Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ В РАМКАХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МУРОМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ В РАМКАХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МУРОМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / REALIZATION OF INTERNATIONAL PROJECTS / DIALOGUE OF CULTURES / HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE / TERRITORIAL IDENTITY / CULTURAL-SYMBOLIC POTENTIAL / BASIC VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова Н.В.

Данная статья посвящена вопросам реализации международных проектов и повышения их эффективности в условиях современных межкультурных коммуникаций (на примере города Мурома). В статье анализируется культурно-символический потенциал малых городов России с целью выявления основных базовых ценностей русской культуры и, в частности, Владимирской области. Подчеркивается, что наиболее эффективным вариантом реализации идентификационного потенциала культурного наследия выступает регион. Особое внимание уделяется развитию культурного диалога в рамках успешной реализации международных проектов, а также формированию новых стратегий коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Романова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CULTURAL HERITAGE AND BASIC VALUES OF SMALL TOWNS OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF CROSS-CULTURAL DIALOGUE (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MUROM, VLADIMIR REGION)

The given article is devoted to the problems of realization of international projects and increase of their effectiveness under the conditions of modern cross-cultural communications (on the example of the city of Murom). The cultural-symbolic potential of small towns of Russia is analyzed with the purpose of revealing basic values of Russian culture, and in particular, of Vladimir region. It is underlined that the most efficient variant of the realization of the identified potential of cultural heritage is the region itself. Special attention is given to the development of cross-cultural dialogue in the framework of successful realization of international projects, as well as to the formation of new communication strategies.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ В РАМКАХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МУРОМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

5. Ноздрева Р.Б. Маркетинг [Текст] / Р.Б. Ноздрева, М.Д. Крылова, М.И. Соколова - М.: «Проспект», 2017 - 232 с

УДК 378.4

Романова Н.В., кандидат культурологии

доцент

кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин

Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Россия, г. Муром, Владимирская область ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ В РАМКАХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МУРОМА ВЛАДИМИРСКОЙ

ОБЛАСТИ)

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам реализации международных проектов и повышения их эффективности в условиях современных межкультурных коммуникаций (на примере города Мурома). В статье анализируется культурно-символический потенциал малых городов России с целью выявления основных базовых ценностей русской культуры и, в частности, Владимирской области. Подчеркивается, что наиболее эффективным вариантом реализации идентификационного потенциала культурного наследия выступает регион. Особое внимание уделяется развитию культурного диалога в рамках успешной реализации международных проектов, а также формированию новых стратегий коммуникации.

Ключевые слова и фразы: реализация международных проектов, диалог культур, историко-культурное наследие, территориальная идентичность, культурно-символический потенциал, базовые ценности.

Romanova N. V., Candidate of culturology, Associate professor Associate professor of the department of social-humanitarian and law

subjects

Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and

Nikolai Grigoryevich Stoletovs Russia, the city of Murom, Vladimir region HISTORICAL CULTURAL HERITAGE AND BASIC VALUES OF SMALL TOWNS OF RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF CROSS-CULTURAL DIALOGUE (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MUROM, VLADIMIR REGION)

Abstract:

The given article is devoted to the problems of realization of international projects and increase of their effectiveness under the conditions of modern cross-cultural communications (on the example of the city of Murom). The cultural-symbolic potential of small towns of Russia is analyzed with the purpose of revealing basic values of Russian culture, and in particular, of Vladimir region. It is underlined that the most efficient variant of the realization of the identified potential of cultural heritage is the region itself. Special attention is given to the development of cross-cultural dialogue in the framework of successful realization of international projects, as well as to the formation of new communication strategies.

Key words and phrases: realization of international projects, dialogue of cultures, historical-cultural heritage, territorial identity, cultural-symbolic potential, basic values.

Данное исследование выполняется в рамках гранта РФФИ.

Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2017 - Владимирская область. Проект № 17-16-33002.

