УДК 070.44:94(470.4) ББК Ч600.52:Т3(235.54)
П.Ф. ПОТАПОВ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕМА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ
Ключевые слова: история и современность, журналистика, народы России, информационная политика, духовные ценности и материальная культура, этнический ренессанс и СМИ, национальное самосознание.
В статье рассматривается информация об этнокультурных процессах как основе гармоничного развития народов Поволжья - мордовского, татарского, чувашского, их национального возрождения и цивилизованного межнационального сотрудничества. Пресса активно участвует в ликвидации «белых пятен» в историко-культурной летописи своего региона, старается привить любовь современного поколения к национальной истории, традициям, обычаям и обрядам, родному языку. Эта тема является одной из приоритетных в работе журналистов. Публикации свидетельствуют о богатстве народного уклада жизни, который формировался столетиями, духовно-нравственном здоровье человека и каждого этноса, способствуют формированию национальных чувств. Как полагает автор, позиция региональной прессы, в том числе - национально ориентированной, вполне определенна: социокультурная среда и экологическая культура есть объективные основания для реформирования России, возрождения и развития населяющих ее народов. В статье проведен теоретический анализ научной литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен фактический материал - публикации на этнокультурные темы в региональной прессе, а также рассмотрены природа и специфика функционирования средств массовой информации в связи с особенностями национального развития каждой из республик Поволжья. Такой подход позволил глубже раскрыть общее и особенное в развитии этнокультуры и журналистики, их взаимодействие, характеризовать целостную сущность явления посредством анализа составляющих его структурных компонентов.
Сегодня в стране наблюдается процесс раскрепощения национальной энергии. Жизнь меняется, и политика Российского государства учитывает неуклонное стремление народов к реализации своих социально-экономических и культурных потребностей независимо от территории проживания, исключает любые конфликты на межэтнической основе. Именно поэтому столь важны результаты, полученные автором статьи, в ходе исследования заявленной темы. В частности, сегодня: 1) региональная пресса является информационно-технологическим фактором, эффективно воздействующим на национально-социальные и этнокультурные процессы, способствуя обновлению духовной жизни общества, пропагандируя и утверждая в нем идеи толерантности, этнического равенства и т.д.; 2) меняются проблемно-тематические приоритеты региональной журналистики, которая стала лучше, чем раньше, удовлетворять потребности аудитории; все большую значимость получают публикации, освещающие этнические аспекты жизни народов Поволжья, проблемы межнациональных отношений; 3) повышается требовательность к уровню работы региональных журналистов; каждый из них стремится формировать общественное сознание в рамках цивилизованного гражданского мира, то есть способствовать формированию менталитета россиян, основывающегося на принципах межэтнической терпимости, гуманности и справедливости, взаимопонимания и нормальных человеческих отношений. Рассмотрев деятельность региональной прессы, автор статьи полагает, что сам факт публикации многочисленных материалов в прессе на историко-этнокуль-турную тематику народов Поволжья - мордовского, татарского, чувашского -свидетельствует о тесном взаимодействии этнокультур этих народов и журналистики. Своими публикациями региональная печать помогает, во-первых, воссоздать целостную модель этнокультурного развития народов Поволжья в современных условиях, во-вторых, решить многие социально-политические и культурные проблемы в рамках региона.
Следует признать, что Россия - это целый континент, особая евразийская цивилизация, созданная ее народами. Сохраняя свою самобытность, они вместе строят и поддерживают великую державу с неисчерпаемым человеческим, природным, экономическим и духовным потенциалом, реально обеспечивающим достижение межнациональной гармонии - «культурного плюрализма». Именно
на этом пути можно обрести подлинную свободу и равноправие, создать благоприятные условия для своего развития на перспективу.
Любой народ имеет культурные и национальные ценности, чем и определяется его самобытность. Исчезновение этих ценностей является непоправимой потерей не только для их создателей и носителей, но и для других народов. По этой причине региональные массмедиа все активнее выступают в «защиту, сохранение» (именно так трактуется здесь понятие «экология») традиционных форм национальной культуры, а также за их адаптацию к новым -переходным - условиям общественного развития, когда стихийной ломке и переделке подвергаются буквально все (и рациональные, и нерациональные) аспекты жизнедеятельности людского сообщества.
Именно по уровню культуры можно с достаточной точностью судить о материальном и духовном облике общества. Не случайно, по мнению многих ученых, истинное реформирование России должно начаться с духовного ее возрождения, или с развития культуры населяющих территорию страны народов [14; 7. С. 75-80; 8. С. 139-153].
