Научная статья на тему 'Историко-политический контекст романа Т. Мэлори «Смерть Артура»'

Историко-политический контекст романа Т. Мэлори «Смерть Артура» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1646
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДИНАСТИЧЕСКИЙ МИФ / АРТУРОВСКИЙ МИФ / ТОМАС МЭЛОРИ / ENGLISH LITERATURE / DYNASTIC MYTH / ARTHURIAN MYTH / THOMAS MALORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хабибуллина Лилия Фуатовна, Саттарова Диана Тагировна

В статье прослеживается процесс завершения оформления артуровского мифа в романе Т.Мэлори «Смерть Артура», который рассматривается в историко-политическом ракурсе, как апология династии. Произведение английского писателя сопоставляется с контекстом эпохи и политическими процессами, происходившими в XV веке в Англии: утверждение династии Тюдоров, создание новой идеологической основы существования государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND POLITICAL CONTEXT OF T.MALORY''S NOVEL "LE MORTE D''ARTHUR"

The article examines the process of completing the Arthurian myth in the novel Le Morte D''Arthur which is considered in the historical and political perspective as an apology of a new dynasty. It is viewed in the context of its time and the political processes of the 15 th century England, such as the consolidation of the Tudor dynasty and creation of a new ideological basis of the state.

Текст научной работы на тему «Историко-политический контекст романа Т. Мэлори «Смерть Артура»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

УДК 821.111

ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РОМАНА Т.МЭЛОРИ

«СМЕРТЬ АРТУРА»

© Л.Ф.Хабибуллина, Д.Т.Саттарова

В статье прослеживается процесс завершения оформления артуровского мифа в романе Т.Мэлори «Смерть Артура», который рассматривается в историко-политическом ракурсе, как апология династии. Произведение английского писателя сопоставляется с контекстом эпохи и политическими процессами, происходившими в XV веке в Англии: утверждение династии Тюдоров, создание новой идеологической основы существования государства.

Ключевые слова: английская литература, династический миф, артуровский миф, Томас Мэлори.

В ХУ веке сэр Томас Мэлори пишет свою знаменитую «Смерть Артура» (Le Morte d'Arthur, 1485), книга венчает собой цикл средневековых романов о короле Артуре и считается одним из лучших произведений английской литературы. Роман «Смерть Артура» вобрал в себя все предшествующие сюжеты на артуровскую тему. Но это не простое собрание новелл, Мэлори создает собственную артуриану, он избирает особую повествовательную форму, включает новые сюжеты, что обусловливается художественным, политическим, национальным и другими аспектами.

Легенда о короле Артуре трансформировалась на протяжении различных эпох в связи с культурным и историко-политическим контекстом. Многие исследователи говорят об общей идее романа: это поиск идеала государственного устройства, вследствие чего и создается миф о становлении династии и империи, но сам процесс оформления этой идеи в романе Мэлори обычно не рассматривается. В данной работе мы определили роман Мэлори как апологию династии и новой артуровской империи. Мы рассмотрим произведение с точки зрения историко-политической мифологии романа (миф о героической истории Англии, миф о династии и империи, миф о единстве нации) и его художественного оформления с использованием традиций идеализации аристократического сословия в рыцарском романе, попытаемся выявить те компоненты, посредством которых происходит утверждение династии и легитимизация власти, рассматривая сочинение в историко-политическом контексте и сопоставляя предшествующие арту-ровские сюжеты и эпизоды в романе, определим влияние тех или иных компонентов (мифов, легенд, хроник, рыцарских романов ХП-ХГУвв.) на произведение.

Внутренние политические конфликты в Британии ХУ века, а именно столкновение двух ветвей династии Плантагенетов - Ланкастеров и

Йорков в борьбе за власть, послужили началом войны Алой и Белой роз (1455—1485). Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров, основавшего династию, правившую Англией и Уэльсом в течение 117 лет. С XV по XVII век династия Тюдоров (1485-1603) осуществляла формирование единой британской нации, объявив себя преемниками короля Артура и утвердив английский язык, традиции и одежду на территории Уэльса, Ирландии в качестве основных [1: 83-85]. Тюдоры, хотя никто из них не говорил по-ирландски, постоянно упоминали о своих ирландских корнях, тем самым подчеркивая свое право быть королями не только собственно английской, но и кельтской части Британии. Перед Тюдорами стояла сложная задача объединения нации, становление которой происходило на протяжении множества веков в сложных исторических условиях. Создание империи на протяжении веков предполагало постепенное формирование единого народа - англичан - который обычно сложно взаимодействует с другими народами, либо ассимилируя их, либо подчиняя себе. Уже двойное название страны (Англия/Британия) и ее жителей (англичане/британцы) говорит об этнической сложности страны.

