УДК 37:376.3 Бекболат Б., Смагулова А.Б., Рымханова А.Р.
Бекболат Б.
магистрант 1-курса кафедры «Специального и инклюзивного образования»
по ОП: 7M01901 «Дефектология» Карагандинский университет им. ак. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)
Смагулова А.Б.
магистрант 1-курса кафедры «Специального и инклюзивного образования»
по ОП: 7M01901 «Дефектология» Карагандинский университет им. ак. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)
Научный руководитель: Рымханова А.Р.
доктор PhD, ассоц. Профессор. заведующая кафедрой «Специального и инклюзивного образования» Карагандинский университет им. ак. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация: инклюзия и внимание к разнообразию стали приоритетными вопросами в образовательных программах по всему миру. За прошедшие годы этот подход претерпел значительные изменения: первоначально ориентированный почти исключительно на учащихся с ограниченными возможностями, он перешел к более целостному подходу, охватывающему учащихся с широким спектром потребностей. Следуя этому направлению, необходимо учитывать учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС),
поскольку они особенно уязвимы в образовательных учреждениях, неадекватно адаптированных к их специфическим потребностям. Также вовлеченность семьи в образовательный процесс и отношения между родителями и учителями важны для поддержания успеваемости учащихся и имеют особое значение для семей детей с расстройством аутистического спектра. Таким образом, целью данной статьи является выявление и анализ историко-педагогических аспектов родительской поддержки в обучении детей с РАС, а также определение перспективных направлений развития специальной педагогики в данном контексте. Объектом изучения выступает процесс обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: родительская поддержка, РАС, спецпедагогика, исторические аспекты, инклюзивное образование.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это гетерогенное состояние нейроразвития, характеризующееся специфическим сочетанием дефицита социальной коммуникации и взаимодействия, а также повторяющихся, ограничивающих и негибких моделей интересов, поведения или деятельности, начинающихся в раннем возрасте. Согласно определению А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова, расстройство аутистического спектра — это пожизненное атипичное состояние, оказывающее значительное влияние на образование, трудоустройство, самостоятельную жизнь и социальную интеграцию, поэтому семьям, ухаживающим за детьми с расстройством аутистического спектра, особенно родителям, требуется значительная психологическая и ресурсная поддержка, а также обучение и тренинги по воспитанию детей [1]. Воспитание ребенка с расстройствами аутистического спектра приводит к множеству трудностей и проблем для родителей, поскольку они тратят огромное количество времени, сил и финансов на поддержку и сопровождение развития и жизни своих детей.
По сравнению с родителями типично развивающихся детей и родителями детей с другими нарушениями развития, родители детей с аутизмом часто испытывают постоянный эмоциональный дистресс, например, более высокий уровень стресса, тревоги и депрессии в течение всей жизни, особенно когда
сталкиваются со стрессовыми родительскими событиями без доступных ресурсов и адекватной поддержки / помощи. Эти дезадаптивные и неуправляемые психологические проблемы связаны с низким уровнем родительского благополучия, что указывает на недостаток родительской эффективности и низкую удовлетворенность жизнью. Все это еще больше провоцирует дистресс у их ребенка с аутизмом и негативно сказывается на здоровье ребенка (например, приводит к проблемному поведению).
В результате все большее число ориентированных на родителей вмешательств, которые предоставляются профессионалами для улучшения родительских результатов (в частности, психического здоровья и благополучия родителей), были разработаны для помощи родителям детей с расстройствами аутистического спектра и обеспечения дополнительных преимуществ для их повседневной родительской деятельности. Вмешательства, ориентированные на родителей, могут научить родителей определенным знаниям и навыкам, которые помогут им более эффективно справляться со своими психологическими переживаниями и более гибко реагировать на ситуации, связанные с решением проблем со здоровьем ребенка.
В исследованиях Н.В. Белякова сообщалось, что различные подходы к родительско-ориентированным вмешательствам для родителей детей с аутизмом могут снизить уровень стресса, депрессии, тревоги и дистресса и улучшить их психологическое благополучие (например, отношения между родителями и детьми) [2]. Эти выводы были частично подтверждены мета-анализом Н.Н. Васягина, Е.Н. Григорян, Е.А. Казаева, в котором сообщалось о положительном влиянии вмешательств, ориентированных на лиц, осуществляющих уход (т. е. на членов семьи, имеющих различные отношения с детьми с аутизмом, например родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер), на психологические показатели лиц, осуществляющих уход (например, стресс, депрессивные симптомы и тревожность), после вмешательства [3].
