'Научней сетевой журнал
Г МЕПИиИНСКАЯ психология
Ъ В РЙССИИ
I_к__
ДУХОВНОЕ И ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НА РУСИ: ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»
Гаврилов В.В.
Гаврилов Владимир Вячеславович
ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии с курсом ИПДО; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 30-56-41.
куратор коллекции ИНЫЕ, вице-президент SIPE (Международного общества психопатологии экспрессии и арт-терапии), вице-президент фонда «ИнАРТ» (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на примере истории иконы «Богоматерь Прибавление Ума» обсуждается проблема связи душевного и духовного неблагополучия. Икона получила широкое распространение на Северо-Западе России (в частности, около Ярославля находится церковь с «чудотворным» списком иконы). Несмотря на исторические корни образа, уходящие в г. Назарет и, далее, в Италию, — в России Икона приобрела новые смыслы и известность. В российской культуре (помимо увеличения «книжного знания», характерного, скорее, для европейского прочтения) проявились такие смыслы концепта «прибавление ума», как обретение душевного (психического) здоровья, единение (обретение целостности) ума и сердца, причастность знания человека к «божественному откровению».
Ключевые слова: икона «Ключ мудрости»; икона «Богоматерь Прибавление Ума»; юродивые; психического здоровье; душевное здоровье; Ярославский художественный проект «ИНЫЕ».
УДК 159.9(091)
Ссылка для цитирования
Гаврилов В.В. Духовное и душевное здоровье на Руси: икона «Богоматерь Прибавление Ума» // Медицинская психология в России. - 2013. - T. 5, № 5. - С. 5. doi: 10.24411/2219-8245-201315050
Поступила в редакцию: 30.09.2013 Прошла рецензирование: 15.10.2013 Опубликована: 31.10.2013
Икона «Прибавление Ума» Храм Спас на Городу (г. Ярославль)
(г. Ярославль) фото Артёма Дякива
Ярославская земля может представить интересные факты далёкого прошлого, перекликающиеся с тематикой душевного здоровья. Наш тысячелетний город основан князем Ярославом — сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси, который за свою разумность и судьбоносные государственные деяния был наречён Мудрым. Прозвище соотносится с наивысшей оценкой современниками его деяний, сопоставимой с максимально высокой планкой умственных способностей. Однако большинство людей скорее скудны мудростью, чем богаты.
Искренний отказ от собственного разума во «славу Божиею» представлен феноменом юродства и обоснован апостолом Павлом: «Мы безумны (юроди) Христа ради» (1 Кор.: 4.10). В Московском государстве (XV—ХVII вв.) парадоксальность поступков юродивых заключалась в их дерзкой апелляции к «глупости мира сего». Юродивые / блаженные регулярно покушались на общественную мораль, совершали предосудительные «непотребства»: бесстыдно нагие творили непристойности, кощунствовали, богохульствовали — неутомимо провоцируя к себе негативные эмоции. Одновременно, изнурявшие себя постами аскеты неистово молились о душах заблудших, призывая к покаянию. Это явление «мудрого безумия», смешивающего поведение «глупости», как светского феномена культуры, и поведение «не от мира сего», свойственного «посвящённым» в Божественные тайны. Демонстративное «отклоняющееся» поведение блаженных («неразумных», «Богом наказанных») вызывало уважение. «Похабные» и пророческие слова приравнивались к «гласу святых», эпатажность жития юродивых сакрализировалась: некоторые стали местночтимыми святыми угодниками Божьими: Давид из Ярославля, святые ростовские юродивые Иоанн Власатый (Милостивый) и Иоанн Большой Колпак (Водоносец) (XVI в.), даниловский — Илья (XVI в.), переславский — Миша-Самуил (Михаил Лазарев, XIX в.), романовский — Онуфрий. Особой известностью пользовался Исидор Ростовский (Твердислов) (XV в.).
В целом на Руси тридцать шесть Христа ради юродивых были канонизированы [2,
с. 98].
