Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ПРИМЕР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ПРИМЕР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рычков С.Ю.

Цель исследования - сравнение историко-культурных факторов, определяющих региональную специфику реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан и Республике Крым. На основе использования результатов анализа данных государственной статистики, полевых исследований и других материалов выделены базовые историко-культурные факторы и сделан сравнительный обзор их учета при применении средств реализации национальной политики в двух субъектах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL FACTORS OF REGIONAL ETHNIC POLICY (EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND THE REPUBLIC OF CRIMEA)

The purpose of the study is to compare historical and cultural factors that determine the regional specifics of the implementation of state national policy in the Republic of Tatarstan and the Republic of Crimea. Based on the results of analysis of state statistics, field research and other materials, the basic historical and cultural factors are identified and a comparative review of their consideration in the application of national policy implementation tools in two Russian regions are made.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ПРИМЕР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)»

УДК 93/94 Научная статья

Историко-культурные факторы

региональной национальной политики

(пример Республики Татарстан и Республики Крым)

С.Ю. Рычков

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

г. Казань, Россия

Аннотация. Цель исследования - сравнение историко-культурных факторов, определяющих региональную специфику реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан и Республике Крым. На основе использования результатов анализа данных государственной статистики, полевых исследований и других материалов выделены базовые историко-культурные факторы и сделан сравнительный обзор их учета при применении средств реализации национальной политики в двух субъектах России.

Ключевые слова: национальная политика, межнациональные отношения, историко-культурные факторы, Республика Татарстан, Республика Крым

Для цитирования: Рычков С.Ю. Историко-культурные факторы региональной национальной политики (пример Республики Татарстан и Республики Крым). Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. Т. 41. № 1. С. 50-55.

Original article

Historical and cultural factors of regional ethnic policy (example of the Republic of Tatarstan and the Republic of Crimea)

S.Y. Rychkov

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Kazan, Russia

Abstract. The purpose of the study is to compare historical and cultural factors that determine the regional specifics of the implementation of state national policy in

the Republic of Tatarstan and the Republic of Crimea. Based on the results of analysis of state statistics, field research and other materials, the basic historical and cultural factors are identified and a comparative review of their consideration in the application of national policy implementation tools in two Russian regions are made.

Keywords: ethnic policy, interethnic relations, historical and cultural factors, Republic of Tatarstan, Republic of Crimea

For citation: Rychkov S.Y. Historical and cultural factors of regional ethnic policy (example of the Republic of Tatarstan and the Republic of Crimea). Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography at Kazan University. 2021;41(1):50—55 (In Russ.).

Цель данной статьи - дать краткую сравнительную характеристику историко-культурных факторов, влияющих на реализацию государственной национальной политики в двух регионах России - Республике Татарстан и Республике Крым. Задачи - охарактеризовать приоритеты государственной национальной политики России, составить перечень историко-культурных факторов, обозначить специфику их региональных проявлений. Источники информации - тексты официальных документов органов государственной власти, научные публикации, данные официальной статистики, материалы экспедиций с участием автора в 2019 и 2020 гг. в сельские районы Республики Татарстан и Республики Крым. Методы сбора информации - традиционный анализ документов, статистический анализ, экспертный опрос.

Одной из 6 заявленных целей стратегии государственной национальной политики России является сохранение этнокультурной самобытности ее народов. Среди ее приоритетов - сохранение этнокультурного и языкового многообразия страны; соблюдение прав коренных малочисленных народов; поддержание межнационального мира и согласия. Делается акцент на учете этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [5].

Автор данной публикации считает в контексте рассматриваемой темы синонимичными понятия «этнокультурный фактор» и «историко-культурный фактор» при анализе специфичности региональной национальной политики, в силу того что культура этноса всегда является результатом его исторического развития.

Профессиональная культура историков в эпохи социальных потрясений

К наиболее крупным историко-культурным факторам региональной национальной политики мы относим:

• национальный состав населения региона;

• этническую историю субъекта федерации;

• степень сохранности и использования в различных целях артефактов материальной и нематериальной культуры этносов.

Последний из выделенных факторов имеет сложную структуру, заслуживает отдельного внимания. В данной публикации мы в обзорном плане остановимся только на одной из его составляющих - праздниках и памятных датах с этнической окраской.

Проведем краткую сравнительную характеристику Республики Татарстан и Республики Крым по указанным параметрам.

По результатам переписи 2010 г., в Татарстане татары составляют 53,2% населения, русские - 39,7%, чуваши - 3,1%, удмурты - 0,6%, мордва, марийцы и украинцы - по 0,5%. Среди остальных 168 этносов башкиры, азербайджанцы, узбеки, армяне и таджики, их доля составляет от 0,4% до 0,2% населения региона [1]

Перепись 2014 г. показала в Республике Крым наличие 175 этносов (общая палитра, без учета долей этносов, - близкая к Татарстану). Русских насчитывалось 65,2%, украинцев - 16,0 %, крымских татар - 12,6%., татар - 2,3%. Далее по убыванию доли (от 0,98% до 0,13% - белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки, корейцы, греки, молдаване, евреи, поляки и цыгане [2, с. 124-128].

