Научная статья на тему 'Историко-краеведческое изучение этнических меньшинств Украины 20-х - первой половины 30-х гг. XX века'

Историко-краеведческое изучение этнических меньшинств Украины 20-х - первой половины 30-х гг. XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савчук В. А.

В статье раскрывается роль историко-краеведческого движения Украины 1920-х первой половины 1930-х гг. в изучении национальных меньшинств, которые составляли в то время около 30 % населения Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-краеведческое изучение этнических меньшинств Украины 20-х - первой половины 30-х гг. XX века»

значались министры и их заместители - товарищи министров. (Товарищи назначены только министрам иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения). Вместе с министрами был назначен и Государственный казначей.

Таким образом, формирование централизованной министерской системы государственного управления начинается в 1802 г. на основе 8 центральных государственных учреждений и Государственного казначейства, близкого по своему положению к центральным государственным учреждениям.

Дальнейшее развитие министерской системы управления будет обусловлено важнейшими вехами - утверждением «Общего учреждения министерств» от 25 июня 1811 г. [4] и вступлением в законную силу 1 января 1835 г. Свода законов Российской империи [5].

Так были заложены основы министерской системы управления, которая в трансформированном виде действует в современной Российской Федерации до сих пор.

В этом важнейшем достижении есть доля заслуги Негласного комитета (1801-1803) и его членов.

Список литературы:

1. Великий князь Николай Михайлович [Романов]. Граф Павел Александрович Строганов (1774-1817). - СПб., 1803. - Т. 2. - С. 61-243.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. С 1649 по 1825 гг. (Далее: ПСЗ-1). Т. 27. - СПб., 1830. - № 20406. - С. 243-248; № 20409. - С. 249-250.

3. ПСЗ-1. Т. 27. - СПб., 1830. - № 20409. - С. 249-250.

4. ПСЗ-1. Т. 31. - СПб., 1830. - № 24686. - С. 686-719.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. С 1826-по 1811 гг. Т. 8. - СПб., 1840. - Отд. 1. - № 5947. - С. 68-69.

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ УКРАИНЫ 20-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 30-Х ГГ. XX ВЕКА

© Савчук В.А.*

Каменец-Подольский национальный университет им. Ивана Огиенко, Украина г. Каменец-Подольский

В статье раскрывается роль историко-краеведческого движения Украины 1920-х - первой половины 1930-х гг. в изучении национальных меньшинств, которые составляли в то время около 30 % населения Украины.

* Проректор по международным связям, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

Согласно переписи 1926 г. на Украине проживало 1,5 млн. евреев из 2,5 в СССР, 624,9 тыс. немцев, 476,4 тыс. поляков, около 80 % союзного показателя греков, татар. В русле провозглашенной властью политики ко-ренизации, которая предусматривала главным образом использование родного языка в обучении, государственных структурах, деятельности общественных организаций и др., началась активная работа по изучению истории, культуры этносов, населяющих Украину. В местах компактного проживания национальностей начали создаваться национальные административные структуры. На 1931 г. на Украине уже функционировало 25 национальных районов (8 русских, 7 немецких, по 3 болгарских, греческих, еврейских, 1 польский). Там, где невозможно было создать районы, функционировали национальные сельские советы: 404 русских, 251 немецкий, 148 польских, 34 болгарских, 30 греческих, 28 еврейских, 16 молдавских, 10 чешских, 4 белорусских и 89 поселковых сельских советов [1, а 37].

Такая огромная деятельность по национально-территориальному строительству, решению социально-экономических проблем потребовала активной научно-исследовательской работы по разным направлениям краеведения в изучении этнических меньшинств. В нее были вовлечены как научные, так и общественные формы. Поддерживая стремление национальных меньшинств к изучению собственной истории и культуры, Народный комиссариат образования стремился через свои структурные подразделения направлять эту работу. Так, в октябре 1930 г. он принимает постановление в ознаменование 15-летия со дня смерти еврейского писателя Й. Бов-шевера, которым предусматривалось проведение комплекса мероприятий от поисковых до пропагандистских [2]. Учитывая активную просветительскую, краеведческую деятельность, комиссия НКО УССР своим постановлением от 19 марта 1926 г. назвала еврейскую школу в Новой Ушице на Подолье «Школа имени Шолом Алейхема» [3, л. 72].

