УДК 93
КАЗАРЯН Давид Мехакович, Академия государственного управления, г. Ереван, Армения
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОРОДА ЕРЕВАНА
Статья посвящена характеристике историко-правовых предпосылок формирования правого статуса города Еревана. В качестве первого документа, закрепляющего правовой статус Еревана, автор называет клинопись крепости Эребуни. По мнению Г. Тирацяна, Ереван был центром одной из административно-территориальных единиц Ирана в Ахеменидский период. Работы ряда историографов позволяют автору утверждать, что в VII в. в результате утверждения господства арабского халифата правовой статус города Еревана существенно изменился. После XII в. Ереван приобрел статус города, которым управлял совет старейшин. В XV в., как отмечает автор статьи, город стал центром наместничества, охватывавшего большую часть Араратского мира. Позднее Ереван переходил то под Иранское господство, то под господство Султанской Турции. В связи с этим менялась и форма управления городом. В XIX в. после захвата Царской Россией части Восточной Армении была основана Армянская область, правление которой осуществлялось посредством представителей генерал-губернатора. В статье подробно описан административный аппарат городского правления Ереваном в этот период, в годы Первой республики Армении, когда на законодательном уровне были созданы основания для организации местного самоуправления, независимого от центра, однако реализованы эти нормы не были в связи с оккупацией Армении большевистской Россией. В статье описана советская модель управления, просуществовавшая до 1995 г. Конституцией 1995 года Ереван получил статус области, что предполагало государственное управление. Параллельно в участковых общинах осуществлялось местное самоуправление. Данная модель сохранилась до конституционных изменений 2005 г., когда Ереван стал общиной. Это потребовало внедрения системы общегородского местного самоуправления. В статье выделяется семь основных этапов развития правового статуса города Еревана.
Ключевые слова: правовой статус, этапы развития правового статуса, статус города, административный аппарат городского правления, Первая республика Армения, советская модель управления, община, система общегородского местного самоуправления.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Davit M. GHAZARYAN, Public Administration Academy, Yerevan, Armenia
HISTORICAL AND LEGAL PRECONDITIONS OF FORMATION AND THE STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL STATUS OF
YEREVAN CITY
The article is devoted to the historical and legal preconditions for the formation of the right Yerevan city status. The first document establishes the legal status of Yerevan, the author calls cuneiform Erebuni Fortress. According to G. Tiratsyana, Yerevan was the center of one of the administrative-territorial units in the Iranian Achaemenid period. The works of a number of historiographers allow the author to assert that in the 7th century as a result of the approval of the domination of the Arab Caliphate, the legal status of the city Yerevan has changed significantly. After the 12th century the city acquired the status of Yerevan, driven by a council of elders. In the 15th century, as the author of the article, the city became the center of governorship covering most of Ararat world. Yerevan later passed it under Iranian domination, then under the domination of the Sultan of Turkey. In connection with this change in the form of city management. In the XIX century, after the capture of the Imperial Russia of the Eastern Armenia was founded by Armenian region, which was carried out by a board of representatives from the Governor-General. The article described in detail the administrative apparatus of Yerevan City Council, in this period, in the years of the First Republic of Armenia, when at the legislative level were created basis for the organization of local self-government, independent from the center, but realized those rules were not in connection with the occupation of the Armenian Bolshevik Russia. The article describes the Soviet model of governance, which lasted until 1995. 1995 Constitution Yerevan received the status of the region, which involved government. In parallel, the local government was carried out in the district communities. This model has survived to the constitutional amendments of 2005. When Yerevan became a community. This required the implementation of a citywide system of local government. The article highlighted seven main stages of development of the legal status of the city of Yerevan.
Keywords: legal status, stages of development of legal status, status of city, administrative apparatus of city government, First Republic of Armenia, Soviet model of governance, community, citywide system of local government
Ереван является неотъемлемой частью осмысленного бытия армянской государственности. Конституционное закрепление статуса Еревана является свидетельством его роли в деле создания армянской государственности, его признания в качестве старейшего города мира.
Невозможно составить представление о Ереване, о нынешнем его статусе и роли в жизни армянской нации без выявления историко-правовых предпосылок и этапов формирования его правового статуса.
Обращение к историческим фактам из жизни Еревана не будет являться самоцелью, а будет направлено на выявление исторических предпосылок становления правового статуса города.
