Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХИЩЕНИЕ / СПЕКУЛЯЦИЯ / БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МОШЕННИЧЕСТВО / SPECULATION / COMBATING ECONOMIC CRIME / ECONOMIC CRIMES / FRAUD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобастов А.А.

В статье исследуются становление и развитие правовой основы и деятельности подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности в российском государстве. Автором приведена периодизация этапов развития государственной системы по борьбе с хищениями социалистической собственности, дана краткая характеристика исторических событий, являющихся предпосылками развития деятельности по борьбе с хищениями социалистической собственности, и источников ее правового регулирования. В статье приводятся статистические данные по выявлению и структуре преступлений экономической направленности в современной России, что подчеркивает необходимость и значение специальных формирований по борьбе с экономической преступностью, которые на сегодняшний день именуются подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. В заключение сформулирован вывод о том, что системные и скоординированные действия государства, правоохранительных органов, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества поспособствуют повышению эффективности мер по защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности России в сфере экономической деятельности, что является первоочередной задачей государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лобастов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal study of the activities of units to combat theft of socialist property

The article investigates the formation and development of the legal framework and activities of units to combat the theft of socialist property in the Russian state. The author shows the periodization of the stages of development of the state system to combat the theft of socialist property, gives a brief description of historical events that are prerequisites for the development of the fight against theft of socialist property, and the sources of its legal regulation. The article presents statistical data on the identification and structure of economic crimes in modernRussia, which emphasizes the need and importance of special units to combat economic crime, which in the modern period are called units of economic security and anticorruption. in conclusion, it is concluded that the systematic and coordinated actions of the state, law enforcement agencies, the business community and civil society institutions will contribute to improving the effectiveness of measures to protect national interests and ensure national security ofRussiain the fi of economic activity, which is a priority task of the state.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 343.97

А. А. Лобастое

историко-правовое исследование деятельности подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности

A. A. Lobastov. Historical and legal study of the activities of units to combat

theft of socialist property

В статье исследуются становление и развитие правовой основы и деятельности подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности в российском государстве. Автором приведена периодизация этапов развития государственной системы по борьбе с хищениями социалистической собственности, дана краткая характеристика исторических событий, являющихся предпосылками развития деятельности по борьбе с хищениями социалистической собственности, и источников ее правового регулирования. В статье приводятся статистические данные по выявлению и структуре преступлений экономической направленности в современной России, что подчеркивает необходимость и значение специальных формирований по борьбе с экономической преступностью, которые на сегодняшний день именуются подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. В заключение сформулирован вывод о том, что системные и скоординированные действия государства, правоохранительных органов, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества поспособствуют повышению эффективности мер по защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности России в сфере экономической деятельности, что является первоочередной задачей государства.

Ключевые слова: хищение; спекуляция; борьба с экономической преступностью; преступления экономической направленности; мошенничество.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 451-19-10; alobastovbk1@mail.ru.

The article investigates the formation and development of the legal framework and activities of units to combat the theft of socialist property in the Russian state. The author shows the periodization of the stages of development of the state system to combat the theft of socialist property, gives a brief description of historical events that are prerequisites for the development of the fight against theft of socialist property, and the sources of its legal regulation. The article presents statistical data on the identification and structure of economic crimes in modern Russia, which emphasizes the need and importance of special units to combat economic crime, which in the modern period are called units of economic security and anticorruption. In conclusion, it is concluded that the systematic and coordinated actions of the state, law enforcement agencies, the business community and civil society institutions will contribute to improving the effectiveness of measures to protect national interests and ensure national security of Russia in the field of economic activity, which is a priority task of the state.

Keywords: theft; speculation; combating economic crime; economic crimes; fraud.

Contact Details: Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 451-19-10; alobastovbk1@mail.ru.

Алексей Анатольевич Лобастое — аспирант кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © Лобастов А. А., 2019

Главной задачей подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности (далее — БХСС) являлась борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, а также другими преступными проявлениями в области социалистической экономики. Как правило, в подразделения ОБХСС назначались сотрудники, имеющие опыт оперативной работы или знания в области бухгалтерии (экономики).