Первой задачей в области экологизации культуры для периодической печати является «защита, сохранение» культурного наследия своего народа, выраженного в духовных ценностях.
Характерным примером здесь может служить история с «Духовным завещанием чувашскому народу» И.Я. Яковлева, общественного деятеля, просветителя, педагога, создателя чувашского алфавита. Он написал глубоко патриотичный и прогрессивный документ, в котором сконцентрирован богатый жизненный опыт автора, накопленная с годами мудрость и емкое публицистическое слово. Но в силу того, что «Духовное завещание...» пронизано верой в Бога и христианскими идеями, до недавнего времени в полном объеме оно было известно лишь узкому кругу специалистов.
Республиканская печать в начале 90-х гг. по существу дала второе рождение этому историко-культурному конструкту, в котором И.Я. Яковлев призывает чувашей чтить и любить «великий, добрый и умный русский народ, ... быть преданным матери-России». Автор обращается к своим сородичам, кому выпало счастье получить образование, иметь крепкую связь с родным народом и верно служить ему [11].
Аналогичная история произошла с татарским народным эпосом «Иде-гей», который привлек к себе пристальное внимание представителей науки, культуры, общественности еще до Октябрьской революции 1917 г., но долгое время оставался неизвестным широкому кругу читателей, поскольку в постановлении ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в татарской парторганизации» это бессмертное творение было названо «байски-феодальным» произведением, не имеющим отношения к духовному наследию татарского народа.
Исправляя эту ошибку истории, газета «Советская Татария» опубликовала в трех номерах (начало, продолжение, окончание) очерк под названием «Идегей», Сталин и наше время» [22], который имел большое научно-познавательное и публицистическое значение.
Благодаря периодической печати в лоно мордовской этнической культуры был возвращен выдающийся художественный образец - поэма Я.Я. Кул-дуркаева «Эрьмезь», напечатанная сначала в журнале «Сятко» [23], а затем опубликованная на страницах выпущенного Мордовским книжным издательством авторского сборника «Кезрень пингеде, эрзянь раскеде» («О других временах, об эрзянском народе»). Сам автор назвал свое произведение «сказкой о былых временах», потому что в нем поэтическим языком рассказывается о героическом прошлом мордовского народа в Х!!! в. Произведение
не потеряло своей художественной ценности и в наши дни, а в середине 30-х гг. оно рассматривалось как большой этап в развитии младописьменной литературы, при этом Я.Я. Кулдуркаева называли самым талантливым мордовским поэтом, яркой звездой в мордовской литературе.
В периодической печати республик Среднего Поволжья трудно найти издание, не проявляющее в период этнического ренессанса острого интереса к теме культурного наследия татарского, мордовского и чувашского народов. Каждое из них в той или иной мере участвует в ликвидации «белых пятен» в историко-культурной летописи своего региона. Позиция региональной журналистики, в том числе - национально ориентированной, вполне определенна: возрождение культурного наследия - это процесс наращивания духовно-практического (деятельностного) потенциала всего общества, пребывающего в переходном состоянии.
Реализуя выбранную линию поведения в отношении культурного наследия, газеты ввели специальные рубрики и тематические полосы: в «Известиях Мордовии» - «Наше наследие», «Тропой памяти», в «Известиях Татарстана» - «Летопись», «Память и культура», в «Советской Чувашии» - «Личность и время», «Страницы истории». Публикуемые в этих рубриках и полосах информационные, аналитические и художественно-публицистические материалы знакомят читателей с многовековым культурным наследием мордовского, татарского, чувашского народов, восполняют серьезные пробелы в культурно-исторических знаниях, помогают выработать объективные оценки забытых или до сих пор односторонне трактовавшихся фактов, событий, явлений культурной жизни.
Конечно, этническая рекультурация средствами публицистики духовного наследия народов Среднего Поволжья была бы недостаточно продуктивной без создания историко-культурного персоналия, составленного из выдающихся их представителей, которые долгий срок по тем или иным причинам либо пребывали в полном забвении, либо оценивались крайне тенденциозно -в основном, по социально-политическим меркам одной господствующей идеологии. А ведь это были образованнейшие люди своего времени, прекрасно знавшие мировую и отечественную литературу, историю, философию, социологию, эстетику, которые были для них не сводом схоластических догм, а живым материалом, который питал их умы, помогая понять себя и свое время.
Например, газета «Советская Татария» публикацией очерка «Штрихи к портрету» [25] возвращает в историко-культурный контекст бытия татарского народа в позитивном значении жизнь и творчество Ю.Х. Акчурина, которого на Родине долгое время считали белоэмигрантом, пантюркистом, националистом. Таких ярлыков его удостаивали отечественные авторы многочисленных монографий, статей, посвященных истории татарской общественной и просветительской мысли.