Ереван - один из древнейших городов мира. Ереван-Эребуни был основан царем Ар-гишти Первым в 782 г. до н. э. В истории города это событие стало поворотным этапом. Об этом историческом факте свидетельствует клинопись, относящаяся к 782 г. до н. э. и свидетельствующая о рождении города. То есть можно утверждать, что первый документ, закрепляющий правовой статус Еревана, - это клинопись крепости Эребуни.
Расшифровка вышеуказанной клинописи позволяет выдвинуть гипотезы о происхождении
названия Ереван: от варианта библейского «еревал» (появляться) до значения «счастливое
1
гнездо, дом, город» .
Сведений относительно статуса Еревана в период после 782 г. до н. э. нет. Как отмечает Т. Акопян, урартоведов и армяноведов, обращавшихся к изучению периода после падения Урартского государства, интересовал не только сам факт существования Эребуни-Еревана, но и в некоторой степени также вопрос, какой административный статус имел Ереван в эпоху ахе-менидов, утвердивших свое господство в Урарту Армении, какого класса городом он был в эти древнейшие времена. Однако поиски указанных фактов каких-либо результатов не дали и были напрасны [2].
Дальнейшие сведения о статусе Еревана довольно скудны. Каких-либо четких представлений о статусе города в период до VII в. составить не представлялось возможным. Вероятно, единственным сведением было то обстоятельство, что Ереван являлся центром одной из 20 сатрапий Ахеменидского Ирана2. Подобное мнение выразил историк Г. Тирацян, который в своей работе «Ервандидская Армения» рассматривал вопрос о Ереване как центре одной из административно-территориальных единиц Ирана в Ахеменидский период [3]. Этой же точки зрения придерживался М. Исраелян, который писал, что «верно то предположение, что Эребуни мог быть центром для одной из Армянских сатрапий во времена Ахеменинской Армении» [1; 4]. Однако подробных сведений о правовом статусе города, правовом режиме или о действующих порядках нет.
В VII в. в результате утверждения господства арабского халифата правовой статус города Еревана существенно изменился. Работы ряда историографов свидетельствуют о том, что до IX в. он был поселком. В дальнейшем правовой статус Еревана подвергся изменениям. Город стал центром провинции Котайк [1]. Это изменение правового статуса в первую очередь обусловлено попаданием Армении под монголо-татарское иго3.
Вполне очевидно, что начиная с XII в. Ереван имел статус города. Об этом свидетельствуют многие научные исследования относительно статуса Еревана. В лапидарных надписях имеются сведения о существовании магазинов в Ереване, о сделках купцов и других богатых жителей, об обнаружении в большом количестве денег разных стран монгольского периода в городе и окрестностях и других характерных фактах. На основании этого многие армяноведы предположили, что Ереван из поселка превратился в город в ХШ-Х^ вв. [7]. Статус города давал возможность жителям участвовать в управлении. В некоторых вопросах мнение городского населения становилось ключевым.
Во внешней жизни больших городов в XII-XIV вв. большую роль играл совет старейшин города - «ерицани». Академик И.А. Орбели в одной из своих работ, ссылаясь на записи летописцев, лапидарные надписи и другие материалы, показал, что, например, Ани имел некоторую автономию и что органом этой автономии был «ерицани» - совет старейшин города [8, 2].
О существовании «ерицани» в Ереване нет каких-либо упоминаний. А. Жамкочян хотя и не имеет под рукой соответствующих доказательств, однако, исходя из общего положения страны, предполагает, что такой общественный орган в Ереване (в XШ-XIV вв.) также должен был существовать [6].
Значение Еревана возросло в XV в. (1437-1467 гг.), положив начало формированию нового правового статуса Еревана, когда он стал центром наместничества, охватывающего большую часть Араратского мира4, и часто упоминался как «столица Араратской страны»5.
Уже в начале XVI в. произошли поворотные события. Ереван был захвачен основателем Се-фивидского Ирана Шахом Исмаилом. Город стал центром одноименного ханства (1502 г.) [5, с. 9].
1 О возникновении Еревана подробно см. [1].
2 Сатрапия выступала как самая крупная административно-территориальная единица Ахеменидского Ирана.
3 В 1387 г. монголо-татары под предводительством Тамерлана захватили Ереван.
4 Наместничество с центром Ереван создал вождь Кара-Койюнлу Джаханшах (1437-1467 гг.)