«Безумие» — неизбежный атрибут религиозно-мистических откровений. Издавна теологи определяют мистику как экстатическое познание Бога посредством опыта религиозных практик [4, с. 81]. Однако регламентации научных и религиозных доктрин сужают диапазон откровений «безумия», расположенного скорее сбоку, с краю, периферийно от позиций банальной нормальности. К слову, и психиатрика (в России первоначально именно так называли психиатрию), формировалась тоже несколько особняком от соматической медицины.
Нас заинтересовали безмерные, безоценочные феномены, скорее — запредельные многоаспектные, в чём-то странные и таинственные явления инобытия, инакомыслия, веры и иноверия. При этом накопленный опыт как духовноИного (мистического опыта), так и душевноИного (психиатрического опыта) у мудрых, «нормальных» и глупых, верующих, фанатиков и атеистов может выступать катализатором новых самобытных творческих переживаний и возможностей.
В православных традициях принято почитание икон, исповедальное обращение к которым является неотъемлемой частью культурно-религиозного наследия России. В период существования Киевской Руси формируется национальная идея об особой избранности русской земли, признанной «уделом Богородицы». В религиозном сознании Богородица является ходатаицей перед Христом, олицетворявшим Божественную Премудрость, за весь род человеческий. Божия Матерь просит о даровании благ духовных и земных (вещественных), «...среди которых первенствует озарение ума и сердца Божественной Истиной» [6].
Богородичные образы необычайно притягательны, на них проецируется и субъективный опыт материнский любви. Богоматерь воспринимается образцом чистоты, целомудрия, помощницей в бедах и напастях, беспредельным источникам милосердия. Верующие с надеждой уповают на милость, заступничество и благодатную помощь Божией Матери.
Страждущие, скорбящие (скорбные), больные, немощные и убогие обращаются к иконе, как к источнику вечного света разума и мудрости, для укрепления надежды на помощь. И многие по вере своей получают исцеление от недугов, нужды, утешение от болезней и душевного неспокойствия, к ним возвращается разум или прибавляется мудрость. На Руси зафиксированы неисчислимые свидетельства чудесных случаев исцеления, связанных с Божественными иконами Божией Матери. Они чтились как целительные и чудотворные, к концу XIX общепринятое количество их насчитывалось — 364 [Цит. по: 1, с. 7]. Но время приносит и более поздние поновления...
Например, история с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошла в 1878 году. Крестьянину Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Отслужи перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин лишь после третьего явления старца на четвереньках смог отправиться в путь. Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях. И после совершения молебна он получил не только исцеление больных ног, но и перестал испытывать пристрастие к алкоголю. С тех пор образ Божьей Матери «Неупиваемая чаша» почитается православными как чудотворный. Молящиеся перед иконой получают исцеление от алкоголизма, наркомании и других соблазнов. Поддерживая надежду верующих пациентов, и сегодня на базе Ярославской наркологической больницы открыта молитвенная комната, где и находится Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Уже сами названия Богородичных икон настраивают верующих на терпение и утешение в болезнях, скорбях и печалях: Икона Богородицы Всех скорбящих Радость, Утешительница скорбящих, Целительница, Утоли мои печали. Перед другими: Тихвинская икона Божией Матери, Печерской Богоматери, Страстная. — молятся об исцелении от беснования, помрачения ума и уныния.
В Городском выставочном зале Ярославля впервые в 1997 году была открыта экспозиция коллекции ИНЫЕ, представившая изобразительное творчество людей, имеющих психиатрический опыт. Организаторы акции, опасаясь привычной «стигматизации» художников, клеймения их «сумасшедшими», стремились сместить внимание с факта наличия душевноИного на процесс поиска Духовного, чтобы в представленных работах сограждане сумели увидеть не столько болезненную — теневую часть личности, сколько его творчески-здоровую светлую часть. Их удивительное и исповедальное творчество — важнейшая составляющая душевного здоровья и явление мужества вопреки страданию.