В этот период артуровский сюжет претерпевает очередную трансформацию и приобретает новую форму в соответствии с контекстом и требованиями времени. Произведение Мэлори начинает служить новой цели - созданию мифа о происхождении и становлении государства, и, таким образом, создается апология династии и государства. Этот миф (о происхождении династии) берет свое начало в истории Артура, где он описывается как первый объединитель земель и единый монарх, вокруг которого начинает создаваться новая империя.

Говоря о политических мотивах в романе «Смерть Артура», необходимо отметить важную

задачу, которая стояла перед Мэлори в период феодальной раздробленности и внутренних противоречий в стране, а именно объединение нации, в связи с чем и создается мифологизированная версия истории Англии, а также образ короля Артура как единого правителя. А.Мортон в работе «Артуровский цикл и развитие феодального общества» справедливо отмечает, что, будучи в заключении, Мэлори много размышлял о жизни и современной ему эпохе, о трагических последствиях общественного беспорядка, свидетелем которых он был, и «Смерть Артура» явилась плодом всех этих раздумий. Именно это прежде всего и придало книге характер серьезного политического произведения [2: 789].

Так называемый миф о героической истории Англии и её королей отражен в эпизодах романа, которые берут свое начало в хрониках. Здесь Артур постепенно выдвигается как герой легенды об успешном противостоянии захватчикам (англосаксам), что впоследствии привело к усилению кельтской общности, главным образом - в самосознании. Впервые Артур предстает перед нами как военачальник, полководец у Ненния в его «Истории бриттов». Далее начинает складываться легенда о 12 подвигах Артура, с кульминацией битвы при горе Бадон. Героические подвиги Артура распространяются на всю Британию, и постепенно Артур-герой превращается в мудрого непобедимого правителя и защитника. Уже Г.Монмутский в «Истории королей Британии» называет его «королем» и изображает победоносным правителем [3: 78]. Позднее у Васа и Лайамона Артур начинает вести свое происхождение от легендарного Брута Троянского, который считается основателем и первым королем Британии (что укрепляет права Артура на власть). Мы видим, что в хрониках все вышеперечисленные элементы появляются постепенно, но без какого-либо соотнесения друг с другом. У Мэлори же компоненты, способствующие утверждению династии, обозначены четко и последовательно. Так, в первой части книги «Повесть о короле Артуре» читателю становится известно, что Артур изначально является потомком законного правителя Утера Пендрагона. Далее повествуется о том, что Артур был мистическим образом избран королем: извлек чудесный меч из камня. Впоследствии он утверждает свое право на власть и одерживает победу над одиннадцатью королями. История о противостоянии захватчикам выступает как миф о героическом прошлом Британии, который направлен на пробуждение патриотических чувств.

В «Смерти Артура» создается апология династии, происходит легитимизация власти за счет

трех компонентов: утверждения законности происхождения, мистического и героического компонентов. Умирающий Утер Пендрагон благословляет своего сына Артура на царство: «Наутро все бароны вместе с Мэрлином явились к королю. И громко вопросил Мерлин короля Уте-ра: - Сэр, быть ли вашему сыну Артуру после вас королем над этой страной и всеми ее владениями? Тут повернулся Утер Пендрагон и молвил во всеуслышанье: - Даю ему божье благословение мое, пусть молится за упокой моей души и пусть по чести и праву требует себе мою корону, иначе же нет ему моего благословения» [4: 17]. Немаловажен и тот факт, что Мэлори окончательно утверждает образ короля Артура как представителя Британии, а не отдельного этноса, отсюда вытекает и национальный аспект. Тем не менее, как уже говорилось, династия Тюдоров, представители которой объявили себя преемниками короля Артура, дабы легитимизировать свои притязания на власть, подчеркивают и свои кельтские связи. Это отмечено уже в работе «Национальный миф в русской и английской литературе»: «Важнейшая цель, которая стоит перед создателями новых империй - это легитимизация собственных притязаний на власть, через объявление своей империи наследниками более ранних империй и через отождествление себя с кем-то, имеющим законное право на территорию» [5: 33].

