Научная статья на тему 'Формирование и деятельность национальных движений финноугорских народов Европейского Севера России'

Формирование и деятельность национальных движений финноугорских народов Европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ФИННОУГОРСКИЕ НАРОДЫ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / A COMPARATIVE ANALYSIS OF ETHNO-POLITICAL PROCESSES / ACTIVITIES BY THE NATIONAL NON-GOVERNMENTAL MOVEMENTS / FINNO-UGRIC PEOPLES / PROMOTION OF ETHNIC SELF-ADMINISTRATION AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестерова Нина Александровна

В статье представлен сравнительный анализ этнополитических процессов, происходящих в результате деятельности национальных неправительственных движений и объединений коренных финноугорских народов Европейского Севера коми, карелов, вепсов, финнов-ингерманландцев в период трансформации российского общества на рубеже 80 90-х гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Нестерова Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCEPTION AND ACTIVITIES OF THE NATIONAL MOVEMENTS OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES LIVING IN THE NORTH OF THE EUROPEAN PART OF RUSSIA

The article carries a comparative analysis of ethno-political processes resulting from the activities by the national non-governmental movements and associations of the indigenous Finno-Ugric peoples living in the North of the European part of Russia the Komis, the Karelians, the Vepsians, the Finn Ingermanlanders during the RF society's transformation period at the turn of the 1980s.

Текст научной работы на тему «Формирование и деятельность национальных движений финноугорских народов Европейского Севера России»

Точно определить правосознание с позиции настоящих общественно-исторических условий - значит точнее уяснить заложенную в нем сущность, осознать содержащийся в нем потенциал. Это является условием выработки четкой программы действий, одним из первых шагов, которым должны быть как развитие теоретико-идеологического компонента (очень важного в современных условиях) в виде продуманной общегосударственной политики, так и совершенствование системы правового образования. Это, в свою очередь, позволит постепенно улучшить общественную ситуацию.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Синюков, В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. - 2000. - № 11.

Юрашевич, Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. - 2005. - № 7.

© Зырянов М.Ю., 2009

Н.А. Нестерова

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ФИННОУГОРСКИХ НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

НЕСТЕРОВА Нина Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Сыктывкарского государственного университета (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ этнополитиче-ских процессов, происходящих в результате деятельности национальных неправительственных движений и объединений коренных финноугор-ских народов Европейского Севера - коми, карелов, вепсов, финнов-ингер-манландцев в период трансформации российского общества на рубеже 80 - 90-х гг. ХХв.

Ключевые слова: этнополитические процессы, национальные неправительственные движения, финноугорские народы, этническое самоуправление.

Тема межнациональных отношений в Российской Федерации, пожалуй, никогда не утратит своей актуальности в силу того, что Российское государство изначально формировалось как полиэтническое, и сегодня остается одним из самых многонациональных в мире. Это позволяет говорить о том, что национальный вопрос в развитии Российского государства всегда имел немаловажное, а в определенные периоды - судьбоносное значение.

Конец 80-х - начало 90-х гг. ХХ в. - сложнейший период в жизни многонациональной России. Именно в этот период российская государственность вновь прошла испытание на прочность. Это время схоже с периодом 18-20-х гг. ХХ столетия, когда решался вопрос сохранения страны. Ключевым вопросом был учет интересов и совместного сосуществования народов, населявших бывшую Российскую империю. Но если в 20-е г. в результате реализации ленинской национальной политики, руководствовавшейся принципом права народов на самоопределение, удалось «собрать» народы, предоставив им автономию, прежде всего, территориальную, то в рассматриваемый период в основном из-за неспособности властных структур регулировать национальные процессы крупнейшее в мире федеративное государство, каким был СССР, распалось. Более того, именно тогда угроза распада нависла и над Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Поэтому нельзя недооценивать влияние на эти процессы разного рода национальных движений, стихийно сформировавшихся в условиях трансформации российского общества.

Показательной является деятельность национальных движений фин-ноугорских народов Европейского Севера России, прежде всего, в республиках Карелия и Коми, возникших в значительной степени в результате стихийной самоорганизации.