5 Ереван, или Араратское наместничество, в разные времена и в различных источниках называлось по-разному. Оно по своему характеру упоминалось как вилайет, или пашалык, или бейлербейство. В действительности это было княжество (ханство), а во время турецкого господства пашалык был приграничным, поэтому его хан был наделен большими полномочиями, часто получал тутул бейлербея и принимал на себя обязанности общего командира войск нескольких ханств [5].
Правление ханства имело явно выраженный централизованный характер. Хан выступал представителем шаха в ханстве.
Сведения о дальнейшем статусе Еревана свидетельствуют о его переходе то под Иранское господство, то под господство султанской Турции.
Другими словами, в результате нестабильного политического состояния с XVI по XVIII в. нестабильным был и административный режим города Еревана и одноименного ханства [5, с. 138, 432]. В период ханства Ереван, как и другие ханства, был разделен на кварталы (махал-лии)1, которые являлись административно-территориальными единицами. В основе этого административно-территориального разделения лежала система орошения. Управляющие кварталов (махаллий) назывались меликами, мирболуками, наибами или минбашами. Они обычно назначались из потомственных беков, меликов и султанов [5, с. 144].
Ереван выступал как отдельная административная единица, которая являлась центром Ереванского ханства, и не входил в какой-либо махалов (квартал) [5, с. 169]. Главным правителем города, бургомистром, городским головой был калантар (домовладелец), которому были подвластны иные чиновники города: мелики, даруган (начальник полиции) и другие. В деле правления городом небезучастен был также такой орган, как даруган (начальник полиции)2, который назначался бейлерберами (ханами) и обязан был заниматься наведением порядка в городе, а также нес ответственность за своевременный сбор налогов и пошлин. Наряду с другими органами правления города свое место имели старшины участков - мелики, каждый из которых был ответственен за порядок на своем участке, а также за распределение и сбор налогов. Кроме того, к административному чиновническому аппарату города принадлежали также базарба-ши (начальник рынка), мизандар (начальник рынка), мирабр (ответственный за оросительную сеть), асасбаши (начальник охраны рынка) и другие. Во внутренней жизни города важную роль играли также гильдии, которые в лице своих старейшин также участвовали в административных и общественных делах города [5, с. 170].
В статусе Еревана поворотные изменения произошли в 1828 г., после захвата царской Россией существенной части Восточной Армении, когда спустя несколько дней после заключения Туркманчайского договора 1 марта основывается Армянская область. Она включает Ереванскую и Нахичеванскую губернии. Ереванская губерния состояла из четырех округов: Ереван, Шарур, Сурмалу, Сардарапат. Правление осуществлялось посредством представителей генерал-губернатора [8].
В 1846 г. губернии Еревана, Нахичевана, Александрополя и Алхцхи были включены в Тифлисскую губернию, что привело к недовольству в кругах армянского населения. В 1849 г. после ряда административных реформ была сформирована Ереванская губерния, состоящая из провинций Еревана, Нахичевана, Александрополя, Нового Баязета и Ордубади. Ереванская и Тифлисская губернии вошли в состав Кавказского наместничества [11].
В вышеуказанный период времени город Ереван был разделен на четыре участка, в каждом управление осуществлялось старейшиной. Административный аппарат городского правления состоял из начальника полиции, приставов и городского суда. Председателем суда был начальник полиции. Начальника полиции назначал генерал-губернатор, а старейшин - начальник полиции [5].
В годы Первой Республики Армении правовой статус Еревана подвергся некоторым изменениям. В годы становления Первой республики в качестве автономных органов продолжали оставаться земства и городская автономия. 23 мая 1919 г. вышел закон «О создании земских учреждений в некоторых провинциях РА», в соответствии с которым существовали земства в провинциях Еревана, Эчмиадзина, Нового Баязета, Александрополя, Каракилисы, Дилиджана, Сурмалу, Дарлагяза. Следует отметить, что до принятия нового устава земских учреждений последние должны были организоваться на основе устава земских учреждений Закавказья от 5 июля 1918 г. Закавказского Комиссариата [5].
23 мая 1920 г. был принят закон «О введении городской автономии в нескольких населенных пунктах», который распространился также на несколько населенных пунктов, входивших в состав Ереванской провинции, в том числе и город Ереван. Это дает основание утверждать, что в Первой Республике Армении на законодательном уровне были созданы основания для организации местного самоуправления, независимого от центра.
1 По воспоминаниям католикоса А. Кретаци, в 30-х гг. XVIII в. Ереванское ханство было раздроблено на девять махаллий: Карби и Грпалахи, Шоракал, Игдир, Гарни, Цахкадзор, Гегаркуной, Апаран и Ширакаван [9; 5].