Свою историю подразделения БХСС ведут с 16 марта 1937 г. Исследование исторических предпосылок создания такого подразделения показало, что к середине 1930-х гг. экономика нашей страны значительно окрепла после разрушений, вызванных Гражданской войной, но вместе с этим стало больше соблазнов для расхитителей народной и личной собственности. Экономические преступления захлестнули страну. В частности, в сельской местности преступным посягательствам особенно подверглись еще не окрепшие сельскохозяйственные объединения и объекты государственной и кооперативной торговли. Для выявления подобных преступлений потребовалось привлечение специально подготовленных сотрудников. Так, согласно приказу НКВД СССР от 16 марта 1937 г., формируется отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией — сокращенно ОБХСС НКВД СССР, включенный в состав Главного управления милиции [1, с. 260]. Правовой основой деятельности данного подразделения явилось положение об ОБХСС. В частности, в нем было определено, что ОБХСС создан для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией.

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где таких подразделений не было, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжал вести уголовный розыск. Как правило, аппараты БХСС формировались из работников, прошедших хорошую практическую школу в экономических подразделениях уголовного розыска. С первых дней они выполняли большую работу по выявлению и разоблачению замаскированных групп расхитителей, спекулянтов, взяточников, фальшивомонетчиков, добились значительного возмещения материального ущерба, наносимого преступниками государству и обществу.

В своем развитии служба БХСС прошла несколько этапов. По мнению автора, первым из них стал период предвоенных и военных лет до 1945 г. Для достижения результатов руководителям службы необходимо было максимально использовать организаторские и административные способности, направленные на повышение оперативной осведомленности сотрудников по более глубокому проникновению в замыслы преступников, а также на проведение специальных мероприятий по существенному сокращению растрат и хищений в организациях и на предприятиях государственной торговли и потребкооперации. В целях улучшения качества оперативно-следственной работы служба БХСС, как и уголовного розыска, была организована по территориальному принципу. С 1941 г. в компетенцию аппаратов БХСС была отнесена борьба с контрабандой.

Принятые меры дали положительные результаты. Количество выявленных растрат и хищений в 1940 г., по сравнению с 1939 г., сократилось в госторговле на 38%, а в потребкооперации — на 46%. От прямых хищений и растрат материальных ценностей в торговой сети преступники перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвес покупателей, пересортица товаров.

Особенностью деятельности милиции в годы войны, в первую очередь в прифронтовой полосе, была борьба с мародерством, незаконной скупкой и перепродажей золота, спекуляцией и фальшивомонетничеством. Работа по выявлению этих преступлений велась активно, хотя были значительные трудности. Одна из них: большинство сотрудников милиции, в том числе службы БХСС, принимали непосредственное участие в военных действиях. Многие погибли на фронте.

Временной отрезок второго этапа становления и развития службы БХСС следует отнести к послевоенному периоду. В стране велась работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Оперативная обстановка в этот период была сложной. Разрушенная войной экономика имела много «слабых мест», что создавало благоприятную обстановку для хозяйственных и должностных преступлений. Однако сотрудники БХСС не допустили бесконтрольности в сохранности государственной собственности и активно выявляли расхитителей, взяточников и спекулянтов. К 1955 г. второй этап развития аппаратов БХСС завершился. Народное хозяйство в республике, в большинстве своем, было восстановлено. Органы внутренних дел окрепли, повысился количественный и качественный состав кадров. Советскими и партийными органами республики был принят ряд конкретных мер по сохранности государственной собственности в отраслях народного хозяйства. 29 сентября 1955 г. УК КП КФССР принял Постановление «Об усилении борьбы с растратами и хищениями в организациях торговли, промкооперации и местной промышленности» [там же, с. 264]. Сложившаяся к 1955 г. оперативная обстановка позволила перейти к новому периоду развития службы БХСС.

Третий этап продлился до начала 1991 г. Он характеризуется повышением результативности работы БХСС. Принятые в тот период организационные и практические меры по борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями привели к положительным результатам в работе. Так, с 1971 по 1980 г. число выявленных преступлений по линии БХСС увеличилось на 10,4%, а количество предотвращенных преступлений возросло в 2,7 раза. Повысилось оперативное мастерство сотрудников. На службу в БХСС направлялись, как правило, работники только с высшим юридическим и экономическим образованием, грамотные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Постоянно проводились семинары с работниками БХСС, ежегодно ряд сотрудников проходили переподготовку. Наряду с повышением требовательности к сотрудникам создавалась обстановка ответственности каждого за порученное дело.

Принятые меры позволили улучшить оперативно-служебную деятельность БХСС. Если в 1980 г. число выявленных преступлений по линии БХСС составляло 386, то за 1985 г. работниками БХСС было выявлено 624 таких преступления.

