УДК 37.01132 ББК 74.03(2)5
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДЕЯТЕЛЪНОСТИ НИЗШИХ РЕМЕСЛЕННЫХ ШКОЛ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ
Аминов Т.М.*
В статье, на основе малоизученных архивных и других документов, раскрываются историко-педагогические деятельности низших ремесленных школ дореволюционной Башкирии. Анализ позитивного педагогического опыта, позволяювшего готовить хороших специалистов, еще раз иллюстриует несостоятельностьидеи о низком уровне дореволюционного образования, культивировавшаяся в советской историографии
У российских историков существует ироничное суждение о том, что история учит лишь одному, она ничему не учит. Достаточно сказать о том, что современное отечественное производство вновь столкнулось с проблемой дефицита квалифицированных рабочих. Так «в один день» постперестроечного периода, разрушив десятилетиямисозидаемуюсистемупрофессионально-технического образования, мы пожинаем то, что сегодня на предприятиях стали сильно востребованы слесари, токари, фрезеровщики и другие специалисты. Приходится сожалеть, что история нас действительно ничему не учит. Ведь подобных реформ-разрушений в истории нашей школы было предостаточно. Чего только стоили стране «великие свершения», последовавшие после событий 1917 года, когда вся дореволюционная система образования, в том числе и профессионально-техническая, была предана забвению. Затем десятилетиями нам внушали мысль
о том, что в российской школе до 1917 года ничего позитивного не существовало. Из желания, в какой-то степени изменить названный стереотип, а также все-таки искренне веря в прогностическую функцию истории, предлагаем поразмышлять о проблеме данной в заглавии.
Ремесло, определяемое как «мелкое ручное производство промышленных изделий» [1], как форма профессиональной деятельности человека возникло достаточно давно. Особенностями ремесла являлось применение простых орудий труда, индивидуальный характер производства, при решающем значении личного мастерства ремесленника.
В развитии ремесленного производства на территории Башкирии прослеживаются те же особенности, что по уральскому региону и всей России в целом. Ремесленники в Башкирии первоначально удовлетворяют потребности населения в предметах быта. Но постепенный переход населения в оседлое состояние, перевод определенной ее части в новое военное сословие, возникновение городов, организация новых капиталистических предприятий обуславливает возникновение более сложного промышленногоремесленногопроизводства.Поэтому значительно возрастает потребностьувеличения числа профессионально подготовленных рабочих, мастеров, ремесленников, кустарей и других специалистов промышленности и строительства. Эти тенденции становятся причиной специального культивирования
знаний, умений и опыта промышленного производства, т.е. формирования соответствующей системы ремесленного образования.
История становления и развития ремесленного образования в Башкирии достаточно богата фактами, событиями, находками. Научнме поиски последних лет дают основание утверждать, что в Уфвмской губернии к началу ХХ века действовал целый спектр учебных заведений, готовящих профессиональных ремесленников. Так, было выявлено восемь типов названных учебных заведений: 1) низшие ремесленные школы; 2) ремесленные училища; 3) сельские ремесленные учебные мастерские; 4) школы ремесленных учеников; 5) ремесленные и профессиональные классы и отделения при общеобразовательных учебных заведениях; 6) специальные школы для взрослых (вечерние и воскресные); 7) классы ручного труда; 8) нетрадиционные формы ремесленного образования. Сложно в рамках одной статьи охватить все, что было накоплено в этой сфере образования. Поэтому, за основу анализа, мы выбрали низшие ремесленные школы (НРШ), так как они отражают наиболее существенные особенности всей этой системы образования.
Первые НРШ в губернии были открыты в 1898г.:
1 июля в с.дуван Златоустовского уезда, по инициативе и ходатайству уездного земства [2] и 8 сентября в с.Сим Уфимского уезда, по инициативе заводовладельцев Базашевых [3]. Заведующим в первой школе был назначен Г.Д.Дудкин, во второй Г.С.Костарев. Зятем подобные школы были открыты в Бирском уезде: в 1902г. в с.Красный Холм, заведующий Г.С. Райков [4] и в 1903г. в с.Аскино, заведующий С.А.Рылеев [5].
