ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ И ОБЩЕСТВ ТРЕЗВОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ в.
В.В. Смирнов
Проводится историко-педагогический анализ попечительств и обществ трезвости в решении проблем детства во второй половине Х1Х - начале ХХ в. Описывается историко-педагогический опыт в решении детских проблем, связанных с сиротством, беспризорностью, безнадзорностью, алкоголизмом и наркоманией. Приводятся исторические данные употребления россиянами спиртосодержащих веществ. Обосновывается роль педагогов-подвижников в борьбе с данным негативным явлением.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, попечительства, детские приюты, общества трезвости, алкоголизм, наркомания, детская беспризорность и безнадзорность.
Проблема защиты детства существует столько же лет, сколько существует человеческое общество. С развитием общества, образованием государств, становлением культур, норм, традиций возникали вопросы, связанные с отношением к детям и старикам. Желание видеть в своем государстве сильных и здоровых граждан было определяющим на протяжении многих веков во многих государствах мира.
На разных этапах истории образования России отношение к детям трансформировалось с учетом изменяющихся социальноэкономических условий. Изучению проблемы зарождения и эволюции педагогической профилактики детского пьянства и наркомании посвящены многочисленные исследования историков и публицистов последнего десятилетия. Однако нужно отметить, что наиболее бурного развития и оформления в систему профилактическая помощь детям в России достигла в XIX в. Реформирование общественного устройства России и выбор капиталистического пути развития с одной стороны и с другой - крайняя бедность, невежество населения во всем, что касается ухода и воспитания детей, нищенство среди детей, детский алкоголизм и безнадзорность [1] - все это побуждало государство и общество искать действенные меры борьбы с детским алкоголизмом и наркоманией. Одной из форм такой педагогико-профилактической помощи стало устройство детских приютов, воспитательных и сиротских домов, больниц, а в дальнейшем и различных попечительских и благотворительных обществ, стоявших на защите интересов детей и оказывавших помощь им и их родителям.
Исследование причин увеличения и развития сети детских приютов, воспитательных и сиротских домов в России в конце XIX -начале XX в. вызвано возникшей на рубеже третьего тысячелетия в России ситуацией резкого увеличения количества безнадзорных, беспризорных и рожденных вне брака детей, пьянствующих и употребляющих наркотики подростков, а так же способов оказания детям педагогической, психологической и медицинской помощи в условиях закрытых и полузакрытых детских учреждений.
Изменение социально-политической обстановки, реформирование с начала 90-х гг. ХХ в. системы педагогической профилактики в целом и организация новых подходов в решении проблем детей из группы риска требуют изучения ранее существовавших в России форм и методов первичной профилактики вредных привычек и обращения к историческому опыту оказания детям педагогической, психологической и медицинской помощи в условиях средних и средне-профес-сиональных образовательных учреждений.
Рассмотрение вопросов организации педагогической профилактики вредных привычек у различных категорий детей, а также их воспитания отражены в работах М.Д. Ван-Путерена, В.И. Маркевича [2]. Необходимо отметить наличие в трудах этих авторов конкретного материала о системе профилактической деятельности педагогов, раскрывающей как положительный, так и негативный опыт профилактической работы в детских приютах и попечительствах.
Разработка вопросов социальной направленности профилактики, попытка разобраться в дефинициях, систематизировать
их, предложения различных подходов представлены в работах Н.В. Исакова, Д. Все-святского, Н.Н. Гинзбурга, В.И. Герье и др.
Особое место в исследовании темы занимают материалы, раскрывающие непосредственную деятельность педагогов по профилактике вредных привычек в попечительских и трезвенных обществах. В них отражены вопросы организации детских приютов и создания при них Обществ трезвости, публикуются отчеты и информация о накопленном опыте в деятельности детских приютов, попечительств и Обществ трезвости, приведены сведения по истории их становления. Кроме того, представлены материалы, дающие возможность проанализировать подходы к вопросам защиты интересов детей при составлении Положения о детских приютах, отражены вопросы охраны детства, устройства сельских детских приютов, а также анализ борьбы педагогов с детским пьянством и табакокурением.