Под влиянием идущих этнополитических процессов в сфере национальных отношений в республиках Коми и Карелия был создан ряд национальных организаций, выражающих интересы финноугорских народов. Эти организации имели как общие, так и отличительные черты.

Отличия были обусловлены прежде всего исходной ситуацией в сфере национальных отношений, сложившихся в Коми и Карелии к концу 80-х гг. Наиболее важными показателями, характеризующими ситуацию, являются этнодемографические. Если в Республике Коми коренное население составляло 23,4% в общем составе населения и преобладало в абсолютном большинстве сельских районов, то в Республике Карелия карелы составляли 10% и большинство поживало в трех районах республики, вепсы - 0,8%. Подавляющее большинство вепсов населяло Шелтозерский район, финны же были преимущественно городским населением (2,3%)1.

1 См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. : сб. III : Национальный состав населения Карельской АССР. - Петрозаводск, 1990. - С. 18, 48; Коми земля в цифрах : стат. сб. - Сыктывкар, 1991. - С. 8.

Этот расклад, несомненно, повлиял на характер этнополитических процессов и механизмы решения задач, которые ставили перед собой национальные организации и движения.

Политическая сторона деятельности национальных движений, безусловно, была элементом, непосредственно влияющим на процессы подлинно революционных изменений в российском обществе. Это ярко проявилось в начальный период деятельности национальных движений финно-угорских народов Коми и Карелии. Прежде всего, национальные движения коренных народов выступили в поддержку суверенитетов своих республик, хозяйственной самостоятельности, активизации участия коренных народов в управленческих процессах, национально-культурном возрождении. Эти идеи отразились в первых основополагающих документах, принятых национальными организациями и движениями в Коми и Карелии. Они впоследствии нашли отражение в базовых государственных документах - конституциях и законах, определявших национально-государственный статус автономий Коми и Карелии в составе Российской Федерации.

Так, например, в Программе общества «Коми котыр», созданного в декабре 1989 г., были определены следующие основные задачи: «Всемерно поддерживать рост национального самосознания коми народа, развитие национальной культуры, ее основы - коми языка (добиться включения в Конституцию Коми АССР положения о коми языке с целью повышения его статуса до государственного); способствовать созданию коми национальных районов в Мурманской, Тюменской, Омской и др. областях, где проживает компактными группами коми население; установить регулярные связи с финноугорскими организациями Венгрии, Финляндии; добиваться предоставления прав коми национально-государственному образованию как суверенному государству, входящему в равноправную федерацию; добиваться справедливых экономических отношений с Центром; выступать против ущербного для народа природопользования; содействовать скорейшему возрождению коми села»1 и др.

В Манифесте созданной в Республике Карелия в городе Олонец 28 марта 1991 г. национальной общественно-политической организации «Карельское движение», предполагавшей объединить представителей прибалтийско-финских народов - карелов, финнов, вепсов, населяющих территорию Карелии, были отражены основные цели: согласованная деятельность свободного самоопределения карельского народа; создание подлинно национальных государственных структур на Карельской земле; возрождение исконно карельских традиций, обрядов, порядков; определение основных направлений карельской национальной политики; осуществление тесно-

1 Попов, А.А., Нестерова, Н.А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце ХХ века. - Сыктывкар, 2000. - С. 60.

го союза с народом Финляндской Республики и другими прибалтийско-финскими народами1.

Другим «крылом» в движении карелов являлось Общество карельской культуры (создано в 1989 г.), которое избрало своими основными целями и задачами решение прежде всего этнокультурных проблем. Правительство в основном поддерживало деятельность именно этой организации: стала издаваться на карельском языке газета «Ома муа», открылись отделения карельского и вепсского языков в Петрозаводском университете, Финский театр был преобразован в Национальный. До 1990 г. Общество карельской культуры не стремилось участвовать в решении чисто политических проблем, однако меняющаяся ситуация и прежде всего появление радикального «крыла» движения в виде «Карельского движения», которое обвиняло Общество в том, что оно свело свою работу к решению лингвистических проблем и фольклорных праздников, заставило организацию несколько пересмотреть свои позиции и больше внимания уделять общественно-политическим вопросам. В результате в апреле 1991 г. организация была переименована в Союз карельского народа2.

