Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ИКОН ЛОРЕТСКОЙ БОГОМАТЕРИ НА СЛОБОЖАНЩИНЕ'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ИКОН ЛОРЕТСКОЙ БОГОМАТЕРИ НА СЛОБОЖАНЩИНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОРЕТСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ / ДОМ ЛОРЕТО / СЛОБОЖАНЩИНА / КАТОЛИЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / OUR LADY OF LORETO / HOUSE OF LORETO / SLOBOZHANSHCHINA / CATHOLICISM / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснова Ирина Владимировна

Рассматриваются исторические предпосылки и пути появления в XVII в. на территории Слобожанщины иконы Лоретской (Лорецкой) Богоматери. Икона является высокочтимой как для католиков, так и для православных, проживающих на Слобожанщине. Такое отношение к Лоретской Богоматери можно объяснить связью легенды о святом Доме, где родилась, жила, и получила Благовещение Богоматерь и историей формирования Слобожанщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND OF THE APPEARANCE OF THE ICONS OF THE LORETIAN MOTHER OF GOD IN SLOBOZHANCHINA

The article examines the historical background and ways of appearance in the 17th century on the territory of Slobozhanshchina icons of the Loretskaya (Loretskaya) Mother of God. This icon is highly read by both Catholics and Orthodox Christians living in Slobozhanshchina. One can try to explain such an attitude to the Loret Mother of God by the connection of the legend about the Holy House, where the Mother of God was born, lived, and received the Annunciation and the history of the formation of Slobozhanshchina.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ИКОН ЛОРЕТСКОЙ БОГОМАТЕРИ НА СЛОБОЖАНЩИНЕ»

УДК: 069.01 ББК: 79.19

10.34685/HI.2020.31.4.010

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ИКОН ЛОРЕТСКОЙ БОГОМАТЕРИ

НА СЛОБОЖАНЩИНЕ

Краснова Ирина Владимировна,

соискатель,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия имени Д.С. Лихачева (Институт Наследия), ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366 e-mail: krasnova_i@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются исторические предпосылки и пути появления в XVII в. на территории Сло-божанщины иконы Лоретской (Лорецкой) Богоматери. Икона является высокочтимой как для католиков, так и для православных, проживающих на Слобожанщине. Такое отношение к Лоретской Богоматери можно объяснить связью легенды о святом Доме, где родилась, жила, и получила Благовещение Богоматерь и историей формирования Слобожанщины.

Ключевые слова

Лоретская икона Богоматери, Дом Лорето, Слобожанщина, католичество, православие.

76

Большая часть обширного иконописного наследия Слобожанщины1 была уничтожена в период революции, борьбы с религиозной идеологией, во время Великой Отечественной войны. Одной из сохранившихся икон является икона Лорет-ской (Лорецкой) Богоматери. В настоящее время известно шесть списков этой иконы: один находится в Чугуевском художественно-мемориальном музее им. И. Е. Репина, два в Пархомовском историко-художественном музее (илл. 1) по одному списку — в частной коллекции, в Троицком

1 Слобожанщина — историческая область, вошедшая в состав Российского государства с XVI века (территория современной Харьковской, частей Сумской, Донецкой, Луганской областей Украины, Белгородской, Курской и Воронежской областей России).

соборе г. Суджа (Курская обл. РФ) и в Троицком храме пос. Котельва (ныне Полтавская обл.).

На интернет-аукционах периодически появляются сведения о продаже подобных икон, но они, к сожалению, недоступны для изучения. Несмотря на то, что сегодня эта икона является редкостью на Слобожанщине, в XVII-XIX вв. она была распространена и почитаема.

Лоретская икона Богоматери является одной из самых загадочных и наименее изученных, несмотря на существование множества легенд о ее происхождении и связанных с ее появлением событий. Свои исследования ей посвятили: гуманист Дж.-Б. Мантовано, автор фундаментальной «Истории о перенесении Святого Дома», написанной в 1489 году, А. А Титов, Н. П. Кондаков, А. И. Кирпичников, М. Б. Плюханова, В. В. Шулика,

Илл. 1. Лоретская икона Богородицы, конец XVIII в., ПХМ.