Вопросы обучения, воспитания и профилактики оставшихся без присмотра и попечения родителей детей, задачи призрения детей, проблемы взаимоотношений между приютами, детьми и их родителями разработаны и представлены в трудах Э. Мюнстер-берга. Эти труды наиболее ценны с точки зрения практики зарубежного опыта организации помощи детям, в т. ч. и по профилактике алкоголизма и табакокурения.
Анализ дореволюционной историографии свидетельствует о том, что, несмотря на достаточно большое разнообразие работ, посвященных проблемам детской безнадзорности, беспризорности, сиротства и нищенства, исследование различных форм профилактической деятельности среди детей и подростков призрения и попечения детства остается актуальным. В этой области историкопедагогического знания еще не мало «белых пятен».
Вместе с тем, открывшийся доступ к ранее закрытым архивам и фондам библиотек позволил в конце XX в. изучить и заново переосмыслить существовавший в России опыт социально-педагогической деятельности, что нашло отражение в трудах Л.Д. Бади, В.В. Белякова, В.Н. Егошиной, Н.В. Елфимовой, В.И. Жукова, П.И. Нещеретнего, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова и др.
Из исследованных нами научных трудов мы отметили работы Р.А. Новикова, М.В. Рат-тур. При всей схожести проблематики и рассмотрении вопроса призрения и попечения детей в России в упомянутых трудах, они существенно отличаются по цели исследования. Работа Р.А. Новикова, например, исследует девиантное поведение детей в сравнительном анализе с зарубежным опытом Х1Х-ХХ вв. и делает акцент на детей и подростков, совершивших правонарушения в состояние алкогольного опьянения, на работе исправительных заведений с дезадаптированными детьми, а исследование М.В. Раттур посвящено общим вопросам развития отечественной системы призрения детства в контексте формирования сети филантропических учреждений. В нем дается анализ развития и формирования структуры, выделяются ее особенности, исследуется исторический опыт системы общественного призрения детей и подростков, а так же рассматривается профилактическая деятельность педагогов в данных учреждениях в период 1881-1894 гг.
Проблемам, вызванным современной ситуацией, сложившейся в системе оказания помощи детям и подросткам, посвящены доклады «Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей», «Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей», работа Б.А. Куган «Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска». Эти труды непосредственно касаются рассмотрения решения проблем детей и подростков в современной России и выработки устойчивых механизмов оказания им социальной помощи. Изучение способов и подходов по профилактике вредных привычек, сформированных в России в конце XIX - начале XX в., на наш взгляд, дает возможность использовать накопленный опыт при разработке инновационных подходов в сложившейся системе профилактики в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
На протяжении многовековой истории России проблема алкоголизма и наркомании среди детей и подростков привлекала внимание общества и государства. Ключевым вопросом всех времен был выбор форм и методов педагогической профилактики к детям-
сиротам, оставшимся без попечения родителей.
Сострадание, сопереживание, готовность откликнуться на чужую беду и прийти на помощь всегда были свойственны русскому народу и педагогическому сообществу. «Одним из реально ощутимых проявлений духовно-нравственного мира индивида, общности и общества в целом, своеобразным критерием зрелости социальной культуры на всех этапах истории становления педагогической мысли в России были милосердие к больным наркоманией и алкоголизмом детям, защита социально слабых соотечественников, благотворительная деятельность педагогов во имя общественного прогресса» [3].
Если присутствие «жалости» и «милосердия» больше связаны с качеством нравственных основ общества, то такие понятия как «попечительство» и «благотворительность» больше связаны с нравственно-гуманистическим действием. Не только состоятельным людям, помогавшим детям-сиротам материально, но и педагогам-подвижникам, работающим на общественных началах в сиротских домах и приютах, можно сказать спасибо за их труд. Иными словами, В.И. Даль определяет попеченье как заботу, гребту, усердие, раченье и старанье о чем-либо, а попечитель -это старатель, заботник, радетель [4].
