ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
А.В. ГОЛЫШЕВА,
декан юридического факультета НОУ ВПО «МИПП»
e-mail: [email protected]
Научная специальность: 23.00.04 — политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
Аннотация. На основе материалов республиканской периодической печати раскрыты вопросы национального движения в Карелии в начале 1990-х гг. в контексте сложившихся в ней политических и конституционно-правовых проблем. Республика Карелия имела уникальную историю государственно-правового статуса в составе СССР. Созданная в 1920 г. как Карельская трудовая коммуна, она получила в 1923 г. статус Автономной Карельской ССР, а с принятием Конституции СССР в 1936 г. была переименована в Карельскую Автономную ССР. В 1940 г. Карелия получила статус союзной республики в составе СССР и стала называться Карело-Финская ССР. В дальнейшем союзный статус был утрачен, в 1956 г. и республика стала автономной и вернула прежнее название - Карельская автономная ССР. Политические процессы начала 1990-х гг., связанные с системной трансформацией СССР, активизировали национальное движение карел, требовавшего изменения существовавшего автономного статуса республики.
Ключевые слова: Карелия, республика, Конституция РФ, карелы, финны, вепсы, национальное движение, Тартуский мирный договор, декрет ВЦИК, Верховный Совет, закон.
HISTORICAL, LEGAL AND POLITICAL ASPECTS OF NATIONAL AFFAIRS IN THE REPUBLIC OF KARELIA IN THE EARLY 90'S. XX CENTURY
A.V. GOLYSHEVA,
Dean ofthe Faculty of Law LEU VPO «М1РР»
Annotation: This paper is based on materials Republican periodicals reveals the issues of national movement in Karelia in the early 90's in the context of prevailing in its political and constitutional-legal problems. Republic of Karelia had a unique history ofthe state-legal status in the USSR. Established in 1920 as the Karelian Labour Commune, she received in 1923 the status ofthe KarelianAutonomous Soviet Socialist Republic and the adoption ofthe Constitution ofthe USSR in 1936 was renamed the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic. In 1940 Karelia was the status ofthe Federal Republic within the USSR and became known as the Lithuanian SSR. In what union status was lost in 1956 - became an autonomous republic and restored the former name -the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic. Political processes ofthe early 90's. XX century.
Associated with the systemic transformation ofthe Soviet Union, to intensify the national movement Karels, demand change existing autonomous republic status.
Keywords: Karelia, a republic, the Constitution, the Karelian Finns, Yepsians, national movement, the Tartu Peace Treaty, the Central Executive Committee decree, the Supreme Council, the law.
В начале 1990-х гг. в разных республиках Советского Союза и Российских автономиях активизировались национальные движения, которые как выступали за развитие культуры и языка, так и выдвигали политические требования, связанные с изменением государственно-правового статуса в составе союзного государства.
В 1991 г. в Карельской АССР активизировалось национальное движение карел, участники которого выдвигали спектр культурных и политических требований. Карелия являлась многонациональным национально-территориальным об-
разованием в составе РСФСР, однако количество представителей коренных наций - карел, финнов и вепсов, проживающих в ней, составляло чуть более 10%, компактно расселенных в нескольких районах республики.
Одной из главных причин структурирования и политизации национального движения являлось административно-территориальное устройство республики, в котором отсутствовали национальные административные единицы. Обсуждение этого вопроса состоялось в апреле 1991 г. на VI сессии Верховного Совета республики. Депутатам
был предложен законопроект «О правовом статусе национального, районного, сельского и поселкового Совета народных депутатов». Он предусматривал создание национально-административных образований в Карельской АССР [1]. Вновь учрежденным единицам предоставлялся льготный режим налогообложения для создания местных фондов по возрождению национальной культуры и языков [2]. Однако законопроект не был одобрен большинством депутатов Верховного Совета республики. По мнению выступавших Ю. Смирнова, В. Кима, А. Минина, В. Наумова, создание национальных образований в масштабах Карелии не решит стоящих перед ней проблем коренных этносов.
Ю. Смирнов отметил, что опыт существования Карельской ССР и Карельской АССР подтверждает, что проблемы бедственного положения коренного населения не в том, что оно живет на территории, носящей название одного из этносов, а в системе, которая «не позволяет иметь эффективную экономику, а значит, средства на возрождение и поддержку национальных потребностей» [1]. Он выступил против дальнейшего национально-территориального деления республики, так как опасность этого подхода заключается в бесконечном дроблении Карелии по этническому признаку. В каждом вновь созданном образовании найдутся недовольные, которых не будут устраивать установленные границы: «С этой точки зрения, мы рискуем получить обострение в республике национальных проблем» [1].