Определенную краеведческую работу по изучению, популяризации истории и культуры проводили культурно-образовательные учреждения. В 1926 г., например, на Одещине среди национальных меньшинств работало 22 немецкие избы-читальни, 9 немецких сельских домов, 9 еврейских изб-читален, по 4 болгарских избы-читальни и сельских дома, 2 молдавских сельских дома. В это же время в Одессе открывается польский клуб. [4, л. 72]. Для его деятельности Илличевский райсовет только в 1929 г. выделяет 20 тыс. рублей и производит ремонтные работы [5, л. 34]. В 1926 г. открывается дом еврейской культуры, просуществовавший до 1935 г. и сыгравший большую роль в популяризации еврейской культуры, организации краеведческой работы среди еврейского населения [6, л. 5]. В это же время здесь открывается интернациональный клуб народов Запада и Востока, который проводил работу среди представителей 13 национальностей, проживавших в Одессе [7, л. 78].

Значительная краеведческая работа проводилась в этнонациональных учебных заведениях и школах. На 1931 г., например, в Украине действовало 9 педагогических техникумов (3 еврейских, 2 русских, 1 польский, 1 татарский, 1 немецкий, 1 греческий с татарским отделением). Кроме техникумов, работал польский институт народного образования, немецкий институт народного образования, Ново-полтавский еврейский сельскохозяйственных институт, 5 еврейских отделений при разных высших учебных заведениях, а также другие отделения, где обучение велось на национальных языках [8, с. 64]. Одновременно с высшими учебными заведениями расширилась школьная сеть. По данным Центрального статистического управления, в Украине в 1929/30 учебном году насчитывалось 3759 этно-национальных школ, из которых: 1539 русских, 786 еврейских, 628 немецких, 381 польская, 121 молдавская, 73 болгарских, 16 греческих, 15 чешских, 10 армянских, 8 татарских, 2 ассирийских [9, л. 2].

В этих учебных учреждениях постепенно вырабатывались, совершенствовались формы краеведческой работы. В ее становлении большую роль сыграло учительство, ознакомлением которого с формами и методами этой деятельности постоянно занимался Совет по образованию национальных меньшинств (Совнацмен) НКО. В частности, в письме старшим инспекторам отделов народного образования обращалось внимание на необходимость проведения курсов для учителей в апреле 1925 г., где следовало рассмотреть вопросы методики краеведческой работы в школах [10, л. 16].

Вопросы совершенствования методов краеведческих исследований в регионах с компактным проживанием национальных меньшинств обсуждались на V Всеукраинской конференции польских работников (1926 г.) [11, л. 68], Всеукраинской болгарской конференции (1925 г.), Всесоюзном съезде еврейских культпросвет работников (1928 г.) [12, л. 109], двух Всеукраинских совещаниях по работе среди национальных меньшинств (1927 г., 1931 г.).

Возможности краеведческих исследований значительно расширились в связи с созданием в мае 1925 г. Украинского комитета краеведения, который за короткий период работы сумел объединить вокруг себя сотни краеведческих организаций, тысячи почитателей исследований родного края. Сотрудничеству с Украинским комитетом краеведения уделили внимание практически все научные, общественные организации и учреждения, занимавшиеся решением разнообразных вопросов жизнедеятельности национальных меньшинств. Так, Центральная комиссия по делам национальных меньшинств в своем решении от 16 июня 1926 г. «О работе краеведческих организаций в местах проживания национальных меньшинств» подчеркивала: «Считать необходимым начать изучение быта, истории, культуры и др. национальных меньшинств Украины по линии краеведческих организаций. Просить Украинский комитет краеведения и Совнацмен сделать доклад об организационных формах этой работы касательно нацио-

нальных меньшинств» [13, л. 94]. В другом письме ЦКНМ, адресованном окружным национальным бюро, подчеркивалось: «... по докладу Украинского комитета краеведения признано краеведческую работу среди национальных меньшинств очень важной. Предлагаем поставить эту задачу как первоочередную. Для того, чтоб организовать краеведческую работу, Вам необходимо привлечь к изучению национальных меньшинств как самодеятельность самого населения, так и местные культурные силы. К кругу вопросов, подлежащих изучению, должны принадлежать: вопросы истории колонизации, быта, социально-экономических взаимоотношений той или иной национальности, участие их в революционном движении, сохранении памятников старины.