Однако из газетного очерка читатель узнает о совершенно другом Акчу-рине - прогрессивном деятеле, который стремился консолидировать свой народ на базе передовых демократических идей. Он оставил после себя значительное научное и публицистическое наследие. В Турции были изданы его труды: «Три политических течения», «Достижения европейской мысли», «Восточный вопрос», «Политика и экономика», учебник политической истории для вузов. Часть этого наследия составляют аргументированно обоснованные идеи взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. И в этом направлении Ю.Х. Акчурин в немалой степени практически способствовал тому, чтобы ценности европейской культуры были восприняты татарской
культурой, а ценности татарской - в свою очередь, культурой других мусульманских народов, в том числе народов Поволжья.
Другое громкое, но забытое имя - С.В. Аникина, замечательного литератора и политика, - возвращает в историко-культурный контекст бытия мордовского народа газета «Советская Мордовия» очерком «Плодная осень» [2] и статьей «Так кто же зачинатель?» [3]. Из этих газетных публикаций читатель узнает, что талантливый писатель-реалист конца Х1Х - начала ХХ вв., член первой Государственной Думы, выходец из семьи мордовских крестьян Саратовской губернии, появившийся в общественной жизни России на гребне революции 1905-1907 гг., С.В. Аникин воспринимался соратниками и современниками как «самородная, выдающаяся умственно и политически сила истинно народного характера!».
Между тем нашим современникам творческое наследие и личность Аникина длительное время оставались почти не известны. И только в период этнического возрождения благодаря усилиям журналистов периодической печати имя и дела наиболее крупного выразителя историко-культурного прошлого мордовского народа становятся достоянием массовой аудитории. В наши дни интерес к творчеству этого писателя, двигавшего культуру своего народа и боровшегося за красоту родного языка словом художника, все более усиливается, о нем все чаще начинают говорить и писать. Пережив годы длительного умолчания, подвижнический труд С.В. Аникина дает новые благодатные всходы и пожинает сегодня плоды не только национального, но и российского признания.
Иными словами, о многих видных деятелях культуры прошлого в региональной печати в период этнического ренессанса стали выходить очерки, статьи, зарисовки, хроники. Давая своим героям творческие и человеческие характеристики, авторы газетных публикаций отказываются от оперирования только белой и черной красками. По их мнению, каждую личность надо рассматривать во всей ее сложности и противоречивости.
Второй задачей в области экологизации культуры для периодической печати является «защита, сохранение» культурного наследия своего народа, выраженного в материальных ценностях, окрашенных в национальный цвет. К последним относятся памятники архитектуры, образцы утвари, предметы быта, орудия труда, имевшие большое значение для прогрессивного развития мордовского, татарского, чувашского этносов и являвшиеся своеобразными вехами на их историческом пути.
В этом отношении газеты республик Среднего Поволжья в своих публикациях приводят много примеров, когда в недавнем прошлом по необоснованным причинам демонтировались памятники историческим деятелям, разрушались церкви, монастыри, мечети, усадьбы, а вместе с ними сужалась аура становления и развития этнокультуры на ментальном уровне. Приводимые в доказательство публицистические аргументы выглядят весьма серьезными. В Татарстане, например, по свидетельствам журналистов, навсегда оказались потерянными Казаковская мечеть постройки 1877 г., здания первой татарской женской гимназии Ф. Аитовой, редакции журнала «Ан», где неоднократно бывали Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, а также дома, хранившие память о музыканте Г. Зайнине и фольклористе Г. Сейфуллине.
Остался в прошлом и неповторимый облик старого Саранска, который много раз воспроизводился в республиканской печати путем публикации старых фотографий, линогравюр и литографий. Центр нынешней столицы Мордовии представлял собой цельный архитектурный ансамбль, имевший историческую и эстетическую ценность, поскольку его составными частями были
памятники ХУШ и Х1Х вв., сочетание которых формировало самобытный уголок провинциального российского городка.
Коллективно созданный мордовскими журналистами ценностно-архитектурный мартиролог включал уничтоженную в Саранске Христорождественскую церковь, построенную в 1856 г. и воплощавшую в себе каменную красоту и гармонию, возведенную в абсолют. Аналогичная судьба постигла двухэтажное каменное здание, в котором в 1869 г. останавливался великий русский писатель Л.Н. Толстой и где находилась чуть ли не единственная в Саранске изразцовая печь - блестящий образец русского прикладного искусства.