В британской литературе соотнесение себя с предшествующими народами последовательно проводится, хотя специально не акцентируется. Это связано со сложностью внутренних взаимоотношений, этнических, а позже династических, что приводит к необходимости обоснования власти царствующей династии через утверждение своего происхождения от более ранней империи. Вследствие этого соотнесение Британии с Троей, а позже - с Римом, играет роль своего рода предварения собственно британской истории, центральной фигурой которой на протяжении веков остается король Артур. Как известно, основателем Британии и родоначальником бриттов считался Брут, об этом повествует Г. Монмутский в книге «История бриттов» [3: 87]. Брут по этой версии приходился племянником Асканию, который вместе со своим отцом Энеем основал Рим. Исходя из этого, Британия соотносит себя с Римом и утверждает свое право на создание империи через «наследование» этого права от Рима. В «Смерти Артура» мы можем наблюдать апологию новой государственности и династии. Так, в «Повести о Благородном короле Артуре, как он сам стал императором через доблесть своих рук» мы наблюдаем утверждение имперских притяза-

Л. Ф.ХАБИБУЛЛИНА, Д. Т.САТТАРОВА

ний Британии и возвышение образа Артура. Артур отстаивает свои права на власть: «Вот что обнаружил я в хрониках этой страны: что предки мои сэр Белин и сэр Брин, рожденные в Британии, сто шестьдесят лет владели императорским престолом, а после них наш родич Константин, сын Елены Английской, завоевал его и был императором римским, и еще добыл он крест, на котором Христос принял смерть. Так что моему роду некогда принадлежала римская корона, и у нас есть довольно прав, чтобы притязать на всю римскую империю» [4: 133]. Победа Артура над Римом и его восшествие на императорский престол - это победа нового государственного порядка, законы которого распространяются на сферу куда более обширную, чем Британские острова: «Сам папа своею рукою со всей подобающей торжественностью короновал его императором, дабы править ему вечно. И пребывали они там до времени, и распределили все земли от Рима до Франции, наделили владениями тех рыцарей, которые это заслужили» [4: 162]. В данной цитате мы видим утверждение прав Артура через признание христианской церковью.

Кроме законного притязания на власть, утверждение Артура происходит и за счет мистического компонента. Благословленный отцом, Артур был избран королем и мистическим образом: « - Вижу я, что быть вам королем над этой землей. - Почему же именно мне? - удивился Артур. - Какая на то причина? - Причина та, что так хочет Бог, - сказал сэр Эктор. - Ибо только тому человеку дано было вытащить сей меч, кто будет законным королем над этой страной» [4: 19]. Здесь важно отметить, что Артур был избран не только по праву происхождения, но и по воле Бога, что подтверждается и благословением папы римского.

Что касается героического компонента, то Артур выступает объединителем страны и воплощением единой власти. Это достигается за счет его особых качеств. Мэлори изображает Артура не только как законного претендента на власть, но и показывает его превосходство над другими: Артур смог отстоять свои права и объединить королей под своим началом. Знать, не желавшая признавать власть Артура над собой, впоследствии дает ему клятву на верность. Начало правления Артура ознаменовано возвращением земель их прежним владельцам и созданием централизованного государства. Завоевания короля Артура изначально распространяются только на Британию, но по прошествии немногих лет он овладевает всем Севером, Шотландией, а также и Уэльсом, «через благородную доблесть свою и своих рыцарей». Кроме того, Мэлори по-

стоянно подчеркивает исключительность Артура, показывает его доблесть и личностные качества. Жизненный девиз Артура: «Лучше умереть с честью, чем жить с позором». Давая клятву верности своим вассалам и простому люду, Артур обещает быть справедливым королем: «И там поклялся он своим лордам и общинам быть им настоящим королем стоять за истинную справедливость отныне и до конца дней своих» [4: 21]. Мэлори также показывает качества Артура как правителя. Разговаривая с римскими послами, которые прибыли ко двору, чтобы требовать дани, Артур ведет себя очень тактично и достойно: « - И хотя они оскорбили меня и мой двор, наша забота - не уронить нашей чести. И так отвели их в богатые покои и подносили им щедро самые изысканные яства. И римляне тому весьма дивились» [4: 123].