2 См. По мнению Т.Х. Акопян, именно начальник полиции осуществлял важную роль в цепи управления, а калантары и мелики держали в своих руках права управляющих и судей [5, с. 170].
К сожалению, вышеназванные законодательные нормы не удалось воплотить в жизнь в результате оккупации Армении большевистской Россией.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в годы Первой Республики Армении произошло и первое административно-территориальное разделение. Так, согласно приказу Совета Министров от 25 мая 1920 года, Республика Армения делилась на следующие четыре провинции: 1) Араратская или Ереванская губерния, 2) Ширакская или Александропольская губерния, 3) Карская или Ванандская губерния, 4) Сюникская или Зангезурская губерния [10].
В результате советизации Армении в 1922 г. была принята Конституция АрмССР, в соответствии с которой на месте революционные комитеты были заменены Советами. Советы были наделены широкими полномочиями, несмотря на то обстоятельство, что не представляли местного автономного органа, а были представителями центра на месте [10].
В годы советского правления об органе местного самоуправления не могло быть и речи. В общинах управление осуществляли местные органы государственной власти. Ереван делился на десять административных районов, в которых управление осуществлялось районным советом. Параллельно действовал также городской совет, состав которого, несмотря на то, что дополнялся посредством выборов, был заранее определен. Городской совет в свою очередь выбирал председателя совета, который осуществлял полномочия исполнительной власти.
Советская модель была унаследована новой независимой Арменией и с некоторыми изменениями применена также в РА до принятия Конституции 1995 года1. Конституцией 1995 года Ереван получил статус области (марза), что предполагало, что в Ереване должно было осуществляться государственное управление. В 1997 г. по приказу президента республики было положено правовое основание для осуществления государственного управления в Ереване. Параллельно с государственным управлением в участковых общинах Еревана осуществлялось местное самоуправление. Эта модель сохранилась до конституционных изменений 2005 г., в результате которых провозглашение Еревана общиной требовало внедрения системы общегородского местного самоуправления. Изменения 2005 г. определили возможность прямого или косвенного проведения выборов мэра Еревана.
Для реализации конституционных норм был принят закон РА «О местном самоуправлении города Еревана» [12], были произведены соответствующие изменения в законе РА «О местном самоуправлении» [13] и в избирательном кодексе РА [14]. В результате новых законодательных урегулирований участковые общины были преобразованы в административные области, а руководитель общины - в представителей мэра на местах. Несмотря на то, что в 2015 г. конституционные изменения каких-либо существенных поворотов не внесли в конституционный статус Еревана, так или иначе некоторые конституционные изменения были направлены на преодоление действующих коллизий.
Обобщая вышеизложенное и учитывая наличествующие основные подходы в историографии относительно переломных событий, происходивших в истории города Ереван, можно выделить следующие этапы формирования и развития правового статуса города Ереван:
1) с 782 г. до н. э. до VI в.;
2) с VII в. до XV в.;
3) с XV в. до 1828 г.;
4) с 1828 г. до 1917 г.;
5) с 1918 г. до 1920 г.;
6) с 1921 г. до 1990 г.;
7) с 1991 г. по сей день.
Считаем необходимым отметить, что последний этап, в свою очередь, делится на три подэтапа:
1. 1991-1996 гг. Выделение данного подэтапа обусловлено тем обстоятельством, что в Ереване еще не была сформирована система местного самоуправления. На местах управление обеспечивалось модифицированной советской моделью, в частности управление осуществлялось по модели «городской совет и мэр».
2. 1996-2005 гг. Выделение второго подэтапа обусловлено тем, что в этот период в Ереване были заложены законодательные основы местного самоуправления, ликвидирован городской совет, сформировались участковые общины, обусловленные членством РА в Совете Европы, были внедрены современные механизмы, которые переосмыслили роль местного самоуправления. Эти изменения коснулись и Еревана.
1 Нужно отметить, что закон РА «Об основных положениях независимой государственности», принятый 25 августа 1991 г., каких-либо норм относительно местного управления не содержал.
3. С 2005 г. по сей день. Конституционные изменения привели к переходу к системе общегородского местного самоуправления. В дальнейшем в Ереване был принят отдельный правовой акт осуществления местного самоуправления, а также избирательным кодексом выделены вопросы организации городских властей Еревана.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Терьян А. О происхождении названия Ереван. «ЕРЕВАН 2» / Сборник научных статей, посвященных Еревану [электронный ресурс]. - Ереван, 2009 (на армян. яз.)