Е.А. Лукьянов, A.A. Трофимов2, С.Н. Гукова3, даже врач-психотерапевт В.В. Гаврилов 4.

Основой всех легенд является первое письменное повествование о чуде перенесения небесными ангелами в XIII веке домика Богоматери (размерами 9 на 4 м.) из Назарета, созданное в конце 60-х — начале 70-х гг. XV в. управителем Лорето, ответственным за дела церкви Пьетро ди Джоржо Таломеи, известного под именем Терама-но. До сих пор не утихают споры о том, кто и когда совершил этот перенос5, а в остальном пересказ легенды отличается только деталями.

2 Трофимов A.A. Икона Божией Матери «Прибавление ума». Акафист. М. : Паломник, 2001.

3 Гукова С.Н. Икона «Богоматерь Прибавление Ума» и Лоретская Мадонна // Искусство христианского мира. Вып. 5. М.: Изд-во ПСТБИ. 2001. С. 94-110.

4 Гаврилов В.В. Духовное и душевное здоровье на Руси: икона «Богоматерь Прибавление Ума» — URL: http:// www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_5_22/nomer/ nomer16.php (дата обращения: 01.09.2020).

5 Плюханова М.Б. Новый Иерусалим в «Италийской пус-

тыни»: Сказания о перенесении Дома Богородицы в Ло-

рето — URL: http://hierotopy.ru/contents/NewJerusalems_

Суть ее сводится к тому, что после окончания земного пути Богородицы ее каменный дом, апостолы бережно хранили, превратив в церковь. В 70 году н.э. римляне разграбили и опустошили Святую Землю, не тронув при этом Святой Дом. В IV веке по указаниям равноапостольной царицы Елены над жилищем Божией Матери возвели базилику. В конце XIII века, когда сарацины напали на Святую Землю, согласно одной из легенд, Святой Дом был вывезен крестоносцами из Палестины в Далмацию (Хорватия), а после, в разобранном виде, был перевезен сначала в итальянский город-порт Реканати близ Анконы, а затем в 1294 году в Лорето6. По другой версии — Дом и написанный на доске образ Пресвятой Богородицы являлись свадебными подарками деспота Никифора Ангела своей дочери Тамаре на свадьбу с Филиппом I Тарентским, сыном Карла II7.

Надо отметить, что культ Лореткой Богоматери сложился в католической Европе благодаря своей легенде и массовому паломничеству в Лорето, и к XV столетию уже имел большое значение, как один из величайших христианских культов. В XVI веке складывается его обрядовая составляющая и определяется дата его празднования. Начиная с XVII столетия, Культ Лорето обогащается мистериальными спектаклями, а Святой Дом превращается в жилое помещение с соответствующими домашними принадлежностями, о чем говорит Б.П. Шереметев8.

18_Pliukhanova_Mother0fGodHouseInLoreto_2009_ RusEng.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

6 Гусева Н. Лорето. Святой Дом Богородицы — URL: http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/loreto-svyatoj-dom-bogorodicy.html (дата обращения: 02.09.2020).

7 Свадьба состоялась 12 июля 1294 года. Надо отметить, что род Ангелов связан родственными связями с династией правителей Византии более позднего периода — Палеологами, из которых происходит царевна Зоя (Софья) Палеолог, ставшая супругой русского Царя Ивана III в 1472 году.

8 Б.П. Шереметев в конце XVII в., путешествовал по Италии и Святой Земле, был в Лорето, и нашел там «и суды, чашечка и блюдечко, из которых сама Пресвятая Богородица и Сын и Бог ее питались, глиняные, — в том дому окно, где было Благовещение, и комег или труба, где Пресвятая Богородицы огонь клала и варила ястие». Путешествие по Европе баярина Б. П. Шереметева: 1697-1699 /. Изд. подготовили Л.А. Ольшевская, A.A. Решетова, С.Н. Травников. Отв. ред. А.С. Демин. М. : Наука, 2013.