Заговорив о духовном, мы затронули и своеобразные архетипические «образы» из истории отечественной религиозной культуры: один из залов выставки ИНЫЕ был отведен под «иконный ряд» XVII—XX веков из собраний музеев города. Там были запечатлены «иные» персонажи средневековья — местночтимые юродивые, «целительные» иконы с изображением Христа ради юродивых: Василия Блаженного, Исидора Ростовского и несколько Богородичных икон. Наиболее глубокие размышления зрителей из представленных икон вызвала «Образ Пречистые Богородицы Прибавление Ума».
О происхождении иконы имеется предание. Первообраз иконы — скульптура Лоретской Богоматери, вылепленная в XI веке и вывезенная из Назарета в Италию в результате Крестовых войн XIII века. В Европе икона почиталась как покровительница путешествующих. В 1528 году по приглашению папы Климента VII Италию посетила русская делегация [3, с. 60], которая поразилась красотой святыни и уже в 1547 году в Москве появились первые списки Лоретской иконы Божией матери.
С историей появления иконы соседствует и сказание [7, с. 8]. Авторство иконы приписывают неизвестному благочестивому иконописцу, который потерял рассудок и «сошёл с ума». На его неоднократные молитвы — обращения за помощью к Пресвятой Деве о прощении и возвращении разума, Богородица является перед ним, и мастер
запечатлевает свои кратковременные видения, с надеждой получить исцеление. Так, постоянно работая над образом нового списка иконы, он вновь обретает рассудок! Состояние глубокого религиозно-мистического переживания одновременно с одержимостью творчеством в качестве адаптивного пути разрешения внутреннего кризиса привело к тому, что «схождение с ума» сменяется его возвращением на позиции разума.
Сохранившиеся списки икон XVШ—XIX веков представляет собой совместное изображение, как бы парящих в небе, Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы и обращает нас к Софии — Приснодевы Премудрости Божией. Как Царь и Царица Небесные они коронованы, в левой руке Младенца находится держава, десницей он благословляет. Основой и главной особенностью композиции иконографии является длинное колоколоподобное богослужебное облачение Богоматери хитон — далматик, по форме напоминающее о прообразе иконы — статуи Лоретской Богоматери. Икона, интерпретированная на «московский манер», духовное истолкование её, распространение и новое название получает именно на Руси. Неудивительно, что в Италии традиционное изображение иконы называется «Богоматерь Лоретская». Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божьей, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости» [Там же. С. 12].
В наши дни подобные варианты иконы достаточно редки, но их, вероятно, «первые образцы» известны и почитаемы в городах Ярославской области, расположенных на берегах Волги. «Подательница ума» сохранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска, другая — в Покровской церкви в небольшом городке Тутаеве (быв. Романово-Борисоглебске). Современный вариант иконы представлен в церкви Спас на Городу (Ярославль).
Икона «Прибавление Ума» Покровский храм (г. Тутаев, Ярославская область)
(г. Тутаев) © Владислав Вовк
Как в прошлые времена, так и сегодня, к данным и аналогичным чудотворным Богородичным иконам, по простонародному выражению названными «Подательница Ума», «Прибавление Ума», «Ключ разумения», стекаются и обращаются с молитвою не только душевнобольные, но и родители, замечавшие у детей неразумие, скудоумие, неуспешность в усвоении начальных основ веры и грамотности [Там же. С. 3].
Уже с 2003 г. члены реабилитационного арт-клуба «Изотерра» при психиатрической клинике, заинтересовавшиеся феноменом чудесного исцеления, были ознакомлены с самой иконой и сказаниями о её удивительной истории, которые воспринимались в духовно-исцеляющем и художественном аспектах. И примерно 50 авторов после осмысления предложенного материала самостоятельно принялись за создание артефакта, и в итоге получилась серия оригинально обобщённого (трансформированного) типологического изображения, точнее — упрощённые знаки предложенного «первообраза». И работы душевноИных, по мере их возможностей, большей частью подтверждают адекватность восприятия оригинала и стремление приблизиться к Божественному прототипу [5, с. 81].