2. Акопян Т.Х. История Еревана с древнейших времен до 1500 г. Ереванский государственный университет. 1-й т. - Ереван, 1969. - 431с. (на армян. яз.)
3. Тирацян Г. Ервандиды в Армении. АрмССр НА «Справочник» (утв. науч.). - 1958. - № 6 (на армян. яз.).
4. Голос Армении. - 1966. - № 5. - 30 января.
5. Акопян Т.Х. История Еревана в 1500-1800 гг. 2-й т. изд. - Ереван: ЕрГу, 1971. - 552 с. (на армян. яз.).
6. Жамкочян А. Ереван в 13-14 веках. Дис. ... канд. ЕрГу. - Ереван, 1947 (на армян. яз.).
7. Орбели И.А. Развалины Ани. - Вагаршапат, 1911 - 62 с. (на армян. яз.).
8. Симонян А.П. Ереван 1920-1967. - Ереван: Мысль, 1968. - 344 с. (на армян. яз.).
9. Кретаци Абраам Повествование и персидский шах. - Вагаршапат, 1870. - С. 61-62,
10. Мусаханян В.А. Местные органы власти АрмССР в 1920-1937 годах. - Ереван: Изд-во Ереванского госуниверситета, 1969. - 188 с. (на армян. яз.)
11. Нерсисян М.Г. Присоединение Восточной Армении к России [электронный ресурс]. - Ереван, 1972. (на армян. яз.)
12. Официальный Бюллетень Республики Армения ОС РА 2009/3 (669) 16.01.2009.
13. Официальный Бюллетень Республики Армения ОС РА 2002/21 (196) 21.06.2002.
14. Официальный Бюллетень Республики Армения ОС РА 2011/36 (839) 16.06.2011.
REFERENCES
1. Teryan, Yerevan on the origin of the name "2 YEREVAN." Collection of articles dedicated to Yerevan., Ep. 2009 (electronic resource - in Armenian)
2. Hakobyan T.H. Yerevan History from Ancient Times to 1500g Yerevan State University 1st 1969 that Ep. 431 p. (In Armenian).
3. G. Tiratsyan. Orontid dynasty in Armenia. ArmSSR ON "Directory" (app. Sci.) 1958, № 6 (in Armenian).
4. The newspaper "Voice of Armenia" 1966, № 5, January 30,
5. Hakobyan T.H. Yerevan History 1500-1800gg. 2nd ed that. YSU Ep. 1971 552 p. (In Armenian).
6. Zhamkochian. Yerevan in 13-14 centuries, PhD. Dis. YSU. Ep. 1947 (in Armenian).
7. I.A. Orbeli ruins of Ani. Vagarshapat 1911 -62 p. (In Armenian).
8. A.P. Simonyan. Yerevan 1920-1967 / ed. The idea of Yerevan, 1968. 344 p. (In Armenian).
9. Abraham Kretatsi "The story and the Shah of Persia". Vagharshapat, 1870. P. 61-62,
10. VA Musahanyan "Local authorities in the Armenian SSR 1920-1937 years". (Publisher of Yerevan State University, Yerevan 1969. 188 p. (in Armenian)
11. Nersisyan M.G. Accession of Eastern Armenia to Russia in 1972, Ep. (Electronic resource) (in Armenian)
12. Official Gazette of the Republic of Armenia OS RA 2009/3 (669) 16.01.2009.
13. Official Gazette of the Republic of Armenia OS RA 2002/21 (196), 21.06.2002.
14. Official Gazette of the Republic of Armenia OS RA 2011/36 (839) 16.06.2011.
Информация об авторе
Казарян Давид Мехакович, аспирант, кафедра юриспруденции, Академия государственного управления, г. Ереван, Армения [email protected]
Получена:13.06.2016
Для цитирования статьи: Казарян Д.М. Исто-рико-правовые предпосылки формирования и этапы развития правового статуса города Ереван. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 1. с.00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Davit M. Ghazaryan, Postgraduate Student, Department of Law, Public Administration Academy, Yerevan, Armenia [email protected]
Received: 13.06.2016
For article citation: Ghazaryan D.M. Istoriko-pravovye predposylki formirovaniya i etapy razvitiya pravovogo statusa goroda Erevan. [Historical and legal preconditions of formation and the stages of the development of the legal status of Yerevan City]. Krasnodar: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)