77

78

Такая трактовка событий вызывала много сомнений, которые еще в конце XV в. высказал францисканец Ф. Суриано9. Ю. Н. Бузыкина10 отмечает, что паломник и исследователь Василий Барский, побывавший в Лорето в 1724 г. и в Назарете в 1729г., сравнивает материалы, из которых были построены дом Лорето и его остатки в Назарете и приходит к выводу, что это два разных дома11. Версия того, что Дом был перенесен ангелами по небу была подвергнута сомнению историком, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофея Китниса12. Он говорит о том, что в XIII веке в связи с завоеванием Святой Земли Саладином, Дом Божией Матери из Назарета был перевезен в 1291 году в Далмацию, а затем, 10 декабря 1294 года, в Лорето. Перевозкой занимались греки по фамилии Ангелос, влиятельные и богатые люди из Эпира.

Историк и археограф А. И. Кирпичников (1845-1903гг.), издавший «Повесть о храме Свя-тыя Богородицы», проследил путь дома Богородицы из святой земли на новое место и связанные с этим важные исторические события.13 Епископ Порфирий (Успенский) при посещении базилики Благовещения в 1844 году, в своей книге «Святыни земли италийской» отметил, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома14. Он дал описание чуда перенесения дома Лорето представителями

9 Scaraffia L. Loreto. Cap. 3: II mito tra fede e ragione. Bologna 1998.

10 Бузыкина Ю.Н. Критикуя святыню. Василий Барский — первый русский исследователь христианского Востока // Российский журнал истории Церкви. Протвино : Си-лицея-Полиграф, 2020. № 1(1). С. 13-21.

11 В Лорето использовался кирпич, а в Назарете белый камень.

12 Китнис Т. Дом Божией Матери в Лорето. А были ли ангелы? — URL: https://foma.ru/dom-bozhiey-materi-v-loreto.html (дата обращения: 08.09.2020).

13 Кирпичников А.И. (ред.) Русское сказание о Лорет-ской Богоматери // ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2.

14 «На самом месте дивного события построена велико-

лепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо

взору представится та священная пещера, в которой

Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного». Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1998.

семьи Ангелов, как исторический эпизод, повергая сомнению версию перенесения Дома небесными ангелами.

Изучая описания, оставленные паломниками, посетившими Палестину до 1291 г., каноник Шевалье в своей работе «Нотр-Дам де Лоретт» пишет, что они посещали естественную пещеру в скале, в которой жила Пресвятая Дева. В этом документе дом не упоминается, как и его исчезновение. Есть версия, что церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, существовала в Лорето ещё в XII в., то есть до времени предполагаемого переноса Святого Дома15.

Несмотря на то, что исследователи вообще подвергают сомнению чудо перемещения Дома Богоматери на новое место и опровергают саму возможность такого действия, Лорето оставалось величайшим богородичным святилищем Европы. Культ Лорето является средоточием мистического, исторического, культурного опыта, накапливавшегося длительные периоды. Именно в Лорето Дом обрастает базовой модификацией легенды16.

Во всех версиях легенд «летающего» Дома, будь то Долмация, Реканати или Лорето, присутствует специфическое место его появления — безлюдное, пустынное. В Лорето от этого дома образовалась всего лишь одна улица, на которой стали селиться ремесленники, производящие предметы религиозного культа и сувениры, приобретаемые паломникам, которые во множестве расходились по миру. М.Б Плюхано-ва рассматривает это как отражение местных коррумпированных интересов, при которых выручка от творимыми Богоматерью чудесных исцелений, поступает в руки «обладателей и хранителей» Дома-Церкви17.

15 Santa Casa di Loreto // Catholic Encyclopedia / Herbermann, Charles. — New York: Robert Appleton, 1913.

16 Плюханова М.Б. Новый Иерусалим в «италийской Пустыни»: Сказания о перенесении Дома Богородицы в Лорето — URL: http://hierotopy.ru/contents/ NewJerusalems_18_Pliukhanova_Mother-OfGodHouseInLoreto_2009_RusEng.pdf (дата обращения: 07.09.2020).