Незначительная часть депутатов (Э. Воскресенский, В. Мустонен, В. Мошников) выступили в поддержку принятия законопроекта. «Карелы, -отметил депутат В. Мошников, - никогда против российских интересов не шли. Самобытность их и вепсов нужно обязательно сохранить, всячески поддерживая лиц коренной национальности» [1].
Вопрос о национально-территориальном устройстве Карелии был поднят на республиканском съезде карелов, состоявшемся 28—30 июня 1991 г. в г. Олонец по инициативе общества карельской культуры, переименованного в Союз карельского народа [3]. В ходе подготовки к проведению съезда представители карельского национального движения высказали свое недовольство в связи с отказом Верховным Советом Карельской АССР принять закон «О правовом статусе национального, районного, сельского и поселкового Совета народных депутатов». Так, заведующая сектором межнациональных отношений, культуры и образования секретариата Верховного Совета АССР Т. Клеерова отметила, что принятие этого закона способствовало бы разрешению сложившейся политической ситуации, так как его содер-
жание «несет в себе мысль о том, чтобы дать народу самоуправление. До недавнего времени в стране национальная политика строилась на управление народами. Теперь они хотят быть хозяевами на собственной, испокон веков принадлежащей им земле» [3]. По ее мнению, не лишены оснований и разговоры об участии карелов, финнов и вепсов во властных структурах республики, так как самоуправление требует наличия в них своих представителей. Их отсутствие затруднит или сделает невозможным решение ряда актуальных проблем.
Некоторые члены карельского движения искали пути разрешения политических и национально-культурных проблем в аналогичном опыте других финно-угорских народов, населявших автономные республики РСФСР.
А. Проккоев обратился к примеру народа коми, который на своем съезде в Сыктывкаре принял решение о создании Комитета возрождения народа коми. Эта организация поставила цель «конституционным путем добиваться в Верховном Совете квоты представительства от коренного народа» [3]. Необходимо воспользоваться опытом Коми АССР и создать национальный комитет возрождения карел, наделив его властными полномочиями. «Но комитет, видимо, надо создавать не карельским, а национальным, т.е. вместе с представителями финнов и вепсов». Кроме того, в республике следует сформировать национальные районы и узаконить представительство коренных народов - коми, вепсов, финнов в количестве не менее одной трети от общего числа депутатов в двупалатном Верховном Совете. Были озвучены вопросы о взаимоотношении карел и Финляндии, а также о придании карельскому языку статуса государственного. Проккоев считал, что нахождение карел в составе Финляндии — идея неосуществимая, а по второму отметил, что отсутствует соответствующая база [3].
Наиболее радикальным представителем движения являлся один из координаторов и организаторов съезда А. Григорьев. По его мнению, главным политическим вопросом Карелии являлся конституционно-правовой. Карельский народ не имел достаточного представительства во властных органах, в частности в Верховном Совете республики, в котором было восемь депутатов карел, четыре финна и два вепса. Низкий уровень представительства коренных народов делает невозможным решение социальных и культурных проблем. «Народ имеет право, иметь органы власти и участвовать в их работе. Нигде нет такого положения дел, 22% коренного населения в Коми ССР, но они занимают около половины мест в органах власти. В Якутии проживают 10% якутов, но и они
имеютдостаточно мест» [3]. В сложившейся ситуации Григорьев обвинил как предшествовавшие, так и действующие республиканские власти. Последние, по его мнению, не пошли на уступки, не обеспечили полноценного представительства коренных народов в Верховном Совете, вследствие чего карелы лишены возможности управлять республикой и принимать решения, важные для роста их национального самосознания.
Наряду с критикой политической системы Карельской АССР, организаторы съезда карельского народа отмечали низкий уровень его культурного развития. «Судите сами, - отмечал заведующий отделом языкознания Карельского научного цента П. Зайков, - народ не умел ни читать, ни писать на родном языке, в школах и вузах отсутствовало преподавание карельского языка, он не имел своей газеты, своего театра, своих композиторов. Карелоязычная литература появилась лишь в последние годы» [3].
В рассуждениях представителей карельского национального движения в большей степени превалировали оценки существовавшей политической системы республики. Критики подверглись низкое представительство коренных народов во властных структурах и отсутствие национально-территориальных образований. Выход из сложившейся ситуации участники движения усматривали в изменении системы государственных органов власти, в частности формировании двухуровневой структуры Верховного Совета республики. Расширить участие коренных народов во властных структурах предлагалось за счет увеличения представительских квот и создания национально-территориальных единиц в разных районах Карелии.
Представители официальных властей выступили с опровержением радикальных националистических суждений, высказанных А. Григорьевым. Председатель постоянной комиссии Верховного Совета Карельской АССР по национальной политике, культуре, языку и охране исторического наследия 3. Строгальщикова опровергла цифры соотношения лиц коренной национальности, проживавших в республиках Коми и Якутии, и участия их представителей во властных структурах. По ее данным, в Коми - это соотношение составляет 23% жителей и 46% депутатов, а в Якутии — 23% жителей и 30% депутатов [3].