При общности ключевой задачи - сохранения и развития карельского этноса - два «крыла» карельского движения резко разошлись в определении стратегических задач и методов их достижения. В частности, в вопросе самоопределения карелов «Карельское движение» заняло наиболее радикальную из возможных позицию - создание Карельской Республики в составе Финляндского государства, что, по сути, означало отторжение российских территорий в пользу Финляндии. Такая постановка вопроса была неприемлема для членов Союза карельского народа.

Следует отметить, что особую политизированность национальным движениям в Карелии придало то, что в период выборов в Верховный Совет Карелии в марте 1990 г., впервые проводившихся на демократической основе, без предоставления квот по национальному признаку, резко сократилось число депутатов - представителей карелов, вепсов и финнов, что не позволило полноценно представлять интересы коренных народов в парламенте республики.

Специфические политические задачи ставили перед собой организации финнов-ингерманландцев, являвшиеся одними из наиболее активных национальных организаций Карельской Республики в рассматриваемый период. Процесс организационной консолидации финнов-ингерманландцев, начавшийся в 1988 г., завершился созданием Ингерманландского союза финнов Карелии (февраль 1989 г.). В 1993 г. в Карелии была создана

1 См.: Манифест «Карельского движения» // Возрождение. - 1993. - № 1.

2 См.: Цыганков, А.М. Эволюция национальных движений в Карелии (19891994 гг.) // Общественно-политическая история Карелии ХХ века. Очерки и статьи. - Петрозаводск, 1996. - С. 172-173.

еще одна организация финнов-ингерманландцев «Ингерманландское народное движение за возрождение». При некоторых различиях в подходах к решению общих проблем основной задачей этих организаций было создание нормативно-правовой базы о реабилитации финнов-ингерман-ландцев как самостоятельного народа, вплоть до создания на территориях его исконного проживания в Ленинградской области самоуправляемой территории, создание государственной программы по ее развитию и др. Очевидно, что в деятельности ингерманландских организаций вопрос возрождения родного языка и культуры носил вторичный характер, в том числе в условиях активного содействия в решении культурно-языковых и социально-экономических проблем финнов-ингерманландцев со стороны Финляндии вплоть до переселения в эту страну.

Еще одна организация прибалтийско-финских народов Карелии - созданное одним из первых Общество вепсской культуры (1989 г.) - определило для себя первоочередной задачей также решение этнокультурных проблем, прежде всего языковых. Однако механизм ее решения был определен также чисто политический - через создание территориальной автономии в форме национальной волости. Фактически этот шаг предполагал «реанимацию» механизмов национальной политики, применявшихся по отношению к вепсам в 30-х гг. - создание национальных сельских районов. При такой принципиальной политической постановке вопроса члены Общества вепсской культуры не поддерживали радикализм «Карельского движения», пытавшегося объединить вокруг себя представителей всех прибалтийско-финских народов Карелии1.

Таким образом, краткий анализ задач и способов их решения у организаций финноугорских народов Республики Карелия позволяет говорить о сложности и многообразии этнополитических процессов, протекавших в республике в рассматриваемый период.

В Республике Коми, несмотря на моноэтничный в целом характер коми национального движения, внутри него формировались самостоятельные «течения», получившие свое выражение в деятельности различных организаций. Так, самостоятельным направлением в коми национальном движении можно назвать деятельность созданной в сентябре 1990 г. в Ижемском районе ассоциации «Изьватас», выступавшей за сохранение и развитие самобытного ижемского диалекта коми языка, культуры этнографической группы коми-ижемцев, за наделение ее особым статусом - национально-территориальной автономии в рамках Ижемского района. В результате целенаправленной деятельности ассоциации диалектная группа коми-ижем-цев была внесена в перечень коренных малочисленных народов Севера,

1 См.: Цыганков, А.М. Эволюция национальных движений в Карелии... -С. 172.

в отношении которых осуществлялась особая государственная национальная политика1.

