певучее польется самый стих / И жизнь изобразит с счастливейшим успехом / Порою с горестью, порой с веселым смехом» [6, с. 190].
Трудно до конца понять, почему именно описательное первое письмо краббовского «Местечка», дающее весьма отдаленное представление о дальнейшем сюжетном действии поэмы, привлекло внимание Мина. На наш взгляд, объяснение здесь может быть всего одно: поначалу обращаясь к произведениям Крабба («Приходские списки», «Местечко»), заинтересовавшим российскую публику неприукрашенными описаниями провинциального быта и нравов, Мин был искренне уверен, что популярность английского поэта в России не скоротечна и потому, полностью соответствуя читательским запросам, удастся постепенно перевести поэмы в полном объеме, от начала и до конца. Однако в реальности по прошествии нескольких лет Крабб был уже не столь актуален для русского общества, и потому вместо полного перевода «Местечка» в 1862 г. на страницах «Русского вестника» появился перевод одного из самых ярких фрагментов поэмы - рассказа о Питере Граймзе [8, с. 415-425].
Литература
1. Левин Ю.Д. Зарождение критического реализма в английской литературе (Творчество Дж. Крабба): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1951.
2. Левин Ю.Д. Крестьянская тема в английской поэзии XVIII - начала XIX в. и деревенские поэмы Дж. Крабба //
Из истории демократической литературы в Англии XVIII-XX вв. - Л., 1955.
3. Левин Ю.Д. Местечко: Питер Граймз (отрывки) // Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX вв.): Антология. - М.: Прогресс, 1981.
4. Левин Ю.Д. Питер Граймз // Новые безделки: сб. ст. к 60-летию В.Э. Вацуро. - М.: Новое литературное обозрение, 1996.
5. Мин Д.Е. Местечко (The Borough): Поэма Георга Крабба. Глава 1 <перевод письма I «General description» («Общее описание»)> // Московские ведомости. - 1857. -16 февр. (№21). - Лит. отд.
6. Мин Д.Е. Из поэмы «Местечко». Вступление // Английские поэты в биографиях и образцах / сост. Н.В. Гер-бель. - СПб., 1875.
7. Crabbe G. Selected Poems. - L., 1946.
8. Мин Д.Е. Питер Граймс (Из Крабба) // Русский вестник. - 1862. - Т. 42. - № 11.
Жаткин Дмитрий Николаевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и пере-водоведения Пензенской государственной технологической академии.
Zhatkin Dmitriy Nikolayevich, doctor of philological sciences, professor, head of department of translation and methods of translation of Penza State Technological Academy.
Tel: 8-909-315-63-54, 8-927-385-69-09; 8-841-2-49-57-94; e-mail: [email protected]
Ильязова Елена Игоревна, преподаватель кафедры перевода и переводоведения Пензенской государственной технологической академии.
Ilyazova Elena Igorevna, teacher of department of translation and methods of translation of Penza State Technological Academy.
Tel: 8-927-385-70-66; e-mail: [email protected]
УДК 82-31
ТВ. Затеева
Концепция личности как жанрообразующий потенциал народнического романа
Статья посвящена осмыслению художественно-философской концепции личности как жанрообразующего потенциала народнического романа. Решаются вопросы о специфике народнической концепции личности, жанровых разновидностях народнического романа, типологии героя-народника.
Ключевые слова: народнический роман, концепция личности, жанрообразующий потенциал, внутрижанровая типология романа, образ народнического героя, типология героя-народника.
T.V. Zateeva
The concept of personality as the genre-making potential of peoples novel
The article is devoted to the comprehension of the fiction-philosophical concept of a personality as the genre-making potential of people's novel. The problems of the specifications of people's personality concept, variety of genres of people's novel, the typology of people's hero are discussed.
Key words: people's novel, concept of personality, genre-making potential, inside-genre typology of a novel, image of a people's hero, typology of people's hero.