Для современной социокультурной ситуации свойственно существенное увеличение потока информации, коммуникации и интенсификации межкультурных контактов, которому в российской реальности присущи такие черты как сложность и противоречивость. Данный факт обусловлен тем, что многие явления социальной жизни общества отражаются на состоянии культуры, но именно культура заявляет о себе как свободная сила, устанавливающая атмосферу в обществе. Известно, что культура это накопленный опыт, сохраняющийся в течение длительного времени и передающийся из поколения в поколение. В связи с изменением социального, культурного и политического положения, а также с прогрессивным развитием средств массовой информации все больше людей вступают в процесс взаимодействия с представителями других культур. Поэтому различные аспекты межкультурного взаимодействия, а именно идентичность культур становится предметом изучения представителей различных областей научного знания. В процессе межкультурного взаимодействия происходит изменение обоих участников при сохранении уникальности каждого, так как диалог предполагает партнерские отношения, в ходе которых происходит обогащение и расширение личного информационного поля. Цель диалога не только передача информации, но и обретение его участниками интеграции, которая помогает им адаптироваться к современным социокультурным условиям. Так как в коммуникативный процесс вовлечена достаточно широкая аудитория, одним из наиболее эффективных и актуальных способов передачи информации между представителями разных культур является реализация международных проектов. Именно через международные

проекты возможна активизация межкультурного взаимодействия на различных уровнях. Помимо диалога в современном гуманитарном знании можно выделить также такие типы межкультурного взаимодействия, как интеграция, взаимодополнение, взаимоизоляция, перманентный конфликт, параллелизм в развитии.

Огромное значение при реализации межкультурного взаимодействия приобретает историко-культурное наследие, которое является основой духовного и интеллектуального развития страны. Именно на основе объектов культурного наследия осуществляется развитие человеческого потенциала и происходит формирование базовых ценностей, которые напрямую зависят от эпохи, в которой живет человек. Изучение культурно -исторического потенциала составляет важный аспект патриотического воспитания всех членов общества, определяющий культурный маркер и уважительное отношение к родной национальной культуре. Неисчерпаемым ресурсом для реализации международных проектов служат всевозможные культурные традиции и уникальные объекты историко-культурного наследия, обладающие художественной, научной, мемориальной и историко-архитектурной ценностью. Целью данной работы является изучение историко-культурного наследия на примере древнего города Мурома в рамках эффективной реализации международных проектов. Актуальность данной статьи значительно повышается в условиях увеличения интенсивности международных контактов между представителями различных культур.

Одной из главных сфер современных межкультурных исследований является анализ исторических парадигм с целью развития знания о сосуществовании и сотрудничестве народов и культур. В ходе диалога культур рождаются новые формы культурной активности и духовных ориентиров. Современная глобализация существенно изменяет условия межкультурного взаимодействия, ведь сама суть глобализации - стирание имеющихся границ, в ходе которого культуры теряют часть своей уникальности. Поэтому так важно при формировании пространства взаимодействия между цивилизациями, понимать и осмысливать культуру как своей страны, так и других народов. Именно поэтому выбором для всего мирового сообщества является диалог, как действенный способ межкультурного взаимодействия, обеспечивающий сохранение культурной идентичности каждого и одновременно открывающий новые возможности для взаимного обогащения культур. Диалог способствует укреплению взаимопонимания и уважения между различными национальностями с помощью различных форм межкультурного взаимодействия. Он обеспечивает более высокую степень применения всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей, а также приводит к пониманию универсальных ценностей, общих для всех людей. Процесс взаимодействия культур может быть более или менее эффективным в результате сочетания и взаимовлияния многих факторов. Для качественного

повышения его эффективности формируются новые стратегии коммуникации, равный доступ к информации, а также достижение необходимого баланса между глобальными и региональными программами. Самым актуальным и действенным способом взаимодействия являются международные проекты, которые позволяют не только сохранить культурное наследие, но и обогатить его в процессе формирования диалога культур между странами, народами и цивилизациями. На базе социального, материального, интеллектуального, художественного опыта происходит социокультурное развитие любого общества, то есть воспитание социально значимых качеств. Однако исторический опыт показывает, что даже изолированное этнокультурное развитие все равно включает в себя некоторую часть инноваций, заимствованных извне. При всей уникальности опыта каждого народа его культура формируется из множества элементов разноэтнического происхождения. Однако не стоит считать, что процессы глобализации приведут к утрате индивидуальности культур, напротив, можно сделать вывод, что межкультурный диалог поспособствует обогащению и развитию, особенно если взаимодействующие культуры связывают очень значимые общие ценности, в основном религиозного порядка, в которых заложены духовно-нравственные основы религии, ценные для всего общества. Необходимо учитывать тот факт, что обмен культурным опытом среди различных народов обязательно должен быть равноправным, именно в этом случае можно гарантировать интенсивность развития культурных контактов. Культурные контакты, в свою очередь, могут быть как внешние, так и внутренние, и результат их может быть конструктивный или деструктивный. Их роль значительно возрастает в современном мировом сообществе. Для России, сохраняющей все свое этнокультурное разнообразие, значение межкультурного диалога несомненно возрастает с каждым годом. Необходимым фактором для развития общества и сохранения культурно-исторического наследия является широкое включение Российской Федерации в социокультурную среду как отдельно взятых регионов, так и страны в целом. Культурное наследие обладает информационно-аксиологическим потенциалом, необходимым для развития и передачи будущим поколениям нравственных ценностей, влияющих на дальнейшее развитие общества, страны, региона. Культурное наследие интегрирует в себе не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи.