После принятия Законов СССР «О государственном предприятии (объединении)» [2] и «О кооперации» [3] в государстве кардинально изменяется система управления экономической системой, предпринимается попытка внедрения принципа полного хозрасчета и самофинансирования. Начиная с 1987 г. реализуется комплексная целевая программа по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по борьбе с нетрудовыми доходами на 1987-1990 гг. В результате этих и ряда других мер за три года аппаратами БХСС выявлено 1300 преступлений, по ним возбуждено 754 уголовных дела. Установлено 462 факта хищений.

Современный четвертый этап начинается с 29 декабря 1990 г., когда приказом МВД России Отдел БХСС стал именоваться Отделом по раскрытию преступлений в сфере экономики, это стало началом четвертого этапа в развитии и совершен-

ствовании службы БХСС-БЭП. В феврале 1992 г., когда термин «социалистическая собственность» потерял свою актуальность, подразделения БХСС были переименованы в управления (отделы) по экономическим преступлениям. Спустя около года, 14 сентября 1993 г., он был переименован в Отдел по экономическим преступлениям, а в 1997 г. произошло еще одно переименование в управление (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями. Этот период был наиболее сложным из-за новизны задач, стоявших перед службой, но очень интересным.

Летом 2003 г. в связи с административной реформой государственной власти налоговая полиция была ликвидирована. Ей на смену пришла новая служба — Служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в состав которой до июля 2011 г. входили Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

На сегодняшний день формирования по борьбе с экономический преступностью именуются подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК). Возглавляет их Главное управление (ГУЭБиПК МВД России), которое было создано 1 марта 2011 г. в центральном аппарате министерства в соответствии с Указом Президента РФ № 248 [4]. Современная система противодействия экономической преступности располагает достаточным техническим, интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения задач по защите российской экономической системы. Приведем статистические данные выявления преступлений экономической направленности за период 2015-2019 гг. (табл. 1) [5].

таблица 1

Количество выявленных преступлений экономической направленности за период 2015—2019 гг., в тыс.

Показатель 2015 2016 2017 2018 Январь — март 2019

Всего выявлено 112,4 108,8 105,1 109,5 37,3

В том числе следствие обязательно 102,5 96,4 91,3 97,2 34,2

Структура преступлений экономической направленности за рассматриваемый период представлена следующим образом (рис. 1) [там же]:

2,1

34,6

□ В сфере экономической деятельности

□ Против собственности

□ Против интересов службы в коммерческих и иных организациях

■ Против государственной власти, интересов госслужбы, службы

в органах местного самоуправления

■ Прочие преступления

41,3

Рис. 1. Структура преступлений экономической направленности за период январь — март 2019 г.

За период январь — март 2019 г. преступлений экономической направленности выявлено 37 349, из которых более половины тяжкие и особо тяжкие — 24 390, коррупционной направленности — 8661, совершенные с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий — 3155, нарушения авторских и смежных прав составили 201 преступление [6, с. 99]. Выявлено в рассматриваемый период преступлений против собственности — 14 112; в том числе краж — 339, мошенничеств — 11 317, присвоений или растрат — 2366. Преступления в сфере экономической деятельности составили 11 814, в том числе: незаконное предпринимательство — 99; изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — 5557; производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки — 22; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем — 321; незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — 17; неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство — 85 преступлений.

Совершено преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях всего 721, в том числе: коммерческий подкуп — 464, контрабанда — 97 преступлений; против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления всего 5098, в том числе связанные с получением взятки — 1366, дачей взятки — 968, посредничеством во взяточничестве — 525; связанные с потребительским рынком — 4806, финансово-кредитной системой — 10 559, операциями с недвижимостью — 3147 преступлений.

Таким образом, в современных экономических реалиях, связанных с такими явлениями мировой и российской экономик, как нестабильность, учащение региональных финансовых кризисов, ускорение процессов глобализации и усиления конкуренции [7, с. 156], проблемы защиты национальных интересов и обеспечение национальной безопасности России в сфере экономической деятельности приобретают первостепенное значение, диктует потребность в системных и скоординированных действиях всех ветвей власти, правоохранительных органов, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Литература

1. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М.: Юрид. лит., 1987. 336 с.

2. О государственном предприятии (объединении): закон СССР от 30 июня г. 1987 № 7284-XI (ред. от 03.08.1989) // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. ст. 385.

3. О кооперации в СССР: закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. ст. 355.

4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 24.10.2018) (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. ст. 1334.

5. Состояние преступности в России за январь — март 2019 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. М., ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16523390/ (дата обращения: 06.05.2019).

6. Воскресенская Е. В., Рукавицын С. А. Осуществление Конституционным Судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 31.03.2017). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та технол. упр. и экон., 2017. С. 98-102.

7. Воскресенская Е. В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.