Организация НРШ была обусловлена насущной потребностью населения в профессиональных ремесленниках. Так, например, в Черауловской волости, одной из самых развитых в Бирском уезде, в конце Х1Хв. было «98 промышленных заведений: З — кирпичных завода, 27 — маслобоек, 18 — кузниц, 5 — хлебопекарен, 33 водяные и 5 ветряных мельниц, З — конных обдирок и прочих — 4» [6]. Или, а 1897г. во всем Бирском уезде было 233 кузницы и, как утверждает один из современников, их увеличение вдвое вовсе бы не было излишним, В этом же архивном документе говорится о том, что в Киебаковской волости живет и работает всего лишь один столяр [7], остальные являются пришлыми. Итак,
* Аминов Тахир Мажитович - к.п.н., тдоцент каф. педагогики БГПУ
кроме потребностей производства, необходимость открытия ремесленных школ объяснялось еще и тем, что пришлые ремесленники вносили «много нежелательной нравственной распущенности и что потому единственным средстяом для прекращения или для уменьшения сего зла может быть устройство в уезде своего ремесленного училища, которое снабжало бы уезд ремесленниками, как в специальном, так и в нравственном отношении полезными для населения» [8]. Это отношение было выражено и в сформулированных целях ремесленных школ, например, в дуванской ЧРШ, она звучала как «образование нравственных и знающих свое дело ремесленников в области столярного и слесарнокузнечного дела, особенно применительно к сельскохозяйственному машиностроению» [9]. Цель Красно-Холмской определялась следующим образом «датьнаселению ученых работников, способствующих благосостоянию сельского хозяйства» [10].
Обучение всех учащихся и содержание большинства приезжих в пансионе (общежитие и питание) было бесплатным. Кроме того, все ученики пользовались «бесплатными пособиями по учебной части, бумагой, карандашами, перьями, ручками, резиной, чертежными инструментами» [11] и ремесленными инструментами в мастерской. Финансировались школы государством, пансион содержался за счет различных местных организаций. К примеру, Красно-Холмская НРШ а 1904г. имела доход 6990 рублей, из которых 4670 были получены из гос.казны, 1575 — от земства на интернат, 129 — от земства на полупансионеров и 616 — от продажи ремесленных изделий, изготовленных учащимися и мастерами [12].
Все НРШ открыли по два отделения и готовили, в основном, слесарей, токарей, столяров, кузнецов. Курс обучения был 4-летний, из них 3 года отводилось на изучение теоретических дисциплин совместно с прохождением практических занятий, 4-й год всецело состоял из практической работы в мастерских. В училища принимались «мальчики всех состояний, без различия звания и вероисповедания... в возрасте от 13 до 16, или с разрешения педсовета с 12 лет.» При поступлении родители писали заявление, где брали обязательство выполнять все требования учебного заведения (одевать по форме, не отвлекать излишними работами по дому и др.). От поступающих претендентов требовалось свидетельство об окончании начального училища. При отсутствии конкурса, претенденты принималась без экзаменов, но для них могли быть назначены проверочные испытания. Для лиц, не имевших названных свидетельств, при умении читать, писать, считать, сдавались вступительные экзамены по программе начальной школы (русский язык, арифметика, закон божий). От желающих поступить во 2-й класс требовалось познание по всему пройденному, но, прежде всего, сдавались экзамены по ремеслу и графическим предметам. Прием в 3-й класс, за исключением переходящих из других НРШ, не допускался. Причем, факты указывают на то, что не прошедшие испытаний в низшую ремесленную школу не принимались, даже в случае недобора запланированного числа абитуриентов.
Учебный год в НРШ длился с 15 августа по 15 июля, зимние каникулы вместе с пасхальной и страстной неделями равнялись примерно одному месяцу. Т.е. учебный год равнялся 10-ти месяцам, например, в Красно-Холмской школе в 1903-1904 году было 210 учебных дней. Занятия в ней в этом же
году проходили, кроме воскресенья и праздничных дней, ежедневно с 8 до 18, в субботу до 16 часов дня. С 8 до 10 утра проходили теоретические занятия в классе, затем до 12 и с 13.30 до 18 вечера занятия в мастерских. Такой режим соблюдался до 15 мая, с этого же времени и до 15 июля в училище проводились только практические занятия по 8,5 часов в день [13].
В отличие от дореволюционных ремесленных училищ учебный план КРШ был слабым в отношении теоретической подготовки. В последнем отсутствовали физика и геометрия, также меньше было отведено часов на всю теорию. Зато больше было отведено часов на практические занятия, если в училищах в 1-3 классах отводилось 72 часа в неделю, то в НРШ в этих же классах часов было 90. В остальных вопросах НРШ были достаточно схожи с ремесленными училищами.