Эти и другие памятники были безвозвратно утеряны для будущих поколений - несмотря на то, что в стране в то время действовал Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», одна из статей которой гласила: «Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается».
Существенным дополнением к публичным апелляциям к названному закону стали постоянно транслируемые в республиканских газетах обращения к власти известных представителей общественности, где выдвигались вполне разумные и практически целесообразные советы, предложения и рекомендации, как, например, в статье мордовского краеведа И.Д. Воронина: «Опыт показывает, что города, поспешно перестраивающие исторические центры, лишаются культурных ценностей... Необходимо сохранить все исторические и архитектурные памятники центра столицы нашей республики. Для этого желательно придавать широкой гласности каждый градостроительный проект, связанный со сносом и реконструкцией старинных строений общественного значения. Все историческое величие, накопленное веками, должно быть передано нашим потомкам» [26].
Третьей задачей в области экологизации культуры для периодической печати является «защита, сохранение» жизненного (почвенно-ландшафтного) пространства этноса, на котором только и произрастает его культура, или вторая (рукотворная) природа, выражающая социогенетическую направляющую исторического развития той или иной национальности.
Возможно, проблемы этнической экологии не так волновали бы массы людей, не приобрели бы такой остроты, если бы не яркие и страстные выступления региональных средств массовой информации. Беспокойство за чистоту и сохранность своей территории, на которой издавна живет и будет дальше жить этнос, звучало буквально в каждой газете. Например, «Известия Мордовии» писала о варварском уничтожении в республике знаменитых корабельных рощ. Газета констатировала, что Мордовия в результате стихийного освоения и нерационального природопользования превратилась в территорию с преимущественно разоренным ландшафтом [4]. Другая газета -«Столица С» - приводит кричащие факты незаконной вырубки леса в Мордовском государственном заповеднике имени П.Г. Смидовича. В результате этой бесхозяйственности и - даже больше - бескультурья пострадали не только воздух и вода, но и весь животный и растительный мир [27].
Все это отрицательно сказывается на нормализации этнической ситуации и межэтнических отношений в республике. И, как следствие, состоявшаяся в мае 1994 г. в Саранске научная конференция «Мордовский народ: история, современность и перспективы» рекомендовала населению республики активно включиться в реализацию современной экологической политики государства, направленной на пресечение варварского отношения к природной среде, на создание долгосрочных программ защиты человека и природы от
экологических деформаций и катастроф, сочла необходимым создание на территории республики системы заповедников и национальных парков, призванных стать территориями бережного отношения народа к природе, умелого сочетания экологической культуры с культурой производства и быта.
Еще один характерный пример - газета «Советская Чувашия» на протяжении длительного времени выражала обеспокоенность тем, что в республике постепенно исчезают дубравы. Подобных - тревожащих общественное мнение - публикаций на ее страницах появилось немало, ведь дубравы издавна считаются ландшафтной «визитной карточкой» Чувашского края. Они составляют 25% всех лесов Чувашии. В одном из газетных номеров приводится хорошо аргументированное высказывание о том, что исчезновение дубрав - закономерная расплата за неумение хозяйствовать [16].
Для периодической печати Татарстана - в плане экологизации культуры этноса на основе «сохранения, защиты» его жизненной среды, веками формировавшейся на исконной территории, - особенно показательной стала в конце 1980-х гг. открытая фактически журналистами массовая борьба населения и общественности республики против строительства в регионе атомной электростанции. Газета «Вечерняя Казань» в то время писала, что «объект приведет к экологической катастрофе, радиоактивному заражению территории республики» [19. С. 117]. Это выступление поддержала газета «Советская Татария», которая в июле 1989 г. регулярно сообщала о не прекращающемся марше протеста против сооружения этого объекта в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Камских Полянах, Чистополе.
В результате проведенных акций Верховный Совет республики принимает постановление «О Татарской АЭС», на основании которого сооружение этого опасного для окружающей среды объекта было приостановлено. Проходит несколько месяцев, и 17 апреля 1990 г. республиканская печать извещает своих читателей о том, что Верховный Совет Татарстана принимает окончательное решение об отказе от строительства Татарской АЭС.
С точки зрения самых важных задач публицистической экологии культуры Средне-Волжского региона весь протекающий здесь этнокультурный процесс, в сущности, представляется полифоническим субстратом многих разнопрофильных факторов, свойственных сегодняшнему бытию мордовского, татарского, чувашского народов, а именно: этнодемографических, этносоциальных, этноязыковых, этнополитических явлений, которые привносят в местное полиэтническое пространство свои специфические духовно-практические «довложения» как позитивного, так и негативного свойства.
