Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 4
Право
УДК 343.375
Компетенция, формы и методы деятельности государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями в Советском государстве в 40-50-е гг. ХХ в.
Пронских М.В.
Адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина
В данной статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения специализированного государственного органа по борьбе с экономическими преступлениями в СССР. Проанализированы основные правовые основы организации службы по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, рассмотрены особенности ее функционирования в 1945-1953 гг.
Ключевые слова: кадровое обеспечение, правоохранительная система, правоохранительная функция государства в экономической сфере, экономическая преступность, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС).
Современная нестабильность экономики в России, прогрессирующий уровень инфляции, поляризация доходов населения являются несомненными источниками материального неблагополучия населения России, которые в своем крайнем проявлении могут порождать всплески корыстной преступности. Необходимость постоянного приспособления к меняющимся условиям жизни, а учитывая уровень инфляции, стремящийся к гиперинфляции в настоящее время очень схожа по своим признакам к тому кризису жизни населения, который происходил в послевоенное время. Однако наличие объективной причины низкого уровня жизни населения тогда (а это последствия победоносной войны, в которой принимало участие все население) и сейчас (когда внешне предпосылок такого уровня вроде бы не имеется) имеют свои схожие черты. И если в послевоенное время государственная поддержка, оказываемая населению на всех уровнях: социальном, экономическом, и других, внесла свой позитивный вклад в процесс выхода из кризиса, то современное общество, оказавшись в условиях отчасти только декларируемой поддержки государства испытывает несомненные трудности перед лицом экономического кризиса. Не рассматривая индивидуально-психологические факторы, порождающие корыстную преступность (такие как бессознательный азарт у карманных и квартирных воров, взяточников, по-
требность в постоянных острых ощущениях, азарт наживы), можно утверждать, что материальная нужда и провалы в экономике могут стать теми факторами, которые порождают всплеск корыстных преступлений. И если в 40-50-е гг. ХХ в., служба призванная бороться с экономическими преступлениями успешно справлялась с поставленными перед ней задачами, возникает закономерный посыл к необходимости внедрения такого опыта, учитывая, естественно, возможность его использования в современности. В связи с чем представляется актуальным более детальное рассмотрение советского опыта борьбы с экономическими преступлениями в период кризиса экономики (к которому мы несомненно можем отнести обозначенный этап).
Преступность, в том числе в сфере экономики, в том или ином своем виде существовала всегда, разные институты пытались вести с ней борьбу, менялись названия, их функции, компетенция и состав, формы и методы деятельности, но принцип неукоснительной борьбы оставался неизменным. Образованная 16 марта 1937 г. государственная служба по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) не была исключением и к началу войны находилась на стадии своего становления, что являлось фактором, существенно осложняющим ее профессиональную деятельность. Трудности возникшие в военный и послевоенный периоды у госу-
дарства в целом и у каждого отдельного гражданина в частности имели такой колоссальный размах, что идеологические убеждения населения меркли перед необходимостью в прямом смысле «поиска еды», когда наступил голод, поиска тепла (при отсутствии леса даже на лесозаготовках и тотальном его дефиците) и вещей первой необходимости. Что можно сказать о необустроенности заключенных, освобождаемых в это время из мест лишения свободы и не имеющих возможности нормальной адаптации, если рядовые честные, работающие и внешне «устроенные» граждане не знают как не то чтобы жить, а хотя бы существовать в сложившихся условиях? А это еще одна предпосылка возврата к своему преступному пути как единственно «работающему» в данных условиях. Отягчающим ситуацию становится и неравенство населения, когда все равны на словах, а на деле хорошо живет тот, кто имеет доступ к благам, распределению и непосредственно выдаче имеющихся в наличии товаров и услуг. Отсутствие частной собственности, с которым готово мириться население, при отсутствии собственности личной вызывает дискомфорт, требующий немедленного устранения, иногда, к сожалению, любым путем. И все эти трудности возникают на пути молодой, только начинающей развитие службы ОБХСС, чем и вызван интерес к ее жизнеспособности именно в этот сложный критический период, когда показать свои возможности и проверить себя «в деле» нужно не только для окружающих, но и «для себя лично».
В компетенцию государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями в период военного времени входило несколько направлений деятельности, среди них: контроль за сохранностью перевозимого государственного и общественного имущества, незаконным самоснабжением населения, «отоваривание» продавцами предметами первой необходимости близких и знакомых по различного рода запискам и спискам, борьба с мародерством, спекулятивной деятельностью, которая в годы войны рассматривалась как опасное преступление, дезорганизующее работу тыла, фальшивомонетничеством.
Профилактические мероприятия, проводимые ОБХСС, осуществлялись с привлечением общественности и имели форму внезапных проверок. Проверялось наличие продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек в бюро, состояние их хранения. Данные проверки имели свою эффективность и способствовали выявлению излишек и недостачи, а соответственно и привлечению виновных к ответственности.
