Научная статья на тему 'Историко-литературный этюд о русском социальном романе'

Историко-литературный этюд о русском социальном романе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН / ЖАНР / В БЕЛИНСКИЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / SOCIAL NOVEL / GENRE / V BELINSKY / SOCIOLOGICAL NOVEL / 19TH CENTURY RUSSIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проскурина Юлия Михайловна

Автор статьи рассматривает не только историю, но и теорию социального романа как жанровой разновидности романа, характеризующейся жанровым многообразием. В статье излагается история жанровой разновидности и история самого термина «социальный роман». Истоки социального романа обнаруживаются непосредственно на рубеже XVIII-XIX вв. В XIX веке социальный роман становится важной составляющей литературного процесса, развивающейся по мере изменений, происходящих в русском реализме. Соответственно, история становления и развития жанровой разновидности оказывается связана с творчеством Ф. Измайлова, Н. Карамзина, М. Лермонтова, А. Герцена, И. Тургенева, Л. Толстого. Прослеживая судьбу термина и споры о жанре, автор статьи обращается к работам В. Белинского, А. Веселовского, М. Бахтина, В. Кожинова. Полемичным, с точки зрения автора статьи, является термин «социологический роман», имеющий не столь давнюю историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL-LITERARY ESSAY ON RUSSIAN SOCIAL NOVEL

The author of the article introduces not only the history of Russian social novel of the 19th century, but also the theoretical approach to the genre and its varieties. The article presents the history of the generic form and the very term “social novel”. The origins of the social novel are revealed at the turn of the XVIII-XIX centuries. Social novel in 19th century Russian literature became an important and developing genre through the evolution of realism in literature. The history of formation and evolution of the social novel are connected with the works by A. Izmilov, N. Karamzin, M. Lermontov, I. Turgenev, A. Hertsen, L. Tolstoy. The works by V. Belinsky, S. Dudyshkin, M. Bakhtin, N. Kozhinov, A. Veselovsky are cited in the article. From author’s point of view, the relatively new term «sociological novel» are much more polemical than «social novel».

Текст научной работы на тему «Историко-литературный этюд о русском социальном романе»

© Проскурина Ю. М., 2015

ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКУ

75

СОЦИАЛЬНЫМ РОМАН В РОССИИ И АНГЛИИ XIX ВЕКА

УДК 821.161.1-311.4(091)»20» ББК Ш33(2Рос=Рус)5-444

Ю. М. Проскурина

Екатеринбург, Россия

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТЮД О РУССКОМ СОЦИАЛЬНОМ РОМАНЕ

Аннотация. Автор статьи рассматривает не только историю, но и теорию социального романа как жанровой разновидности романа, характеризующейся жанровым многообразием. В статье излагается история жанровой разновидности и история самого термина «социальный роман». Истоки социального романа обнаруживаются непосредственно на рубеже XVIII—XIX вв. В XIX веке социальный роман становится важной составляющей литературного процесса, развивающейся по мере изменений, происходящих в русском реализме. Соответственно, история становления и развития жанровой разновидности оказывается связана с творчеством Ф. Измайлова, Н. Карамзина, М. Лермонтова, А. Герцена, И. Тургенева, Л. Толстого. Прослеживая судьбу термина и споры о жанре, автор статьи обращается к работам В. Белинского, А. Веселовского, М. Бахтина, В. Кожинова. Полемичным, с точки зрения автора статьи, является термин «социологический роман», имеющий не столь давнюю историю.

Ключевые слова: социальный роман, жанр, В. Белинский, социологический роман, русская литература XIX века.

Yu. M. Proskurina

Yekaterinburg, Russia

HISTORICAL-LITERARY ESSAY ON RUSSIAN SOCIAL NOVEL

Abstract. The author of the article introduces not only the history of Russian social novel of the 19th century, but also the theoretical approach to the genre and its varieties. The article presents the history of the generic form and the very term "social novel". The origins of the social novel are revealed at the turn of the XVIII-XIX centuries. Social novel in 19th century Russian literature became an important and developing genre through the evolution of realism in literature. The history of formation and evolution of the social novel are connected with the works by A. Izmilov, N. Karamzin, M. Lermontov, I. Turgenev, A. Hertsen, L. Tolstoy. The works by V. Belinsky, S. Dudyshkin, M. Bakhtin, N. Kozhinov, A. Veselovsky are cited in the article. From author's point of view, the relatively new term «sociological novel» are much more polemical than «social novel».

Keywords: social novel, genre, V. Belinsky, sociological novel, 19th century Russian literature.

Социальный роман — жанровая разновидность художественной литературы, изображающая многосторонние связи человека с окружающим миром. По словам В. Г. Белинского, в социальном романе дается «художественный анализ современного общества», поэтому он называется «общественным», или «социальным» [Белинский 1956: 106, 109]. Латинское слово «зосшш» обычно ассоциируется с понятием совместного, общего, в том числе национального, исторического, сословного, что определяет внутрижанровое многообразие социального романа.

В советский период нашей истории социальный роман воспринимался прежде всего как классовый. Современное понимание социального романа предполагает изображение в нем взаимодействия человека и различных общественно-исторических структур национальной жизни, что связано с особым типом «художественного сознания».