3. Строгальщикова позитивно отнеслась к идее двупалатного парламента Карелии с правом отлагательного вето на решения, которые ущемляют права коренных народов, однако выступила против создания комитета национального возрождения, который дублировали Союз карельского народа. По ее мнению, необходимо создать государственный комитет по делам национальностей в
Совете Министров Карельской АССР, который решал вопросы возрождения коренных народов. Кроме того, она выступила за скорейшее принятие закона «О правовом статусе национального, районного, поселкового сельсовета в Карельской АССР», регламентировавшего статус национальных образований в республике.
В ходе подготовки республиканского съезда карел 26 июня 1991 г. в газете «Ленинская правда» был опубликован доклад «О политико-правовом состоянии карельского народа в Карельской АССР», в котором содержались оценки исторических событий, связанных с созданием государственности у карел в советское время; критика положений Конституции Карельской АССР и проекта Федеративного договора; пути реформирования государственно-правового устройства республики с учетом требований представителей карельского национального движения [4].
Исследуя исторические события, связанные с созданием карельской автономии, составители доклада отметили значение Декрета ВЦИК от 8 июня 1920 г., провозгласившего создание на территории проживания карел национальной области - Карельской трудовой коммуны. Ее создание имело специфику, так как отражало военное противостояние России и Финляндии. Обе стороны преследовали свои цели и оспаривали покровительство карелам со стороны двух стран. После Карельской автономии Россия и Финляндия заключили мирный договор, а советская сторона приняла заявление «О самоуправлении Восточной Карелией», в котором РСФСР определяла принципы организации Карельской автономии. В дальнейшем продекларированные в заявлении принципы были нарушены руководством Карельской трудовой коммуны с согласия РСФСР [4].
Критикуя конституционные положения Основного Закона Карельской АССР, докладчики отметили, что в нем нет упоминания о карелах и не определен статус карельском языка. Статья 1 Конституции определяла Карельскую АССР как «социалистическое, общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей» [4]. Недостаток этого определения заключается в том, что республика определена не как национальное, а как территориальное образование. Ее статус как автономной республики находился в противоречии с фактическим состоянием, которое более соответствовало определению, данному в Конституции». Такое же положение закреплено в Декларации о государственном суверенитете Карельской АССР, которая провозглашает носителем и источником госу-
дарственной власти народ Карелии, т.е. все население республики.
Республике, как отмечено в документе, следует отказаться от статуса автономной, так как она таковой не является. Кроме того, в проекте Федеративного договора не содержатся следующие предписания:
• предусматривающие владение, пользование и распоряжение землей, недрами, другими природными ресурсами на территории Карелии, которые должны быть исключительно в ее собственности;
• о реализации международных обязательств, в частности, положений Тартуского мирного договора 1920 г. между РСФСР и Финляндией, которые предоставляли право на государственность карелам.
Отсутствие этих норм в Федеративном договоре, по мнению докладчиков, исключало возможность его подписания со стороны Карельской АССР [4]. Повышение статуса республики должно выражаться в создании условий для образования в Карелии национальных районов и сельсоветов, которые «должны гарантировать возрождение национальной культуры и языка, сохранение среды обитания». Созданным национально-территориальным единицам должно быть предоставлено исключительное право собственности на землю и другие природные ресурсы. Верховный Совет республики должен стать двухуровневым представительным органом. Верхняя палата национальностей защищала интересы коренных народов республики и наделялась правом отлагательного вето на решения, ущемляющие права коренных народов республики. Кроме нее, таким правом предлагалось наделить депутатов - представителей коренных национальностей либо постоянную комиссию по национальной политике, языку, культуре и охране исторического наследия.
В 1991 г. в г. Олонец состоялся республиканский съезд карел [5]. По итогам его работы, была принята Декларация республиканского съезда представителей карел, многие положения которой были идентичны содержанию доклада «О политико-правовом состоянии карельского народа в Карельской АССР» [6]. Главным политическим требованием Декларации являлись изменение государственно-правового автономного статуса республики и наделение коренных народов республики правом создания на их этнических территориях национальных образований по их желанию. Созданные национально-административные единицы получали право на землю и природные богатства.
Примечательно, что исходным правовым актом, определявшим права карельской автономии, объявлялся не Декрет ВЦИК от 1920 г., а Тарту-
ский мирный договор 1920 г., признававший право государственности за карелами.