Как видно из табл. 1., курс обучения состоял из общеобразовательных и специальных предметов, а также практических занятий. В целом, общеобразовательные предметы представляли собой более углубленный и расширенный курс начального училища, причем обращалось внимание на их практическую направленность. Для изучения арифметики и русского языка учеников 1 и 2 классов объединяли. На этих занятиях чаще использовали методы упражнений, объяснительного чтения, решение арифметических примеров и задач, составленных на основе ситуаций, с которыми сталкивается ремесленник в реальной жизни. На уроках закона божьего изучалась история церкви, православные праздники, обряды и многое другое. На этом предмете больше проявлялся воспитательный потенциал, так как он был направлен на формирование целостного человека, на воспитанность, мировоззрение учащихся. Кроме того, этот предмет являлся основным идеологическим ретранслятором государственного воспитания. Надо отметить, что учащиеся-мусульмане от уроков закона божьего освобождались. Особое внимание во всех типах ремесленных учебных заведений уделялось графическим предметам. По значимости этот блок стоял на втором месте после ремесла. К примеру, «в вопросе о переводе учеников... преобладающее значение имеет успешность занятий по ремеслам, а затем по графическим искусствам» [15]. Занятия по этим предметам проводились отдельно, кроме того, на уроках технического черчения класс делился на группы по специальностям. На уроках геометрического черчения, кроме практических занятий, изучалась и теория предмета, а также вводились наиболее общие правила геометрии.
Как было уже сказано, основное внимание в НРШ уделялось практическим занятиям в ремесленных мастерских. За четыре года, или 40 месяцев обучения, 16 из них посвящались только практике. В остальное время ремеслам отводилось более 70% всего учебного времени. В первые месяцы обучения в мастерских внимание учащихся было направлено на ознакомление с инструментами, станками и оборудованием. Ученики присматривались к работам, осуществляемым старшеклассниками и мастерами. Постепенно учащихся первого класса привлекали к выполнению несложных ремесленных операций. К выполнению законченных работ «первоклассники» самостоятельно приступали во втором полугодии. Ниже частично приводятся те работы и изделия, которые изготавливались учащимися дуванской НРШ. Так, в слесарном отделении, а 1 классе изготавливались крючки, бляхи поясные, молоток
столярный, кронциркуль, сундучная накладка, шпингалет, нож, угольник, плоскогубцы, циркуль, топор, задвижка, молоток, разметочник, ящичный и висячий замок, ручные тиски. Во 2 и З классах работа на токарном станке, различные операции при производстве молотильных машин, конных приводов, подшипников, валов, зубчатых колес. Также в 3 классе работа в кузнице по три месяца, где изготавливались грабли, лопаты, молотки, подковы, топоры, инструменты, запчасти к молотильным машинам. Далее знакомство с медно-литейным производством и отливка различных форм. В 4 классе изготавливались французские ключи, трещотки, раздвижные лобзики, параллельные тиски, коловорот и др. В столярном отделении, я 1 классе производились: распиловка досок, «обстружка бруска» и цилиндра, вязка досок шипами, изготавливались табуреты, столы, этажерки, шкафы и др. Учащиеся второго класса допускались к выполнению различных заказов населения. В З классе начиналось токарное дело, где обучали изготавливать цилиндр, конус, шар, ручки для инструментов, колонки, вазы, балясники, кольца, зубчатое колесо, разъемный вал и др. В 4 классе выполнялись заказы населения [16]. Все виды работ учащихся тщательно контролировались и оценки, по 5-ти балльной системе, проставлялись в рабочую книжку, схожую с современной студенческой «зачеткой». Как видно, занятия в ремесленных учебных мастерских имели определенную логику и системность. Этот вид деятельности учащихся носил ярко выраженный практикоориентированный характер. Практическая подготовка была самой сильной стороной в деятельности НРШ. Не случайно повышение статуса этих школ в глазах общественности. Объективными предпосылками этого являлись «успехи на жизненном служебном поприще бывших питомцев школ» [17]. В свою очередь, это отражалось в ежегодном увеличении числа абитуриентов, повышении спроса на изделия, которые производились и реализовывались в НРШ. Реализация собственных изделий и другие работы для населения становятся одной из ощутимых статей дохода всех рассматриваемых школ. Например, в 1908г. дуванская НРШ всех доходов имела 6733 рубля, из которых 1910, или 28%, были получены от проданных изделий и других работ [18]. Причем. школы выполняли заказы не только населения, так в 1908г. Аскинская НРШ берет «большой заказ мебели для начальной школы Бирского земства, чтобы исполнить его с помощью учеников...