Попытка автора книги «Русский эксперимент» [Зиновьев 1995: 448] противопоставить традиционному социальному роману свой «социологический роман», основанный на особом типе «научного мышления», фактически изымает его творение из области художественного творчества. Подобное отождествление «научного мышления» с «художественным сознанием» было не редкостью у нас в «лихие» 90-е годы прошлого столетия. Но и в наши

дни раздаются отдельные голоса, пишутся диссертации в защиту существования «социологического романа» [Комовская 2013: 198], который, с нашей точки зрения, в лучшем случае относится к одной из разновидностей внутрижанрового многообразия социального романа. А между тем социальный роман имеет богатую историю не только своего существования, но и теоретического осмысления.

Достаточно вспомнить статьи В. Г. Белинского, труды А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, В. В. Кожинова и очень многих других отечественных ученых. Собственно А. Н. Веселовский указал на два главных направления в изучении романного жанра: «История или теория романа?» [Веселовский 1939], В. В. Кожинов осветил вопрос о происхождении романа [Кожинов 1963], В. Я. Кирпотин интересовался типологией русского романа [Кирпотин 1965], а М. М. Бахтин — и характером, и словом, местом романа в эпосе [Бахтин 1975].

В русской литературе одним из первых социальных романов, близких к его трактовке В. Г. Белинским, был роман А. Измайлова 1799—1801 года «Евгений, или Пагубное следствие дурного воспитания и сообщества». Измайлов показал в своем социально-бытовом романе печальные последствия общения человека с аморальной средой. Позднее Н. Карамзин задумался, но не осуществил

76

Филологический класс, 4(42)/2015

социально-исторический роман о человеке своего времени: «Рыцарь нашего времени». Впоследствии этот замысел с новых эстетических позиций успешно реализовал М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», почти дословно повторив название предполагаемого романа своего предшественника.

По словам С. И. Еромоленко, М. Ю. Лермонтов вслед за Пушкиным обогатил «становящийся русский реализм художественными открытиями «зрелого» романтизма, прежде всего в освещении души человеческой» [Ермоленко 1999: 16], то есть в создании социально-психологической разновидности романного жанра. Впоследствии русский социальный роман расширяет свои границы за счет внимания к философским, идеологическим и даже утопическим проблемам (Л. Толстой «Война и мир», Н. Чернышевский «Что делать?»). Расширение содержания социального романа, изменение в нем акцентов в изображении общественной жизни обусловлено не только утверждением в нем реализма, но и переменами в самом реализме.

В первой половине XIX века, особенно в ее финале — натуральной школе, реалисты акцентировали в романе трагическую зависимость человека от социальных условий жизни. И. С. Тургенев в это время утверждает: «Обстоятельства нас определяют, они толкают нас на ту или другую дорогу, потом они же нас казнят» [Тургенев 1986: 26].

Во второй половине XIX века, в ее начальных 50-х гг., А. И. Герцен уже заявляет несколько другое: «Нравственная независимость человека такая же непременная истина и действительность, как его зависимость от среды» [Герцен 1955: 120]. Во времена В. Г. Белинского больше в социальном романе акцентировалась мысль о зависимости человека от среды, а в середине века реалисты ценили противостояние личности враждебным обстоятельствам. Так, один из ведущих критиков тех лет С. С. Дудышкин писал, что литература 50-х годов тяготеет к изображению «человека крепкого характером, который в состоянии вынести на своих плечах самые затруднительные обстоятельства» [Отечественные записки 1856: 85].

Л. Н. Толстой в дневнике за 1853 год утверждает: «Чем труднее и тяжелее обстоятельства, тем необходимее твердость, деятельность и решимость и тем вреднее апатия» [Толстой 1937: 186]. Одна из писательниц тех лет устами своей героини гордо заявляет: «Наша судьба в руках наших. Провидение дало нам волю, ум, разум — а эти три начала многое изменят в нашей жизни» [Тур 1854: 161].

Именно эти изменения в самом реализме отразились в русском социальном романе и обеспечили ему гегемонию в мировой литературе XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.

Белинский В. Г. Тереза Дюнойе // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 т., Т. 10. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — С. 102—122.

Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л.: Художественная литература, 1939. — 572 с.

Герцен А. И. Сочинения: в 30 т. С того берега; Статьи; Долг прежде всего, 1847—1851. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т.6. — 562 с.

Ермоленко С. И. Феномен Лермонтова в русской литературе // Лермонтовские чтения. — Екатеринбург: НУ-ДО «Межотраслевой региональный центр», 1999. — С. 5—20.

Зиновьев А. А. Русский эксперимент. М.: L'Age d'Homme — Наш дом, 1995. — 448 с.

Кирпотин В. Я. Типология русского романа // Вопросы литературы. — 1965. — №7. — С. 104—129.

Кожинов В. В. Происхождение романа. — М.: Советский писатель, 1963. — 439с.

Комовская Е. В. Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева: дис. ... канд. филол. наук. — Брянск, 2013. — 198 с.

Отечественные записки. — 1856. — № 4. — Отд. 2.

Толстой Л. Н. Дневник, 1847—1854 // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Серия 2. — М.: Гослитиздат, 1937. — Т. 46. — 609 с.

Тур Е. Три поры жизни. Ч.3. — М.: тип. В. Готье, 1854. — 221 с.

Тургенев И. С. Повести и рассказы. 1853—1857 годов. Рудин. Статьи и воспоминания. 1855—1859 // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т.— М.: Наука, 1986.— Т.5. — 543 с.

Данные об авторе

Проскурина Юлия Михайловна — доктор филологических наук, профессор, работала заведующим, профессором кафедры русской и зарубежной литературы, Уральский государственный педагогический университет. Адрес: 620017, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: [email protected].

About the author

Proskurina Yulia Mikhaylovna is a Doctor of Philology, Professor; worked as a Head of the Department, Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, Ural State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.