Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ управления образованием в России в XIX-начале XX в'

Историко-педагогический анализ управления образованием в России в XIX-начале XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / EDUCATION MANAGING / SOCIAL CHARACTER OF MANAGING / PEDAGOGICAL SCHOOL MANAGING / GUARDIANSHIP IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Татьяна Викторовна

Представлен аргументированный аналитический обзор подходов к управлению образованием в России во второй половине XIXначале XX в. Выделены тенденции в управлении отечественной системой образования на данном этапе ее исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical pedagogical analysis education managing in Russia in the 19th turn of the 20th century

There is presented a well-reasoned analytical survey of approaches to education managing in Russia in the second half of the 19th the turn of the 20th century. There are underlined the tendencies in managing the system of education on that stage of its historical development.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ управления образованием в России в XIX-начале XX в»

Т.В. САЕНКО (Майский)

иСторико-пЕдАГОгичЕСкий анализ управления образованием в россии

В XIX - начале XX в.

Представлен аргументированный аналитический обзор подходов к управлению образованием в России во второй половине XIX- начале XX в. Выделены тенденции в управлении отечественной системой образования на данном этапе ее исторического развития.

Ключевые слова: управление образованием, общественный характер управления, педагогическое руководство школой, попечительство в образовании.

Эволюция подходов к управлению образованием обусловливается диалектикой общественного развития. Ретроспектива этого вопроса в отечественной педагогике (XIX - начало XX в.) позволяет выявить основные тенденции в управлении системой образования в России. «Теория и практика управления нуждаются в целостном обобщении и оценке прошлого опыта для принятия научно обоснованных решений, опирающихся на историческое знание, влияющих на обновление и развитие управления образованием» [4: 5]. Многоаспектный управленческий опыт, накопленный в отечественной системе образования в предыдущие столетия, требует основательного осмысления, а его лучшие образцы - проецирования на деятельность современной системы образования в условиях ее комплексной модернизации.

Разрабатывая проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, прогрессивные русские педагоги XIX в. направляли свои усилия и на коренное преобразование системы управления «школьным делом». Значительный вклад в становление и развитие школоведения внесли К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, И.Н. Ульянов и др. Основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский уделял большое внимание проблемам руководства учебновоспитательными учреждениями, выдвинул и обосновал ряд организационно-педагогических проблем, связанных с раз-

витием народной школы и управлением учебно-воспитательным процессом. На основе анализа опыта организации школьной работы в Германии он сформулировал основные требования к директору школы: 1) руководитель школы, гимназии или семинарии «... есть прежде всего главный распорядитель по учебной части, председатель учительских конференций, образцовый педагог и, чаще всего, сам главный учитель школы»; 2) главный предмет его деятельности - содержание преподавания, выбор методов обучения, экзамены, выбор учебников, учительские конференции и личный пример в использовании наиболее эффективных методов [7: 256].

Указания К.Д. Ушинского о необходимости строгого разграничения функций управления, подход к руководству школой как к целенаправленному процессу упорядочения и четкой организации труда ее руководителей, учителей и учащихся, стремление использовать управленческую деятельность для решения педагогических задач не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Педагогические идеи К.Д. Ушинского оказали значительное влияние на последующее развитие системы управления образованием.

В XIX - начале XX в. характерным явлением в сфере образования России были процессы демократизации и «обобществления». исторический контекст развития попечительского движения в образовании в этот период раскрыт в статье М.в. Богуславского «“Государево око” и благотворительность» [1]. Оформление попечительской деятельности, направленной на поддержку народного образования, автор относит к 1803 г., когда был издан Указ императора Александра I, которым были утверждены «Предварительные правила народного просвещения» и учреждена должность попечителя учебных округов. Попечителю вменялось в обязанность отвечать за благоустройство всех вверенных ему учебных заведений, заботиться о распространении и успехах народного просвещения, а также регулярно представлять отчет министру. С самого начала фигуре попечителя придавался важный государственнообщественный статус. По гимназическому уставу 1828 г. учреждалось звание почетного попечителя, выбранного из дворян для «содействия увеличению материальных средств гимназий и училищ».

© Саенко Т.В., 2009

в 1830-е годы общий курс правительства Николая I на ограничение автономности образовательных учреждений и усиление централистских тенденций в управлении образованием внес существенные коррективы в статус попечителя учебного округа - ему была делегирована вся полнота власти: право назначать директоров гимназий и утверждать в должности инспектора и учителей, решать хозяйственные вопросы, надзирать за осуществлением во вверенных его попечительству образовательных учреждениях триады «Православие. Самодержавие. Народность» и искоренять «крамолу и вольнодумства». в связи с этим, подчеркивает М.В. Богуславский, попечитель учебного округа выступал как своего рода «государево око» в сфере образования.