Основными источниками культурного наследия выступают территориальные образования России. Огромное значение на уровне регионов имеет историко-географическая среда, непосредственно влияющая на формирование ценностей и уклад жизни людей, проживающих на данной территории. Изучение культурно-символического потенциала города, в

данном случае Мурома, помогает выявить и наиболее полно отразить важные аспекты культуры русского народа. Культурный потенциал определяется совокупностью собранных ресурсов культуры, средств, источников, запасов и возможностей, которые, с одной стороны, находятся в природе или накапливаются обществом в форме материальных и духовных результатов труда человека, а с другой стороны, сохраняются в качестве культурных ценностей и объектов культурного наследия. Поэтому важность этого изучения в современной ситуации является значимым условием развития общества. Особое значение играют способы реализации идентификационных, ценностно -ориентационных потенциалов культуры города. Формируются и получают развитие определенные ценности, которые лежат в основе самосознания и указывают на общественное или личностное значение тех или иных процессов. К традиционным ценностям относят элементы социального и культурного достояния, передающиеся из поколения в поколение. Они закрепляются в жизни региона на протяжении длительного отрезка времени, пронизывая все его сферы. А сохранение и приумножение культурного потенциала связаны со степенью эффективности реализации

международных проектов, направленных на развитие сферы культуры.

Ценностным ядром культурно-исторического наследия города Мурома является идентичность города, который с момента своего образования до сегодняшнего дня не менял ни своего названия, ни своего местонахождения. Так, усадьба графов Уваровых, расположенная на территории современного города Мурома является уникальным памятником культуры данной территории. Она хранит материально -вещественные и интеллектуально-духовные ценности, рожденные дворянской культурой XIX века. Значимым объектом культуры г. Мурома является Историко -художественный музей, где собраны уникальные коллекции живописи и древнерусского искусства. Здесь же следует упомянуть основанный в 1918 году в доме купцов Зворыкиных Муромский музей местного края. Сегодня он может гордиться собранием артефактов с вековой историей. В основе его собрания -коллекции известных русских археологов; произведения русского и западноевропейского искусства восемнадцатого и девятнадцатого веков. Муром издавна считается «шкатулкой древностей», в которой бережно хранятся традиции и устои русского народа. Поэтому, говоря о межнациональных связях в рамках реализации международных проектов, все чаще стали обращать внимание на сферу туризма как на одну из отраслей, способных изменить отношение к этносам, проживающим в нем, их культурам.

Также не стоит забывать, что важнейшей из духовно-культурных основ коммуникативных процессов, определяющих субстанцию народного духа, русского самосознания является религиозная вера. Православие, христианские образы и ценности на тысячелетия укрепили потенциал духа русской нации на бессознательном уровне. Сам русский язык подвергся

внутренней христианизации, и вместе с тем русский народ получил богатейшую литературу естественно-научного, исторического, повествовательного содержания. Разнообразные целевые программы, предполагающие содействие всех учреждений культуры в регионе, обеспечат реализацию многих проектов, которые смогут позволить рационально использовать ресурсы традиционной художественной культуры для сохранения и развития духовного общения. Стоит отметить, что значительную роль в возрождении русских традиций играет Русская Православная Церковь. Большое количество православных храмов и приходов, рост числа прихожан - все это говорит о том, что религия для русских имеет огромное значение. Общность культурной памяти, восстановление и консервация культурного истории родного края — все это является значимым в процессе обновления и увеличения регионального самосознания. Муромская земля полна именами, которые поистине считаются объектом гордости всего российского народа. Обращение к образам Муромских православных святых, как носителям огромного воспитательного и духовного потенциала, в настоящее время очень востребовано и должно получить свое теоретическое осмысление. Несомненно, жизнь святых угодников долгое время являлась, да и на данный момент является неким идеалом нравственного совершенства. Образ русского православного святого представляет собой образ духовной мощи человека, а в житиях православных святых скрыт бесценный духовно-нравственный потенциал для русских людей, ведь образ русского православного святого представляет собой образ духовной мощи человека. Поучительность подобных жизнеописаний наглядно демонстрирует тот факт, что святые - это яркий пример мужества и верности избранному пути, скромности, неутомимости в своем служении и терпеливости в перенесении тягот.