С одной стороны, особенности этнокультурных процессов требуют от региональных средств массовой информации использования методов и приемов конструктивной экологизации этнокультуры, или публичной поддержки проявляющихся в жизнедеятельности регионального социума позитивных тенденций, в частности, массового стремления этносов к познанию устойчивых закономерностей в сфере этнокультурных процессов, что открывает простор национальному духовному возрождению и развитию, свободе этнических культур и языков, утверждению особенностей каждой национальной культуры.
Так, газета «Советская Татария» высказалась за необходимость интенсификации преподавания национальной истории в республиканских учебных заведениях, подготовки новых учебников. В статье «Обращаясь к истокам» она сообщила о создании краеведческого общества в Набережных Челнах, которое стало одной из первых общественных научно-просветительских организаций в стране, получившей право юридического лица [18].
В том же ключе действовала газета «Советская Чувашия», которая успешное начало экологизации этнокультуры усматривала, прежде всего, в наиболее полном и объективном освещении истории своего народа, бережном отношении к его прошлому. В одном из номеров газета сообщила, что в селе Порецком открылся музей истории родного края, экспонаты которого рассказывают о жизни чувашского народа в XVI в. [17]. В унисон сработала газета «Мокшень правда», которая констатировала, что «мы плохо знаем свою родословную», что «нужно приблизить историю к людям», что это необходимо для формирования самоуважения: «Общество, оторванное от своих корней, не может двигаться вперед» [12]. Газета неоднократно обращала внимание мордовских читателей на необходимость заботы о национальных памятниках культуры, выступала за развитие массового исторического краеведения в республике.
Эти примеры подтверждают наблюдения и выводы многих исследователей о том, что «историческая память» становится одним из ведущих элементов национального самосознания [5. С. 88; 6. С. 45; 20], она последовательно формирует нравственно-психологический климат, в котором живет народ. Люди всегда хотят знать историческую правду, ждут объективного изложения событий прошлого. И в этом «просветительстве» трудно переоценить роль средств массовой информации. Реальная жизнь заставляет их обращаться к многовековому пути развития поволжских народов.
На страницах печати открываются специальные рубрики, появляются тематические страницы: «Нации», «Имена и судьбы», «Уроки истории», «Национальный вопрос», материалы которых рассказывают о том, как жили мордва, татары, чуваши в разные исторические периоды, каковы были их ценностные ориентации, что окружало и двигало поступками людей в их повседневной жизни. Как верно заметил А. Хузангай в газете «Советская Чувашия»: «Нам нужна реальная история каждого из коренных народов Поволжья, так же как и история региона в целом со всем ее драматизмом, сложным переплетением исторических судеб и национальных культур» [24].
С другой стороны, особенности этнокультурных процессов требуют от региональных средств массовой информации использования методов и приемов деконструктивной экологизации этнокультуры, или публичной «зачистки» проявляющихся в жизнедеятельности регионального социума негативных тенденций, в частности, массового насаждения исторически чуждых этносам культурных ценностей, традиций, норм поведения, что способно привести к девальвации собственных духовных начал, утрате нравственных регуляторов, консервации всего процесса национального возрождения.
И первая, и вторая задачи решаются при выполнении региональной периодической печатью уже охарактеризованных выше функций активации, санации, гармонизации полиэтнического пространства, причем здесь возможны два основных варианта:
а) синхронный вариант, когда достигается в целом положительный результат: в этом случае, при паритетности названных функций, рельефно проявляются «структурообразующие» свойства периодической печати, которые расширяют границы и улучшают качество полиэтнического взаимодействия (в том числе - этнокультурного) в регионе.
Этот публицистический вариант с соответствующим результатом проглядывает, например, в следующем фрагменте из публикации в газете «Мордовия -7 дней»: «Тот кризис, который мы называли "распадом России"», чуть-чуть от нас сейчас отдалился. Сегодня и в тех национальных республиках, которые требовали для себя максимум суверенитета, волна входит в свои берега. Происходит
понимание того, что мы живем в одном государстве, и национально-культурные особенности субъектов Федерации должны быть сохранены» [15];
б) асинхронный вариант, когда достигается в целом отрицательный результат: в этом случае, при диспаритетности названных функций, рельефно проявляются «структуроразрушающие» свойства печати, которые сужают границы и ухудшают качество полиэтнического взаимодействия (в том числе - этнокультурного) в регионе.