Для борьбы со спекуляцией использовались также оперативные заслоны, группы и посты, которые создавались на транспорте на крупных железнодорожных узлах, с целью своевременного задержания мошенников и спекулянтов.
Методы оперативной работы ОБХСС постоянно совершенствовались, однако неизменным оставалось привлечение широких масс общественности к данной работе.
Необходимо отметить, что служба ОБХСС не сразу стала иметь «в своем арсенале» исключительные методы деятельности, пользуясь теми, что были в целом присущи подразделениям уголовного розыска. Однако постепенно необходимость принципиально иных методов и форм работы безусловно начала оформляться в собственную ничем не похожую на другие специфическую область деятельности. Чем это было вызвано? В начале, когда перед новой службой были поставлены новые задачи необходимости в новых методах работы не возникало: это были наблюдения, задержания и иные методы поимки преступников. Однако вскоре стало очевидно, что используя только общеизвестные методы эффективность службы будет неполной. Ведь как нам известно поимка преступника для большинства распространенных преступлений идет «от преступления - к человеку». Такими методами раскрываются кража, мошенничество, грабеж, разбой и другие. Однако используя для раскрытия экономических преступлений только устоявшиеся на тот момент методы, можно «упустить», «не обнаружить», а следовательно и не раскрыть большую часть экономических преступлений. Так как экономические преступления раскрываются по принципу «от человека - к преступлению», то есть уже изначально носят более скрытый характер наблюдения, контроля за должностными и иными причастными лицами вверенного к охране учреждения, предприятия или иных форм хозяйственной деятельности. Ввиду чего именно службе ОБХСС как никакой иной требовался развернутый агентурный аппарат из числа рабочих и служащих предприятий, а также «сарафанное радио» из числа соседей, сослуживцев, а иногда и родственников преступного элемента. Необходимо отметить, что советские граждане охотно «шли» на контакт с милицией, добровольно вступали в народные дружины и были готовы оказать всяческое содействие советской милиции.
Основной задачей ОБХСС в послевоенное время являлось обеспечение сохранности всех восстановительных ресурсов государства, а также недопущение расхищения в народном хозяйстве.
Поэтому работа аппаратов ОБХСС направленная на выявление расхитителей и взяточников закономерно становится основным направлением деятельности.
Для наиболее эффективной реализации заданных целей в 1947 г. проводится реорганизация аппарата ОБХСС, в результате которой отдел БХСС ГУМ был реорганизован в Управление БХСС. В структуру Управления вошло пять отделов и секретариат. Первый отдел занимался руководством аппаратов
БХСС Европейской части СССР, второй - аппарат БХСС Среднеазиатских республик и Сибири, третий отдел осуществлял оперативное обслуживание объектов народного хозяйства в Москве, четвертый - руководил расследованием уголовных дел и расследовал наиболее сложные дела, пятый отдел занимался информационной работой. Позже, в 1948 г. был образован шестой отдел, занимавшийся борьбой с фальшивомонетничеством [1].
Таким образом, реформировав структуру аппаратов БХСС, существенно расширив круг объектов, переданных в оперативное управление, а также внеся коррективы в функциональные обязанности законодатель предпринял необходимые и своевременные меры для борьбы с экономическими преступлениями того времени.
Следующая реформа аппарата ОБХСС произошла в сентябре 1951 г. и заключалась в количественном увеличении аппаратов БХСС, а также знаменовала переход к линейно - отраслевому принципу деятельности.
В период с 1954 по 1955 гг. преступность в России выросла на 13 % по сравнению с уровнем раскрываемости 85 %. Благодаря умелым действиям руководства МВД того периода преступность удалось снизить и оперативная обстановка в стране к 1957 г. стабилизировалась [1].
Однако идея о том, что общественность вносит неоспоримый вклад в деятельность милиции, не потеряла своей актуальности и развившись, вылилась в массовые сокращения сотрудников милиции в 1958-1959 гг., когда добровольные народные дружины стали заменять милицию. Таким образом, реформа сокращения штата милиции подорвала деятельность службы ОБХСС на тот период.
Естественно, что при таком положении дел преступность в целом и по линии ОБХСС в частности не сокращалась. Однако значительное сокращение числа возбужденных уголовных дел милицией свидетельствовало об обратном. Реальное положение дел о том, что поредевшие ряды милиции из которой уходили в том числе и профессионалы своего дела, физическая неспособность немногочисленных сотрудников своевременно выявлять и возбуждать уголовные дела, в расчет не бралось. И 13 января 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об упразднении МВД СССР» [2], ряд его служб и функций передали в МВД РСФСР и других союзных республик.