Петр и Феврония прославились по всей России милосердием и благочестием, а история их жизни - это история истинной любви, настоящего счастья, преданности, верности, допускающей жертву во имя любимого. С историей их любви представители других культур могут ознакомиться в древнерусской повести «О Петре и Февронии». На житии князя Петра и княгини Февронии основывается ценность семьи, любви и верности, ведь они прошли все испытания любви, демонстрируя пример семейного счастья и благополучия любящей семьи, проживая все вместе, и горе и радости, и болезни и здравие. Мощи святых Петра и Февронии, считавшиеся покровителями брака и семьи хранятся в Свято-Троицком женском монастыре, который в свою очередь также является уникальным памятником храмового зодчества. Значение мощей Петра и Февронии состоит в том, что поклонение им нравственно обогащает человека и способствует духовно-нравственному развитию общества в целом. В настоящее время 8 июля официально считается всероссийским праздником Дня семьи, любви и верности. Это день памяти святых благоверных князей

Петра и Февронии, который традиционно празднуется в городе Муроме.

Эталоном благочестия и добродетели является Праведная Иулиания Лазаревская, обладающая любящим сердцем и чистой душой. С малых лет она творила дела милосердия и ежедневно совершала духовные подвиги. Пользуясь любой возможностью, она любым образом помогала нуждающимся, часто ограничивала себя в чем-либо, служа людям, а так же жертвовала собой ради других. Иулиания Лазаревская поистине является самоотверженной русской христианкой и служит воплощением образа жертвенности.

В 1999 году на берегу Оки был построен памятник великому богатырю, без которого нельзя представить исконно русский город Муром. Это памятник святому Илии Муромцу. Богатырь изображен в воинственной позе, на его голове находится шлем, а тело снаряжено в массивную кольчугу, из-под которой развивается монашеская риза, левая рука богатыря прижимает к груди крест, а правая высоко возводит огромный меч над головой. У основания памятника размещены мифические птицы грифоны, что символизирует силу и победу богатыря. Житие легендарного Ильи Муромца наглядно демонстрирует верховенство духовной силы над физической. Обладая удивительным по силе характером и кротостью, а также смирением и великим терпением, он всю свою жизнь посвятил служению народу; прославился немыслимой силой, которую использовал лишь для защиты своей Родины, совершая лишь благие подвиги. Духовная личность Ильи Муромца является образцом чести, справедливости и неиссякаемой силы духа. Будучи парализованным, он смог побороть свою болезнь, чтобы жить и защищать свою Родину.

Все это благодаря функционированию механизмов трансляции, сохранения и демонстрации культурного наследия представителям других культурных групп в рамках международных проектов привело к формированию легко узнаваемого историко-культурного облика города Мурома как родины любви, семейного счастья и русского богатырства. Таким образом, базовые национальные ценности, которые уходят глубоко в древность, по сей день сохраняются в городе Муроме. Огромное количество музеев, монастырей, храмов, образов Муромских православных святых и других исторически важных объектов оказывают существенную роль в формировании культурно-исторического потенциала нашего региона. Самоопределение и обогащение духовности общества в целом происходит благодаря своеобразию и уникальности Муромской земли, определяющими историческую самобытность и показывающим культурную идентичность данной территории, создающими возможности для саморазвития культуры, сохраняя культурную преемственность и дающими возможность обогащения для других национальностей, народов и культур, демонстрируя все духовно -нравственное богатство православных традиций. Это многообразие создает почву для активного взаимодействия с представителями других культур, находя свое отражение в различных международных аспектах и способствуя

эффективной их реализации, не только теоретическим, но и практическим путем.

Сегодня мы наблюдаем большой интерес со стороны различных социальных групп и этносов к диалогу, который, невозможен без обращения к культурному наследию того или иного региона. Однако межкультурные коммуникации следует понимать не как организованное общение взаимно заинтересованных субъектов (представителей разных культур), а как объективно востребованный общественный процесс формирования современной целостности человечества через возвышение культурно-творческого начала. Одна из важных сторон межкультурных коммуникаций это освоение и приобщение к классическому наследию. Традиционная культура конкретного народа возвышает человека, помогает раскрыть и исследовать его в контексте идеалов, способствует развитию патриотизма, то есть любви к Родине. Образцы культуры позволяют в развитии самих межкультурных коммуникаций сохранить связь с традициями культуры. Благодаря этим особенностям в содержании межкультурных коммуникаций могут формироваться ценностные установки ее представителей, направленные на идеалы гуманизма и сотрудничества.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что результатом востребованности межкультурных коммуникаций будет особое соединение многообразия культурных пространств, в которых выражены нравственно-смысловые координаты будущего человечества; симбиоз отношений, сохраняющий гуманистические ориентиры культурного развития разных народов. Такое предположение открывает возможность по-новому посмотреть на способы реализации международных проектов и интенсивность межкультурного диалога.