Каждый период в истории русского романа XIX в. связан с возникновением его различных жанровых модификаций, обусловленных тем или иным жанрообразующим потенциалом (принципом). Так, Н.А. Вердеревская, приведя в качестве примера многообразия разновидностей романа XIX в. более тридцати определений, заметила, что главная трудность в осмыслении
жанровых модификаций русского романа XIX в. заключается не столько в обилии и «многообразии» типологических определений, в терминологической разноголосице жанровых определений романа и его вариантов, сколько в том, что «в большинстве случаев определение применяется изолированно, без включения в какую-либо типологическую систему, и оттого ставится под
сомнение сам используемый в данном случае принцип жанрового вычленения» [1, с.11-12]. Непосредственное обращение к исследованиям, в которых предлагаются различные подходы к типологии романного жанра, указывает, прежде всего, на поиск их авторами «научных критериев, исходящих из сущностных свойств... литературного жанра» [1, с. 13]. Развивая мысль Н.А. Вердеревской, В. А. Недзвецкий уточняет, что за основу жанровых дефиниций могли быть взяты самые различные признаки формы. Однако, по его мнению, важнейшим структурообразующим началом тех или иных разновидностей русского романа XIX в. являются, прежде всего, жанровые истоки (образцы), а также конститутивно определяющие их «идеи времени» (В.Г. Белинский) [2, с. 11]. В задачу настоящей статьи не входит подробный анализ предложенной В.А.Недзвецким типологии русского романа; мы привели его точку зрения как еще одно доказательство приоритета такого жанрового принципа над другими, как «идея времени», находящая непосредственное воплощение в определенном типе личности, и связанная с ней концепция личности. Именно концепция личности, в которой находят отражение представления писателей о человеке и его связях с окружающим миром, а также понимание характера этих связей, может быть выдвинута в качестве проблемы, обусловливающей свойственный роману тип проблематики и соответствующей ему организации поэтического материала. Тип личности, сформировавшийся в определенных социально-исторических обстоятельствах, обусловленный особенностями морально-психологического характера, определяя проблемно-содержательное своеобразие романа, может быть осмыслен как структурообразующий признак романного жанра.
Нам близка позиция Н.Л. Лейдермана, согласно которой концепция личности, занимая определенное место в различных формах общественного сознания, в искусстве является «познавательно-ценностным ядром и конечной целью творческого акта» [3, с. 28-30]. По мнению исследователя, именно концепция личности позволяет понять все сдвиги и превращения, которые происходят в важнейших составляющих литературный процесс: методе, стиле, жанре. По отношению к жанру можно утверждать, что его трансформация представляет собой реакцию способов организации художественного мира на изменяющиеся отношения между личностью и миром, обусловленные концепцией личности. Таким образом, корректным представляется вывод о непосредственном реагировании жанра на эстетическую концепцию личности. Все другие факторы жанра действуют на него лишь в «со-
пряжении» с эстетически осваиваемой в данное время концепцией личности. Через них она влияет на жанр еще опосредованно. Так рождается жанр (или жанровая разновидность), в котором находит свое воплощение концепция личности, созревающая в обществе.
Отметим наиболее известные характерные жанровые признаки, связанные с концепцией личности, которые позволяют установить ту или иную внутрижанровую типологию русского романа XIX в.: это идея личности, реализующей себя в любви и подвиге (А.Д. Михайлов); новый тип личности (В.В. Кожинов); единый тип конфликта (В.Г. Одиноков, М.Г. Соколянский); личность в ее взаимоотношениях со средой (Н.А. Вердеревская, П.А. Николаев); новая концепция личности (И.А. Берштейн); трактовка героя с учетом сюжетно-композиционных особенностей произведения (Г.Н. Поспелов); идея личности и связанной с ней романной ситуации «личность - общество» (А.Я. Эсалнек); характер человека в его отношении к миру (Ф.З. Канун-никова).
Как видим, концепция личности определяет не только тип проблематики и соответствующей ему организации содержательного материала, но и сама по себе играет значимую роль в образовании романной структуры. При этом необходимо иметь в виду, что в основе понимания личности лежит конкретно-исторический принцип. Последний позволяет различать типы личности, складывающиеся и функционирующие в зависимости не только от индивидуально-психологических особенностей человека, но и от характера связей, существующих между личностью и социальной средой, в которой разворачивается ее деятельность, от характера самой деятельности, от специфики общественного и личностного сознания.