в 1850 - 1860-е гг. в развитии попечительства в образовании отмечались такие тенденции, как демократизация, коллегиальность, расширение общественной составляющей в деятельности попечителей. Была создана государственная система патронирования образовательных учреждений, в которую входили как попечители по должности, так и попечительские советы и отдельные попечители. Понятие «попечительство в деле народного просвещения» рассматривалось в двух аспектах: попечительство как государственная служба и попечительство как благотворительность, опека над нуждающимися. Приоритетным направлением деятельности попечителей стало решение учебных вопросов.

Период конца XIX - начала XX в. характеризовался созданием при учебных заведениях Российской империи попечительских советов в целях консолидации общественных сил и средств для развития образовательных учреждений. Широкое привлечение внимания различных сословий к делу образования придавало ему демократический импульс, делало школу «прозрачной» для общества. Другой важной составляющей деятельности таких советов становилось стимулирование меценатской и благотворительной деятельности, прежде всего, со стороны купечества, которое жертвовало на нужды образования большие средства. их консолидированный объем многократно превосходил государственные расходы на сферу образования. Слова «попечительство» и «благо-

творительность» тогда являлись почти синонимами.

Значительных успехов на этом поприще достиг известный общественный деятель, врач, педагог-гуманист Н.И. Пирогов, которого М.В. Богуславский назвал «самой яркой фигурой среди попечителей этого времени». Как попечитель Одесского и Киевского учебных округов Н.И. Пирогов постоянно убеждался в несовершенстве школьного дела. он предложил систему единой школы, состоящей из трех непрерывно связанных между собой ступеней: элементарной школы, прогимназии, гимназии (реальной и классической). Энергично выступая против казенного, административного подхода к руководству школой, н.и. Пирогов сам давал блестящие примеры глубоко научного анализа учебно-воспитательного процесса и требовал от руководителей подведомственных учреждений решительного поворота к самому существу школьной работы, к овладению педагогическими знаниями и проникновению в суть педагогического процесса [6: 249].

одним из основных принципов руководства гимназией н.и. Пирогов считал коллегиальность. Директор - первый среди равных в учебно-воспитательной работе, и в руководстве ею он подчинен педагогическому совету. Последовательно выступая против единоначалия в руководстве учебными заведениями, Н.И. Пирогов резко критиковал сосредоточение всей власти в руках одного или двух лиц, т.к., по его убеждению, это ведет к произволу со стороны непосредственных начальников учебных заведений, развитию бюрократии: «Бюрократизм нигде столько не причиняет вреда, как в деле науки воспитания, где все должно быть основано на призвании, понимании дела и на дружном соединении для одной цели нравственных и умственных сил всех воспитателей и наставников. Не подчиненный должен быть учитель директору, а товарищ в общем деле» (Там же: 313 - 3і4).

выступая против привлечения к коллегиальному управлению части учителей, Н.И. Пирогов подчеркивал, что наличие другой части за пределами этой компетенции поведет к расслоению коллектива на группы. он считал, что даже в случае разногласий между директором и педагогическим советом «директору можно было бы предоставить право апелляции против по-

становлений совета у высшего начальства; он ни в коем случае не должен самовольно изменять их» [7: 275].

Критика Н.И. Пироговым сословнокрепостнической системы образования, борьба за единую школу, утверждение передовых педагогических идеалов, демократических начал в руководстве школьным делом сыграли большую роль в общественной жизни России. Тесное единство теоретических воззрений и практической работы по руководству учебными округами позволило Н.И. Пирогову углубить и реализовать важнейшее основание школоведения - принципы педагогического руководства школами.

Педагогические идеи и практический опыт выдающихся деятелей просвещения К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова были широко использованы и значительно обогащены русским педагогом И.Н. Ульяновым. Руководя школьным делом в многонациональной Симбирской губернии, он провел большую работу по реорганизации школьной системы, созданию учебноматериальной базы и повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Особый интерес представляют организация И.Н. Ульяновым школьной инспекции и определение ее функций. Каждый инспектор отвечал за 70 - 90 школ своего района, в котором обычно и жил. И.Н. Ульянов полагал, что директор народных училищ должен осуществлять непосредственное руководство всеми находящимися в губернском городе училищами и показывать инспекторам на примере их работы лучшие образцы для развития народной школы в губернии. По его мнению, инспектирование должно завершаться показательными уроками, поощрением лучших учителей. До сих пор не потеряли своего значения ульяновские методы работы инспекторов: индивидуальное воздействие на каждого, совместное инспектирование школ, коллективное обсуждение и решение вопросов, инспекторские совещания и др. Наряду с разработкой рациональной системы инспектирования И.Н. Ульянов сумел наладить делопроизводство, разработал методику и технику статистической работы. Его отчеты о состоянии школьного дела в губернии считались образцом обобщения педагогического опыта [3].