Этот публицистический вариант с соответствующим результатом проглядывает, например, в следующем фрагменте из публикации в газете «Эрзянь мастор»: «Настало время подумать о присоединении отнятой части территории к республике и о компенсации урона, нанесенного ей за 50 лет отчуждения» [21]. А ведь давно известно, что «большая часть межнациональных распрей возникает, как правило, из-за территориальных споров» [19. С. 117].
По этому поводу можно сказать, что распространяемые в массовом сознании экстремистски настроенной прессой радикальные парадигмы этноизо-ляционизма и национальной самогерметизации являются производными от более широкого социального явления, именуемого в науке этноцентризмом. Под последним в социологии подразумевается «система взглядов, в которых жизнь других народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности... Этноцентризм нередко смыкается с национальной идеологией и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Этноцентризм обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к другим этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением идей мультикультурализма» [13. С. 645].
Конечно, каждый народ на земле вносит свой вклад в развитие культуры, базирующейся на общечеловеческих ценностях. Отсюда проистекает огромное значение этнической культуры, которая здесь понимается не только в метафизическом (как уже готовый духовный продукт), но и в диалектическом плане - как непрерывное культурное творчество каждого этноса. Именно через диалог культур разных народов складывается мировая цивилизация. При этом все более очевидной становится абсурдность политики сохранения «закрытых обществ», базирующихся на этногосударственном изоляционизме и этнокультурной самогерметизации.
Активное развитие мирового сообщества, его полифонических структур разрушают культурно-идеологическую монохромность и создают предпосылки для цивилизованного разговора «культурных миров». Та же самая генеральная закономерность характерна для социетального и регионального уровней общественного развития [1; 9. С. 317; 10. С. 106].
Согласно этой общецивилизационной закономерности, на каждом из народов Среднего Поволжья все сильнее сказывается принадлежность к данной историко-этнографической зоне, все определеннее проявляются временные напластования и результаты хозяйственного и культурного взаимодействия с соседними народами, все явственнее ощущается интегрированный характер их полиэтнического сосуществования. И все эти социокультурные особенности сегодняшнего бытия региона находят достаточно полное отражение в современной мордовской, татарской и чувашской газетной периодике.
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М.: Славян. диалог, 2000. 656 с.
2. Алешкин А. Плодная осень // Советская Мордовия. 1988. 12 янв.
3. Брыжинский А. Так кто же зачинатель? // Мордовия. 1991. 1 нояб.
4. Давыдов А. Потерянное не вернешь // Известия Мордовии. 1994. 17 мая.
5. Данилов А.А. Проблемы формирования информационной среды в условиях социокультурной трансформации российского общества // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 88.
6. Данилов А.А. Эволюция жанрово-тематической составляющей передач телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской Республик в советский период // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 45.
7. Данилов А.П. Отражение чувашско-русских этнокультурных и литературных контактов в публицистике // Нижегородская журналистика: история и современность: сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 170-летию выхода в свет газеты «Нижегородские губернские ведомости» / Кафедра журналистики филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: Изд-во национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. С. 75-80.
8. Данилов А.П., Данилов А.А. Нравственный потенциал телевизионной публицистики: исторический опыт // Семья в России. 2006. № 1. С. 139-153.
9. Данилов А.П., Данилова М.Г. Пресса Чувашии в Интернете // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5(360). С. 317.
10. Данилов А.П., Моисеев Д.А. Ранний (первый) этап формирования чувашской молодежной печати // Сб. науч. тр. молодых ученых и специалистов / отв. ред. А.Н. Захарова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. С. 106.
11. Данилов А.П., Тенюшев И.Я. Программа И.Я. Яковлева по возрождению родного народа // Зарождение, развитие публицистики и журналистики в Чувашии. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. С. 55-113.
12. Егоров Н. Кунардонь страницат // Мокшень правда. 1994. 8 сент.
13. Козлов В.И. Этноцентризм // Российская социологическая энциклопедия. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. С. 645.
14. Культура и культурная политика в России / отв. ред. И.А. Бутенко, К.Е. Разлогов. М.: МОНФ, 2000. 240 с.
15. Мордовия - за единую Россию // Мордовия-7 дней. 2002. 20 фев.
16. Неофитов Ю. Спасти чувашские дубравы // Советская Чувашия. 1992. 15 авг.
17. Николаев М. История стала ближе // Советская Чувашия. 1998. 3 окт.
18. Обращаясь к истокам // Советская Татария. 1990. 29 марта.
19. Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2003. С. 117.
20. Потапов П.Ф. Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе: 80-90-е гг. ХХ века: дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2004.
21. Саров должен быть в составе Мордовии // Эрзянь мастор. 1996. 14 нояб.