Еще одним важным политическим требованием, содержащимся в Декларации, стало создание самостоятельного органа - Совета уполномоченных съезда, задачей которого являлась защита политических и социально-экономических прав карел. Он должен был разработать положение о своем официальном правовом статусе, который подлежал утверждению Верховным Советом республики. Депутаты обратились с просьбой к Верховному Совету Карельской АССР ввести две должности по руководству советом уполномоченных- председателя и секретаря. Кроме того, представитель этого органа должен был быть включен в состав делегации Карельской АССР для подписания союзного договора [6].
Декларация провозглашала право карельского народа иметь своих представителей во всех органах государственной власти. С этой целью парламент Карелии должен стать двупалатным, состоящим из палаты республики и палаты национальных образований. Последней предоставлялась возможность налагать вето на принятые решения, ущемляющие права народов.
С учетом заявленных политических требований республиканским съездом карел перед Верховным Советом республики и правительством Карелии был поставлен вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Карельской АССР и издания соответствующих нормативных актов. Провозглашалось право на обращение в органы государственной власти СССР, РСФСР и международные организации в случае игнорирования поставленных требований.
Документ содержал требования признать в республике карельский язык государственным наряду с русским, и обеспечить обучение карельскому языку в школах и детских садах, а также принять акты, позволяющие восстанавливать принадлежность к национальности [6].
Таким образом, особенностью национального движения карел в 1991 г. являлась его политизация, выразившаяся в стремлении добиться от официальных властей республики как можно больше прав, связанных с представительством в государственных органах Карелии и возможностью влиять на принимаемые решения, затрагивающие интересы коренных народов посредством вето. Участие представителей коренного этноса в политической жизни должно было гарантироваться законами республики, в том числе Конституцией. В местах компактного проживания карел, вепсов, финнов предлагалось создать национальные единицы, наделив их исключительным правом собственности на природные ресурсы.
В принятом республиканским съездом карел решении о создании Совета уполномоченных съезда и наделении его официальным правовым статусом обнаруживается аналогия с созданием в Коми АССР Комитета возрождения коми народа, добивавшемся квоты для представителей коренной нации в Верховном Совете республики.
Тенденция властной институализации структур, инициированных национальными съездами, была характерна не только для Карелии, но и для других автономных республик.
Представители национального движения карел избегали постановки вопроса о полной политической независимости республики, но высказывали идеи о переходе территорий компактного проживания карел под юрисдикцию Финляндии. Кроме того, в принимаемых движением политических документах обнаруживается стремление дистанцироваться от правопреемства существовавшей автономии карел на основе актов, принятых советской властью, и объявить в качестве отправной точки становления автономной карель-
ской государственности Тартуский мирный договор 1920 г. Лидеры движения стремились легитимизировать этот факт в готовящемся к подписанию Союзном договоре.
Литература
1. Миммиева ОЛысенко С. Споры о национальном возрождении //Ленинская правда. 1991. № 82.
2. Миммиева ОЛысенко С. Сессия завершила работу //Ленинская правда. 1991. № 83.
3. Карелия - наш родной дом. Слово участникам и организаторам представителей съезда Карельской республики, которое состоится в Олон-це 28-30 июня //Ленинская правда. 1991. № 118.
4. Статус республики «О политико-правовом состоянии карельского народа в Карельской АССР» //Ленинская правда. 1991. № 126.
5. Иванченко А. На благо людей. Республиканский съезд карел //Ленинская правда. 1991. № 128.
6. Полуйко Е. Декларация республиканского съезда представителей карел // Ленинская правда. 1991. № 130.
ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВНЕРИМСКИХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ В ФОРМУЛЯРНОМ И ЭКСТРАОРДИНАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ В I-III ВВ.
М.А. ГОРБУНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
Российской правовой академии Минюста России
e-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Рассматривается вопрос о юридических эффектах судебных решений, вынесенных частными судьями в рамках формулярного и экстраординарного производства, в период I— III вв. Обосновывается, что римская юридическая мысль того периода выделяла свойство преюдициальности и пре-клюзивности судебного решения.
Ключевые слова: преюдициальность судебного решения, истинность судебного решения, преклю-зивность судебного решения.
JURISTICAL PROPERTIES OF ANCIENT ROMAN JUDGEMENTS WHICH WERE GIVEN IN FORMAL
AND EXTRAORDINARY PROCESSES (1-3 CENTURIES A.D.)
M.A. GORBUNOV,
PhD in Law Associate Professor Theory and History of State and Law Cathedra Russian Law Academy Ministry ofJustice ofRussian Federation
Annotation. In the article is considered a question about juristical effects of judgements which were given by private lawyers in the network of formal and extraordinary processes over a period of time since 1 till 3 century A.D. In this article it is substantiated that Romanjuristical thought of that period of time marked out the characteristic ofprejudiciality and preclusivity ofjudgement.
Keywords: sententia, sententia condemnatoria, sententia absolutoria, prejudiciality ofjudgement, truth of judgement, preclusivity ofjudgement.