conditionality mechanism of criminal activity to develop recommendations on disclosure and investigation of this group acts.
Keywords: criminalistics, crime, drugs, drugs, drugs, counterfeit drugs, counterfeit products, production, marketing, criminal groups, organized criminal groups.
Vardanyan Galina Akopovna, competitor Tula State University, [email protected], (Russia, Tula, Tula State University).
УДК 342.2
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТУСА РОССИЙСКИХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX в.
А.П. Волгина
Cтатья посвящена исследованию развития системы российских судебных учреждений в XIX веке на Северном Кавказе и оформлению их правового статуса.
Ключевые слова: судебные органы, Владикавказский, Назрановский, Дигорский суды, Временный Кабардинский Суд, Чеченский суд, Горские суды, родовые суды.
В современный период, несмотря на высокий уровень развития науки и техники, по-прежнему остаются актуальными вопросы, касающиеся урегулирования споров и конфликтов между людьми. Особую остроту они приобретают, когда речь заходит о справедливости решений, компетенции выносящих решение, а также в случае необходимости разрешения конфликта между сторонами, являющимися представителями различных национальностей, традиций, культур. Вне всякого сомнения, пред законом все равны, однако решения, основанные на законе, должны быть, прежде всего справедливыми. Как построить такую судебную систему и какими нормами ее регламентировать? Эти вопросы возникали и в XIX веке и в наши дни. На основе историко-правового анализа развития судебных учреждений на примере такого сложного региона как Северный Кавказ в XIX веке мы можем увидеть направления для совершенствования и развития современной системы судебных учреждений.
Одним из первых шагов в формировании системы судебных учреждений на Северном Кавказе было учреждение в 1828 г. в Осетии так называемого Владикавказского инородного суда под председательством майора Курило. Суд состоял из 12 человек и осуществлял свою судебную деятельность, на основе норм обычного права [1, С.133]. Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, который был разработан Муссой Кундуховым и санкционирован генерал-лейтенантом Евдокимовым,
командовавшем войсками левого крыла Кавказской армии. Суд получил право рассматривать спорные дела трех осетинских обществ: Тагаурского, Куртатинского и Алагирского. В состав суда вошли старшины осетинских обществ, общинники - по одному представителю от каждого общества, а также представители высшего сословия. Секретарь суда и переводчик - русские военные.
Для ингушей был учрежден отдельный суд - Назрановский, который рассматривал любые преступления на основе «словесных обычаев» под надзором пристава майора Щелкачева. Пристав осетинского и ингушского народа Скворцов писал своему начальству в Тифлис: «Относительно ингушского народа то оной по случаю существующих их народных обычаев и правил совсем других как между осетинами» [2, Л. 11-13]. Тем не менее, в судебной практике этих судов старшины должны были понемногу внедрять российское право. Как свидетельствуют архивные материалы, что все дела гражданские и спорные между сих народов равно и претензии от людей инородных разбираются и решаются по древним обычаям и обрядам, приспособляя оные по колику, важность случаев дозволит к правилам российским. Суд разбирал гражданские и уголовные дела (частично). Дела уголовные разбирательству суду не принадлежали и подвергались вообще законам и строгости военной. К ним относились: убийства, измена, возмущение в народе, побег за пределы линии со злым намерением, набеги, обнаружение оружия в ссорах с причинением ран.
Владикавказский суд рассматривал дела о воровстве до 200 рублей. Обман, захват чужого имущества, ссоры и драки без обнажения оружия, оскорбление владельцев. В качестве наказания суд использовал штраф.
В суд должны были подаваться письменные жалобы. При необходимости в суд вызывались ответчики и свидетели. Приговор утверждался большинством голосов. Если голоса судей разделялись, то приглашались несколько посторонних почтеннейших лиц.