Кроме того, А.В. Демина, Н.В. Журавская, Р.Л. Сиротинина отмечают, что такое поведение может включать гиперактивность, агрессию и повторяющееся
поведение, что еще больше осложняет повседневное взаимодействие и сосуществование в семье [4]. В таких ситуациях требуются особые и часто индивидуальные стратегии для каждого ребенка, которые могут учитывать как потребности ребенка, так и семейного окружения, способствуя созданию атмосферы взаимопонимания и поддержки. Помимо понимания того, как регулируется это разнообразие, крайне важно изучить пересечение культурной идентичности и первого языка в образовательном и социальном развитии учащихся, особенно тех, кто страдает расстройством аутистического спектра. Языковая и культурная идентичность, часто основанная на родном языке, играет фундаментальную роль в том, как эти учащиеся взаимодействуют и адаптируются к образовательной среде. Поэтому включение этого аспекта в образовательные стратегии является не только ответом на зарождающуюся исследовательскую тенденцию, но и практической необходимостью, способствующей более целостному развитию. Так, к примеру, во время каждой сессии обученный терапевт встречается с родителем и ребенком, чтобы обсудить тему дня, смоделировать стратегии вмешательства с ребенком, наблюдать, как родитель применяет стратегии вместе с ребенком, и предоставить обратную связь о применении вмешательства. Затем преподаватель дает домашние задания для отработки стратегий во время ежедневных занятий дома. В качестве другого примера можно привести модель JASPER, разработанную при участии родителей — это 8-10-недельная программа, которая обучает родителей стратегиям повышения частоты социальной коммуникации и игровых действий. С помощью дидактического обучения, моделирования и практики с обратной связью родителей учат определять текущий уровень игры и общения ребенка, следить за его интересами и создавать возможности для того, чтобы ребенок инициировал совместное внимание и участвовал в совместных игровых действиях.
Стоит отметить, что участие родителей в образовании детей с расстройствами аутистического спектра проявляется в различных формах, включая посещение школьных собраний, сотрудничество с учителями и помощь
в выполнении домашних заданий дома. В ряде исследований подчеркивается, что такое участие коррелирует с лучшими академическими и социальными результатами для детей [5]. Родители детей с расстройствами аутистического спектра, как правило, более активно участвуют в процессе обучения своих детей по сравнению с родителями детей, не имеющих каких-либо образовательных потребностей. Эти родители чаще посещают родительские собрания и встречаются со школьными консультантами. Однако они также выражают более высокую степень неудовлетворенности общением и поддержкой, предоставляемой школами. Роль родителей в программе адаптации детей с РАС рассматривается как терапевтическая, поскольку их участие считается таким же важным, как и участие специальных педагогов в достижении наилучших результатов, и считается необходимым и постоянным, а не эпизодическим. Участие родителей в лечебной программе может сыграть решающую роль в результатах лечения. Систематическое обучение родителей помогает вернуть им утраченную уверенность в себе и снизить стресс, связанный с выполнением родительских обязанностей. Так причинами необходимости вовлечения родителей являются:
- многочисленные потребности детей с РАС и их хронический характер,
- трудности, которые проявляются: нарушения сна, расстройства питания, вспышки гнева и т.д.,
- трудности адаптации к новой обстановке,
- поведенческие проблемы,
- трудности обобщения,
- трудности сохранения приобретенных знаний, навыков без систематического и непрерывного обучения.
Таким образом, вовлеченность родителей в процесс обучения детей с расстройствами аутистического спектра коррелирует с более высокой успеваемостью и вероятностью долгосрочного успеха в учебе. Помимо академической успеваемости, участие родителей способствует целостному развитию ученика, включая социальное, эмоциональное и психологическое
развитие. Учащиеся, чьи родители активно вовлечены в процесс обучения, как правило, демонстрируют более высокий уровень самоэффективности и общего благополучия. Вовлечение и поддержка родителей в образовательный процесс учащихся с расстройствами аутистического спектра очень важны для их академических успехов и целостного развития. Сотрудничество между родителями, учителями и другими специалистами, а также социальная поддержка имеют решающее значение для получения максимального эффекта от такого участия.
Многие ранние вмешательства включают родителей и преподавателей в качестве ключевого компонента реализации, чтобы увеличить воздействие на ребенка стратегий вмешательства, а также обобщить навыки. Вмешательства, опосредованные заботой, относятся к тем, которые направлены на обучение родителей и воспитателей тому, как воздействовать на основные признаки аутизма, такие как социальное взаимодействие и навыки общения. В отличие от этого, вмешательства по обучению лиц, осуществляющих уход, относятся к тем, которые обучают лиц, осуществляющих уход, поведенческим методам уменьшения дезадаптивного поведения детей с расстройствами аутистического спектра. Программа также основывается на индивидуальных целях каждого ребенка, которые определяются в зависимости от его потребностей и способностей. Оперативное выявление и соответствующее вмешательство при таких медицинских проблемах, как аутизм, может значительно повысить вероятность эффективного выздоровления. Родители и воспитатели должны распознавать признаки и симптомы различных заболеваний и своевременно обращаться за медицинской помощью. Постоянные последующие визиты и обследования крайне важны для отслеживания психического развития ребенка и обеспечения ему необходимого лечения и помощи.
