уделяется пристальное внимание на всех уровнях структур государственной власти.

Использованные источники:

1. Осипова Н. В. О понятии «социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - с. 80-85;

2. Титова М. А. Дети говорят // Социологические исследования. - 2016. - №

2. - с. 48-153;

3. Федоров А.В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / А. В. Федоров. - М. : Концепт, 2014.

УДК 656

Анисимкова Т. И. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, Екатеринбург ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» Аннотация: Статья посвящена анализу применения органами местного самоуправления нормативно-правовых актов в сфере планирования регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам в городе Екатеринбурге.

Ключевые слова: документ планирования регулярных перевозок пассажиров, транспортное обслуживание, регулярные перевозки, административно-правовое регулирование транспортного обслуживания.

Anisimkova T.I. student

Ural Institute of management- branch of Ranepa

Russia, Ekaterinburg

FEATURES OF PLANNING REGULAR PASSENGERS TRAFFIC IN THE MUNICIPAL FORMATION "THE CITY OF EKATERINBURG"

Annotation: The article is devoted to the analysis of the application of regulatory legal acts by local authorities in the sphere of planning regular passengers traffic on municipal routes in the city of Ekaterinburg.

Keywords: Planning document for regular passenger transportation, transportation service, regular transportation, administrative and legal regulation of transport services.

Для создания условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения города Екатеринбурга на транспортные услуги, организацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.