17 Плюханова М.Б. «Кипение св®та» : Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. СПб. : Пушкинский Дом, 2016.

Илл. 2. Герб Праги, исторического предместья Варшавы (Польша). 1648г.

Дж. Кракко18 также рассматривает текст Те-рамано19 о легенде Дома, как о местных личных интересах, считая «Реканати — новым Назаретом». Л. Скараффия в своих исследованиях культа Лорето говорит об имитации многих святых мест, таких как Назаретская церковь, храм Гроба Господня и других святилищ, близкие по географии к Лорето, как о распространенной модели перемещения святых пространств, в контексте гибели Византии и утраты связи со Святой Землей. Культ Лорето в данном случае исследовательница считает, как очень умело использованный коммерческий ход папским престолом20.

Благодаря «ордену Иисуса» по всей Евро-

21

пе возникают храмы, монастыри21, посвященные

Лоретской Богоматери. Интересен факт, что гербом Праги, исторического предместья Варшавы (Польша), с 1648 года является изображение Ло-ретской иконы в перелетающем домике, поддерживаемым ангелами, и символическими изображениями атрибутов папской власти — ключей, тиарой, заключенными в лавровый венок22. (Илл. 2).

Со временем, миф о перенесении Святого Дома небесными ангелами был развенчан, но многочисленные изображения этого сюжета с летящим домиком Богородицы до сих пор продолжают тиражироваться. (Илл. 3).

Си'. rvL'r.&^t^Iri :r-iy:l!fi!tlri :':ru-'r!:!f;rr:r; пнОшкф

pturpotrmirlirrf! %itr п ронгеги? jtfin tcftI a -ЛяЕтс-ицмт^itnu Itlidr aWc <1.1 !o 13 <;-; ur'r C^r.. l|jî i i uÉJ рки fr <tt:f [tï С &ïTÛÏnrî pîOït.ntwicfT.âailwt

18 Cracco G. Alle origini dei santuari mariani: il caso di Loreto // Loreto crocevia religioso tra Italia, Europa e Oriente. Brescia, 1997, p. 97-164.

19 Grimaldi Fl. Il libro lauretano (secoli XV-XVIII). Loreto, 1994. Здесь представлено описание дошедших до наших дней ранних печатных изданий и рукописных списков легенды Лорето, включающих обзор ее разных версий.

20 Scaraffia L. Loreto. Cap. 3: Il mito tra fede e ragione. Bologna 1998.

21 В Варшаве (в районе Прага) в 1628-1638 гг. возводят-

ся костел (со скульптурой Богоматери) и монастырь,

в Братиславе (Словакия) - во 2 пол XVII в. - костел,

Илл. 3 Гравюра с изображением перенесения Домика Лорето.

Вероятнее всего, в судьбе Домика Богоматери приняла участие семья Ангелов потому, что у нее была связь с епископом города Реканти —

В Праге (Чехия) - монастырь, построенный в 1723 году. По всей Чехии было построено более 50 Домиков Лорецкой Богоматери.

22 Этот герб был подарен королем Владиславом IV Вазой.

79

80

викарием Папы и, находясь в городе Лорето, дом автоматически попадал под Папский амофор23. Строительство базилики (илл.4) началось по инициативе епископа Реканати Николо делле Асте24 в 146825 или 1469 году26. Подтверждения подлинности Святого Дома дали Папа Сикст IV в 1491г. и его приемник Папа Юлий II в 1507г., издав соответствующие буллы.

Илл. 4. Храм Святого Дома или базилика Санта-Каза (итал. Basilica della Santa Casa). Лорето. Италия.

23 Китнис Т. Дом Божией Матери в Лорето. А были ли ангелы? - URL: https://foma.ru/dom-bozhiey-materi-v-loreto.html (дата обращения: 08.09.2020)

24 Сантарелли Д. Лорето в истории и искусстве - URL: https://www.academia.edu/33359758/Джyзеппе_Cанта-релли_Лорето_в_истории_и_искусстве_пер_и_допол-нения_М_Талалая_Анкона_Edizioni_Aniballi_2010 (дата обращения: 15.09.2020).