В разные исторические эпохи в обществе превалирует определенный тип личности. В нем находят отражение не только реалии, сформированные в обществе, но и идеальные представления о сути личности. Так, русская литература XIX в. донесла до нас представление о наиболее характерных типах личности, возникших в воображении писателей и закрепившихся в читательском сознании: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек», «особенный человек». В самих определениях неизменным является понятие «человек», которое в данном контексте может быть использовано в качестве синонима понятия «личность». Названные различные варианты определений при одном и том же понятии заключают в себе сущностные признаки личности того или иного типа, несут на себе отпечаток представлений о содержа-
тельной форме этого явления, сформированных под влиянием разнородных тенденций эпохи. Таким образом, говоря о «маленьком человеке», «лишнем человеке», «новом человеке», «особенном человеке», мы имеем дело с личностью какого-либо типа, характерного для определенного периода русской истории XIX в. Каждый из типов личности обладает своим определенным специфическим содержанием философского, социального, этического и эстетического характера. Функционирование каждого из типов личности возможно в рамках «своего» времени. Типы личности находят художественное воплощение в образах персонажей, получают научное обоснование в специальных науках и таким образом закрепляются в общественном сознании людей, приобретая значение символа.
Опыт проведенных исследований показывает, что русская проза 1870-1880-х гг. может быть интерпретирована исключительно в контексте двух взаимосвязанных категорий: личность и среда. Содержание русского романа в эпоху его зрелости составило изучение человека и окружающей его жизни. Пореформенная эпоха предоставила личности иные, кроме «частной жизни», возможности самоидентификации.
В современном литературоведении существует мнение, что уже в прозе кануна реформы 1861 г. на первый план были выдвинуты два вопроса: исследование современного состояния народной жизни, истинных социальных возможностей исторических сил крестьянской массы, которое нашло преимущественного отражение в жанрах «малой прозы», и проблема героя, ищущего путей обновления жизни, воплотившаяся в романе. Думается, что проблема героя, возродившаяся в русской литературе именно на рубеже 1850-1860-х гг., в полной мере отразила интерес писателей к личности и ее связям с окружающей средой.
Народнический роман 1870 - нач. 1880-х гг. развивался в соответствии с общими тенденциями эволюции романного жанра. Вопреки распространенному мнению о том, что народнический роман - это по преимуществу «роман общинно-крестьянских, общинно-патриархальных устоев», характеризующийся повышенным интересом его создателей именно к «устоям» (одноименное название носит известный роман писателя-народника Н.Н. Златовратского) и отношению к ним различных героев и их судьбам в условиях резкого возрастания в сельской жизни товарно-денежных отношений, социального расслоения общинного мира [2, с. 18], мы полагаем, что магистральное направление творческих исканий писателей-народников было связано не только с изображением народной жизни,
но и с постижением личности героя-интеллигента, выявлением особенностей его нравственно-психологического облика и изображением его разносторонней деятельности.
В контексте нашего исследования мы рассматриваем народнический роман о герое-интеллигенте как роман героической личности, представленный двумя основными модификациями - романом становления активно-героической личности интеллигента-народника и романом реализации активно-героической личности интеллигента-народника (термины наши - Т.З.). В качестве жанрообразующего потенциала (принципа) народнического романа героической личности выступает художественно-философская концепция личности.
При этом необходимо иметь в виду ряд объективных причин, обусловивших формирование народнического романа героической личности. Это, во-первых, состояние художественной зрелости, которое переживает русский роман в 70-е гг. XIX в.; во-вторых, осмысление исторического опыта, хотя и слабо удаленного от читателя, но в то же время дающего возможность формирования более трезвого взгляда на жизнь; в-третьих, эволюция народничества как общественно-идеологического движения, вобравшего в себя не только его непосредственных участников, но и сочувствующих и симпатизирующих ему представителей русского общества того времени.
Рассматривая народнический роман героической личности как закономерное развитие литературной традиции романа о «новых людях», уточним, что он возникает не только как реакция на народническое движение, но и как отклик на полемику между нигилистами и антинигилистами. В связи с этим справедливой представляется мысль Н.И. Соколова о том, что именно стремление писателей-народников художественно воссоздать историю народнической интеллигенции 1870-х гг. как социально-активной части всей русской интеллигенции явилось мощным стимулом в развитии народнического романа о героическом деятеле [4, с. 223].