Местная администрация согласилась признать право исламского духовенства рассматривать дела, связанные с семейно-брачной сферой. По правилам работы этих судов отдельно выделялись духовные дела, которые могли решаться «по выбору народному». Во главе духовного суда стоял Кадий, который рассматривал дела до веры и совести касающиеся, дела несогласия мужа с женой, дела между родителями и детьми, дела, не имеющие ясных улик и письменных свидетельств. Но во Владикавказском суде возникла проблема с назначением Кадия, поскольку, в Осетии не было грамотных мулл, могущих вести судопроизводство по шариату. Поэтому пристав осетинского и ингушского народа Скворцов просил начальство назначить кадия из Большой или Малой Кабарды.
В 1834 г. Владикавказский и Назрановский народные суды были преобразованы в единый Владикавказский окружной суд. Суд состоял из депутатов от местного населения (осетин и ингушей) от осетинского и ингушского народа (по одному), остальными судьями были русские
чиновники). Суд получил право на рассмотрение всех гражданских и уголовных дел осетин и ингушей.
Кровные дела и воровство должны были рассматриваться по нормам российского законодательства. Однако из-за радикального внедрения российского права местное население избегало обращения к нему. Владикавказский окружной суд был закрыт в 1836 г. из-за малой эффективности.
В 1847-1849 гг. в Осетии были учреждены участковые народные суды, в каждом из осетинских обществ, под руководством приставов обществ. В архивных материалах была обнаружена переписка об открытии дигорского народного суда. До его введения судебные функции выполнял пристав дигорцев, но его решения дигорцы отказывались выполнять, поэтому старшина Дигорского общества обратился к генерал-лейтенанту Начальнику центра Кавказской линии Хлопищу об учреждении народного суда (рапорт на имя Начальника войск Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанта Загадовского, Нальчик) «в виду испытания временный суд в Дигории». Суд подчинялся Начальнику линии Военно-Грузинской дороги, полковнику Ильинскому. В состав суда вошли: старшина, депутаты - военные осетины (капитан Исмел Карамаев, подпоручик Алимурза Туганов, Дударук Кубатшев, Асламурза Абисалов, а также пять общинников) [3, Л.1.].
Основные правила дигорского суда были таковы: 1) суд рассматривал дела всех дигорских сословий, 2) подсудности подлежали дела, связанные с воровством, обманами, причинением вреда, совершением драк без применения оружия, оскорблениями; тяжкие уголовные дела (убийства умышленные, возмущения в народе), должны были рассматриваться «по строгости по российским законам Начальником Кавказской линии», 3) дела рассматривались «по обрядам и обычаям Дигорского народа», а также устанавливалась система российских штрафов в пользу местной власти и дигорского суда. Семейно-брачные дела передавались исламскому духовенству. Делопроизводство должно было вестись одновременно на дигорском и русском языках. Решения дигорского суда должны были приниматься большинством голосов. Высшей судебной инстанцией являлся Начальник Грузинской дороги.
На Северо-Западном Кавказе функции российско-имперской администрации по реализации российского права стали проявляться с конца ХУШ в., когда в Кабарде были образованы так называемые родовые суды, родовые расправы и Верхний Пограничный суд. В основу судебной реформы был положен родовой принцип: три родовых суда (княжеских) и одна родовая расправа (дворянский суд) на две княжеские фамилии [4, С. 91-92]. Было подготовлено Положение о родовых судах и расправ. Высшей инстанцией для родовых судов стал Верхний Пограничный суд (г. Моздок). Судьи родовых судов и расправ выбирались на сходе открытым голосованием на три года лицами княжеского и дворянского происхождения.
Родовые суды и родовые расправы были низшей судебной инстанцией и имели право рассматривать все гражданские и мелкие уголовные дела,
применяя нормы адата. Крупные уголовные дела передавались в Верхний Пограничный суд, подчинявшийся астраханскому губернатору. Суд обязан был применять законы Российской империи. Отношение к созданным судебным органам было резко отрицательным. Россия пошла на уступки, поняв преждевременность своих радикальных реформ, поддержав на некоторое время мусульманское право. В 1807 г. российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ). Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства [5, С. 97-101]. Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев. Судопроизводство осуществлялось на основе мусульманского права. По мнению В.Х. Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов - значительный шаг в развитии кабардинского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями [6, С. 417-420]. Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий - по выбору: или в шариатский, или в третейский [7, С. 162-165]. Тем не менее, тотальное введение мусульманского права на Северо-Западном Кавказе невозможно было в силу неглубокой по сравнению с Северо-Восточным Кавказом исламизацией горцев. Поэтому духовный суд не смог заменить адатного, который сумел сохранить свои функции рассмотрения большинства гражданских и уголовных дел.