Данная структура населения стала результатом достаточно разных процессов этноистории регионов, в том числе за последние 250 лет. «Великие переселения народов» на территории современного Татарстана сошли на «нет» к концу ХУШ в., тогда как Крым и после указанного времени пережил массовый исход крымских татар в 50-е гг. позапрошлого столетия, депортацию семи этносов 1940-х гг. и гитлеровский Холокост 1941 года, активные переселенческие процессы 1940-1950-х гг.

Праздничный этнокалендарь Татарстана устоялся примерно десятилетие назад и включает татарский (тюркский) Сабантуй, русский Каравон, славянский праздник Янка Купала, чувашский Уяв, марийский Семык, удмуртский Гырон Быдтон, мордовский Балтай, кряшенский Питрау и ряд других [4, с. 96]. В Крыму наиболее значимыми этнопраздниками после 2014 г. стали крымско-

татарский Хыдырлез, славянская Масленица, армянский Варда-вар, болгарская Баба Марта, греческий Панаир, караимский Песах и др. [3].

Одной из специфических особенностей Крыма является проведение мероприятий в связи с трагическими событиями Великой Отечественной войны: памяти жертв депортации крымско-татарского и пяти других народов Крыма в 1944 году; жителей 127 сожженных гитлеровцами деревень в ноябре-декабре 1943 года, в том числе и с крымско-татарским населением; жертв крымского Холокоста, имевшего место в ноябре - декабре 1941 года по отношению к евреям, крымчакам и цыганам полуострова со стороны гитлеровских оккупантов.

Отличается и субъектность реализации национальной политики в двух регионах. В Республике Татарстан ключевым органом данной сферы является Управление по реализации национальной политики Департамента Президента республики по вопросам внутренней политики. Оно обеспечивает деятельность Совета при Президенте по межнациональным и межконфессиональным отношениям, межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. На муниципальном уровне работу ведут отделы культуры исполкомов, центры, дома культуры и сельские клубы. Институты гражданского общества в данной сфере - региональные национально-культурные автономии, республиканский Дом Дружбы народов Татарстана с сетью в районах, различные ассоциации и организации. Главным отличием Республики Крым мы считаем наличие специального Государственного комитета по делам межнациональных отношений. До 1 января 2020 года его наименование дополнялось словами «...и по делам депортированных народов», что отражалось на функционале и приводило к вполне справедливым упрекам в ограниченности целевой направленности его действий. Комитет подотчетен и подконтролен Главе и Совету Министров Республики Крым.

В администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Крым функционируют отделы по межнациональным отношениям либо предусмотрена штатная должность ру-

Профессиональная культура историков в эпохи социальных потрясений

ководителя, ведущего специалиста данной сферы. Эти должности преимущественно занимают этнические крымские татары [6].

Свойственная всем республиканским органам власти частая сменяемость руководства и вытекающая отсюда кадровая чехарда распространяется и на управление сферой межнациональных отношений. В этом плане ситуация в Республике Татарстан гораздо более стабильная.

Указанные факторы и обстоятельства должны учитываться при осуществлении государственной национальной политики в субъекте России, начиная с формирования системы полномочий и ответственности в органах государственной и муниципальной власти и заканчивая конкретным инструментарием ее реализации.

Примечание. Подготовлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-0900058 «Этнокультурный потенциал сельских поселений: региональные модели развития (пример Республики Татарстан и Республики Крым)».

Библиография

1. Всероссийская перепись населения-2010. Национальный состав населения Республики Татарстан. - URL: https://tatstat.gks.ru/folder/39222 (дата обращения 11.10.2020).

2. Итоги переписи населения в Крымском федеральном округе /Федеральная служба государственной статистики. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. 279 с. - URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/ KRUM_ 2015.pdf (дата обращения 15.10. 2020).

3. Народы Крыма. Фотоальбом. (Авторы идеи Лаптев Ю.Н., Прокопен-ков В.Н.). - Симферополь: Изд-во «ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2016. 448 с.

4. Нургаянова Н.Х., Ахметова Л.А. Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №3. С. 95-98.

5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666. -URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения 11.10.2020).

6. Полевые материалы автора. Этнографические экспедиции в сельские районы Республики Татарстан и Республики Крым, 2019 и 2020 гг.

Автор публикации

Рычков Сергей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимиря-сова (ИЭУП), г. Казань, Республика Татарстан.

Рublication author

Sergey Y. Rychkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML) Kazan, Republic of Tatarstan.

Поступила в редакцию / Received 10.01.2021 Поступила после рецензирования / Revised 03.02.2021 Принята к публикации / Accepted 04.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.