Объектом русской художественной мысли второй половины XIX в. стала личность нового типа. В пореформенную эпоху проблема личности в связи с глубокими социально-экономическими изменениями в стране приобрела особо актуальное значение. И народнические идеологи, и неославянофилы, и консервативные гегельянцы, и православнотеистические философы в решении этой проблемы обнаруживали, естественно, разные подходы. Тема личности и проблема положительного героя стали ведущими в русской литературе и в литературной критике того вре-
мени [5]. Публикации литературных критиков оказали значительное влияние на становление народнического романа о герое-интеллигенте и создание образа нового положительного героя, в облике которого были запечатлены черты реальных интеллигентов-семидесятников. В числе факторов, оказавших непосредственное влияние на формирование художественной концепции личности нового - героического - типа, значительную роль сыграло мировоззрение народников.
Собственно народническая идеология, связанная с деятельностью разночинной интеллигенции, сформировалась к началу 1870-х гг. В это время заметно меняются стиль поведения, самоощущение нового поколения русской демократической интеллигенции. Это было связано, в конечном счете, с тем, что в условиях спада массового крестьянского движения в России объективно возрастала роль демократической интеллигенции как ведущей силы общества.
Научно обоснованная в эти годы в трудах философов народничества П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, П.Н. Ткачева теория личности ярко выразила все существо исторического момента. В теории личности своеобразно сплелись и «самоуверенность» интеллигенции, и идеализация народа. В культе личности нашли отражение представления народников о силах, ведущих за собой народ, выработанные самой практикой народнического движения. Основополагающими качествами истинного интеллигента в этике народников были признаны цельность убеждений и последовательность поступков, умение преодолевать в себе эгоистическое начало. Можно с уверенностью утверждать, что в поисках адекватного художественного воплощения гражданской и личной судьбы интеллигента-народника писатели опирались не только на личный опыт и наблюдения, но также учитывали основные положения философско-этической теории героической личности.
Сложившийся в творчестве писателей-народников В.В. Берви-Флеровского, Н.А. Ар-нольди, С.М. Степняка-Кравчинского, Ф.Н. Юр-ковского, К.М. Станюковича, П.В. Засодимско-го, С.С. Смирновой, О.А. Шапир новый тип героя - интеллигента-семидесятника, изображение его поисков способов борьбы, сближения с народом, сознательного стремления принести себя в жертву во имя торжества социальной справедливости составили новый этап в художественном освоении проблемы личности. Причем герой народнических романов, как правило, представлял собой уже сформировавшуюся личность, ясно и конкретно представляющую назначение и смысл своей жизни.
Обратившись к художественному воплоще-
нию облика интеллигентов- подвижников, писатели-народники оценивали своих героев с точки зрения их потенциальных духовных возможностей, нравственной пригодности к «работе в народе», к революционной деятельности. К исследованию «нового человека» они обращались в разных стадиях и фазах становления его в этом качестве. При этом по мере возникновения новых тенденций в народническом движении у писателей менялись представления и о главном действующем лице движения - интеллигенте-семидесятнике.
Опираясь на традиции создателей романа о «новых людях», писатели-народники внесли в развитие художественной концепции личности и характера героического деятеля свое понимание в свете народнических идеалов. При этом своеобразие героя народнической романистики было обусловлено несколькими обстоятельствами, среди которых особенно большое значение имели сама жизненная ситуация 1870 - нач. 1880-х гг., рождающая новые типы человеческой личности; политические, философские и экономические учения теоретиков народничества; непосредственная связь беллетристов-народников с революционными кругами; реальные факты из истории народнического движения, сопряженные с личными впечатлениями и наблюдениями, усиливающими в романах писателей-народников автобиографическое начало.
Проблематика романов героической личности оказалась напрямую связана с характерными для всей русской литературы второй половины XIX в. тенденциями. Писатели-народники стремились не только исследовать социальные основы русской жизни, выявить закономерности влияния социальных проблем на нравственное состояние общества, но также художественно обосновать формирование новой этики, связанной с созданием новых концепций личности. Так, народническая художественно-философская концепция личности определила круг основных проблем в жанровом содержании народнического романа: проблему личности и связанную с ней проблему героя времени, проблему человека и общества, проблему путей развития общества. Центральной проблемой романов данной жанровой модификации явилась проблема личности русского интеллигента-народника, которая обусловила своеобразие романного конфликта, интерпретируемого как столкновение героически-деятельной личности с враждебной ей действительностью. И тип проблематики, и тип конфликта определяются нами как социально-этические.