22. Султанбеков Б. «Идегей», Сталин и наше время» // Советская Татария. 1989. 14, 29 февр.; 7 марта.
23. Сятко. 1998. № 1-6.
24. Хузангай А. Урало-Поволжье - наша общая Родина // Советская Чувашия. 1993. 11 нояб.
25. Хуснутдинов Н. Штрихи к портрету // Советская Татария. 1990. 4 мая.
26. Встречи: Публицистика / сост. А.К. Чебаткова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. С. 72.
27. Чикнайкин Н. Лес рубят - деньги летят // Столица С. 1992. 14 дек.
ПОТАПОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск ([email protected]).
P. POTAPOV
HISTORICAL AND CULTURAL TOPIC IN THE REGIONAL PRESS
Key words: history and contemporaneity, journalism, peoples of Russia, information policy, spiritual values and material culture, ethnic renaissance and the media, national identity.
The article discusses information about the ethno-cultural processes as the basis for a harmonious development of the peoples of the Volga region of Mordovia, Tatar, Chuvash, their national revival and of the civilized international cooperation. The press is actively involved in the elimination of "white spots" in the historical and cultural chronicle of the region, tries to
instill a love of the modern generation towards national history, traditions, customs and ceremonies, native language. This topic is a priority in the work of journalists. Publications testify to the richness of traditional ways of life that have evolved over the centuries, spiritual and moral health of the person and of each ethnic group contribute to the formation of national feelings. ^s the author says, the position of the regional press, including nationally oriented, is quite certain: the socio-cultural environment and ecological culture there are objective grounds for reform of Russia, the revival and development of peoples inhabiting it. Today, a process of national energy liberation is observed in the country. Life is changing, and politics of the Russian state take into account unwavering desire of peoples to realize their socio-economic and cultural needs regardless of their residence, and exclude any inter-ethnic conflict. That is why the results obtained by the article author when studying the topic are so important. In particular, today: 1) regional press is an information technology factor, effectively affecting national-social and ethno-cultural processes, contributing to spiritual life renewal, promoting and approving the ideas of tolerance, ethnic equality and so on; 2) problem-thematic priorities of regional journalism are changing, and it meets the needs of the audience better than before; publications highlighting ethnic aspects of life of the Volga region peoples, the problems of inter-ethnic relations, gain greater importance; 3) insistence on high standards in the level of regional journalists' work is increasing; each of them seeks to shape public consciousness within the framework of civilized civil peace, that is, to help in shaping the mentality of the Russians, based on the principles of inter-ethnic tolerance, humanity and justice, mutual understanding and normal human relations. Having reviewed the activities of the regional press, the author of the article believes that the very fact of publishing numerous materials on historical-ethnocultural subjects of the Volga region peoples - the Mordovians, the Tatars, the Chuvashs - shows close interaction of these peoples' ethnoculture and journalism. Through its publications, the regional press helps, first, to recreate a comprehensive model of ethnocultural development of the Volga region peoples in modern conditions, and, secondly, to solve many socio-political and cultural problems within the region.
References
1. Abdulatipov R.G. Natsional'nyi vopros i gosudarstvennoe obustroistvo Rossii [National question and state building in Russia]. Moscow, Slavyanskii dialog Publ., 2000, 656 p.
2. Aleshkin A. Plodnaya osen' [Fetal fall]. Sovetskaya Mordoviya [Soviet Mordovia], 1988, Jan. 12.
3. Bryzhinskii A. Tak kto zhe zachinatel'? [So who's the initiator?]. Mordoviya [Mordovia], 1991, Nov. 1.
4. Davydov A. Poteryannoe ne vernesh' [the Lost will not return]. Izvestiya Mordovii [News of Mordovia], 1994, May 17.
5. Danilov A.A. Problemy formirovaniya informatsionnoi sredy v usloviyakh sotsiokul'turnoi transformatsii rossiiskogo obshchestva [problems of formation of the information environment in the conditions of sociocultural transformation of Russian society]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 4, p. 88.
6. Danilov A.A. Evolyutsiya zhanrovo-tematicheskoi sostavlyayushchei peredach televideniya Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi Respublik v sovetskii period [Evolution of the genre-themed component of the television Mari, Mordovian and Chuvash Republics in the Soviet period]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2009, no. 3, p. 45.