Идейное содержание романа «Смерть Артура» диктует его форму и особенности повествования. Композиция романа настолько продумана, что становится очевидно: при создании произведения Мэлори имел перед собой план. Все повести взаимосвязаны между собой, Мэлори делает многочисленные ссылки в ходе повествования на те или иные события книги. Каждый из сюжетов книги вполне доступен для изолированного прочтения и осмысления, но всю полноту своего значения приобретает лишь в общем контексте романа. А.Д.Михайлов считает, что «Мэлори хотел написать одно большое суммирующее, итоговое сочинение, прекрасно отдавая себе отчет, что его книга сложится из многих и, главное, разнородных частей. Их разнородность коренится в неоднородности источников Мэлори» [6: 825]. Если сюжетно и по фактам Мэлори ориентировался на хроники, то идеологически опирался на традиции рыцарского романа, тем более что артуровский сюжет в рыцарском романе был вполне освоен.

Таким образом, «Смерть Артура» - одно из величайших произведений XV столетия, которое завершило становление артуровского мифа в средневековой культуре. Мэлори пишет свое произведение в традиции рыцарского романа, наполняя его новым, более масштабным, замыслом и идеями. Он продолжает утверждение мысли об исключительности аристократии, что уже было в рыцарском романе, но его следование традиции прежде всего касается образной системы и сюжетов, а идейную основу составляет идеология государственности.

1. Sanders A. The Short Oxford History of English Literature. Oxford, 1993. - 678 p.

2. Мортон А. Артуровский цикл и развитие феодального общества // Мэлори Т. Смерть Артура. -М.: 1974 (ЛП) - С. 767 - 792.

3. Монмутский Г. История бриттов. Жизнь Мерлина / Г.Монмутский. - М.: Наука, 1984. - 288 с.

4. Мэлори Т. Смерть Артура / Мэлори Т. Смерть Артура. - СП.: Наука, 2007. - 904 с.

5. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в русской и английской литературе / Т.Н.Бреева, Л.Ф.Хаби-буллина. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2009. - 612 с.

6. Михайлов А.Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура - М. Наука: 1974 (ЛП) - С. 793 - 828.

HISTORICAL AND POLITICAL CONTEXT OF T.MALORY'S NOVEL "LE MORTE D'ARTHUR"

L.F.Khabibullina, D.T.Sattarova

The article examines the process of completing the Arthurian myth in the novel Le Morte D'Arthur which is considered in the historical and political perspective as an apology of a new dynasty. It is viewed in the context of its time and the political processes of the 15th century England, such as the consolidation of the Tudor dynasty and creation of a new ideological basis of the state.

Key words: English literature, dynastic myth, Arthurian myth, Thomas Malory.

1. Sanders A. The Short Oxford History of English Literature. Oxford, 1993. - 678 p.

2. Morton A. Arturovskij cikl i razvitie feodal'nogo ob-shhestva // Me'lori T. Smert' Artura. - M.: 1974 (LP) - S. 767 - 792.

3. Monmutskij G. Istoriya brittov. Zhizn' Merlina / G.Monmutskij. - M.: Nauka, 1984. - 288 s.

4. Me'lori T. Smert' Artura / Me'lori T. Smert' Artura. -SP.: Nauka, 2007. - 904 s.

5. Xabibullina L.F. Nacional'nyj mif v russkoj i angli-jskoj literature / T.N. Breeva, L.F. Xabibullina. - Kazan': Izd-vo TGGPU, 2009. - 612 s.

6. Mixajlov A.D. Arturovskie legendy i ix e'volyuciya // Me'lori T. Smert' Artura - M. Nauka: 1974 (LP) -S. 793 - 828.

Хабибуллина Лилия Фуатовна - доктор филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Khabibullina L.F. - Doctor in Philology, Professor, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: fuatovna@list.ru

Саттарова Диана Тагировна - студентка 5 курса отделения русской и зарубежной филологии имени Л.Н.Толстого Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Sattarova D.T. - undergraduate, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: sattarovadiana@gmail.com

Поступила в редакцию 27.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.