Необходимо приступить к изданию собранных материалов в виде этнографических и других сборников, особенно в тех округах, которые уже провели определенную работу в деле краеведения национальных меньшинств. С целью координации краеведческой деятельности ЦКНМ предлагает ввести своего представителя в состав окружных и местных организаций краеведения, используя при этом организационные формы, комиссии изучения той или иной национальности, группируя вокруг них актив культурных работников» [14, л. 11]. В июле 1926 г. представителем ЦКНМ в Украинском комитете краеведения был утвержден С. Яли, который в короткий срок разработал и внес свои предложения по перспективам краеведческой работы, исследований национальных меньшинств. Плодотворные контакты сложились в ЦКНМ с другой республиканской общественной организацией краеведческого профиля - Украинским комитетом охраны достопримечательностей культуры (УКОПКом). Совместными усилиями последних в 1927 г. была проведена представительская экспедиция по исследованию достопримечательностей еврейской культуры в 57 округах Правобережной Украины. Ее результатом лично заинтересовался народный комиссар образования Украины М.А. Скрипник [15, л. 4].

По обоснованным предложениям ЦКНМ и УКОПКу ряд уникальных памятников объявлялись памятниками республиканского значения. Например, постановлением Коллегии Наркомоса Украины от 22 декабря 1928 года памятником республиканского значения был объявлен Дом древней синагоги в г. Погребище Бердичевского округа [16, с. 4].

Значительный вклад в исследование истории и культуры национальных меньшинств внесли научные учреждения Украины, в частности, Геб-раистическая комиссия, образованная в 1919 г. в структуре Всеукраинской академии наук (ВУАН) при поддержке известного украинского историка, академика Д.1. Багалия [17, л. 14-14 об.]. Как свидетельствуют документальные материалы, упомянутая комиссия среди своих первоочередных задач видела выявление и изучение памятников, связанных с историей украинского еврейства. С этой целью в ее составе в мае в 1919 г. было соз-

дано структурное подразделение, которое объединило вокруг себя таких известных учених, как: Д.1. Баталий, И.В. Галант, О.О. Глаголев, Б.З. Ди-набург, Г.Г. Попов, В.В. Рибинський [18, л. 50]. Усилиями этих и других научных работников уже в 1931 г. была подготовлена подробная картотека всех имеющихся сведений об истории и культуре евреев в Украине [19, л. 611 об.]. В последующие годы были опубликованы основные результаты региональных исторических исследований украинского еврейства, которые нашли свое отражение в трудах И.В. Таланта «Два ритуальных процесса», «Житомирский погром 1905 года» и других [20].

Чрезвычайно важно, что деятельность Гебраистической комиссии подготовила условия для организации в структуре ВУА.Н соответствующего учреждения для исследования истории украинского еврейства. Ею стала научно-исследовательская кафедра еврейской культуры, которая была открыта в 1928 г. в системе ВУАН. Она непосредственно финансировалась и направлялась Народным комиссариатом образования Украины. Возглавил кафедру профессор Ф.И. Либерберг, известный не только как исследователь юдаики, но и как талантливый организатор науки [21, л. 5].

В 20-х - начале 30-х гг. были сделаны соответствующие шаги по исследованию истории и культуры польского населения Украины. В июне в 1931 г. Наркомосом Украины был подготовлен и обоснован проект постановления Совнаркома Украины «Об основании в составе ВЖН Института польской культуры», который включал в себя литературный, филологический, исторический и антирелигиозный отделы [22, л. 11]. На первом этапе Институту на проведение исследований выделялось свыше 30 тыс. руб. [23, л. 7]

На поприщах региональных исследований истории и культуры национальных меньшинств активно работала Этнографическая комиссия при ВЖН под председательством академика А.М. Лободы. По ее заданию Е. Курило разрабатывала тему, связанную с исследованием немецкого и молдавского населения в Украине.

Исключительной настойчивостью отмечался труд по исследованию немецкого населения профессора Ленинградского университета В. Жир-мунського. Заслушав отчет о его работе, Совнацмен при НКО Украины принял резолюцию такого содержания: «информацию принять к сведению; вопрос о дальнейшей научной работе профессора В. Жирмунського по изучению истории, быта и культуры немецких колоний поставить в Президиуме Укрнауки; составить проект воззвания к немецким учителям в деле сбора материалов немецких колоний; напечатать в Бюллетне Народного комиссариата образования отчетный материал профессора Жирмунського о его научных командировках в немецкие колонии; просить Укрнауку включить в свой план на 1926-27 год одну научную командировку в немецкие колонии Украины, увеличив количество участников (экспедиции) до трех лиц; издать диалектологическую анкету профессора В. Жирмунського за счет издательских сумм Совнацмена» [24, л. 54].

Важным этапом в исследовании национальных меньшинств Украины стала деятельность Всеукраинской Ассоциации востоковедения, организованной в Киеве 15 июля 1925 года. В частности, одесский филиал Ассоциации, возглавляемый профессором О. Томпсоном, всесторонне исследовал историю и современное состояние греческого и молдавского населения региона, подготовил ряд оригинальных трудов [25, л. 7].