парты, столы, шкафы, классные доски и пр. всего на сумму до 250 рублей» [19]. Изделия, произведенные учениками, часто выставлялись на различных форумах, например, Аскинская НРШ ежегодно отправляла экспонаты на Бирскую сельскохозяйственную с кустарным отделом выставку. Вот что в отчете об этом пишет руководитель школы: «Судя по интересу, с которым отнеслись посетители выставки к изделиям школы, в равно и по выражениям отдельных лиц о качествах изделий, можно было видеть, что школа произвела отличные впечатления постановкой ремесла. Нынешняя выставка подкрепила хорошее впечатление от такой же выставки... в 1905г., когда у некоторых посетителей, при виде довольно большого количества изящно чисто изготовленных вещей, зародилось даже сомнение, что действительно ли все это сделано руками учеников... Экспертная комиссия выставки присудила школе за ученические изделия бронзовую медаль — высшую награду в этом году» [20].
По всем предметам, по итогам обучения
учащимся выставляли четвертные, полугодовые и годовые оценки. Взаимодействуя с родителями, ученикам перед каникулами выдавали табель с итоговыми отметками. Если ученик по теоретическим предметам за год получал «2», а за ремесла положительную оценку, его оставляли на осень, когда он должен был пересдавать экзамен. За неудовлетворительную оценку по ремеслам ученика оставляли на второй год или даже исключали из школы. По окончании 3-го класса сдавалось 6-7 выпускных экзаменов: письменно по русскому языку (диктант и изложение) и арифметике; устно по закону божьему (за исключением мусульман), технологиям ремесла, арифметике и счетоводству. По решению педсовета к устным экзаменам мог быть дополнен и русский язык. На устных экзаменах ученики отвечали не по билетам, а на вопросы, предлагаемые экзаменаторами. В целом экзамены были направлены на «выяснение того запаса практических знаний по наукам и искусствам и умения приложить их к делу».
Для оптимизации обучения при учебных заведениях создавали фундаментальные и ученические библиотеки, в которых была не только учебная, но и художественная литература. При изучении общеобразовательных предметов в НРШ были те же учебники и учебные пособия, которые использовали в начальных школах. По специальности же использовались такие учебники и пособия как: «Технология металлов» и «Руководство по изучению слесарного ремесла» Гессе, «Технология дерева» м «Ремесленное счетоводство» Победимова, «Геометрическое черчение», «Проекционное черчение» и «Техническое черчение» Мажеригера, «Практический курс столярного дела» и «Курс токарного дела» Нетыкса и др. Для работы а мастерских использовались различные атласы и наглядные пособия: «Образцы всевозможной мебели», «Образцы токарных работ» и др.
Следуя принципам наглядности и связи обучения с реальной жизнью, НРШ организовывали экскурсии. Например, учащимися и преподавателями Симской школы в 1906г. «была совершена экскурсия с научной целью а соседний Усть-Катавский завод (в 35 верстах от Сима). Дошли пешком, на следующий день приступили к экскурсии: познакомились с механическим, кузнечным, литейным, столярным и другими цехами. Было объяснено...устройство и значение различных станков и печей завода» [21].
Из методов стимулирования, использовавшихся в этих школах, можно выделить поощрение, наказание, соревнование, игру. К поощрениям относились: оценки за поведение, объявление
благодарности на ежегодном общешкольном собрании, благодарственное письмо родителям, похвальная грамота, также особо отличившимся выпускникам дарили наборы инструментов, необходимых будущему ремесленнику. Наказания использовались такие как: «убавление отметки по поведению, выговоры, лишение отпуска а воскресные и праздничные дни, сообщение родителям, исключение из школы». Но как сетует один из воспитателей, сообщение родителям «обыкновенно остается безрезультатно и родители ещё указывают, что на то и школа, чтобы учить в ней» [22]. Самой действенной же формой наказания, как было замечено, «являлось отлучение от занятий в мастерской» [23].