Следует отдельно остановится на некоторых исторических фактах, которые проясняют обстоятельства путешествия образа Святого Дома Богородицы через католическую Европу в православную Русь.

Все крестовые походы на Византию, начиная с 1096 года, осуществлялись под патронажем Папы Римского, который рассчитывал решить сразу несколько проблем: восстановить единство христианской церкви и контролировать Святую землю; тем самым повысить свой авторитет. Во время этих походов многие христианские святыни были перенесены с Востока в Западную и Центральную Европу, в том числе Италию27. Реликвии во все времена являлись предметом престижа и дохода. Поэтому каждая церковь и каждое государство пыталась приобрести важные реликвии, ради собственного величия и значимости, чтобы привлечь паломников а, следовательно, и деньги, а в Константинополе находились важнейшие христианские реликвии28.

В 1472 по ходатайству посла кардинала Виссариона Никейского29 Папа Сикст IV сосватал племянницу последнего византийского императора Зою Полеолог овдовевшему Великому князю московскому Ивану III. Еще его предшественник, Папа Павел II этим браком рассчитывал усилить католическое влияние на Руси, восстановить флорентийскую Унию30, подчинив православное духовенство Папе Римскому. Однако Иван III не желал присоединяться к Флорентийской унии, но знатное происхождение невесты открывало перед ним новые возможности. Зоя (Софья) привезла с собой из Ватикана не только атрибуты византийской власти, но и библиотеку с книгами на латыни, греческом и еврейских языках, многочисленные эстампы графических образов из западноевропейских

27 Так, были перенесены в Бари мощи св. Николая Мир-ликийского, в Венецию - апостола Марка.

28 Scaraffia L. Loreto. Cap. 3: II mito tra fede e ragione. Bologna 1998.

29 Виссарион Никейский являлся опекуном Софьи По-леолог.

30 Кузенков П. Византийская прививка русскому древу. Что значил для Руси брак Иоанна III с Софией Палео-лог — URL: http://www.pravoslavie.ru/88077.html (дата обращения: 04.09.2020).

25 Loreto. Britannica. - URL: https://www.britannica.com/ place/Loreto-Italy (дата обращения: 15.09.2020).

26 Сантарелли Д. Лорето в истории и искусстве - URL: https://www.academia.edu/33359758/fl:«:y3enne_CaHTa-релли_Лорето_в_истории_и_искусстве_пер_и_допол-нeния_M_Taлaлaя_Aнконa_Edizioni_Aniballi_2010 (дата обращения: 15.09.2020).

гравюр, несколько икон31. Возможно, распространению западного предания о Лоретском образе связано с приездом Софьи Палеолог, а также с послами Василия III, посетившими в 1469 году Дом Богородицы в Лорето32.

О путях проникновения Образа на Русь с XVII в. говорит академик Н.П. Кондаков, установивший, что прототипом русской иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. Первый исследователь этой иконы A.A. Титов относит появление изображения этой иконы на Руси к XVI веку, указывая на ее западное происхождение, только на «московский манер»33. (Илл. 5).

Илл. 5. Изображение Богоматери «Прибавление Ума» из книги A.A. Титова. Титов A.A. Икона Божией Матери «Прибавление Ума». Акафист : Паломник. М. : 2006.

31 Софья Палеолог — наследница византийских императоров на Руси. Часть 1 — URL: https://www.liveinternet. ru/users/stewardess0202/post326695128 (дата обращения: 14.09.2020).

32 Лукьянов Е.А. Образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2003. № 9.

33 Титов A.A. Образ Пресвятыя Богородицы «Прибавле-

ние Ума». М., 1909.

SECVNDA PAUS.

Илл. 6. Литография Богоматери Лорето. Западная Европа.