В 1993 г. была создана организация, объединившая представителей коми национального движения, придерживавшихся крайне радикальных взглядов - «Защитим себя» - как по отношению к официальному руководству республики, так и к «официальному» крылу коми национального движения, определяя государственную политику как политику русификации, геноцида и колонизации в отношении коми народа. Однако организация была и оставалась в период своего существования малочисленной и не получила широкой поддержки со стороны коми населения2.

По мере развития деятельности национальных движений финноугор-ских народов в республиках и достижении в целом схожих целей была логичной постановка вопроса об объединении усилий в регионах в определении более четкой направленности в решении общих проблем.

Союз карельского народа выступил инициатором проведения республиканского съезда карелов с приглашением делегатов из Тверской и Ленинградской областей, а также из Финляндии. Состоявшийся 28-30 июня 1991 г. в Олонце съезд положил новый этап в развитии национального движения карелов.

На съезде четко обозначились различные подходы и позиции в решении национального вопроса со стороны радикальной части движения - «Карельского движения» и умеренной части движения - Союза карельского народа. В результате съездом была принята декларация, носившая относительно умеренный характер», содержавшая ряд предложений в адрес Верховного Совета республики: переименование названия республики в Карельскую Республику; создание условий для образования на этнической территории карелов по их желанию национальных образований, которые бы имели право собственности на землю и природные богатства; создание в Верховном Совете второй национальной палаты, состоящей из карелов, вепсов и финнов, с правом «вето» на решения, ущемляющие права этих народов; придание русскому и карельскому языкам статуса государственных языков республики и др. На съезде был создан Совет уполномоченных (55 человек), призванный добиваться претворения в жизнь решений съезда3.

Очевидно, что ряд решений проведенного в Карелии съезда перекликается с решениями Первого Съезда коми народа, прошедшего несколькими месяцами раньше в Сыктывкаре (январь 1991 г.).

1 См.: Попов, А.А., Нестерова, Н.А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце ХХ века. - С. 60.

2 См. там же. - С. 78-79.

3 См.: Декларация республиканского съезда представителей карелов // Возрождение. - 1993. - № 1.

Содержание резолюций Первого съезда коми народа на годы вперед заложило четко оформленную идеологическую основу коми национального движения, предопределило стратегию деятельности таких его институтов, какими стали Съезд коми народа и его исполнительный орган Комитет возрождения коми народа. Анализ дальнейшей деятельности съезда и его исполнительного органа, процесса выработки принципов государственной национальной политики в республике показывает, что концептуально они базировались на следующих идеях Первого съезда коми народа: триединая формула «источник - носитель - выразитель» суверенитета республики, получившая затем отражение в Конституции Республики Коми 1994 г.; механизм реализации интересов коми народа через двухпалатный парламент (уровень законодательной власти) и через Государственный комитет по делам национальностей в составе правительства республики (уровень исполнительной власти); закон о государственном статусе коми языка1.

Анализ этих документов показывает, что коми национальное движение было более последовательным в решении своих проблем, его деятельность была системной, в целом методология подходов к решению проблем - проработанной и концептуальной. Этому есть объяснение, заключающееся прежде всего в различиях в исходных ситуациях в национальной сфере в Коми и Карелии в конце 80-х гг.

Очевидно, что процессы консолидации финноугорских народов в Карелии шли сложнее, чем в Коми, что объяснялось рядом объективных факторов. Среди них - низкий удельный вес финноугорских меньшинств в общем составе населения республики (13,4%), естественные этнические различия между тремя народами с разными исходными уровнями в решении их проблем и, как следствие, различие в подходах к способам достижения целей, поставленных организациями финноугорских народов Карелии. В то же время коренной коми народ в Коми Республике составлял 23,4% населения и в целом преобладал в подавляющем большинстве сельских районов. Организации коми народа, специфика которых определялась в основном наличием проблем локально проживающих этнографических групп коми народа, имели в целом общие цели и задачи, поэтому объединение их усилий в рамках такого института, как съезд коми народа, было логичным шагом.

В то же время тенденции к объединению через проведение учредительных мероприятий (съездов, конгрессов), в результате которых были созданы организации более высокого уровня в Коми и Карелии, свидетельствуют о том, что национальные движения стремились к консолидации, прежде всего, для представления общих интересов и прав народов на уровне органов государственной власти.