Воспитательной работой в пансионе занимались все преподаватели по очереди. Они организовывали быт и досуг своих подопечных. Так, «для
доставления учащимся лучшего времяпровождения... устраивались под наблюдением преподавателей а летнее время прогулки а леса и поля, различные игры во дворе школы, в зимнее же время — общие чтения а школе и посещение народных чтений общества трезвости» [24]. Или, в мае 1906г. в Дуванской НРШ были организованы два праздника древонасаждений, а в ноябре «был устроен литературно-музыкальновокальный вечер... Все помещение школы было декорировано зеленью и флагами... На учащихся этот вечер произвел сильное и желательное впечатление»
[25]. Сами ученики в свободное время, в зависимости от интересов, читали или «занимались играми: мяч, крокет, шар, гигантские шаги, качели и др.» [26].
После окончания НРШ выпускники получали свидетельство на звание подмастерья. Проработав 23 года по специальности, они имели право получить звание мастера.
Таким образом, можно констатировать о том,
Табл. 1
Учебный план дуванской низшей ремесленной школы [14]
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 Русский язык 2 1 - -
2 Арифметика 2 1 - -
3 Закон божий 2 2 2 -
4 Технология металла(слесарное) - - 2 -
5 Технология дерева (столярное) - - 2 -
6 Черчение и рисование 6 8 6 -
7 Счетоводство - - 2 -
Практич. занятия в мастерских 28 30 32 48
Всего: 40 42 44 48
ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. — М., 1999. — Т.3. — С.42.
2. Центральный государственный исторический архив РБ (ЦГИА РБ). Ф. И- 202. 0.1. д.1. л.1.
3. ЦГИА РБ.Ф. И.-2О1.01.Д.3.л.1.
4. ЦГИА РБ.Ф.И-233.О.1.Д.1.д.1.
5. ЦГИА РБ. Ф. И-235. 0.1. Д.8. л.1.
6. ЦГИА РБ. Ф. И-1 13. 0.1. Д.536. л.51.
7. ЦГИА РБ. Ф. И-1 13. 0.1. Д.536. л.53.
8. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. Д.1. л.1.
9. ЦГИАРБ.Ф.И-202.0.1.Д.1.л.1.об.
10. ЦГИА РБ. Ф. И-233. 0.1. Д.1. л.1.об.
11. ЦГИА РБ. Ф. И-235. 0.1. Д.8. л.35.
12. ЦГИА РБ. Ф. И-233. 0.1. Д.1. л.28.об.
13. ЦГИА РБ. Ф. И-233. 0.1. Д.1. л.37.
14. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. д.1. лл.13-15.
15. ЦГИА РБ. Ф. И-! 13. 0.1. Д.491. листы не пронумерованы.
16. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. Д.1. л.16-17.
17. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. Д.3. л.10.
18. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. Д.4. л.23.
19. ЦГИА РБ. Ф. И-235. 0.1. Д.4. л.39.об.
20. ЦГИА РБ. Ф. И-235. 0.1. Д.4. л.36.
21. ЦГИА РБ.Ф.И-201.0.1.Д.3.л.14.
22. ЦГИА РБ. Ф. И-235. 0.1. Д.4. л.20.
23. ЦГИА РБ. Ф. И-233. 0.1. Д.1. л.49.
24. ЦГИА РБ.Ф.И-201.0.1.Д.1.л.37.
25. ЦГИА РБ. Ф. И-202. 0.1. Д.3. л.22.
26. ЦГИА РБ. Ф. И-233. 0.1. Д.1. л.49.
что в Низших ремесленных школах Башкирии начала ХХ века была создана целенаправленная практикоориентированная педагогическая система, в которой все её компоненты: педагоги, среда, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и воспитания характеризуются, мы считаем, целесообразностью и определенной эффективностью. Названная система позволяла ежегодно выпускать профессионально подготовленных специалистов промышленного производства, в первую очередь, для сельских регионов дореволюционной Башкирии. К сожалению, в 1918 году ремесленные школы и училища «ввиду их узкого профессионального характера и игнорирования общего образования» были ликвидированы. Тем не менее, жизнь убедительно доказала необходимость подобных учебных заведений. Уже в 30-ых годах а стране вновь вернулись к идее возрождения ремесленных училищ.
Поступила в редакцию 17.03.05 г.