Основополагающими идеями в народнических романах героической личности стали идея жертвенности и идея долга интеллигентного че-
ловека перед народом, восходящие к категориальным понятиям народнической этики - долгу, обязательству. Эти идеи, положенные в основу содержания романов писателей-народников, определяют специфику образов интеллигентов-семидесятников, в которых их создатели хотели видеть олицетворение целостной, гармонически развитой личности.
В типологии образов народнических романов нами выделяются два основных типа: тип героя-святого и тип героической личности. В народ-никоведческой литературе внимание исследователей, как правило, акцентировалось на первом типе героя, в котором были нарочито заострены черты, указывающие на его сознательную готовность к подвигу, принятию мученического венца. Классический образец такого героя - Андрей Кожухов из одноименного романа С.М. Степняка-Кравчинского, сознающий трагизм своего положения, но не отступающий от принятого решения исполнить свой долг до конца.
Между тем черты мученичества, жертвенности, обусловленные вхождением в личностное сознание народнической интеллигенции этических понятий «долг», «ответственность», «необходимость самопожертвования», а также порожденные ее трагическим осознанием своей разобщенности с народом, ненужности ему, не являются для характеристики образа героя-народника единственными и всеобъемлющими. Напротив, важнейшей чертой образа народнического интеллигента является социальный оптимизм, обусловленный его искренней верой в свои силы, в правоту провозглашенных идеалов.
Думается, что в типе героической личности, в утверждении характера интеллигента-народника как героического сказалось влияние концепции личности нового типа, сформулированной в нач. 1870-х гг. в народнической философии и получившей эстетическое обоснование в образе нового положительного героя русской литературы. Полагаем, что акцентирование в трактовке образа нового человека героического начала проистекало из сознательной ориентации писателей-народников на современные им философские и теоретико-литературные идеи героической личности. Сущностью внутреннего состояния интеллигента-семидесятника стал героизм. Все случайное и поверхностное из его характера исключалось за счет усиления героического начала. В целом в народническом романе образ деятеля утверждался как героический. Причем героическое в романах писателей-народников перестало быть свойством только необыкновенного человека, титана, а проявлялось в поступках простых, «обыкновенных» людей. Заметим, что подобная ориентация на изображение ге-
роического в обыденном открывала перед писателями новые возможности для создания характера, в котором осуществляется единство личного и общественного начал.
Концепция личности нового - героического -типа также обусловила принципы и способы изображения образов интеллигентов-народников. Это выразилось в сюжетно-композиционной организации материала, способах художественного обобщения, в подчеркнуто реалистической поэтике народнических романов героической личности.
Наблюдения над текстами народнических романов Н.Н. Златовратского «Устои», Н.А. Ар-нольди «Василиса», П.В. Засодимского «Хроника села Смурина», «По градам и весям», К.М. Станюковича «Два брата», Ф.Н. Юрковского «Булгаков» позволили нам выделить следующие основные типологические разновидности образа героя-народника: тип героя - практика-романтика, тип героя-искателя и тип героя-деятеля. В основу предлагаемой типологии образа героя положен метод создания характера, основывающийся на социально-типологической характеристике и раскрытии его индивидуально-психологического облика.
Художественная задача, которую поставили перед собой романисты-народники, - создание образа положительного героя как воплощение художественно-философской концепции личности нового типа - отличалась сложностью воссоздания идейного, интеллектуального, морально-психологического облика народника-интеллигента, оценки его готовности к «делу» и самой практической деятельности. Поиск соответствующих этой задаче жанровой формы и изобразительных средств воплощения образа положительного героя привел писателей к созданию самобытной жанровой разновидности народнического романа - романа героической личности.
Литература
1. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. Казань, 1982.
2. Недзвецкий В.А. Социально-универсальный роман XIX века. М., 1997.
3. Лейдерман Н.Л. Движение и законы жанра. Свердловск, 1982.
4. Соколов Н.И. Русская литература и народничество. Литературное движение 70-х годов. Л., 1968.
5. Затеева Т.В. Вопросы литературной жизни в журнальной полемике 70-80-х гг. XIX в. // Вестник Бурятского университета. Сер. 6. Филология. Улан-Удэ, 2001. Вып. 5.
Затеева Татьяна Владимировна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Бурятского государственного университета.
Zateeva Tatyana Vladimirovna, doctor of philological science, professor, head of department of Russian literature of Buryat State University.
Tel: 83012426993; e-mail: [email protected]