Более развернуто трактует понятие «попечительство» филолог С.И. Ожегов, который говорит, что попечительство - это «форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан; меры для попечения над кем-нибудь» [5].
Дошедшие до нас историко-педагогические материалы рубежа XIX-XX вв. дают возможность проследить эволюцию становления педагогической профилактики вредных привычек в системе приютов и убеждают в том, что среди сирот было не мало детей, употребляющих алкоголь и легкие наркотики.
Так, С.К. Гогель выделяет главное в практике общественного призрения:
1) улучшение социального положения детей сирот;
2) приобщение их к трезвенному поведению;
3) нравственное возвышение над социальными проблемами;
4) социальная релаксация;
5) возвращение их в сословие [6].
Исходя из вышеизложенного, мы приводим структуру педагогической профилактики вредных привычек в системе сиротства и попечительства того времени. В схематичном виде структура представлена на рис. 1.
Государственная профилактика
г
Педагогическа я профилактика
Сиротские дома
Попечительские общества
Детские приюты
Профилактическая деятельность отдельных лиц
т
Священнослужители
Педагоги
Меценаты
Рис. 1. Структура педагогической профилактики в системе сиротства и попечительства в ХІХ-ХХ вв.
Из рис. 1 видно, что формы и структура педагогической профилактики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России конца XIX - начала XX в. напрямую связаны с категориями детей, оказавшихся не только без материальной, но и без психолого-педагогической помощи.
На рубеже XIX-XX вв. к детям-сиротам относились: «круглые сироты», т. е. те дети, родители которых умерли в силу различных причин; «дети-подкидыши», а «главный контингент подкидышей во всех странах, у всех народов во все времена составляли незаконнорожденные дети» [7]. Среди данного контингента детей большое количество наркоманов и алкоголиков.
Реформы XIX в., а вместе с ними индустриализация государства и кризис, а затем и разложение крестьянства, обусловили рост большого числа среди подростков алкоголиков и наркоманов. Массовый исход мужчин и женщин из патриархальной крестьянской семьи на заработки в город наблюдается в России после реформы 1861 г. На долю прислуги, вербуемой из числа женщин - членов бывшей патриархальной крестьянской семьи, приходится, по мнению некоторых исследователей начала XX в., самый большой процент (85 %) внебрачных брошенных детей-беспризорников, составляющих «группу риска» [8].
Развитие капиталистического уклада в экономике России в первой половине XIX в. явилось важным ускорителем общественного и культурного прогресса. Новый общественно-экономический уклад пробивал дорогу, «заявляя о себе дымом фабричных труб, шумом паровозных и пароходных гудков» [9], а также ростом новых социальных сил в российских городах и изменением в их социальном составе населения, спросом на умственный и технический труд. В то же время ситуация начала и середины XIX в. характеризуется двойным злом, разъедавшим нравы, разорявшим народное богатство, рождавшим беды и несчастья. «Первым злом» было пьянство, разорявшее дотла целые деревни. Имущество уходило за долги по накопившимся недоимкам. «Вторым злом» стал массовый исход крестьян из деревень в города и на новые поселения.
Рассматривая вопрос о вырождении русского народа от пьянства, П.Н. Давыдов в одной из своих статей в журнале «Трудовая помощь» пишет: «Грозные признаки вырождения народа от пьянства и сопутствующих ему болезней, полный упадок народного благосостояния, сильное развитие преступлений - налицо. Нельзя медлить в принятии неотложных мер против народного пьянства, памятуя, что ни огонь, ни война, ни голод, ни чума, ни холера не сгубили столько людей, не внесли такого разорения в семьи, не погубили в зародыше стольких талантов, дарований, способностей, сколько сделало это вино» [10].