Опыт деятельности государственнообщественных и общественных органов

управления образованием, создаваемых земствами, городскими думами и управами, общественными просветительскими и профессиональными учительскими организациями, раскрыт в трудах одного из лидеров общественно-педагогического движения, крупного деятеля отечественного образования начала XX в. В.И. Чар-нолуского. По его убеждению, «принцип осуществления народного образования органами общественного управления и на общественные средства для современной России» и есть тот фундамент, «... на котором должно быть воздвигнуто грандиозное здание этой великой и важнейшей отрасли общественного хозяйства». в работе «Основные вопросы организации школы в России» В.И. Чарнолуский определил компетенцию государства в области народного образования, местной школьной администрации, коллективных выборных школьных комитетов, педагогического и школьного советов, провозгласил права школьной автономии за всеми общественными учебными заведениями. Он считал, что «место государства в общественной организации народного образования должно быть определено органическим законом по народному образованию, содержание которого исчерпывается двумя основными задачами: 1) гарантировать всем гражданам, без различия пола, национальности и вероисповедания, равное право на образование; 2) установить для всей территории государства тот минимум образования, - как в смысле количественного развития общественных образовательных учреждений, так и в отношении их образовательного уровня, - получение которого должно быть обеспечено каждому гражданину. Непосредственное заведование народным образованием должно быть изъято из области государственного хозяйства и передано органам местного самоуправления» [9: 113 - 118].

Главными руководящими принципами деятельности земства в области народного образования, по мнению В.И. Чарнолу-ского, являлись следующие:

1) забота о распространении образования, причем не только среди детей школьного возраста, но и среди взрослого населения;

2) создание финансово-организационной основы деятельности учебных заведений и бесплатность пользования ими для населения;

3) «признание необходимости обеспечить профессиональным работникам в учебных и просветительных заведениях свободу их профессиональной деятельности и органическое участие в заведовании тем делом, выполнение которого лежит на их плечах»;

4) необходимость «привлекать к органическому участию в заведовании учебными заведениями и просветительными учреждениями то местное население, или тех лиц, нужды которых данными учреждениями обслуживаются» [10: 340 - 342].

В начале XX в. значительная часть этих идей была реализована в образовательной деятельности многих российских земств и городов. Выдающиеся русские педагоги, по свидетельству В.П.Острогорского, «будили, шевелили, направляли в гуманном, патриотическом духе общественную мысль, и едва можно себе теперь представить, какое благотворное впечатление своим примером и словами производила эта блестящая педагогическая плеяда на чуткую к мысли и чувству молодежь» [5: 277].

Обобщая изложенное, отметим, что развитие отечественной теории управления образованием в XIX в. детерминировано диалектикой социальных процессов в российском обществе. Идеями, составившими фундамент теории управления школой, стали:

развитие народной школы, упорядочение и четкая организация труда ее руководителей, учителей и учащихся, разграничение функций управления (К.Д. Ушинский);

- система единой школы, коллегиальность, демократизм в руководстве гимназией, тесное единство теоретических воззрений и практической работы по руководству учебными округами (Н.И. Пирогов);

рациональная система инспектирования, делопроизводство, статистическая работа, обобщение передового педагогического опыта (И.Н. Ульянов);

расширение участия общественности в управлении («обобществление образования»), установление попечительства над образовательными учреждениями (В.И. Чарнолуский).

Ведущими принципами в области народного образования провозглашались его всеобщий светский характер, доступность, равные права граждан на получение обра-

зования, возможность обучения на родном языке. Анализ, обобщение и систематизация взглядов отечественных педагогов XIX - начала XX в. свидетельствуют об их существенном вкладе в дело управления образованием, о динамичном развитии теории управления образованием в отечественной педагогике того периода.

Литература

1. Богуславский М.М. «“Государево око” и благотворительность» [Электронный ресурс] / М.М. Богуславский // № 25 (9950). 2003-06-17. Режим доступа: www.ug.ru.

2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «сегодня» / Э.Д. Днепров. М., 1996. 719 с.

3. Кондаков А.И. Директор народных училищ И.Н.Ульянов / А.И. Кондаков. М.: Просвещение, 1964. 319 с.

4. Николаева А.Д. Эволюция управления общим образованием в национальном регионе (на материале Якутии): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.Д. Николаева. Великий Новгород, 2006. 41 с.

5. Острогорский В.П. Из истории моего учительства / В.П. Острогорский. Спб., 1895. С. 277.

6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. М.: Педагогика, 1988. 414 с.

7. Пирогов Н.И. Сочинения / Н.И. Пирогов. Киев, 1910. Т. 1. С. 275.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 256.

9. Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации школы в России / В.И. Чарнолуский. Спб., 1909. С. 113 - 118.

10. Чарнолуский В.И. Земство и народное образование / В.И. Чарнолуский. Спб., 1911. Ч. II. С. 340 - 342.

Historical — pedagogical analysis education managing in Russia in the 19th-turn of the 20th century

There is presented a well-reasoned analytical survey of approaches to education managing in Russia in the second half of the 19th - the turn of the 2Qh century. There are underlined the tendencies in managing the system of education on that stage of its historical development.

Key words: education managing, social character of managing, pedagogical school managing, guardianship in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.