В 1822 г. духовный суд был распущен. Российская администрация по инициативе командующего кавказскими войсками генерала Ермолова учредила Временный Кабардинский суд. Председателем суда стал кабардинский князь Кучук-Джанхотов, секретарем назначен кабардинец Якуб Шарданов. Членами суда - кабардинские князья. Место расположения суда - Нальчик.
Были разработаны «Наставления Временному суду», учреждаемому в Кабарде для разбора дел между кабардинцами, впредь до издания особых правил. В 1840г. были приняты Правила судопроизводства Кабардинского Временного суда. По правилам к суду допускались лишь те дела, которые не противоречили русским законам и прокламациям данным Кабардинскому Временному суду генералом Ермоловым.
Согласно параграфу 9 Наставлений, что все дела гражданские и спорные между кабардинцами, равно и претензии на них от людей инородных разбираются и решаются по их древним обычаям и обрядам, приспособляя оные, по колику важность случаев дозволит к правам Российским. Согласно параграфу 21 был упразднен духовный суд, но Временный суд пошел на уступки, разрешив горцам рассматривать дела о наследстве и разводе по мусульманскому праву. Согласно этим правилам, духовенству было представлено право разбирать дела по несогласию мужа с женой, родителей и детей, веры и совести, дела, не имевшие явных улик и письменных свидетельств. Тем не менее, ряд авторитетных горцев в первой половине Х1Х в.
обращались к российской администрации с просьбой о расширении сферы применения мусульманского права (1829 г. проект кабардинского князя Бекович-Черкасского), но Россия не поддерживали эти просьбы. Кабардинский Временный суд был учрежден в 1822 году и функционировал до 1858 г. Суду были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев: при рассмотрении первых суду следовало использовать нормы адата (назначение выплаты композиции, выселение виновного за пределы места проживания), при разборе уголовных - адат и уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов - нормы шариата.
Собранный архивный материал свидетельствует о том, что Временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в адатном суде. Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб. [8, Л.1].
Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата -выселение семьи виновного на жительство в иное селение. Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский Временный суд отказывал им в этом. Именно в период работы Кабардинского Временного суда российские власти провели первую систематизацию и кодификацию норм обычного права, бытовавших на Северо-западном Кавказе.
В этот период появились первые попытки заменить общину государственным контролем за обществом и системой наказания, в том числе и используя аппарат санкций. Как отмечает И.Л. Бабич, судьи Кабардинского Временного суда во время судебного процесса брали с ответчика и истца подписки, в которых те обязывались соблюдать решения суда и вести себя по отношению друг к другу корректно. Суд следил за выполнением участниками конфликта принятых обязательств. Если кто-либо их нарушал, суд определял штраф в размере 200 руб. [9, С. 34.]
В 1827 г. суд по инициативе командующего Кавказской линии Г.А. Эмануэля был учрежден Чеченский народный суд, по примеру Кабардинского Временного суда. В Чечне в 1852 г. был учрежден новый российский суд, в состав которого вошли кадий и три чеченца - знатоки адата. Суд рассматривал дела о воровстве, ранении, убийстве, поджогах, изнасиловании, используя нормы чеченского адата. Брачно-семейные дела передавались исламскому духовенству. В отличие от адатного новый суд был постоянным органом судопроизводства, и судьи выбирались на определенный срок. Приговоры суда заносились в специальную книгу и для их исполнения в случае необходимости применялись «принудительные меры» [10, С. 103-105].