7. Danilov A.P. Otrazhenie chuvashsko-russkikh etnokul'turnykh i literaturnykh kontaktov v publitsistike [Reflection Chuvash-Russian ethno-cultural and literary contacts in journalism]. Nizhegorodskaya zhurnalistika: istoriya i sovremennost': sb. materialov nauch.-prakt. konf., posvyashch. 170-letiyu vykhoda v svet gazety «Nizhegorodskie gubernskie vedomosti» [Proc. of Sci. and Pract. Conf. «Journalism Nizhny Novgorod: history and modernity»]. Nizhniy Novgorod, 2009, pp. 75-80.
8. Danilov A.P., Danilov A.A. Nravstvennyi potentsial televizionnoi publitsistiki: istoricheskii opyt [Moral potential of television journalism, the historical experience/. Sem'ya v Rossii [Family in Russia], 2006, no. 1, pp. 139-153.
9. Danilov A.P., Danilova M.G. Pressa Chuvashii v Internete [Press Chuvash Republic]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 5(360), p. 317.
10. Danilov A.P., Moiseev D.A. Rannii (pervyi) etap formirovaniya chuvashskoi molodezhnoi pechati [Early (first) stage of the formation of the Chuvash youth print]. In: Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh i spetsialistov [Collection of scientific works of young scientists and professionals]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2014, p. 106.
11. Danilov A.P., Tenyushev I.Ya. Programma I.Ya. Yakovleva po vozrozhdeniyu rodnogo naroda [Program I. Yakovlev on the revival of the native nation]. Zarozhdenie, razvitie publitsistiki i zhurnalistiki
v Chuvashii [the Origin, development journalism and journalism in Chuvashia]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 1999, pp. 55-113.
12. Egorov N. Kunardon' stranitsat [Conarton of straycat]. Mokshen'pravda [Mokshan true], 1994, Sept. 8.
13. Kozlov V.I. Etnotsentrizm [Ethnocentrism]. Rossiiskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya [Russian sociological encyclopedia]. Moscow, NORMA and INFRA-M Publ., 1998, p. 645.
14. Kul'tura i kul'turnaya politika v Rossii [Culture and cultural policy in Russia]. Moscow, MONF Publ., 2000, 240 p.
15. Mordoviya - za edinuyu Rossiyu [Mordovia - for United Russia]. Mordoviya - 7 dnei [Mordovia -7 days], 2002, Feb. 20.
16. Neofitov Yu. Spasti chuvashskie dubravy [Neophytes Yu to Save the Chuvash oak]. Sovetskaya Chuvashiya [the Soviet Chuvashia], 1992, Aug. 15.
17. Nikolaev M. Istoriya stala blizhe [Story is closer to]. Sovetskaya Chuvashiya [the Soviet Chuvashia], 1998, Oct. 3.
18. Obrashchayas' k istokam [Turning to the origins]. Sovetskaya Tatariya [Soviet Tatarstan], 1990, March 29.
19. Ovsepyan R.P. Regional'naya pressa i mezhetnicheskie konflikty [Regional press and ethnic conflict]. In: Informatsionnaya politika v regione: mezhdu proshlym i budushchim [Information policy in the region, between past and future]. Saransk, Mordovian University Publ., 2003, p. 117.
20. Potapov P.F. Zhurnalistika i mezhkul'turnoe obshchenie v obshchestve [Journalism and intercultural communication in the society]. Saransk, Mordovian University Publ., 2011, 42 p.
21. Sarov dolzhen byt' v sostave Mordovii [Sarov must be part of Mordovia]. Erzyan' mastor [Erzyan Mastor], 1996, Nov. 14.
22. Sultanbekov B. «Idegei», Stalin i nashe vremya» ["Idegey" Stalin and our times"]. Sovetskaya Tatariya [Soviet Tatarstan], 1989, Feb. 14, 29, March 7.
23. Syatko [Satco], 1998, no. 1-6.
24. Khuzangai A. Uralo-Povolzh'e - nasha obshchaya Rodina [Ural-Volga region - our common homeland]. Sovetskaya Chuvashiya [Soviet Chuvashia], 1993, Nov. 11.
25. Khusnutdinov N. Shtrikhi k portretu [Touches to the portrait of Soviet Tatarstan]. Sovetskaya Tatariya [Soviet Tatarstan], 1990, March 4.
26. Vstrechi, Publitsistika [Meetings, Journalism]. Saransk, Mordovian Publishing House, 1988,
p. 72.
27. Chiknaikin N. Les rubyat - den'gi letyat [The wood - money flying]. Stolitsa S [Capital S], 1992, Dec. 14.
POTAPOV PAVEL - Doctor of Philology Sciences, Professor of Journalism Department, Ugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk ([email protected]).
Ссылка на статью: Потапов П.Ф. Историко-культурная тема в региональной прессе // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 193-203.