В своем исследовании искусствовед и византинист Сания Гукова отмечает, что, начиная с XVII столетия, в России широко циркулируют западные образки в форме эстампов, которые тиражировались здесь местными иконописцами: «иконографическая схема часто воспроизводилась на народных картинках, на конвертах с пылью из Святого Дома, на литографиях, предназначавшихся для паломников, в большом количестве посещавших Лорето. С изобретением печатного станка эта иконографическая схема, широко распространенная в Западной Европе, по всей вероятности, попадает в Россию»34. (Илл. 6).

Лоретскую икону упоминает и протоиерей Иоанн Бухарев35, говоря о том, что «Явление ее было в 1291 году». Ту же дату указывает

34 Гукова С.Н. Развитие космографических идей в Византии: Проблема источниковедения. Дисс. канд. ист. наук. Ленинград, 1985.

35 Русский православный духовный писатель и педагог (1836-1912).

81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и София Снессорева36. Е. Н. Поселянин дает такое свидетельство о Лоретской иконе: «Она явилась в XI веке, но точно год ее явления по одним известиям относится к 1063 году, а по другим — к 1069 году. Находится она в итальянском монастыре города Лорето. По внешнему виду и особенностям своей живописи она походит на Черниговскую-Ильинскую, Феодотьевскую, Сокольскую и на некоторые другие русские иконыь.. Список с этой иконы находится в селе Песочине, в двенадцати верстах от города Харькова» 37.

В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» преподаватель Харьковской Духовной семинарии С.В. Булгаков38 пишет: «Лорецкая, или Лоретская, святая икона, явившаяся в XI веке, находится в монастыре города Лорето, в Италии... Список с этой чудотворной иконы находится в приходском храме села Песочина, в 12 верстах от Харькова». О селе Песочино мы находим сведения у Филарета: «.населилось при полковнике Донце, и первый песочинский храм во имя Св. Василия вел. построен около 1670 г.... В 1823г. на пожертвование доброхотных дателей, заботливостью священника Симеона Теленговского построен каменный храм во имя вселенского Учителя»39 и ничего о том, когда в нем появилась икона. Но в его записях есть ценное указание на то, что «в селе Песочине. поселились вольные люди Черкасы», то есть переселенцы с западной части нынешней территории Украины, находящейся длительное время под властью Речи Посполитой и бежавших от католического гнета на территорию православной России.

Есть интересные сведения о высокочтимой польской Пряжевской (Лорецкой) иконе (илл. 7), описанной Е.Н. Поселяниным в его книге «Бого-

36

37

38

39

Снессорева С.И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православной церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий. С изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Издание второе, значительно дополненное. СПб. : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1898.

Поселянин Е.Н. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь — URL: https://sedmitza.ru/lib/

text/440305/(дата обращения: 08.09.2020).

Сергей Васильевич Булгаков (1 октября 1859 - 1932) -русский духовный писатель.

Святитель Филарет (Гумилевский Д.Г.) Истор.-статисти-ческое описание Харьковской епархии: моногр. Т.1. Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2011.

матерь. Полное описание Ее земной жизни и посвященных Её имени чудотворных икон. (1914)». Е.Н. Поселянин говорит о достаточно запутанной истории ее появления, неопределенно называя дату — не то конца XVII, не то начале XVIII столетия. Названа икона по месту ее обретения — в церкви села Пряжева40.

Илл. 7. Пряжевская икона Богоматери. XVIII в.

Нынешняя территория Слобожанщины, долгое время подвергавшаяся постоянным набегам и опустошению со стороны различных кочевых племен, в том числе крымских татар и ногайцев, получила название Дикое поле. Эти пустующие места в XVI-XVII вв. активно заселяются переселенцами41, среди которых люди разных религиоз-

40

41

В 6 км к югу от города Житомир.

Слобожанщина в XVII веке заселялась как великороссами, так православными переселенцами из Русского, Брацлавского и Киевского воеводств Речи Посполитой. Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным; кроме черкас — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — местные жители и служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам и защиты границ от набегов.