Обстоятельства, которые складывались в России в начале XX в., были не в пользу детей. В публикациях этого периода отмечается, что пьянство, болезни, голод детей провинции провоцируют «большой процент умственно отсталых и больных телом и душой учеников школ». Процент «неуспевающих, пьянствующих и даже вырождающихся детей в столицах, где жизнь во много раз дороже, жилища хуже, фальсификация продуктов вреднее», намного выше, чем в провинции. Только в Москве за 1911 г. было выпито 5590960 ведер водки [11].
Повсеместное пьянство, особенно детей и подростков, подвигло педагогов-подвиж-ников создать по всей России целую сеть обществ трезвости. Целью обществ трезвости стало оказание помощи бедным, живущим в районе попечительства, всеми доступными способами, как то: а) содействие в поиске работы и заработка; б) содействие в помещении больных алкоголизмом, слабых и малолетних в больницы для лечения; в) выдача единовременных безвозвратных пособий в виде финансовых средств или материальной помощи.
Попечительства о бедных так же вели профилактическую работу о здоровом образе жизни среди населения, организовывали лекции, беседы, чтения, для сбора средств устраивали концерты, спектакли и т. п.
Характерной особенностью профилакти-ко-педагогической деятельности конца XIX в. является рост количества трезвеннических обществ и заведений, особенно в 1889-1899 гг. [3], что отражено в табл. 1.
Таблица 1
Динамика трезвеннических обществ и благотворительных заведений в XIX в.
Годы Трезвеннические общества Благотворительные заведения
18G1-181G 1б 53
1851-18б0 92 24б
18б1-1870 478 580
1881-189G 1384 119G
1891-1899 35G4 2875
Таким образом, в период с 1801 г. и до конца XIX в. в России была сформирована целая сеть учреждений, деятельность которых была направлена на оказание помощи детям разных возрастов и сословий, имевших различную территориальную принадлежность и различные проблемы, связанные с их жизнеобеспечением и трезвенным здоровьем. Однако, несмотря на это, архивные и опубликованные источники свидетельствуют о том, что главным недостатком существовавшей «детской помощи» было небольшое количество приютов для детей-сирот, детей слишком бедных или многосемейных родителей, из которых в основном и состоит группа «риска» детей склонных к употреблению спиртного и табака.
6. Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908.
7. Гинзбург Н.Н. Призрение подкидышей в России. (Опыт историко-критической оценки). СПб., 1904.
8. Шерешевский A.M. Формирование и деятельность обществ трезвости в дореволюционной России и в первые годы Советской власти. Л., 1987.
9. Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. СПб., 1914. Т. 1.
10. Давыдов П.Н. Вырождение и народное пьянство // Трудовая помощь. 1906. № 1.
11. Давыдов П.Н. К вопросу о вырождении русского народа от пьянства // Там же.
Поступила в редакцию 18.03.2008 г.
1. Буксгевден О.О. О совместной деятельности общественного призрения и организованной частной благотворительности. М., 1894.
2. Ван-Путерен М.Д. Материалы по вопросу о призрении бесприютных детей и подкидышей в России. СПб., 1893.
3. Детские приюты ведомства учреждений Императрицы Марии (1839-1889 гг.). К пятидесятилетию со времени издания Положения о детских приютах 27.12.1839 г. СПб., 1889.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1978. Т. 3.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
Smimov V.V. Historical-pedagogical experience of activity of boards of guardians and sobriety societies in decision of childhood problems in the second half of XIX -beginning of XX centuries. Historical-pedagogical analysis of boards of guardians and sobriety societies in decision of childhood problems in the second half of XIX - beginning of XX centuries is carried out. Historical-pedagogical experience in decision of children's problems connected with orphanhood, homelessness, neglect, alcoholism and drug addiction is described. Historical data on taking alcoholic substances by Russians are given. The role of teachers-devotees in struggle against the given negative phenomenon is proved.
Key words: pedagogical precautions, guardianship, children's shelters, sobriety societies, alcoholism, drug addiction, children's homelessness and neglect.