Конкретная программа исследования и популяризации истории отдельных национальных групп была представлена в 1927 году в научном органе Ассоциации востоковедения журнале «Восточный мир», где председатель киевского филиала проф. А. Синявський отмечал: «... хотелось бы предоставить журналу научно-общественный характер, а не академический (с разведками, которые могут найти себе место лучше в соответствующих отделах Академии наук и исследовательских кафедр). Желательно было бы, чтобы журнал раскрывал связи Украины с Востоком в прошлом и настоящем. Нужно сосредоточить внимание на изучении живых отношений Украины и украинского населения с народами Востока и на ее территории и вблизи нее, в СССР. Нам надо искать на Востоке не средства архивного изучения, а средства установления живых культурно-политических и экономических связей» [26, л. 1об.]. С этой целью на страницах журнала были заведены специальные рубрики. Определенной насыщенностью материалами отличалась, в частности, рубрика «Культура и быт вследствии изучения национальных меньшинств восточного происхождения преимущественно Правобережья» [27, л. 7]. На освещение национальных меньшинств была ориентирована также библиотечка журнала под общим названием «Восточные народы Советского Союза», публиковались интересные материалы по истории, этнографии, культуре татарского, греческого, ассирийского населения Украины [28, л. 25].

Таким образом, в 20-х - первой половине 30-х гг. региональные исторические исследования истории и культуры национальных меньшинств занимали одно из ведущих мест в научных программах различных учреждений Всеукраинской Академии наук, общественных организаций, музейных заведений. В этот период был подготовлен и опубликован ряд фундаментальных трудов, которые стали фундаментальной основой для дальнейшей работы в данном направлении.

Список литературы:

1. Шевченко А. Етшчна меншина / А. Шевченко // Мала енциклопед1я етнодержавознавства / HAH Украши, 1н-т держави i права iM. В.М. Ко-рецького; редкол. Ю.1. Римаренко (вщп. ред.) та iH. - К.: Дов1ра: Генеза, 1996. - С. 37.

2. Бюлетень НКО. - 1920. - №45. - С. 692.

3. ГАОО. Ф. Р.-785. Оп. 1. Д. 11.

4. ГАОО. Ф. Р.-1374. Оп. 1. д. 11.

5. ГАОО. Ф. Р.-4799. Оп. 1. д. 16.

6. ГАОО. Ф. Р.-81. Оп. 1. д. 30.

7. ГАОО. Ф. Р.-728. Оп. 1. д. 30.

8. Глинский А.Б. Национальные меньшинства на Украине. - Харьков; Киев: Центризат, 1931. - 77 с.

9. Центральный государственный архив высших органов власти Украины (Далее ЦГАВОУ). Ф. 166. Оп. 9. Д. 121.

10. ГАОО. Ф. Р.-150. Оп. 1. Д. 664.

11. ЦГАВОУ Ф. 413. Оп. 1. Д. 150.

12. Государственный архив Запорожской области (далее ГАЗО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 741.

13. ЦГАВОУ Ф. 413. Оп. 1. Д. 159.

14. ГАЗО. Ф. Р.-785. Оп. 1. Д. 1020.

15. ГАЗО. Ф. 166. Оп. 8. Д. 40.

16. Бюлетень НКО. - 1929. - № 2.

17. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 1. Д. 172.

18. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 1. Д. 172. Л. 50.

19. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 2, Д. 451.

20. ВУАН. Зб1рник праць Сврейсько! археограф1чно! KOMicii. - Ч. I. -Ки!в, 1928.

21. Государственный архив Киевской области (далее - ГАКО).Ф. 112. Оп. 1. Д. 8667.

22. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 9. Д. 1421.

23. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 9. Д. 1421. Л. 7.

24. ЦГАВОУ Ф. 166. Оп. 6, Д. 709.

25. Институт рукописей Национальной библиотеки HAH Украины им. И. Вернадского (далее ИР НБУ). Ф. X. Д. 34125, приложения.

26. ИР НБУ Д. 2327.

27. ИР НБУ Д. 24190.

28. ИР НБУ Д. 34125.

ВВЕДЕНИЕ ВОЕННО-КОНСКОЙ ПОВИННОСТИ В РОССИИ

© Самойлова E.H.*

Курский государственный университет, г. Курск

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса введения в пореформенной России нового вида повинностей - конской повинности. Приводятся основные критерии отбора и характеризуется сам процесс поставки лошадей в войска.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.