ных конфессий и вероисповеданий. Вместе с ними сюда приходят иезуиты и католические священники, которые обосновываются на новых территориях - строят свои церкви и проводят службы. С другой стороны, на вновь присоединенные к России земли возвращается православие42. Первые церкви строились из дерева и первоначально были очень бедными. Бедность Успенской церкви Харькова вызвала в московском воеводе Офроси-мове, привыкшем к пышности храмов, огромное возмущение, которое описал в своем донесении царю: «А образов местных и деисусов нет — черкасы молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам, а книг и заводу никаких нет»43. В 1799г. учреждается Слободско-Украин-ская и Харьковская епархия Русской православной церкви Московского патриархата.

В XVII веке земли слобожанских казачьих полков в духовном отношении входили в патриаршую область, а с 1667 года стали подчиняться Белгородским владыкам. В составе Белгородской епархии Харьков делается важным духовным и образовательным центром — в 1726 году при активном участии Белгородского епископа Епи-фания (Тихорского) был открыт Харьковский коллегиум44, а в 1840 году организована Духовная Семинария. С ростом города и развитием экономики края росло не только количество, но и благосостояние церквей, которые на пожертвования прихожан богато украшались и расписывались. Если в 1799 году в епархии было 673 церкви, то через 100 лет их насчитывалось более 100045.

42 До 1667 года Слобожанщина входила в состав Патриаршей области; с 1667 по 1799 год территория входила в состав новоучреждённой Белгородской епархии, а с 1799 году образована Слободско-Украинская и Харьковская епархия Московского патриархата.

43 Багалш Д.1. 1стор1я Слобвдсько! Украши. Харюв : Основа, 1990. - 258 с.

44 Самое значительное после Киево-Могилянской академии учебное заведение в южно-русских землях того времени.

45 В начале XX века на Харьковщине было около 800 цер-ковно-приходских школ и около 20 монастырей. Всего на Харьковщине на 1904 год насчитывалось 950 церк-

вей, 10 монастырей, 1360 священников и диаконов. В самом городе насчитывались 42 церкви. В 1912 году в Епархии было 952 церкви, 75 часовен; 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 1 женская община; духовная семинария, 3 духовных училища, епархиальное женское училище, 816 церковных школ; 777 библиотек при церквях; 7 больниц и 27 богаделен.

С одной стороны, на население сильное влияние оказывала западноевропейская культура, проникавшая вместе с многочисленными пересе-ленцами46, а, с другой стороны, происходит ассимиляция приезжих, которые проникаются духом православия и встраиваются в культурную и экономическую жизнь Российской Империи. На этой территории западноевропейские иконографические образцы приобретают новые черты, наполняются совершенно другим духовным смыслом. Это хорошо прослеживается на иконографии образа Лоретской Богоматери.

Можно предположить, что католический образ Лоретской скульптуры (илл. 8) и ее духовное содержание были восприняты на Слобожанщи-не, где для многих людей, переносящих свой дом на новое место в Дикое поле, эта икона была особо близка.

Илл. 8. Скульптура Богоматери Лорето.

Образ Лоретской Богоматери, имеющий западные корни, на территорию Слобожанщи-ны, возможно, попал как со стороны Руси, уже переосмысленный на «московский манер», так и с западной стороны, вместе с переселенцами — католиками. Однако, католический исходный Образ на этой территории, входящей в сферу влияния Русской Православной Церкви, пересматривался и воспринимался по-новому. Этот процесс — длительный, связанный с развитием местных обрядов, а также формирования местной иконографической манеры письма. Все эти

46 Краснова И.В. Истоки формирования Слобожанщины как части геокультурного пространства России XVI — первой половины ХVII вв. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/istoki-formirovaniya-slobozhanschiny-kak-chasti-geokulturnogo-prostranstva-rossii-xvi-pervoy-poloviny-hvii-vv (дата обращения: 15.09.2020).

83

факторы привели к появлению своеобразной сло-божанской иконы Лоретской Богоматери.