Удивительная по своей простоте лаконичность экспрессивного языка членов «Изотерры» вполне оправдана и понятна, т.к. авторы стремились, главным образом, передать не каноническое, а своё индивидуальное восприятие, окрашенное эмоциональными интонациями, соответствующее художественному и внутреннему видению оригинала. В некоторых случаях эмоциональные переживания превалируют настолько, что авторы изображают улыбающихся Богоматерь, Младенца Христа, ангелов и херувимов, что не встречается в произведениях православного искусства. Не оставляет равнодушным и непосредственность творческих работ, что в целом свойственно произведениям непрофессионалов [Там же]. В итоге наиболее интересная серия полученных ремейков «первообраза» с успехом публично представлялась на последующих экспозициях коллекции ИНЫЕ и доброжелательно была принята зрителями, а душевноИные авторы — получили заряд душевного спокойствия и уверенности, помогающий и далее более успешно побеждать свои искушения, страдания, болезни. Так, духовные изыскания, предложенные в русле арт-терапевтической практики, вполне могут быть представлены и художественным проектом [Там же. C. 82].
При анализе механизмов «иконотерапии» в мирском, в психотерапевтическом значении, несомненно наиболее часто выявляется импрессивный эффект воздействия сакрального образа (фр. «impression» — впечатление), прежде всего, отмечаемый у зрителей, замотивированных на результат предполагаемого диалога. Однако, отличительной особенностью общения с иконой «Образ Пречистые Богородицы Прибавление Ума» является осознание факта экстатически-мистического, экспрессивно-насыщенного опыта её создания (лат. «expression» — выражение). В наши дни это вызывает ассоциации с арт-терапевтической практикой, где уже сознательная погружённость в духовно-художественные практики в определённой степени может с успехом выступать в роли альтернативы психической патологии.
Литература
1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных ее икон / сост. С. Снессорева. - М.: Терирем, 2011.
2. Иванов С.А. Юродство как феномен религии и культуры // Синапс. - 1992. - № 2.
- C.93-100.
3. Лукьянов Е.А., Трофимов А.А. Икона Божией Матери «Прибавление ума». Акафист.
- М.: Паломник, 2001.
4. Пашковский В.Э., Зислин И.М. Религиозно-мистические состояния как психиатрическая проблема // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. - № 1. - C. 81-88.
5. Полушкина Л.Л. «Разум небесный открывающе...» (из акафиста чудотворной иконе «Богоматерь Прибавление Ума»). (Исцеляющие образы) // Искусство аутсайдеров: путеводитель. - Ярославль, 2005. - C. 80-82.
6. Полушкина Л.Л., Урываев В.А. Икона «Богоматерь прибавление ума»: история образа // Гуманизм и духовность в образовании: научные труды Второй Международной научно-практической конференции. - Нижний Новогород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001.
- С. 260-262.
7. Титов А.А. Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». - М., Типография Императорского Московского Университета, 1909.
Spiritual and Mental Health in Russia: the History of the Mother of God "Enlightening"
Gavrilov V.V.
E-mail: [email protected]
Yaroslavl State Medical Academy Revolyutsionnaya St., 5, Yaroslavl, 150000, Russia Phone: (4852) 30-56-41
Abstract. The paper deals with the relations between mental and spiritual ill-being on the example of the history of Mother of God "Enlightening". The icon became widely popular in the North-Western Russia (thus, there is a church with a "miraculous" list of the icon near Yaroslavl). In spite of the historical roots of the image that trace back to Nazareth and further to Italy, the icon acquired new meanings and popularity in Russia. The Russian culture (apart from increased "bookish knowledge", which is rather typical for the European interpretation) created such meanings of the "enlightening" concept as acquiring mental health, integrity (wholeness) of mind and heart, and participation of human knowledge in the "divine revelation".
Key words: Icon "Key of Wisdom"; Icon Mother of God "Enlightening"; blessed, mental health; Yaroslavl artistic project Inye (Others).
For citation
Gavrilov V.V. Spiritual and Mental Health in Russia: the History of the Mother of God "Enlightening". Med. psihol. Ross., 2013, vol. 5, no. 5, p. 5. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15050 [in Russian, abstract in English].