1 См.: Попов, А.А., Нестерова, Н.А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце ХХ века. - С. 64.

Если в Коми создание съезда коми народа стал решающим объединительным шагом, то в Карелии этот процесс получил продолжение после проведения съезда карелов в июне 1991 г. и вылился в проведение Первого национального конгресса, объединившего карелов, вепсов и финнов в ноябре 1992 г. На конгрессе был избран Исполком, состоящий из 21 человека (по 7 от каждого из народов). Однако на новой политической площадке сохранилась острота дискуссий о путях решения национального вопроса в республике.

Перед национальными движениями стояла задача обретения признания правового статуса для воздействия на органы государственной власти. И в Коми и в Карелии отношения национальных движений и органов власти претерпели эволюцию от неприятия многих позиций до разработки механизмов взаимодействия. В Республике Коми до того, как процесс взаимодействия приобрел конструктивный характер, был проведен Второй (чрезвычайный) съезд коми народа (ноябрь 1991 г.). Основным политическим документом стала «Декларация о статусе съезда коми народа», которая содержала следующее заявление: «Чрезвычайный съезд коми народа провозглашает себя и последующие съезды высшим представительным органом коренного народа; резолюции съезда коми народа, решения его исполнительного органа являются обязательными для рассмотрения в органах государственной власти и управления Коми ССР»1. Это было серьезной заявкой на одну из решающих ролей в политической системе республики.

Именно в этот период наметилось взаимодействие между Комитетом возрождения и органами государственной власти республики, который дал свои результаты. 26-28 мая 1992 г. состоялась сессия Верховного Совета Коми ССР, на которой в соответствии с решениями первого и второго съездов коми народа были приняты законы «О государственных языках Республики Коми» и «О статусе съезда коми народа»2.

Параллельно с деятельностью национальных движений в регионах шел процесс формирования общего финноугорского движения - как российского, так и международного. Основной политической площадкой этого процесса стала Республика Коми. В феврале 1992 г. в Сыктывкаре прошла учредительная конференция Всероссийской ассоциации финноугорских народов, первый съезд которой состоялся в мае 1992 г. (Ижевск). Объединение на международном уровне произошло на Первом всемирном конгрессе финноугорских народов в декабре 1992 г. (Сыктывкар).

Таким образом, практика самоорганизации этносов в Карелии и Коми свидетельствует о значительном позитивном конструктивном потенциале

1 Цит. по: Попов, А.А., Нестерова, Н.А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце ХХ века. - С. 76.

2 См. там же. - С. 72-73.

их этнической мобилизации в контексте формирующегося современного полиэтнического гражданского общества в многонациональной России. Начав свой путь как «инструменты» (порой радикальные) «борьбы», в последующем они целенаправленно выстраивали свою деятельность не как политические партии, а как правозащитные комплексы финноугорских коренных народов, превратившихся в этнические меньшинства на своей исторической (этнической) родине.

Список литературы

Ингерманландские финны: модели этнической мобилизации: сборник материалов и документов ; сост. : В.Н. Бирин, Е.И. Клементьев (рук.), А.А. Кожанов, З.И. Строгальщикова. - Петрозаводск, 2006.

Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года : сб. III. Национальный состав населения Карельской АССР. - Петрозаводск, 1990.

Коми земля в цифрах : стат. сб. - Сыктывкар, 1991.

Манифест «Карельского движения» // Возрождение. - 1993. - № 1.

Попов, А.А., Нестерова, Н.А. Национальный вопрос в Республике Коми в конце ХХ века. - Сыктывкар, 2000;

Цыганков, А.М. Эволюция национальных движений в Карелии (19891994 гг.) // Общественно-политическая история Карелии ХХ века. Очерки и статьи. - Петрозаводск, 1996.

© Нестерова Н.А., 2009

С.Е. Туркулец

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

ТУРКУЛЕЦ Светлана Евгеньевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Социально-гуманитарного института Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск) (e-mail: [email protected])

Аннотация: На основе системного, интегративного и диалектического подходов в статье рассматриваются перспективы социального проекти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.