Особое отношение к данному образу на Сло-божанщине можно объяснить, вероятно, созвучностью легенды перенесения Святого Дома и настроениям переселенцев, закинутых волей Судьбы в Дикое поле.

Чудотворная икона, как важнейшая часть религиозной жизни, неотделима от духовного состояния и культуры. Поэтому очень важно исследовать обстоятельства, при которых подобные изображения трансформировались и укоренялись в духовной жизни народа. Иконы Лорет-ской Богоматери несомненно представляют собой культурное, историческое и духовное достояние Слобожанщины, как части геокультурного пространства России.

Список литературы

1. Багалш Д.1. 1стор1я Слобщсько! Украши. Харюв : Основа, 1990. 258 с.

2. Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето // Очерки русской художественной культуры XVI-XX веков.: Сб. Статей. М.: Индрик, 2005. С.348-355.

3. Бузыкина Ю.Н. Критикуя святыню. Василий Барский — первый русский исследователь христианского Востока // Российский журнал истории Церкви. Протвино : Силицея-Полиграф, 2020. № 1(1). С. 13-21.

4. Гукова С.Н. Икона «Богоматерь Прибавление Ума» и Лоретская Мадонна // Искусство христианского мира. Вып. 5. М.: ПСТБИ, 2001. С. 94-110.

5. Гукова С.Н. Развитие космографических идей в Византии: Проблема источниковедения: дисс. к. ист. наук. Л., 1985.

6. Журнал путешествия на остров Мальту боярина Бориса Петровича Шереметева в 16971699 годах // Памятники дипломатических сноше-

ний Руси державами иностранными. СПБ., 1871. С. 1630-1631.

7. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М. : Издательство Академии Наук СССР, 1960. 262 с.

8. Кирпичников А.И. (ред.) Русское сказание о Лоретской Богоматери // ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2.

9. Краснова И.В. Истоки формирования Слобожанщины как части геокультурного пространства России XVI — первой половины XVII вв. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-formirovaniya-slobozhanschiny-kak-chasti-geokulturnogo-prostranstva-rossii-xvi-pervoy-poloviny-hvii-vv (дата обращения: 15.09.2020).

10. Лукьянов Е.А. Образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. М., 2003. № 9.

11. Плюханова М.Б. «КипЬние св-Ьта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. СПб. : Пушкинский Дом, 2016.

12. Сантарелли Д. Лорето в истории и искусстве — URL: https://www.academia.edu/33359758/ Джузеппе_Сантарелли_Лорето_в_истории_и_ искусстве_пер_и_дополнения_М_Талалая_Ан-кона_Edizioni_Aniballi_2010 (дата обращения: 15.09.2020).

13. Святитель Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии: моногр. X. : Харьковский частный музей городской усадьбы, 2011. Т.1.416 с.

14. Снессорева С.И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православной церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий. С изображениями в тексте праздников и икон Бо-жией Матери. Издание второе, значительно дополненное. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Ту-зова, 1898.

15. Scaraffia L. Loreto. Cap. 3: Il mito tra fede e ragione. Bologna, 1998.

84

HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND OF THE APPEARANCE OF THE ICONS OF THE LORETIAN MOTHER OF GOD IN SLOBOZHANCHINA

Krasnova Irina Vladimirovna,

Doctoral student,

Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after

D.S. Likhachev (Institute of Heritage), Kosmonavtov st., 2, Moscow, Russia, 129366 e-mail: krasnova_i@mail.ru

Abstract

The article examines the historical background and ways of appearance in the 17th century on the territory of Slobozhanshchina icons of the Loretskaya (Loretskaya) Mother of God. This icon is highly read by both Catholics and Orthodox Christians living in Slobozhanshchina. One can try to explain such an attitude to the Loret Mother of God by the connection of the legend about the Holy House, where the Mother of God was born, lived, and received the Annunciation and the history of the formation of Slobozhanshchina.

Keywords

Our Lady of Loreto, House of Loreto, Slobozhanshchina, Catholicism, Orthodoxy.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.