Межкультурные коммуникации как особое пространство открывают для человека дополнительную и исключительно важную сферу активности и творчества. Однако, стоит отметить тот факт, что наиболее высоким методом развития какой-либо конкретной культуры является сохранение собственной культурной индивидуальности, то есть нельзя полностью заимствовать особенности иных культур. Несомненно, каждая культура ценна своими уникальными формами, но, к сожалению, большинство из них вряд ли сохранились бы, если бы не делились со своими соседями способами развития и упорядочивания жизни, ведь ни одна культура не способна нормально функционировать, будучи изолированной от культурных достижений других народов. В современном мире это позволяет делать активное формирование почвы для эффективной реализации международных проектов среди представителей различных наций и народов.

Использованные источники:

1. Житие Юлиании Лазаревской [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/3568

2. Святой Илья Муромец [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-prepodobnogo-ilii-muromtsa/

3. Разработка и реализация инвестиционных региональных этнокультурных проектов на базе объектов историко-культурного наследия [Электронный ресурс] / И. И. Горлова, О. И. Бычкова, Н. А. Костина // Наследие веков. 2015. № 4. С. 17-23. Режим доступа: http://heritage-magazme.com/wp-content/uploads/2015/12/2015_4_Gorlova_Bychkova_Kostina.pdf

4. Астафьева, О. Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 120-138.

5. Васильева, О. Ю. Межконфессиональный диалог в современном мире // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 139-141.

6. Баркова, Э.В., Межкультурные коммуникации как пространство становления гуманизма XXI века // Межкультурный и межрелигиозный диалог в условиях современной культуры: теоретическое обоснование и основные тенденции развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 233-235.

7. Гречко, П.К. Межкультурный диалог: проблема сакральных оснований // Межкультурный и межрелигиозный диалог в условиях современной культуры: теоретическое обоснование и основные тенденции развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 238-244.

8. Флиер, А.Я. Диалог как цель культуры в современном мире // Межкультурный и межрелигиозный диалог в условиях современной культуры: теоретическое обоснование и основные тенденции развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 236-238.

9. Мамедов, Н.М. Культура в эпоху глобализации // Межкультурный и межрелигиозный диалог в условиях современной культуры: теоретическое обоснование и основные тенденции развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 255 -256.

10. Пигалев, А.И. Культурное разнообразие и перспективы региональных моделей развития в контексте глобализации // Культурное разнообразие: перспективы стратегии диалога в региональных моделях развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС.

С. 339-343.

11.Гордеева, М.А. Новые стратегии межкультурного диалога: управление механизмами восприятия // Культурное разнообразие: перспективы стратегии диалога в региональных моделях развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС. С. 370-372.

12. Костина, А.В. Национальная культура как культура диалога // Культурное разнообразие: перспективы стратегии диалога в региональных моделях развития. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред.

B.К. Егорова. М.: РАГС. С. 385-391.

13. Васильева, А.Г. Политика памяти и ее роль в межкультурном взаимодействии // Религии в современном мире: государственно-конфессиональные отношения в странах-участниках СНГ. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / под общ.ред. В.К. Егорова. М.: РАГС.

C. 517-520.

УДК 339.138

Рубцова Н.Ю. студент 3 курса направление «Менеджмент» САФУ имени М.В. Ломоносова Высшая школа экономики, управления и права научный руководитель: Симонова В.С.

Россия, г. Архангельск МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЕ

ТОВАРА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ Аннотация:

В статье рассматриваются основные маркетинговые элементы и маркетинговые компоненты, а также традиционные и нестандартные методы продвижения товара и услуг на рынке в современных условиях.

Ключевые слова: маркетинг, рынок, товар, услуга, маркетинговые коммуникации, продвижение товара.

Rubcova N. Yu., student course 3, faculty of Management NARFU the M. V. Lomonosov Higher school of Economics, management and law

Russia, Arkhangelsk Scientific adviser: Simonova V.S. MARKETING COMMUNICATIONS AND SALES PROMOTION ON

THE MODERN MARKET

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.