Анализируя путь, который прошла служба ОБХСС от момента своего создания до 40-50-х гг. XX в., необходимо сделать вывод, что данная служба развивалась очень стремительно, чему способствовали постоянно появляющиеся новые задачи, требующие немедленного решения. Ведь несвоевременное решение поставленных задач наносило урон не только каждому отдельно взятому члену об-
щества, но и государству в целом, что на тот момент было гораздо важнее. В связи с чем и выработка новых форм и методов деятельности была вызвана жизненной необходимостью реалий того времени и не могла отставать от немедленной реализации ее «в деле». Как мы помним, государство всячески помогало данной службе, принимая своевременно и четко меры к устранению причин, провоцировавших экономические преступления (например, сотрудники ОБХСС обнаружив, что преступники на рынке производят обвес покупателей путем подпиливания и иной порчи мер, предназначенных для взвешивания, незамедлительно информировали об этом органы власти и вскоре было принято Постановление СНК СССР «О мерах и контрольно-измерительных приборах, подлежащих обязательной государственной поверке и клеймению» [3]).
Однако каждый раз будучи пойманными за одни экономические схемы, преступники изощренно придумывали другие, «благо» нестабильная ситуация в государстве, дефицит и иные издержки рынка этому способствовали. Да и сами граждане зачастую становясь пособниками преступлений, шли на это намеренно, объясняя свое преступное поведение нуждой и необходимой помощью своей семье. В связи с чем, в данный период появляется рынок теневой, «развивается» спекулятивная деятельность преступников, фальшивомонетничество и мошенничество также никуда не исчезают, что дает простор для развития деятельности службы ОБХСС, которая в своем стремительном развитии показывает результаты более чем достойные в соответствии со своей компетенцией и возложенными на тот момент задачами. Как ни парадоксально это может звучать, но возможно именно стремительный рост экономической преступности того времени позволил «раскрыться» службе ОБХСС во всем своем могуществе, каждый раз подчеркивая свою необходимость и «нужность» обществу и государству в целом. Возможно, не будь перед нами таких ярких примеров изобличительной деятельности данной службы, когда в казну были возвращены внушительные денежные средства и иные блага, деятельность данной службы могла быть сведена к нулю и мы бы лицезрели возврат сотрудников в службу уголовного розыска, например, либо упразднение данной службы вообще. Данная служба путем своих грамотных действий не только утвердила свой авторитет в системе советской милиции, тем самым не дав себя ликвидировать, но и показала свое стремление и способность противостоять экономической преступности, несомненно присутствовавшей в советском государстве.
Возвращаясь к вопросу возможности в настоящем достижения таких же результатов деятельности служб, призванных вести борьбу с экономическими преступлениями, необходимо учитывать значимость и вместе с тем неоднозначность роли государства в
этом вопросе, которое зачастую даже в своих рядах имеет коррумпированных сотрудников, несомненно оказывающих «сопротивление» борьбе с экономическими преступлениями, используя для этого все доступные у себя в арсенале средства (лоббирование «законов под себя», преследование интересов определенных слоев населения, зачастую немногочисленных), что влечет за собой прямое нарушение принципа демократизма, закрепленного в действующей правовой системе нашего государства.
Необходимо также учитывать, что ожидание поддержки от государства не должно иметь своего крайнего проявления в виде зависимости от государства при полной несамостоятельности отдельно взятого гражданина. Существовавший в советское время патронаж государства, породил неприспособленность населения к рыночным отношениям, касающимся всех сфер жизни (ожидание предложений о работе, при отсутствии усилий к ее поиску со своей стороны, невозможность «продать» свой собственный труд, не говоря уже о создании рабочего места для себя и окружающих).
Учитывая сказанное, можно утверждать, что обратив более пристальное внимание на регулирование политической сферой жизни, существующего законодательства, руководство внешней и внутренней экономикой страны, государство и окажет ту неоспоримую поддержку, которая необходима сейчас службам, призванным бороться с экономической преступностью.
Литература:
1. Исторический формуляр службы БХСС - БЭП МВД. - URL: https://pandia.ru/text/79/067/90586. php (дата обращения 17.08.2018 г.)
2. Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР в Государственный комитет Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами» и «Об упразднении Министерства внутренних дел СССР» и о внесении изменений и дополнений в статьи 70 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР» // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление СНК СССР от 16.11.1942 г. № 1833 «О мерах и контрольно-измерительных приборах, подлежащих обязательной государственной поверке и клеймению» // СПС Консуль-тантПлюс
Competence, Forms and Methods of State Service for Economic Crimes in the Soviet State in 1940-1950-s
M.V. Pronskikh
Belgorod Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after I.D. Putilin
The article addresses the issues of staffing of the specialized state service for economic crimes of the USSR. The author analyzes the main legal basis for the organization of the service against misappropriation of socialist property and speculation, and the peculiarities of its functioning in 1945-1953.
Key words: staffing, law enforcement system, law enforcement function of the state in the economic sphere, economic crime, Department Against Misappropriation of Socialist Property (he OBKhSS).