В Дагестанской области российские судебные преобразования были приостановлены из-за движения Шамиля и мюридизма, в силу чего замена местных законов и судов на общероссийские для местных мусульман
малоэффективна, а порой чревата серьезными волнениями. В 1839 г. такие волнения прокатились по Южному Дагестану. Тогда власти сделали ставку на использование на Северном Кавказе и отчасти в Закавказье «местных законов» [11, С. 78].
На Северном Кавказе Горские суды были образованы в начале 1870-х годов. Для рассмотрения спорных ситуаций, имевших место в северокавказских обществах, были созданы шесть судов: три в Кубанской обл. - Майкопский, Екатеринодарский и Баталпашинский горские словесные суды (Екатеринодарский суд рассматривал дела чемигуецев, бжедугов, шапсугов, натухаевцев; Майкопский - кабардинцев, абадзехов, темиргоевцев, абазинов; Баталпашинский - кабардинцев, абазин, абадзехов, карачаевцев, бесленеевцев, ногайцев), один словесный суд в Терской обл. - Нальчикский суд. Горские суды были созданы в Чечне и Дагестане. Цель судебной реформы 1860-х годов на Северо-Восточном Кавказе ограничить деятельность шариатских судов и расширить деятельность адатных судов. Судебная система в Осетии была унифицирована в соответствии с государственными российскими законоположениями и полностью взята под контроль правительства. Н.М. Агишев подчеркивал, что осетины, хотя и входят в состав горского населения, но на основании закона 1871 г. изъяты из подсудности Горского словесного суда и все, возникающие у них дела, разбираются в общих судебных установлениях [12, С. 141-142]. В Осетии были созданы российские судебные органы, применявшие исключительно нормы российского права. В 1871 г. был учрежден Владикавказский народный суд, председателем которого стал начальник военного управления Осетинского округа. Так, Г. Баев указывал, что благодаря новому суду, гражданские правоотношения, имеющие столь важное значение в культурной деятельности, обосновываются уже на твердом указании законов и письменных документов, а не на обычаях и словесных соглашениях. Общие суды послужили учреждениями, сближающими местное русское население с осетинским и наоборот [13, С. 329].
Список литературы:
1. Мансуров Н.С. Обычный суд у осетин // Периодическая печать об Осетии и осетинах. Кн. 1.- Цхинвал,1987.
2. Российский государственный военно-исторический архив. Фонд.13454. Опись.2. Дело.74.(далее РГВИА).
3. РГВИА. Ф.13454. Оп.2. Д.466. Л.1.
4. Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец XVIII - XIX в.) // Ученые Записки Т.Х1Х. Серия экономическая и историческая. -Нальчик, 1963.
5. Кажаров В.Х. Адыгская Хаса.- Нальчик, 1992.
6. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце ХШ-первой половине XIX века.- Нальчик, 1994.
7. Ногмов Ш.-Б.С. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. -Тифлис, 1861.
8. Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской республики .Ф.23. Оп.1. Д.29. Л.1.
9. Бабич И.Л. Правовая культура адыгов: история и современность. - М.,
2000.
10. Берже А.П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860 г.-Тифлис, 1859.
11. Азимов В.А. Суд и процесс в обычном праве народов Дагестана // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. -Ростов-на-Дону, 1999.
12. Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. -СПб. , 1912.
13. Баев Г. Из жизни горцев // Периодическая печать.- Казбек. 1899. Т.5.
Волгина Антонина Петровна, доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», e-mail [email protected]. тел. 89183268519 (Россия, Краснодар, КубГУ)
HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE STA TUS OF THE RUSSIAN JUDICIAL INSTITUTIONS IN THE NORTH CA UCASUS INXIX CENTURY
A.P. Volgina
Abstract: the article is devoted to the development of Russian judicial institutions in the XIX century in the North Caucasus and the registration of their legal status.
Keywords: judicial authorities, Vladikavkazsky, Nazranovsky, Digorsky courts, Temporary Kabardian Court, Chechen court, Gorsky court, tribal courts.
Volginа A.P., Assoc. Department of Theory and History of State and Law, «Kuban State University», e-mail [email protected] (Russia, Krasnodar, KubSU.)