Следовательно создание специальных учебных мест, составление регулярного расписания и устранение отвлекающих факторов способствуют повышению успеваемости их детей. По мнению Н.В. Лебедева, С.Ю. Танцюра, Б.М. Басангова, предсказуемая и не отвлекающая обстановка помогает учащимся
с расстройствами аутистического спектра лучше концентрироваться и повышать успеваемость [6]. Кроме того, использование позитивного подкрепления, такого как похвала и вознаграждение, для мотивации учащихся с расстройствами аутистического спектра является широко признанной практикой. Последовательное использование положительного подкрепления может стимулировать желательное поведение и повысить участие и интерес учащихся с расстройствами аутистического спектра к учебной деятельности. Наконец, использование ИКТ может помочь заинтересовать и углубить понимание учащихся с расстройствами аутистического спектра. Эти технологии, включающие образовательные приложения, специализированное программное обеспечение и адаптивные устройства, способствуют персонализированному обучению с учетом их потребностей.
В свою очередь, плохое общение между родителями и учителями может привести к недопониманию и отсутствию согласованности в образовательных стратегиях. Многие семьи не имеют достаточной подготовки, чтобы понимать и удовлетворять потребности своих детей с расстройствами аутистического спектра. К этому добавляется нехватка времени, связанная с рабочими обязанностями, что является проблемой для семей учащихся с аутизмом, которые часто требуют повышенного внимания и поддержки. Решение этих проблем требует совместных усилий школ, сообществ и государственной политики для создания более инклюзивной и эффективной среды поддержки для этих учащихся и их семей, поскольку участие родителей в выполнении домашних заданий и образовательной деятельности дома имеет решающее значение для мотивации и повышения успеваемости учащихся с расстройствами аутистического спектра. Очень важно, чтобы у родителей была группа поддержки и доступ к программам, соответствующим образовательным потребностям их детей.
В заключение необходимо отметить важные образовательные и социальные последствия, которые следует принимать во внимание. В образовательном плане подчеркивается необходимость расширения участия
родителей в различных школьных мероприятиях благодаря гибкому графику, а также важность разработки адаптированных учебных материалов и проведения специализированного обучения как для педагогов, так и для семей. Также рекомендуется использовать индивидуальные стратегии обучения, включая технологии и визуальные методы, для улучшения образовательного опыта учащихся с расстройствами аутистического спектра. В социальном плане подчеркиваем необходимость снижения стигмы и повышения осведомленности об РАС, укрепления школьного сообщества за счет активного вовлечения родителей, а также предоставления большего количества поддержки и ресурсов для семей. Кроме того, предлагается продвигать более гибкую политику работы, чтобы помочь родителям сбалансировать свои рабочие и семейные обязанности. Ведь вовлечение родителей не только улучшает академическую успеваемость, но и вносит значительный вклад в эмоциональное благополучие и мотивацию учащихся. Подчеркивается критическая роль родительского участия в образовании детей с расстройствами аутистического спектра, указывается, что родительское участие не только улучшает академическую успеваемость, но и вносит значительный вклад в эмоциональное и социальное благополучие учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка // Новое образование. - 2016. - 87-92;
2. Белякова Н.В. Педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в гимназическом образовательном пространстве // Вестник государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2018. - 3-4. - 89-96;
3. Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. - 2018. -2(30). - 92-101;
4. Демина А.В., Журавская Н.В., Сиротинина Р.Л. Комплексный подход к организации работы по поддержке семей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Гуманитарные науки. - 2023. - 1(61). - 137-141;
5. Довбня С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью // Альянс педагогов. - 2018. - 2223
Bekbolat B., Smagulova A.B., Rymkhanova A.R.
Bekbolat B.
Karaganda University named after E.A. Buketov (Karaganda, Kazakhstan)
Smagulova A.B.
Karaganda University named after E.A. Buketov (Karaganda, Kazakhstan)
Scientific advisor: Rymkhanova A.R.
Karaganda University named after E.A. Buketov (Karagana, Kazakhstan)
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PARENTAL SUPPORT IN THE EDUCATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS: MODERN CHALLENGES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL PEDAGOGY
Abstract: inclusion and attention to diversity have become priority issues in educational programs around the world. Over the years, this approach has undergone significant changes: initially focused almost exclusively on students with disabilities, it has shifted to a more holistic approach that includes students with a wide range of needs. Following this direction, it is necessary to take into account students with autism spectrum disorders (ASD), as they are particularly vulnerable in educational institutions that are inadequately adapted to their specific needs. Also, family involvement in the educational process and relationships between parents and teachers are important for maintaining student achievement and are of particular importance for families of children with autism spectrum disorder.
Keywords: parental support, RAS, special pedagogy, historical aspects, inclusive education.